1. Введение……………………………………………………..…………………….3
2. Зачем коллекционировать ошибки?...........................…………………………....4
2.1. Опечатки……………………………………………………………………..…..5
2.2. Орфографические ошибки………………………………………..…….………6
2.3. Грамматические ошибки…………………………………………..……..…...10
2.4. Пунктуационные ошибки……………………………………………………..12
2.5. Казусы………………………………………………………………………….13
3. Заключение………………………………………………………………………14
4. Список источников и использованной литературы……………………..….....15
5. Приложения………………………………………………………………………16
Введение
Расстояние от грамотного до неграмотного текста ничтожно - адна буква!
Идея нашего проекта не нова. В октябре 2012 года стартовал проект «Москва – город грамотных людей». Организатор проекта - Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова при поддержке Департамента образования Москвы. Автор проекта и его идейный вдохновитель - Почетный работник общего образования РФ, Победитель Всероcсийского конкурса "Учитель года - 2012", директор Гимназии № 1520 имени Капцовых города Москвы, учитель русского языка Кириченко Вита Викторовна: «Давайте вместе сделаем наш город грамотнее! Приглашаем всех неравнодушных к участию в проекте!» В 2013 году к проекту присоединился город Астрахань. Сейчас стартовал уже третий этап этого Всероссийского проекта.
Мы, неравнодушные ученики гимназии №4 Оренбурга, решили организовать подобный проект.
Цель проекта: через опубликование и обсуждение неграмотных рекламных вывесок, объявлений, публицистических плакатов и т.п. сделать наш город лучше.
Задачи исследования:
найти надписи с ошибкой на любом социальном объекте (на вывеске в магазине, в поликлинике, на афише, на растяжке и т.д.) и сделать фотографии;
создать группу в социальных сетях «Оренбург – грамотных людей», разместить фотографии и организовать обсуждение найденных примеров;
сгруппировать примеры по видам ошибок, охарактеризовать их и исправить;
сделать выводы и внести предложения по улучшению языковой ситуации на улицах города Оренбурга.
Актуальность работы заключается в НЕОБХОДИМОСТИ ИСКОРЕНИТЬ на территории родного города неграмотные надписи, попытаться сделать Оренбург лучше.
В реализации проекта принимали участие ученики 8а (затем 9а) класса гимназии № 4 и их родители. Место реализации проекта: город Оренбург. Время реализации проекта: с июля 2014 года до настоящего времени.
Зачем коллекционировать ошибки?
Наши родители помнят время, когда любая публичная вывеска в нашем городе была образцом грамотности и можно было с уверенностью запоминать эти образцы и смело употреблять в речи… А сейчас.. Достаточно выйти из дома — наши глаза разъедает кощунственное отношение к великому и могучему русскому языку! На первый взгляд, некоторые могут показаться безобидными, но встречаются и просто неприемлемые грамматические ошибки."Ну и что? — подумают некоторые. — Какое мне дело до безграмотных людей с безалаберным отношением к родному языку?". Тогда вспомните, как вы начинали читать. Мы читали и брали за основу все вывески и знаки, содержащие хоть какую-нибудь информацию в буквенной форме, впитывая каждую буковку, запоминая написание каждого слова… Чему же теперь могут научиться малыши?!
Собрав более 30 примеров, мы организовали группу в социальных сетях «Оренбург – город грамотных людей» [прил.1]. Затем разделили их на группы в зависимости от видов ошибок: опечатки, орфографические ошибки, грамматические ошибки, пунктуационные ошибки. В отдельную группу под названием «Казусы» мы внесли забавные и непонятные примеры.
Опечатки
В этой группе представлены «знаменитые» баннеры с улицы Советской:
Имя Василия Алексеевича Перовского в родительном падеже здесь - «Василя».
Фамилия А.С. Пушкина здесь написана с лишней буквой Щ.
В торговом центре «Строитель» на проезде Промысловом продается мебельнЯ фурнитура.
На остановочном павильоне название улицы Спартаковская написано без последней буквы А.
Орфографические ошибки
Агентство без буквы Т работает на улице Комсомольской.
БОкалею вместо бАкалеи продают в магазине на улице Кирова.
Предполагаем, что ошибка в этом слове сделана намеренно. Но так обращаться с русским языком НЕДОПУСТИМО! |
||||
ПОЛУверы, а не ПУЛ /ОВЕРЫ продают в магазине рядом с торговым комплексом «Три мартышки» на проспекте Гагарина. |
||||
Избушки-кормушки без дефиса расположены по всему городу. |
||||
В остановочном павильоне «23-ий микрорайон» выдают займ за полцены, при этом пишут это слово раздельно. |
||||
Реклама пивного бара в Степном поселке города предлагает кому-то быть третьимбез разделительного Ь. |
||||
Народно-освободительное или Народное освободительное движение действительно существует, но пишется по-другому. |
||||
В этом объявлении допущена ошибка в написании фамилии Дзержинского |
||||
В магазине «Гелиос Фото» на проспекте Гагарина висит такое объявление. В глаголе возвращаются пропущена буква В, это можно легко проверить словом возврат. |
||||
В том же магазине еще одно объявление, где слово авиабилет написано не слитно, раздельно. |
||||
На улице Мира свои услуги предлагают маляры (через букву О). Также слово малярно-кузовной написано слитно, а не через дефис. |
Большое количество орфографических ошибок можно встретить в объявлениях. Например, в слове педикюр, в падежных окончаниях существительных [прил.2], в предлоге в течение[прил.3], в союзе чтобы [прил.4], также слово агентство часто пишут без буквы Т .
Грамматические ошибки.
Все рекорды в этой группе побили щиты с названием проезда имени братьев Знаменских, их несколько в городе.
Недавно в нашем городе появились специальные бункеры дя сбора макулатуры. Но на всех мы обнаружили грамматическую ошибку: «60 кг макулатуры спасаЮт…». Килограммов много, и сказуемое при таком подлежащем должно упротребляться в множественном числе.
В спорткомплексе поселка Ростоши «Юбилейный» есть замечательные качели. Они замечательны не только тем, что на них любят кататься взрослые и дети, но и вот таким объявлением:
Его авторы решили, что существительное качели, имеющее только форму множественного числа, может употребляться в единственном числе и при этом относиться к 1 склонению (как капля, земля). |
||
Слово агентство (еще и без буквы Т), по мнению создателей этой вывески, женского рода. |
||
Магазин умных развлечений в торговом комплексе «Север» должен называться «Кубик Рубика». Эту игрушку придумал человек по фамилии Рубик, поэтому кубик чей? Рубика. |
||
В мастерской изготавливают брелоки, а не брелки. Это разговорная форма, на рекламных материалах она недопустима. |
Также большое количество грамматических ошибок можно встретить в объявлениях. Например, неправильное употребление предлога С (снимать деньги с банкомата) [прил.4].
Пунктуационные ошибки.
Пунктуационных ошибок особенно много. Видимо, авторы считают знаки препинания необязательными.
Объявлений, подобных этому, много (не разделяются однородные члены предложения, простые предложения, нет ни одного знака препинания и т.п.)
В торговом комплексе «Три мартышки».
Часто не выделяются обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами (не отходя от кассы):
Касса в ДКиС «Газовик» |
Иногда ставятся лишние знаки препинания, причины этого объяснить трудно. На этой визитной карточке после слова Вы стоит ненужная запятая:
Также большое количество пунктуационных ошибок можно встретить в объявлениях. Например, не выделено обращение граждане, есть лишние запятые, выделены не все обособленные обстоятельства, определения [прил.5] и др. [прил.4].
Казусы
В данную группу мы поместили странные, забавные, парадоксальные примеры. Например, нам стало жаль испанского художника Ель Греко, который прославился, по мнению авторов этого рекламного щита, только тем, что заказывал:
У торгового комплекса «Три мартышки».
Очень дорогой дом продается в поселке Ростоши: 6 миллионов 500 тысяч миллионов рублей |
||
Сначала мы думали, что это объявление написано на русском языке, но слов татоо нас озадачило! |
||
Как вы думаете, что продают в магазине с таким названием (ТК «Три мартышки»)? Нет, это не зоомагазин. Это магазин одежды! |
||
А в этом магазине «Мясо - продукты» (пос. Ростоши) продают несъедобное мясо, так как оно, судя по названию, не является продуктом питания. |
||
3. Заключение.
Таким образом, мы нашли более 30 надписей с ошибкой на различных социальных объектах (на вывесках в магазине, в поликлинике, на афишах, на растяжках и т.д.) и сделали их фотографии. Затем создали группу в социальных сетях «Оренбург – грамотных людей», разместили там фотографии и организовали обсуждение найденных примеров. После сгруппировали примеры по видам ошибок, охарактеризовали их и исправили.
В соответствии с целью проекта мы предприняли попытку через опубликование и обсуждение неграмотных рекламных вывесок, объявлений, публицистических плакатов и т.п. сделать наш город лучше. Кроме того, можно сделать вывод о том, что, к сожалению, на улицах нашего города достаточно много указанных выше социальных объектов с ошибками. Для улучшения языковой ситуации мы предлагаем ввести цензуру для подобных объектов.
В сентябре 2015 года мы увидели уже знакомую нам вывеску у магазина на ул.Кирова исправленной: слово бакалея написано правильно. Может быть, это и не наша заслуга, но приятно, что наш город стал чуть-чуть грамотнее! |
Также мы выяснили, что неграмотных рекламных вывесок, объявлений, публицистических плакатов и т.п. в центре Оренбурга значительно меньше, чем в других частях города. Возможно, это объясняется тем, что предприниматели, арендующие более дорогие помещения в центре города, заботятся и о качестве вывесок и рекламы и обращаются в более серьезные (гарантирующие грамотность) агентства.
4. Список источников и использованной литературы
I. Литература
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык. Москва: Логос, 2001. С. 326.
Львов В.В. Давайте говорить правильно. Москва: ИНОС, 2001. С.212.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Москва: Рольф, 2001. С.368.
II. Электронные ресурсы
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. // Электронный ресурс. www. gramota.ru
5. Приложения
1.
2. |
3. |
4.
5.
18