КОМПЬЮТЕР И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УЧАЩЕГОСЯ ШКОЛЫ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КОМПЬЮТЕР И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УЧАЩЕГОСЯ ШКОЛЫ

Боровая Т.А. 1
1МБОУ "Верхнетоемская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………….…..……………….

3

Глава I Изучение научно обоснованной информации о влиянии компьютерных устройств на детей и подростков ………………………..…

4

  1. Переутомление…………………………..……………………..……

4

  1. Ухудшение состояния здоровья……………………………………

4

  1. Вредное воздействие мобильных телефонов………………………

4

Глава II Мнение врачей ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» о влиянии компьютерных устройств на здоровье школьника……………………

5

Глава III Результаты анкетирования учащихся, родителей и педагогов МБОУ «Верхнетоемская СОШ»………....………………………………

7

Глава IV Данные о нарушении зрения, сколиозе, нарушении осанки учащихся МБОУ «Верхнетоемская СОШ»…………………………………

10

Выводы……………………………………………………………………….

10

Заключение ………………………………………………………………….

11

Список использованных источников………………………………………

13

Приложение 1 Анкета для учащихся МБОУ «Верхнетоемская СОШ»…

14

Приложение 2. Анкета для родителей учащихся МБОУ «Верхнетоемская СОШ» ……………………………………………………………...

14

Приложение 3. Анкета для педагогов МБОУ «Верхнетоемская СОШ»…

15

Приложение 4. Буклет «Рекомендации по безопасному использованию компьютерных устройств» ……………………………………………

16

Введение

В современном мире человек использует большое количество самых разнообразных компьютерных устройств. Это и обычный настольный компьютер, и портативный компьютер – ноутбук, планшеты во всём их разнообразии, смартфоны, игровые приставки, электронные книги и многое другое. Большинство компьютерных устройств относительно недорогие и, поэтому, доступны многим. Современный школьник порой имеет несколько таких гаджетов. Я пользуюсь компьютером, планшетом, смартфоном, читаю электронную книгу. Мой брат, ученик 11 класса, кроме смартфона и электронной книги, использует игровой компьютер. На переменах в школе я вижу, что много учеников пользуются такими устройствами. На уроках учителя предлагают задания на интерактивной доске или с помощью проектора. Использование таких устройств занимает значительную часть нашего времени в школе и дома.

Я решила выяснить, какое влияние оказывают компьютерные устройства на школьника.

Цель работы: узнать, есть ли негативные последствия в результате длительного использования компьютерных устройств.

Задачи, которые были поставлены:

- изучить материал, который касается данной проблемы;

- узнать мнение врачей-специалистов по этой проблеме и получить их рекомендации;

- провести анкетирование учащихся школы, их родителей, педагогов и обработать результаты;

- ознакомиться с данными о состоянии здоровья обучающихся у фельдшера школы;

- разработать рекомендации по безопасному использованию компьютерных устройств.

В работе использовались методы исследования: опрос, анкетирование, анализ полученных данных.

Гипотеза: Компьютерные устройства оказывают негативное влияние на здоровье школьника.

Глава I Изучение научно обоснованной информации о влиянии компьютерных устройств на детей и подростков

Для получения информации о влиянии компьютерных устройств была прочитана и проанализирована соответствующая литература и Интернет-источники. Большинство учёных считают, что разумное и ограниченное по времени использование компьютерных устройств не оказывает вредного воздействия на школьника. С какими проблемами можно столкнуться в случае неконтролируемого использования компьютера и других устройств ?

  1. Переутомление

Утомление при работе с компьютером может возникнуть в случае, если неправильно организовано рабочее место, оборудование не соответствует возрасту ребёнка, плохого качества, не соблюдаются нормы освещения, влажности и температурного режима помещения, где находится компьютер, не соблюдается режим работы (длительность работы, отсутствие перерывов и динамических пауз).

  1. Ухудшение состояния здоровья

Несоблюдение норм безопасной работы за компьютером и компьютерными устройствами, по мнению учёных, занимающихся изучением данной проблемы, может привести к следующим последствиям:

- "компьютерный зрительный синдром";

- нарушение осанки, заболевания позвоночника;

- туннельный синдром;

- аллергия, повышенная чувствительность организма к различным веществам, проявляющаяся необычными реакциями при контакте с ними. Кроме того, в системном блоке и вокруг него – на клавиатуре и мыши - скапливается пыль и грязь, размножаются микробы и грибки[2].

- Нервные расстройства: стресс, бессонница, депрессия.

  1. Вредное воздействие мобильных телефонов

Мобильное устройство работает в непосредственной близости от головного мозга и глаз человека. По результатам исследования, проведенного учеными Дании и Норвегии, пользователи сотовой связи жалуются на головные боли, сонливость, раздражительность, нарушение памяти и ухудшение способности к концентрации, синдром хронической усталости, боль и резь в глазах, сухость слизистой оболочки глаза, прогрессирующее ухудшение зрения, перепады артериального давления и пульса.

Все эти признаки характерны для вегето-сосудистой дистонии. Кроме того, под воздействием вредных электромагнитных полей в организме возникает так называемая реакция напряжения иммунной системы. По словам врачей, от этого может снизиться сопротивляемость организма болезням и вредным внешним воздействиям.

Поза, в которой находится ребёнок, когда пользуется смартфоном или планшетом длительное время, может привести к нарушению осанки, сколиозу.

Глава II Мнение врачей ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» о влиянии компьютерных устройств на здоровье школьника

Мы обратились к врачам нашей больницы за консультацией о влиянии компьютерных устройств на детей и подростков. Вот, что они нам ответили:

Врач-хирург Кузнецова О.П.

«Длительное использование компьютеров и планшетов может привести к ухудшению работы кисти рук, травме сухожилий и мышц указательного пальца правой руки, заболеваниям шейного отдела позвоночника, возникновению неприятных ощущений в локтях и плечах.

Для того, чтобы избежать негативных последствий использования компьютерных устройств, необходимо соблюдать правильную осанку и делать во время работы короткие перерывы. Это поможет уменьшить симптомы, возникающие при повторяющихся нагрузках.»

Врач психиатр-нарколог Уродков А.В.

«Компьютерная зависимость – это патологическое пристрастие к компьютеру с максимальным времяпровождением за ним. Впервые учёные заговорили об этой проблеме в 80-х годах 20 века, но многие не признают такого диагноза. Компьютерная зависимость у подростков может проявиться в виде игромании или интернет-зависимости.

Симптомы компьютерной зависимости: быстрая смена настроения, быстрая утомляемость, раздражительность, замкнутость, скрытность, агрессия, невыполнение домашних заданий, несоблюдение гигиены, отказ проводить время с друзьями, неспособность контролировать время, проведённое за компьютером, забывчивость.

Профилактика компьютерной зависимости у подростков заключается в положительной эмоциональной обстановке в семье, отсутствии у ребенка чувства одиночества и непонимания со стороны близких. Необходимо показать ребенку источник приятных эмоций, разнообразие жизни, развлечения, не связанные с компьютером: проводить с ними время, гулять с ними, ходить на каток или в походы, наладить дружественные отношения.»

Врач-окулист Жданова Т.А.

«Одна из основных причин нарушения зрения - это умственное, психическое напряжение, которое порождает физическое напряжение глаз и глазных мышц. Глаз человека плохо приспособлен к длительному просмотру информации на экране компьютера: ввод и чтение текста, создание и просмотр изображений, видеофрагментов. Это - огромная нагрузка на глаза, т.к. изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек.

Все, кто проводит много времени за экраном компьютера, независимо от возраста, подвержены синдрому компьютерного зрения, которые выражены в ощущении усталости глаз, учащенном моргании, чувстве тяжести на веках или «песка» под глазами, покраснении глаз, ощущении пелены перед глазами. При ухудшении состояния может наблюдаться слезотечение, повышенная чувствительность к свету и даже двоение изображения. Симптомами зрительного утомления могут являться также головные боли и боли в плечах, боли в области глазниц и лба, болезненные ощущения при движении глаз, затуманивание зрения, замедление фокусировки, быстрое утомление при чтении текстов. Причина этих симптомов – не электромагнитное излучение монитора компьютера, а особенности зрительной работы с этим устройством. На зрительное утомление влияет необходимость постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст, а также плохо организованное рабочее место – неправильное расстояние от глаз до экрана, блики на экране от внешних источников света, большая яркость экрана и неудачный выбор цветов. При длительной работе за монитором может нарушаться уровень поступления слезной жидкости. Все это приводит к повышенному утомлению зрения и общему утомлению.

Что можно порекомендовать, чтобы работа за компьютером стала более-менее благоприятной для зрения? Правильная организация рабочего места, приобретение качественных мониторов, регулярные перерывы.»

Глава III Результаты анкетирования учащихся, родителей и педагогов МБОУ «Верхнетоемская СОШ»

Чтобы выяснить, какие устройства используют учащиеся школы, сколько времени они проводят за этими устройствами, ограничивают ли их родители, мы провели анкетирование. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).

Результаты анкетирования 180 обучающихся школы:

Классы

2 - 4

7-11

Всего

Вопрос анкеты

98 чел.

82 чел.

180

1. Каким компьютерным устройством ты пользуешься?

Компьютер

45

46

91

Ноутбук

40

40

80

Планшет

42

26

68

Телефон (смартфон)

58

72

130

Электронная книга

6

3

9

Игровая приставка

 

1

1

2. Сколько времени ты проводишь за компьютерным устройством ?

10-20 мин.

25

2

27

До 1 часа с перерывом

28

10

38

2-3 часа с перерывом и без

20

27

47

Более 3 часов

11

43

54

3. Для чего ты используешь эти компьютерные устройства ?

Игры

73

46

119

Общение

41

69

110

Фильмы (мультфильмы)

39

65

104

Музыка

42

69

111

Обучение

34

50

84

Чтение

1

 

1

Соц.сети

2

 

2

Чтобы звонить

1

 

1

4. Когда родители разрешают тебе пользоваться компьютерным устройством ?

Когда захочу

33

66

99

Компьютер под паролем

9

2

11

Только в выходные дни

24

6

30

С разрешения родителей, брата

14

3

17

Когда выполню дом. задания

9

2

11

Когда хорошие оценки

2

1

3

Редко

3

 

3

После школы

2

 

2

Когда учу уроки

1

 

1

5. Выполняешь ли ты зарядку для глаз и/или физкульт.минутку, когда используешь компьютерное устройство ?

Да, всегда

28

9

37

Да, иногда, 1-2 раза в неделю

30

21

51

Нет

37

53

90

Когда заболят глаза

1

 

1

6. Проверяют ли родители то, как ты сидишь за устройством: правильная осанка, расстояние до экрана, время?

Да

65

17

82

Нет

21

56

77

Иногда

13

9

22

7. Замечал ли ты при использовании устройства, что с твоим здоровьем не всё в порядке ?

Да

7

 

7

Нет

60

47

107

Краснеет лицо

1

 

1

Болит шея

3

2

5

Проблемы с глазами

19

30

49

Устают руки, болит плечо, спина

4

5

9

Болит голова

2

4

6

Проблемы с осанкой

 

2

2

Мы провели анкетирование родителей, чтобы сравнить их с ответами учеников. Результаты обработки анкет 93 родителей:

Вопрос анкеты

Ответы

4-5 кл.

29 чел.

Ответы

7-11 кл.

64 чел

Всего

93 чел.

1. Какое компьютерное устройство есть у Вашего сына/дочери ?

Компьютер

22

61

83

Ноутбук

 

2

2

Планшет

12

27

39

Смартфон

9

26

35

2. Имеет ли Ваш сын/дочь свободный доступ к устройству ?

Да

24

61

85

Нет

5

1

6

Стоит пароль

 

2

2

3.Как Вы думаете, сколько времени Ваш ребёнок проводит за компьютерным устройством?

До 20 мин

4

 

4

до 60 мин

14

10

24

2-3 часа

10

37

47

Более 3-х часов

1

13

14

Всё время

 

2

2

По-разному

 

1

1

Не знаем

 

1

1

4.Контролируете ли Вы позу, в которой сидит Ваш ребёнок за компьютерным устройством?

Да

12

11

23

Нет

7

16

23

Иногда

10

37

47

5.Выполняет ли Ваш ребёнок зарядку для глаз и/или физкульт.минутку в перерывах между сидением за компьютерным устройством ?

Да

4

4

8

Нет

19

41

60

Иногда

6

22

28

Не знаю

 

1

1

6.Для какой цели Ваш ребёнок использует компьютерное устройство ?

Для учёбы

18

58

76

Общение в соц.сетях

14

55

69

Игры

25

41

66

7.Следите ли вы за тем какую информацию получает Ваш ребёнок ?

Да

19

19

38

Нет

2

10

12

Иногда

8

36

44

Да, но после очистки истории посещённых страниц трудно отслеживать информацию

 

1

1

8.Защищено ли компьютерное устройство Интернет-фильтрацией от нежелательных сайтов?

Да

13

19

32

Нет

16

44

60

Не знаю

 

1

1

Мы обратились к педагогам нашей школы с просьбой ответить на вопросы по интересующей нас проблеме. В анкетировании приняли участие 34 педагога. Результаты оказались следующие:

Вопрос

Ответ

Кол-во

1. Как часто на уроках вы используете проектор и/или интерактивную доску ?

до 10 мин

4

До 20 мин

11

Более 20 мин

7

Редко использую

5

Не использую

1

На каждом уроке

10

Несколько уроков в день

14

По необходимости

2

2. Какую информацию на экране вы предлагаете на уроке?

Видеофрагменты

19

Мультфильмы

7

Тексты

17

Презентации без анимации

29

Презентации с анимацией

21

Кроссворды, сканворды, тесты

4

Доска используется для письма

4

Интерактивные модели

1

Ничего не показываю

1

3. Выключаете ли вы экран во время другой деятельности учеников ?

Да

21

Иногда

6

нет

5

4. Делаете ли вы на уроке с учениками разминку для глаз и/или физ.минутку ?

Да

21

Нет

5

Иногда

8

5. Укажите предмет или предметную область, в которой Вы работаете

Русский язык, литература

3

География, биология

1

Общественные науки

2

ОБЖ

1

Искусство

2

Математика, физика

4

Английский язык

3

Технология

2

Другое (психолог, соц.педагог)

3

Начальная школа

10

Группа продлённого дня

3

Глава IV Данные о нарушении зрения, сколиозе, нарушении осанки учащихся МБОУ «Верхнетоемская СОШ»

Фельдшер школы Кетова М.В. предоставила обезличенную информацию о нарушении зрения, сколиозе, нарушении осанки учащихся МБОУ «Верхнетоемская СОШ» за 3 учебных года. Данные представлены в табличной форме.

Учебный год

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Класс

1-4 кл

5-8 кл

9-11 кл

Количество учащихся

194

180

185

181

192

188

102

101

105

Нарушение осанки

79

77

56

96

78

77

55

45

32

Сколиоз

3

4

7

8

12

8

9

8

13

Нарушение зрения

33

37

48

65

71

75

60

48

51

Выводы:

Изучив информацию о данной проблеме и проведя анализ результатов анкетирования можно сделать выводы:

  1. Учёные и медицинские работники не пришли к единому мнению о вреде компьютерных устройств.

  2. Врачи – специалисты ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» - рекомендуют детям и подросткам соблюдать режим труда и отдыха при работе с компьютерными устройствами.

  3. Большинство современных школьников имеет несколько компьютерных устройств и использует их 2-3 часа и более в день для игр, общения, просмотра фильмов, прослушивания музыки и обучения без контроля со стороны родителей.

  4. Около половины учеников школы испытывает проблемы со здоровьем при использовании компьютерных устройств, при этом физ.минутки или динамические паузы не выполняет большая часть учащихся.

  5. Контроль за правильной посадкой учащихся снижается по мере взросления детей.

  6. Родители знают для каких целей, сколько времени их дети проводят за компьютерным устройством.

  7. Большинство педагогов школы использует мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций, работы с текстом, просмотра видеофрагментов с соблюдением временных рамок, и проведением физ. минуток.

  8. Данные наблюдения фельдшера школы за всеми возрастными категориями учащихся школы показывают, что за 3 последних учебных года увеличилось число учащихся с нарушениями зрения и сколиозом.

Заключение

  1. Выполняя работу, я изучила результаты исследований учёных из разных стран по данной проблеме.

  2. Получила информацию о влиянии компьютерных устройств от врачей ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ».

  3. Провела анкетирование учеников, их родителей и педагогов школы об использовании компьютерных устройств дома и в школе, а также обработала результаты анкет.

  4. Ознакомилась с данными о состоянии здоровья обучающихся, которые предоставила фельдшер школы.

  5. Составила рекомендации о безопасном использовании компьютерных устройств.

Вывод: использование в течение длительного времени компьютерных устройств без соблюдения норм времени, правильной посадки, регулярных физических упражнений и зарядки для глаз оказывает негативное влияние на состояние здоровья учащегося.

В дальнейшем я планирую изучить, как влияет увлечение компьютером на успеваемость школьников.

Список использованных источников

  1. Леонова Л.А. Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребёнка. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 16 с.

  2. Стожаров, А.Н. Медицинская экология : учеб. Пособие / А.Н.Стожаров. – Минск : Выш.шк. 2007. – 368 с. // стр.270-302.

  3. Шапкин, С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С. А. Шапкин // Психол. журн. — 1999. — Т. 20, № 1. — С. 86—102.

  4. Большой современный толковый словарь русского языка. - http://slovar.cc/rus/tolk.html

  5. Сайт ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ». - http://vtcrb.ru/

Интернет-ресурсы:

  • http://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict2

  • http://comp-doctor.ru/

  • http://medbe.ru/

  • http://ladyvenus.ru/articles/zdorove-i-dolgoletie/fizicheskoe-zdorove/vred-mobilnogo-telefona-dlya-zdorovya-mif-ili-real

  • http://womanadvice.ru/kompyuternaya-zavisimost-u-podrostkov#ixzz3xafNXCdh

Приложение 1

Анкета для учащихся

Приложение 2

Анкета для родителей

Приложение 3

Анкета для педагогов

Приложение 4

Как правильно и без вреда для здоровья работать с современными планшетами

Положение планшета

  • Не работайте с планшетом, лежащим горизонтально, вы рискуете нанести травму шее, на которую возлагается повышенная нагрузка. Не держите его вертикально - нагрузка ложится на запястья. Лучше всего разместить его под углом 30˚ к столу для набора текста и браузинга. Если вы читаете, то держите его просто в наиболее удобном для тела положении, но не на весу. Т.к. современные планшеты достаточно много весят и при длительной работе вы оказываете большую статическую нагрузку на суставы.

Не избивайте экранную клавиатуру

  • При работе с экранными клавиатурами не нужно на них давить — достаточно коснуться к клавишам. Если набираете много текста, то купите bluetooth клавиатуру:

Держите запястья все время прямо

  • Так они не устают и не травмируются. В прямых запястьях кровь нормально циркулирует по пальцам и вы не заболеете туннельным синдромом запястья.

Берегите глаза

  • Если вы много читаете, то увеличивайте шрифты по максимуму для вашего восприятия.

  • Настройте яркость экрана на средние значения. Большая яркость вредит сетчатке глаза.

Советы как пользоваться смартфоном:

Правило 1 – держите телефон на расстоянии 40 см. Если этого не соблюдать в дальнейшем может развиться близорукость.

Правило 2 – чаще моргайте. Из-за редкого моргания роговица глаза высыхает, что негативно сказывается на зрении. Чтобы помочь своим глазам нужно периодически отвлекаться и моргать не менее 10-15 раз.

Правило 3 –пользуйтесь устройством только в освещенных помещениях, а еще лучше при дневном свете.

Правило 4 – 20 на 20. Делайте перерывы в работе с телефоном. Каждые 20 минут отрывайтесь от экрана и смотрите вперед на расстояние 5-6 метров в течение 20 секунд. Это поможет отдохнуть глазам.

Правило 5 – отвлекайтесь от телефона во время разговора с другими людьми. Этим вы сократите время работы с телефоном и сбережете свое зрение и собеседнику будет приятно ваше внимание.

Правило 6 – используйте большой шрифт.

Правило 7 – приобретите специальные очки для работы с компьютером. Их можно использовать и для смартфонов.

Правило 8 – больше витаминов. Употребляйте больше продуктов, содержащих витамин А: рыбу, яйца, морковь и др. Витамины С и Е тоже плодотворно влияют на наши глаза, поэтому не забывайте о свежих фруктах, орехах и овощах.

Правило 9 – устранение бликов. Используйте матовые пленки или специальные дисплеи для телефонов, которые позволят устранить блики. Из-за бликов становится труднее сосредоточиться на изображении, поэтому глаза перенапрягаются и это может в дальнейшем повлиять на качество зрения.

Правило 10 –ограничивайте время работы со смартфоном. Не нужно «сидеть» в нем сутки напролет, постарайтесь сократить это время насколько возможно, ведь здоровье важнее.

МБОУ «Верхнетоемская СОШ»

«Как пользоваться компьютером, планшетом, смартфоном и при этом оставаться в безопасности»

Рекомендации по безопасному использованию компьютерных устройств

Авторы буклета:

Боровая Татьяна,

ученица 4 В класса

Боровая М.В.,

учитель информатики

Верхняя Тойма, 2016

Приложение 6

(продолжение)

Правила работы за компьютером

  • Выбирайте правильную позу. А именно: прямо напротив экрана, верхняя часть монитора на уровне глаз или чуть ниже.

  • Соблюдайте расстояние от глаз до монитора – 55-60 см (расстояние вытянутой руки). Нижняя часть монитора должна быть наклонена под небольшим углом к работающему (то есть, расположена чуть ближе).

  • Для работы за компьютером желательно иметь удобное эргономическое (ортопедическое) кресло с подлокотником и подголовником.

  • Высота сиденья кресла (стула) должна быть такой, чтобы руки на клавиатуре были расположены горизонтально.

  • Каждый час делайте перерывы на 15-20 минут. Следите за дыханием: оно должно быть ровным, без задержек.

  • Выполняйте как можно чаще упражнения для глаз.

Упражнения для глаз

  1. Отвернитесь от монитора и закройте глаза.

  2. Быстро 10 раз зажмурьтесь, не разжимая век.

  3. Быстро 10 раз интенсивно поморгайте. Старайтесь открывать глаза как можно шире.

  4. Закройте глаза и «нарисуйте» ими восьмерку — сначала вертикальную, затем горизонтальную.

  5. Помассируйте виски у края глаз легкими круговыми движениями кончиков пальцев. При этом пальцы правой руки двигайте по часовой стрелке, а пальцы левой — против.

  6. Подойдите или повернитесь к окну, найдите за окном сильно удаленный объект. Глубоко вдохните и посмотрите на кончик носа, выдохнув, снова обратитесь к объекту за окном. На следующем глубоком вдохе посмотрите вверх, выдох - взгляд возвращается к объекту за окном. Сделать 1-3 раза.

Делайте эти упражнения трижды в день.

Упражнения для рук, плеч и спины

  1. Сидя на кресле, прижмите ладони к бедрам, локти к телу, затем попробуйте 5-10 раз свести лопатки вместе, при этом плечи также приходят в движение. Делать по 10 повторов 2-3 раза в день.

  2. Медленно наклоните голову вперед, подбородком достаньте до груди (насколько возможно), затем медленно поверните голову направо/налево. Избегайте резких движений, все нужно делать плавно и медленно. Делать по 5-8 повторов до 3-х раз в день.

  3. Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь пальцами к верху, затем медленно наклонитесь вправовлево с поднятыми руками. Делать по 1-3 повтора до 5 раз в день.

  4. Сидя энергично потрите ладони друг о друга, пока не почувствуете прилив теплоты в ладонях.

  5. Поднимите плечи сначала вверх и задержитесь в таком положении на 15 секунд. Опустите вниз. Проделайте такое упражнение три раза. Далее сделайте вращение плечами по пять раз вперед и пять раз назад. В заключение сцепите руки в замок перед собой, поднимите их вверх и изо всей силы потянитесь всем телом.

Просмотров работы: 1122