ЗНАНИЯ О ФИЗИОЛОГИИ И ГИГИЕНЕ ГОЛОСА — ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЗНАНИЯ О ФИЗИОЛОГИИ И ГИГИЕНЕ ГОЛОСА — ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Шульц К.Л. 1
1
Антропова А.Л. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление
 

Введение…………………………………………………………………………

3

 

Основная часть………………………………………………………………….

5

 

Заключение………………………………………………………………………

9

 

Литература……………………………………………………………………….

11

 

Приложения ……………………………………………………………….........

13

Введение

Человеческий голос - уникальный инструмент общения. Несмотря на то, что в «век информационных технологий» мы больше времени проводим за компьютерами, значимость живого общения по-прежнему велика. При помощи звуков мы можем выражать свои эмоции и мысли, доносить информацию.

В наше время владение голосом является ещё и очень важным фактором во многих видах деятельности: преподавании, психологической консультации, всех видах продаж, рекламе, политике, менеджменте, общественной, артистической, музыкальной и многих других.

В жизни подростка происходит период, когда одним из неизбежных явлений, связанных с ростом и развитием организма является мутация - изменение голоса в период полового созревания, обусловленное увеличением гортани.

«Психологический аспект учитывает влияние расстройства голоса на коммуникативную функцию речи ребенка, на особенности его личности. Наблюдается снижение коммуникативной функции речи в связи с трудностями общения при нарушении голоса. Дети стесняются своего голоса, подчас общаются мимикой, жестами, иногда уроки в школе отвечают в письменной форме. Появляются и отклонения в эмоцио­нально-волевой сфере - своеобразные черты характера: неуравновешенность, раздражительность, пессимизм, негативизм и т. д.» [1]

Актуальность этой темы для себя я почувствовал в 13 лет. Мой голос стал изменяться. Возникло ощущение дискомфорта в общении со сверстниками и при устных ответах на уроках. Появились вопросы: «Что происходит с моим голосом? Не опасно ли это? Когда этот период закончится и чем?». Общаясь с подростками, я заметил, что их волнует эта же проблема.

Появилась гипотеза: владея информацией об особенностях мутационного периода и гигиене голоса в этот период, можно более комфортно, спокойно и уверенно пережить это физиологическое явление и сохранить голос здоровым.

«Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организма в процессе созревания. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно разъяснить подростку необходимость бережного отношения к нему» [11]

Авторы книг и статей рекомендуют подросткам соблюдать гигиену и охрану голоса в период мутации.

Цель исследования: Исследовать физиологическое явление мутация голоса. Доказать, что владение информацией об особенностях мутационного периода и инструментарием по гигиене голоса в это период, способствуют преодолению дискомфортного состояния подростков.

Предмет исследования:психологическое состояние подростков в период мутации голоса.

Объект исследования: учащиеся 6-9 классов, учителя МБОУ «СШ №31» г. Норильск.

Задачи исследования:

  1. Расширить и систематизировать знания по теме «Мутация голоса»;

  2. Методом анкетирования выявить информированность учителей и учащихся о возрастном периоде мутации голоса;

  3. Выявить учащихся, которые имеют голосовые расстройства и повышенный уровень тревожности в период мутации;

  4. Провести информационные беседы с учениками 6-9 классов на темы: «Мутация - что это?», «Гигиена голоса в период мутации»;

  5. Выявить, изменился ли уровень тревожности учащихся после получения информации о физиологическом явлении мутации голоса;

  6. Выработать рекомендации учащимся по гигиене голоса и педагогам по психологической поддержке учеников в период мутации их голоса.

Методы исследования: поисковый, информационный, систематизации информации, анкетирование, тестирование (тест Спилбергера на ситуативную тревожность), анализ результатов.

Основная часть

Методы исследования

Анкетирование учителей

В анкетировании приняли участие педагоги МБОУ «СШ №31» практически всех предметных областей. Целью анкетирования было выявить, знают ли педагоги о возрастном физиологическом изменении голоса подростков. Преподавателям предлагали оценить собственный голос и выделить учащихся, имеющих нарушения голоса и речи. [Приложение 1]

Анкетирование учащихся

В анкетировании приняли участие 130 учащихся 6-9 классов МБОУ «СШ №31». Цель анкетирования: выявить, сколько подростков переживают период мутации голоса, информированы ли подростки об этом физиологическом явлении и о гигиене голоса в этот период. [Приложение 2]

Шкала тревоги Спилбергера

Цель работы: выявить изменения уровня тревожности подростков в период мутации их голоса.

Описание методики

Опросник состоит из двадцати различных характеристик, по которым испытуемого прося оценить своё состояние.

Обработка результатов

Определение показателей ситуативной тревожности с помощью ключа [Приложение 3];

Результаты исследования

Анкетирование учителей

В анкетировании приняли участие 18 учителей МБОУ «СШ №31» г. Норильска (из них женщин - 16, мужчин - 2 (в возрасте от 25 до 60 лет).

В исследовании участвовали педагоги практически всех предметов. Преподавателям предлагали оценить собственный голос и выделить учащихся, имеющих нарушения голоса.

Все учителя могли оценить собственный голос, назвать причины, вызывающие его расстройства. 61% педагогов отметили, что замечают голосовые расстройства у учащихся, из них 11% связывают расстройства с простудными заболеваниями, 11% с эмоциональным волнением, 22% не знают причин, и только 17% учителей смогли определить изменения голоса у учащихся, связав их с возрастными особенностями мутационного периода. Это позволяет сделать вывод о том, что не все учителя могут своевременно заметить изменения в голосе учеников, так как не владеют информацией о возрастных голосовых физиологических изменениях у подростков. В этой связи необходима просветительская работа среди педагогов, направленная на психологическую поддержку учеников в период мутации их голоса.

Анкетирование учеников

Для выявления у подростков физиологического возрастного изменения, связанного с голосовым расстройством, использовался метод анкетирования.

В анкетировании приняло участие 130 учащихся 6-9 классов МБОУ «СШ №31». Результат анкетирования свидетельствует о том, что большинство респондентов-школьников отмечают важность голоса в общении, при передаче информации, но, к сожалению, не отмечают, что голос является профессионально важным критерием в определённых специальностях. Более высокие показатели у младших школьников (44%), по сравнению с со старшими классами, где только 37% опрошенных считают, что голос является жизненной ценностью.

Учащиеся 6-7 классов начинали отмечать изменения звучания голоса у своих одноклассников (85%), при этом не фиксировали внимания на собственном голосе. Среди подростков 8-9 классов всего 53% могли определить голосовые изменения друг у друга, в основном у мальчиков. 31% опрошенных 6-7 классов и 25% учащихся 8-9 классов смогли раскрыть понятие «мутация голоса», характеризуя его как период взросления, изменение голоса.

45% подростков 6-9 классов отнесли изменение звучания своего голоса к понятию «мутация» в 13% определяли свой голос как нарушенный.

Среди причин, которые влияют на качество голоса, подростки назвали различные заболевания, курение, крик - от 25% до 42% в разных классах.

На вопрос «Знаете ли вы правила гигиены голоса во время мутации?» 66% учащихся всех классов ответили: «Не знаю». Из них 61% учеников хотели получить информацию по данной теме.

По результатам анкетирования выявились подростки, которые переживают период мутации голоса. Это 59 учащихся (45%) 6-9 классов в возрасте от 12 до 15 лет.

Шкала тревоги Спилбергера (ситуативная тревожность)

1 тестирование

59 учащихся (45%) 6-9 классов в возрасте от 12 до 15 лет приняли участие в тестировании. Из 22 тестируемых 6-7 классов у 4-х учеников (18%) отмечается повышенная тревожность в связи с голосовыми расстройствами. В 8-9 классах из 37 тестируемых повышенная тревожность на фоне голосовых изменений выявилась у 17 учащихся (49%). Проанализировав результаты тестирования, можно сделать вывод, что повышенная тревожность в связи с голосовыми расстройствами в мутационный период наблюдается у 36% учащихся 6-9 классов, однако, у учеников 8-9 классов выражена в большей степени.

Шкала тревоги Спилбергера (ситуативная тревожность)

2 тестирование

Результаты второго тестирования, в котором принимали участие 59 учащихся (45%) 6-9 классов в возрасте от 12 до 16 лет показали, что после того как были проведены информационные беседы по темам: «Мутация - что это?», «Гигиена голоса в период мутации», при повторном тестировании у 24% учащихся уровень тревожности снизился с повышенного до умеренного.

Из проведённого исследования можно сделать вывод: для того чтобы психологическое состояние подростков в период мутации голоса было комфортным, необходимо информировать их об этом явлении.

Рекомендации ученикам

Профилактика заболеваний голоса заключается в соблюдении простых правил:

  1. Недопустимо форсированное звучание голоса, злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т. д.

  2. Необходимо избегать резкой смены температуры, а так же жары, холода, духоты, пыли и т. п.

  3. Летом не увлекаться холодными напитками, зимой прикрывать шею, не ходить нараспашку.

  4. Рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, - острого, излишне солёного, чрезмерно горячего или холодного;

  5. Необходимо исключить курение и употребление алкогольных напитков;

  6. В случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатору. [11, 13,15]

Рекомендации учителям

С целью устранения психологических факторов, которые представляют угрозу успешности учащихся в учебном развитии в период мутации, были разработаны рекомендации учителям для пути преодоления негативных проявлений психики и неудач учеников:

  1. Использование методов активизации инициативы (методы свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, его способа, свобода творчества);

  2. Активные методы - ученик в роли учителя, чтение с действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия;

  3. Методы направленные на самопознание и развитие - интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, развитие эмоциональной сферы ученика, организация комфортной среды (благоприятный психологический климат, дружеские межличностные отношения «учитель-ученик», как защита от стресса). [12]

Заключение

Результаты проведённого исследования показали, что 45% учащихся 6-9 классов МБОУ «СШ №31» не считают свой голос жизненной ценностью. 22% педагогов и 75% учащихся не владеют информацией о возрастных физиологических изменениях голоса у подростков и гигиене голоса в мутационный период. Выявлено, что у 36% учащихся наблюдается повышенная тревожность в период мутации голоса. Путём проведения информационных бесед с подростками на темы: «Мутация - что это?», «Гигиена голоса в период мутации», повышенную тревожность удалось снизить на 24%.

Исследования позволили сделать следующие выводы:

  1. Имеется научное подтверждение тому факту, что у подростков в возрасте от 12 до 15 лет может происходить физиологическое изменение голоса, называемое мутацией;

  2. Для того чтобы исключить повышенную тревожность подростков в период мутации голоса, необходимо информировать их об этом физиологическом явлении;

  3. Для предупреждения осложнения голосовых расстройств в мутационный период, необходимо информировать подростков о гигиене голоса в этот период;

  4. Необходимо информировать педагогов о возрастных физиологических изменениях у подростков, чтобы способствовать психологической поддержке учащихся в период образовательного процесса.

Результаты проведённого исследования позволили сделать следующие рекомендации ученикам и учителям:

  1. С целью информированности учеников о возрастном физиологическом явлении мутация голоса и сохранении здоровья голоса в этот период, классным руководителям 6-9 классов включать в темы классных часов тематические беседы о возрастных физиологических изменениях голоса у подростков и гигиене голоса в мутационный период;

  2. Для предупреждения осложнений голосовых расстройств в мутационный период, учащимся необходимо соблюдать правила гигиены голоса;

  3. С целью преодоления дискомфорта учащимися в период возрастного физиологического изменения голоса, педагогам необходимо проявлять психологическую поддержку по отношению к этим ученикам.

Исследование доказало, что проблема по преодолению тревожности у подростков в период мутации голоса актуальна и вполне преодолима. Впоследствии эта тема может послужить созданию лектория для подростков, исследовательской работы для вокалистов по охране голоса при пении во время его мутации.

Литература

  1.  
    1.  
      1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов пед.институтов. М: Просвещение, 1973. - 151с.с ил.

      2. Бирюлина Н. Ю. Нарушения голоса у подростков в период мутации / Н. Ю. Бирюлина //Российская оториноларингология 2003. - №1. - с.30-32

      3. Василенко Ю. С. Голос. - М., 2002

      4. Василенко Ю. С., Орлова О.С., Уланов С.Е. Нарушение голоса в период мутации. Особенности фонопедической работы: Метод, рекомендации. М. 1984. - 14с.

      5. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей. - М., 1990.

      6. Куликова Ю. Мутация голоса // Здоровье Школьника.-2006.- №7

  1. Левидов И. И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. -М.-Л., 1939

  2. Субботовская Е. Б. Гигиена речевого голоса. - Л.,1974.

  3. Анатомия голосового аппарата человека — информация/ Режим доступа: http:www.eurolab.ua/anatomy/119)

  4. Врублёвская Н. Нарушения голоса: причины и лечение. - 2014. - Режим доступа: http://pensioneram.info/narusheniya-golosa-prichinyi-i-lechenie

  5. Петунин О. В. Голосовой аппарат, голосообразование и гигиена человека. Первое сентября. - 2004. №40 — Режим доступа: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200404103

  6. Роденкова Е. Д. Педагогическое сопровождение юных вокалистов в период мутации голоса. -2012.- Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2012/ped43.htm

  7. Фокеев Н. Ломка голоса. - Режим доступа: /http://www.vocal.fokeev.ru/articles/lomka-golosa/

  8. Шкала тревоги Спилбергера. - Режим доступа: /http://psylab.info/

  9. Здоровье. - Режим доступа: /http://zdr.ru/encyclopaedia/entsiklopedija-detskogo-zdorovjja/3470

  10. Ломка голоса. - Режим доступа: http://www.constudio.ru/2010/10/lomka-golosa.html

  11. Мутация голоса у подростков/ - Режим доступа: http://pediatriya.info/?p=2096

  12. Мутация голоса у мальчиков: признаки ломки голоса и особенности процесса его обновления. - Режим доступа:http://music-education.ru/mutacia-golosa-u-malchikov/

Приложение 1

Анкета для учителя

  1. Ваш пол: МУЖ. ЖЕН.

  2. Возраст: 25-30 30-40 40-50 50-60

  3. Преподаваемый предмет:

  4. Бывают ли у вас голосовые расстройства? ДА НЕТ

  5. Если да, то каковы причины?

  6. Замечаете ли вы учеников с голосовыми расстройствами? ДА НЕТ

  7. Сколько человек?

  8. Каковы причины этих расстройств?

  9. Считаете ли вы необходимостью обращения по этому поводу к врачу? ДА НЕТ

Приложение 2

Анкета для учащегося

  1. Ваш пол: МУЖ. ЖЕН.

  2. Класс: 6 7 8 9 10 11

  3. Считаете ли вы свой голос жизненной ценностью? ДА НЕТ

  4. Если да, то в каких жизненных ситуациях голос может иметь для вас важное значение.

  5. Дайте характеристику звучания своего голоса.

  6. Отмечаете ли вы изменения звучания голоса у своих одноклассников: ДА НЕТ

  7. У кого больше? ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ

  8. Отмечаете ли вы изменения звучания голоса у себя: ДА НЕТ

  9. Если да, то каковы причины этого?

  10. Раскройте понятие «мутация голоса».

  11. Назовите признаки голоса в период мутации.

  12. Относите ли вы изменение звучания своего голоса к понятию мутация? ДА НЕТ

  13. Знаете ли вы правила гигиены голоса во время мутации? ДА НЕТ

  14. Если нет, то хотели бы получить информацию? ДА НЕТ

Приложение 3

Шкала тревоги Спилбергера

на ситуативную тревожность

Шкала тревоги Спилбергера является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние).

Инструкция

Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет

п/п

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют жизненные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбуждён и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Ключ

СТ

ОТВЕТЫ

№№

1

2

3

4

СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

1

4

3

2

1

2

4

3

2

1

3

1

2

3

4

4

1

2

3

4

5

4

3

2

1

6

1

2

3

4

7

1

2

3

4

8

4

3

2

1

9

1

2

3

4

10

4

3

2

1

11

4

3

2

1

12

1

2

3

4

13

1

2

3

4

14

1

2

3

4

15

4

3

2

1

16

4

3

2

1

17

1

2

3

4

18

1

2

3

4

19

4

3

2

1

20

4

3

2

1

14

Просмотров работы: 889