ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Пронин С.И. 1
1
Кудряшова О.П. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3 - 4

  1. Теоретическая часть

1.1. Факторы, влияющие на формирование правильной осанки …….. 4 - 5

2. Практическая часть

2.1. Этапы проведения и обработка результатов исследования……… 6 - 8

3. Выводы …………………………………………………………………… 8

4. Источники информации ………………………………………………… 9

Приложения……………………………………………………………... 10-16

Введение

В настоящее время в нашей стране около 60% детей школьного возраста имеют различные нарушения осанки, из них у 20% диагностируется сколиоз позвоночника. Растёт больное поколение и, если немедленно и всерьёз не заняться здоровьем, у нас не будет будущего. В прошлом году, на осмотре у ортопеда мне поставили диагноз – сколиоз начальной стадии. Я очень расстроился и всё лето усиленно занимался по программе лечения, которую мне выписал врач. Одновременно я узнавал много нового о позвоночнике человека и выявил, что здоровье позвоночника – правильная осанка – одно из основных факторов здоровья всех внутренних органов человека. У меня возникло желание узнать какие факторы влияют на формирование осанки и как можно избежать неприятностей со своим позвоночником. Это и определило тему нашего исследования.

Цель исследования – изучить влияние факторов на формирование осанки учащихся начальной школы.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние опорно-двигательной системы по медицинским картам учащихся 4 «А» класса.

2. Обследовать школьные портфели одноклассников, школьную мебель в кабинете, выявить недостатки и сравнить полученные данные с санитарными нормами и правилами.

3. Выяснить какими видами спорта занимаются одноклассники и как это влияет на формирование осанки.

4. Познакомить одноклассников с правилами здорового позвоночника и комплексом простых и доступных упражнений для исправления и поддержания осанки.

Гипотеза исследования – еслинеправильно подобран школьный портфель, школьная мебель не соответствует санитарным требованиям и учащиеся несистематически укрепляют мышцы спины, то это может привести к нарушению осанки учащихся.

Объект исследований - осанка учащиеся 4«А» класса начальной школы № 39 школы г. Череповца.

Предмет исследований - факторы, влияющие на осанку школьника.

Методыработы- изучение литературы, наблюдение, сравнение и анализ, измерение, тестирование, анкетирование.

Практическая значимость – формирование у учащихся начальной школы осознания важности правильной осанки для здоровья человека, ознакомление с основными факторами, которые влияют на формирование его позвоночника и понимания, что он сам может принимать участие в процессе формирования, коррекции и исправления своей осанки.

1.Теоретическая часть

1.1. Факторы, влияющие на формирование правильной осанки.

Осанка — это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы. При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед. Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета. Известно, что на рост ребёнка, его развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия, в которых он развивается и воспитывается. Ребёнок проводит в школе значительную часть своего времени, в среднем (вместе с дорогой в школу и обратно) это занимает 5-6 часов. Поэтому важная роль в формировании правильной осанки отводится школе.

На сегодняшний день установлено множество факторов, влияющих на формирование правильной осанки. Мы обратим внимание на те факторы, которые влияют на формирование осанки в школе.

1. Чаще всего заболевания позвоночника – нарушение осанки, сколиоз и другие – начинаются в раннем детстве. Как только ребенок пошёл в первый класс, он всё больше времени проводит сидя за учебным столом. Для сохранения здоровья спины и формирования правильной осанки ребёнка определены общие стандарты, которым должен удовлетворять детский стол. Согласно СанПиН размеры учебной мебели в зависимости от роста учащихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1. (Приложение 1). В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий.

2. Каким должен быть школьный портфель?

Ответ на данный вопрос мы найдем в СанПиН, где отмечено, что вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов, вес в наполненном виде должен быть от 10 до 15% от веса школьника. Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, что приведёт к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника и испортит осанку. На формирование осанки младшего школьника влияет и правильно подобранный портфель. Основные показатели безопасного ранца представлены в памятке для учащихся и их родителей.

3. Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины. Упражнения можно включать в комплекс утренней оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку. Многообразие видов спорта и разновидностей физических упражнений не позволяет рассматривать каждое из упражнений в отдельности, так как многие виды спорта близки друг к другу по различным признакам, в частности, по влиянию их на опорно-двигательный аппарат. Учет особенностей влияния различных видов спорта на опорно-двигательный аппарат необходим для профилактики различных ортопедических заболеваний позвоночника, особенно при наличии у них нарушения осанки и сколиоза начальных форм. Все виды спорта по характеру их воздействия на формирование осанки можно разделить на три группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта. Они представлены в таблице 2 (Приложение 2).

Рассмотренные выше факторы, влияющие на формирование осанки, мы будем изучать на примере наших одноклассников и представим результаты в практической части.

2. Практическая часть

2.1. Этапы проведения и обработка результатов исследования.

На первом этапе исследования мы проанализировали медицинские карты учащихся нашего класса и выяснили рост, вес, а также посмотрели есть ли проблемы с опорно-двигательной системой у одноклассников. Все данные занесены в таблицу 3 (Приложение 3). Проанализировав, мы видим, что из 27 учеников нашего класса, у 13 человек отмечено нарушение осанки, что составляет 48% от всех учеников класса. (Диаграмма1. Приложение 4). Так же мы посмотрели динамику изменения состояния здоровья осанки, и выяснили, что в первом классе нарушения осанки было выявлено только у 22% учеников. (Диаграмма 2. Приложение 5). Таким образом, на первом этапе исследования мы выяснили, что для учеников нашего класса характерна проблема нарушения осанки и в периоде четырех лет ситуация в классе ухудшилась, % детей с нарушением осанки вырос в два раза. Это объясняется тем, что на период начальной школы приходится активный рост школьников, идет формирование осанки, именно в этот период необходимо уделять особое внимание этому вопросу.

На втором этапе исследования мы провели анализ портфелей, с которыми дети ходят в школу. Мы взвесили портфели в двух видах: наполненные учебниками и пустые. Вес школьных портфелей представлен в таблице 4 (Приложение 6). Таким образом, по загруженности портфели соответствуют весу ученика только у 11 ребят, остальные дети ходят с перегруженными портфелями.

Только 16 человек ходят в школу с правильными портфелями (с жесткой ортопедической спинкой и на двух лямках). Из 16 правильных портфелей только 6 весят менее 700 грамм в пустом состоянии, что соответствует санитарным нормам. Мы сделали выводы, что многие дети в конце начальной школы перестают следить за своим портфелем, часто в школу ходят со спортивными сумками или сумками с одной лямкой, а также не проверяют содержание своих портфелей, носят в школу много лишних учебников, посторонних вещей.

На третьем этапе исследования мы решили проверить, соответствует ли школьная мебель в кабинете росту учащихся, установленным нормам ГОСТ. Мы выяснили, что парты и стулья в классе все одинаковой высоты: парта – 640 мм, стул 380 мм. Парты в классе не оснащены регуляторами наклона столешниц. Мебель в классе имеют возможность регулировки, но это не используется, так как в классе занимаются учащиеся 2 класса и 4 класса. Детей в классе мы разделили на ростовые группы в соответствии с группами, указанными в ГОСТе. Мы получили результаты, представленные в таблице 5 (Приложение 7). Таким образом, только 11 ученикам нашего класса высота мебели соответствует установленным нормам.

На четвёртом этапе исследования с помощью анкетирования мы выяснили какими видами спорта занимаются наши одноклассники. И получили следующие результаты, которые представлены в диаграмме 3 (Приложение 8). Можно сделать вывод о том, что дети нашего класса – спортивные ребята. Только 9 детей не посещают никаких спортивных секций, остальные дети увлекаются спортом, причем несколько детей посещают 2-3 спортивных секции одновременно. В нашем классе один человек занимается теннисом и у него имеется нарушение осанки, второй мальчик занимается баскетболом, но параллельно ходит на плавание, нарушения осанки у него нет. Остальные дети занимаются видами спорта, которые благоприятно влияют на формирование осанки и рекомендуются врачами-ортопедами.

Важным этапом нашего исследования являлось анкетирование учащихся на знания основных вопросов о правильной осанке и проведение разъяснительной работы о важности этого вопроса. Вначале мы провели предварительное анкетирование одноклассников, где попросили ребят ответить на вопросы анкеты (Приложении 9). Мы выяснили, что ребята из класса недостаточно хорошо осознают важность правильной осанки для здоровья человека. С этой целью нами был проведён классный час на тему «Правильная осанка – залог здоровья», на котором мы познакомили одноклассников с понятием о правильной осанке, с причинами нарушений осанки, провели тест на определение правильной осанки. Также мы рассказали о факторах, влияющих на формирование правильной осанки у школьников, провели конкурс «Правильный портфель», показали комплекс упражнений для правильной осанки и выдали одноклассникам памятки. После классного часа провели повторное анкетирование и выяснили, что по основным вопросам, касающихся формирования осанки человека, наши одноклассники осведомлены хорошо.

Основные факторы, влияющие на нарушение осанки наших одноклассников, мы показали в таблице 4. (Приложение 10).

3. Выводы

В ходе исследовательской работы, следуя поставленным задачам, нами сделаны следующие выводы:

1. Анализ опорно-двигательной системы учащихся нашего класса по медицинским картам показал, что у 48% учащихся отмечено нарушение осанки, за четыре года обучения в школе ситуация ухудшилась в два раза.

2. Обследовав портфели учащихся и сравнив результаты с санитарными требованиями мы выяснили, что только 59% учащихся ходят в школу с правильно подобранными портфелями, из них только у 22% учащихся вес портфеля соответствует санитарным нормам. Высота школьной мебели в кабинете соответствует только 40% учащихся согласно установленным нормам.

3. Большинство учащихся нашего класса посещают спортивные секции, что является положительным для формирования правильной осанки.

4. Учащиеся нашего класса по основным вопросам, касающихся формирования правильной осанки человека, осведомлены хорошо.

Проведя исследование нами было установлено, что если у учащегося неправильно подобран школьный портфель, школьная мебель не соответствует росту и санитарным требованиям, а также если учащийся не занимается спортом, то у него наблюдается нарушение осанки.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась

4. Источники информации

1. Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

2. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. – Л.: Медицина, 1991. – 416 с. – (научно-популярная медицинская литература).

3. Краковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. – Л.: Феникс, 1963. – 64 с.

4. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.

5. «Правда о школьном портфеле». Статья в Интернете: сайт http://yandex.ru/yandsearch?p=6&text.

6. Статья в интернете «Классификация видов спорта по характеру их влияния на опорно-двигательный аппарат спортсмена и некоторые рекомендации по рациональной ориентации детей в спорте» сайт http://www.falto.ru/article/article27.html

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html

Приложения

Приложение 1.

Таблица 1. Размеры учебной мебели в зависимости от роста учащихся.

Приложение 2.

Таблица 2. Распределение видов спорта на группы по характеру их воздействия на опорно-двигательный аппарат.

Характер нагрузки

Виды спорта

Показания к занятиям спортом

при нормальной осанке

при нарушении осанки

при сколиозе 1-й степени

Симметричная нагрузка

Биатлон, велосипедный спорт, гимнастика спортивная, гребля на байдарке, конькобежный спорт, легкая атлетика (беговые виды), лыжные гонки, лыжное двоеборье, плавание, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, тяжелая атлетика.

Показаны

Показаны

Показаны

Асимметричная нагрузка

Акробатика в паре, бадминтон, баскетбол, бокс, гребля академическая, гребля на каноэ, легкая атлетика (метание), пулевая стрельба, стрельба из лука, теннис, теннис настольный, фехтование, фигурное катание.

Противопоказаний нет

Нецелесообразны, ранняя специализация противопоказана

Противо-

показаны

Смешанная нагрузка

Борьба вольная, борьба классическая, борьба самбо, водное поло, волейбол, гимнастика художественная, горнолыжный спорт, многоборья по легкой атлетики, регби, ручной мяч, футбол, хоккей.

Показаны

Показаны

Показаны

Приложение 3.

Таблица 3. Анализ данных медицинских карточек учащихся 4 «А» класса.

п/п

Имя ученика

рост ученика в первом классе, см

рост ученика в 4 классе, см

вес ученика в 4 классе, кг

есть ли проблемы с осанкой (данные мед осмотра)

1

Максим

125

145

34,5

ассиметрия грудной клетки

2

Никита

117

142

36,1

деформация гр клетки

3

Дмитрий

115

134

29

килевид. Грудная клетка

4

Настя

121

142

34,5

нарушение осанки

5

Маргарита

125

151

37

нарушение осанки

6

Вика

119

142

34

нарушение осанки

7

Илья

123

147

40

нарушение осанки

8

Виктор

131

156

44,8

нарушение осанки

9

Степан

124

138

32,7

нарушение осанки

10

Матвей

118

140

30

нарушение осанки

11

Алексей

124

142

37,4

нарушение осанки

12

Игорь

131

150

36,7

нарушение осанки

13

Полина

126

155

54

нарушение осанки

14

Настя

120

145

43

 

15

Сергей

119

140

29,4

 

16

Ира

121

148

37,4

 

17

Мария

124

150

48,6

 

18

Арсений

129

156

59

 

19

Катя

108

128

25

 

20

Сергей

117

140

36,7

 

21

Саша

119

140

30

 

22

Илья

118

138

30

 

23

Софья

123

150

37

 

24

Аня

116

134

31

 

25

Сергей

129

147

35

 

26

Лев

122

150

42

 

27

Катя

125

141

36

 

Приложение 4

Диаграмма 1. Анализ нарушений осанки учащихся 4 «А» класса

Приложение 5.

Диаграмма 2. Сравнение состояния осанки

учащихся 4 «А» классав 2012и 2016 гг.

Приложение 6.

Таблица 4. Результаты взвешиваний портфелей учащихся 4 «А» класса.

п/п

Имя ученика

вес ученика в 4 классе, кг

Вес портфеля, кг

     

наполненный

Норма портфеля по весу ребенка

Соответствует ли норме портфель по весу

Соответствует ли портфель рекомендациям врачей

1

Максим

34,5

1,9

3,45

да

нет

2

Никита

36,1

4,2

3,61

нет

нет

3

Дмитрий

29

3,1

2,9

да

нет

4

Настя

37

1,9

3,7

да

 

5

Маргарита

44,8

4

4,48

да

нет

6

Вика

37,4

3,9

3,74

да

 

7

Илья

36,7

3,6

3,67

да

нет

8

Виктор

34,5

5,1

3,45

нет

 

9

Степан

34

4,4

3,4

нет

 

10

Матвей

40

3,8

4

нет

 

11

Алексей

32,7

4,6

3,27

нет

 

12

Игорь

30

5,7

3

нет

 

13

Полина

54

 

5,4

   

14

Настя

48,6

3,9

4,86

да

 

15

Сергей

59

1,9

5,9

да

нет

16

Ира

36,7

3,5

3,67

да

нет

17

Мария

37

3,8

3,7

да

нет

18

Арсений

31

3,5

3,1

да

нет

19

Катя

43

5

4,3

нет

 

20

Сергей

29,4

5

2,94

нет

 

21

Саша

37,4

5,3

3,74

нет

 

22

Илья

25

3,4

2,5

нет

нет

23

Софья

30

4,5

3

нет

нет

24

Аня

30

4,4

3

нет

 

25

Сергей

35

4

3,5

нет

 

26

Лев

42

 

4,2

   

27

Катя

36

 

3,6

   

Приложение 7.

Таблица 5. Формирование ростовых групп учащихся 4 «А» класса.

группа роста, в мм

количество человек в данной группе в классе

необходимая высота парты по ГОСТ, мм

необходимая высота стула по ГОСТ, мм

соответствует ли ГОСТ

1150-1300

1

520

300

нет

1300-1450

15

580

340

нет

1450-1600

11

640

380

да

Приложение 8.

Диаграмма 3. Анализ опроса « Спортивные увлечения»

учащихся 4 «А» класса

Приложение 9.

Анкета « Что я знаю о правильной осанке»

Ответьте, пожалуйста «да» или «нет» на следующие вопросы:

Количество учащихся, которые неправильно ответили на вопросы во время предварительного анкетирования

Количество учащихся, которые неправильно ответили на вопросы при повторном анкетировании ( после проведения классного часа « Правильная осанка – залог здоровья»)

Осанка - это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния

   

Осанка - это скелет человека

3

 

Сколиоз это - человек, занимающийся скалолазанием

1

 

Для позвоночника полезно носить сумку на одном плече

2

1

Сутулый человек выглядит выше своего роста

5

2

Следить за осанкой нужно только в детском возрасте

1

 

Во время ходьбы надо следить за осанкой

   

Для улучшения осанки рекомендуется ходить с книгой на голове

5

 

Неправильную осанку можно исправить

   

Правильная осанка дается человеку при рождении

6

1

Осанка не меняется в течение жизни

2

1

Для исправления осанки достаточно выполнить 2-3 упражнения

2

1

Правильная осанка способствует лучшей работе всего организма

2

 

Для правильной осанки спать надо на мягкой кровати

5

 

Плавание вредно для осанки

   

Искривление позвоночника может вызывать головные боли

5

2

Приложение 10.

Таблица 6. Факторы, влияющие на нарушение осанки

(выделены желтым цветом)

 

Имя ученика

Есть ли проблемы с осанкой (данные мед осмотра)

Вид спорта

Соответствует ли норме портфель по весу

Соответствует ли портфель рекомендациям врачей

Соответствует ли парта ГОСТ

1

Максим

ассиметрия грудной клетки

биатлон

да

нет

не соотв

2

Никита

деформация гр клетки

не занимается

нет

нет

не соотв

3

Дмитрий

килевид. Грудная клетка

футбол

да

нет

не соотв

4

Настя

нарушение осанки

теннис

нет

нет

не соотв

5

Рита

нарушение осанки

не занимается

да

да

соотв

6

Вика

нарушение осанки

не занимается

нет

да

не соотв

7

Илья

нарушение осанки

плавание

нет

да

соотв

8

Виктор

нарушение осанки

плавание, футбол

да

нет

соотв

9

Степан

нарушение осанки

футбол

нет

нет

соотв

10

Матвей

нарушение осанки

не занимается

нет

да

не соотв

11

Алексей

нарушение осанки

цирк

да

да

не соотв

12

Игорь

нарушение осанки

футбол, плавание, танцы

да

нет

соотв

13

Полина

нарушение осанки

не занимается

нет

нет

соотв

18

Просмотров работы: 4856