ПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА: ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА: ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Серков А.А. 1
1государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области «Новошахтинская школа-интернат»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение

3

1. Обзор литературы

5

1.1 «Экология питания»: сущностные характеристики

5

1.2 Факторы, определяющие питание современного человека

6

2. Результаты социологического исследования «Особенности питания современного человека»

8

Выводы и рекомендации

13

Список использованных источников

15

Введение

Актуальность темы исследовательской работы. Человечество достигло больших успехов во всех отраслях науки и производства. Человек может уже не опасаться хищных животных, как его далекие предки – у него есть оружие; может не бояться резкого изменения температуры – у него есть одежда и надежное жилище, человек ограждает себя от опасностей окружающего мира (даже которые создал он сам). Но у каждого из нас существует слабое и уязвимое место – пища, которая всегда будет связывать нас с окружающим миром и ставить нас в зависимое положение от качества окружающей среды. Гиппократ говорил: «Мы есть то, что мы едим». В современном мире продовольственный вопрос становится особо актуальным. Количество населения неуклонно растет, в сферу производства продуктов питания вовлекаются все новые и новые технологии, которые не всегда можно характеризовать как абсолютно безопасные, количество потенциальных угроз в организации питания растет. Примерами может быть широкое использование химикатов, генно-модифицированных культур в сельском хозяйстве, пищевых добавок в пищевой промышленности. Помимо всего этого, питание современного человека, который руководствуется популярностью тех или иных продуктов питания сокращает продолжительность и качество жизни, обеспечивая людей среднего и старшего возраста такими заболеваниями как ожирение, сахарный диабет. Эти и другие факты актуализируют потребность изучения особенностей эволюции и современного состояния организации питания и потенциальных угрозах с ним связанных.

Цели исследовательской работы

- сформировать научное мировоззрение и осмысленное отношение к экологии питания;

- пропагандировать экологическую грамотность в организации питания среди населения

Цель конкретизируется в решении следующих исследовательских задач:

  1. изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

  2. анализ факторов, определяющих питание современного человека;

  3. выявление тенденций в организации питания современного человека: сравнительный анализ социально-демографических групп «дети» и «взрослые»;

  4. разработка рекомендаций по применению полученных результатов на уровне школы-города-региона.

  5. популяризировать результаты исследования.

Гипотеза: формирование культуры питания - необходимый атрибут современного человека, который позволит сохранить не только личное, но и общественное здоровье.

Этапы исследования:

  1.  
    1. Выбор направления, темы и проблемы исследования.

    2. Постановка цели и задач исследования.

    3. Выбор методов исследования.

    4. Изучение и анализ теоретического материала.

    5. Организация, проведение и подведение итогов социологического исследования.

    6. Обобщение, сравнение, установление закономерностей по результатам проведенного исследования.

    7. Формулирование выводов.

    8. Определение форм и методов применения полученных результатов и популяризации.

Методы исследования: анализ литературы, дедукция, индукция, сравнение, наблюдение, анкетирование, анализ документов, проектирование.

  1. Обзор литературы

    1. «Экология питания»: сущностные характеристики

Экология питания – смежная отрасль науки между гигиеной питания и экологией человека, объектом изучения которой является пища как экологический фактор, действующий на человека, и действие окружающей среды на пищу.

В научной литературе не встречается определения «экологии питания», но в некоторых научно-популярных изданиях «экология питания» упоминается как учебная дисциплина.

Теоретики утверждают, что «экология человека» зародилась в 70-е годы ХХ века как междисциплинарная наука о взаимодействии человека со средой обитания (Жуйкова Т.В., 2008). Ее предмет состоит в изучении приспособительных изменений, происходящих в человеческом организме в зависимости от природных и социальных условий жизни. Иными словами, экология человека рассматривает адаптацию человека к изменениям окружающей среды через призму социальных условий. В этой связи экология человека связана с проблемами экологии, которую можно определить как комплексное междисциплинарное научное направление, занятое изучением, прогнозированием и управлением факторами внешней среды в процессе взаимодействия с живыми организмами на всех уровнях организации.

Экологию человека можно рассматривать как методологическую основу, которая объединяет различных специалистов, изучающих взаимодействие внешней среды и населения. Большое внимание в данной дисциплине уделяется пище как важному фактору окружающей среды, постоянно действующему на человека.

В структуре отраслей экологии выделяются аутэкология (экология организмов) и экология питания, которые рассматривают пищу как экологический фактор, действующий на организм человека через окружающую среду. Известными исследователями экологии питания являются Джон Харисон, Джон Уайнер, Джон Тенер.

Понятие экологии питания включает в себя различные аспекты. Прежде всего, экология питания означает выбор продуктов, употребление которых не вредило бы организму человека. (Прохоров Б.Б.,2008)

Современные люди употребляют в пищу очень много продуктов, чья экология нарушена, и на переработку которых организм тратит слишком много времени, при этом иногда не получая правильных калорий, необходимых для своего развития. В том числе, например, порошковое молоко, консервированные продукты, сосиски и колбаса с добавлением сои, продукты с добавлением консервантов и ароматизаторов и т.п.

1.2 Факторы, определяющие питание современного человека

На питание человека как в процессе эволюции, так и на современном этапе оказывают влияние разнообразные факторы.

Анализ теоретической литературы позволил выявить разнообразные факторы, определявшие питание человека в процессе эволюции. Все их многообразие можно свести к трем основным группам факторов: территориально-климатическим, социально-экономическим, культурно-этническим. Логично будет дать краткую характеристику вышеперечисленным факторам и указать исторические этапы их влияния (Губорева Л.Ю., 2013):

1. около 300 тыс. лет до н.э. - начало употребления животной пищи, прежде всего мяса теплокровных животных, на ранних стадиях формирования человека в огромной мере предопределило ход его эволюционного развития;

2 около 10 тыс. лет до н.э. - использование термически обработанной пищи, что существенно повлияло на дальнейшее формирование ферментативного аппарата самого человека и позволило ему быстрее и легче усваивать многие виды пищи;

3. около 4 тыс. лет до н.э. - человечество впервые стало использовать специальные виды обработки продуктов для их длительного хранения;

4 около 3 тыс. лет до н.э. - появление дрожжевых видов хлеба способствовало его постепенному и широкому распространению по всей планете и поставило хлеб в ряд наиболее ценных по сбалансированности питательными веществами;

5 около 1300 лет назад – впервые полученный спирт положил эпоху в распространении наиболее тяжелых форм алкоголизма, поскольку человечество на протяжении веков вплоть до последнего времени полагало, что алкоголь в умеренных дозах полезен и может быть причислен к разряду пищевых продуктов;

6. около 700 лет назад - активное развитие торговли и способов хранения продуктов значительно ослабили опасность голода;

7. около 400 лет назад - разделение рациона по классовому признаку;

8. около 100 лет назад - внедрение принципов рационального питания.

9. к середине 70-х годов XX века - значительное ослабление проблемы снабжения продуктами питания различных регионов планеты позволяет иметь в рационе современного человека самые экзотические фрукты и продукцию животного происхождения, в каком бы он регионе мира он ни проживал.

10. в настоящее время человечество стоит на пороге решения проблем здорового питания и по-прежнему, как и тысячи лет назад продовольственной проблемы (угрозы голода).

В настоящее время на экологию питания современных людей особое влияние оказывает переход от «традиционного» к «модернизированному» питанию, что подразумевает широкое распространение питания «европейского типа» с преобладанием «магазинной пищи». (Жуйкова Т.В., 2008) Это зависит, прежде всего, от места проживания человека. Так, в сельской местности и провинциях, где сохраняется устойчивость традиционных пищевых культур и традиций питания в целом, преобладает «традиционное питание», а питание современного городского населения соответствует «модернизированному типу», где получает распространение профессиональная кухня. Также на распространение «модернизированного типа» питания большое влияние оказывает род деятельности человека. Так, например, чем больше в обществе людей интеллектуального, творческого труда, тем больше утрачивается национальная самобытность культуры питания.

Большое влияние на экологию питания современного человека оказывают развивающиеся генно-инженерные технологии, популяризирующиеся диеты, в противовес им «культ еды» (реклама фастфудов, газированных напитков, скидок на продукты питания), создание эталона красоты по типу «куклы Барби», реклама фастфудов и другое.

Вышеперечисленные и другие современные факторы, определяющие экологию питания человека, способствуют появлению и распространению «болезней цивилизации». (Прохоров Б.Б., 2005) В одних случаях, переедание, превышение калорийной ценности пищи над энергозатратами организма и, как следствие, избыточность питания является первопричиной заболеваний сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, ожирения, почечная недостаточность; в других случаях, целенаправленное голодание, как и нехватка продовольствия в экономически отсталых регионах вызывает задержку роста, сердечно-сосудистые заболевания, недоразвитие нервной ткани.

Таким образом, можно утверждать, что формирование культуры питания современного человека позволит сохранить здоровье нации.

2. Результаты социологического исследования «Особенности питания современного человека»

Результаты теоретического исследования обусловили актуальность организации социологического исследования «Особенности питания современного человека», который включал анкетирования обучающихся ГБОУ РО «Новошахтинская школа-интернат» (далее, НШИ) и их родителей, а также анализ документов, проведенный при участии медицинского работника НШИ.

В анкетировании приняли участие 100 учащихся с 5 по 11 класс, и для соблюдения репрезентативности исследования 100 родителей.

Таблица 1. Распределение вариантов ответов на вопрос «Всегда ли вы завтракаете?»

Варианты ответов

обучающиеся

родители

дома

в школе-интернате

Всегда

25%

100%

18%

Иногда

47%

 

51%

Практически никогда

28%

 

31%

Таблица 2. Распределение вариантов ответов на вопрос «Укажите количество приемов пищи в день»

Варианты ответов

(открытый вопрос)

обучающиеся

родители

дома

в школе-интернате

5

0%

100%

0%

3

17%

 

28%

2

25%

 

35%

Когда хочется есть

44%

 

27%

Когда есть еда

14%

 

10%

Таблица 3. Распределение вариантов ответов на вопрос «Задумываетесь ли вы об энергетической ценности (каллорийности) питания или объеме порций»

Варианты ответов

(открытый вопрос)

обучающиеся

родители

Всегда

0%

0%

Иногда

19%

37%

Никогда

81%

63%

Таблица 4. Распределение вариантов ответов на вопрос «Всегда ли вы задумываетесь о пользе продуктов, которые покупаете и едите?»

Варианты ответов

(открытый вопрос)

обучающиеся

родители

Всегда

4%

17%

Иногда

19%

39%

Никогда

77%

44%

Таблица 5. Распределение вариантов ответов на вопрос «Выберите из предложенных продуктов, те, которые вы купите при возможности в первую очередь» (расположите в порядке популярности)

Варианты ответов

обучающиеся

родители

Фастфуд

1

2

Картофель фри, чипсы

4

4

Курица гриль

9

3

Пицца

2

1

Пельмени, колбасу

7

5

Овощи, фрукты

10

9

Печенье, торты

5

7

Конфеты

6

8

Сладкие газированные напитки

3

6

Сок

8

10

Крупы

11

11

С помощью медицинского работника был проведен анализ документов и установлено следующее:

1. В НШИ для воспитанников организованно 5 разовое рациональное, сбалансированное питание. Прием пищи осуществляется в определенное время для детей младшего (1 - 5кл) и старшего (6 - 11кл.) возрастов - предусмотрено строгое выполнение режима.

Таблица 6. Возрастной режим питания

Приемы пищи

1 – 5 классы

6 – 11 классы

1 завтрак

7.30-7.50

7.50-8.10

2 завтрак

10.10 -10.30

11.00-11.20

обед

13.10- 10.20

14.00-14.20

полдник

16.00-16.20

16.20-16.40

ужин

19.00-19.20

19.30-20.00

2. В НШИ имеется примерное 2-недельное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и утвержденных наборов продуктов.

Таблица 7. Нормы продуктов питания на 1 ребенка в день

Наименование продуктов

Норма (граммы)

Говядина

Птица

Колбаса

Рыба

Яйцо

Масло растительное

Молоко

Творог

Сыр

Сметана

Масло сливочное

Крупы и макароны

Сахар

Овощи

Фрукты

Соки

Картофель

Хлеб ржаной

Хлеб пшеничный

105

70

25

110

30

17

550

70

12

10

50

75

75

470

250

200

400

150

200

Весь набор продуктов съесть в один день невозможно, поэтому в школе используют разработки ученых:

рыба, колбасы, творог, яйцо – выдаются 3 – 4 раза в неделю;

мясо птицы и говядину – чередуются ежедневно;

каши, картофель, фрукты, овощи, соки, сахар – выдаются ежедневно.

Таблица 8. Объемы порций для детей в столовой НШИ

Наименование блюд

В граммах, миллилитрах

1 завтрак

Кофейный напиток, какао

Масло сливочное

Сыр

батон

200

10

25

50

Итого

285

2 завтрак

Каша (овощное блюдо)

запеканка яичная, мясная или творожная

Кофейный напиток (молоко)

300

100

200

Итого

600

Обед

Салат

Первое блюдо

Блюдо из рыбы или мяса

Гарнир

Компот или сок

80-100

300-400

100-120

180-230

200

Итого

1050

Полдник

Кефирмолоко

Булочкасырники

Фруктымолоко

200

100

200

Итого

500

Ужин

Овощное, творожное блюдо или каша

Печень, рыба или сосиски

Молоко, чай, кисель

300

80-100

200

Итого

600

Суточная норма хлеба

Ржаной

Пшеничный

150

200

Итого

350

3. Питание воспитанников НШИ полностью обеспечивает растущий организм энергией и основными пищевыми веществами - белками, жирами, углеводами, так как их соотношение соответствует пропорции: 1(белки):1(жиры):4(углеводы); витамины (особенно С, А, Д, Е, В); минеральные элементы (кальций, фосфор, магний, железо и др.).

Таблица 9. Физиологические нормы суточной потребности детей в пищевых веществах и энергии

Пищевые вещества

Где находятся

7 - 10лет

11 - 13лет

мд

14 - 17лет

мд

Белки (гр)

Жиры (гр)

Углеводы (гр)

Яйцо, сыр, куры, рыба

Шоколад, масло, сыр

Булки, шоколад, картофель, крупы

77

79

335

9082

9284

390335

9890

10090

425360

Мин. вещества (мг)

Кальций (кости, зубы, волосы)

Железо (кровь)

Йод (щитовидная железа)

Сыр, цитрусовые, яблоки, абрикосы

Какао-порошок, гречневая крупа, горох, яичный желток

Куриный желток, молоко, сыры, морская рыба

1100

12

0,10

1200

1518

0,10

1200

1518

0, 13

Яблоки (Са – 6 мг, Р – 11 мг, Mg – 9, K- 275 мг)

Картофель (Са – 10 мг, Р – 58 мг, Mg – 23, K- 610 мг)

Свекла (Са – 16 мг, Р – 43 мг, Mg – 23, K- 290 мг)

Гречка (Са – 21 мг, Р – 298 мг, Mg – 78, K- 480 мг)

Ржаной хлеб (Са – 75 мг, Р – 174 мг, Mg – 40, K- 227 мг)

Творог (Са – 150 мг, Р – 216 мг, Mg – 8, K- 112 мг)

Витамины (мг)

С (иммунитет, кроветворение)

С целью обеспечения детей витамином С, в школе проводится витаминизация 3-х блюд (компот, чай) аскорбиновой кислотой.

Овощи, фрукты

60

70

70

А (зрение, рост)

В (нервная система)

Масло, молоко, яичный желток, морковь

Печень, яйцо, орехи, молоко

700

1,2

1000800

1,41,2

1000800

1,51,3

Калорийность

 

2350

2750

2500

3000

2600

Таблица 10. Количество учащихся с избыточным весом тела

2013 год

2014 год

2015 год

Общее кол-во

Кол-во

%

Общее кол-во

Кол-во

%

Общее кол-во

Кол-во

%

213

16

7,5%

215

16

7,4%

208

14

6,7%

Таблица 11. Количество учащихся с хроническими заболеваниями ЖКТ

2013 год

2014 год

2015 год

Общее кол-во

Кол-во

%

Общее кол-во

Кол-во

%

Общее кол-во

Кол-во

%

213

29

13,6%

215

8

3,72%

208

8

3,72%

Комментарии:

1. Среди опрошенных всегда завтракают 18% родителей. Находясь дома, всегда завтракают лишь 25% обучающихся, тогда как на территории НШИ завтракают все опрошенные.

2. Считается, что ребенок должен в течение дня принимать пищу 4 – 5 раз. Находясь в НШИ, все обучающиеся принимают пищу в соответствии с режимом дня 5 раз (первый завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин), тогда как, находясь дома, большинство - 44% опрошенных указали, что принимают пищу тогда, когда хочется есть. Среди родителей наиболее популярным (35%) вариантом ответа был указан – 2 раза в день.

3. Об энергетической ценности (калорийности) питания или объеме порций как большинство обучающихся (81%), так и родителей (63%) никогда не задумываются.

4. О пользе продуктов, употребляемых в пищу, всегда задумываются лишь 17% родителей и 4% обучающихся.

5. Об этом свидетельствуют и ранжирование по популярности предложенных продуктов. Так, наибольшую популярность как среди родителей, так и среди обучающихся имеют следующие продукты: фастфуды, пицца, картофель фри и чипсы, сладкие газированные напитки. К наименее популярным отнесены крупы, овощи и фрукты.

6. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о не сформированной «культуре питания» в семьях воспитанников.

7. Несмотря на негативные тенденции организации питания в семьях обучающихся, организованная в НШИ полноценная, сбалансированная, в соответствии в требованиями и разработками ученых, система питания, позволяет констатировать положительную динамику по преодолению проблем здоровья обучающихся, связанных с культурой питания.

Выводы и рекомендации

1. Теоретическое осмысление и эмпирическое исследование проблемы позволяет сделать выводы, что для современного человека «экология питания» становится актуальной. Можно утверждать, что формирование культуры питания современного человека позволит сохранить здоровье нации.

2. В качестве мероприятий, направленных на преодоление выявленных проблем настоящим исследованием, под девизом «Есть истины, которые нужно повторять без конца»:

- создана творческая группа единомышленников из числа обучающихся под руководством учителя биологии, основными формами деятельности которой будут проведение устного журнала «Культура питания современного школьника» в Неделю экологии (запланировано на апрель 2016 г.), «агитбригады» (приурочено ко Дню здоровья), выпуск бюллетеней, проведение классных часов с участием медицинского работника, просмотр видеороликов, популяризация результатов проведенного исследования в периодической печати (готовится к печати в «Классной переменке» статья с результатами социологического исследования и рекомендациями), проведение лектория для родителей (проведен 19.02.2016 г.), участие в тематических конференциях и т.п.;

- совместно с учителем биологии разрабатывается программа факультатива «Экология питания». Значимость курса определяется практической направленностью знаний и умений способствующих развитию навыков здорового образа жизни обучающихся. Программа предусматривает следующие формы деятельности обучающихся: лекции, лабораторные и практические занятия, подготовка сообщений и докладов, написание рефератов. На данном этапе обсуждается примерное содержание программы (в том числе, Экология питания как наука, Зависимость характера пищи от среды обитания, Расовые и социальные различия в питании, Рациональное питание в современном мире, Энергетическая ценность (калорийность) пищи, Общий, основной и рабочий обмен веществ, Витамины в продуктах питания, Режим питания, Вред и польза диет, Загрязнители продуктов питания и их действие на человеческий организм, Пищевые отравления, Реклама и антиреклама продуктов питания, Эволюция рациона человека – вчера, сегодня, завтра. Презентация программы планируется на педагогическом совете НШИ в мае 2016 г.

3. В заключение резюмируем, что формирование культуры питания - необходимый атрибут современного человека, который позволит сохранить не только личное, но и общественное здоровье.

Список использованных источников

  1. Губорева Л.Ю. Экология человека: практикум. – М.: Владос, 2013.

  2. Воробьев Р.И. Питание: мифы и реальность. – М.: Грегори, 2007. – 256 с.

  3. Жуйкова Т.В. Экология человека: учебник. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная педагогическая академия, 2008.

  4. Козлов А.И. Экология питания. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2012. – 284 с.

  5. Муравей Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: Юнити-донс, 2005.

  6. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М.: Вунцм МЗ РФ, 1999.

  7. Прохоров Б.Б. Социальная экология: учебник. – М.: Академия, 2005.

  8. Прохоров Б.Б. Экология человека: учебник. – М.: Академия, 2008.

  9. Питание и здоровье человека. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/wiki-pages/176497

  10. Экологические проблемы питания. – Режим доступа: http://ecology-portal.ru/publ/ekologiya-cheloveka/502562-yekologo-gigienicheskie-problemy-pitaniya-naseleniya

  11. Экологические проблемы питания человека. – Режим доступа: http://ppt-online.org/3641

Просмотров работы: 1465