ГЛИСТНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В С. ЧЕСНОКОВКА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ГЛИСТНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В С. ЧЕСНОКОВКА

Попова Алина Валерьевна 1
1
Васильева Е.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Cодержание:

I.Введение

II.Глистные заболевания животных и человека. Исследования внешней среды на наличие глистных инвазий.

1.Обзор литературы

1.1. Что такое зоонозы?

1.2.Токсокароз собак

1.3. Дипилидиоз

1.4. Методика исследования внешней среды на наличие яиц гельминтов.

Исследование почвы

2.Собственные исследования

2.1.Отбор проб

2.2. Анализ проб грунта на наличие яиц гельминтов

III. Заключение. Выводы и рекомендации

IV. Список литературы

V. Приложения

I. Введение

В наше время почти каждая семья имеет какое-либо домашнее животное. Котята, коты и кошки, щенки и собаки, кролики, попугаи, канарейки, грызуны, черепахи, рептилии и разные экзотические животные - все эти зверушки, большие и маленькие, приносят радость детям и взрослым!

«Братья меньшие» спасают нас от одиночества, учат заботиться о слабых и беззащитных, помогают бороться со стрессами, дурным настроением, и даже со многими недугами. Домашние животные становятся настоящими друзьями человека и полноправными членами семьи.

Актуальность данной работы заключается в том, что не все понимают того, что наши питомцы могут нести в себе «скрытую угрозу». Существуют инфекционные и инвазионные болезни, общие для человека и животных, человек заражается ими при контакте с больными животными, в результате употребления в пищу мяса больных животных, зараженной воды, при не соблюдении правил личной гигиены и через кровососущих насекомых и клещей.

Гипотеза: домашние питомцы могут быть переносчиками различных глистных заболеваний.

Обоснование: домашние питомцы могут нести в себе «скрытую угрозу». Существуют инфекционные и инвазионные болезни, общие для человека и животных, человек заражается ими при контакте с больными животными, в результате употребления в пищу мяса больных животных, зараженной воды, при не соблюдении правил личной гигиены.

Предмет исследования: пробы грунта , взятые на школьном футбольном поле , детском саду и исследование их на наличие яиц гельминтов.

Цель: доказать присутствие яиц гельминтов на территории детских учреждений и обосновать дегельминтизацию домашних животных.

Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературные источники по теме.

2. Провести анализ проб грунта на наличие яиц гельминтов.

3. Изучить методику анализа взятых проб.

4. Изучить и определить морфологию яиц гельминтов во взятых пробах.

5. Рассказать, чем опасны данные заболевания для человека. Показать способы профилактики глистных заболеваний.

II.Глистные заболевания животных и человека. Исследования внешней среды на наличие глистных инвазий.

1.Обзор литературы

1.1. Что такое зоонозы?

Зоонозы - это инфекции, общие для человека и животных в естественных условиях. Зоонозами принято считать большую группу инфекционных и инвазивных болезней человека (более 190 нозологических форм), при которых резервуаром и источником инфекции служат различные виды домашних, синантропных и диких млекопитающих и птиц. Именно они обеспечивают существование возбудителя как биологического вида. Организм человека служит для возбудителей зоонозов неспецифическим хозяином, заражение его происходит эпизодически и, как правило, человек становится для них биологическим тупиком.[1]

1.2.Токсокароз собак (Toxocaros canum)

Токсокароз - заболевание собак и других плотоядных животных вызываемое круглыми гельминтами семейства Anisakidae. Паразитируют гельминты в тонком отделе кишечника, иногда встречаются в желчных ходах печени и поджелудочной железе. (Фото 8)

Возбудитель - Тохосага canis - серо-желтого цвета, длина самок 10-18 см (самцы меньше), на переднем конце тела имеются кутикулярные крылья, заметно выступающие полудугой. Хвостовой конец самца изогнут. Между пищеводом и кишечником находится "желудочек" - признак вида. Яйца темно- серые, округлые (0,068- 0,075 мм) с хорошо выраженной ячеистостью.

Собаки заражаются, поедая мясо лис, песцов, а также мышей и крыс, в теле которых сохраняются личинки в состоянии диапаузы длительное время. Продолжительность жизни гельминтов - 5 месяцев и более. В городских условиях особо неблагополучны детские игровые площадки и выгульные площадки собак, где яйца в большом количестве сохраняются месяцами. Симптомы: с возрастом зараженность собак и пушных зверей уменьшается (примерно от 76,5-85,0% до 8,0%). У более взрослых животных выраженных клинических признаков обнаружить не удается. У щенят регистрируют понос, рвоту, извращение аппетита, метеоризм, нервные явления. Щенята визжат, лают без причин, кусаются, худеют. Нередко у них при рвоте клубками выбрасываются токсокары. Больные щенята отстают в росте и развитии. Глубоко нарушается картина крови: уменьшается количество эритроцитов, гемоглобина, увеличиваются лейкоциты и эозинофилы.

Диагноз. Болезнь диагностируют комплексно, окончательный диагноз ставят путем исследования фекалий по методу Фюллеборна (на обнаружение яиц). У внутриутробно зараженных щенят яйца гельминта обнаруживают уже к 21-24 суткам после рождения.

Источник инфекции для человека – собаки, особенно молодые щенки, а также возможны и другие представители (например, кошки, что наблюдается реже). Человек источником заражения не является.

Механизм передачи – фекально-оральный. Факторами передачи могут быть грязные руки, немытые овощи, фрукты, ягоды, плохо термически обработанное мясо промежуточного хозяина – свиньи, цыплят, ягнят, например, загрязненная вода. Не исключена возможность передачи инфекции от беременной женщины плоду, а также при грудном вскармливании, однако данный путь практически не доказан.[3]

Группы риска при заражении токсокарозом:

1) дети дошкольной возрастной группы (3-5 лет), играющие с песком, почвой или с собакой;

2) профессиональные группы (ветеринары, собаководы, кинологи, работники коммунальных учреждений, шоферы, работники питомников для собак, продавцы овощных магазинов и отделов, лица, имеющие контакт с почвой и прочие);

3) владельцы дач, приусадебных участков, земельных наделов и огородов;

4) любители охоты с привлечением собак. Заболевают преимущественно дети, которые, играя во дворе (песочницах), с грязными руками заглатывают яйца. Характерна летне-осенняя сезонность.

Чем опасны для человека личинки токсокар? Основная опасность личинок токсокар сводится к возникновению системных аллергических реакций с характерными проявлениями. Также, учитывая особенность оседания в различных органах и способность образования вокруг себя воспалительных инфильтратов - гранулем, существует опасность нарушения функций пораженных органов и систем (печени, почек, органов зрения, щитовидной железы, головного мозга и других). Нельзя забывать о том, что осевшие и «молчаливые» на первый взгляд личинки при снижении защитных сил организма могут вновь возобновить миграцию и появиться в другом органе, нарушив его функциональное состояние. [3]. Выделяют две формы токсокароза: висцеральную (системную) и глазной токсокароз.[4]

1.3. Дипилидиоз

Возбудитель — ленточный червь Огуречный цепень (Dipylidium caninum)(Фото 9). Длина стробила этого гельминта достигает 500 мм при максимальной ширине 2,5—3 мм Яйца паразита заглатываются насекомыми, паразитирующими на хищных животных. В теле насекомых развиваются личинки, которые затем попадают в рот хищникам; развитие взрослой стадии паразита начинается в кишечнике хищных животных.[1]

Дипилидиозом болеют плотоядные животные и человек. Человек заражается при случайном проглатывании инвазированных власоедов или блох, что возможно при тесном общении с собаками и кошками.

1.4. Методика исследования внешней среды на наличие яиц гельминтов.

Исследование почвы на яйца гельминтов(метод 3. Г. Васильковой и В. А. Гефтер) Почва берется в количестве 5–10 г, тщательно смешивается в течение часа с 5% раствором едкого натра или едкого кали. Полученную смесь центрифугируют в течение 4 минут; осадок после центрифугирования смешивают с насыщенным раствором азотнокислого натрия и снова центрифугируют. Этот процесс повторяют 5 раз. После каждого центрифугирования поверхностную пленку петлей переносят в стаканчик с небольшим количеством воды, а смесь снова тщательно перемешивают. Собранную в стаканчике жидкость фильтруют через специальный фильтр, планктонный фильтр в воронке Гольдмана; влажный фильтр исследуют под микроскопом. Фильтр можно высушивать на воздухе и тогда его просматривают в кедровом масле.[2]

2.Собственные исследования.

2.1.Отбор проб.

Автором было собрано 3 пробы грунта:

Проба 1- объединенная проба взятая из песочницы детского сада Березка села Чесноковка. Проба была собрана лопаткой из нескольких мест песочницы и с разной глубины.

Проба 2- объединенная проба грунта собранная на территории детского сада Березка села Чесноковка. Проба была собрана лопаткой из нескольких мест игровой площадки и с разной глубины.

Проба 3- объединенная проба грунта собранная на территории школьного футбольного поля села Чесноковка. Проба была собрана лопаткой из нескольких мест поля и с разной глубины. Так же в третей пробе присутствуют экскременты неизвестного животного.

2.2. Анализ проб грунта на наличие яиц гельминтов

Анализы проводились в Башкирском Государственном Аграрном Университете на факультете биотехнологий и ветеринарной медицины, на кафедре инфекционных болезней, зоогигиены и ветсанэкспертизы. Анализ проб грунта проводился методом Фюллеборна . Этот метод основан на единой физической закономерности, обеспечивающей всплытие яиц гельминтов в насыщенных, растворах солей. Для этой методики мы приготовили насыщенный раствор поваренной соли, который готовят путем кипячения 400-420 г соли на 1 л воды.

Каждая проба грунта была тщательно перемешена в отдельных чашах с насыщенным раствором соли. (Фото 1) После чего была произведена фильтрация полученной массы в баночки Флоринского. Оставили отфильтрованные пробы отстаиваться на 60 минут.(Фото 2) После чего петлю Пастера опускаем в верхний слой отстоявшегося раствора. На петле Пастера образуется пленка из поверхностного раствора.(Фото 4) Затем полученную пленку перенесли на предметное стекло и изучали под микроскопом.(Фото 5) При промывании третей пробы были обнаружены неизвестные гельминты. При исследовании его под микроскопом, оказалось что это членик дипилидиума.(Фото 5)

Во всех трех пробах грунта были обнаружены яйца гельминтов Toxocara canis.(Фото 6) Но следует отметить, что в первой и второй пробах было обнаружено незначительное количество яиц гельминтов. Наибольшее содержание яиц гельминтов было обнаружено в третей пробе. Так же в третей пробе было обнаружено членик огуречного цепня-дипилидиум.

III. Заключение. Выводы и рекомендации

Гельминтозы, чаще всего не будучи опасными для жизни, имеют существенное негативное влияние на познавательные способности у детей и общее состояние здоровья человека. Так, дети, инвазированные гельминтами больше склонны серьёзно заболеть. Гельминты также представляют барьер для развития экономики, так как инвазированные ими дети имеют меньше шансов быть продуктивными взрослыми. Дегельминтизация детей — потенциально эффективная стратегия медицины и развития.

Автор тщательно изучил материал по теме «Глистные заболевания и опасности, связанные с ними». В ходе работы был проведен анализ проб грунта на территории школы с. Чесноковка и детского сада «Березка» на наличие яиц гельминтов. Изучена методика анализа взятых проб. Во всех взятых пробах были обнаружены яйца гельминтов. Во всех трех пробах грунта были обнаружены яйца гельминтов Toxocara canis. В первой и второй пробах было обнаружено незначительное количество яиц гельминтов. Наибольшее содержание яиц гельминтов было обнаружено в третей пробе. Так же в третей пробе было обнаружено членик огуречного цепня-дипилидиум. Изучена и определена морфология яиц гельминтов во взятых пробах.

В связи с выше изложенным автор рекомендует:

1. Прекратить допуск животных на территории детских учреждений (школы с. Чесноковка и детского сада «Березка»).

2.Проверить при помощи районной ветстанции на гельминтоносительство собак, больных дегельминтизировать, испражнения их уничтожить. Следить за шерстным покровом собак и в. случае наличия на них насекомых (промежуточных хозяев дипилидид) помыть животных калийным мылом, а затем обработать 1%-ным раствором хлорофоса. Собачьи будки и подстилку в них ошпарить крутым кипятком, а летом застлать зеленью аира.

3. Осуществить при прохождении диспансеризации детьми школы и детского сада сдачу анализов на выявление гельминтов. Больных детей дегельминтизировать.

4. Провести с детьми, их родителями и педагогическими коллективами детских учреждений мероприятия по профилактике глистных заболеваний.

5. Рекомендовать после посещения туалета, уроков физкультуры на школьном стадионе и перед едой в школьной столовой, прогулок в детском саду педагогам контролировать мытье рук обучающимися и воспитанниками детского сада, поскольку с фекалиями яйца могут вторично попадать в организм.

6. Педагогам и родителям следить за тем, чтобы ногти у детей были коротко пострижены, так как под ними задерживаются яйца глист и аскарид.

7. В детском саду «Березка» обработать песочницы кипятком, калийным мылом, и настоем аира, предварительно убрав из них испражнения собак.

8. На территории детского сада и школы поставить транспаранты «Выгул домашних животных ЗАПРЕЩЕН!»

9. Прекратить доступ животных на территории детских учреждений путем закрытия ворот и калиток.

IV. Список литературы

  1. Горегляд X. С. Болезни диких животных. Мн., «Наука и техника», 1971. 304 с. с илл.

  2. Емельяненко П.А. Ветеринарная микробиология [Текст+ЭР] : Учебник для вузов по спец-ти "Ветеринария" / Емельяненко П.А., Кудлай Д.Г. [и др.], 1982. - 304с. с.

3. Е. С. Лейкина в кн.: Эпидемиология и медицинская паразитология для энтомологов.М.,1951 4.http://meduniver.com/Medical/profilaktika/detskie_gelminti_enterobioz_i_askaridoz_u_rebenka.html

V. Приложения

Приложение 1 Приложение 2

Фото1 Перемешивание раствора фото2 Пробы грунта (отстаивание)

Приложение 3 Приложение 4

Фото3 Приготовление микропрепарата Фото4 Рассматривание результатов

Приложение 5 Приложение 6

Фото 5 Dipylidium caninum фото6 Toxocara canis

Приложение 7 Приложение 8

фото8 Собака больная токсакарозом Фото 9 Огуречный цепень(Dipylidium caninum)

Памятка для родителей по профилактическим мероприятиям глистных заболеваний у детей. (Разработка автора)

1.После посещения туалета, контакта с животными и перед едой мытье рук - обязательный ритуал, поскольку с фекалиями яйца могут вторично попадать в организм.

2.Это же относится к стрижке ногтей, так как под ними задерживаются яйца глист и аскарид.

3.Обязательно мытье продуктов, особенно фруктов, овощей и ягод, категорически запрещено их употребление прямо "с грядки".

4.Очень важно производить в комнате ребенка влажную уборку с применением моющих средств, так как яйца могут попасть в организм с пылью.

5.Яйца глистов также остаются на постельном и нательном белье, поэтому его нужно регулярно менять, периодически кипятить и проглаживать с двух сторон, чтобы уничтожить возбудителя.

6.Также периодически стирайте и протирайте игрушки, с которыми контактирует ребенок.

7.В детских садах и школах предусмотрен сбор анализов кала для проверки на наличие яиц глист.

8.Если факт наличия гельминта установлен, ребенок освобождается от похода в учреждение до момента выздоровления, чтобы не стать источником заражения окружающих.

Просмотров работы: 779