Введение.
Глава 1. История возникновения конфет.
Глава 2. Выявления особенностей в наименованиях конфет.
§1 . Семантические группы.
§2. Синтаксическая структура конфетных наименований.
§3. Словообразовательный аспект.
Заключение.
Использованная литература.
Введение.
В связи с бурным развитием сферы потребления в современном мире особую значимость приобретают такие объекты как словесные товарные знаки, которые обеспечивают должную индивидуализацию товаров.
Современное наименование товарного знака создаётся так, чтобы воздействовать на все органы чувств человека (зрение, слух, обоняние), и если зрительно воспринимается текст и рисунок, то на слух действует звучание наименование и формируется некий образ. Восприятие продукта строится на основе номинаций.
Актуальность данной работы состоит в том, что сегодня возможности для номинации товарных знаков являются очень широкими и их использование позволяет лучше подать товар, однако в современной рекламе, особенно продуктов питания отмечается тяготение к использованию консервативных общеизвестных образов.
Объектом исследования являются наименования кондитерских изделий (конфет).
Предмет исследования: семантические группы, синтаксическая и морфологическая структура элементов номинации.
Цель:
Предпринять многоаспектный анализ наименований кондитерских изделий.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач исследования:
1. изучить литературу, посвящённую возникновению конфет;
2. рассмотреть семантические группы наименований.
3. Проанализировать синтаксическую структуру морфологическую принадлежность номинативных единиц.
4. Провести словообразовательный анализ данных номинантов.
Для решения поставленных в научном исследовании задач были использованы специальные методы и приемы: метод сплошной выборки языкового материала (при составлении картотеки); описательный метод, включающий приемы наблюдения и классификации анализируемого материала (при характеристике синтаксической структуры, морфологической принадлежности, семантической классификации и словообразовательной модели). В работе также нашли отражение результаты количественного анализа.
Материалом для исследования послужила картотека конфетных наименований, содержащая 130 элементов.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения и списка используемой литературы.
В 1 главе рассматривается история возникновения конфет.
2 глава посвящена анализу рассматриваемых номинантов, а именно выявлению семантических групп, синтаксической структуры, морфологической принадлежности и словообразовательному анализу.
В заключении подводятся итоги исследования.
Библиография содержит 10 наименований.
ГЛАВА I.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЕТ.
Мы все знаем и любим леденцы. Но не всем известно, что придумали их не так давно. По крайней мере, в нашей стране конфетки стали варить в 18 веке. Именно в это время в Россию из тёплых южных стран стали завозить первый сахар, изготовленный из сахарного тростника. Кроме сахара, в леденцы обязательно клали пряности. Это лакомство было очень дорогим - ведь сахар везли издалека. Только очень богатый человек мог позволить себе попить чай с леденцами. А примерно 200 лет назад во Франции появилось искусство создания фигур из леденцов и карамели. Искусные кондитеры делали сладкие домики, человечков и даже целые букеты сладких цветов, которые можно было принять за настоящее.
Конфеты люди ели с незапамятных времён. Правда, они были мало похожи на те сладости, которые мы можем увидеть в современном магазине. Современные люди пьют чай с шоколадом, карамелью или леденцами, а вот начинкой древнеегипетских конфет были сладкие финики. Сахар был ещё неизвестен людям, поэтому сладости готовили из мёда и фруктов.
Настоящие конфеты, похожие на те, которые едим мы с вами, появились лишь в 18 веке во Франции. Но эти конфеты были без шоколада. Только в 1847 году в Англии научились смешивать какао - масло с какао - порошком и сахаром. Из этой сладкой смеси стали делать плитки шоколада и шоколадные конфеты.
В Россию в то время не было кондитерских фабрик. Спустя около 300 лет, вначале 19 века, даже самые богатые и знатные русские барыни, будучи на званых приёмах и балах, незаметно прятали конфеты в свои сумочки. Такое поведение было непристойным, но сладкое стоило риска. Первые русские кондитеры изготовляли леденцы из патоки и мёда, а предназначались они для царей, бояр и вельмож. Это было очень дорогим придворным лакомством, недоступным для бедных людей. Вот тогда-то у простого народа и возникло выражение «Пить чай вприглядку», то есть без сладкого. Но даже для знати конфеты были редкостью.
Многие думают, что леденцы на палочках под названием «чупа-чупс» - тоже американское изобретение. Однако, нет. Их придумал в прошлом веке испанский кондитер Энрике Бенрат. Он владел процветающей кондитерской фирмой и выпускал более 200 видов изделий, но однажды решил перепрофилироваться на выпуск исключительно леденцов на палочке, которая получила имя «чупс». Когда стало понятно, что конфета будет иметь успех – Бернат серьёзно подошёл к вопросу оформления и раскрутке бренда. Обёртку и логотип «чупсу» нарисовал… Сальвадор Дали.
ГЛАВА II.
ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ В НАИМЕНОВАНИЯХ КОНФЕТ.
§ 1. Семантические группы.
Нами были собраны 130 названий конфет. Проанализировав их наименования, мы, во-первых, разделили их на собственные и нарицательные, а во-вторых, выделили следующие семантические группы:
1. Мир растений. В данную группу входят названия растений, цветов: Барбарис, Дюшес, Ирис, Красный мак, Зёрнушка, Цветень, Заводной орешек, Мир растений, Снопик
2. Названия фруктов также используются в наименованиях конфет: Ананасные, Лимончики, Арбузики, Лимонные дольки, Чернослив в шоколаде.
3. Мир живой природы. Эту группу представляют наименования животных, птиц, насекомых. Лёвушка, Ласточка, Бешеная пчёлка, Белочка.
3. Отдельную группу номинантов представляют конфеты, названия которых связаны с молочными продуктами: Птичье молоко, Клубника со сливками.
4. Имена людей (антропонимы) представляют следующие названия:
Алёнка, Настёна - Сластёна, Тузик, Ярмила, Халветта
5. Конфеты, в наименования которых входят разные географические названия (топонимы): Мишка на Севере, Родные просторы, Куйбышевские, Каракум, Тропикана, Москвичка.
6. Так как в основном конфеты ориентированы на детское население, то соответственно в наименовании кондитерских изделий используются литературные герои (мифонимы): Сударушка, Красная шапочка, Мишка косолапый, Жила была Красная шапочка, Конёк – Горбунок, Муму, Кот в сапогах, Золотой петушок, Джульетта. К этой же группе можно отнести названия сказок Золотой ключик, Терем-теремок.
7. Некоторые названия мы решили объединить в группу, связанную с детством и школой: Школьные, Игрушки, Весёлые ребята, Сказочный сюрприз, Забавные, Зонтик, Моя лапуля, Красный башмачок, Крокет, Жуйчики, Кислинка, Потягучка.
8. Отдельную группу представляют номинанты, содержащие в своем названии элементы искусства (идеонимы): Палитра, Маска, Маскарад, Премьера, Степ, Полька.
9. Следующую группу представляют номинанты, называющие явления природы: Вечерние зори, Золотая нива, Кислотный дождь, Южная ночь и др.
10. Несколько названий содержат в себе звукоподражания: Бубенчики, Вечерний звон, Музыкальная мозайка, Зовутка, Кис – Кис.
11. Еще одна группа представляет профессии людей: Зоологические, Флюгер, Комик, Морской узелок, Пилот, Караван, Пиксель
12. 2 вида конфет содержат в своем названии фамилии людей, создавших кондитерские фабрики, Коркунов, Бабаевские.
13. Отдельную группу названий кондитерских изделий представляют номинанты, содержащие чувства человека: Мечта, Нирвана, Пальчики оближешь, Вдохновение.
15. Некоторые названия не поддаются распределению: Визит, Ассорти, Бон пари.
Целевая аудитория кондитерских изделий, в основном, детская, женская, что, несомненно, отражается в номинации. Рассмотрев семантический аспект наименований кондитерских изделий можно сделать вывод о том, что самую многочисленную группу составляют названия - мир живой природы - (17%), при номинации конфет производители чаще всего используют названия животных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Но это и не удивительно, ведь никто так не любит сладости как дети. На втором месте - названия, связанные с явлениями природы (12%). На третью позицию по частоте употребления - названия-топонимы (10%), названия, связанные с географическим положением. Эта группа имен ориентирована на разную аудиторию.
§ 2. Синтаксическая структура конфетных наименований.
Синтаксическое строение названий чрезвычайно разнообразно: это может быть слово, словосочетание, простое предложение.
Конфетные наименования содержат следующие структурные типы
1) слово – 77 употреблений, что составляет 59,2% от общего числа названий: Белочка, Бубенчики, Флюгер, Мечта, Вдохновение, Зимолюбка.
2) Словосочетаний: 52. – 40%. Вечерний звон, Музыкальная мозайка, Морские камушки, Жаркое лето.
3) Предложение: 1шт. – 0,8%. Жила была Красная Шапочка.
Таким образом, по синтаксическому строению чаще всего встречаются по преимуществу названия конфет, состоящие из одного слова. Это соответствует тенденции, существующей в русском языке, где в качестве названий какого-либо предмета используется номинативная единица – слово.
§ 3 Словообразовательный аспект
Рассматривая наименования кондитерских изделий в словообразовательном аспекте, необходимо отметить, что большая часть из них образовалась из имен существительных (78 штук), поэтому выделим основные способы образования слов, принадлежащих к этой части речи.
Наиболее частый способ образования рассматриваемых нами слов - суффиксальный. Надо отметить, что слова чаще всего приобретают дополнительную уменьшительно-ласкательную окраску благодаря соответствующему суффиксу. Например:
Инк, очк, ек, ок, к, ич, ушк : халва - халв-инк-а; шапка - шап-очк-а; орех - ореш-ек; петух - петуш-ок; мышь - мыш-к-и; Москва - москв-ич-к-а; ива - ив-ушк-а; дед - дед-ушк-а;
Также существительные образуются и при помощи приставочного способа:
пере-звон. Встречаются так же существительные, образованные способом сложения в соединении с суффиксацией: бур-е-вест-ник; сладк-о-еж-к-а.
Отметим так же, что кондитерские изделия образованы от существительных (собственных и нарицательных). От собственных: конфеты «Аленка», «Настена», «Тузик» и др.От нарицательных: конфеты «Белочка», «Пилот», «Флюгер», «Маска», «Дубок», и др.
В анализируемых названиях можно выделить чередования в корне: молочная - молоко (ч//к'), птичьи трели - птица (ч'//ц), радужная - радуга (ж//г).
В образовании анализируемых номинантов также участвуют имена прилагательные, которые образованы от существительных суффиксальным способом: н, ск, ов: шоколад - шоколад-н-ый; ягода - ягод-н-ая; : рай - рай-ск-ий; король - королев-ск-ие; море - мор-ск-ие,апельсин - апельсин-ов-ый;
От междометий: ириски «Кис-кис», конфеты «Тип-топ», «Му-Му».
Встречаются так же прилагательные, образованные способом сложения в соединении с суффиксацией: нов-о-год-н-ий; кос-о-лап-ый;
Название кондитерских изделий образуются от прилагательных:
Качественных: «Веселый пешеход», «Красный мак», «Жаркое лето».
Относительных: «Вечерний звон», «Осенний вальс», «Весенний дождь».
Таким образом, анализируя наименования кондитерских изделий в словообразовательном аспекте, следует отметить, что наиболее распространенный способ - суффиксальный.
Заключение.
Конфета – любимейшее лакомство детей и взрослых. В начале ХХ века в России уже было известно множество сортов конфет, а значит, и их названий, которые выполняли просветительскую функцию, несли на себе отпечаток времени, отражали события, происходившие в нашей стране.
В ходе исследовательской работы нами были проанализированы 130 наименований конфетных изделий. Рассмотрев семантический аспект исследуемых элементов номинации, мы выделили 14 групп. Самую многочисленную из них составляют названия - мир живой природы, что по сути своей не является чем-то необычным, так как целевая аудитория любителей сладостей состоит в основном из детского населения, соответственно производителям конфетной продукции необходимо учитывать возраст потребителей. Наименьшее количество исследуемых номинативных элементов представляют наименования, связанные с фамилиями людей.
По синтаксическому строению чаще всего встречаются по преимуществу названия конфет, состоящие из одного слова.
Нами также был проведен анализ наименований в словообразовательном аспекте, следует отметить, что наиболее распространенный способ - суффиксальный. Наиболее часто встречаются суффиксы не, ск, к, очк, ик.
Результаты нашей научной работы могут пригодиться учителям при проведении внеклассных мероприятий, связанных с изучением русского языка. Также отдельные моменты исследовательской работы могут помочь более ярко представить учебный материал на уроках.
В заключение остается сделать вывод, что наименования конфетных изделий предназначены, прежде всего, для индивидуализации. Они должны быть оригинальными, яркими и запоминающимися.
Список используемой литературы
1. Арутюнова Н.Д. Искусственная номинация в ономастике. - М.,1988. - 146с.
2. Голомидова М.В. Искусственная номинация в русском языке: монография. - М. 2003. - 27с.
3.Карпенко Ю.А. Специфика ономастики // Русская ономастика. - Одесса, 1984.
4.Вартаньян Э. Путешествие в слово. - М.: 1982.
5.Вартаньян Э. Из жизни слов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: 1982.
6.Голошова Е. Как возникают названия. – М.: 1989.
7.Русский язык: энциклопедия. - М: "Большая Российская энциклопедия", 2003.
8.Уфимцева А. А. Слово в лексико-семантической системе языка. - М.: 1968
9.Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта, 2001
10. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Артемова О.В., Балдина
Н.А., Вологдина Е.В., 2007.
15