ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА И УРОВНЯ ПАМЯТИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА И УРОВНЯ ПАМЯТИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Трясцина Л.В. 1
1
Кадочникова И.Ю. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение

2

1

Что такое память?

3

2

Результаты исследования

4

3

Советы для учителей – предметников, работающих в пятом классе

5

Заключение

6

Литература

8

Приложения

9

Введение

Практически любой из нас скажет, что начало пятого класса - сложный период, во-первых, очень много учителей и надо привыкнуть к требованиям каждого. Во-вторых, непривычное расписание. Но больше всего трудностей связано с уроками. Вырос объем работы, как на уроке, так и дома, а так же теп работы становится быстрее.

Раньше многие из нас старались зазубрить необходимый материал по старинке – наизусть, как стихи. Пока объём информации невелик, это было более или менее эффективно, но сейчас он увеличился и зубрежка годится лишь для того, чтобы запомнить всю информацию на короткое время, воспроизвести её – например, на уроке – и вскоре забыть.

Возникла необходимость овладения новыми приемами запоминания информации.

Почему одну информацию люди помнят долгие годы, а другую забывают очень быстро? Некоторые ученики запоминают всё на уроках, а другие ещё долго учат дома? Мне захотелось узнать: что такое память человека, у всех ли людей она одинаково развита, можно ли её улучшить, есть ли упражнения, чтобы быстрее запоминать?

Эти вопросы отражают актуальность моего исследования.

Гипотеза: я думаю, что человеческая память индивидуальна, и уровень памяти можно повысить при помощи систематических упражнений.

Целями исследования являются ответы на вопросы: Как развита память у ребят нашего класса? Какие способы тренировки памяти существуют?

Задачи, которые я ставлю в своём исследовании можно обозначить следующим образом:

  1. Найти в разных источниках, включая интернет, нужную информацию о памяти человека;

  2. Узнать, как развита память у школьников нашего класса;

  3. Выполнить упражнения по развитию памяти и определить изменения в развитии памяти.

Таким образом, объектом исследования данной работы является память пятиклассников и уровень её развития.

  1. Что такое память.

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познаёт окружающий мир. Без памяти немыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной системы отношений к окружающему миру. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего.

Благодаря памяти ребёнок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: чтение, письмо, занятие физической культурой, трудовая деятельность – основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Чтобы ребёнок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты все виды памяти. Утрата памяти или её нарушения неизбежно ведут к расстройству психики, личности человека.

Память — одно из свойств нервной системы, заключающееся в способности какое-то время сохранять информацию, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию. Наиболее развитый уровень памяти характерен для человека.

Процессы памяти

  • Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов.

  • Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.

  • Воспроизведение и узнавание— процесс актуализации элементов прошлого опыта

Существуют различные типы памяти:

  • по органам чувств — зрительная память, моторная память, звуковая память, вкусовая память, болевая память.

  • по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;

  • по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память,

  • по наличию цели — произвольная и непроизвольная;

  1. Результаты исследования

Для того чтобы определить какая память развита у ребят нашего класса и каков уровень её развития было проведено мини-исследование слухового, зрительного, моторно-слухового и комбинированного видов памяти.

Для того, чтобы это проверить я воспользовалась методикой для проверки видов памяти (приложение 1), которая была размещена на сайте http://www.psyoffice.ru/.

Опросив одноклассников (приложение 2, фото 1-2), обработав полученные результаты (приложение 2, фото 3), я пришла к выводу, что у моих одноклассников лучше развита зрительная память (приложение 3, диаграмма 1), но уровень памяти различный. Так как для обучения уровень памяти важен, возникла необходимость найти способы повышения уровня.

Одни лучше запоминают зрительные образы, другие - звуки, третьи - движения. Поэтому, чтобы хорошо запомнить что-либо, надо использовать не один, а сразу несколько видов памяти. Я нашла в интернете множество упражнений для развития слуховой и зрительной памяти, выбрала два, которые не требуют много времени для выполнения и их можно выполнять даже на уроке (приложение 4). Упражнения необходимо выполнять ежедневно. После тренировок необходимо провести повторный замер уровня памяти, для того чтобы подтвердить мою гипотезу о том, что уровень памяти можно повысить с помощью упражнений.

  1. Советы для учителей – предметников, работающих в пятом классе

Под обучением подразумевают обычно механизмы приобретения информации, а под памятью - механизмы хранения и извлечения этой информации, следовательно, память и обучение являются сторонами одного процесса. Источником информации при обучении для нас чаще всего является учитель, поэтому результатами своего исследования я поделилась с учителями, которые работают с нами.

Учитывая то, что в нашем классе преобладают учащиеся со зрительной памятью, я нашла советы психологов:

1. Использовать при объяснении темы урока наглядный материал (графики, картинки, фотографии и др.)

2. Выделять главное яркими буквами.

3. Для создания наглядных пособий лучше использовать разные цвета, шрифты.

4. Нужную информацию подчеркивать мелом, маркером, цветными карандашами и др.

5. Использовать в работе учебные карточки и прочий раздаточный материал

6. При объяснении нового материала лучше стоять рядом или чуть позади

Заключение

В ходе изучения информации и проведения исследования, я пришли к выводу:

  1. У пятиклассников МБОУ Мокинская ООШ преобладает зрительная память

  2. Для повышения уровня зрительной и слуховой памяти необходимо ежедневно выполнять упражнения

  3. Информация для лучшего усвоения должна быть представлена в виде рисунков, схем, графиков т.д

  4. Для привлечения внимания следует использовать выделения, подчеркивания в тексте

Человеческая память, действительно, уникальна. У каждого из нас разные типы памяти развиты различно. Память является функцией мозга, а значит, может быть развита и поддается тренировке. Следовательно, каждый человек может улучшить свою память при помощи систематических упражнений, поэтому мы продолжим выполнять упражнения по развитию памяти. Будем стремиться к совершенству.

Литература

  1. http://azps.ru/

  2. https://ru.wikipedia.org/

  3. http://www.psyoffice.ru/

  4. http://ped-kopilka.ru/

Приложение 1

Методика "Определение типа памяти"

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течение одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

Приложение 2

Фото1.2. Проведение исследования

Фото 3. Обработка результатов

Приложение 3

Диаграмма 1. Типы памяти у пятиклассников

Приложение 4

Упражнения для развития слуховой и зрительной памяти

«Что исчезло?»

На слайде или столе раскладывается несколько предметов, ученик запоминает расположение предметов, потом он закрывает глаза, один из предметов убирается, ему необходимо указать что исчезло. Постепенно количество предметов для запоминания нужно увеличивать

«Снежный ком»

Упражнение проводится по аналогии с известной игрой. Ведущий называет одно слово, играющий называет то слово, которое сказал ведущий, и добавляет свое слово. Потом эстафета переходит опять к следующему, он должен повторить 2 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Третий добавляет: «Деревья, трава, река». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.

Просмотров работы: 2201