Цель- исследование нарушения сна у школьников старших классов, оценить влияние нарушения циркадных ритмов сна на психоэмоциональное состояние подростков.
Материал и методы. Проведено совместное исследование ученического научного общества школы № 144 и студенческого научного общества КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого в рамках комплексного обследования по теме «Циркадные нарушения сна у школьников старших классов». Исследование было одобрено на ЛЭК, было независимым (анкетирование проведено анонимно, респонденты не получали никаких вознаграждений за участие в исследовании). Нами проанализировано 100 анкет учащихся 10 классов школ № 150, и № 144 города Красноярска. Для определения дневной сонливости, продолжительности и качества сна, было проведено анкетирование. Мы использовали анкету Child Sleep Questionnaireдетского национального медицинского центра Вашингтон, пересмотренную в 2006 г., а так же шкалу оценки сонливости Epworth sleepiness scale [5]. Анкеты были нами были модифицированы для оценки средней успеваемости учащихся, загруженности в школе, а так же на дополнительных занятиях, продолжительности общения в социальных сетях. (Табл. 1,Табл. 2)
Анкета сна школьника старших классов Дата : «__»__201 Дата рождения : «__» __» __Возраст__Пол : муж, жен. Рост_ см. Вес_ кг. Прочитайте , пожалуйста , внимательно указания по заполнению анкеты! Если необходимо ответить «Да» или «Нет» , то обведите правильный ответ кружком Если необходимо выбрать ответ из списка , то укажите правильный ответ крестиком в скобках (+ ). Следующие вопросы о сне в течении последних 3-х месяцев
13.Принимали ли Вы когда-либо принимал снотворные средства? Да/ нет. Если да, то в каких дозах и как часто:__________________________________________________________ 14.Отмечаются ли у Вас следующие симптомы?
15. Какой из следующий элементов есть у Вас в спальне: Телевизор, DVD, компьютер, Интернет, Видео игры, телефон/мобильный телефон. 16.Сколько времени в среднем в сутки затрачиваете на выполнение домашнего задания?___ч___мин. 17. Сколько времени в среднем в течение суток Вы пользуетесь интернетом?__ч___мин. Смотрите телевизор?____ч.__мин 18. Вы занимаетесь физическими занятиями (спорт. секции , танцы и др.) ? Да/Нет ( какими ?) ________________ 19. Ваша успеваемость( средний балл)__________ 20. Употребляет ли Вы напитки, содержащие кофеин (кола, кофе, молочный шоколад или др.) или едите шоколад в больших количествах? 21.Вы курите? Да/Нет. Если курите , то сколько сигарет выкуриваете в день? ____шт. Как давно Вы курите? __лет ___мес. 22. Принимает алкоголь?Да/Нет . Если Да , какие алкогольные напитки и как часто в неделю_______________________________ 23.У Вас отдельная комната для сна? Да/Нет 24. Удаётся ли Вам соблюдать определённое время для укладывания в постель?ДА/Нет |
Таблица 1- Модифицированная анкета оценки качества сна (Алексеева А.Н. и соавт 2015г.)
Шкала оценки сонливости. Какова вероятность, что Вы может задремать или уснуть в приведённых ниже ситуациях: 0 = никогда 1 = низкая вероятность 2 = умеренная вероятность 3 = высокая вероятность
СИТУАЦИЯ |
вероятность дремо- ты или засыпания |
Читая сидя |
|
Просматривая телепередачи |
|
Сидя в общественном месте без проявления активности (на занятиях или в кино, театре) |
|
В качестве пассажира в машине при движении без остановки в течение часа |
|
Во время отдыха в кровати во второй половине дня, если позволяет ситуация |
|
Сидя в спокойной обстановке после обеда |
|
Сидя и разговаривая с кем-либо |
|
Во время игры с друзьями |
Таблица 2- Модифицированная шкала оценки сонливости Эпворта (Алексеева А.Н. и соавт 2015г.)
Статистическая обработка базы данных осуществлялась с использованием пакета прикладных программ STATISTICA v. 7.0 (StatSoft, USA). Описательная статистика для качественных учетных признаков представлена в виде абсолютных значений, процентных долей и их стандартной ошибки. Вид распределения определялся с помощью критерия Шапиро – Уилка. Данные для вариационных рядов с непараметрическим распределением представлены в виде медианы и процентилей (Ме [Q25;Q75]). Для сравнения долей использовали двухсторонний критерий Фишера, при уровне значимости p ≤ 0,05.
Результаты и обсуждение:Общая выборка составила 100 школьников в возрасте от 15 до 17 лет, средний возраст - 15,9 лет, медиана возраста – 16 [16;17] лет, в том числе: 62 (62 ± 4,85%) девушки и 38 (38 ± 4,85%) юношей. Не удовлетворены качеством сна 41/100 (41± 4,91%) респондента. Продолжительность нарушений сна варьировала от 2 месяцев от 5 лет. Основная проблема по качеству сна у проанкетированных подростков – недостаточность времени для ночного сна (30/41;73± 6,91%). Продолжительность ночного сна в будние дни составила 6 часов 45 минут, медиана - 7 [6;8] часов, в выходные дни - 9 часов 38 минут, медиана - 10 [8,5; 10]часов. Показано, что большинство школьников спят в будние дни менее 8 часов в сутки, что составляет 64± 4,8% случая от общего числа учащихся. После полуночи в будние дни ложатся спать 44± 4,96% школьника, в выходные - 71± 4,53% респондент, однако по мнению 39± 4,87% школьников, им удаётся соблюдать режим сна и бодрствования. У большинства опрошенных есть условия для качественного сна дома, включая отдельную комнату для сна - 83± 3,1%. Просыпаются по сигналу будильника 64± 4,8% школьника, 32± 4,66% ученика будят родители, из них 13/32 (40± 8,68%) подростков отметили, что родителям придётся будить их несколько раз, лишь 4± 1,95% школьника пробуждаются самостоятельно. Принявшим в исследовании 100 школьникам, было предложено самостоятельно выбрать свой собственный график смены сна и бодрствования. Предпочли график «ложиться спать рано и рано вставать» лишь треть участников 32± 4,66%, четверть школьников - 25± 4,33% выбрали график «ложиться спать поздно и поздно вставать»; у 41± 4,9% респондента не было предпочтений, и лишь 2± 1,4% отметили, что желали бы в будние дни «ложиться спать рано и рано вставать», а в выходные дни «ложиться спать поздно и поздно вставать».
Среднее время пробуждения составило 13 минут, медиана – 10 [5; 15] минут. Среднее засыпание - 24 минуты, медиана - 15 [10; 30] минут. Дневную сиесту соблюдали 22± 4,14% опрошенных с вариабельностью продолжительности дневного сна от 1 до 4 часов. Большинство школьников после пробуждения чувствовали себя вялыми и отмечали дневную сонливость - 61± 4,87%, повышенную утомляемость при обычных физических и умственных нагрузках - 57± 4,95%, сниженное настроение - 56± 4,96%, раздражительность - 54± 4,98%, тревожность - 27± 4,43%, затруднение усвоения школьной программы - 24± 4,27%, снижение памяти - 25± 4,33%, головные боли - 18± 3,84%. Просыпались среди ночи треть - 30± 4,58% учащихся, на боязнь не заснуть жаловались 11± 3,1% респондента, на трудности засыпания - 32± 4,66%, на беспокойный сон - 20± 4%, на ранние пробуждения - 27± 4,43%, на неосвежающий сон - 32± 4,66%. Отмечали наличие тревожных мыслей при засыпании - 43± 4,95% школьника. Ночные кошмары мучали 2± 1,4% учеников, у трёх человек 3± 1,7% повышенный уровень двигательной активности во сне (частая смена положения тела в постели, неприятные ощущение в ногах, непроизвольные подёргивания в конечностях), у одного юноши 1± 0,99% - фрагментация сна на фоне снохождения. Нарушение дыхания во сне встречались реже: храп - 1± 0,99%, всхрапывание - 6± 2,37%, остановки дыхания во сне - 5± 2,17%, ночные приступы удушья - 2± 1,4%. В спальне у 39± 4,87% школьника имеется телевизор; видео приставки - 20± 4%, персональный компьютер - 80± 4%, возможность пользования интернета с помощью ПК и/или мобильного телефона (смартфона) - 82± 3,84%.
На выполнение домашнего задания у участников исследования уходит в среднем 2 часа 40 минут, медиана - 2 часа 30 минут [2; 3,5], а на общение в социальных сетях в 2 раза больше - в среднем 5 часов 30 минут, медиана - 4 часа [2;8]. Большинство школьников 63± 4,82% дополнительно посещают спортивные 47± 4,99% и танцевальные 10± 3% занятия, трое 3± 1,7% совмещают танцевальные и спортивные секции. Среди тонизирующих напитков школьники чаще употребляют кофе - 54± 4,98%, 30± 4,5% употребляют «колу» и шоколад в больших количествах - 33± 4,7%. В курении сознались 14± 3,46%, стаж курильщика варьировал от 4 месяцев до 7 лет, алкоголь употребляли 23± 4,2%. Средний балл по Эпвортской шкале оценки сонливости составил 7,67, медиана – 8 [4; 10](табл.2 шкала субъективной оценки сонливости состоит из 8 пунктов нормальное значение составляет менее 10 баллов). Средний балл успеваемости - 4,16, медиана - 4[4; 4,5]. Из общей выборки выделены 2 группы школьников: первая группа учеников со средним баллом менее 4, вторая группа - отличники. При успеваемости ниже 4 баллов продолжительность ночного сна в будние дни была менее 8 часов в сутки у 5/10 (50± 14,49%) школьников, до полуночи в будние дни ложились спать 3/10 (30 ± 15,8%). У отличников продолжительность ночного сна в будние дни была менее 8 часов в сутки у 8/12 (66 ± 13,6%) школьников, до полуночи в будние дни ложились спать 4/12 (33± 13,6%) человек. Дневная сонливость в первой группе отмечена у 7/10 (70± 14,49%) человек, во второй группе - у 6/12 (33± 13,6%), раздражительность в первой группе была у 4/10 (40± 15,49%), во второй - у 7/12 (58± 14,23%). Школьники со средним баллом ниже 4 баллов считают что не справляются со школьной программой в трети 30 ± 15,8% случаев, что статистически значимо в сравнении с отличниками - в 16± 10,75%, р