СТРЕСС КАК РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СТРЕСС КАК РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМА

Пономарёва Алла Сергеевна 1
1
Дудкина Е.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3 - 4

Глава 1. Стресс как реакция организма.

1.1. Стресс. Подходы к определению понятия………………………………….4

1.2. Классификация стрессов…………………………………………………4 - 5

1.3. Стрессовые ситуации у детей. Причины и последствия стресса……...5 - 6

1.4. Как помочь ребёнку справиться со стрессом…………………………...6 - 7

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Методы и основные направления исследования…………………….….7 - 8

2.2. Результаты исследования………………………………………................8 - 9

Заключение…………………………………………………………………… .9 -10

Библиографический список……………………………………………………..11

Приложения………………………………………………………………… .12 - 16

Живя, умей всё пережить –

Печаль, и радость, и тревогу.

Ф. И. Тютчев.

Введение.

Оглянитесь вокруг. Каждый десятый человек, встреченный Вами на улице, на работе или в магазине, подвержен стрессу в любой момент времени. Учёные пришли к выводу, что стресс вызывает необратимые химические изменения в мозгу, которые могут непосредственно повлиять на состояние здоровья. В сегодняшнем мире, полном стрессов, состояние здоровья, а также индивидуальная сила человека зависят от его способности оставаться спокойным, бодрым и раскрепощённым в напряжённых ситуациях.

Данная тема показалась нам актуальной, так как в наше время даже школьники подвержены стрессу. [4]

Наша цель – изучить стресс как физиологическое и социальное явления.

Задачи, которые были поставлены для реализации цели:

  1. Рассмотреть различные подходы к определению понятия «стресс».

  2. Изучить классификацию и формы проявления стресса у детей различных возрастных групп.

  3. Выявить влияние стресса на организм человека.

  4. Разработать рекомендации по предупреждению стрессовых ситуаций.

Предмет исследования - Стресс как физиологическая реакция организма.

Объект исследования - Обучающиеся 7 - 8 классов.

Методы исследования:

  • Работа с литературой и Интернет - ресурсами.

  • Наблюдение за учащимися во время учебного процесса.

  • Анкетирование учащихся.

Рабочая гипотеза:

Социальные условия оказывают воздействие на организм ребёнка, но также могут помочь в изучении и коррекции нервно - психического состояния современного школьника.

Глава 1. Стресс как реакция организма.

1.1. Стресс. Подходы к определению понятия.

Существует множество определений понятия "стресс". В целом же это - физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности, спада. Стресс возникает у человека (или животного) под влиянием экстремальных воздействий. [4]

Стресс - комплексный процесс, он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. [5]

Стрессом является любое отклонение от нормального самочувствия или состояния здоровья. Стресс могут вызвать как положительные события, так и события с отрицательным характером. [6]

1.2. Классификация типов стрессов.

Существуют различные типы классификации стресса. Мы познакомим с одной из них:

Физиологический стресс. Возникает при воздействии на организм различных внешних воздействий — жары, холода, жажды, голода, диеты и других.

Механический стресс. Отличается повреждением целостности кожи и различных органов. Это может быть травма, ранение, операция, шоковое состояние.

Химический стресс. Вызван отравлением, действием ядохимикатов и их паров, загрязнением воздуха, воды или почвы, недостатком или избытком кислорода.

Биологический стресс. Вызван атакой вызывающих болезнь вирусов, бактерий, токсинов, грибов и их разновидностей.

Психологический (эмоциональный) стресс. Связан с появлением ситуаций, в которых особо сильно переживаются различные эмоции.

Также стресс различают и по временному фактору:

Кратковременный стресс. Стресс, который имеет под собой естественную основу, связанную с инстинктом самосохранения. Кратковременный стресс возникает внезапно и мгновенно проходит все стадии развития стресса.

Хронический стресс. Является одним из самых опасных видов стресса. Человек, подверженный ему каждодневно, привыкает к напряжению и перестаёт обращать внимание на симптомы и их последствия. [8]

1.3. Стрессовые ситуации у детей. Причины и последствия стресса.

Стресс – это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. Малыши подвержены влиянию негативных эмоций не меньше, чем взрослые. Основным проявлением стресса у ребёнка является резкое изменение его поведения. Стрессы могут проявляться в частых перепадах настроения, вспышках детской агрессии, потере контроля над своим поведением. На фоне стресса у ребёнка может развиться повышенная утомляемость, тошнота и психосоматические расстройства.

Внешние причины:

Внутренние причины:

Работа

Пессимизм

Семья и дети

Неумение вести внутренний диалог

Личные отношения, интимная жизнь

Неоправданные ожидания

Проблемы с деньгами

Отсутствие здоровой настойчивости

Загруженность

Завышенные требования к себе и окружающим

Фазы развития стресса:

1 фаза - Реакция тревоги:

Появление состояния тревоги, настороженности, напряжённости при возникновении неординарной.

2 фаза - Сопротивление:

Начинается сопротивление организма и борьба с ситуацией стресса либо адаптация и привыкание к раздражителю.

3 фаза - Победа либо истощение организма:

Если собственных ресурсов организма для борьбы с состоянием стресса достаточно, то человек выходит победителем. В противном случае организм истощается. [2]

Заболевания, вызываемые стрессом:

  • Сосудистые заболевания и болезни сердца.

  • Воспаления.

  • Нарушения сна

  • Мышечное напряжение и головная боль.

  • Депрессия и тревога.

  • Нарушение пищеварения.

  • Нарушение дыхания.

  • Ожирение.

  • Диабет. [10]

1.4. Как помочь ребёнку справиться со стрессом.

Есть несколько простых способов справиться со стрессом:

  • Давайте выход эмоциям. Ребёнок еще не умеет контролировать свои эмоции. Решить проблему накопления негатива помогут откровенные беседы со взрослыми, ведение дневника, какое - либо хобби.

  • Решайте проблему вместе.Не стесняйтесь обсуждать с ребёнком его проблемы, при необходимости обращайтесь за помощью к психологам или тем людям, которые являются авторитетом для малыша.

  • Компенсируйте эмоциональные нагрузки.Умеренные физические нагрузки являются хорошей профилактикой эмоциональных напряжений.

  • Соблюдайте режим.Соблюдение распорядка дня способствует нормализации настроения и поведения ребёнка. Питание должно быть сбалансированным, нагрузки - умеренными, а сон - полноценным.

  • Не требуйте большего.Иногда дети испытывают колоссальный стресс из-за того, что не оправдывают завышенных надежд родителей. Не требуйте от ребёнка только успехов, ведь жизнь состоит не только из них одних.

  • Протяните руку помощи. Неважно, кто – малыш, начавший ходить, который пытается совладать со своим нравом или подросток, беспокоящийся о том, что ожидает его на экзаменах – все дети должны знать, что родители – это безопасная гавань, куда можно приткнуться в любую непогоду. [3, приложение 1]

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Методы и основные направления исследования.

Исследования проведены с использованием метода тестирования и метода наблюдения.

Тема исследования: «Изучение влияния социально - психологических факторов на организм человека».

Изучение социальных факторов окружающей среды школьника во многом определяют склонность учащегося к стрессам, а значит, оказывает влияние на психическое состояние личности. В тесте предложены три группы вопросов:

  • Первая группа вопросов выявляет трудности при обучении за счёт неправильной

организации.

  • Вторая выявляет микросоциальные условия в семье, соблюдение рационального режима.

  • Третья выявляет самочувствие ребёнка и характеризует его нервно - психическое состояние.

Оценка проводится следующим образом. По результатам каждого из трёх тестов определяется среднеарифметический результат:

  • От 1 до 1.6 - Результат оценивается как хороший.

  • От 1.7 до 2.3 – Средний.

  • От 2.4 до 3.0 - Результат неудовлетворительный.

[Приложения 1,2,3]

2.2. Результаты исследования.

Всего участвовало 112 человек - это учащиеся 7 - 8 классов. Выбор данной возрастной группы неслучаен и связан с тем, что:

  • Именно в этом возрасте учащиеся активно посещают кружки, секции, студии.

  • Многие учащиеся имеют недостаточно сформированные умения рационально планировать своё время.

  • С точки зрения физиологических особенностей активно происходят гормональные перестройки в подростковом организме.

1) Первая анкета направлена на изучение трудностей при обучении, за счёт неправильной его организации. Анализ анкеты учащихся показал, что у большинства школьников дорога в школу не вызывает дополнительные стрессы. Тревожит тот факт, что у 20 детей развивается утомление после первого урока, а 80 учащихся чувствуют усталость после 3 урока. 78 учащихся ежедневно выполняют домашнее задание вечером, после ужина. 43 ученика отметили, что очень загружены учебной и домашней работой.

2) По второму тесту можно сделать вывод о том, что не во всех семьях уделяют должное внимание соблюдению режима дня школьников. Неправильное питание, отсутствие прогулок в светлое время суток на свежем воздухе, недостаточный сон приводит к развитию хронической усталости, а значит, могут являться причиной плохого самочувствия, снижения внимания работоспособности, агрессивного поведения, снижения успеваемости, развитие стресса школьников.

3) По третьей группе вопросов можно сделать вывод о том, что для большинства современных школьников, изучаемой возрастной группы, характерны следующие психологические состояния:

  • Трудности концентрации внимания.

  • В течение дня испытывают вялость, усталость и головные боли (30%).

  • Испытывают дискомфорт в ЖКТ при волнении.

Заключение.

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную работу. [7] Этим можно объяснить некоторые особенности поведения школьников: нервозность, плачь, спазмы сосудов, которые приводят к головным болям. Мы провели анкетирование обучающихся 7 - 8 классов МКОУ СОШ №3 города Мирного. При посещении уроков, анкетировании школьников мы выявили:

  • Повышенную утомляемость, вялость, резкое снижение работоспособности.

  • Снижение успеваемости.

  • Конфликтные ситуации в школе и семье.

Анкетирование среди учащихся школы наглядно демонстрирует развитие у детей признаков утомляемости:

  • Нарушение сна.

  • Снижение внимания, общей слабости.

  • Развитие тревожности, боязнь что - то сделать не так, чрезмерное переживание за учёбу у отдельных школьников.

По результатам трёх тестов учащиеся показали средний уровень влияния социально - психологических факторов на здоровье учащихся. Учитывая здоровье современных школьников, считаем, необходимым уделять больше внимания проблемам влияния социально - психологических факторов на растущий детский организм. [Приложение 4]

Физическое и психическое здоровье человека - это высшая ценность. Мы считаем необходимым на классных часах, уроках по изучению естественных наук, родительских собраниях информировать родителей о необходимости контроля учебной и домашней нагрузки школьников, соблюдении режима дня и рационального питания.

  • Рабочая гипотеза нашла своё подтверждение. Социальные условия ребёнка легко подвергаются коррекции и позволят улучшить состояние современных школьников.

Здоровый ребёнок – залог нашего будущего!

Библиографический список.

  1. «Практикум по экологии человека»; Л. И. Губарева, О.М. Мизирева, Т. М. Чурилова.

  2. «ОБЖ. Основы Безопасности Жизнедеятельности», выпуск №6 (июнь, 2000 год).

  3. ISSN 0037 – 4024, научно – методический журнал «Школа и производство», выпуск №4 (2003 год).

  4. «Как преодолеть тревогу и стресс». Д. Карнеги; пер. с англ. Е.А. Бакушева. – Минск: Попурри, 2014 год.

  5. http://shnurok14.narod.ru/Psih/Psih2/Psihologia2_17.htm

  6. http://life.ladycity.ru/doc/1050/

  7. http://www.ayzdorov.ru/ttermini_stress.php

  8. http://amazingwoman.ru/psihologiya/stress/klassifikaciya-stressa/

  9. http://medlec.org/lek-112690.html

10) http://clinic-virtus.com/osnovnye-zabolevaniya-vyzvannye-stressom/

Приложение 1.

Полезные советы.

Есть несколько очень действенных и расслабляющих методов:

  • Не драматизируйте. Прежде чем чрезмерно остро реагировать на неприятные ситуации, найдите корень беспокойства, проанализируйте его и сделайте вывод о том, настолько ли всё плохо, как Вам кажется.

  • «Вернитесь в хорошее». Погружаясь в воспоминания о приятном, почувствуйте радость и удовлетворение, наполнявшие Вас в тот момент.

  • Активные физические упражнения. Физические упражнения помогут отвлечься и быстро выведут из состояния расстройства.

  • Наведите порядок. Уборка – это полезный способ медитации. Когда Вы напряжены и обеспокоены, начните убирать рабочий стол или квартиру, избавьтесь от ненужных вещей. Порядок вокруг чудесным образом наводит порядок внутри.

  • Ароматерапия. Пассивный и в то же время очень эффективный способ борьбы со стрессом. Запахи способны воздействовать на организм, помогая обрести внутреннее равновесие, улучшить настроение и зарядить оптимизмом.

  • Водные процедуры. Теплая ванна с отварами трав, солями или пеной отлично успокоит и расслабит после тяжёлого трудового дня.

Приложение 2.

Первая серия вопросов направлена на выявление трудностей в обучении школьника за счёт неправильной его организации.

  1. Как Вы добираетесь до школы?

1)Хожу пешком. 2) Одним транспортным средством. 3) Несколькими транспортными средствами.

  1. Сколько минут занимает Ваша дорога из дома до школы?

1) Меньше 10 минут. 2) До 30 минут. 3) Больше 30 минут.

  1. Торопитесь ли Вы по дороге в школу?

1) Нет. 2) Иногда. 3) Чаще всего да.

  1. Ходите ли Вы обедать в школьную столовую?

1) Нет. 2) Иногда. 3) Чаще всего да

  1. Устаёте ли Вы в школе?

  1. Нет. 2) Иногда. 3) Чаще всего да.

  1. После какого урока Вы чувствуете себя абсолютно уставшим?

1) Вообще никогда. 2) После 3 урока. 3) Уже после 1 или 2 урока.

  1. Хватает ли Вам перемены, чтобы отдохнуть?

1) Да, обычно хватает. 2) Иногда да, иногда нет. 3) Не хватает.

  1. Помогают ли Вам окружающие в учёбе?

1) Нет. 2) Да. 3) Регулярно.

9) Сколько примерно времени Вы тратите в день на домашнее задание?

1) Час. 2) Полтора - два часа. 3) Два - три часа.

10) Когда Вы делаете домашнее задание?

1) Между 16 - 18 часами. 2) Сразу по приходу домой. 3) После ужина или утром.

11) Мешает ли Вам кто - нибудь, когда Вы делаете домашнее задание?

1) Да. 2) Нет. 3) Иногда.

12) Насколько Вы загружены учёбой работой и домашними делами?

1) Мало. 2) Средне. 3) Очень.

Приложение 3.

Вторая серия вопросов направлена на выявление микросоциальных условий в семье, соблюдение рационального режима.

  1. Как родители относятся к Вашим оценкам?

1) Спокойно к любым отметкам. 2) Очень недовольны, если Вы получаете оценку хуже обычной. 3) Наказывают за плохие оценки.

  1. Загружают ли Вас домашними делами?

  1. Нет или очень мало. 2) Иногда сильно, иногда не очень. 3) Очень

много поручений и обязанностей.

  1. Сколько часов Вы спите?

1) Больше 9 часов. 2) 8 - 9 часов. 3) Меньше 8 часов.

4) Завтракаете ли Вы перед школой?

1) Да, каждый день. 2) Иногда. 3) Нет или изредка.

5) В каком часу Вы обычно обедаете?

1) Между 13 - 14 часами. 2) 14 - 15 часами. 3) После 15 часов.

6) Как долго днём Вы бываете на улице, на свежем воздухе?

1) Больше 2 - х часов. 2) Около часа. 3) Не более получаса или вообще

не хожу.

7) В каком часу Вы обычно ужинаете?

1) Между 18 - 19 часами. 2) Между 19 - 20 часами. 3) После 22 часов.

8) В каком часу ложитесь спать?

1) До 21 часа. 2) До 22 часов. 3) После 22 часов.

Приложение 4.

Третья серия вопросов направлена на выявление самочувствия ребёнка и характеризует его нервно - психическое состояние.

1) Боитесь ли Вы сделать ошибку?

1) Почти никогда. 2) Иногда. 3) Часто.

2) Тяжело ли Вам сосредоточится?

  1. Почти никогда. 2) Иногда. 3) Часто.

3) Часто ли у Вас возникают проблемы?

  1. Почти никогда. 2) Иногда. 3) Часто.

4) Вас волнуют проблемы, связанные со школой?

  1. Почти никогда. 2) Иногда. 3) Часто.

5) Чувствуете ли вы себя в течение дня уставшим?

  1. Почти никогда. 2) Иногда. 3) Часто.

6) Часто ли у Вас болит голова?

1) Нет. 2) Иногда. 3) Часто.

7) Тяжело ли Вам вечером засыпать?

  1. Почти никогда. 2) Иногда. 3) Часто.

8) Потеют ли у Вас руки?

  1. Почти никогда. 2) Иногда. 3) Часто.

9) Бывают ли у Вас неприятные ощущения в желудке?

  1. Почти никогда. 2) Иногда. 3) Часто.

10) Часто ли Вы плачете?

  1. Почти никогда. 2) Иногда. 3) Часто.

Приложение 5.

Результаты тестирования.

Класс

Число учащихся

1 тест

2 тест

3 тест

7 "А"

25

2,1

Средний

2,3

Средний

2

Средний

7 "Б"

24

1,4

Хороший

1,9

Средний

2,2

Средний

7 "В"

17

1,1

Хороший

1,9

Средний

1

Средний

8 "А"

26

2

Средний

1,9

Средний

1,8

Средний

8 "Б"

20

1,7

Средний

1

Хороший

1,5

Хороший

Всего 112.

16

Просмотров работы: 3302