Введение
«Понятие ㅤчисла ㅤи ㅤфигуры ㅤвзято ㅤне ㅤоткуда-нибудь, ㅤ ㅤ
а ㅤтолько ㅤиз ㅤдействительного ㅤмира»
Ф. ㅤ Энгельс
Две ㅤ стихии ㅤ господствуют ㅤ в ㅤ математике ㅤ – ㅤ числа ㅤ и ㅤ фигуры ㅤ с ㅤ их ㅤ бесконечным ㅤ многообразием ㅤ свойств ㅤ и ㅤ взаимосвязей. ㅤ Само ㅤ возникновение ㅤ понятия ㅤ числа ㅤ – ㅤ одно ㅤ из ㅤ гениальнейших ㅤ проявлений ㅤ человеческого ㅤ разума.
Не ㅤ случайно ㅤ открытие ㅤ числа ㅤ – ㅤ одно ㅤ из ㅤ самых ㅤ гениальных ㅤ проявлений ㅤ человеческого ㅤ разума. ㅤ История ㅤ чисел ㅤ увлекательна ㅤ и ㅤ загадочна. ㅤ Одна ㅤ из ㅤ версий ㅤ – ㅤ присутствие ㅤ в ㅤ них ㅤ строгих ㅤ числовых ㅤ закономерностей, ㅤ присущим ㅤ рядам ㅤ фигурных ㅤ чисел.
Это ㅤ историческое ㅤ понятие ㅤ восходит ㅤ к ㅤ пифагорейцам, ㅤ учение ㅤ которых ㅤ о ㅤ числах ㅤ тесно ㅤ переплеталось ㅤ с ㅤ учением ㅤ о ㅤ геометрических ㅤ фигурах. ㅤ Пифагорейцы ㅤ составляли ㅤ числа ㅤ из ㅤ костяшек ㅤ или ㅤ камешков, ㅤ изображали ㅤ в ㅤ виде ㅤ точек, ㅤ группируемых ㅤ в ㅤ фигуры. ㅤ Такое ㅤ представление ㅤ чисел ㅤ облегчало ㅤ им ㅤ изучение ㅤ свойств ㅤ чисел. ㅤ В ㅤ дальнейшем ㅤ эти ㅤ числа ㅤ получили ㅤ название ㅤ фигурные ㅤ ㅤ [2].
На ㅤ уроке ㅤ математики ㅤ ㅤ в ㅤ 6 ㅤ классе ㅤ ㅤ во ㅤвремя ㅤизучения ㅤобыкновенных ㅤдробей ㅤв ㅤучебнике ㅤматематики ㅤ(автор ㅤ ㅤ – ㅤ ㅤВиленкин ㅤН.Я.) ㅤесть ㅤнебольшая ㅤисторическая ㅤсводка ㅤо ㅤфигурных ㅤчислах ㅤ[1]. ㅤЭто ㅤи ㅤподтолкнуло ㅤнас ㅤк ㅤисследованию ㅤтемы, ㅤцелью ㅤкоторой, ㅤстало ㅤпоказать, ㅤчто ㅤфигурные ㅤчисла ㅤвстречаются ㅤв ㅤповседневной ㅤжизни, ㅤпросто ㅤлюди ㅤоб ㅤэтом ㅤне ㅤзадумываются. ㅤ ㅤНам ㅤ захотелось ㅤ подробнее ㅤ изучить ㅤ этот ㅤ вопрос.
Актуальность ㅤтемы: ㅤеще ㅤПифагор ㅤсказал: ㅤ«Числа ㅤправят ㅤмиром». ㅤДействительно, ㅤчисла ㅤокружают ㅤнас ㅤповсюду. ㅤС ㅤпомощью ㅤних ㅤне ㅤтолько ㅤзаписывают ㅤрезультаты ㅤизмерений, ㅤсравнивают ㅤвеличины, ㅤвычисляют, ㅤно ㅤдаже ㅤрисуют, ㅤпроектируют, ㅤсочиняют, ㅤиграют, ㅤделают ㅤумозаключения, ㅤвыводы.
Проблема: ㅤ ㅤкакую ㅤ роль ㅤ в ㅤ нашей ㅤ жизни ㅤ играют ㅤ фигурные ㅤ числа?
Начиная ㅤисследование ㅤмы ㅤвыдвигаем ㅤгипотезу: в ㅤнаше ㅤвремя ㅤфигурные ㅤчисла ㅤне ㅤпотеряли ㅤсвою ㅤактуальность, ㅤ ㅤ фигурные ㅤ числа ㅤ являются ㅤ не ㅤ просто ㅤ удачным ㅤ сочетанием ㅤ групп ㅤ точек, ㅤ но ㅤ и ㅤ имеют ㅤ широкое ㅤ применение ㅤ в ㅤ жизни ㅤ человека.
Объект ㅤисследования: фигурные ㅤчисла.
Предмет ㅤисследования: использование ㅤфигурных ㅤчисел ㅤв ㅤматематике ㅤи ㅤв ㅤповседневной ㅤжизни.
Цель: ㅤболее ㅤглубокое ㅤизучение ㅤи ㅤисследование ㅤодно ㅤиз ㅤпонятий ㅤматематики ㅤ – ㅤфигурное ㅤчисло ㅤи ㅤвыявление ㅤего ㅤроли в ㅤжизни ㅤчеловека.
Задачи:
собрать ㅤпо ㅤразличным ㅤнаучным ㅤи ㅤучебным ㅤисточникам ㅤматериал ㅤпо ㅤданной ㅤтеме ㅤи ㅤпроанализировать ㅤего;
рассмотреть ㅤисторию ㅤвозникновения ㅤфигурных ㅤчисел;
выяснить, ㅤ на ㅤ какие ㅤ виды ㅤ делятся ㅤ фигурные ㅤ числа;
рассмотреть ㅤвозможности ㅤприменения ㅤфигурных ㅤчисел ㅤв ㅤповседневной ㅤжизни.
Методы ㅤисследования: ㅤизучение ㅤлитературы ㅤпо ㅤданной ㅤтеме, ㅤнаблюдение, ㅤанализ, ㅤсоциологический ㅤопрос ㅤзнакомых ㅤи ㅤодноклассников
В ㅤисследовательской ㅤработе ㅤмы ㅤрешили ㅤзаглянуть ㅤза ㅤстраницы ㅤшкольного ㅤучебника ㅤи ㅤрассмотреть ㅤисторию ㅤфигурных ㅤчисел, ㅤ ㅤопределение ㅤи ㅤвиды ㅤфигурных ㅤчисел, ㅤ ㅤих ㅤиспользование ㅤне ㅤтолько ㅤв ㅤматематике, ㅤно ㅤи ㅤв ㅤповседневной ㅤжизни ㅤчеловека.
Давным-давно, ㅤпомогая ㅤсебе ㅤпри ㅤсчёте ㅤкамушками, ㅤлюди ㅤобращали ㅤвнимание ㅤна ㅤправильные ㅤфигуры, ㅤкоторые ㅤможно ㅤвыложить ㅤиз ㅤкамушков. ㅤМожно ㅤпросто ㅤкласть ㅤкамушки ㅤв ㅤряд: ㅤодин, ㅤдва, ㅤтри. ㅤЕсли ㅤкласть ㅤих ㅤв ㅤдва ㅤряда, ㅤчтобы ㅤполучались ㅤпрямоугольники, ㅤто ㅤполучаются ㅤвсе ㅤчётные ㅤчисла. ㅤМожно ㅤвыкладывать ㅤкамни ㅤв ㅤтри ㅤряда: ㅤполучаются ㅤчисла, ㅤделящиеся ㅤна ㅤтри ㅤи ㅤт.д.
Древние ㅤгреки, ㅤкогда ㅤим ㅤприходилось ㅤумножать ㅤчисла, ㅤрисовали ㅤпрямоугольники; ㅤрезультатом ㅤумножения ㅤтрёх ㅤна ㅤпять ㅤбыл ㅤпрямоугольник ㅤсо ㅤсторонами ㅤтри ㅤи ㅤпять. ㅤЭто ㅤразвитие ㅤсчёта ㅤна ㅤкамушках. ㅤМножество ㅤзакономерностей, ㅤвозникших ㅤпри ㅤдействиях ㅤс ㅤчислами, ㅤбыли ㅤобнаружены ㅤдревнегреческими ㅤучёными ㅤпри ㅤизучении ㅤчертежей. ㅤС ㅤих ㅤпомощью ㅤможно ㅤвыложить ㅤправильные ㅤгеометрические ㅤфигуры: ㅤтреугольники, ㅤквадраты, ㅤпирамиды ㅤи ㅤт.д. ㅤ[4].
«Числа ㅤдревними ㅤгреками, ㅤа ㅤвместе ㅤс ㅤними ㅤПифагором ㅤи ㅤпифагорейцами ㅤмыслились ㅤзримо, ㅤв ㅤвиде ㅤкамешков, ㅤразложенных ㅤна ㅤпеске ㅤили ㅤна ㅤсчётной ㅤдоске ㅤ – ㅤабаке. ㅤПо ㅤэтой ㅤпричине ㅤгреки ㅤне ㅤзнали ㅤнуля, ㅤтак ㅤкак ㅤего ㅤневозможно ㅤбыло ㅤ«увидеть». ㅤНо ㅤи ㅤединица ㅤещё ㅤне ㅤбыла ㅤравноправным ㅤчислом, ㅤа ㅤпредставлялась ㅤкак ㅤнекий ㅤ«числовой ㅤатом», ㅤиз ㅤкоторого ㅤобразовывались ㅤвсе ㅤчисла. ㅤПифагорейцы ㅤназывали ㅤединицу ㅤ«границей ㅤмежду ㅤчислом ㅤи ㅤчастями», ㅤт.е. ㅤмежду ㅤцелыми ㅤчислами ㅤи ㅤдробями, ㅤно ㅤв ㅤто ㅤже ㅤвремя ㅤвидели ㅤв ㅤней ㅤ«семя ㅤи ㅤвечный ㅤкорень». ㅤЧисло ㅤже ㅤопределялось ㅤкак ㅤмножество, ㅤсоставленное ㅤиз ㅤединиц. ㅤОсобое ㅤположение ㅤединицы ㅤкак ㅤ«числового ㅤатома» ㅤроднило ㅤеё ㅤс ㅤточкой, ㅤсчитавшейся ㅤ«геометрическим ㅤатомом». ㅤВот ㅤпочему ㅤАристотель ㅤписал: ㅤ«Точка ㅤесть ㅤединица, ㅤимеющая ㅤположение, ㅤединица ㅤесть ㅤточка ㅤбез ㅤположения» ㅤ[3].
Числа-камушки ㅤраскладывались ㅤв ㅤвиде ㅤправильных ㅤгеометрических ㅤфигур, ㅤэти ㅤфигуры ㅤклассифицировались. ㅤТак ㅤвозникли ㅤчисла, ㅤсегодня ㅤименуемые ㅤ ㅤфигурными. ㅤФигурные ㅤчисла ㅤ – ㅤэто ㅤобщее ㅤназвание ㅤчисел, ㅤсвязанные ㅤс ㅤтой ㅤили ㅤиной ㅤгеометрической ㅤфигурой.
Название |
Рисунок |
Определение |
Формула |
Комментарий |
||
Линейные числа (простые) |
Числа, ㅤкоторые ㅤ ㅤделятся ㅤна ㅤединицу ㅤ ㅤи ㅤна ㅤсамих ㅤсебя, ㅤпредставимы ㅤв ㅤвиде ㅤпоследовательности ㅤточек, ㅤвыстроенных ㅤв ㅤлинию. |
Ряд ㅤсовпадет ㅤс ㅤрядом ㅤпростых ㅤчисел, ㅤдополненным ㅤединицей |
1, ㅤ2, ㅤ3, ㅤ5, ㅤ7, ㅤ11, ㅤ13, ㅤ17, ㅤ19, ㅤ23, ㅤ29, ㅤ31, ㅤ37, ㅤ41, ㅤ43, ㅤ47… |
|||
Плоские числа |
Представимые ㅤв ㅤвиде ㅤпроизведения ㅤдвух ㅤсомножителей |
m∙n |
6, ㅤ8, ㅤ9, ㅤ10, ㅤ12, ㅤ14, ㅤ15, ㅤ16, ㅤ18, ㅤ20, ㅤ21, ㅤ22, ㅤ24, ㅤ25… |
|||
Телесные числа |
Выражаемые ㅤпроизведением ㅤтрёх ㅤсомножителей |
m∙n∙k |
8, ㅤ12, ㅤ16, ㅤ18, ㅤ20, ㅤ24, ㅤ27, ㅤ28… |
|||
Многоугольные ㅤчисла ㅤ — ㅤчисла, ㅤассоциированные ㅤс ㅤопределённым ㅤмногоугольником |
||||||
Треугольные ㅤчисла |
Это ㅤчисло ㅤкружков, ㅤкоторые ㅤмогут ㅤбыть ㅤрасставлены ㅤв ㅤформе ㅤправильного треугольника |
1, ㅤ3, ㅤ6, ㅤ10, ㅤ15, ㅤ21, ㅤ28, ㅤ36, ㅤ45… |
||||
Квадратные ㅤчисла |
Произведение ㅤдвух ㅤодинаковых ㅤнатуральных ㅤчисел |
n2 |
1, ㅤ4, ㅤ9, ㅤ16, ㅤ25, ㅤ36, ㅤ49, ㅤ64, ㅤ81… |
|||
Пятиугольные ㅤчисла |
1, ㅤ5, ㅤ12, ㅤ22, ㅤ35, ㅤ51, ㅤ70, ㅤ92… |
|||||
Шестиугольные ㅤчисла |
Число ㅤточек ㅤв ㅤсостоящем ㅤиз ㅤних ㅤправильном ㅤшестиугольнике ㅤсо ㅤстороной ㅤв ㅤn ㅤточек. |
2n2 ㅤ – ㅤn |
1, ㅤ6, ㅤ15, ㅤ28, ㅤ45, ㅤ66… |
|||
Двенадцатиугольные числа |
Число ㅤточек ㅤв ㅤсостоящем ㅤиз ㅤних ㅤправильном ㅤдвенадцатиугольнике ㅤсо ㅤстороной ㅤв ㅤn ㅤточек |
5n2 ㅤ – ㅤ4n |
1, ㅤ12, ㅤ33, ㅤ64, ㅤ105, ㅤ156… |
|||
Центрированные ㅤполигональные ㅤчисла ㅤ – ㅤэто ㅤкласс ㅤфигурных ㅤчисел, ㅤкаждое ㅤсформировано ㅤвокруг ㅤцентральной ㅤточки, ㅤокружённой ㅤслоями ㅤмногоугольников ㅤс ㅤпостоянным ㅤчислом ㅤсторон. |
||||||
Центрированные треугольные ㅤчисла |
Это ㅤцентрированное ㅤполигональное число, ㅤкоторое ㅤпредставляет ㅤтреугольник ㅤс ㅤточкой ㅤв ㅤцентре ㅤи ㅤвсе ㅤостальные ㅤокружающие ㅤточки ㅤнаходятся ㅤна ㅤтреугольных ㅤслоях |
(3n2+3n+2)/2 |
1, ㅤ4, ㅤ10, ㅤ19? ㅤ31, ㅤ … |
|||
Центрированные пятиугольные ㅤчисла |
Это ㅤцентрированное ㅤфигурное ㅤчисло, ㅤкоторое ㅤпредставляет ㅤпятиугольник, ㅤкоторый содержит точку в центре и все точки, окружающие центр, лежат в пятиугольных слоях. |
(5n2+5n+2)/2 |
1, 6, 16, 31, 51, … |
|||
И т.д. |
||||||
Трёхмерные правильные фигурные числа |
||||||
Тетраэдрические числа |
Фигурные числа, которые представляют пирамиду, в основании которой лежит треугольник |
1, 4, 10, 20, 35… |
||||
И т.д. [5, 6]. |
Исследование по данной теме велось таким образом, основные исследования были посвящены ответам на два вопроса: где мы встречаемся с фигурными числами; замечаем ли фигурные числа вокруг нас?
Обсуждая вопрос с мамой, встречаются ли фигурные числа у нас в быту или дома, был дан утвердительный ответ: «Да, встречаются». Например, окна нашего дома, книги на полках образуют ряды линейных чисел, кнопки на домашнем телефоне, на пульте для телевизора расположены в форме плоских чисел, постельное белье в стопках – телесные числа, клавиши на клавиатуре копьютера – треугольные и линейные числа (Приложение 1).
Далее, пройдя по местным магазинам и улицам, мы увидели, что фигурные числа встречаются на витринах – при упаковке различных товаров, а современные архитектурные сооружения, – сейчас уже редко имеют форму обычного параллелепипеда. Витрины магазинов обильно украшены не просто продуктами, а замысловатыми сооружениями пирамидальных форм. Аналогичные формы имеют упаковки фруктов, конфет, подарков (Приложение 2).
Проводя опрос среди знакомых, нам стало известно, что фигурные числа мы видим по телевизору, когда 9 мая на параде солдаты стоят правильными рядами, образуя ㅤ квадраты ㅤ или ㅤ прямоугольники ㅤ в ㅤ форме ㅤ плоских ㅤ чисел; ㅤ во ㅤ время ㅤ показательных ㅤ выступлений ㅤ лётчиков, ㅤ когда ㅤ самолёты ㅤ в ㅤ воздухе ㅤ образуют ㅤ треугольные ㅤ или ㅤ другие ㅤ фигурные ㅤ числа ㅤ (Приложение 3). ㅤ ㅤ ㅤ
На ㅤ уроках ㅤ математики ㅤ мы ㅤ встречались ㅤ с ㅤ фигурными ㅤ числами ㅤ – ㅤ при ㅤ изучении ㅤ формулы ㅤ площади ㅤ прямоугольника ㅤ используется ㅤ понятие ㅤ плоского ㅤ числа, ㅤ которое ㅤ представляется ㅤ виде ㅤ произведения ㅤ двух ㅤ сомножителей ㅤ – ㅤ длины ㅤ и ㅤ ширины. ㅤ При ㅤ вычислении ㅤ объёма ㅤ прямоугольного ㅤ параллелепипеда ㅤ применяется ㅤ понятие ㅤ телесного ㅤ числа, ㅤ выражаемого ㅤ произведением ㅤ трёх ㅤ сомножителей ㅤ – ㅤ длины, ㅤ ширины ㅤ и ㅤ высоты. ㅤ ㅤ
К ㅤ фигурным ㅤ числам ㅤ можно ㅤ отнести ㅤ пирамидальные ㅤ числа, ㅤ которые ㅤ получаются, ㅤ если ㅤ шарики ㅤ складывать ㅤ пирамидкой. ㅤ Как ㅤ раньше ㅤ складывались ㅤ ядра ㅤ ㅤ около ㅤ пушки ㅤ (Приложение ㅤ 4).
Оказывается, ㅤ мы ㅤ встречаемся ㅤ с ㅤ фигурными ㅤ числами ㅤ всюду ㅤ и ㅤ каждый ㅤ день, ㅤ но ㅤ не ㅤ задумываемся ㅤ об ㅤ этом. ㅤ Фигурные ㅤ числа ㅤ мы ㅤ видим ㅤ на ㅤ улицах ㅤ и ㅤ в ㅤ магазинах, ㅤ по ㅤ телевизору ㅤ и ㅤ дома, ㅤ они ㅤ ㅤ окружают ㅤ нашу ㅤ жизнь ㅤ и ㅤ мы ㅤ живем ㅤ среди ㅤ них. ㅤ
Выполнение ㅤ исследовательской ㅤ работы ㅤ было ㅤ начато ㅤ с ㅤ изучения ㅤ и ㅤ анализа ㅤ различного ㅤ рода ㅤ материала ㅤ по ㅤ данной ㅤ теме. ㅤ Рассматривая ㅤ историю ㅤ возникновения ㅤ фигурных ㅤ чисел, ㅤ мы ㅤ узнали, ㅤ что ㅤ учение ㅤ о ㅤчислах ㅤбыло ㅤтесно ㅤсвязано ㅤс ㅤучением ㅤо ㅤгеометрических ㅤфигурах. ㅤВыяснили, ㅤна ㅤкакие ㅤвиды ㅤделятся ㅤфигурные ㅤчисла ㅤи ㅤрассмотрели ㅤих ㅤприменения ㅤв ㅤповседневной ㅤжизни.
Таким ㅤ образом, ㅤ мы ㅤ пришли ㅤ к ㅤ выводу ㅤ об ㅤ актуальности ㅤ данной ㅤ темы, ㅤ а ㅤ значит ㅤ можно ㅤ с ㅤ уверенностью ㅤ сказать, ㅤ что ㅤ невозможно ㅤ представить ㅤ современную ㅤ жизнь ㅤ без ㅤ фигурных ㅤ чисел, ㅤ потому ㅤ что ㅤ мы ㅤ встречаемся ㅤ с ㅤ ними ㅤ каждый ㅤ день, ㅤ они ㅤ окружают ㅤ нас ㅤ повсюду, ㅤ мы ㅤ живем ㅤ среди ㅤ них. ㅤ
В ㅤ процессе ㅤ работы ㅤ по ㅤ данной ㅤ теме ㅤ цель ㅤ ㅤ и ㅤ задачи ㅤ ㅤ полностью ㅤ выполнены. ㅤ ㅤГипотеза ㅤподтвердилась ㅤв ㅤтом, ㅤчто ㅤв ㅤнаше ㅤвремя ㅤфигурные ㅤчисла ㅤне ㅤпотеряли ㅤсвою ㅤактуальность, ㅤ они ㅤ являются ㅤ не ㅤ просто ㅤ удачным ㅤ сочетанием ㅤ групп ㅤ точек, ㅤ но ㅤ и ㅤ имеют ㅤ широкое ㅤ применение ㅤ в ㅤ жизни ㅤ человека.
Виленкин ㅤН.Я. ㅤМатематика. ㅤ6 ㅤкласс: ㅤучебник ㅤдля ㅤобщеобразовательных ㅤучреждений ㅤ/ ㅤН.Я. ㅤ ㅤВиленкин, ㅤВ.И. ㅤ ㅤЖохов, ㅤА.С. ㅤЧесноков, ㅤС.И. ㅤ ㅤШварцбурд. ㅤ – ㅤМ.: ㅤМнемозина, ㅤ2013. ㅤ – ㅤ288 ㅤ ㅤс.
Кордемский ㅤМ.А. ㅤУдивительный ㅤмир ㅤчисел. ㅤКнига ㅤдля ㅤстарших ㅤклассов ㅤсредней ㅤшколы ㅤ/ ㅤМ.А. ㅤ ㅤКордемский, ㅤА.А. ㅤ ㅤАхадов. ㅤ – ㅤМ. ㅤ: ㅤПросвещение, ㅤ1986. ㅤ – ㅤ142 ㅤс. ㅤ ㅤ
Энзенбергер ㅤ Х.М. ㅤ Дух ㅤ числа. ㅤ Книга ㅤ под ㅤ подушку ㅤ для ㅤ всех, ㅤ кто ㅤ боится ㅤ математики. ㅤ – ㅤ ㅤ М.: ㅤ издательство ㅤ «СТРАТА», ㅤ 2013. ㅤ – ㅤ 257 ㅤ ㅤ с.
Энзенбергер ㅤХ.М. ㅤДух ㅤчисла. ㅤМатематические ㅤприключения. ㅤ ㅤСказка. ㅤ ㅤХарьков, ㅤ2004. ㅤ – ㅤ272 ㅤ ㅤс.
Фигурные ㅤчисла. ㅤ ㅤВикипедия ㅤ[Электронный ㅤресурс]. ㅤ ㅤРежим ㅤдоступа: ㅤ ㅤURL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%E3%F3%F0%ED%FB%E5_%F7%E8%F1%EB%E0 ㅤ ㅤ(дата ㅤобращения: ㅤ17 ㅤянваря ㅤ2019 ㅤг.)
Фигурные ㅤчисла. ㅤНаучная ㅤбиблиотека ㅤ[Электронный ㅤресурс]. ㅤ ㅤРежим ㅤдоступа: ㅤ ㅤ ㅤ ㅤhttp://sernam.ru/book_e_math.php?id=147 ㅤ ㅤ(дата ㅤобращения: ㅤ ㅤ9 ㅤянваря ㅤ2019 ㅤг.)
Приложение ㅤ 1
Применение ㅤ фигурных ㅤ чисел ㅤ в ㅤ жизни ㅤ человека
Приложение ㅤ2
Применение ㅤ фигурных ㅤ чисел ㅤ в ㅤ жизни ㅤ человека
Приложение ㅤ 3
Применение ㅤ фигурных ㅤ чисел ㅤ в ㅤ жизни ㅤ человека
Применение ㅤ фигурных ㅤ чисел ㅤ в ㅤ жизни ㅤ человека
Приложение ㅤ 4
Применение ㅤ фигурных ㅤ чисел ㅤ в ㅤ жизни ㅤ человека