ЮННАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЛЕНИНГРАДСКОМ ЗООПАРКЕ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЮННАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЛЕНИНГРАДСКОМ ЗООПАРКЕ

Ярошевская А.Д. 1
1
Николаева С.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Страница

1. Введение 3

2. Юннатское движение 4

2.1. История создания 4 2.2. История развития……………………………………………………….. 6

2.3. Современный этап и его задачи……………………………………….. 7

3. Юннатское движение в Ленинградском зоопарке…………………… ….. 8

3.1. Что такое КЮЗ……………………………………………………… … 8

3.2. Из истории КЮЗа 9

3.3. Мои наблюдения в КЮЗе: белорукие гиббоны 11

4. Заключение 13

5. Список используемых источников 14

6. Приложение №1. Фрагменты фотоотчета 15

1. Введение

Мой интерес к теме юннатского движения не случаен. В этом году я начала заниматься в юннатском кружке Ленинградского зоопарка. Я пришла в КЮЗ (клуб юных зоологов) потому что всегда любила животных и хотела больше о них узнать, а также иметь возможность больше с ними общаться и ухаживать за ними. Но занимаясь в кружке, я стала понимать, что задачи юннатского движения намного более широкие, чем просто изучение животных. Это еще и охрана окружающей среды, и формирование общего экологического мировоззрения молодежи, и подготовка к серьезной научной деятельности. Мне нравится заниматься в КЮЗ, мне нравится находиться в кругу единомышленников. В своем реферате я хочу рассказать про кружок юных зоологов Ленинградского зоопарка, про историю развития и принципы юннатского движения, про мое участие в КЮЗе. В литературе можно можно найти много информации про юннатское движение в целом, но очень мало информации конкретно про КЮЗ. Я уверена, что многие ребята, узнав про этот кружок, тоже захотят вступить в него. Чем больше будет участников юннатского движения, тем больше людей будут разделять экологические принципы, тем больше мы вместе сможем сделать для защиты окружающей среды.

2. Юннатское движение в России

2.1.История создания

ЮННАТСКОЕ движение -система внеклассной и внешкольной работы с учащимися, главная цель которой – воспитание у школьников интереса и любви к природе, изучению и охране природы родного края, навыков выращивания растений и ухода за животными, проведение исследовательской работы. Первыми руководителями юннатских кружков были ученые и исследователи, которые пытались передать ценности познания живого мира будущим поколениям. Наиболее известные были Русаков И.В., Б.В.Всесвятский, Н.А. Гладков, Н.Н.Дергунов,П.А. Мантейфель, П.П. Смолин.

1.

Очень важным для юннатского движения было то, что преподавание осуществляли именно ученые. Личным примером бережного отношения к живой природе, своим глубоким интересом к биологии и научным исследованиям, они закладывали в детях такое же отношение к природе, прививали интерес к науке.

Датой рождения юннатского движения в России считается 15 июня 1918 года – в этот день открылась Биостанция юных натуралистов им. Тимирязева в Москве. Подобного движения не было ранее ни в одной стране мира. Именно из России юннатское движение стало распространятся и на другие страны.

Инициатором создания Биостанции юных натуралистов был Иван Васильевич Русаков, детский врач по профессии. После Октябрьской революции он стал председателем Совета рабочих депутатов Сокольнического района и вместе с преподавателем естествознания Борис Васильевич Всесвятский взялся за организацию в Сокольниках, в лесном массиве, станции для городских детей. В мае 1918 года в Сокольниках появилось объявление, приглашающее детей записываться постоянными практикантами на Станцию юных любителей природы, на которое откликнулось 17 детей. В первое время каждый практикант под руководством педагогов Станции индивидуально вел в природе и на территории учреждения наблюдения, которые были ему интересны - над птицами, животными, насекомыми, растениями. 15 июня 1918 года сотрудники Станции для своих практикантов и всех желающих провели первую, официально организованную экскурсию. Это дата и стала официальной датой организации Биологической стации юных натуралистов и началом юннатского движения.

Работа Станции в первые годы проходила под лозунгом "Ближе к природе!". Главными факторами воспитательного процесса на Станции считались: соприкосновение с живой природой, самостоятельные наблюдения и опыты, участие в общем физической труде, пользование специальной литературой, общественно полезная работа, участие в пропаганде натуралистических знаний.

2.

7 апреля 1919 года, на базе станции открылась детская колония — общежитие для юных любителей природы. Ребята получили возможность весь день проводить на станции, заниматься в кружках, участвовать в экскурсиях, работать на огороде.

Станция разработала заповеди — правила юного натуралиста, в которых говорилось: «1. Наблюдай все, что есть вокруг тебя в природе. 2. Все свои наблюдения записывай; что возможно — зарисовывай. 3. При записи точно обозначай место, время и условия наблюдения. 4. Будь беспристрастен и правдив в описании наблюдений. 5. Отмечай только такие наблюдения, в правдивости которых не сомневаешься. 6. Не делай поспешных выводов и заключений из своих наблюдений, не проверив их многократным повторением и, если возможно, тщательно поставленным опытом. 7. Сообщай все наблюдения в свой кружок и на Биостанцию юных натура-листов, чтобы они принесли пользу в общей работе. 8. В конце каждого месяца отмечай все перемены, происшедшие в природе за это время. Примечание: не исполняющий этих заповедей — правил не может считать себя натуралистом».

3.

2.2. История развития

В 1920 году в связи с возросшим объемом работы станция юных любителей природы была переименована в Центральную биостанцию юных натуралистов имени К. А. Тимирязева. С 1922 года лозунг БЮН «Ближе к природе» приобрел иное звучание «Ближе к природе и жизни». Юннаты должны были не только наблюдать явления природы, но и применять результаты своей исследовательской работы к жизни. Юннатское движение быстро распространялось по всей стране. К 1924 году в республике насчитывалось уже 259 кружков юннатов в Москве, Омске, Архангельске, Одессе и в других городах.

В 30ые годы юннатское движение переориентируется на помощь сельскому хозяйству и ставит перед собой исключительно практические цели. Так считалось, что советский юннат должен изучать таких полезных животных, как коровы, которые дают мясо и молоко. А вот страус или бенгальский тигр – животные бессмысленные, и не надо тратить время на изучение подобных бесполезных видов. С конца 1930х гг. научная составляющая в юннатском движении минимальна. Кроме кружков при Ленинградском и Московском зоопарках, серьезные занятия биологией фактически нигде не практикуют.

В военные годы юннатское движение соотносится с главным лозунгом тех лет – все для фронта, все для победы. В годы войны большую работу юннаты проводят по сбору дикорастущих лекарственных трав и хозяйственно полезных растений, по сбору картофеля. Уже в военные и, особенно, в послевоенные годы юные натуралисты много делают для восстановления и развития садоводства и озеленения, вовлекая в эту работу других пионеров и школьников.

Особенностью юннатского движения в 50ые годы был его производственный уклон. Обучение сводилось к постановке опытов по получению высоких урожаев культурных растений и повышению продуктивности сельскохозяйственных животных.

В шестидесятые юннатское движение переживает вторую молодость. В Ленинграде и в Москве появляются новые очень сильные кружки. Профессиональные биологи вновь, как в двадцатые годы, с энтузиазмом работают с детьми, ставя во главе ценности научного познания природы, обучая молодежь исследовательской работе.

1967 год считают началом новой формы юннатской деятельности - работы школьных лесничеств.

2.3. Современное состояние и задачи

В 1981 году в Российской Федерации насчитывалось более 16 миллионов юных друзей природы - членов Всероссийского общества охраны природы. С 80х годов и до настоящего времени станции юннатов являются проводниками экологического образования, работая на воспитание экологической культуры у обучающихся.

В настоящее время в Российской Федерации с юными исследователями природы и экологами работают свыше двенадцати тысяч специалистов в 477 станциях юных натуралистов и эколого-биологических центрах. В 23 тысячах объединений свыше 300 тысяч учащихся занимаются натуралистской, природоохранной, опытнической работой; ведут исследования в 170 научных обществах и 278 профильных экологических лагерях, участвуют в работе более 3 тысяч школьных лесничеств.

4.

В настоящее время члены юннатского движения не только наблюдают за природными явлениями, но и проводят большую опытническую и исследовательскую работу. Одной же из главнейших задач юных натуралистов на сегодняшний день является охрана окружающей среды в самом широком смысле: от развития экологического образования до уборки мусора в окрестных лесах.

5.

С 2002 года куратором юннатского движения в России, является Федеральный детский эколого-биологический центр, который вырос из Тимирязевской биостанции. Ведущее направление деятельности данного центра – совершенствование подходов к экологическому обучению и воспитанию, повышение качества образования учреждений дополнительного эколого-натуралистического образования России. Центр объединяет работу более 300 станций юных натуралистов и детских эколого-биологических центров регионального и муниципального уровней.

3.Юннатское движение в Ленинградском зоопарке

3.1. Что такое КЮЗ

Юннатское движение в Ленинградском зоопарке появилось в 1929 году. Именно тогда здесь был сформировал Кружок Юных Зоологов. В настоящее время существует четырехгодичная программа занятий КЮЗа.

6 . 7.

Юнаты знакомятся с историей зоопарковского дела, основами охраны природы, изучают зоологию позвоночных животных. С первого года занятий участники кружка осваивают методики наблюдения за поведением зверей и птиц, содержащихся в коллекции зоопарка. Результатом такой работы становятся статьи, доклады на городских и международных конференциях, олимпиадные работы.

Летом юннаты КЮЗа проходят практику по уходу за животными на зоологических отделах. Они учатся кормить питомцев, убирать клетки, ухаживать за молодняком. Помимо ухода за животными, юннаты принимают активное участие и в проведении всех праздников, которые устраиваются в зоопарке: помогают во время игр, викторин и конкурсов, проводят консультации по содержанию дома птиц и зверей.

В КЮЗе всегда особое значение придавалось знакомству ребят с жизнью животных в естественной среде обитания. В течение учебного года по выходным дням проводятся выезды на природу. Юннаты учатся узнавать следы зверей и птиц, наблюдать за животными в естественной среде их обитания, знакомятся с растениями Ленинградской области и геологическим прошлым нашего региона.

8.

Самое же интересное время в жизни юннатов КЮЗа – это летняя экспедиция, когда ребята проводят около 3х недель в полевых условиях. Программа экспедиций весьма разнообразна и включает в себя как лекционные и практические занятия, так и проведение самостоятельных исследований.

3.2. Из истории КЮЗа

Первым руководителем кружка был зоолог Владимир Николаевич Цветков, которого вскоре сменил зоолог-любитель Борис Владимирович Пестинский. В это время юннатское движение развивалось в Ленинграде и в других местах, но только при зоопарке оказалась обширная материальная база, что сразу привлекло туда много школьников, которым было интересно изучать животных. Основная задача кружка в те годы бала подготовка кадров для самого Зоосада. Во многом эта задача стоит и сейчас.

Название КЮЗ (кружок юных зоологов), появилось в 1933 году, когда кружком руководил В.М. Миклашевский. В кружке начали складываться свои традиции, на основе которых возник устав кружка. Пришедшему в кружок школьнику предлагалось выбрать для проведения исследований какое-либо животное из коллекции Зоосада и по специальному плану вести дневник, в который заносились все личные наблюдения школьников. После защиты этого дневника школьник становился действительным членом кружка юных зоологов. Теперь юннат должен был вести более серьезную работу, причем, если он плохо справлялся, его могли снова перевести в кандидаты.

Авторитет кружка постоянно возрастал, членам кружка стали доверять даже воспитание ценных животных. Юннаты шефствовали над площадкой молодняка, ухаживали за рыбами. Некоторые наблюдения юннатов использовались научными сотрудниками зоопарка в своей работе. Так в научные статьи вошли тщательные наблюдения Тани Юрик за белыми медведями и наблюдения за обезьянами Саши Лобода и Юры Петерс. Участник кружка Вадим Гаррут, наблюдая за львятами, заметил, что детеныши нуждаются в каких-то игровых предметах, и сделал чертежи, по которым были изготовлены деревянные шары. В дальнейшем Вадим Гарутт стал професиональным зоологом, специалистом по слонам, старшим сотрудником Зоологического института Академии Наук СССР).

В 1935 году в зоопарке была открыта выставка «День Птиц», сделанная руками членов кружка. В дальнейшем подобные выставки стали проводится ежегодно.

9.

Большой вклад в развитие кружка внес Георгий Александрович Рутковский, возглавлявший кружок с 1937 года до начала войны. Рутковский разработал ряд интересных тем как для работы в зоопарке, так и на природе, в том числе методику фотоучетов. Проводились круглосуточные наблюдения, во время которых с максимальной точностью по часам отмечались особенности поведения животных. Полученный материал представлялся в виде диаграммы, что давало возможность наглядно представить зависимость поведения животных от времени суток и погодных условий. Также именно Рутковский сделал выезды юннатов на природу регулярными, придал им вид научных экспедиций, во время которых участники собирали большой исследовательский материал и получали очень ценный навык наблюдения в живой природе. Причем старшие школьники стали проводить подобные экспедиции не только летом, но и зимой. Все это заложило основы тех традиций и принципов, которые действуют и сейчас.

10.

Одно из выдающихся достижений юнатов КЮЗа – работа по размножению большого пестрого дятла. Орнитологи Финляндии, Франции и Германии пытались размножить этого дятла в неволе, но успеха не добились. Впервые в мире их удалось размножить в 1978 в Ленинградском зоопарке участникам юннатского кружка. Этот проект занял 7 лет, потребовал много труда и настойчивости, несколько выпусков юнатов трудились над этим проектом, шли путем проб и ошибок, но результат был достигнут.

11.

3.3.Мои наблюдения в КЮЗе: белорукие гиббоны

Через месяц лекционных занятий в КЮЗе, нам сказали выбрать из предложенного списка животных для наблюдения. К сожалению, кошачьи лемуры, которые мне очень нравились, были уже заняты, поэтому мне достались белорукие гиббоны.

12.

Белорукие гиббоны или лары - небольшие обезьяны с очень длинными, как у всех гиббонов, руками. Их вес 5 – 9 кг. Голова у них небольшая, округлая, лицевой отдел слабо покрыт волосами. Кожа на ладонях, подошвах и ушах голая. Шерсть густая, темно-бурого цвета, а на стопах, кистях - белая. Лицо окружено узкой полосой белого меха. Хвост отсутствует.

Обитают белорукие гиббоны в Индокитае и в Таиланде. Населяют густые тропические леса. Большую часть времени проводят на высоте 30 – 45 метров над поверхностью земли. Передвигаются по деревьям на руках, перехватывая ветви и совершая перелеты до 15 м. На землю гиббоны спускаются редко.

Живут гиббоны семьями, состоящими из 2 – 7 особей: взрослых самца и самки и детенышей различных поколений , и иногда в такой семье живут старые особи. Самка с самцом образуют постоянную пару, которая сохраняется в течении всей жизни. Основную роль в защите территории принадлежит самцу-вожаку. О детенышах заботятся оба родителя.

Питаются гиббоны различными плодами, семенами, листьями, молодыми побегами, насекомыми, яйцами птиц и птенцами. Пьют гиббоны, опуская кисти в родник и слизывая воду с шерсти. Много времени проводят в играх.

Мои гиббоны, понятно, живут не в Индокитае, а в вольере Ленинградского зоопарка. В вольере их живет целая семья – мама Габина, папа Персей и два сына, старший – Орфей, младший – Тесей. По традиции, всем гиббонам, родившимся в нашем зоопарке дают древнегреческие имена. Орфею уже три года, малыш Тесей родился в прошлом году.

14.

В течении 3х часов в неделю я нахожусь рядом с их вольером и записываю, что у них происходит. Существует целая схема фиксации происходящего: клетка разбивается на квадраты и каждые 2 минуты нужно фиксировать изменение месторасположения животных. Если бы я представляла раньше, насколько эти гиббоны подвижны и как часто они бегают из вольера внутри помещения в вольер на улице, я бы выбрала черепах!:-).

Понятно, что поведение животных на воле и в зоопарке может отличаться. Изучая поведение животных в вольере, я сравниваю, насколько их естественные повадки, о которых я читала в научной литературе, сохраняются в искусственной среде. По результатам моих наблюдений к началу лета я должна буду сделать доклад, как ведут себя мои подопечные животные, как меняется их поведение в различные времена года, чем поведение молодых животных отличается от взрослых, чем поведения самца отличается от поведения самки. (Фрагменты фотоотчета – см. приложение №1). Пока еще рано говорить о полноценных выводах, но предварительные наблюдения о поведении гиббонов у меня следующие:

13. Наиболее активные животные – это детеныши. Отец больше времени сидит в одной позе и смотрит по сторонам. Наверно в естественной среде это поведение несет функцию наблюдения за возможной опасностью, отец охраняет свою семью и территорию.

Пока младший сын был совсем маленьким, мать почти все время находилась с ним. Когда малыш подрос, больше всего времени он стал проводить с братом. Они гоняются друг за другом, висят на канатах, лазят по решетке (я еле успеваю все записывать ) Но иногда мать берет Тезея в охапку, садится с ним на полку и замирает. В воспитании старшего сына принимают участие оба родителя. Отец учит Орфея лазать по канатам, они подолгу о чём-то беседуют.

Гиббоны действительно очень редко спускаются на землю, предпочитая находится на верхних ярусах клетки. Гиббоны никогда не наказывают своих детей, а воспитывают собственным примером. Семья Персея и Габины – образец для подражания. (Фрагменты фотоотчета – см. приложение №1).

Пока я не заметила разницу в активности гиббонов осенью и зимой, разве что зимой гиббоны не выходят в открытый вольер, а носятся в закрытой его части. Но может быть после длительных холодов что-то изменится.

15.

5. Заключение

Я знаю, что много выпускников КЮЗа связали свою жизнь с биологией, однако большая часть ребят все же выбрала иной жизненный путь. Но что их объединяет, и что я считаю самым главным результатом деятельности юннатского кружка в Ленинградском зоопарке – это то, что все участники навсегда сохранили знания о правильном уходе за животными, знания о природе родного края и убеждение в необходимости заботится об экологии нашей планеты.

Я призываю всех ребят, кому не безразлична окружающая нас природа, стать участниками Кружка Юных Зоологов. Даже если ваше участие в кружке будет не долгим, полученные знания и навыки обязательно пригодятся.

Каждый год с 25 августа по 15 сентября Кружок Юных Зоологов Ленинградского зоопарка проводит набор в первую группу, куда приглашаются ребята с 6 по 8 класс.

Приходите к нам!

16.

6.Список источников

Список литературы:

  1. Записки КЮЗа: «Как я провел 85 лет…» (сборник рассказов юннатов Ленинградского зоопарка), издательский дом «Бранко», СПб 2014

  2. Зоопарк. Детский путеводитель. СПб. Издательство «Образование – культура» 2003

  3. «Петербургский зоопарк», журнал №7, стр.52 «Кружок Юных Зоологов» 21.07.2011

Список источников:

  1. Гиббон белорукий. http://archive.is/xCFvw#selection-1351.0-1367.639

  2. Документальный фильм «Культурный слой. Юннаты» автор Лев Лурье, дата эфира 16.05.2009. http://www.5-tv.ru/video/503423/

  3. Юннатское движение и дополнительное экологическое образование. Моргун Дмитрий. http://www.ecolife.ru/junnat/9636/

  4. http://59428s017.edusite.ru/p32aa1.html

  5. http://alfa-eko.ru/press/calendar/lawyer/43/

  6. http://www.ecobiocentre.ru/

  7. http://www.studfiles.ru/preview/1710815/

Приложение 1.

Ф.1

Ф.2

Ф.3

Ф.4

Ф.5

Ф.6

Ф.7

Ф.8

Просмотров работы: 1411