ВЛИЯНИЕ ТАБАЧНОГО ДЫМА НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ТАБАЧНОГО ДЫМА НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Ходосевич Кирилл Дмитриевич 1
1
Церцек Н.П. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Откуда появился табак

До 16 столетия Азия, Африка и Европа не имели ни малейшего представления о табаке. Впервые с этим растением познакомились члены команды Колумба, когда высадились на одном из островов Америки. Европейцы увидели, что жители острова из сухих листьев какого-то растения свертывали длинные трубки, один конец которой брали в рот, а другой поджигали и втягивали через рот образующийся дым, выпуская его изо рта и носа. Этот сверток из сухих листьев растения они называли табако.

На эти проделки краснокожих европейцы смотрели с удивлением, так как почти все краснокожие после нескольких затяжек теряли сознание и падали, как мертвые.

Европейцы не понимали, какое удовольствие находят индейцы в этом занятии. Ведь дым от этого растения имел отвратительный запах, индейцы пьянеют и становятся психически ненормальными.

Несмотря на такие качества, уже через сто лет это средство распространилось по всему земному шару.

В 17 столетии английские торговцы завезли табак в Россию. Однако вначале табак не получил широкого распространения в России, так как из-за неосторожности курящих в Москве и других городах часто случались пожары. Царь Михаил Федорович не только запретил купить табак, но и ввел различные наказания: курильщиков ссылали в Сибирь, отлучали от церкви.

Но несмотря на повсеместные жестокие расправы над курильщиками, табак распространялся по земле. В те времена торговцы табаком убеждали людей в его целительных силах, якобы восстанавливающих здоровье человека.

Народная мудрость гласит: «дурной пример заразителен», « запретный плод сладок». Табак, как запретный плод, получал свое большее распространение. Часто его употребляли просто из любопытства: попробую и брошу. Так думали многие, но не подозревали, что уже после первой выкуренной сигареты трудно избавиться от никотиновой зависимости.

К середине 17 века спрос на табак возрос настолько, что не только торговцы, но и правители государств поняли, что торговля табаком является очень выгодным, приносящим большие доходы.

В России Петр 1 отменил запрет на употребление табака и разрешил английским торговцам ввозить в Россию табак, за что они вносили в государственную казну огромнейшую пошлину ( денежный сбор).

Постепенно преследование курильщиков прекратилось. Началось быстрое производство табака практически во всех странах. Предвидя большие прибыли, многие правители назначали премии за его разведение, выдавали бесплатно семена и инструкции по выращиванию табака. Это послужило толчком к проникновению табака во все классы и сословия. Люди забыли про религиозные обряды и запреты.

В настоящее время у нас курят 60% мужчин и 40% женщин. Причем число курящих мужчин медленно сокращается, а женщин – растет. К одиннадцатому классу в школах курят около половины мальчиков и четверть девочек.

Свойства табака

Россия – самая курящая страна. На западе количество курящих уменьшается, а у нас увеличивается, в том числе за счет женщин и детей.

Табачный дым содержит около 5 тысяч различных веществ, многие из которых еще не изучены; в нем до 600 токсичных компонентов, оказывающих вредное влияние на организм человека, из них более 15 канцерогенных.

К ядовитым веществам относятся никотин, сероводород, аммиак, двуокись азота, оксид углерода, табачный деготь (в свою очередь содержащий около сотни химических веществ), свинец, мышьяк. Табачный дым содержит органические кислоты, эфирные масла, жиры, древесные волокна. Установлено, что в 1 см. этого дыма содержится 200-500 млн. частиц сажи. Это означает, что за 20 лет при ежедневном выкуривании 20 сигарет в легких курильщика откладывается до 6 кг. сажи, 16 гр. табачного дегтя.

За счет содержания в табачном дыме полония, висмута, свинца курильщик получает облучение, вполне достаточное для того, чтобы за долгие годы курения получить рак. Вот почему курение называют взрывом «плутониевых бомб», или радиоактивным реактором в миниатюре.

Очень опасен для здоровья никотин. По токсичности никотин приближается к синильной кислоте. Смертельная доза никотина и синильной кислоты для человека одинакова - 0,08 г. Такое количество его содержится в 20 папиросах или сигаретах. Однако курильщик от этого не умирает, так как никотин попадает в организм не сразу, а постепенно.

Итак, табак содержит большое количество вредных для здоровья человека, а тем более ребенка, веществ. О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.

Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмоний, повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин С, необходимые ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Впоследствии этого происходит снижение способности к физической деятельности, требующей выносливости и напряжения.

Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают ее всерьез. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Никотин включается в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становится необходимым.

  1. Первичное анкетирование

Курение табака наиболее опасно для подростков и школьников. Молодой, растущий, еще не окрепший организм легко поддается отравлению табачными ядами. Он в два раза чувствительнее к никотину, чем организм взрослого человека. Лица, начавшие курить в 10-12 лет, слишком часто болеют и редко доживают до 50-летнего возраста. В толпе подростков легко отличить курящих. Они выглядят старше своих лет, как правило худые, с ослабленными мышцами рук и ног. У них бледный цвет лица и испорченные зубы.

Курение подростков в первую очередь сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на одышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха.

Во всем мире не отыскать ученика, который бы одновременно курил и преуспевал в учебе, был бы примерным в поведении. Таких не бывает. Чем большее число учащихся курят табак, тем меньше прилежных, преуспевающих, «быстрым разумом школьников». Такова обратная зависимость.

Под действием никотина со временем у подростков притупляются такие врожденные качества, как доброта, жалость, уважение к людям. Часто они становятся озлобленными. Никотин и другие яды угнетают клетки мозга, клетки нервной системы. У курящих подростков наблюдается нервозность, вспыльчивость, раздражительность, грубость в общении с одноклассниками.

К сожалению, в последние годы количество курящих подростков и школьников в России растет, и это обернется большой трагедией в ближайшие 10-20 лет. Об этом с тревогой пишут ученые, медицинские работники в журнале « Здоровье».

Собранный и систематизированный материал показывает, что в современном обществе остро стоят проблемы, связанные с курением, и их необходимо решать не только обществу, но и каждому человеку. Провели анкетирование и обработку анкет 140 учащихся нашей школы. По результатам анкетирования сделаны выводы:

  • 100% знают о вреде курения;

  • 60% знают о свойствах никотина;

  • 90% не знают состав сигаретного дыма;

  • 80% учащихся волнует предупреждающая надпись на пачке;

  • 100% являются пассивными курильщиками;

  • 90% причины курения назвать не могут.

После проведения первичного анкетирования был проведен эксперимент, в результате которого дети убедились в том, что никотин снижает продолжительность жизни.

  1. Проведение открытого эксперимента по выявлению вреда курения на живые организмы

Ученица 10 класса рассказала детям о составе сигаретного дыма, свойствах никотина, вреде курения.

В классе был проведен следующий эксперимент:

   

2 Марта – в 12-30 в две емкости положили семена гороха и фасоли. В одной емкости семена залили простой водой, а в другой водой с табаком.

Через 4 дня мы увидели, что вода с табаком очень быстро стала испаряться. Семена внешний вид не изменили.

   

10 Марта – семена начали прорастать. В простой воде проросли почти все, в воде с табаком семена только набухли. и появились кое-где отростки. Вода стала мутной, семена на вид более темными, некоторые совсем черными.

17 Марта – Семена фасоли в простой воде набухли, горох хорошо пророс. В воде с табаком семена фасоли потрескались, горох пророс, но не весь. Вода стала очень мутной, с запахом. Сверху образовался налет.

   
  1. Заключение

После проведения эксперимента учащиеся были ознакомлены с его результатами, проведено повторное анкетирование тех же 140 учащихся нашей школы. По результатам обработки анкет сделаны следующие выводы:

  • 100% ребят отметили, что содержание никотина в воде снижает темп прорастания семян фасоли и гороха;

  • 100% ребят отметили, что недостаточно знают о действии различных ингредиентов табачного дыма на живые организмы;

  • 90% предложили продемонстрировать опыты и эксперименты для родителей, предположив, что они не видели такого, поэтому курят, из-за чего дети становятся пассивными курильщиками;

  • 60% заверили, что никогда не начнут курить.

Это свидетельствует о том, что наглядный эксперимент может произвести достаточно сильное впечатление на ребят и сформировать у них отрицательное отношение к курению.

Данное исследование подтвердило, что курение глубоко укоренилось среди населения.

Выдвинутая гипотеза получила подтверждение: к изменению отношения к курению может привести только высокая культура знаний о ней.

Здоровье- это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень трудно.

  1. Литература

  1. Бачинская Н., Попова Т. Б Происхождение табака М. Издательство «Знание» 2010 г.

  2. Вардугин В.И. Табак и живые организмы

  3. Саратов. Приволжское книгоиздательство. 1999 г.

  4. Васина - Гроссман В.А. Первая книжка о вреде курения. М. «Музыка». 2000.

  5. Попов B.C. Бобовые культуры - М «Просвещение», 1998.

  6. Энциклопедический словарь юного школьника Сост. В.В. Медушевский, О.О.Очаковская М.Педагогика.1999.

  7. Камаев А.Ф. Эксперимент в начальной школе.-М.:Академия, 2005

  8. Детская энциклопедия, 2011

  9. Щуров В.М. Человек и сигарета, Москва, 2001

  10. Руднева А.Н. О вреде курения, 1994

11

Просмотров работы: 1051