ЧЕМ ПАХНЕТ ЖИЗНЬ?

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЧЕМ ПАХНЕТ ЖИЗНЬ?

Иванова А.О. 1
1
Яцына О.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание:
  1. Введение………………………………………………………………...4-5

  2. Классификация и свойства запахов.…………………………………..5

а). «Колесо Ароматов» Майкла Эдвардса………………………………..5

б). Классификация ароматов французского сообщества парфюмеров…5

  1. Влияние обонятельного анализатора на деятельность человека……5-7

а). Механизм восприятия запахов…………………………………………5

б). Экспериментальная часть………………………………………………6-7

  1. Ароматерапия……………………………………………………………7-9

а). Определение ароматерапии……………………………………………..7

б). Проведение занятие по ароматерапии………………………………….7-8

в). Продукты проекта……………………………………………………….8-9

  1. Вывод. …………………………………………………………………...9

  2. Рекомендации……………………………………………………………10

  3. Литература……………………………………………………………….11

  4. Приложения……………………………………………………………….12-22

Цель: выяснить влияние ароматов на здоровье и жизнь человека.

Задачи:

1. Изучение теоретического материала об ароматах.

2. Проведение социологического исследования, анкетирования.

3. Дать рекомендации по использованию ароматов, выпустить буклет и книгу.

Методы:

1.работа с научной литературой

2.анкетирование, эксперимент, сравнение полученных результатов

3.анализ и обобщение полученных результатов.

Гипотеза: ароматы оказывают влияние на здоровье и жизнь человека.

Объектная область исследования: биология.

Объект исследования: ароматы окружающего нас мира.

Предмет исследования: влияние ароматов на здоровье и жизнь человека

Участники анкетирования: учащиеся 8-11классов, прохожие.

Введение

Для многих из нас обоняние основной способ познания мира. С этим можно согласиться или нет. Действительно, многие наши впечатления, воспоминания, так или иначе, связаны с запахами. Помните, как замечательно вкусно пахли в детстве бабушкины пироги? А аромат букета, с которым вы гордо шли, первый раз в первый класс никогда не забудется. Запах — великая сила. Обонятельные ощущения воздействуют на нас на физическом, психологическом и социальном уровнях. Однако, в большинстве случаев мы вдыхаем окружающие ароматы, не осознавая в полной мере их значения в нашей жизни. И лишь когда по каким-то причинам у нас имеются какие-либо проблемы с обонянием, мы начинаем понимать, сколь важно восприятие запахов для психологического комфорта.

Запах может спровоцировать глубокую эмоциональную реакцию. Запах, ассоциирующийся с положительными переживаниями, может вызвать прилив радости; отвратительный запах или запах, связанный с неприятными воспоминаниями, — гримасу отвращения. Подтверждает связанность ассоциаций с запахами и опрос, который мы провели (cм.приложение 1).

Таким образом, восприятие запаха состоит не только из непосредственно обонятельных ощущений, но и из воспоминаний и эмоций, связанных с этим запахом. Также с помощью запахов можно даже привлекать. Например, одним из секретов очарования Клеопатры являются её духи, настоящие египетские духи. Она предпочитала такие таинственные ладан и мирру – ароматы с успокаивающим, умиротворяющим эффектом. Следовательно, в царстве обоняния нам приходится полагаться на описания и воспоминания, а также чувства. [2]

Но какое значение ароматы играют в нашей жизни? Необходимо ли обладать знаниями в этой области? Для этого мы провели анкетирование учащихся, чтобы проверить актуальность этой проблемы. В ходе своего социологического исследования мы убедились, что большинство людей признают, что не однократно замечали наличие запахов в нашей жизни (см.приложение 2). Но, к сожалению роли, этому не придавали (см.приложение3). Поэтому я считаю необходимым углубиться в тему проекта.

Классификация и свойства запахов

Для начала рассмотрим классификацию запахов. На сегодняшний день самыми популярными считаются два способа систематизации запахов.

а) «Колесо Ароматов» Майкла Эдвардса

У Эдвардса четыре основных семейства: Свежий, Древесный, Цветочный, Восточный. Каждая семья имеет свои категории. Так он решает проблему схожести многих ароматов, когда один запах незаметно перетекает в другой.

б) Классификация ароматов французского сообщества парфюмеров

Французы распределили группы ароматов следующим образом. Данная классификация включает категории: цитрусовых, цветочных, древесных, восточных, кожаных, шипровых и фужерных ароматов. Принцип разделения ароматов на семьи понятен: их объединяют тождественные нотки, которые смешаны в разных пропорциях. Но кто определяет типы ароматов? Тот, кто обладает тонким обонянием и разбирается в запахах. Несколько субъективно? Да, многие обвиняют в этом колесо Эдвардса, но нам ничего не остаётся, как довериться экспертам и специалистам в этом тонком деле. [1,3]

Влияние обонятельного анализатора на деятельность человека.

Хорошая работа органа обоняния человека делает его восприятие окружающего мира ярче. Как устроено и на что влияет наше обоняние? Строение обонятельного аппарата изучено в курсе 9 класса по биологии. Чувство запаха возникает при раздражении рецепторов обонятельного анализатора и оказывается, что наши рецепторы воспринимают именно геометрическую формулу молекул пахучего вещества. Запахи влияют на организм и имеют огромное значение в жизни. Запах остается мощным средством воздействия на эмоциональную сферу и связанные с ней процессы. Близкая связь эмоций, долговременной памяти и обоняния подсказывает, что запах является мощным средством воздействия на организм и мировосприятие человека. [4] Так ли на самом деле? Мы решили убедиться в этом на практике. В своем 10 классе мы провели практическую работу. (см.приложение 10)

Цель: подтвердить значение ароматов в жизни

Методика эксперимента:

  1. Для начала выбрали 5 разных запахов, которые могут вызвать разные чувства у человека: 1-апельсин, 2-бальзам Доктор Мом, 3- кубик куриного супа, 4 - сухарики со вкусом сыра,5-чеснок.

  2. В каждом латке находилось 5 пробников, пропитанных разными ароматами. Чтобы аромат лучше воспринимался, в каждом латке имелись зёрна кофе. Там же находилась инструктивная карта (см.приложение 4)

  3. В мерах безопасности необходимо выявить аллергиков в классе, во избежание нанесение вреда здоровью человека. К счастью, аллергиков в моем классе не обнаружилось.

  4. Участники эксперимента вносили свои ощущения в инструктивную карту.

Результаты эксперимента находятся в (см.приложении 5)

Таким образом, мы на опыте убедились, что в нашей жизни ароматы имеют значения. А могут ли они влиять на здоровье человека? И можно ли лечить, пользуясь запахами? Поиск ответов на эти вопросы и стал следующим этапом деятельности. (см.приложение 6)

Ароматерапия.

Для начала мы включили в анкету вопросы, связанные с этой темой. Многие участники опроса знают об ароматерапии, но что это слово означает ответил небольшой процент опрошенных. Хотя большинство уверено, с помощью запахов можно лечить (см.приложение 7).Что же такое ароматерапия? И можно ли влиять на здоровье человека?

Ароматерапия является одной из форм альтернативной медицины, в основе которой лежит использование эфирных масел и других ароматических соединений с целью изменения у человека настроения, когнитивных функций (так называемое психическое состояние) и здоровья. В основе ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древних времен. Современная ароматерапия - это профилактический, оздоровительный, полностью натуральный способ поддержания хорошей психоэмоциональной и физической формы, терапия, позволяющая снять и разрешить ежедневные стрессы, не допустить развития недугов и придать повседневной жизни красоту ароматов. [5,6] Вдохновляясь найденным материалом, мы решили провести свой собственный сеанс ароматерапии. Сеанс ароматерапии проходил на элективном курсе по биологии в 8 классе. (см.приложение 11)

Цель: познакомить с ароматерапией и подтвердить, что с помощью запахов можно оказывать положительные влияние.

Методика эксперимента:

1. На столе для экспериментов имеется аромалампа и аромамасла.

2. В мерах безопасности необходимо выявить аллергиков в классе, во избежание нанесение вреда здоровью человека. К счастью, аллергиков в моем классе не обнаружилось.

3. Мы познакомили учащихся с методами лечения и положительными результатами ароматерапии. После чего продемонстрировали эфирные масла и предоставили возможность выбрать одно из них. И с самым понравившимся эфирным маслом провели мини-сеанс исключив аллергиков в классе.

4.После завершения сеанса учащимся предлагалась анкета (см.приложение 8)

Ответы учащихся находятся в (см.приложении 9)

Почти у всех данное занятие вызвало положительные эмоции и хорошее настроение. Кроме того, после звонка ребята подходили и задавали кучу вопросов. Следовательно, мы еще раз доказали гипотезу. Ароматы не только вызывают различные чувства, но и положительно влияют на здоровье. Так как положительные эмоции, улыбки, хорошее настроение являются факторами, улучшающими наше здоровье. В 10 классе мы потвердели значимость ароматов в жизни человека. А в этой части влияние ароматов на здоровье.

Продукты проекта

Но на этом мы решили не останавливаться. И создать продукты проекта. Это буклет с рекомендациями о выборе и применении аромамасел, книга-справочник, в которой вы можете найти полезные советы для улучшения здоровья. Но это еще не всё. Также были выпушены саше. Например, вы не можете жить без кофе? Так почему же не сделать саше, наполненное кофе и использовать его в качестве ароматизатора в машине или дома и ваш любимый аромат будет рядом всегда! Или вам надоели нежелательные квартиранты(клопы,тараканы,моли) , тогда вам поможет саше, наполненное пижмой. И тогда вы избавитесь от этой проблемы оригинально и эффективно.

А если вы пересчитали всех баранов и не можете уснуть, тогда вам поможет такая подушечка. Она наполнена травами. И сделана своими руками, так что в её качестве вы можете не сомневаться. А также саше можно использовать, как оригинальный подарок! Вы можете украсить саше собственной вышивкой, как это сделала я. Дайте волю фантазии и у вас всё получиться! (см.приложение 12)

Вывод

Ароматы играют в нашей жизни очень важную роль. Все запахи эмоционально окрашены, вызывают в нас те или иные ощущения и переживания. Бывает даже так, что, думая о каком-то человеке, мы вспоминаем не его лицо или одежду, а именно его особенный запах. Мир ароматов окружает нас всюду, и мы сталкиваемся с ним непрерывно. Роль запахов в нашей жизни огромна. Современные люди привыкли думать, что запахи — это всего лишь комбинации молекул, которые при попадании в нос раздражают нервные окончания. Но это не так. Запах — не просто биологическое и психологическое явление. Запах — феномен культурный, а значит, социально-исторический. И все-таки, какая же это великая сила запахи. И мой вам совет если на вкус и цвет товарищей не оказалось, попробуйте на запах.[2]

Рекомендации:

  • Берегите своё здоровье, ведь это самое главное в жизни.

  • Цените все то, что нас окружает.

  • Как следует выбирать эфирные масла:

1.Для большинства эфирных масел стандартный объём – 5-10 мл.

2.Флакон из тёмного стекла, чаще всего коричневого.

3.Флакон оснащён капельницей, либо пипеткой.

4. Пробка с кольцом первого вскрытия, либо с защитой от простого вскрытия – как у лекарств.

5.На этикетке – название растения по латыни, производитель и его адрес.

6. Не из каждого растения возможно получить эфирное масло. Поэтому эфирных масел банана, земляники, клубники, киви, дыни, манго – не существует. Это синтетические ароматизаторы.

Как следует использовать эфирные масла:

1. Когда вы первый раз применяете аромамасло, постарайтесь проверить, нет ли у вас аллергии к этому аромату.

2. Никогда не наносите неразбавленное эфирное масло на кожу и слизистые оболочки.

3.Рекомендуется делать перерыв при использовании масел длительное время.

4. Никогда не используйте аромамасла в дозировках, превышающих допустимые.

Литература:

  1. http://lady-up.ru/parfyumeriya/faq/klassifikatsiya-aromatov.html

  2. http://www.art-perfume.ru/library/smell-power.html

  3. http://www.aromatniymir.ru/nashi-stati/nashi-stati/produhi.html

  4. http://sam-sebe-apteka.ru/73-training-sences/uluchshit-obonyanie/196-obonyanie

  5. http://www.cosmetologylife.ru/aromaterapiya

  6. http://www.it-med.ru/library/a/aroma.htm

Приложения:

Приложение 1

Самыми приятными ароматами для представителей мужского пола являются: запах ванили, кедра и хвои. Они помогают расслабиться и набраться сил. Также запах машинного масла и домашней еды Большинство мужчин высказали сходное мнение о домашней еде: «Мне сразу вспоминается бабушка и ее самые вкусные в мире пирожки, даже сейчас обычные пирожки делают меня счастливым» А вот самые неприятные запахи для мужчин являются: запах грязной одежды и как не странно слишком сладкие женские духи. Запах женских духов никак не даёт мужчинам насладиться жизнью.

Самыми приятными ароматами для представительниц женского пола: запах мандарина, цветов, любимых духов. Интересно то, что многим опрошенным девушкам запах мандарина напоминает о Новом Годе и создает атмосферу волшебства. Также запах моря, корицы и духов любимого человека. Нередко дамы признавались, что именно они выбирали эти духи. А вот самые неприятные запахи являются: запах краски, порошка , резины и несвежих мужских носков. Как признались женщины, только почувствовав запах несвежих мужских носков, они испытывают раздражимость и появляется желание накричать на кого-нибудь.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Номер пробника

Какой запах Вы почувствовали?(Что это на Ваш взгляд?(запах лимона, персика итп)

Какие чувства Вы испытывали?

Как поменялось ваше настроение?

Почувствовали ли Вы изменения?

1

     

2

     

3

     

4

     

5

     

Приложение 5

Номер пробника

Какой запах Вы почувствовали?(Что это на Ваш взгляд?(запах лимона, персика итп)

Какие чувства Вы испытывали?

Почувствовали ли Вы изменения?

1

Лимон, апельсин

Ободрение, прилив сил

да

2

Бальзам Звездочка, Доктор Мом

расслабление

да

3

Приправа

Захотелось есть

да

4

Чипсы, сухарики

Захотелось есть

да

5

чеснок

отвращение

да

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

1.Понравился ли Вам сеанс?

2.Улучшилось ли у Вас настроение после сеанса?

3. Хотели бы Вы повторить это в домашних условиях?

Приложение 9

Приложение 10

Приложение11

Приложение12

Просмотров работы: 1077