СОХРАНИМ УДИВИТЕЛЬНЫ МИР ЕЖЕЙ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОХРАНИМ УДИВИТЕЛЬНЫ МИР ЕЖЕЙ

Леденцова К.А. 1
1МАОУ "Лицей № 4" г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…...………………………………………..…......…….………...…..……..3

1. Общая информация о ежах.…................................................................................5

2. Ежи в природе…………………….……………..….…..….…………………...…6

3. Ежи в домашних условиях…..………………………..……………..…..……......8

Заключение…..………………………………………….….……………….……......9

Библиографический список……………………………...……………...................11

Приложения…...….……………………………………………..…………………..12

Приложение 1. Программа исследования «Удивительный мир ежей»......12

Приложение 2. Программа исследования «По следам ежа»….………......16

Приложение 3. Буклеты «Лесной еж», «Домашний еж».……….………...20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и проблема исследования. Во-первых, этим летом у нас в Пермском крае было замечено очень много ежей. К нам на дачу тоже пришли сразу два ежа, еще троих мы видели в лесу, хотя в прошлые годы мы их не встречали. Ежи были большого размера, но очень худые. Мне захотелось им помочь и покормить их, но что они едят и как правильно вести себя с ежом я не знала. Мне захотелось узнать это, чтобы не навредить животным, а действительно помочь. Кроме того, я считаю, что люди, живущие в нашем крае должны знать как нужно вести себя с ежом, ведь еж может встретиться каждому! Во-вторых, люди стали содержать ежей как домашних животных. Магазины «Игуана», «Ириска» и другие, а также заводчики предлагают питомцев – ежей. После летних встреч с ежами мне очень хотелось потрогать ежа, понаблюдать дольше за ним, ведь с лесным ежом так не поступишь. Я попросила домашнего ежа у родителей и в осенние каникулы мое желание исполнилось. Однако, с появлением питомца у меня возникло много сложностей и вопросов: чем кормить, какой режим поддерживать, когда и из чего поить и другие. Оказалось, что в нашем городе в зоомагазинах нет специальных кормов, витаминов для ежей, шампуней и, даже, литературы по их содержанию и уходу.

Мне очень нравятся ежи как обыкновенные, так и домашние, поэтому мне хочется разобраться в этих проблемах, чтобы ежам было хорошо как в природе, при общении с людьми, так и в домашних условиях, а люди были готовы ко встрече с этими удивительными животными!

Практическое значение. Результаты данного исследования могут быть представлены на уроке «Окружающий мир», а подготовленные буклеты могут быть полезны для людей, желающих помочь ежам и для будущих хозяев домашних ежей.

Цель исследования – проанализировать особенности жизни ежей и условия безопасности встречи с человеком для сохранения их удивительного мира.

Задачи исследования:

  1. Изучить общую информацию о ежах.

  2. Проанализировать особенности жизни ежей в природе.

  3. Проанализировать особенности жизни ежей в домашних условиях.

  4. Подготовить два буклета для людей, содержащих ежей в качестве домашних питомцев и для людей, которые могут встретить обыкновенного ежа в лесу, на даче и др.

Объектом исследования являются удивительные животные – ежи, а предметом исследования – условия сохранения удивительного мира ежей.

Новизна заключается в подготовке авторских буклетов о ежах, разработке анкеты и проведении наблюдения за домашним ежом.

Методы исследования. Исследование осуществлено посредством теоретических и эмпирических методов. Среди теоретических – обобщение и анализ литературы о ежах, их видах, питании, поведении и др., эмпирических – планирование, организация и проведение исследования посредством анкетного опроса и наблюдение.

При написании работы изучены шесть ключевых источников, приведенные в библиографическом списке, а также, информационные материалы двух крупнейших в мире обществ защиты ежей – Общества защиты ежей, США, Конектикут (www.hedgehogwelfare.org), и Британского общества защиты ежей (http://www.britishhedgehogs.org).

Данное исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения, библиографического списка и составляет 11 страниц, в том числе – основной части – 8 страниц, приложения составляют 10 страниц.

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЕЖАХ

Класс: Млекопитающие. Отряд: Насекомоядные. Семейство: Ежовые. Подсемейство: Настоящие ежи. Ежи населяют Евразию, Африку, Северную и Южную Америку, Юго-Восточную Азию до о. Калимантан. Отсутствуют в Японии, Шри-Ланке и на Мадагаскаре.

Настоящие ежи представляют 15 видов, относящихся к четырем родам: род Африканские ежи (белобрюхий, алжирский, южноафриканский, сомалийский); род Евразийские ежи (амурский, восточноевропейский, обыкновенный/европейский); род Ушастые ежи (эфиопский, ушастый, ошейниковый, темноиглый/лысый, индийский, голобрюхий); род Степные ежи (даурский и китайский). На территории России встречаются такие виды ежей, как обыкновенный, ушастый и даурский еж [4; 191].

Ежи – млекопитающие насекомоядные животные небольшого размера, с длиной туловища обычно в 10-20 см. Вес колеблется от 300 до 800 г., к спячке – до 1500 гр. Хвост длинной до 3 см. Глаза и уши у ежа небольшие, только у ушастого ежа крупные уши (до 5 см.). Цвет глаз у ежей обычно голубой, расширенный зрачок, зрение – слабое. Слух у ежей очень острый – предел слышимости 45 КГц, что в три раза превышает показатели человека.

Иголки ежей – это видоизмененные волосы, которые растут 12-18 месяцев, достигают длины в 2-3 см. и около 1 мм. толщиной. Линька у ежа идет медленно – в среднем за год меняется одна игла из трёх. У взрослого ежа бывает до 16 тысяч таких иголок. Окрас ежей: серый, бурый, кремовый, реже – белый.

Основу питания ежа составляют насекомые, черви, улитки, гусеницы, слизни, яйца птиц, детеныши мелких грызунов, некоторые виды едят ящериц и змей. К змеиному яду ежи нечувствительны [6; 17]. Продолжительность жизни ежей в природе невысокая: от 3 до 7 лет, максимальная – до 16 лет [1; 44].

Таким образом, еж – удивительное по своей красоте и необычное по своей природе животное.

2. ЕЖИ В ПРИРОДЕ

Ежи могут встретиться человеку по разным причинам. Недостаток еды в лесу, брачный период – побуждают ежей путешествовать, прокладывать новые тропы. Иногда эти тропы могут идти через дачи, огороды, дороги и др. Но, что мы знаем о ежах и уходе за ними? На чем основаны наши знания?

Знания о ежах у большинства людей исходят из прочитанных рассказов, сказок еще в детстве. Всем хорошо известны рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ», М.М. Пришвина «Ёж», С.А. Баруздина «Простуженный ёжик», И.С. Соколова-Микитова «Ежи» и др., герои которых берут домой, оставляют у себя, кормят молоком ежей. Однако, это небезопасное поведение как для ежа, так и для человека.

На иллюстрациях в книгах ежи изображены с грибочком или яблоком на иголках. В действительности, ежи так не ведут себя и могут только почистить иглы об опавшие подгнивающие яблоки.

Для того, чтобы понять, что на самом деле известно людям о ежах я решила провести исследование – социологический опрос «Удивительный мир ежей». В рамках подготовки к исследованию я разработала авторскую анкету и «ключ». Программа исследования находится в Приложении 1. Цель исследования – изучить знания людей о ежах и готовность к безопасной встрече с ежом. Согласно предположению (гипотезе) более 30 % опрошенных верят мифам о ежах и мало знают об их жизни и менее 10% опрошенных готовы к безопасной встрече с ежом.

В исследовании приняли участие 98 человека (объем выборки) в возрасте от 6 до 54 лет. Участники опроса – дети, обучающиеся во Дворце детского (юношеского) творчества и их родители: 1 группа (6-8 лет) – 14 человек, 2 группа (9-12 лет) – 18 человек, 3 группа (13-17 лет) – 19 человек, 4 группа (18 и старше) – 23 человека, а также - 5 группа (8-9 лет) – ученики 2 «В» класса Лицея № 4 – 24 человека.

В результате исследования выяснилось, что7% людей имеют знания о жизни ежей и готовы к встрече с ними, 56% людей имеют знания о жизни ежей, но, пока, не применяют их, 37% людей мало знают о ежах, при встрече с ежом могут причинить ему и себе вред. Наиболее подготовленные к встрече с ежом оказались взрослые. Более 50 % детей с 8 до 17 лет – имеют знания о жизни ежа, хотя могут применить их немногие. Детям младше 8 лет – еще много предстоит узнать о ежах.

Таким образом, к сожалению, гипотезы исследования подтвердились: действительно, 37 % опрошенных верят мифам о ежах и мало знают об их жизни, и только 7% респондентов готовы к безопасной встрече с ежом.

В связи с этим, важно знать, что часто встреча с человеком для ежа опасна:

  • На дорогах – ежей сбивают машины. Например, в США в штате Коннектикут строят для ежей и других животных тоннели под дорогами, там, где животные прокладывают тропы [7].

  • Мусор, оставленный человеком – угроза для ежа по нескольким причинам: еж может отравиться несвежей едой; ежи застревают в банках, стаканах, бутылках, втулках; происходит загрязнение воды и почвы, что отражается на здоровье ежа. Интересный пример, Британское общество защиты ежей обратилось в компанию McDonald's, попросив изменить конструкцию стаканчиков для мороженого McFlurry, так как ежи в поисках еды залазали в стакан, застревали в нем и погибали. Стаканы были заменены [8].

  • Заборы из сетки-рабицы, металлических пластин, досок с зазором от 5 см. – ловушка для ежа. Важно, чтобы были тоннели для ежа или расстояние от забора до земли было не менее 10 см.

  • Препараты для борьбы с насекомыми, особенно токсичные, могут привести к отравлению ежей. Интересный пример, у англичан есть традиция бороться с улитками в садах при помощи мисок с пивом – запах привлекает улиток и они в нем тонут. Однако, ежи в поисках пищи стали пить пиво и засыпать, становясь легкой добычей хищных птиц. Британское общество защиты ежей инициировало запрет на данный метод борьбы с улитками [8].

  • Люди, встречаясь с ежом обычно ловят его и несут домой. Ежи испытывают огромный стресс. Пища, которую предлагают ежу нередко вредна для него. Например, ежам не следует давать молоко, ведь у них плохо усваивается лактоза.

Встреча с ежом может быть опасна и для человека – еж переносчик различных инфекций, которыми может заразиться человек через ссадины от проколов иглами ежа или его укуса.

Безопасность встречи ежа и человека связана со знаниями человека о жизни ежа и готовностью их применить. Результаты проведенного исследования показали, что стоит лучше узнать этих уникальных животных для безопасного общения и сохранения мира ежей!

3. ЕЖИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Когда я впервые увидела ежа, мне очень хотелось взять его домой, но я бы навредила ему. Я стала много читать про ежей и, оказалось, что есть ежи, которые могут жить дома.

Вечером в последний учебный день перед осенними каникулами родители мне подарили африканского карликового ежа, точнее – ежиху. Я так о ней мечтала! Я назвала ее Карамелька (Меля). Она была крошечным, лежащим на ладошке колючим комочком, но быстро раскрылась – с тех пор не боится меня. Мы полюбили друг друга сразу! Мне хотелось, чтобы Меле стало уютно и хорошо, чтобы наш дом стал ее домом. Для этого мне надо было многое узнать: что и сколько она будет есть, когда, сколько и где она будет спать и гулять. Мама рассказала как ухаживали за Мелей заводчики. На следующий день мы решили сделать такой же режим и питание, чтобы Меле было легче привыкать к новому дому, а дальше понаблюдать за нашей Мелей – провести исследование. Все наблюдения мы записывали в дневник наблюдений – все, что делали мы и все, что делала Меля. Программа исследования находится в Приложении 2.

В результате исследования выяснилось, что домашний еж предпочитает флисовый домик, а не деревянный или картонный, вероятно, из-за того, что он похож на норку из листьев, травы. Спит в домике, когда становится жарко – выставляет задние лапы. Встает около 15-16 часов, если выспалась. Основное питание в 19 часов. Домашний еж хорошо ест мясо, яйцо, курицу. Съедает полностью 70 гр. Пьет около 25-45 мл. воды в день. Воду надо менять каждый день. Пьет из поилки. На ночь любит есть огурцы, сыр(!без лактозы); морковь со свеклой не понравились. С удовольствием ест витамины и кальций (в нашем городе не продаются, лучше заказывать в онлайн-магазине с запасом). Гуляет около 2 часов. Ходит она всегда только по своим «тропам». Когда устает гулять – ищет место и начинает укладываться. В этот момент, а лучше – чуть раньше, унести ее в домик. Водные процедуры ей нравятся: воды не боится, моется спокойно. К режиму привыкла. Шерсть и иглы блестят, не выпадают. Зубы белые, веселая и игривая, т.е. признаков болезни нет. Думаю, моя ежиха здорова и ей уютно!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ежи – млекопитающие животные небольшого размера: в среднем, с длиной туловища около 10–20 см., весом от 300 до 800 г., с хвостиком до 3 см., короткими лапками; питаются, в основном, насекомыми и их личинками; обладают острым слухом и обонянием, но плохим зрением; имеют 36 зубов и около 16 тысяч иголок, являющихся видоизмененным волосом; рождаются слепыми и без иголок, но уже за первые сутки иглы вырастают до 6 мм.; бодрствуют вечером и ночью, днем – спят; живут в норе из листвы и веток – в природе, в домашних условиях – в имитациях норы; молоко вредно для ежа, фрукты, ягоды, грибы он почти не ест и на себе их точно не носит.

Ежи все чаще встречаются людям, как выходя из лесов, так и как домашние питомцы. Однако, нередко наши знания о ежах построены на мифах, вымыслах из рассказов, сказок, иллюстраций в книгах. Это подтвердили и данные моего исследования «Удивительный мир ежей», когда из 98 респондентов только 7% готовы к встрече с лесным ежом и смогут обеспечить безопасность общения для себя и ежа, а 37% людей мало знают о ежах, при встрече с ежом могут причинить ему и себе вред.

Организация правильного ухода за домашним ежом – тоже имеет ряд сложностей: не доступность специальной литературы об уходе за ежами, отсутствие витаминов, шампуней для ежей в зоомагазинах и др. В ходе исследования «По следам ежа» мне удалось определить несколько важных для ухода за ежом условий в области питания, режима дня и др.

Все рекомендации, подготовленные в результате исследования «Удивительный мир ежей» и «По следам ежа» легли в основу буклетов-памяток для встречи с лесным ежом и по уходу и содержанию домашнего ежа. Данные буклеты приведены в Приложении 3. Буклеты были переданы всем участникам анкетного опроса, одноклассникам и др., сопровождались презентацией о жизни ежей и безопасном поведении при встрече с ними.

СОХРАНИМ ВМЕСТЕ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЕЖЕЙ!

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бамбарадения Ч., Вудрафф Д., Гинзберг Д. и соавт. Животный мир. Иллюстрированный атлас. – М.: Махаон, 2014. – С. 44, 47.

  2. Всё о животных. От А до Я. – М.: Махаон, 2014. – С. 37.

  3. Жан-Батист Панафье: Мир животных. Открой для себя удивительный мир животных! – М.:Лабиринт, 2009. – С.141.

  4. Митителло К.: Дикие животные: Иллюстрированная энциклопедия обитателей средней полосы России. – М.: Эксмо, 2014. – С. 190-202.

  5. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель: кн. для учащихся нач. кл. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014. – С.199.

  6. Рахманов А. Ежи в вашем доме. Содержание. Уход. Кормление. – М.: Аква Бук, 2014. – 46 с.

  7. Рекомендации по уходу за африканским ежом. / Общество защиты ежей, США, Конектикут. [http://www.hedgehogwelfare.org/Hedgehog_Care_Sheet.pdf].

  8. Рекомендации по помощи ежу. Британское общество защиты ежей. [http://www.britishhedgehogs.org.uk/leaflets/L9-Basic-Facts.pdf].

Приложение 1.

Программа исследования «Удивительный мир ежей»

Цель: исследовать знания людей о ежах и готовность к безопасной встрече с ежом.

Задачи:

1. Узнать, что людям известно о жизни ежей.

2. Определить, что люди будут делать при встрече с ежом.

Объект исследования – люди, предмет исследования – дети и взрослые.

Гипотезы:

1. Более 30 % опрошенных верят мифам о ежах и мало знают об их жизни.

2. Менее 10% опрошенных готовы к безопасной встрече с ежом.

Метод: опрос.

Инструментарий: авторская анкета «Удивительный мир ежей», которая состоит из двух частей: 1 часть – «Что Вы знаете о ежах?», 2 часть – «Что делать, если встретили ежа?», ключ к анкете.

Анкета «Удивительный мир ежей»

Ключ для анкеты «Удивительный мир ежей»

вопроса

правильного ответа

Баллы

Готовность человека к безопасной встрече с ежом:

1 часть. Что Вы знаете о ежах?

8 баллов

1

2

1

16-20 баллов: Человек имеет знания о жизни ежей и готов к встрече с ними.

11-15 баллов: Человек имеет знания о жизни ежей, но, пока, не применяет их.

0-10 баллов: Человек мало знает о ежах, при встрече с ежом может причинить ему и себе вред.

2

2

1

3

3

1

4

1

1

5

1

1

6

3

1

7

1

1

8

2

1

2 часть. Что делать, если встретили ежа?

12 баллов

1

3

2

2

4

2

3

2

2

4

2

2

5

2

2

6

2

2

Итого

20 баллов

Объем выборки: 98 человека. Участники опроса – дети, обучающиеся во Дворце детского (юношеского) творчества и их родители: 1 группа (6-8 лет) – 14 человек, 2 группа (9-12 лет) – 18 человек, 3 группа (13-17 лет) – 19 человек, 4 группа (18 и старше) – 23 человека, а также – 5 группа (8-9 лет) – ученики 2 «В» класса Лицея № 4 – 24 человека.

Сроки проведения исследования и обработки результатов: с 12 января 2015 года по 25 января 2015 года.

Место проведения исследования: г. Пермь, МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Перми, МАОУ «Лицей № 4».

Результат исследования:

В ходе исследования было опрошено 98 человек в возрасте от 6 до 54 лет: 1 группа (6-8 лет) – 14 человек, 2 группа (9-12 лет) – 18 человек, 3 группа (13-17 лет) – 19 человек, 4 группа (18 и старше) – 23 человека, 5 группа (8-9 лет) – 24 человека.

Результаты исследования «Удивительный мир ежей»

группы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

Итого

Возраст

6-8 лет

9-12 лет

13-17 лет

18 лет и старше

8-9 лет

6 лет и старше

Количество человек

14 чел.

18 чел.

19 чел.

23 чел.

24 чел.

98 чел.

 

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

16-20 баллов

0

0

2

11

1

5

4

17

0

0

7

7

11-15 баллов

6

43

9

50

10

53

14

61

16

67

55

56

0-10 баллов

8

57

7

39

8

42

5

22

8

33

36

37

Результаты опроса «Удивительный мир ежей» по группам

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

16-20 баллов

11-15 баллов

0-10 баллов

         

Общие результаты опроса «Удивительный мир ежей»

7% людей имеют знания о жизни ежей и готовы к встрече с ними, 56% людей имеют знания о жизни ежей, но, пока, не применяют их, 37% людей мало знают о ежах, при встрече с ежом могут причинить ему и себе вред.

Наиболее подготовленные к встрече с ежом оказались взрослые. Более 50 % детей с 8 до 17 лет – имеют знания о жизни ежа, хотя могут применить их немногие. Детям младше 8 лет – еще много предстоит узнать о ежах. Максимальное число набранных баллов – 17, минимальное – 4, среднее – 12 баллов.

К сожалению, гипотезы исследования подтвердились: действительно, 37 % опрошенных верят мифам о ежах и мало знают об их жизни, и только 7% респондентов готовы к безопасной встрече с ежом.

Приложение 2.

Программа исследования «По следам ежа»

Цель: исследовать поведение ежа и особенности ухода за ним в домашних условиях.

Задачи:

1. Понаблюдать за питанием ежа.

2. Понаблюдать за режимом дня ежа.

3. Понаблюдать за домиком ежа.

4. Понаблюдать за прогулками ежа.

Объект исследования – ёж, предмет исследования – поведение ежа.

Метод: наблюдение. Инструментарий: авторский дневник наблюдений: общие наблюдения и «тропа» ежа.

Сроки проведения исследования и обработки результатов: осенние школьные каникулы 2015 года. Срок наблюдения – 9 дней.

Место проведения исследования: мой дом.

Результаты исследования:

Часть 1. Общие наблюдения.

Дневник наблюдений

1 день. Проснулась в 16 часов. Долго потягивалась, потом обнюхивала все вокруг. Дала ей 50 гр. мяса (отварной телятины). Меля съела с удовольствием. Через полчаса снова пришла к миске. Дали добавку – больше к миске не подходила. Из поилки попила нормально, миску с водой опрокидывает. Миски лучше выбирать тяжелые. На прогулке познакомилась с квартирой: все обошла, везде залезла. Попыталась залезть на кухне на диван и чуть не упала – я вовремя успела ее поймать. Нужно убирать все, по чему она может залезть на высоту! Начала укладываться спать – я убрала ее в домик. Положила морковки для перекуса ночью. Домик поставили деревянный – заводчик сказал, что она спала в таком же. Сидит на домике.

2 день. Проснулась в 15 часов. Дала ей 70 гр. куриного отварного яйца. Меля все съела. Походила, посидела на домике и попросилась гулять в 20 часов. Погуляла дольше – почти 3 часа. На ночь – свекла, посыпанная витаминами. Морковь вчера поела немного.

3 день. Проснулась в 15 часов. Домик уронила и сдвинула. Дала ей 70 гр. отварной курицы. Меля все съела. После еды долго толкала домик. Прогулка в 21 час, гуляла почти 2 часа. На ночь – огурец и кальций. Свеклу вчера не поела, а витамины все съела.

4 день. Проснулась в 16 часов. Домик стоит на крыше. Дала ей 70 гр. отварной баранины. Меля все съела. Заменила ее деревянный домик на домик из картонной коробки. Прогулка в 21 час, гуляла 2 часа. На ночь – попробовала дать сыр (!без лактозы). Огурец вчера съела весь вместе с кальцием. Видимо ночью «воевала» с домиком – выпила больше воды.

5 день. Проснулась в 17 часов. Домик лежит входом вниз – этот домик видимо тоже не понравился, но оставим еще на день – понаблюдаем. Дала ей 70 гр. куриного отварного яйца. Меля все съела. Прогулка в 21 час, погуляла только 1 час. На ночь – огурец и витамины. Сыр вчера весь съела.

6 день. Проснулась в 16 часов. Домик лежит в стороне, прямо в миске – точно не понравился. Искала домик для ежа в интернете. Нашла интернет-магазин, где есть все для ежей, там домик продавался – чехол из флиса. Сшила сама такой домик – попробую дать Меле. Сегодня день первой ванны: мама мыла Мелю в маленькой ванночке и специальным шампунем, чистила иглы мягкой зубной щеткой. Постригли Меле когти (были очень длинные) – очень трудно. Меля вначале сворачивалась к клубок, но когда поняла, что это не больно и привыкла к звуку, то дала спокойно достричь. Возможно, Меля не наедается – попробую дать больше еды – 100 гр. курицы. Меля немного оставила. Прогулка в 21 час, погуляла снова только 1 час. На ночь – огурец и кальций (она их очень хорошо ест).

7 день. Проснулась в 16 часов. Ура! Меля спит в флисовом домике. Странный домик, а ей понравился! Дала ей 100 гр. мяса (говядина). Меля оставила еду, видимо, нужно возвращаться к 70 гр. Прогулка в 21 час, гуляла 2 часа. На ночь – огурец, морковь.

8 день. Проснулась в 15 часов. Меля хорошо спит в флисовом домике. Дала ей 70 гр. куриного отварного яйца. Меля все доела. Прогулка в 21 час, гуляла 2 часа. На ночь – сыр с витаминами. Вчера почти не поела морковь.

9 день. Проснулась в 15 часов. Меля спала в своем домике. Дала ей 70 гр. вареной курицы. Меля все съела. Прогулка в 21 час, гуляла 2 часа. На ночь – огурец с кальцием. Сыр с витаминами вчера съела.

1

день

2

день

3

день

4

день

5

день

6

день

7

день

8

день

9

день

1. Питание ежа

Основная еда

Мясо, 50 гр.

Яйцо,

70 гр.

Кури-ца,

70 гр.

Мясо, 70 гр.

Яйцо, 70 гр.

Кури-ца,

100 гр.

Мясо, 100 гр.

Яйцо, 70 гр.

Кури-ца,

70 гр.

Питье

35 мл.

35 мл.

30 мл.

45 мл.

25 мл.

30 мл.

30 мл.

30 мл.

30 мл.

Добавки

Мясо, мор-ковь

Све-кла, вита-мины

Огу-рец, каль-ций

Сыр (без лакто-зы!)

Огу-рец, вита-мины

Огу-рец, каль-ций

Огу-рец, мор-ковь

Сыр, вита-мины

Огу-рец, каль-ций

2. Режим дня ежа

Бодрствование

с 16 часов

с 15 часов

с 15 часов

с 16 часов

с 17 часов

с 16 часов

с 16 часов

с 15 часов

с 15 часов

Питание

19.00

19.00

19.00

19.00

19.00

19.00

19.00

19.00

19.00

Прогулка

21.00

20.00

21.00

21.00

21.00

21.00

21.00

21.00

21.00

Ванна

-

-

-

-

-

+

-

-

-

3. Домик ежа

Домик

Дере-вян-ный домик

Дере-вян-ный домик

Дере-вян-ный домик

Короб-ка

Короб-ка

Фли-совый дом

Фли-совый дом

Фли-совый дом

Фли-совый дом

Спала в домике

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Да

4. Прогулки ежа

Время прогулки

2 часа

3 часа

2 часа

2 часа

1 час

1 часа

2 часа

2 часа

2 часа

Итоги дня

 

Боль-ше мяса, попро-буем - 70 гр.

Боль-ше съела-доль-ше погу-ляла.

Свеклу не ест, вита-мины нра-вятся.

Поме-няла дом на кар-тон-ный.

Мало погу-ляла, может быть не

голод-ная – дам 100 гр.

Дала 100 гр. – не доела.

Про-бует фли-совый дом. Помы-лась.

Дала 100 гр. – опять не доела.

Дом понра-вился.

Дала 70 гр.

Мор-ковь не ест.

Есть 70 гр.

Часть 2. Наблюдение за «тропой» ежа.

Я заметила, что Меля, когда гуляет, ходит по одинаковым местам: вначале – под диван на кухне, потом – под стол, во второй холл, в спальню, в комнату, в первый холл и на кухню. Мне захотелось узнать, как выглядит «тропа» ежа. Для этого мы посыпали пол в гостиной специальным песком и отправили туда Мелю на прогулку. После двух часов прогулки мы открыли дверь и Меля выбежала к нам. Я перерисовала на листок следы с пола. На следующий день мы снова отправили ее гулять по гостиной. После прогулки я хотела дорисовать новые «тропы», но почти ничего не поменялось. На третий день все повторилось.

Схема «Тропа» ежа.

Мы долго собирали песок, зато выяснили, что ежи очень постоянные и ходят только по своим нахоженным «тропам» - не теряют своих природных привычек!

Приложение 3.

Буклет «Лесной еж»

1 сторона

2 сторона

Буклет «Домашний еж»

1 сторона

2 сторона

0

Просмотров работы: 1236