ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ У ЛИЦ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ У ЛИЦ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Каева Ю.И. 1Сызранова И.Ф. 1
1МБОУ "СОШ№32 с углубленным изучением предметов физико-математического профиля"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье описаны процедура, используемые методики по оценке свойств нервной системы и личностных особенностей у учащихся 7-8 классов. Представлены результаты исследования связи между ними.

Одной из актуальных задач средней школы является подготовка старшеклассников к будущей профессиональной деятельности. Среди методов этой подготовки важное место занимает проектная деятельность.

Метод проектов возник в 20-е годы ХХ столетия в США. Идеи проектной деятельности разрабатывались американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личный интерес именно в этом знании. То есть, важно показать детям их личную заинтересованность в приобретённых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Содержание для такой работы необходимо взять из реальной жизни. Оно должна быть знакомо и значимо для обучаемого [1].

В рамках реализации проектного подхода в сфере профориентации старшеклассников было проведено исследование связи свойств нервной системы учащихся с их личностными особенностями.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 32» с углубленным изучением предметов физико-математического профиля. В исследовании приняли участие ученики 7-8 классов в количестве 172 человек. Возрастной состав – 13-15 лет.

Свойства нервной системы оценивались с помощью опросника Яна Стреляу [2]. Данный опросник направлен на изучение трех основных характеристик нервной системы, определяющих темперамент человека:

  • уровня (силы) процессов возбуждения,

  • уровня (силы) процессов торможения,

  • уровня подвижности нервных процессов.

Также можно определить уравновешенность нервной системы как отношение силы по возбуждению к силе по торможению.

Для выявления личностных особенностей был использован психогеометрический тест С. Делингер [2]. Это проективная методика исследования личности. Стимульный материал состоит из пяти геометрических фигур — квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг Обследуемому предлагается "почувствовать свою форму" и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: "это — Я" (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения.

Выбор данных методик обусловлен рядом требований:

  1. Методики должны быть надежны (устойчивы к действию посторонних факторов) и валидны (пригодны для измерения определенных качеств, особенностей и эффективно измерять эти качества).

  2. Методики должны быть удобны для группового тестирования. Необходимо обеспечить единообразные условия проведения тестирования, предусмотреть возможность обработки результатов на компьютере. Процедура измерения, обработки и интерпретации исследуемых показателей должна быть регламентирована.

  3. Проведение эксперимента не должно нарушать график учебного процесса. Время, затрачиваемое на диагностику не должно превышать 20-25 минут.

Диагностика проводилась на уроках биологии. Сначала учащимся раздавались лист вопросов и бланк ответов по тесту Стреляу. Затем предъявлялся стимульный материал психогеометрического теста.

С помощью программы Microsoft Excel 2011 и интегрированного статистического пакета SPSS Statistics 17 была проведена статистическая обработка результатов. Для выявления взаимосвязи свойств нервной системы и личностных особенностей учащихся был использован анализ таблиц сопряженности.

Результаты исследования представлены в таблице 1 и на рисунках 1 и 2.

Рис.1. Свойства нервной системы

Как видно из рисунка 1 и таблицы 1, сила процессов возбуждения и торможения, уровень подвижности нервной системы ВЫШЕ нормы у более, чем 2/3 учащихся. Соответственно, у 2/3 учащихся наблюдается неуравновешенность нервных процессов в сторону процессов возбуждения. Это определенным образом может сказываться на их здоровье и успеваемости. Необходимо дальнейшее исследование причин такой ситуации и, в перспективе, разработка комплекса мероприятий по оптимизации работы нервной системы.

Таблица 1.

Как видно из рисунка 2, среди учащихся преобладают подростки-«зигзаги» (39%). На втором месте подростки-«круги» (22%). "Зигзаги" — люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления — синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью; "Круги" — люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность — люди, их благополучие.

Анализ таблиц сопряженности показал, что среди учащихся-зигзагов и учащихся-кругов преобладают учащиеся с неуравновешенностью нервных процессов в сторону возбуждения. Уравновешенность нервных процессов более всего наблюдается у учащихся-квадратов.

Рис.2. Личностные особенности учащихся

Результаты исследования докладывались на студенческой научно-практической конференции в рамках недели науки Астраханского государственного университета.

Литература

  1. Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е.С. Полат. – Режим доступа: http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/ metod%20pro.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.

  2. Основы психологии./ Практикум. Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. -Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2005. -576с.

Просмотров работы: 686