ОРЕНБУРГ – ГОРОД ГРАМОТНЫХ ЛЮДЕЙ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОРЕНБУРГ – ГОРОД ГРАМОТНЫХ ЛЮДЕЙ

Соляник И.А. 1
1МОАУ "Гимназия №4"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

1. Введение……………………………………………………..…………………….3

2. Зачем коллекционировать ошибки?...........................…………………………....4

2.1. Опечатки……………………………………………………………………..…..5

2.2. Орфографические ошибки………………………………………..…….………6

2.3. Грамматические ошибки…………………………………………..……..…...10

2.4. Пунктуационные ошибки……………………………………………………..12

2.5. Казусы………………………………………………………………………….13

3. Заключение………………………………………………………………………14

4. Список источников и использованной литературы……………………..….....15

5. Приложения………………………………………………………………………16

  1. Введение

Расстояние от грамотного до неграмотного текста ничтожно - адна буква!

Идея нашего проекта не нова. В октябре 2012 года стартовал проект «Москва – город грамотных людей». Организатор проекта - Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова при поддержке Департамента образования Москвы. Автор проекта и его идейный вдохновитель - Почетный работник общего образования РФ, Победитель Всероcсийского конкурса "Учитель года - 2012", директор Гимназии № 1520 имени Капцовых города Москвы, учитель русского языка Кириченко Вита Викторовна: «Давайте вместе сделаем наш город грамотнее! Приглашаем всех неравнодушных к участию в проекте!» В 2013 году к проекту присоединился город Астрахань. Сейчас стартовал уже третий этап этого Всероссийского проекта.

Мы, неравнодушные ученики гимназии №4 Оренбурга, решили организовать подобный проект.

Цель проекта: через опубликование и обсуждение неграмотных рекламных вывесок, объявлений, публицистических плакатов и т.п. сделать наш город лучше.

Задачи исследования:

  1. найти надписи с ошибкой на любом социальном объекте (на вывеске в магазине, в поликлинике, на афише, на растяжке и т.д.) и сделать фотографии;

  2. создать группу в социальных сетях «Оренбург – грамотных людей», разместить фотографии и организовать обсуждение найденных примеров;

  3. сгруппировать примеры по видам ошибок, охарактеризовать их и исправить;

  4. сделать выводы и внести предложения по улучшению языковой ситуации на улицах города Оренбурга.

Актуальность работы заключается в НЕОБХОДИМОСТИ ИСКОРЕНИТЬ на территории родного города неграмотные надписи, попытаться сделать Оренбург лучше.

В реализации проекта принимали участие ученики 8а (затем 9а) класса гимназии № 4 и их родители. Место реализации проекта: город Оренбург. Время реализации проекта: с июля 2014 года до настоящего времени.

  1. Зачем коллекционировать ошибки?

Наши родители помнят время, когда любая публичная вывеска в нашем городе была образцом грамотности и можно было с уверенностью запоминать эти образцы и смело употреблять в речи… А сейчас.. Достаточно выйти из дома — наши глаза разъедает кощунственное отношение к великому и могучему русскому языку! На первый взгляд, некоторые могут показаться безобидными, но встречаются и просто неприемлемые грамматические ошибки."Ну и что? — подумают некоторые. — Какое мне дело до безграмотных людей с безалаберным отношением к родному языку?". Тогда вспомните, как вы начинали читать. Мы читали и брали за основу все вывески и знаки, содержащие хоть какую-нибудь информацию в буквенной форме, впитывая каждую буковку, запоминая написание каждого слова… Чему же теперь могут научиться малыши?!

Собрав более 30 примеров, мы организовали группу в социальных сетях «Оренбург – город грамотных людей» [прил.1]. Затем разделили их на группы в зависимости от видов ошибок: опечатки, орфографические ошибки, грамматические ошибки, пунктуационные ошибки. В отдельную группу под названием «Казусы» мы внесли забавные и непонятные примеры.

  1.  
    1. Опечатки

В этой группе представлены «знаменитые» баннеры с улицы Советской:

Имя Василия Алексеевича Перовского в родительном падеже здесь - «Василя».

Фамилия А.С. Пушкина здесь написана с лишней буквой Щ.

В торговом центре «Строитель» на проезде Промысловом продается мебельнЯ фурнитура.

На остановочном павильоне название улицы Спартаковская написано без последней буквы А.

  1.  
    1. Орфографические ошибки

   

Агентство без буквы Т работает на улице Комсомольской.

БОкалею вместо бАкалеи продают в магазине на улице Кирова.

 

Предполагаем, что ошибка в этом слове сделана намеренно. Но так обращаться с русским языком НЕДОПУСТИМО!

 

ПОЛУверы,

а не ПУЛ /ОВЕРЫ продают в магазине рядом с торговым комплексом «Три мартышки» на проспекте Гагарина.

 

Избушки-кормушки без дефиса расположены по всему городу.

 

В остановочном павильоне «23-ий микрорайон» выдают займ за полцены, при этом пишут это слово раздельно.

 

Реклама пивного бара в Степном поселке города предлагает кому-то быть третьимбез разделительного Ь.

 

Народно-освободительное или Народное освободительное движение действительно существует, но пишется по-другому.

 

В этом объявлении допущена ошибка в написании фамилии Дзержинского

 

В магазине «Гелиос Фото» на проспекте Гагарина висит такое объявление. В глаголе возвращаются пропущена буква В, это можно легко проверить словом возврат.

 

В том же магазине еще одно объявление, где слово авиабилет написано не слитно, раздельно.

 

На улице Мира свои услуги предлагают маляры (через букву О). Также слово малярно-кузовной написано слитно, а не через дефис.

Большое количество орфографических ошибок можно встретить в объявлениях. Например, в слове педикюр, в падежных окончаниях существительных [прил.2], в предлоге в течение[прил.3], в союзе чтобы [прил.4], также слово агентство часто пишут без буквы Т .

  1.  
    1. Грамматические ошибки.

Все рекорды в этой группе побили щиты с названием проезда имени братьев Знаменских, их несколько в городе.

Недавно в нашем городе появились специальные бункеры дя сбора макулатуры. Но на всех мы обнаружили грамматическую ошибку: «60 кг макулатуры спасаЮт…». Килограммов много, и сказуемое при таком подлежащем должно упротребляться в множественном числе.

В спорткомплексе поселка Ростоши «Юбилейный» есть замечательные качели. Они замечательны не только тем, что на них любят кататься взрослые и дети, но и вот таким объявлением:

 

Его авторы решили, что существительное качели, имеющее только форму множественного числа, может употребляться в единственном числе и при этом относиться к 1 склонению (как капля, земля).

 

Слово агентство (еще и без буквы Т), по мнению создателей этой вывески, женского рода.

 

Магазин умных развлечений в торговом комплексе «Север» должен называться «Кубик Рубика». Эту игрушку придумал человек по фамилии Рубик, поэтому кубик чей? Рубика.

 

В мастерской изготавливают брелоки, а не брелки. Это разговорная форма, на рекламных материалах она недопустима.

Также большое количество грамматических ошибок можно встретить в объявлениях. Например, неправильное употребление предлога С (снимать деньги с банкомата) [прил.4].

  1.  
    1. Пунктуационные ошибки.

Пунктуационных ошибок особенно много. Видимо, авторы считают знаки препинания необязательными.

Объявлений, подобных этому, много (не разделяются однородные члены предложения, простые предложения, нет ни одного знака препинания и т.п.)

В торговом комплексе «Три мартышки».

Часто не выделяются обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами (не отходя от кассы):

   

Касса в ДКиС «Газовик»

 

Иногда ставятся лишние знаки препинания, причины этого объяснить трудно. На этой визитной карточке после слова Вы стоит ненужная запятая:

Также большое количество пунктуационных ошибок можно встретить в объявлениях. Например, не выделено обращение граждане, есть лишние запятые, выделены не все обособленные обстоятельства, определения [прил.5] и др. [прил.4].

  1.  
    1. Казусы

В данную группу мы поместили странные, забавные, парадоксальные примеры. Например, нам стало жаль испанского художника Ель Греко, который прославился, по мнению авторов этого рекламного щита, только тем, что заказывал:

У торгового комплекса «Три мартышки».

 

Очень дорогой дом продается в поселке Ростоши: 6 миллионов 500 тысяч миллионов рублей

 

Сначала мы думали, что это объявление написано на русском языке, но слов татоо нас озадачило!

 

Как вы думаете, что продают в магазине с таким названием (ТК «Три мартышки»)? Нет, это не зоомагазин. Это магазин одежды!

 

А в этом магазине «Мясо - продукты» (пос. Ростоши) продают несъедобное мясо, так как оно, судя по названию, не является продуктом питания.

   

3. Заключение.

Таким образом, мы нашли более 30 надписей с ошибкой на различных социальных объектах (на вывесках в магазине, в поликлинике, на афишах, на растяжках и т.д.) и сделали их фотографии. Затем создали группу в социальных сетях «Оренбург – грамотных людей», разместили там фотографии и организовали обсуждение найденных примеров. После сгруппировали примеры по видам ошибок, охарактеризовали их и исправили.

В соответствии с целью проекта мы предприняли попытку через опубликование и обсуждение неграмотных рекламных вывесок, объявлений, публицистических плакатов и т.п. сделать наш город лучше. Кроме того, можно сделать вывод о том, что, к сожалению, на улицах нашего города достаточно много указанных выше социальных объектов с ошибками. Для улучшения языковой ситуации мы предлагаем ввести цензуру для подобных объектов.

 

В сентябре 2015 года мы увидели уже знакомую нам вывеску у магазина на ул.Кирова исправленной: слово бакалея написано правильно.

Может быть, это и не наша заслуга, но приятно, что наш город стал чуть-чуть грамотнее!

Также мы выяснили, что неграмотных рекламных вывесок, объявлений, публицистических плакатов и т.п. в центре Оренбурга значительно меньше, чем в других частях города. Возможно, это объясняется тем, что предприниматели, арендующие более дорогие помещения в центре города, заботятся и о качестве вывесок и рекламы и обращаются в более серьезные (гарантирующие грамотность) агентства.

4. Список источников и использованной литературы

I. Литература

  1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык. Москва: Логос, 2001. С. 326.

  2. Львов В.В. Давайте говорить правильно. Москва: ИНОС, 2001. С.212.

  3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Москва: Рольф, 2001. С.368.

II. Электронные ресурсы

  1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. // Электронный ресурс. www. gramota.ru

5. Приложения

1.

2.

3.

4.

5.

18

Просмотров работы: 587