СЛЕЗЫ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СЛЕЗЫ

Андропова Ю.А. 1
1
Лаптева Э.Я. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление
     
 

Введение

Стр 3

 

Основная часть

Стр 3- 10

 

Состав слезы

 
 

Функции слезы

 
 

Значение слез в жизни человека

 
 

Результаты исследования

 
 

Опытно-экспериментальная часть

 
 

Заключение

Стр 10

 

Литература

Стр 11

  1. ВВЕДЕНИЕ
Свое появление в этом мире человек обозначает плачем. Мы умеем плакать практически с самых первых дней после рождения, и за жизнь проливаем, в среднем, около 70 литров слез. С возрастом нас учат скрывать это эмоциональное проявление боли, горя или большой радости.

Актуальность темы работы заключается в том, что все люди умеют плакать. Я решила узнать, почему люди плачут. Мое исследование посвящено изучению причины слез у людей. Для этого я провела опрос среди учеников нашей школы. Всего в исследовании приняло участие 30 человек это учащиеся начальных и средних классов.

Характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы

Изучена научная литература по данной теме, установлены причины, по которым плачут дети разных возрастных групп. Проведена опытно-экспериментальная работа. Сделаны выводы. Плач улучшает вентиляцию легких и, соответственно, улучшает насыщение кислородом всех органов и систем. Плакать не вредно, а, наоборот, иногда полезно.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель: исследовательской работы является установление причин, по которым плачут дети разных возрастных групп и исследование слезы человека как биологического явления.

В основу исследования положена следующая гипотеза: причины слез детей разных возрастных групп различны.

Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

Задачи:

Причины возникновения слез

Изучение состава слезы

Определение значения слез в жизни человека

Вывод

Методы исследования:

  1.  
    1. Поисковая работа с литературными источниками.

    2. Опрос.

    3. Опыты. Наблюдение.

Объект исследования: слезы.

Практическая значимость исследования: с помощью слез можно выразить разные чувства: печаль, радость, боль, горе, счастье. Слезы показывают, что человек сострадает, сопереживает другому человеку. Плач улучшает вентиляцию легких и, соответственно, улучшает насыщение кислородом всех органов и систем. Поэтом можно рекомендовать всем, если хочется плакать нужно, поплакать. Это только на пользу, но и злоупотреблять нельзя.

Состав слезы

Слезы представляют собой прозрачную жидкость. В составе слезной жидкости 98,23% воды, около 0,8% минеральных солей, главным образом хлористого натрия, около 0,1% белка, немного эпителиальных клеток, слизи и жира. При нормальных условиях в течение суток выделяется 0,5—1 мл слез. Слеза имеет в своем составе психотропные вещества уменьшающие тревогу и напряжения, принося облегчение плачущему человеку. Новорожденный младенец сначала учится плакать, а потом смеяться. Первые настоящие полноценные слезы появляются в возрасте шести-восьми недель. А смех появляется примерно к трем-четырем месяцам.

Над созданием слез, над их появлением и истечением работает целая система организма – слезная. Она отвечает за то, чтобы в соответствующих органах была сформирована слезная жидкость, затем следит за тем, чтобы произошел отток этой жидкости. Слезная система – неотъемлемая часть работы глаза

Функции слезы

Слеза несет несколько важнейших функций: физиологических, социальных, психологических. С точки зрения физиологии, слеза питает и защищает роговицу глаза. В составе слез присутствует лизоцим, который обладает бактерицидными свойствами, что обеспечивает антибактериальную защиту глазному яблоку. Слеза способствует механическому очищению поверхности глазного яблока, в том числе от попавших на него инородных тел. Слеза увлажняет глазное яблоко, не дает ему пересыхать и помогает сохранять оптические свойства. Психоэмоциональное состояние, требующее поплакать, попавшая соринка в глаз, резкий раздражающий свет или сильный ветер, буквально выбивающий слезы из глаз. При стрессе, высоком уровне возбудимости слезы являются компенсатором эмоций. С помощью слез происходит компенсация возбуждения в коре головного мозга, вызванного сильной эмоцией. Таким образом, слеза играет роль защитника психики. Если человек испытывает потребность поплакать, значит, это ему нужно – так мозг сообщает о высоком уровне возбудимости, что срочно нужно нивелировать. Слезы фактически сообщают вам, что организму необходимо выплеснуть эмоции, чтобы снять напряжение. И для сохранения своего психического здоровья лучше услышать эти сигналы.

С точки зрения биохимии слезы позволяют снизить уровень гормона стресса. Это, собственно, является причиной того, что после того, как мы выплакались, испытываем облегчение. Кроме того, слезы выводят токсины. Слезы способны уменьшить боль. Очень часто люди, испытывающие страдания из-за сильного болевого синдрома, отмечают, что после того, как выплакались, стало легче. Слезы вырабатывают определенные биологически активные вещества, направленные на снижение болевого синдрома, способствующие заживлению ран. Слезы несут и социальную функцию, причем эта функция принимает различные формы. Например, слезы могут выступить оружием манипуляции. Хорошо известный всем прием – расплакаться, чтобы добиться каких-либо личных целей: чтобы не последовало никаких наказаний за проступок, прогул, перед учителем , чтоб не поставил двойку например. Слезы иногда служат способом привлечения к себе внимания. Слезы также являются средством коммуникации. С помощью слез можно выразить разные чувства: печаль, радость, скорбь, горе, счастье, восторг. Слезы показывают, что человек сострадает, сопереживает другому человеку. Такие сигналы коммуникации понятны и очень эмоциональны.

Кто чаще плачет

Самой частой причиной слез является горе, на втором месте его антипод – счастье. Сильные эмоции вызывают слезы. Способность легко «пустить слезу», очевидно, связана с психологическим типом. Люди эмоциональные, с легко возбудимым типом нервной деятельности легче и чаще выражают свои эмоции через слезы. Существуют легковозбудимые люди, которые стараются скрывать свои эмоции, контролируют, в том числе и слезы. Это чаще мужчины. И сдерживать слезы их заставляет не организм, а общественное мнение, которое полагает плач и слезы не мужским занятием. Кстати, с точки зрения физиологии слезная система работает одинаково как у мужчин, так и у женщин. После перенесенной психологической травмы люди плачут чаще. Видимо, это связано с тем, что человек мысленно возвращается к стрессовой ситуации, прокручивает все аспекты своей проблемы, заново переживает негативные эмоции. Это провоцирует слезы.

Значение слез в жизни человека

Существуют целые теории, доказывающие вред или пользу слез и плача для здоровья. Как водится, истина где-то посередине: слезы оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на здоровье.

Американские ученые провели масштабные исследования вопросов плача и слез. Они протестировали свыше трех тысяч человек. Добровольцы, отвечая на конкретные вопросы тестов, описывали свои ощущения во время и после плача. Результатом стало заключение, что слезы и плач влияют на разных людей по-разному, что нет единого правила воздействия слез на организм, что в плаче все индивидуально.Около трети всех испытуемых сообщили, что после того, как они поплакали, испытали облегчение. Каждый десятый сообщил, что слезы не принесли облегчения, более того, плач ухудшил состояние. Есть определенные данные, что люди, которые часто плачут, реже страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. С точки зрения психологии плач улучшает вентиляцию легких и, соответственно, улучшает насыщение кислородом всех органов и систем. Кроме того, плач вызывает расслабление и замедление дыхания, что позитивно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы.

При рождении человек плачет и привлекает к себе внимание. Плачут не только от боли, соринки или обиды. Это является своеобразным механизмом, чтобы обратить на себя внимание. Когда люди сталкиваются с трудностями или обидами, то чаще всего облегчение им приносят слезы. Ученые установили, что когда человек плачет, то кроме облегчения души у него вымываются из организма лишние и опасные вещества, при освобождении от которых снимается напряжение и стресс. В женском организме содержится гормон пролактин, который отвечает за образование грудного молока и слез. А вот мужчинам мешает плакать тестостерон. Этот гормон препятствует образованию слезной жидкости. Вероятно, это одна из причин, почему женщины в среднем живут на пять-шесть лет дольше, чем мужчины. Считается, что за свою жизнь женщины плачут в пять раз чаще, чем мужчины.

Вывод: плакать не вредно, а, наоборот, иногда полезно. Слёзы, как и всякое лекарство, полезны в нужной дозировке. Злоупотреблять ими противопоказано!

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Статистическое исследование среди учащихся

по установлению причин, по которым плачут дети разных возрастных групп

В опросе принимали участие учащиеся младшей и средней школы

Всего приняло 30 учащихся

Часто ли вы плачете?

Мальчики нач.к

Мальчики сред. кл

Девочки нач.к

Девочки сред. кл

нет

нет

иногда

редко

От чего вы плачете?

Мальчики нач.к

Мальчики сред. кл

Девочки нач.к

Девочки сред. кл

Боли, обиды, от школы, страха, радости, жалости

Боли, обиды, страха, радости, жалости

Боли, обиды, страха, радости, жалости

Боли, обиды, страха, радости, жалости, переживания

Испытываете ли вы облегчение после слез?

Мальчики нач.к

Мальчики сред. кл

Девочки нач.к

Девочки сред. кл

да

нет

да

да

Нужно ли сдерживать слезы?

Мальчики нач.к

Мальчики сред. кл

Девочки нач.к

Девочки сред. кл

да

да

нет

нет

Как вы думаете плакать – это хорошо или плохо?

Мальчики нач.к

Мальчики сред. кл

Девочки нач.к

Девочки сред. кл

плохо

плохо

не знаю

нормально

Вывод: причины, по которым плачут дети разных возрастных групп одинаковые. Плачут от боли, обиды, страха, радости, жалости, переживания.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Для изучения органолептических свойств я собрала пипеткой в стеклянные пробирки несколько слезинок и внимательно их изучила.

Определение запаха слез

Вывод: слёзыне имеют запаха.

Определение цвета слез

Посмотреть слезы на свет. Можно сравнить с белой бумагой. Цвет должен быть белый или слегка желтоватый.

Вывод: слёзы оказались прозрачными и бесцветными как вода

Обнаружение примесей в слезе

Слезную жидкость процедить через фильтр. После этого фильтр аккуратно расправить, посмотреть.

Вывод: абсолютно чистый фильтр, ничего не обнаружено

Определение вкуса слез

Попробовав на вкус, ощущается слегка солоноватый вкус

Вывод: ощущается слегка солоноватый вкус

Опыт 1. Могут ли слёзы испаряться

Набрав несколько капель слезной жидкости и поместив ее на предметное стекло понаблюдать за испарением.

Вывод: слезная жидкость полностью испарилась на следующий день.

Опыт 2. Выпаривание слёз в пробирке над грелкой.

Набрав несколько капель слезной жидкости и поместив ее в пробирку понаблюдать за выпариванием.

Вывод: слезная жидкость полностью выпарилась.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итогом исследовательской деятельности стало достижение поставленной цели - установлены причины, по которым плачут дети разных возрастных групп, и тем самым подтверждена гипотеза, что причины слез детей разных возрастных групп различны. Почти все дети плачут от боли, от обиды, от жалости, от переживания, при просмотре фильмов. Оказывается, плакать не вредно, а, наоборот, иногда полезно. Слёзы, как и всякое лекарство, полезны в нужной дозировке. Злоупотреблять ими противопоказано!

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Душенко К.В. Большая книга афоризмов. – Изд-во. 8-е, исправленное. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. 1056 с.

  2. http://ru.wikipedia.org/

  3. http://www.aphorism.ru

  4. http://www.po4emu.ru

  5. http://q99.it/eC73Svp

0

Просмотров работы: 1700