ИССЛЕДОВАНИЕ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ И ПРОДУКТА ЕЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ И ПРОДУКТА ЕЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Коняев Константин Вадимович 1
1
Филимонова А.Г. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3-4

  1. Глава1. Теоретическая часть…………………………………………….4-5

  2. Глава2. Органолептика меда…………………………………………….5-6

  3. Глава3. Экспериментальная часть ……………………………………...6-8

Заключение…………………………………………………………………….......8

Приложение……………………………………………………………………9-10

Список литературы и сайтов……………………………………………………11

Последние 7 лет мы с дедушкой занимаемся пчеловодством на нашей семейной пасеке. Я стал понимать, как правильно ухаживать за пчелами, сколько отбирать мёда, чтобы семья пчел выжила зимой. В наше время очень много поддельного меда, или с добавлением разных примесей. И я задумался о том, как же отличить натуральный мёд.

Мне нравится занятие пчеловодством, с каждым годом я узнаю всё больше нового. Читаю в интернете, что-то новое испытываю на пасеке.

Проблема: Как отличить натуральный мед?

Актуальность этой работы для меня очевидна, так как, не зная всех тонкостей пчеловодства, нельзя успешно развивать пасеку. Также считаю необходимым пропагандировать возращение к естественным продуктам, вместо повального увлечения синтезированными заменителями.

Цель исследования:

  • Изучить пчелиную семью и продукт её деятельности - мёд, его свойства и состав.

Задачи исследования:

  • Изучить методики исследования меда;

  • Изучить строение пчелы, устройство пчелиной семьи;

  • Исследовать мед в домашних и школьных условиях;

  • Определить состав и свойства меда;

Объект исследования – пчелиная семья.

Предмет исследования – продукт деятельности пчелиной семьи - мед.

Гипотеза исследования: Если исследовать мед и его свойства, то лучше поймешь устройство пчелиной семьи.

На первом этапе своей работы изучил литературу по данной проблеме. ( 2,4,5,6,7) Определил методы, которыми я могу воспользоваться( 9,10,11,12). Выбрал из множества методов исследования органолептический метод и лабораторные исследования органической химии. Органолептический метод основан на изучении физических свойств, определения значений показателей качества с помощью органов чувств. Лабораторный метод включает качественные реакции органической химии.

Одним из продуктов жизнедеятельности пчелиной семьи, самым популярным, очень полезным и вкусным, является без сомнения мед. Что такое мед? Википедия поясняет(9), что мед пчелиный — продукт, представляющий собой частично переваренный в зобе медоносной пчелы (Apis mellifera)нектар. Мед содержит 13—22 % воды, 75—80 % углеводов (глюкоза, фруктоза, сахароза), а также в незначительных количествах витамины В1, В2, В6, Е, К, С, провитамин А-каротин, фолиевую кислоту.

Глава1. Теоретическая часть.

1.1 Биология пчелиной семьи.

Пчелы относятся к отряду: Перепончатокрылых, к классу: Насекомых, и к типу: Членистоногие.

Пчелы считаются одними из самых высокоорганизованных насекомых. Еще в древнейшие времена человек заметил, что дикие пчелы производят удивительный по своим вкусовым и питательным качеством продукт - мед. Одним из древнейших способов получения меда было так называемое бортничество, то есть добывание из дупел меда диких пчел. Дерево с искусственно выдолбленным дуплом и называлось бортью. Затем пчел научились содержать в колодах, то есть «колодное пчеловодство». Человек еще не знал, что такое улей, но потом самый первый улей с кассетами создал П.И.Прокопович.(1)

1.2 Семья пчел и ее гнездо.

Пчелиная семья как целостная биологическая система и хозяйственная единица состоит из нескольких десятков тысяч рабочих пчел, матки и нескольких сотен трутней. Состав пчелиной семьи в течении года непостоянен и зависит от экологических условий, главным образом от температуры и наличия корма. Пчелиную семью нельзя рассматривать как простое механическое соединение разных особей. Действия пчелиной семьи во многих случаях напоминают действия целостного организма. Каждая пчелиная семья имеет свои индивидуальные особенности: специфический запах, агрессивность, способность к сбору и переработке нектара, зимостойкость, устойчивость к заболеваниям, к роению и т.д. Эти особенности сохраняются лишь до тех пор, пока в семье живет одна и та же матка.(3)

Глава2. Органолептика меда.

Из всех продуктов пчеловодства, я выбрал тот продукт, который наиболее сильно распространен в питании человека. Это мед. Мед – это продукт, представляющий собой частично переваренный в зобе медоносной пчелы нектар. Мед содержит 13-22% воды, 75-80% углеводов (глюкоза, фруктоза, сахароза), а также витамины B1,B2,B6, E, K,C, фолиевую кислоту. А также ряд минералов (калий, магний, кальций, серу, хлор, натрий, железо). Глюкоза - бесцветное кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, сладкое на вкус. Она находится почти во всех органах растений, но больше всего - в плодах.

По химическому строению глюкоза - альдегидоспирт. Она вступает в реакцию с гидроксидом меди (II) и аммиачным раствором оксида серебра.

Сравнительная таблица мёда нашей пасеки и магазинного.

Мед

Цвет

Аромат

Вкус

Консистенция.

Зрелость меда.

Натуральный мёд нашей пасеки.

Темно- желтый

Аромат хороший, приятный

Не приторно сладкий, приятное послевкусие.

Вязкая. Есть кристаллизация.

Крупная.

Зрелый

Мед магазинный «Липовый» (Сосново).

Светло-желтый

Аромат слабый, приятный

Не приятный на вкус.

Очень густой. Кристаллизация мелкая.

Зрелый

Глава3.Экспериментальная часть

Опыт № 1. Реакция крахмала с йодом и определение крахмала в образцах меда.

Описание опыта: в фарфоровую чашку насыпал 1 г крахмала и добавил 1-2 капли раствора йода. Наблюдал синее окрашивание. Это качественная реакция на крахмал. Проделал этот же опыт с 1г меда с пасеки и с 1г меда из магазина, синего окрашивания нет.

Вывод: Мед пасеки и мед из магазина не содержат крахмал.

Опыт №2.Реакция "серебряного зеркала" на глюкозу в меде.

Описание опыта: В пробирку прилил 2мл аммиачного раствора оксида серебра (Ag2O в NH4OH) и 1 г меда. Смесь осторожно нагрел. При нагревании на стенках пробирки образуется серебро. Это качественная реакция на альдегиды. Уравнение химической реакции:

C6H12O6+Ag2O = CH2OH - (CHOH)4 - COOH+2Ag

Вывод: мед пасеки и магазинный мед содержат глюкозу.

Опыт № 3.Качественная реакция на глюкозу в меде с гидроксидом меди.

Описание опыта: Налил в пробирку 1 мл раствора меда и добавил1 мл раствора гидроксида натрия. Прилил по каплям раствор сульфата меди (II). Наблюдал ярко-синий раствор. Подогрел раствор. Наблюдал образование желтого, затем кирпично-красного осадка. Это доказательство наличия глюкозы в образцах мёда. Уравнение химической реакции:

C6H12O6+2Cu(OH)2 = CH2OH - (CHOH)4 - COOH+Cu2O+2H2O

Вывод: мед пасеки и магазинный мед содержит глюкозу.

Опыт №4. Определение примеси сахарной (свекловичной) патоки.

Описание опыта: Налил в пробирки раствор мёда, добавил раствор азотнокислого серебра. В растворе не образовался осадок.

Вывод: В нашем и магазинном мёде не содержится свекловичной патоки.

Опыт№5. Определение падевого вещества.

Описание опыта: Налил в пробирки раствор меда, и добавил 2 части известковой воды, нагрел. Раствор магазинного меда потемнел и образовался осадок, а в образце нашего мёда остался тот же цвет.

Вывод: В магазинном меде содержится падь, а в нашем - нет.

Опыт№6. Проверка меда на брожение и кислотность.

Описание опыта: Налил мед в пробирки, добавил по 5 капель спиртового раствора фенолфталеина и добавил раствор едкого натра. В нашем образце меда окрас не исчез, а в магазинном через некоторое время исчез.

Вывод: Наш мед не имеет кислотности, а магазинный мед имеет кислотность.

Опыт №7. Определение падевого вещества.

Описание опыта: Налил в пробирки раствор меда, и добавил 2 части раствор соды с водой, нагрел. Раствор магазинного меда потемнел и образовался осадок, а в образце нашего мёда остался тот же цвет.

Вывод: В магазинном меде содержится падь, а в нашем - нет.

Заключение.

Изучив состав меда, убедился опытным путем, что мед содержит такие органические вещества как глюкоза, сахароза. Нашел методику качественной реакции на фруктозу, но провести реакцию не удалось, ввиду отсутствия реактива резорцина. Научился определять наличие примесей, в образцах меда, с помощью качественных реакций на крахмал, мел, падевый мед, свекловичную патоку. Наблюдая за исчезновением кристаллических образований при приливании горячей воды, убедился в аморфности меда.

Выбирая мёд, для лечения и поддержания здорового образа жизни, нужно обращать внимание на качество меда. А для этого нужно выбирать мед не слишком жидкий и не слишком густой, то есть ложка в нем стоять не должна, а с ложки мёд должен тянуться «струйкой». Запах не должен быть резко химическим. Цвет его не должен быть чересчур светлым, мед должен быть матовым, не прозрачным. Выбирая мёд, берите с собой йодированную бумагу (салфетку), капнув на неё мёд, можно определить наличие крахмала, сахарного сиропа. Разбавив мед дистиллированной водой можно определить содержание разных примесей. С помощью соды питьевой и лакмусовой бумаги можно определить кислотность образца мёда уже дома. Натуральный мед должен иметь минимальную кислотность, среда должна быть ближе к нейтральной.

Приложение.

Рассмотрение пчелы, меда, пыльцы и нозематоза под микроскопом.

Химические эксперименты.

Опыт №1 Опыт №2

Опыт № 3

Опыт №4

Опыт №5

Опыт №6

Опыт №7

Список использованной литературы и сайтов.

  1. Аветисян Г.А. Разведение и содержание пчел. — Москва: Колос, 1983г

  2. Аветисян, Г.А. Наращивание силы семей /Г.А. Аветисян //Пчеловодство. 1995г

  3. Аветисян, Г.А. Пчеловодство /Г.А. Аветисян, Ю.А. Черевко. М.:ИРПО; Изд.центр «Академия», 2001г

  4. Иойриш. Н. П. Продукты пчеловодства и их использование.— М.: Россельхозиздат,1976г

  5. Корж В.Н - Пчеловодство. Практический курс.-М:2011г

  6. Фридрих Поль « Азбука пчеловодства»- Москва, в переводе с немецкого 2008г

  7. Буренин Н.Л, Котова Г.Н. – Справочник по пчеловодству. – М: «Колос» 1997г

  8. http://www.medovyi.spas9.ru/s_17.htm

  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

  10. http://esaulst.edusite.ru/p36aa1.html

  11. http://www.womanparadise.ru/?p=34430

  12. http://www.berestoff.ru/o-mjode/kak-pchely-delajut-med/

  13. http://www.medovik.info/osnovy/porody.php

  14. http://bochkameda.net/bolezni-pchel/bolezni-pchel-i-ix-lechenie.html

11

Просмотров работы: 996