ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЛАГОПОЛУЧНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЧЁЛОСЕМЕЙ ХУТОРА БЕСПАЛОВСКОГО УРЮПИНСКОГО РАЙОНА НА ПРИМЕРЕ ПАСЕКИ СЕМЬИ БЕРБЕНЦЕВЫХ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЛАГОПОЛУЧНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЧЁЛОСЕМЕЙ ХУТОРА БЕСПАЛОВСКОГО УРЮПИНСКОГО РАЙОНА НА ПРИМЕРЕ ПАСЕКИ СЕМЬИ БЕРБЕНЦЕВЫХ

Бербенцев Данил Васильевич 1
1
Моисеева И.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение_____________________________________________________3

Глава I. Результаты исследования. Наблюдение за жизнедеятельностью пчелиных семей________________________________7

Заключение__________________________________________________10

Список литературы___________________________________________11

Интернет – ресурсы___________________________________________12

Приложение 1. Фотоматериалы________________________________14

Приложение 2. Количественные показатели с пасеки семьи Бербенцевых______________________________________________________17

Приложение 3. Тематический краткий словарь пчеловода________19

Приложение 4. Буклет «Пчеловодство – как стиль жизни»________23

Приложение 5. Сказка «Про Капельку мёда»____________________23

Введение

За последние несколько десятилетий окружающий нас мир изменился на столько, что проблема взаимоотношения природы и общества – экологическая проблема – стала одной из глобальных проблем, от состояния и динамики которой во многом зависит наше будущее. [2]

Региональность в контексте экологического образования имеет большую значимость, т.к. именно местность, ближайшее социоприродное окружение могут реально использоваться в качестве образовательной среды для организации общения, исследовательской и практической природоохранной деятельности. [16]

Экология пчеловодства - одна из главных тем природоохранной деятельности человека в свете последних лет, когда наблюдаются массовые вспышки гибели пчёл по всему миру.

Наш проект одновременно и исследовательский и прикладной, т.к. предполагает не только наблюдение и исследование деятельности домашних пчёл, но и выпуск для заинтересованной аудитории тематического буклета и книжки-малышки со сказкой о жизни пчёлки. Поэтому, цель проекта – с помощью различных методов исследовать содержание и развитие пчёлосемей и выпустить тематические буклет и книжку-малышку.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: изучить литературу по тему исследования;взять интервью у своих родителей по истории развития семейной пасеки;наблюдать за деятельностью пчёлосемей и трудом родителей;подобрать фотографии по теме проекта;проанализировать результаты наблюдений;создать и выпустить буклет;придумать, написать и оформить сказку для книжки-малышки.

Объектом нашего исследования является пчела, её семья и жизнедеятельность пчёлосемьи.

Предмет нашего прикладного исследовательского проекта - деятельность пчеловода по содержанию и развитию пчёлосемей.

Актуальность данной темы связана с возросшим вниманием к массой гибели пчёл по всему миру, и к экологии пчеловодства.

Новизна и практическая значимость этой работы в том, что впервые автор не просто участвовал в труде своей семьи на домашней пасеке, но и проанализировал свои и другие наблюдения, зафиксировал их и выпустил тематический продукт по теме исследования.

Для работы над темой проекта использовались следующие методы: наблюдение; фотографирование; сбор информации по теме работы; анализ и фиксирование результатов исследования; оформление работы и тематических продуктов.

Издревле в России мед и воск были одним из главных предметов внутреннего обмена и внешней торговли. Первые правительственные указы по пчеловодству относятся ко времени царствования Петра I. В истории пчеловодства можно выделить 4 характерных периода: охота за дикими пчелами; бортовое пчеловодство; колодное пчеловодство; современное пчеловодство. Как писал знаменитый русский историк В. О. Ключевский, оно играло едва ли не первую роль в экономике славян. В начале XX в. на территории России имелось 4,5 млн. пчелиных семей. [4i]. За первое десятилетие советской власти число пчелиных семей в стране увеличилось до 6 млн., в том числе 63 % из них содержалось в рамочных ульях. В XX веке пчеловодство получило невиданные возможности для своего развития. [5i]. С 1995 г. в нашей стране существует Союз пчеловодов России и Фонд возрождения пчеловодства России. [6i]

С древних времён люди разводят медоносных пчёл для получения продуктов пчеловодства: воска, мёда, яда, прополиса, перги и других. С развитием сельского хозяйства росла роль пчёл как естественных опылителей растений. [8i]

Одна пчелиная семья заготавливает за лето до 150 кг меда. Чтобы собрать 1 кг меда, пчела должна посетить около 10 млн. цветков и принести до 100 тыс. порций нектара. Из домашних пчел матка живет 3 года, максимально – 5 лет. А вот рабочая пчела летом живет 40 дней, а зимой 9 месяцев. [9i]

В меде содержится просто огромное количество полезных элементов, таких как каротин, протеин, а также витамины группы B, витамин C, а так же витамин PP и кроме того есть ферменты, различные эфирные мосла, а так же органические кислоты, содержится сахар и азотистые соединения. В состав меда в общем количестве входит более трехсот самых различных веществ. Натуральный мед разделяется на два основных вида: цветочный и падевый. [10i]. Не зря народная мудрость гласит: «Кто мед пьет, того никакая хворь не проймет!».

Среди сообщений о гибели пчёл в Интернете фигурирует пророческое заявление А. Эйнштейна: “Человечество погибнет через четыре года после гибели пчёл“. В мире по неизвестным причинам вымирают пчелы, и это, по прогнозам, может привести к гибели человечества...

Возможные причины сокращения пчелиной популяции приводит Всемирный фонд защиты пчел. Это могут быть нарушение питания, пестициды, патогенные микроорганизмы, иммунодефицит, клещи, грибки, пчеловодческая практика (например, применение антибиотиков или перевозка ульев на большие расстояния) и электромагнитное излучение. Одна из версий, объясняющих вымирание пчёл, выдвинута в России - это сотовая связь. [14i]

Пчеловодство несет в себе культуру труда, эстетическое и нравственное восприятие живой природы, оказывает воспитательное воздействие, приносит удовлетворение и наслаждение. Работа с пчелами способствует стабилизации психики человека, снимает стрессовые состояния, улучшает работу всех систем организма. Не зря пчеловоды отличаются долгожительством, физическим и сексуальным здоровьем. [15i]

Наш хутор Беспаловский находится в северо-западной части Урюпинского района, который расположен в северо-западной части Волгоградской области. Почвенный покров представлен чернозёмами. Наш Урюпинский район расположен в степной зоне, имея разнотравно-типчаково-ковыльные степи на обыкновенных чернозёмах, что занимает 25% территории области. Хутор Беспаловский расположен на возвышенности, и окружён балками, оврагами, лесами и лесополосами. В районе и на полях нашего хутора Беспаловского выращивают зерновые и масличные культуры, среди них – гречиха и подсолнечник, что важно для медоноса пчёл. Наравне с широким разнотравьем – это хорошо сказывается на качестве мёда и других важных продуктах пчеловодства. [13]

Пчеловодством наша семья занимается с 2000 года, начинали с 6 ульев, опыта никакого, скорее любопытство и интерес к новой деятельности. Были хорошие учителя – соседи-пчеловоды, которые помогали и направляли. Сначала - интерес, потом пришло понимание и любовь к работе с пчёлами. Мой папа, Василий Николаевич, говорит так: «Теперь я и не мыслю свою жизнь без пчёл, и не представляю себя где-то ещё». В этом 2015 году приготовили зимовать 70 ульев. Пасека, по здешним меркам, хорошая. Ежегодно, ранней весной, когда начинается пчелиная пора, с зимовки «выходят» не все пчелосемьи. Некоторые не перезимовали из-за различных причин, либо зима слишком ненастная, либо пчёлосемья «слабая», т.е. количество пчёл в семье не достаточное для сохранении постоянной температуры в зимующим кубе. Если «отход» не превышает 10% от количества осенних пчёлосемей, то у пчеловодов считается, что зима для пасеки прошла нормально. Приложение 2. Таблица № 1. Весенний «выход» пчёлосемей

В мире наблюдается массовая гибель пчёл из-за ряда причин: сотовой связи, высоковольтных линий электропередач, из-за клещей и болезней. Нашу пасеку эти напасти обходят, т.к. с сотовой связью у нас проблемы – вышки далеко и просто позвонить или выйти в интернет проблематично, высоковольтные линии от нас далеко, клещи и болезни посещают редко, опять же, из-за удалённости нашего хутора от «цивилизации» и своевременного ухода, лечения и заботы наших пасечников. Но снижение численности и пасек и количества пчёлосемей наблюдается и в нашей местности. В период с 2000 года по 2010 год был положительный рост (к 2010 году количество пасек в нашем поселении насчитывалось порядка 20 - 25, колебалось за счёт привозных пасек), но с весны 2011 года количество пасек и пчёл стало постепенно уменьшаться, в этом году примерно 15-18 пасек находилось на нашей территории.

С самого раннего детства, как себя помню, с большим интересом наблюдаю за работой своей семьи и за деятельностью пчёлиных семей. Это очень увлекательно! Я и не заметил, как полюбил этот труд, ведь всегда и во всём помогаю родителям и на пасеке в летнее время, и при подготовке к зимовке пчёл, и в весеннюю пору, когда начинается самая важная работа. Приложение 1. Фотоматериалы. Рис.1., Рис.2., Рис.3.

Ещё не знаю кем буду по жизни, но думаю, что пчеловодством обязательно буду заниматься, ведь уже имею определённый опыт в этой работе, и, наверное самое главное, люблю этот труд. Удаётся уже и передавать свой опыт младшим – своему братику, он ещё совсем мал, только четвёртый год пошёл, но ему, как и мне, всё интересно в деле пчеловода.

Для Дня хутора, который проходил в этой осенью 2015 года в нашем поселении, мы с моим папой, а он - как член Совета ТОС «Беспаловский», придумали и воплотили в жизнь природно-художественную композицию «Ах, пчёлочка злотая! Труженица большая!».

Приложение 1. Фотоматериалы. Рис.4.

У пчеловодов есть масса специальных слов и терминов, которых так много, что созданы специальные словаря для пчеловодов. Мы выбрали слова, которыми чаще всего пользуемся и на пасеке и между собой, представили их в приложении к данной работе.

Приложение 3. Краткий тематический словарь пчеловода

Глава I. Результаты исследования. Наблюдение за жизнедеятельностью пчелиных семей

Один из главных методов по теме нашей работы - это наблюдение за деятельностью и поведением пчёлосемей. Согласно своим наблюдением и рассказам родителей, можно выявить следующее, что ранней весной, как только температура воздуха поднимется до +10 градусов по Цельсию, пчёлосемьи выносят из амшайника. И пчёлы сразу начинают дружный облёт – в улье закипела работа. Приложение 2. Таблица № 2. Сравнительный анализ погодных условий Урюпинского района и жизнедеятельности пчёлосемей с пасеки Бербенцевых за 2014 - 2015 годы.

После облёта пчёлы начинают приводить в порядок свой домик в порядок. Самая главная в улье – это матка. Чем больше матка нанесёт яиц, тем сильнее будет семья.

В улье каждая пчела занимается своим делом. Например: пчела-разведчица сообщает лётным пчёлам, где появились первые цветы. Лётная пчела приносит первую пыльцу, а внутри – ульевая пчела начинает строить соты. Как только погода начинает устанавливаться, т.е. температура неуклонно повышается, у прилетающих пчёл можно заметить жёлтые крапинки на задних лапка – обножка (комочки собранной пыльцы), значит, они были на первоцветах, так называемых «гусиных лапках» - мелких желтых цветах – весенниках или же на пролесниках, которыми усыпаны весной все наши балки. Обножка бывает разного цвета, в зависимости от цветов на которые вылетают пчёлы.

С наступлением устойчивой тёплой погоды, пчелиная семья набирает силу к основному взятку. Самая оптимальная температура для медового сбора – это +20 - +25˚С, плюс погожий не ветреный период весна- лето, тогда медоносная пчела делает за один день до 20 вылетов и живёт 35 – 40 дней. Помешать пчёлам может только непогода. Если же погода очень жаркая, т.е. температура стабильно держится выше +30˚С, да ещё и ненастье, и ветер более 8 м/с, то жизнедеятельность пчёл снижается: количество вылетов уменьшается в разы, летать с нектаром ей тяжело, и живёт такая пчела уже 20 – 25 дней. Т.е. если всё лето была экстремальная погода для пчёл, то к осени пчёлосемья будет «слабой» по количеству особей, и ей трудно будет зимовать.

Когда наступает жаркая погода, то идёт откачка мёда. Уже в июне начинаем готовить пчёлосемьи к зиме. В гнезде (низ улья) оставляем рамки 3-4 штуки коричневого цвета (они теплее, а светлые - холодные зимой) и без лишней нужды не заглядываем в гнездо, чтобы не беспокоить матку и расплод, только в экстренных случаях, когда необходимо провести лечение, если вдруг беда.

Первая качка мёда – весной (май), это светлый цветочный мёд. Вторая – с гречихи летом, мёд тёмный и плотнее от весеннего. Когда подсолнечника много на полях посеяно, то третья качка мёда – это тёмный подсолнечный мёд. Каждый мёд хорош по своему, у каждого свой неповторимый аромат и вкус, каждый обладает своими лечебными свойствами.

Обязательно часть мёда остаётся в ульи, т.к. это запас питания для всей пчёлосемьи и расплода, и главное,- матки.

На нашей пасеке применяем 12-14-рамочные двухкорпусные ульи. Т.к. зимы у нас холодные и улей необходимо утеплять.Нижний корпус с неотъёмным дном, имеет поддон, который выдвигается с задней стороны улья. Вторые корпуса у всех ульев на пасеке взаимозаменяемы, могут ставиться как вразрез между нижним и вторым, так и сверху третьим корпусом. Объём данного улья позволяет наращивать до 7 кг пчелы, а при двухматочном содержании, до 14 кг в 4-х корпусах.

В сентябре снимаем вторые корпуса, что бы всё проверить и подготовить к зимовке, утепляем улей одеялами и подушками. Матка заканчивает сев примерно к 20 сентября, пчёлы уже почти не вылетают, а тоже готовятся к зиме. Если весной и летом пасека стояла в лугах и на опушках лесных массивов, то зимует она в закрытом помещении и на приусадебном участке возле дома. Зимой ульи не беспокоим, но в феврале проветриваем ульи (примерно 1- 2 раза за зиму).

Пчёлосемья зимует в кубе (шарообразное образование из пчёл), температура для зимовки куба необходима примерно +10˚С, иначе они погибнут. Чем больше по количеству семья, тем ей проще держать температуру. Пчёлы с края куба периодически меняются местами с теми, кто внутри, для того, что бы питаться, т.к. внутри куба на рамке мёд. Внутри куба находится и расплод, где температура может достигать +38 - + 39˚С. Питается расплод зимой пергой, содержащий белок, да и сами пчёлы тоже его кушают. Заготавливают пергу с прошлого года. Перга – это цветочная пыльца, собранная пчёлами, уложенная и утрамбованная в ячейки сотов. Перга содержит все известные витамины, необходимые ферменты и десятки микроэлементов. Поэтому она полезна и человеку от различных заболеваний.

Пчёлы предупреждают нас об изменениях в погоде. Эти приметы пчеловоды наблюдают на протяжении многих лет, мы тоже в этом убедились.

Например: если пасмурно, а пчёлы летают, то дождя не будет; если пчёлы сели вечером рано, то завтра начнётся ненастная погода; если пчёлы с утра не летают – сидят в ульях и гудят, то к обеду будет дождь. А осенью, когда все работы с пчёлосемьями завершены, то по состоянию пчелиного клуба можно определить какая будет зима. Например: если клуб пчёл находится у задней стенке улья, то зима будет холодная, а если у передней стенке, то – тёплая.

Наблюдать и восхищаться пчёлами можно бесконечно. И недаром гласит народная мудрость «Трудись как пчела и будешь счастлив!».

Заключение

В ходе исследовательской работы над проектом, мы выяснили режим жизнедеятельности домашних пчёл в весеннее - летний период, их подготовку к зиме, мероприятия и особенности по уходу за пчелиными семействами, тонкости в работе пчеловода.

После знакомства с информацией в разных источниках СМИ и анализом расположения нашего хутора Беспаловского, мы сделали выводы – почему в нашей местности не наблюдается массовая гибель пчёл, ведь вышки сотовой связи находятся от нашего Беспаловского сельского поселения далеко, высоковольтные линии электропередач тоже, клещи и болезни наблюдаются редко, опять же, из-за удалённости нашего хутора от «цивилизации», а также, пасечники у нас люди не равнодушные, проверенные временем и проводят всю необходимую работу и своевременный уход, лечение и заботу о сохранении пчёлосемей.

В ходу работы над проектом нами выпущен буклет «Пчеловодство - как стиль жизни» для заинтересованной аудитории, который предполагает такую информацию: народная мудрость - как советы пчеловодам; тематический краткий словарь пчеловода; приметы от пчёлы. Приложение 4.

Для младшей аудитории, как и для моего братика Семёна, нами придумана, оформлена и выпущена книжка-малышка со сказкой «Про Капельку мёда». Приложение 5.

Пчеловодство – это стиль жизни тех, кто любит этот труд. Поэтому, и в дальнейшем наша семья будет продолжать это благородное дело, посвящая ему всё своё время, одновременно пропагандируя данную деятельность и приобщая к ней других неравнодушных людей. Как сказал один мудрый старый пчеловод: «Откачал мёд – продай и купи всё, что нужно пчёлам, если, что останется – твоё. Трудись, как пчела и будешь вознаграждён».

Список литературы

1. Аветисян Г. А. Пчеловодство. М.: Колос - 1975., 160 стр.

2. Буренина Т.П.Исследование естественных экосистем Прихопёрья и их использование в обучении./ Т.П.Буренина. Выпуск 2. Борисоглебск, 2005

3. Василиади Г. К., Коцур Л.Н. Накопление химических элементов в медоносах и меду // Пчеловодство. – 2005. - №3. с.14.

4. Геттерт Л. Календарь пчеловода. М. АСТ 2004 г. 176 с.

5. Жабцев В.М. Пчеловодство: Настольная книга. М. АСТ. 2010г. 560 с., 32 ил. Твердый переплет, Обычный формат.

6. Затолокин О.А. Пчеловодство. М. АСТ 2007 г.

7. Ивашевская Е. Б., Лебедев В. И. и др. Экспертиза продуктов пчеловодства. Качество и безопасность. Новосибирск: Сиб. унив. издательство - 2007г., 208стр.

8. Корж В. Н. Основы пчеловодства. Ростов-на-Дону 2008 г.

9. Полищук В.П. Гайдар В.А. Корбут О.В. Пасека К., 2012. – 340 с.

10. Лебедев В.И., Мурашова Е.А. Экологическая чистота продуктов пчеловодства // Пчеловодство. - 2003. - №4.

11. Леоненко И. За безопасную продукцию // Пчеловодство.–2005. - №7.с. 15.

12. Осинцева Л.А. Пыльцевой анализ пчелиной обножки // Пчеловодство. – 2005. - №5. с.12.

13. Панин И.И., География Волгоградской области. / И.И.Панин, А.Г.Ляхова, В.Л.Мачунина. Второе, дополненное издание. - Нижнее-Волжеское книжное издательство, Волгоград, 1968.

14. Пичушкин И.С. , Пичушкин С.И. , Мордвинова Е.И. Экологическая чистота продуктов пчеловодства Камчатки // Пчеловодство. – 2005. - №6. с. 16-17.

15. Седунов Н.Н. Получаю экологически чистый мед // Пчеловодство. -2005. - №9. с. 39-41.

16. Симонова Л.П. Региональный компонент в школьном экологическом образовании.//Экологическое образование.–2003, №4, стр.11

17. Сохликов А. Б, Игнатьева Г.И. Получение экологически чистой продукции // Пчеловодство. – 2005. - №1. с. 26-27.

18. Таранов Г. Ф. О меде, его качестве и хранении // Пчеловодство. – 2005. - №1. с. 46-47.

19. Угринович Б.А., Фарамазян А.С. Размышления о стандарте на мед // Пчеловодство. – 2005. - №2. с. 34-36.

20. Федеральный закон о техническом регулировании (№184 ч.3 от 27.12.2002).

Интернет – ресурсы

[1i] http://dom-u-doma.blogspot.ru/p/blog-page.html

[2i] http://apismelliferamellifera.0pk.ru/viewtopic.php?id=107

[3i] http://apismelliferamellifera.0pk.ru/viewtopic.php?id=107

[4i] http://bortnic.ru/?p=686

[5i] http://bortnic.ru/?p=686

[6i] http://bortnic.ru/?p=689

[7i]Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%87%D1%91%D0%BB%D1%8B

[8i]Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%B0

[9i] http://www.apus.ru/site.xp/049052056055124054051054057124.html

[10i] http://trawolta.ru/produktyi-pchelovodstva/pol-za-meda#ixzz3qKrVRtgP

[11i] http://p4elovod.com/propolis/poleznye-svojstva.html

[12i] http://nsp-zdorovje.narod.ru/eko/k-bees-die.html

[13i] http://www.armic.am/modules.php?name=News&file=view&news_id=318

[14i] http://www.armic.am/modules.php?name=News&file=view&news_id=318

[15i] http://www.ecologytarget.ru/tarecs-581-1.html

[16i] http://fan-5.ru/entry/work-185177.php

[17i] http://doroshenkoaa.ru/karmannyi-slovar-spravochnik/

[18i] Фотографии для буклета, сказки и для оформления работы https://www.google.ru/search?q=rfhnbyrf+gxtkf+gxtkjdjlcndj&newwindow=1&es_sm=93&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0CB0QsARqFQoTCNDd3uCt98gCFcERLAodJHYI5Q#imgrc=BCSCFo9OnVCVLM%3A

Приложение 1. Фотоматериалы

Рис. 3. С мамой на пасеке (мне 6 лет). Первая весенняя качка мёда.

Рис. 2. Летом на пасеке так здорово!

Рис. 3. С папой готовим пчёл к зимовке.

Рис. 4. Природно-художественная композиция «Ах, пчёлочка злотая! Труженица большая!», выполненная папой с моей помощью

Приложение 2. Количественные показатели

с пасеки семьи Бербенцевых

Таблица № 1. Весенний «выход» пчёлосемей

Осень/весна

Количество пчёлосемей осенью (перед зимовкой)

Количество пчёлосемей весной (после зимовки)

Количество перезимовавших пчёлосемей, %

2000/2001

6

6

100

2001/2002

11

11

100

2002/2003

16

16

100

2003/2004

20

20

100

2004/2005

25

24

97

2005/2006

28

27

97

2006/2007

36

33

92

2007/2008

45

42

93

2008/2009

48

44

91

2009/2010

46

44

96

2010/2011

47

45

96

2011/2012

50

47

94

2012/2013

55

50

91

2013/2014

60

58

97

2014/2015

68

66

97

2015/2016

70

Данных пока нет

Данных пока нет

В первые года нашей пасеки весной выходили на 100% показатели по зимовки, в 2007 – 2009 годах закупали матки карпатской породы с Украины из Закарпатья, которым мы помогли образовать новые молодые пчёлосемьи в летний период. В 2009 и 2010 году гибель пчёл была самая большая, связано это с болезнями пчёл (2009 год) и с рекордной жаркой погодой и засухой (2010 год), благодаря новым сильным пчёлосемьям и соответствующему уходу мы смогли избежать больших потерь в эти сложные годы.

Таблица № 2. Сравнительный анализ погодных условий Урюпинского района и жизнедеятельности пчёлосемей

с пасеки Бербенцевых за 2014 - 2015 годы

Показатели/Года

2014

2015

Погода весной перед облётом

15 марта, +10˚С,

ветер 5 м/с

21 марта, +11˚С,

ветер м/с

Облёт пчёл

14 – 16 марта,

постоянный вылет

с 22 марта

21 – 22 марта, постоянный вылет

с 6 апреля

Погода во время весеннего медосбора

С 14 мая, + 28˚С,

ветер 4 м/с

С 20 мая, +18˚С,

ветер 6 м/с

Весенняя качка мёда

С 10 по 15 июня

С 13 по 18 июня

Основной взяток

С 20 июня

по 10 августа

С 25 июня

по 15 августа

Погода при прекращении медосбора

10 августа, +33˚С, ветер 5 м/с

15 августа, +29˚С, ветер 5 м/с

Погода перед зимовкой (матка перестаёт нести яйца)

20 сентября, +17˚С, ветер 2м/с

20 сентября, +28˚С, ветер 3 м/с

Зимовка

С конца ноября

С конца ноября (предположительно)

Весна 2015 года выдалась холодней, поэтому облёт пчёл и постоянный вылет наблюдали, позднее, чем весной 2014 года, почти в конце марта. Медосбор пчёл в 2014 году начался раньше с середины мая, в отличие от 2015 года, когда весна выдалась ненастной с дождями, и пчёлы постоянный медосбор начали в конце мая. Основной взяток каждый год проходит примерно в одно и тоже время, т.к. идёт медосбор с цветущих гречихи и подсолнечника, т.е. с 20 – 25 июня по 10 - 15 августа. До ноября, пока погода не станет стабильно ниже нуля, пчёлы делают облёты, улетая недалеко от улья. Как только температура станет стабильно -10˚С и ниже – ульи убираются на зимовку окончательно. На зимовку пчёлосемьи в этом 2015 году упаковались намного раньше, чем в 2014 году из-за резкого похолодания, но в солнечные дни – вылетают, хотя активная жизнедеятельность пчёл и прекращена.

Приложение 3. Тематический краткий словарь пчеловода

Амшайник – место, где зимуют пчёлы;

Взяток (ударение на 1-й слог) – медосбор пчёл, сбор нектара и пыльцы с цветов, принос добычи в улей называется взятком или медосбором. Пыльца является сопутствующим сбором, главная цель – сбор нектара. Лишь при недостатке пыльцы, что весной бывает крайне редко, пчёлы могут посещать растения – пыльценосы: берёзу, осину, подорожник, основной взяток в нашей местности - это когда цветёт гречиха и подсолнечник;

Гнездо – место жизнедеятельности пчёл. Не надо путать его с птичьим гнездом. Ведь и жилище человека иногда называют уютным гнёздышком, и картофель сажают в гнёзда. Гнездо пчелиной семьи может быть устроено в дупле, борти, расщелине скалы и других местах. В современном пчеловодстве гнездо с помощью пчеловода устраивается в улье, где есть рамки с сотами, на которых пчёлы живут, складывают в них кормовые запасы, размножаются. Вся внутренняя часть улья, занятая пчёлами, называется гнездом. В дупле его размеры были ограничены объёмом. В улье гнездо можно расширять или сокращать за счёт количества гнездовых рамок. Это позволяет нарастить силу пчелосемьи до 60 – 100 тыс особей;

Колпак (местное) – приспособление для поимки нового роя (улетевшей роящейся молодой пчёлосемьи);

Куб – образование пчёл для зимовки;

Леток – это отверстие в улье, через которое пчелиная семья общается с окружающей средой: выход и вход пчёл. Типы летков, их размеры и количество зависит от конструкции улья. Летки бывают нижние и верхние. Просветы летков регулируются летковыми заградителями;

Лётные пчёлы - это медоносная пчела;

Личинка – это следующая за яйцом стадия развития медоносной пчелы. Пчелиная маткаоткладывает яйцо вертикально в восковую ячейку сота. Цвет яйца белый, длина составляет 1,5-1,6мм. Яйцо приклеивается к донышку. На третий день конец яйца, обращенный к отверстию ячейки, начинает наклоняться к донышку. Это, видимо, является сигналом для пчёл-кормилиц, которые именно в этот период дают в ячейку капельку маточного молочка. По этому признаку пчеловод может отличить трехдневные яйца, из которых скоро должны выйти личинки, от свежеотложенных. Осматривая соты, пчеловод по размеру и положению личинок может определить их возраст. В практической деятельности пчеловода эти знания и наблюдения имеют особую важность;

Матка пчелиная – наиболее крупная по размеру тела (20-25 мм) и массе (200 мг) особь семьи медоносных пчёл. Назначение пчелиной матки в семье – откладка яиц для воспроизводства потомства. Особенно плодовитая матка в первый год жизни и способна откладывать яйца до глубокой осени, что ценно для наращивания количества пчёл, способных зимовать. На второй год яйценоскость пчелиной матки снижается на 20-30%, на третий год её жизни – наполовину;

Мерва – это отходы после влажной переработки воскового сырья, которое нагревается, разваривается, и воск отжимается методом прессования. В мерве остаётся 40% воска. Окончательная переработка мервы проводится на воскоперерабатывающих заводах, куда она доставляется высушенной до 10% влажности;

Мёд – продукт переработки нектара медоносных растений пчёлами;

Нектар – это сладкий сок, который выделяется нектарниками цветков. Медоносные пчёлы добывают нектар для производства мёда. В составе нектара вода, сахароза, фруктоза и глюкоза, органические кислоты, эфирные масла, дрожжи, азотистые и минеральные соединения;

Обножка – это увлажнённая нектаром и спрессованная в комочки цветочная пыльца. Пчёлы-фуражиры переносят эти комочки величиной с гречишное зёрнышко в специальных корзиночках на задних ножках. Причём, пчела укладывает обножку в обе корзиночки равномерно, чтобы в полёте не было крена. По цвету обножки можно определить, с каких медоносов поступает мёд и пыльца. В корзиночках рабочие пчёлы приносят также и прополис;

Перга – это цветочная пыльца, собранная пчёлами, уложенная и утрамбованная в ячейки сотов;

Прополис – тёмное смолистое вещество, вырабатываемое пчёлами для замазывания щелей и изоляции посторонних предметов в улье. Его широко применяют в лечении. При кипячении он сохраняет свои целебные свойства полностью;

Подкрышник – изделие из досок с фальцами. Ставится он непосредственно на корпусулья или магазин. Подкрышник должен быть высотой 12-15 см, чтобы можно было поставить кормушку и положить утеплительную подушку. Непосредственно на подкрышник в нахлобучку ставится крыша улья;

Пчеловод – человек, занимающийся пчеловодством, владеющий методами пчеловождения. Пчеловод проявляет большой интерес и любовь к медоносным пчёлам;

Рамка ульевая служит для отстройки восковых сотов. После изготовления, оснащения проволокой и наващивания рамку ставят в улей. Собираются ульевые рамки из деревянных брусков и планок;

Расплод – яйца — засев, личинки — черва, это открытый пчелиный расплод. Запечатанные личинки и куколки — это печатный расплод или крылатая детка;

Танцы пчёл. Совершая различные пробежки, повороты, виляния брюшком прилетевшая в улей пчела-разведчица рассказывает подругам, где есть мёд. Эта информация мобилизует пчёл-фуражиров на вылеты в нужном направлении. Танцы пчёл-разведчиц очень важны – это язык пчёл, позволяющий пчелиной семье работать целенаправленно, без потерь времени и кормов на бесцельные полёты. Пчёлы, исполняя “танец”, показывая направление полёта, учитывают свой главный ориентир – Солнце. По мере движения Земли по отношению к Солнцу пчёлы-разведчицы меняют направление пробежек на соте. Это открытие сделал австриец Карл Фриш – учёный-биолог, лауреат Нобелевской премии;

Улей – это рукотворное жилище для неутомимых среброкрылых тружениц – медоносных пчёл. «Улей» в широком смысле – помещение, в котором пчелы устраивают свое гнездо. Ульем можно называть дупло, борть, колоду и самодельный улей. Улей должен надёжно защищать пчёл от осадков и перепадов температуры, особенно в холод и жару;

Ульевая пчела - это молодая пчела, возрастом до 7 дней, которая кормит деток, на 7 день у неё открывается восковые щели и она строит соты, на 9 – вылетает;

Холстики (положки) для ульев играют роль потолка. Ими накрывают верхние бруски ульевых рамок. Изготавливают положки из прочных хлопчатобумажных или льняных тканей. Размеры холстиков зависят от типа улья и выкраиваются по внутреннему периметру подкрышника;

Язык пчёл – это специальная система сигнализации, которая способствует организации коллективной работы пчелиной семьи. Характерные движения пчёл-разведчиц – “танцы”, интересный и необычный способ получения информации о месте расположения источника корма. Язык пчёл – пожалуй, один из самых сложных в поведении животных. Восприятие танцев у пчёл неразрывно связано с чувством времени. Важным элементом языка пчёл являются также запахи цветов, приносимых танцовщицами, и пахучие маячки, оставляемые пчёлами-фуражирами на трассе полёта. Язык танцев используется медоносными пчёлами не только при медосборе, но и при выборе нового места жительства при роении.

Приложение 4. Буклет «Пчеловодство – как стиль жизни»

Представлено отдельным документом

Приложение 5. Сказка для книжки – малышки «Про Капельку мёда»

Представлено отдельным документом

21

Просмотров работы: 788