Мода как психологический механизм социального поведения молодежи

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мода как психологический механизм социального поведения молодежи

Мукаева А.С. 1
1МАОУ "Гимназия №2" г. Перми
Нечаева С.В. 1
1МАОУ "Гимназия №2" г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мода является одним из социально-значимых средств личностной идентификации, что так важно для молодого поколения, поведение и ценности которого в свою очередь служит индикатором состояния и функционирования в обществе самых различных институтов. В связи с этим выявление психологических маркеров модного поведения молодежи позволит понять сущность и характер социального поведения молодежи.

Проблема влияния моды на социальное поведение человека хорошо представлена и проработана в классических трудах по общей социологии, социологии моды, социальной психологии и культурологии. В области психологии моды обращают на себя внимание серьезностью исследования работы А.Б. Гофмана, Л. Ятиной, В. Ильина, Д. Ольшанского. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности молодежи были раскрыты в исследованиях российского социолога В.А. Ядовым. Однако данная проблема по-прежнему остается мало исследованной, что в целом и обусловило определение цели, задач, объекта и предмета исследования.

Объектом нашего исследования является мода, а предметом – мода как психологический механизм социального поведения молодежи.

При этом нами использовались следующие методы исследования: формализация, анализ, методы социологических исследований (анкетирование).

Исходя из всего выше сказанного, цель нашей работы – исследовать моду как психологический механизм социального поведения молодежи.

Задачи:

1. Теоретический анализ источников и литературы, связанных с темой нашего исследования;

2. Рассмотреть сущность моды как социального явления;

3. Провести анкетирование среди молодежи с целью выявления психологических маркеров модного поведения;

4. Раскрыть влияние психологических маркеров модного поведения молодежи на сущность и характер ее социального поведения.

Таким образом, структура нашей работы выглядит так:

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения моды

Глава 2. Механизм влияния моды на социальное поведение молодежи

Заключение

Список литературы

Приложение

Глава 1. Теоретические основы изучения моды

Мода – это кратковременная практика стандартизированного массового поведения более или менее ограниченного круга людей [4].

При этом особенностью этого поведенческого стандарта является подвижность непрерывно расширяющаяся, вбирающая в себя все новых индивидов. Понятиями противоположными моде, выступают единичные, уникально-неповторимые формы поведения. Существование вне и независимо от сознания, периодически повторяющиеся явления массового стандартизированного поведения и выступают предметным аналогом интересующего нас понятия, тем специфическим феноменом, который мы и воспринимаем как моду [5].

Мода выходит за рамки каждого из фрагментов человеческой и социальной реальности, рассекаемой на части отдельными науками. Это явление целостное и универсальное, оно существует в самых разных областях жизнедеятельности человека: эстетической, экономической; психологической и т.п. Мода принадлежит, прежде всего, не миру вещей, а миру людей. Вещи сами по себе не меняются под влиянием моды, их изменяют люди, приписывающие им значения, взаимодействующие между собой и с культурой.

Появление моды свидетельствует о социальной зрелости того или иного общества, о проявлении в нем определенной социальной структуры, отдельные части которой с помощью механизма моды стремятся отдифференцировать себя от других. Мода возникает как следствие и как инструмент социального развития и социального расслоения внутри одного и того же народа [1].

Исследователи выделяют следующие факторы, влияющие на моду:

Экономические факторы. Модный товар – это роскошь. Он включает в себя элементы дизайна, выходящие за рамки обычных функциональных потребностей. Поэтому спрос на такие товары выше в экономически более развитых странах и в сегментах рынка, представители которых обладают большими свободными доходами [6].

К примеру: Основными факторами определившим и развитие европейского костюма в начале XX века, были мощный технический подъем, повсеместное господство промышленного массового производства, новые условия и новый образ жизни (развитие транспорта, использование женского труда на производстве), влияние спорта и войны 1914-1918 гг.. Мода все больше становиться предметом купли-продажи, изменения ее происходят все чаще [3].

Начало демократизации одежды обусловило, преждевсего, что мода, подчиняя своим требованиям промышленное изготовление товаров массового производства, становится доступной не только избранной верхушке, но и широким слоям населения. Характер модели изменялся, отражая изменения стили жизни.

В XX веке вместе с развитием промышленного производства одежды возникает и развивается профессиональное художественное моделирование костюма. Во Франции, законодательнице мировой моды, создаются первые Дома моды, появляется профессия Кутюрье – художника – модельера одежды. Именно Кутюрье впервые начинают создавать рациональный стиль костюма, отличающийся сдержанной простатой, отсутствием лишних деталей, дорогой отделки [3].

Социальные факторы. Изменения в моде отражают перемены в социальной среде: отношение к классовой структуре общества, роли мужчин и женщин, составу семьи. К примеру, нехватка времени, вызванная увеличением числа работающих женщин, привела к широкому распространению практичных, быстросохнущих и не мнущихся тканей. Забота об окружающей среде сделала модными натуральные ткани, а мех, наоборот, потерял популярность. Стремление к здоровому образу жизни вызвало моду на занятия спортом, спортивную одежду и беговые кроссовки [2].

К примеру: в напряженной обстановке первой мировой войны общественная значимость женщин резко возрастает. Заменив ушедших на фронт мужчин, они занимаются разнообразным трудом – и умственным, и физическим. Равноправие, подтвердившееся не в декларациях, а в реальной жизни, помогает осуществить важную реформу костюма, обусловленную изменившимся образом жизни, это создание практичной, не стесняющей движения одежды, упразднения корсетов, укорочения длины юбок.

С началом Войны Дома мод были закрыты, и эта реформа происходит стихийно. Уже в первый год войны длина женских платьев доходит до щиколотки, затем до середины икры.

Главной чертой моды этих лет становиться свобода формы. Свободно висят на плечах блузки, рукава, палерины.

Обувь разнообразна по назначению: ботинки на шнуровке и пуговицах, закрытые и открытые туфли на невысоком плотном каблуке для повседневного ношения и на тонком высоком и изогнутом каблуке для торжественных случаев [3].

Психологические факторы. Потребители принимают моду, чтобы преодолеть скуку. Люди устают от одной и той же одежды, равно как и одной и той же мебели. Они стремятся изменить свой стиль жизни и покупают для этого новую одежду или новую мебель, в конце концов, оклеивают квартиру новыми обоями. С помощью моды люди стремятся выделиться, хотят получить признание со стороны окружающих. Эти две выгоды, однако, могут быть разнонаправлены. Если вы намереваетесь надеть что-то радикально новое, вы, весьма вероятно, подчеркнете свою индивидуальность, но в то же время столкнетесь с неприятием со стороны сверстников. Чтобы удовлетворить эти конфликтующие потребности, производители и розничные торговцы предлагают множество различных дизайнов и их комбинаций [8, 9].

К примеру: с XVII века среди знати распространился обычай спать в ночных сорочках, но в широкое употребление исподнее белье вошло лишь с XVIII в. Только после этого начали отступать заболевания кожи [3].

Политические факторы. Политика влияет на нашу жизнь практически во всех её сферах. Мода является зеркалом эпохи. За социальными революциями всегда следовали резкие изменения в моде, в периоды острых социальных потрясений радикально меняется внешний облик людей. Господствующая идеология оказывается и оказывает влияния на модные тенденции. В свою очередь мода также способствует переменам в жизни общества. Во властных кругах общества стало востребовано осознанное отношение к моде, как к важнейшему атрибуту и инструменту власти. В различных кругах российского общества начал формироваться свой «властный стиль одежды» («power look»), подчёркивающий превосходство лидера, демонстрирующий его принадлежность к определённой группе [6].

К примеру: начало XIX века для Франции стало тяжелым временем. Знаменитая Французская революция перевернула все представление о моде и модной одежде. В знак протеста парижане перестали носить короткие панталоны и чулки, отдав предпочтение длинным штанам и коротким фракам. Сложные женские наряды сменились платьями простого кроя, а также одеждой в греческом стиле. Основными цветами костюмов стали белый, синий и красный.

Повсеместно люди начали отказываться от париков и сложных причесок. Отныне укладки делались только из натуральных волос. Скажем также о том, что женщины и мужчины отказались от косметики и, в частности, от пудры. Революционеры мотивировали свой жест тем, что данное средство изготавливалось из пшеницы, которая была необходима простым людям для пропитания [3].

Исследование психического развития привело психологов к выводу о наличии психологических механизмов, благодаря которым среда и наследственность влияют на психику. По Е.А. Доценко психические механизмы − это целостный набор психических состояний и процессов, реализующих движение к некоторому результату в соответствии со стандартной или часто встречающейся последовательностью [7].

В психологии термином «механизм» обозначается система различных психологических факторов, средств, обеспечивающих тот или иной процесс проявления психических свойств, различные психические изменения и т.д. Психологический механизм – это постоянно действующая или ситуативно возникающая целостная психологическая система средств, которая обеспечивает выполнение тех или иных регулятивных функций и включает в себя основные подсистемы регуляции [5].

Глава 2. Механизм влияния моды на социальное поведение молодежи

Мы проводили опрос среди молодежи (от 18 до 35 лет) в период 13.01-09.02.2019 путем анкетирования (см. Приложение).

Цель анкетирования – выявление психологических маркеров модного поведения молодежи.

В анкетировании приняло участие 103 человека. Из них женщины составили 78 %, мужчины – 22 % (см. Рис. 1).

Рис. 1

89 % респондентов ответили, что они носят модную одежду (см. Рис. 2)

Рис. 2

Большинство респондентов (45 %) придерживаются мнения, что модная одежда – это брендовая одежда. На втором месте находится ответ, что это одежда, которую носят все (23 %). На третьем месте находится ответ «та, которую рекламируют» (12 %), «это вещи, которые носят/используют знамениты люди» (10 %). 7 % респондентов считает, что модная одежда – это уникальная одежда (см. Рис. 3)

Рис. 3

Пятый вопрос был направлен на выявление мотивов приобретения модной одежды молодежью. При анализе ответов респондентов мы получили, что основными мотивами модного поведения молодежи выступает подражание группе и повышенная потребность в социальной адаптации в изменяющихся условиях среды (49 %), стремление получить более высокий социальный статус (36 %) (см. Рис. 4)

Рис. 4

На вопрос «Что Вам дает ношение модной одежды?» мы получили следующие ответы: активность жизненной позиции, относительная независимость от других, креативность, индивидуальный механизм присвоения модных ценностей.

Исследуя каналы получения информации о том, что на данный момент является модным, мы выяснили, что на первом месте находится социальная группа, к которой относится молодой человек, его окружение (63 %). На втором месте расположились средства массовой коммуникации (23 %). Культурную среду назвали 10 % респондентов (см. Рис. 5)

Рис. 5

Результаты анкетирования показали, что психологические маркеры модного поведения молодежи условно можно разделить на две группы. Первую группу составляют «внешние» маркеры. К ним можно отнести принадлежность индивида к определенной группе (63 %), массовую коммуникацию (23 %), культурную среду (10 %). Вторую группу составляют «внутренние» маркеры, которые включают в себя активность жизненной позиции, относительная независимость от других, креативность, индивидуальный механизм присвоения модных ценностей. В качестве основных мотивов модного поведения молодежи выступает подражание группе и повышенная потребность в социальной адаптации в изменяющихся условиях среды (49 %), стремление получить более высокий социальный статус (36 %). Таким образом, мы можем наблюдать противоречивый характер моды как психологического механизма социального поведения человека. С одной стороны, она удовлетворяет желание молодого человека не слишком выделяться на фоне окружающих, но с другой стороны, позволяет подчеркнуть свою индивидуальность и пробудить интерес окружающих к ней. Основная роль моды в социальном поведении молодежи реализуется через обозначение социального статуса, интеграцию, поддержание и достижение социального престижа, проявление индивидуальности и психофизической разрядки.

Заключение

Мода важна для людей, ведь она позволяет людям выглядеть красиво в глазах друг друга, также с помощью нее легко самовыражаться. Мода задаёт так называемый стандарт внешнего вида человека. Для многих людей мода – это хобби и любимое увлечение.

На протяжении всего существования человечества на моду влияло большое количество факторов: экономические, политические, психологические и социальные.

Известно, что мода меняется с годами, но также она в какой-то степени остается неизменной. Поэтому ее спокойно можно назвать психологическим механизмом, ведь мода, как и психологический механизм – это действующая или ситуативно возникающая целостная психологическая система средств, которая обеспечивает выполнение тех или иных регулятивных функций и включает в себя основные подсистемы регуляции.

В XXI веке мода захватывает все новые социальные пространства. Противоречивость моды проявляется в процессе социализации человека. Подражание моде ведет к определенной автоматизации, стандартизации поведения, делает человека похожим на других. Это освобождает человека от необходимости тратить энергию в сфере быта, самообслуживания, тем самым экономит силы для реализации других дел, творческой деятельности, что соответствует психологическим особенностям молодежи как социальной группе. Поскольку современный молодой человек в условиях разнообразия жизни не всегда в состоянии правильно решить вопросы, связанные с одеждой, прической, предметами быта и т.д., следование моде лишает его психологических проблем выбора своего поведения. В то же время с помощью моды молодежь реализует свои устремления и получает возможность выделиться на общем фоне, подняться в социальной структуре, заняв более высокий статус. Молодежь стремиться самоутвердиться в жизни, найти свое место в обществе, чему мода активно способствует. Тесная связь моды с демонстративным потреблением обусловлена общность их базовых характеристик (демонстративность и динамизм).В итоге внешняя норма модного поведения воспринимается молодым человеком как его внутренней потребностью, и, тем самым, превращается в ценность.

Основная роль моды в социальном поведении молодежи реализуется через определенный поведенческий регулятивный механизм, в задачу которого входит обозначение социальных позиций, интеграция посредством механизма идентификации, поддержание и достижение социального престижа, проявление индивидуальности и психофизической разрядки.

Список литературы

1. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 2000. 208с.

2. Ильин В.И. Мода как социальная норма // Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб: Питер, 1998. 203 с.

3. Каминская Н.М. История костюма. – М.: Легкая индустрия, 1977. – 128 с.

4. Коваленко А.Б., Корнев Н.Н. Мода как психологический механизм. Психология моды и престижа [электронный документ] (https://psyfactor.org)

5. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб: Питер, 2002. – 368 с.

1…6. Патахова М.А. Мода и факторы, влияющие на покупку одежды [электронный документ] (https://cyberleninka.ru)

7. Самылова О.А. Психологические механизмы духовно-нравственного развития в юношеском периоде. [электронный документ] (https://cyberleninka.ru)

8. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности. // Социальная идентификация личности. М.: Институт социологии РАН, 1993. 168 с.

9. Ятина Л. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии, №2, 2003. С. 120-131

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

1. Ваш возраст:

А) 18-22 лет

Б) 23-28 лет

В) 29-35 лет

2. Ваш пол:

А) женский

Б) мужской

3. Носите ли Вы модную одежду/аксессуары/вещи:

А) да

Б) нет

4. Модная одежда/аксессуары/вещи – это:

А) брендовая одежда

Б) то, что носят все

В) та, что активно рекламируется

Г) уникальная одежда

Д) вещи, которые носят/используют знаменитости

Е) удобная и практичная одежда

5. Укажите, почему вы выбираете модную одежду/аксессуары/вещи

________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Укажите, что Вам дает ношение модной одежды/аксессуаров/вещей

________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Укажите канал получения информации о том, что на данный момент является модным

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотров работы: 2123