ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ (В ПЕРИОД XIX И НАЧАЛЕ XX ВВ. )

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ (В ПЕРИОД XIX И НАЧАЛЕ XX ВВ. )

Токарь В.В. 1
1МБОУ "Лицей №1", 5"В" класс
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  1. ВВЕДЕНИЕ

  2. ГРАМОТНОСТЬ СРЕДИ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА

  3. ПОКАЗАТЕЛИ ГРАМОТНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ.

  4. ГРАМОТНОСТЬ ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.

  5. НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Грамотность населения России

(в период XIX и начале XX вв.)

  1. ВВЕДЕНИЕ

Настоящая научно-исследовательская работа ставит своей задачей систематизацию и анализ основных статистических данных о грамотности населения в дореволюционной России по материалам за 1880-1914 гг. Развивающиеся капиталистическая промышленность и сельское хозяйство предъявляли требования на грамотного работника. Поэтому в послереформенный период можно отметить некоторый рост образовательного уровня населения, хотя в общем он продолжал оставаться весьма низким. Для более конкретного представления о культурной революции, происшедшей в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции, весьма важно сопоставить современное состояние народного образования с уровнем его в царской России. Известна исключительная необеспеченность населения царской России школами. В. И. Ленин в статье «К вопросу о политике министерства народного просвещения» на основании анализа официальных данных за 1908 г. писал: «Итак, детей в школьном возрасте 22%, а учащихся 4,7%, то есть почти, впятеро меньше! Это значит, что около четырех пятых детей и подростков в России лишено народного образования!!

Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания,- такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России. И эта одичалость народных масс, в особенности крестьян, не случайна, а неизбежна при гнете помещиков, захвативших десятки и десятки миллионов десятин земли, захвативших и государственную власть »[1].

В царской России основная масса населения оставалась не­грамотной, а среди лиц со школьной подготовкой резко преобладали получившие лишь начальное образование. Учитывая это явление, основное внимание в исследовании я сосредоточиваю на характеристике начального образования в стране.

Следует отметить, что по рассматриваемому вопросу я не располагал сплошными сопоставимыми динамическими показателями за длительный период. Соответствующие исчисления были произведены по материалам правительственной, земской и городской статистики народного образования. В дальнейшем изложении указаны дефекты правительственной статистики народного образования. Наряду с данными текущей статистики важнейшими источниками оказались также материалы специально проведенных переписей и обследований народного образования. В частности, для характеристики состояния начального образования в России за пререволюционный период ценными оказались материалы переписи начальных школ, произведенной в 1911 г. под руководством статистика В. И. Покровского.

В этой главе сгруппированы основные показатели, характеризующие развитие грамотности населения России с 60-х годов XIX в. до 1913 г. Так как в течение всего рассматриваемого периода наблюдаются весьма значительные различия в грамотности городского и сельского населения, то я считаю целесообразным привести раздельно соответствующие показатели. Обратимся к основным показателям грамотности сельского населения, количество которых в пореформенный период до начала 80-х годов было ограничено. Данные о грамотности населения за период 1880-1913 гг. имеются по значительному числу губерний. Для 60 и 70-х годов, помимо весьма подробных данных о грамотности сельского населения Костромской и Московской губерний, заслуживают внимания также и показатели по Вологодскому уезду, Области Войска Донского, Псковской, Вятской и Харьковской губерниям.

Таблица 1

Грамотность сельского населения Костромской губернии в 1867 г. по полу[2]

Пол

Численность (в тыс.)

Процент грамот­ных

всего населения

в том числе грамотных

Мужчины.

474,8

77,3

16,1

Женщины

559,0

11,7

2,0

Всего

1033,8

89,0

8,6

В 1867 г. в Костромской губернии, в которой уже в течение многих лет были значительно распространены разнообразные отхожие промыслы, грамотных среди сельского населения было 8,6%, в том числе среди мужчин-16,2% и среди женщин - 2,0%.

Следует отметить, что по отдельным уездам процент грамотных среди сельского населения был различен. Так, среди мужского населения Чухломского уезда грамотные составили 33,9%, Костромского - 23,1% и Солигаличского-23,1%. В то же время в Макарьевском уезде было всего 9,9% грамотных, в Варнавинском - 9,2% и Ветлужском - 4,8%. Еще более значительны различия в показателях грамотности были в отдельных волостях. В частности, в 1867 г. не было грамотных женщин в населении 15 волостей уездов Нерехтского, Юрьевецкого, Макарьевского и Ветлужского. В текстовом обзоре материалов переписи 1867 г. В. Пирогов писал: «Как общий вывод, может быть принято заключение, что грамотность в Костромской губернии наиболее распространена в настоящее время в местностях с промышленным отхожим населением и промышленно-торговыми центрами»[3]. Обратимся ко второму источнику массовых статистических данных о грамотности сельского населения - материалам подворной переписи 1869 г. по Московской губернии[4].

Таблица 2

Грамотность сельского населения Московской губернии в 1869 г. по полу

Пол

Численность (в тыс.)

Процент грамот­ных

всего населения

в том числе грамотных

Мужчины.

570,2

77,6

13,6

Женщины.

613,1

11,0

1,8

Всего

1183,3

88,6

7,5

В среднем по Московской губернии грамотных среди крестьянского населения в 1869 г. было 7,5%, т. е. меньше, чем в Костромской губернии. Различия в показателях грамотности по отдельным уездам были весьма значительны: 11,5% -в Коломенском, 10,3% - в Богородском, по 4,1% -в Верейском и Рузском уездах. Среди женского сельского населения Московской губернии грамотных было лишь 1,8%, а в некоторых уездах и того меньше: в Можайском - 0,5%, Рузском - 0,4%, т. е. на 200-250 женщин приходилась лишь одна грамотная. Несмотря на существенное значение первых массовых статистических данных о грамотности сельского населения Костромской и Московской губерний, эти показатели не могут быть приняты как типичные для характеристики грамотности всего сельского населения России. Обе эти губернии были промышленными, и показатели грамотности в них в значительной степени превышали соответствующие средние данные по всей России. В частности, надо указать, что по данным за 1867-1868 гг.[5] грамотных среди принятых рекрутов было в среднем по России 9-10%, в Костромской губернии - 20,6%, в Московской - 19,1%. В Вологодском уезде, по сведениям земской управы, в 1872- 1873 гг. среди мужского населения грамотные составляли 18,2%, среди женского - 0,7%, среди же всего населения.- 9,5%[6]. По материалам переписи населения Области Войска Донского в 1873 г.[7] составлена следующая таблица о грамотности населения:

Таблица 3

Грамотность населения Области Войска Донского в 1873 г.

Пол

Численность (в тыс.)

Процент грамотных

всего населения

в том числе грамотных

Мужчины.

671,2

92,4

13,8

Женщины.

665,5

17,2

2,6

Всего.

1336,7

109,6

8,2

Так как численность городского населения в этой области была незначительной, то в общем можно признать, что грамотность сельского населения была близка к этим показателям. На еще более низком уровне находилась грамотность сельского населения некоторых-других губерний. В Псковской губернии по данным М. Семевского[8] в 1863 г. среди 601,7 тыс. государственных и временно обязанных крестьян оказалось всего 10,5 тыс. грамотных и учащихся, т. е. 1,7%. Значительно ниже этого среднего показателя был процент грамотных среди временнообязанных. М.Семевский писал, что в Псковской губернии «число грамотных казенных крестьян особенно должно показаться ничтожным, если мы заметим, что едва 1/3 из этого числа могут быть названы людьми вполне грамотными, остальные же знают молитвы, читают печать церковную, не все читают гражданскую, например, воспитанники и воспитанницы частных старообрядческих школ не читают ее, а только немногие способны разобрать писанное, а еще реже сами написать письмо. О печальном состоянии грамотности в среде казенных крестьян можно судить и из того, что в числе 30 волостных голов и 2-х сельских старост только 13 могут подписать свое имя»[9]. В отношении Вятской губернии есть интересные сведения о числе грамотных среди вступивших в брак за 1870-1872гг.[10] На основании так называемых «обыскных книг», в которых расписывались грамотные при вступлении в брак, С.Нурминским были составлены соответствующие ведомости по всем приходам Вятской губернии. По итоговым данным для сельского населения Вятской губернии в среднем за 1870-1872 г. грамотных среди в ступивших в брак оказалось 4,59%, в том числе среди мужчин-8,40%, женщин-0,78%. Но и эти показатели, несомненно, были выше средних показателей грамотности для всего населения Вятской губернии, так как относились к молодым возрастным группам! Г.Данилевский писал, что к 1января 1864 г. в Харьковской губернии на 1300 тыс. крестьян было 285 народных школ; всего учащихся в этих 285 школах 2790 человек обоего пола, следовательно, в губернии приходится 1 учащийся на 133 человека крестьянского сословия. И далее он приводил следующие свои примерные подсчеты о грамотности крестьянского населения, основанные на посещениях им до ста сел и деревень Харьковской губернии: «Оказывается, что где бы я ни был, на расспросы мои волостных правлениях палатских и бывших помещичьих крестьян, а также в штабах и канцеляриях южных поселений, мне отвечали, что действительно средним числом на сто душ крестьян каждого посещенного мною селения или волости грамотных, взрослых и малолеток, приходится в настоящее время не более 2- х и редко-редко 3 человека. Есть в действительности села и волости, особенно помещичьи и бывшие военные, где на 300 душ и более жителей нет ни одного грамотного»[11]. О грамотности сельского населения Симбирской губернии в середине 60-х годов М. Суперанский писал: «В общем грамотных среди крестьян было очень мало. Иногда в целом селении не оказывалось ни одного грамотного. Даже у удельных крестьян должности старшин и старост часто заполняли люди неграмотные. Школа не привила любви к книгам, которые при том было трудно достать крестьянам, и потому и лица, прошедшие школу, скоро забывали с трудом и в слабой степени усвоенную грамотность»[12]. Представляется возможным утверждать, что грамотные среди сельского населения России во второй половине 60-х годов составляли примерно 5-6%; грамотность сельского населения отдельных губерний за рассматриваемые годы была весьма различна. В статье «Суеверие и правила логики»[13], опубликованной в 1859 г., Н. Г. Чернышевский отмечал: «По самым щедрым расчетам предполагается, что из 65 или 70 миллионов жителей Русской империи, людей, умеющих читать, набирается до 5 миллионов. Но эта цифра, по всей, вероятности, слишком велика. Большинство грамотных людей сосредоточено в городах; в селах едва ли наберется половина того, сколько находится в городах. Но и в городах гораздо больше половины жителей еще не знают грамоты. Судя по этому, едва ли мы ошибемся, положив число грамотных людей в России, не превышающим 4 миллионов». Таким образом, по этим «самым щедрым расчетам» число грамотных составило около 6% общей численности населения России. Сельское население составляло преобладающую массу населения России (по данным 1897 г.- 86,6%). Поэтому уровень грамотности сельского населения являлся и определяющим для общей грамотности всего населения страны. Для характеристики изменений в грамотности сельского населения, начиная с 80-х годов, мы располагаем уже массовыми данными по трем периодам, а именно: для первой половины 80-х годов (материалы подворных переписей), для 1897 г. (сплошные материалы первой всеобщей переписи населения) и 1910-1913 гг. (материалы подворных переписей населения ряда губерний). Относительно уровня грамотности сельского населения России в первой половине 80-х годов можно судить по материалам двух сводных работ Н. Бычкова и Н. А. Благовещенского. Н. Бычков [14] исчислил показатели грамотности населения по материалам исследований, произведенных в 110 уездах; причем 105 из них исследованы в пятилетие 1882-1886 гг. Он писал: «Обращаясь к населению взятой группы уездов, мы видим, что на их площади разместилось 14 891 437 жителей обоего пола (7 397 405 мужского пола и 7 494 032 - женского), т. е.1/7 всего населения империи. Грамотных и учащихся между ними насчитывается:

Мужского пола

1 200 690 или

16,2% всего населения

Женского

193 080

2,6% соответствующего

Обоего,

1 393 770

9,4% пола».

Весьма неравномерное развитие школьной сети по отдельным районам также сказывалось на различиях в проценте грамотных по отдельным уездам. Насколько были резки эти различия, можно видеть из следующей таблички о проценте грамотных, приводимой Н. Бычковым по материалам подворных переписей 1882- 1886 гг.:

 

Мужчин

Женщин

Обоего пола

Максимум.

51,6%

31,3%

38,3 %

Минимум.

3,9%

0,1 %

2,1%

Среднее.

16,2%

2,6%

9,4%

Необходимо отметить некоторые уезды со сравнительно высокими и наиболее низкими показателями грамотности: Петербургский (38,3%), Камышинский (36,8%), Перекопский (30,2%), Серпуховский (25,0%), Полтавский (3,1%), Хотинский (2,5 %), Миргородский (2,2%) и Бугульминский (2,1%). В «Сводном статистическом сборнике хозяйственных сведений по земским подворным переписям», составленном П. А. Благовещенским, данные о грамотности охватывают 123 уезда 22 губерний с населением около 18 млн. чел.[15]Большинство данных относится к первой половине 80-х годов, но по отдельным губерниям - и ко второй половине этого десятилетия.

Таблица 4

Грамотность сельского населения по губерниям в первой половине 1880-х годов

Губернии

Процент грамотных к населению

Процент учащихся к населению

Общий процент грамотных

Петербургская

17,2

2,5

19,7

Тверская.

14,4

2,4

16,8

Новгородская.

9,3

1,6

10,9

Вятская.

8,6

1,7

10,3

Пермская.

11,7

2,5

14,2

Смоленская.

11,5

1,9

13,4

Московская.

17,6

3,1

20,7

Рязанская.

7,2

1,6

8,8

Тамбовская.

4,6

1,2

5,8

Саратовская.

12,6

3,1

15,7

Самарская.

10,5

2,9

13,4

Орловская.

7,1

1,9

9,0

Курская

6,2

1,6

7,8

Воронежская.

6,6

1.3

7,9

Черниговская.

4,0

1,3

5,3

Харьковская.

4,8

1,4

6,2

Полтавская.

4,7

1,3

6,0

Екатеринославская

9,7

2,5

12,2

Херсонская.

6,2

-

--

Бессарабская.

2,5

0,8

3,3

Таврическая.

16,3

4,2

20,5

В среднем по 21 губернии

8,7

2,1

10,8

Согласно этим данным, в среднем грамотные и учащиеся составляли 10,8% всего населения. При этом выше других показатели грамотности населения были в Московской губернии (20,7%), Петербургской (19,7%) и Тверской (16,8%). На весьма низком уровне находилась грамотность сельского населения Полтавской губернии (6,0%), Черниговской (5,3%) и Бессарабской (3,3%). По Московской губернии грамотность крестьянского населения в первой половине 80-х годов была в два раза выше средней. Имеются материалы подворной переписи 1883 г. с данными о грамотности крестьянского населения отдельных уездов[16]

Таблица 4

Грамотность крестьянского населения по уездам Московской губернии в 1883 г.

Уезды

Процент грамотных и учащихся к населению

мужчин

женщин

обоего пола

Коломенский.

47,3

9,8

27,9

Сериуховский.

43,8

7,7

25,0

Бронницкий.

39,8

5,6

22,2

Московский.

38,3

6,4

21,8

Клинский.

39,3

5,6

21,7

Подольский.

36,8

4,3

19,8

Богородский.

35,6

4,8

19,7

Волоколамский.

33,5

3,2

17,9

Звенигородский.

39,3

4,4

17,5

Рузский.

32,4

2,7

16,8

Дмитровский.

30,7

2,1

16,1

Верейский.

29,5

3,0

15,7

Можайский.

28,8

1.8

15,0

Итого.

36,7

5,0

20,3

Следует отметить, что в 42% крестьянских дворов Московской губернии в 1883 г. не было ни грамотных, ни учащихся; среди сельских старост грамотных оказалось лишь 58,6%. Стоит привести некоторые данные об отдельных губерниях, где грамотность сельского населения отставала от средней. В Курской губернии по материалам подворной переписи первой половины 80-х годов на 1000 крестьян обоего пола приходилось 47 грамотных (считая полуграмотных) и 15 учащихся. «Во всей губернии, - писал И. Вернер, - на 1000 семей приходится 222 семьи с грамотными членами и 773 семей, в которых нет ни одного грамотного. Подворная перепись обнаружила 823 общины, в которых нет ни одного грамотного. Число грамотных мужчин гораздо больше числа грамотных женщин: на 100 грамотных обоего пола приходится 96 мужчин и 4 женщины. Из 1000 учащихся - 970 мальчиков и 30 девочек». Для характеристики грамотности крестьянского населения в начале 80-х годов представляют значительный интерес также расчеты В. В. Покровского в отношении крестьянского населения Тверской губернии, где были весьма развиты отхожие промыслы и где грамотность населения была более высокой по сравнению с другими губерниями. «Все же громадное большинство крестьянского населения Тверской губернии до сих пор остается безграмотным, что легко можно видеть из следующего расчета: крестьян в Тверской губернии, кроме детей до семилетнего возраста, 1 200 000; из них учится в школах 35 000, кроме того выучившихся грамоте, в школах и дома, по сведениям 1881 г.- 115 500; следовательно, общее число грамотных и учащихся лишь немного превышает 150 000, неграмотных же и неучащихся в школах оказывается около 1 050 000 человек. Если допустить, что кроме 35 000 учащихся, о которых имеются сведения, еще столько же учится дома (предположение весьма преувеличенное), то и в таком случае число неучащихся, неучившихся и безграмотных крестьян Твер­ской губернии более миллиона»[17]

Обратимся теперь к основным показателям грамотности сельского населения по полу и возрасту за 1897 г.

Таблица 5

Грамотность сельского населения России по полу и возрастным группам в 1897 г[18]

Возрастные группы (в годах)

Общая числен­ность (в тыс.)

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

мужчин

женщин

обоего пола

Все население.

53565,2

55246,4

108811,6

25,2

9,8

17,4

В том числе в возрасте:

менее 10

15407,1

15473,9

30881,0

3,9

2,0

2,9

10-19

11389,9

11718,4

23108,3

41,4

17,1

29,1

20-29

7809,5

8756,8

16566,3

38,5

14,7

25,9

30-39

6593,3

6789,5

13382,8

34,7

11,7

22,9

40-49

5015,4

5044,2

10059,6

28,0,.

9,3

19,1

50-59

3588,9

3641,1

7230,0

22,5

8,2

15,3

60 и старше

3740,4

3802,6

7543,0

17,1

7,2 1

12,1

Эти показатели исчислены по материалам разработки данных первой всеобщей переписи населения и относятся свыше чем к 108,8 млн. сельского населения. Грамотные составляли 17,4% всего сельского населения России. Процент грамотных среди женщин был в 2,6 раза ниже, чем среди мужчин (грамотных мужчин 25,2%, женщин - 9,8%). Показатели грамотности для отдельных возрастных групп также в значительной степени различны. Так, среди населения в возрасте 10-19 лет (29,1%) и 20-29 лет (25,9%) грамотных было примерно в два раза больше, чем в возрасте 50-59 лет и 60 лет и старше. При очень низком среднем проценте грамотных среди женщин в сельских местностях (9,8%) различия этого показателя по отдельным губерниям были в 1897 г. весьма значительными. Так, среди сельского женского населения Ярославской губернии грамотных было 21,6%, Московской-14,4%, Воронежской - 4,4 %, Курской - 4,3 %, Орловской - 3,9 %, Пензенской - 4,3%, Полтавской - 4,1% и Харьковской - 4,0%, а в сельских местностях большинства губерний Средней Азии грамотных насчитывалось менее 1 %.

Для третьего периода (1910--1913 гг.) я располагаю материалами подворных переписей, а также специального обследования по Олонецкой губернии. Эти данные о грамотности сельского населения относятся к населению с общей численностью около 11 млн. чел.

Таблица 6

Грамотность сельского населения 12 губерний Европейской России в 1908-1913 гг.[19]

Губернии

Число уездов

Период обследо­вания (годы)

Грамотные, полуграмотные и учащиеся (в процентах к численности населения)

мужчин

женщин

обоего пола

Московская.

4 (час­тично)

1909-1912

58,6

25,9

41,7

Тверская.

7

1911-1913

51,0

18,5

34,1

Олонецкая.

7

1909

45,0

13,5

30,4

Тульская.

12

1910-1912

46,3

11,0

28,5

Харьковская.

10

1913

39,1

10,6

25,1

Полтавская.

15

1910

38,2

8,7

23,7

Вологодская.

2

1908-1911

39,3

5,3

22,0

Новгородская.

2

1907-1908

35,9

7,7

21,6

Калужская.

-

1910-1911

--

-

20,3

Самарская.

2

1911-1913

31,1

8,1

19,5

Симбирская.

8

1910-1911

27,6

3,8

15,6

Пензенская.

-

1910-1912

25,9

3,8

14,8

В среднем по указанным губерниям за период 1908-1913 гг. грамотных было 24-25% общей численности сельского населения, причем по отдельным губерниям этот показатель колебался от 14,8% (Пензенская) до 41,7% (Московская). Расхождение в показателях грамотности среди мужчин и женщин к 1908-1913 гг. несколько уменьшилось, но для сельского населения оно продолжало оставаться исключительно большим: в среднем по рассматриваемой группе губерний грамотных насчитывалось среди мужчин 38%, а среди женщин - в четыре раза меньше - 9%. Таким образом, 9/10 женщин в сельских местностях России в 1908-1913 гг. были неграмотны. Особенно резко выделяются в этом отношении Вологодская, Симбирская и Пензенская губернии, где процент грамотных среди женщин в 1910-1912 гг. был примерно в семь раз меньше, чем среди мужчин. Хотя за 45 лет (с середины 60-х годов XIX в. по 1908- 1913 гг.) грамотность сельского населения повысилась с 5-6 до 24-25%, все же 3/4 населения деревни оставалось неграмотным. Изменения в грамотности городского населения России за Пореформенную эпоху представляется возможным проследить на ряде материалов по различным годам и периодам.

На основании материалов переписей городского населения, произведенных в отдельных городах за 1863-1879 гг., можно представить сводную таблицу о грамотности населения ряда городов.

Таблица 7

Грамотность населения ряда городов в 1863-1879 гг.[20]

Города

Годы переписи

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

Петербург.

1869

62,0

46,4

55,6

Псков

1870

51,8

33,4

45,6

Киев

1874

52,9

33,2

44,3

Москва.

1871

49,5

34,1

43,2

Новочеркасск

1872

52,2

30,3

41.8

Омск.

1877

51,0

27,0

41,0

Тифлис.

1875

44,7

28,5

38,3

Харьков.

1866

45,5

26,8

36,9

Харьков

1879

47,3

31,3

40,0

Новгород.

1865

52,7

27,0

39,9

Города Костром­ской губернии

1867

49,1

24,9

36,8

Екатеринбург.

1873

43,7

28,6

36,5

Казань

1863

39,0

30,6

35,4

Николаев.

1875

39,0

27,0

34,8

Тула.

1865

40,2

20,9

30,6

Одесса

1873

35,7

22,4

30,9

Ядрино Казанской губернии.

1871

42,8

14,4

26,8

В приведенной таблице представлены города, в которых грамотность населения была относительно более высокой. Колебания процента грамотных среди населения отдельных городов оказались довольно значительными. Сравнительно высокие показатели грамотности можно отметить в Петербурге, Москве и Киеве. В среднем же по России на основании приведенных показателей можно считать, что в первой половине 1870-х годов грамотные составляли лишь несколько более трети всего городского населения.

Данныу о грамотности всего городского населения по материалам переписи 1897 г. дают нам следующую информацию

Таблица 8

Грамотность городского населения России в 1897 г. по полу и возрастным группам[21]

Возрастные группы (в годах)

Общая численность населения в тыс.

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

.мужчин

женщин

обоего пола

Все население.

8912,1

7916,3

16828,4

54,0

35,6

45,3

В том числе в возрасте: менее 10.

1723,9

1734,6

3458,5

11,2

9,0

10,1

10-19.

1704,4

1641,0

3345,4

72,4

55,6

64,1

20-29.

2335,5

1459,1

3794,6

66,2

48,5

59,4

30-39.

1229,7

1123,0

2422,7

64,2

40,2

53,0

40-49.

858,1

788,7

1646,8

58,8

33,5

46,7

50-59.

521,9

587,5

1109,4

53,9

31,8

42,2

60 и старше.

462,3

596,1

1058,4

47,2

25,8

35,1

Расхождение показателей грамотности мужчин (54,0%) и женщин (35,6%) в городах менее значительно, чем среди сельского населения. Сравнительно более высокий процент грамотности как у мужчин, так и у женщин наблюдается в возрастных группах 10-19 и 20-29лет. Если сопоставить эти данные с данными за период первой половины 70-х годов, то мы увидим, что за 25 лет рост грамотности оказался небольшим. При этом необходимо учесть тот существенный факт, что за рассматриваемые годы в России происходил значительный рост городского населения, главным образом, за счет выходцев из сельских местностей, т.е. людей со сравнительно низким уровнем грамотности. Это обстоятельство сказывалось на показателях общего уровня грамотности в городах. За последующие годы, после проведения переписи 1897г., отсутствуют сплошные данные о грамотности городского населения, а имеются лишь материалы переписей населения отдельных городов. Чтобы попытаться ответить на вопрос, какова же была грамотность населения в 1910-1913 гг. приходится сгруппировать имеющиеся данные в отношении отдельных городов и проследить, какие произошли изменения по этим городам по сравнению с 1897 г. К сожалению, таких городов оказалось немного. Соответствующее сопоставление произведено в приводимой ниже таблице[22]

Таблица 9

Города

Годы переписей

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

Петербург

1897

71,8

51,5

52,6

1910

76,1

56,7

66,9

Москва

1897

66,9

42,3

56,3

1912

74,6

51,3

64,0

Харьков

1897

61,7

41,9

52,5

1912

74,2

58,6

66,6

Воронеж

1897

60,4

43,4

52,1

1911

-

-

61,2

1916

-

-

65,8

Баку

1897

39,4

22,1

32,4

1913

43,0

32,5

38,8

Наряду с Петербургом и Москвой, в которых грамотность населения являлась относительно высокой, в таблице представлены только Баку, Харьков и Воронеж. Таким образом, эти данные не могут считаться достаточно типичными для характеристики грамотности всего городского населения в предреволюционный период. Но некоторые изменения в грамотности городского населения они в общем все же отражают. Грамотность городского населения этих городов с 1897 по 1913 г. увеличилась примерно на 20%. Можно дополнить приведенные показатели о грамотности городского населения России более подробными данными по отдельным крупным городам.

На основании сводных данных, полученных в результате раз­работки материалов ряда переписей населения Москвы, можно привести основные показатели изменений грамотности населения Москвы за период 1871--1912 гг.

Таблица 10

Грамотность населения Москвы за 1871-1912 гг.[24]

Годы переписей

Общая численность населения в возрасте от 5 лет и старше (в тыс.)

Процент грамотных среди населения в возрасте от 5 лет и старше

мужчин

женщин

обоего пола

мужчин

женщин

обоего пола

1871

337,2

231,0

568,2

52,0

36,5

45,7

1882

409,7

298,2

707,9

58,0

38,6

49,8

1897

554,4

409,1

963,5

71,4

46,1

60,7

1902

619,1

464,3

1083,4

74,2

48,6

66,0

1912

807,7

670,1

1477,8

81,1

56,6

70,0

Рассмотрим соответствующие показатели по Петербургу. В статье В. И. Бинштока «Грамотность петроградского населения по переписи 28 августа 1920 г.»[25] приведены данные о грамотности населения Петербурга за 1869-1910 гг.

Таблица 11

Грамотность населения Петербурга[26] за 1869-1910 гг.

Годы переписей

Процент грамотных среди населения от 6 лет и старше

мужчин

женщин

обоего пола

1869

66,3

50,7

59,5

1881

71,8

55,1

64,4

1890

74,3

53,5

64,8

1900

79,7

59,4

70,5

1910

86,3

65,8

76,6

Из данных таблицы видно, что грамотность женщин в течение всего периода отстает. На основании материалов переписи 1910 г.[27] можно определить следующие показатели грамотности населения:

Таблица 12

Грамотность населения Петербурга[28]в 1910 г. по полу и возрастным группам

Возрастные

группы (в годах)

Процент грамотных

среди населения в возрасте от 6 лет и старше

Возрастные

группы (в годах)

Процент грамотных

среди населения в возрасте от 6 лет и старше

мужчин

женщин

обоего пола

мужчин

женщин

обоего пола

В среднем.

85,2

64,3

75,6

31-35

86,8

61,8

76,0

В том числе в возрасте:

36-40

83,6

56,7

71,5

41-45

82,1

56,0

70,1

6-10.

53,4

50,2

51,5

46-50

79,6

52,7

65,9

11-15.

95,3

91,5

93,6

51-55

79,5

52,8

65,4

16-20.

93,4

80,5

87,5

56-60

78,2

49,6

61,2

21-25

89,6

71,7

81,6

61-65

81,7

50,9

61,7

26-30.

88,7

62,5

77,0

66-70

79,3

46,2

55,4

 

70 и старше

76,1

46,7

53,6

В среднем для всего населения указанных возрастов процент грамотных был равен 75,6, при соответствующих показателях для мужчин - 85,2% и для женщин - 64,3%. Таким образом, даже в 1910 г. около четверти петербургского населения в возрасте старше 6 лет были неграмотны.

  1. ГРАМОТНОСТЬ СРЕДИ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА

Также есть данные об изменении грамотности среди детского населения Москвы и Петербурга за 1881 - 1910 гг. Привожу соответствующую таблицу, опубликованную П. Бычковым.

Таблица 13

Грамотность детского населения Петербурга и Москвы за 1881-1910 гг.

Города и годы переписей

Всего детей в возрасте 8-11 лет (в тыс.)

Из них неграмотных

в тыс.

в процентах

Петербург

1881 без пригородов

39,1

7,2

18,4

1891

41,5

8,2

19,8

1897 с пригородами

58,6

13,8

23,5

1900 с пригородами

67,4

14,9

22,1

1910[29]

103,0

19,9

19,3

Москва

1882.

34,0

10,7

31,5

1897.

43,7

114

26,0

1902.

51,0

11,7

22,9

Как показывает эта таблица, в 1900 г. 22-23% московских и петербургских детей в возрасте 8-11 лет были неграмотными. По весьма существенному вопросу о различиях в грамотности коренного и пришлого населения столиц ограничимся отдельными характерными данными. Пользуясь материалами переписей населения столиц, произ­веденных в начале XX в., В. Михайловский в статье «Грамотность населения г. Москвы»[30] опубликовал интересные данные о различиях в грамотности коренного и пришлого населения. На основании анализа материалов переписи Москвы 1902 г. он пришел к следующему выводу[31]: «Коренное московское население, родившееся в столице и в ней проведшее свою жизнь, отличается весьма высоким уровнем грамотности: в возрасте от 8 лет и старше грамотно более 9/10 коренного мужского населения и более 4/5 женского. Напротив, в пришлом населении грамотность развита гораздо слабее; из пришлых мужчин неграмотно более ¼, а среди пришлых женщин наблюдается даже ужасающая безграмотность: 3/5, а в- старших возрастах 3/4 пришлого женского населения не умеют ни читать, ни писать. В общем коэффициент безграмотности пришлого населения. слишком в два с половиной раза выше коэффициента безграмотности корен­ного населения Москвы». Необходимо при этом подчеркнуть, что пришлое население резко преобладало в составе всего населения г. Москвы. Еще более значительной оказалась разница в количестве неграмотных среди коренного и пришлого населения в Петербурге по данным переписи 1900 г.[32].

Таблица 14

Грамотность среди родившихся в Петербурге и пришлого населения в 1900 г.

Жители

Процент неграмотных среди петербургского населения в возрасте от 8 лет и старше

мужчин

женщин

обоего пола

Родившиеся в Петер­бурге.

7,0

13,5

10,7

Пришлые

21,6

50,9

33,6

Все население

18,9

39,5

28,1

Процент неграмотных среди пришлого населения Петербурга был примерно в три раза выше, чем среди группы родившихся в Петербурге.

Имеются данные об изменении грамотности населения по г. Харькову.

Таблица 15

Грамотность населения Харькова за 1866-1912 гг.[33]

Годы переписей

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

1866

45,5

26,8

36,9

1879

47,3

31,3

40,0

1897

61,7

41,9

52,5

1912

74,2

58,6

66,6

Уровень грамотности в Харькове увеличился с 36,9% в 1866 г. до 66,6% в 1912 г., причем показатель грамотности среди женского населения повышался в более интенсивном темпе. Несмотря на эти различия в темпах, все же в 1912 г. грамотных насчитывалось в Харькове среди мужчин 74,2%, а среди женщин-58,6%.

  1. ПОКАЗАТЕЛИ ГРАМОТНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ.

Далее привожу показатели грамотности отдельных групп населения России. При исследовании изменений в состоянии грамотности населения существенное значение имеют данные о проценте грамотных среди принятых на военную службу. В «Военно-статистическом сборнике»[34] были приведены сведения о грамотности примерно 100 тыс. принятых рекрутов.

Таблица 16

Процент грамотных среди принятых рекрутов по отдельным губерниям в 1867-1868 гг.

Первая группа губерний

Процент грамотных

Вторая группа губерний

Процент грамотных

Ярославская

37,8

Тамбовская

4,7

Петербургская.

34,7

Уфимская

4,6

Тверская

21,8

Витебская

4,5

Костромская.

20,6

Харьковская.

3,8

Владимирская.

20,1

Казанская

3,7

Московская.

19,1

Пензенская

3,4

Вологодская

17,5

Полтавская

2,8

В среднем среди принятых рекрутов грамотных в 1867-1869 гг. насчитывалось 9-10%[35] со значительными различиями в проценте грамотных по отдельным губерниям. Очень показательно, что губернии с более развитой промышленностью и значительным отходом на заработки (первая группа в таблице) выделяются сравнительно более высоким процентом грамотных. Во второй же группе губерний процент грамотных колебался в пределах 2,8-4,7.

Также существуют массовые данные о динамике процента грамотных групп среди принятых па военную службу за 40 лет (1874-1913 гг.). Привожу эти данные:

Таблица 17

Грамотность среди принятых на военную службу по годам в 1874-1913 гг.[36]

Годы

Процент грамотных среди

принятых на военную службу

Годы

Процент грамотных среди

принятых на военную службу

Годы

Процент грамотных среди

принятых на военную службу

1874

21,4

1888

30,1

1902

(51,5)

1875

21,2

1889

30,7

1903

52,9

1876

22,0

1890

31,5

1904

55,5

1877

21,0

1891

32,4

1905

55,9

1878

20,7

1892

34,8

1906

58,0

1879

21,2

1893

35,7

1907

61,9

1880

22,1

1894

37,8

1908

64,1

1881

23,1

1895

(39,0)

1909

62,9

1882

23,5

1896

40,2

1910

65,2

1883

24,5

1897

(42.3)

1911

66,7

1884

25,5

1898

44,5

1912

68,1

1885

26,6

1899

(46,8)

1913

67,8

1886

27,8

1900

49

 

1887

29,3

1901

(50,0)

Следует оговорить, что эти показатели не являлись характерными для динамики грамотности всего населения. Существенное значение их состоит в том, что они в общем отразили изменения в динамике грамотности мужчин в возрасте 20-24 лет. Развитие школьной сети за рассматриваемый период не могло, понятно, значительно повлиять на рост грамотности населения старших возрастных групп. Внешкольным путем приобреталась грамотность лишь отдельными группами населения. Необходимо также отметить, что процент грамотных среди общей массы призывавшихся на службу, очевидно, был ниже, чем среди принятых на военную службу. Так, в работе «Народное образование в Курской губернии»[37] были опубликованы данные за 22 года (1874- 1895 гг.) о числе грамотных как среди призывавшихся, так и среди принятых на военную службу по Курской губернии. Грамотные за этот период составляли среди призывавшихся по этой губер­нии 16,8%, а среди принятых - 25,0%. Следовательно, процент грамотных среди принятых был почти в 1,5 раза выше, чем среди призывавшихся. Столь большое расхождение несколько уменьшилось к 1895 г., составив среди призывавшихся 29,2% грамотных, а среди принятых - 37,5%. В общем следует считать, что показатели грамотности среди принятых на военную Службу были примерно в два раза выше показателей грамотности, исчисленных для всего населения. Данные таблицы показывают, что за 40 лет (1874-1913 гг.) процент грамотных среди принятых на военную службу сильно повысился, но и при этом в 1913 г. около одной трети (32,2%) принятых на военную службу были неграмотными.

Рассмотрим данные о проценте грамотных среди принятых на военную службу по губерниям Европейской России на три даты за период 1874-1883 гг. до 1904 г.

Таблица 18

Грамотность принятых на военную службу по 50 губерниям Европейской России за 1874-1883, 1894 и 1904 гг.[38]

Губернии[39]

Процент грамотных

Губернии

Процент грамотных

1874 -1883 гг.

1894 г.

1904 г.

1874-1883 гг.

1894 г.

1904 г.

Лифляндская.

95

97

99

Новгородская

33

60

72

Эстляндская.

95

96

97

Костромская.

37

58

74

Курляндская.

60

87

87

Рязанская.

30

57

79

Ярославская.

63

85

87

Тульская.

33

57

75

Петербургская

59

80

90

Калужская.

33

56

76

Московская.

53

77

86

Архангельская

35

52

--

Тверская.

41

68

86

Олонецкая.

28

49

67

Владимирская.

42

67

82

Смоленская

24

48

66

Нижегородская

23

46

64

Гродненская.

23

34

57

Таврическая.

24

45

66

Воронежская.

16

33

55

Вологодская.

29

45

67

Могилевская.

14

32

59

Область Войска Донского.

20

42

-

Минская.

19

32

35

Вятская.

17

42

56

Харьковская.

14

30

54

Орловская.

21

41

63

Пензенская.

12

30

49

Черниговская.

19

40

64

Витебская.

17

29

55

Астраханская.

23

38

-

Киевская.

14

28

48

Симбирская.

18

38

53

Самарская.

14

27

49

Херсонская.

24

38

58

Казанская.

13

27

40

Полтавская.

13

37

58

Оренбургская

13

25

-

Тамбовская.

16

37

58

Ковенская.

19

25

34

Пермская.

17

37

50

Подольская.

11

24

43

Курская.

17

36

56

Виленская.

16

24

50

Псковская.

20

36

55

Волынская -.

12

22

35

Екатеринославская.

18

35

62

Бессарабская

8

22

30

Саратовская.

19

35

63

Уфимская.

7

13

27

Колебания в показателях за рассматриваемый период оказались весьма значительными. В общем относительно высокие показатели наблюдаются в прибалтийских губерниях, а также в группе более промышленных губерний, в частности в Ярославской, Петербургской, Московской, Тверской и Владимирской. Процент грамотных среди принятых на военную службу отставал от среднего по стране в группе украинских и восточных губерний. И в 1904-1913 гг. процент неграмотных среди рассматриваемой группы все еще продолжал оставаться значительным. Часть неграмотных обучалась грамоте во время службы, причем обучение солдат грамоте стало обязательным лишь с начала XX в. Характерно, что одним из основных мотивов введения обязательного обучения грамоте в армии явилось стремление комплектовать унтер-офицерский состав из среды темных и наиболее забитых элементов деревни. Это стремление достаточно ярко отражено в «Объяснительной записке к проектам положений об обучении нижних чинов». В записке сказано: «По общим отзывам компетентных практиков дела, надежнейшие и наиболее желательные унтер-офицеры - это бывшие землепашцы, сохранившие еще в себе зачатки семенной дисциплины, постепенно исчезающей уже в городах и фабричных районах. Но так как большинство таких новобранцев, происходящих обыкновенно из глухих уездов, неграмотны, то на помощь, для открытия им дальнейшего служебного движения, должны придти войсковые школы, значе­ние которой окажется тогда громадным»[40]. При общем низком уровне народного образования в царской России наиболее отставали по степени развития народного образования нерусские национальности. Царизм упразднял местную школу, чтобы держать массы в темноте.

  1. ГРАМОТНОСТЬ ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.

Исключительно резкое отставание грамотности необходимо отметить для нерусских национальностей Средней Азии. Так, по данным переписи 1897 г. показатели грамотности для 7,7 млн. населения Средней Азии были следующие[41]:

Таблица 19

Показатели грамотности населения Средней Азии в 1897 г.

 

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

Все население

7,6

2,0

5,0

В том числе:

Русское население

37,0

13,8

26,0

коренное население, говорящее на

4,4

0,7

2,6

В заключение приведем дополнительные данные о грамотности всего населения дореволюционной России. Имеются сплошные показатели грамотности всего населения России лишь по данным первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. По этим показателям можно судить об уровне грамотности всего населения России к концу XIX в. Основные показатели грамотности всего населения России приведены в следующей таблице[42]:

Таблица 20

Грамотность населения России в 1897 г.

 

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

Все население России[43]

29,3

13,1

21,1

В том числе:

Европейская Россия43

32,6

13,7

22,9

Кавказ

13,2

6,0

12,4

Сибирь

19,2

5,1

12,3

Средняя Азия

7,9

2,2

5,3

Всего грамотных в стране было в 1897 г. 21,1%. Исключительно резко выступает различие в грамотности мужчин и женщин, городского и сельского населения. Так, среди мужчин грамотных насчитывалось в 2,3 раза больше, чем среди женщин. Показатели грамотности населения Кавказа, Сибири и особенно Средней Азии в значительной степени отставали от соответствующих показателей по Европейской России.

В следующей таблице рассматриваемый показатель по губерниям колебался в весьма значительных размерах:

Таблица 21

Грамотность населения Европейской России в 1897 г. по губерниям

Губернии

Процент грамотных

Губернии

Процент грамотных

Эстляндская

77,9

Владимирская

27,0

Лифляндская

77,7

Херсонская

25,9

Курляндская

70,9

Олонецкая

25,3

Петербургская.

55,1

Витебская

24,6

Ковенская

41,9

Тверская

24,5

Московская

40,2

Костромская

24,0

Ярославская.

36,2

Саратовская

23,8

Гродненская

29,2

Архангельская.

23,3

Виленская

28,8

Новгородская

23,0

Таврическая.

27,9

Область Войска Донского

22,4

Самарская.

22,1

Волынская

17,2

Нижегородская.

22,0

Могилевская

16,9

Екатеринославская.

21,5

Полтавская

16,9

Тульская.

20,7

Харьковская

16,8

Оренбургская.

20,4

Уфимская

16,7

Рязанская.

20,3

Тамбовская

16,6

Калужская.

19,4

Воронежская

16,3

Пермская.

19,2

Курская

16,3

Вологодская.

19,1

Вятская

16,0

Черниговская.

18,4

Бессарабская

15,6

Киевская.

18,1

Симбирская

15,6

Казанская.

17,9

Астраханская.

15,5

Минская

17,8

Подольская

15,5

Орловская.

17,6

Пензенская

14,7

Смоленская.

17,3

Псковская

14,6

Так, процент грамотных в первых трех губерниях (70-78%) почти в пять раз превышал процент грамотных в четырех последних губерниях (14,6-15,5%). Из губерний со сравнительно высокими показателями, помимо трех прибалтийских, необходимо отметить также Петербургскую, Московскую, Ярославскую. По данным за 1897 г. в шести губерниях - Бессарабской, Симбирской, Астраханской, Подольской, Пензенской и Псковской - процент грамотных колебался в пределах 14,6-15,6%.

Основные показатели грамотности всего населения России по полу и возрасту даны в следующей таблице:

Таблица 22

Грамотность населения России в 1897 г. по полу и возрастным группам

Возрастные группы (в годах)

Общая численность населения (в тыс.)

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

мужчин

женщин

обоего пола

Все население.

62477,3

63162,7

125640,0

29,3

13,1

21,1

В том числе в возрасте:

менее 10.

17131,0

17208,5

34339,5

4,6

2,7

3,6

10-19.

13094,4

13359,4

26453,8

45,1

21,8

33,5

20-29.

10045,1

10215,9

20261,0

45,3

19,5

32,3

30-39.

7893,9

7912,1

15806,0

39,5

15,7

27,6

40-49.

5873,6

5832,9

11706,5

33,2

12,6

22,9

50-59.

4110,8

4211,6

8322,4

26,5

11,1'

18,7

60 и старше.

4182,6

4398,8

8581,4

20,0

9,7

14,8

Если не принимать во внимание первую возрастную группу (менее 10 лет), в которой значительная часть не обучалась еще грамоте, то в остальных группах по мере перехода к более старшим наблюдается падение процента грамотности: с 33,5% в возрасте 10-19 лет до 14,8% -в группе 60 лет и старше. Весьма характерными являются значительные различия процента грамотных среди населения различных возрастных групп у мужчин и женщин. Представляет интерес исчисление грамотности населения России в годы, непосредственно предшествующие Великой Октябрьской социалистической революции[44]. Так как за этот период нет материалов о грамотности населения, то соответствующие показатели о грамотности пришлось исчислить, в основном используя для этого имеющиеся массовые данные в отношении грамотности сельского и городского населения. Если полученные показатели и не абсолютно точны, то все же они дают общее представление о прошедших за 16-17 лет сдвигах. По данным подворных переписей 12 губерний, произведенных преимущественно в 1910-1913 гг., грамотных среди сельского населения оказалось 24,0%. В этих же губерниях среди сельского населения в 1897 г. было учтено 17,8% грамотных (рост по сравнению с 1897 г. на 3.8,2%). Процент грамотных среди город­ского населения за эти же годы увеличился примерно на 20%. Общий процент роста грамотности определяется в 34,8%. При­нимая во внимание, что грамотность всего населения России в 1897 г. составляла 21,1%, мы исчисляем грамотность населения для 1910-1913 гг. примерно в 28,4%. Но данные подворных пере­писей относились главным образом к 1910-1913 гг., а частью даже к 1908-1909 гг. Поэтому процент грамотности для 1913 г. следует повысить примерно до 30%, а для населения России в возрасте от 8 лет и старше он может быть исчислен в 38-39 %. Все эти данные свидетельствуют о том, что за 50-летний с лишком период развития капиталистической России успехи в области роста элементарной грамотности среди населения были весьма незначительны. В 1913 г. свыше 60% всего населения страны в возрасте старше 8 лет были неграмотными, а грамотность среди нерусских национальностей находилась на еще более низком уровне. По переписи 1911 г. только 23,8% детей в воз­расте 7-14 лет обучалось в сельских начальных школах. Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции была ликвидирована эта исключительная культурная отсталость страны.

  1. НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

За ряд лет пореформенного периода первые сводные данные о числе школ и учащихся были опубликованы за 1863 г.[45], согласно которым численность учащихся в 1863 г. превышала 1 млн. чел. (1 155,8 тыс.), в том числе в народных школах (без частных школ) обучалось 928 тыс. Однако эти данные были резко преувеличены. Даже в официальном отчете Министерства народного просвещения за 1862-1864 гг.[46] было сказано: «…более половины названных училищ принадлежит к категории школ, содержимых при церквах православным духовенством, а известно, что многие из таких школ существуют только по имени и что они вообще ничем не обеспечены в материальном отношении, не имеют ни собственных помещений, ни учебных пособий».

Ниже хочу привести официальные данные о числе низших учебных заведений и учащихся в них по ведомствам и видам училищ за 1863 г.

Таблица 23

Число низших учебных заведений и учащихся в них по ведомствам и видам училищ за 1863 г.[47]

Ведомства и виды училищ

Число училищ

Число учащихся

Все ведомства, кроме духовного (казенные и частные училища)

14 315

541,1

Духовное ведомство (церковно приходские школы)

21 420

413,5

Всего

35 735

954,6

Помимо безусловно значительного преувеличения числа школ и учащихся в них, следует также принять во внимание и то обстоятельство, что вновь созданные школы не имели хороших преподавательских кадров и обслуживались преимущественно учителями весьма невысокой квалификации. Нельзя не отметить также широкое развитие в 60-х годах крестьянских школ грамоты. Важнейшим источником при исследовании динамики численности начальных школ и учащихся в них в течении пореформенной эпохи являются ежегодные отчеты министра народного просвещения, которые неоднократно подвергались критике в печати. Так, Г. Фальборг и В. Чарнолусский писали: «Способ составления отчетов министра - исключительно бюрократический: инспектора народных училищ представляют свои годовые отчеты директору. Каждая из этих инстанций ограничивается простой механической сводкой получаемых отчетов, без всякого критического к ним отношения. Ни у попечителей, ни у министерства нет точных данных о классификации» народных» училищ, отчеты о которых они получают»[48].

В общем сопоставимыми данными о динамике числа начальных школ можно располагать по отчетам Министерства народного просвещения с 1871 г.

Таблица 24

Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1871-1885 гг.

Годы

Число школ

Число учащихся (в тыс.)

Годы

Число школ

Число учащихся (в тыс.)

1871

16 375

675,3

1879

20 240

1077,0

1872

19 658

761, 1

1880

21 240

1119,1

1873

18 722

821, 3

1881

22 762

1207,4

1874

22 389

919, 9

1882

--

1362,0

1875

23 936

955, 5

1883

25 317

1472,3

1877

24 853

1065, 9

1885

25 194

1557,9

Число учащихся в этот период увеличилось на 130,7%, а среднегодовой прирост численности учащихся составил 63 тыс. Однако качество обучения в начальных народных школах находилось на очень низком уровне. Даже в официальных отчетах министра народного просвещения признавалось, что «огромное число наших народных училищ должно довольствоваться пока полуграмотными учителями; полное обеспечение в материальном отношении, кроме школ министерства народного просвещения, имеют только сравнительно немногие училища, содержимые земствами, обществами и частными лицами; в значительном же большинстве земские, общественные и другие школы получают весьма ограниченное содержание, а церковно-приходские школы нередко остаются и без всякого содержания. Поэтому школы этого рода, составляющие большинство, не могут иметь ни хороших учителей, ни необходимых учебных пособий, ни даже сколько-нибудь сносного помещения[49]».

Народное образование в последующие годы характеризуется следующими данными:

Таблица 25

Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1885-1900 гг.

Годы

Число школ

Число учащихся (в тыс.)

Годы

Число школ

Число учащихся (в тыс.)

1885

25194

1557,9

1894

29241

1937,1

1886

26546

1565,3

1895

29910

1978,4

1887

26940

1625,8

1896

29432

2036,6

1889

24601

1572,0

1897

33401

2318,1

1890

26986

1752,1

1898

37027

2456,5

1891

27707

1833,3

1899

38470

2537,4

1892

28450

1910,3

1900

36829

2592,6

1893

28120

1915,9

 

Как видно из таблицы, число начальных школ увеличилось на 11 635, а численность учащихся в них возросла на 1035 тыс., или на 66,4%. Средний годовой прирост учащихся составил 67 тыс. человек и почти совпадал с соответствующими показате­лями за предыдущие 1871 - 1885 гг. Усиленное насаждение царским правительством церковно-приходской школы в 80-90-е годы XIX в. в значительной степени повлияло на то, что за все десятилетие 1885-1895 гг. число учащихся в школах Министерства народного просвещения увеличилось лишь на 420 тыс., или на 27%. Но во второй половине 90-х годов рост численности учащихся был более значительным.

На основании данных, опубликованных в издании «Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи»[50], составлена следующая таблица о сравнительной динамике численности учащихся в начальных городских и сельских школах за 1885 и 1898 гг:

Таблица 26

Показатели

1885 г.

1898 г.

маль­чики

девоч­ки

обоего пола

маль­чики

девоч­ки

обоего пола

Городские училища

Число учащихся

282,2

147,3

429,5

393,4

223,1

616,5

Процент учащихся к населению.

4,0

2,3

3,1

4,5

2,9

3,7

Сельские училища

Число учащихся

1361,0

393,5

1754,5

2695,7

800,0

3497,7

Процент учащихся к населению.

3,0

0,9

1,9

4,9

1,4

3,2

Характерно, что число учащихся в городских школах за эти годы увеличилось па 43,5%, в сельских школах - на 99,3%. Но несмотря на это отсталость народного образования в дореволю­ционной России оставалась печальным фактом. Так, по исчислению В. И. Фармаковского, в 1898 г. учащиеся в начальных школах составляли 3,2% численности всего населения страны, причем для мальчиков - 4,8% и для девочек - 1,6%. Численность неучащихся детей в 1898 г. Фармаковский определял в 7486,5 тыс. чел., или в 64,5% общей численности детей школьного возраста (8-11 лет).

Особый интерес представляют данные о развитии народного образования в России за 1900-1914 гг.

Таблица 27

Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1900-1914 гг.

Годы

Число школ

Число учащихся (в тыс.)

Годы

Число школ

Число учащихся (в тыс.)

1900

36 820

2592,6

1908

50 876

3933,6

1901

37 579

2649,8 I

1909

54 726

4204,9

1902

38 889

2829,9

1910

59 000

4541,7

1903

40 781

3039,7

1911

64 279

4860,3

1904

43 428

3200,8

1912

69 318

5155,5

1905

43 551

3350,4

1913

76 416

5559,7

1906

45 629

3596,4

1914

80 801

5942,1

1907

47 838

3783,7

 

За 15 лет (1900-1914 гг.) численность учащихся начальных школ Министерства народного просвещения увеличилась с 2592,6 тыс. до 5942,1 тыс. Значительное место в начальном образовании занимали церковно-приходские школы, получившие развитие в 80-е годы, годы жестокой реакции. В них в 1905-1914 гг. обучалось около 2 млн. детей. На увеличение церковно-приходских школ по особым мотивам настаивал обер-прокурор синода К. П. Победоносцев. Он говорил: «Церковно-приходские школы, по самым условиям существующего в них обучения и надзора, представляют собой гораздо более гарантий для правильного и благонадежного в церковном и народном духе образования, нежели другие виды народных школ, и поэтому заслуживают со стороны правительства поддержки и поощрения»[52]. Рост числа церковных начальных школ за 30 лет (1884- 1914 гг.) и учащихся в них был весьма значительным. Если в 1884 г. в них насчитывалось около 100 тыс., а в 1885 г.- 181 тыс. учащихся, то в 1913-1914 гг. учащихся было более 2 млн.[53]. «В 1891 г., - как отмечал Н. В. Чехов, - к числу школ духовного ведомства были причислены одним взмахом пера крестьянские школы грамоты, число которых тогда определялось несколькими тысячами»[54]. С 1900 по 1906 г. численность учащихся в церковно-приходских школах увеличилась с 1634,5 тыс. до 2021,6 тыс., или на 27%. В последующие годы число учащихся в этой группе школ в общем оставалось стабильным. В начальных же школах Министерства народного просвещения с 1906 по 1914 г. численность учащихся увеличилась с 3596,4 тыс. до 5942,0 тыс., или на 65,2%. Таким образом, после революции 1905 г. понизился удельный вес учащихся в церковно-приходских школах в общей массе учащихся начальных школ. Но в эти же годы реакционная политика правительства, в частности чистка учителей в министерских школах, приводила к тому, что отличия между церковно-приходскими и министерскими школами нередко стирались. Вследствие недостатка государственных и общественных школ сельское население вынуждено было прибегать к устройству так называемых домашних школ. Роль их была особенно значительной в местностях, где отсутствовали земские и церковно-приходские школы. Но располагая материалами для характеристики школ этого типа, отметим данные А. С. Пругавина, который определял число учащихся в домашних школах в первой половине 90-х годов примерно в 300-400 тыс. чел.[55]. Если обратиться к материалам о продолжительности обучения в начальных школах, то получится печальная картина.

Таблица 28

Распределение учащихся в начальных школах России в 1911 г. по продолжительности учения[56]

Учащиеся

Процент учившихся в школе

1 год

от 1 года до 3 лет

более 3 лет

В городах:

Мальчики

41,0

48,1

10,9

Девочки

43,2

47,0

9,8

В деревнях:

Мальчики

38,2

49,3

12,5

Девочки

48,6

44,7

6,7

Всего в городах и деревнях лишь 12% мальчиков и 8% девочек учились в школе более 3 лет. Как отмечал А. В. Захаров, «Трехлетняя по курсу школа, призванная дать законченное первоначальное образование, т. е. сообщить некоторую сумму знаний, большинству учащихся дает только грамотность, - умение читать и не всегда писать»[57].

Существенным представляются также следующие показатели:

Таблица 29

Распределение учащихся начальных школ в 1916 г. по возрасту

Возраст

(в годах)

В процентах к итогу

Возраст

(в годах)

В процентах к итогу

маль­чики

де­вочки

обоего пола

маль­чики

де­вочки

обоего пола

Менее 8

1,0

2,4

2,0

12

15,8

11,6

14,4

8

10,0

13,1

11,0

13

7,6

4,6

6,7

9

17,3

21,4

18,6

14

3,2

1,8

2,8

10 11

23,2

25,9

24,0

15 и старше

1,6

0,8

1,3

11

19,5

18,4

19,2

Всего.

100,0

100,0

100,0

Приведенные данные свидетельствуют, что в дореволюционной России преобладающая масса детей в возрасте старше 12 лет вовсе не училась в школах. О необеспеченности детского населения России школами в период, непосредственно предшествующий Великой Октябрьской социалистической революции, можно судить по официальным данным Министерства народного просвещения, опубликованным под заглавием «К вопросу о введении всеобщего обучения»[58]. По официальным подсчетам, правда, весьма приблизительным (поскольку число детей школьного возраста - 8-11 лет было исчислено по среднему проценту переписи 1897 г.), на 1 января 1915 г. из 15259,8 тыс. детей школьного возраста училось только 51%. В ряде районов страны процент учившихся детей был еще ниже: в Сибири, например, 39%, на Кавказе - 37,2%, в степных и среднеазиатских областях-14,2%, в Эрнванской губернии - 12,3%, в Якутской области - 10,7%, в Самаркандской-1,9%. Особенно низкие показатели охвата детей начальной школой были среди сельского населения. Так, в 16-м выпуске издания Министерства народного просвещения «Однодневная перепись начальных школ Российской империи, произведенная 18 января 1911 года»[59] были опубликованы следующие итоговые данные переписи об изменении процента учащихся в сельских начальных школах к детскому населению в возрасте 7-14 лет за 1880-1911 гг.

Таблица 30

Процент учащихся к детскому населению 7-14 лет

Годы

Мальчики

Девочки

Обоего пола

1880

14,6

3,2

8,7

1894

25,3

6,1

15,6

1911

33,3

14,2

23,8

Следовательно, и в 1911 г. лишь 23,8% детей в возрасте 7-14 лет обучались в сельских начальных школах. Доля учащихся ко всему сельскому населению Европейской России за 1880-1911 гг. увеличилась лишь с 1,5% в 1880 г. до 4,5% в 1911 г.[60]. Несмотря на некоторый рост численности учащихся начальных школ, все же в 1911 г. процент учащихся ко всему населению продолжал оставаться на весьма низком уровне, особенно для женского населения. При оценке состояния народного образования в царской России надо не забывать о тяжелом материальном положении учителей начальных школ. В. И. Ленин писал: «Россия бедна, когда речь идет о жалованье народным учителям. Им платят жалкие гроши. Народные учителя голодают и мерзнут в нетопленных и почти нежилых избах. Народные учителя живут вместе со скотом, который крестьяне зимой берут в избу. Народных учителей травит любой урядник, любой деревенский черносотенец или добровольный охранник и сыщик, не говоря уже о придирках и преследованиях со стороны начальства. Россия бедна, чтобы платить честным работникам народного просвещения, но Россия очень богата, чтобы кидать миллионы, и десятки миллионов на дворян-тунеядцев, на военные авантюры, на подачки сахарозаводчикам и нефтяным королям и тому подобное»[61]. О весьма слабом развитии среднего и высшего образования к концу XIX в. можно судить по следующим данным. В текстовом обзоре материалов первой всеобщей переписи населения 1897 г. сказано[62]: «С образованием выше начального во всей империи находилось 1 364 143 лица или только 1,102%. В частности, среди лиц мужского пола было 848 932 или 1,359% мужского населения и 535 211 лиц женского пола или 0,847% всех женщин. Надо иметь еще в виду, что приведенные цифровые величины не указывают исчерпывающим образом численность лиц действительно закончивших свое образование, а они лишь свидетельствуют, что столько-то из них обучалось в тех или других заведениях, а сколько из них окончило неизвестно». В последующие годы до Великой Октябрьской социалистической революции среднее и высшее образование в стране оставалось на низком уровне. В свете приведенных материалов о состоянии народного образования в царской России особенно ярко выступают великие до­стижения культурной революции в СССР. В стране ликвидирована вековая неграмотность населения. Введено всеобщее семилетнее обучение и поставлена задача уже в шестой пятилетке осуществить в основном всеобщее среднее образование в городах и селах нашей страны. В 1955/56 учебном году обучалось, включая курсы подготовки и переподготовки кадров массовых профессий и дру­гих видов обучения, свыше 50 млн. чел. В начальных, семи­летних и средних школах, в школах взрослых, в системе трудовых резервов, в техникумах обучается почти 35 млн. учащихся. Еще по данным переписи 1939 г. в СССР число лиц, имеющих среднее образование, равнялось 13178,8 тыс., а высшее'- 1080,1 тыс. чел. В 1955/56 г. в техникумах и других средних специальных учебных заведениях (включая заочные) обучалось 1961 тыс. чел., а в высших учебных заведениях (считая заочные) было 1867 тыс. студентов[63]. Особенно высокими оказались достижения в области народного образования в национальных республиках.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принимая во внимание статистические данные по грамотности населения России (в период XIX и начале XX вв.) по разным городам, губерниям, возрастным группам хочется сделать вывод, что сложная, порой не стабильная жизнь людей в то время, ставило обучение и самосовершенствование различных групп населения на второй, а то и третий план по важности. Особенно страдали дети. Отсутствие начального образования, пробелы по знаниям средней школы не позволяло населению России сделать большие рывки в прогрессе различных областей развития страны. Проанализировав данный временной этап по грамотности населения нашей страны, хочется поблагодарить своих учителей, родителей за предоставленную нам (ученикам средних образовательных школ) возможность в настоящее время получать знания по различным интересным предметам, которые нам я уверен пригодятся, когда мы станем взрослыми.

Список использованных источников и литературы:

  1. В. И. Ленин, Соч., т. 19, стр. 115.

  2. Материалы для статистики Костромской губернии, под. ред. В. Пирогова, вып. I, Кострома, 1870, вып. II, 1875

  3. Материалы для статистики Костромской губернии, под ред. В. Пирогова, вып. III, стр. 204

  4. Н. Боголепов, Статистические сведения о грамотности крестьянского населения Московской губернии по подворной переписи 1869 и 1883 гг., Статистический ежегодник Московской губернии за 1895 г.

  5. Военно-статистический сборник, вып. IV, под. Ред. Н.Н. Обручева, СПБ, 1871, отд. II, стр. 35-36

  6. Вологодский сборник, т. I, Вологда, 1879, стр. 50

  7. Область Войска Донского по переписи 1873 г., Итоги жителей в поселениях Области Войска Донского, кн. 5, Новочеркасск, 1879

  8. М. Семевский, Грамотность в деревнях государственных крестьян Псковской губернии в 1863 г., СПБ, 1864, стр. 86-87

  9. М. Семеновский, Грамотность в деревнях государственных крестьян Псковской губернии в 1869 году, СПБ, 1864, стр. 71

  10. С. Нурминский, Статистические сведения о числе грамотных и неграмотных в православии и единоверческом населении Вятской губернии, Вятка, 1875, стр. 2, и 69

  11. Г. Данилевский, Об образовании низших классов России, Сельские училища и народное образование в Харьковской губернии, Отечественные записки № 4, 1864, стр. 533-535

  12. М. Суперанский, Начальная народная школа в Симбирской губернии, Симбирск, 1906, стр. 72

  13. Н.Г. Чернышевский, полное собрание соч. т. IV, СПБ, 1906, стр. 556

  14. Н. Быков, Грамотность сельского населения по данным земской статистики, Юридический Вестник, 1880, июль-август, стр. 310-312

  15. Н. А. Благовещенский, Сводный статистический сборник хозяй­ственных сведений по земским подворным переписям, т. I, М., 1893, стр. 128. В нашей таблице опущена Нижегородская губерния, по которой сведений нет.

  16. Сборник статистических сведений по Московской губернии, т. IX, На­родное образование, М., 1884, стр. 209-211.

  17. В. И. Покровский, Историко-статистическое описание Тверской губернии, 1882, стр. 260

  18. Таблица составлена на основании данных, опубликованных в издании Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г., СПБ, 1905.

  19. Таблица составлена по сводным материалам, опубликованным 3. М. и Н. Л. Свавииким и в сборнике Земские подворные переписи 1880-1913 гг. Поуездные итоги, изд. ЦСУ, 1926 и в работе Учет грамот­ности и образования населения Олонецкой губернии, Петрозаводск, 1910.

  20. Таблица составлена на основании следующих изданий: Санкт-Петербург по переписи 10 декабря 1869 г., СПБ, 1872; Результаты однодневной пере­писи городов Псковской губернии 28 ноября 1887 г., вып. I, Псков, 1889; Киев и его предместья по переписи 2 марта 1874 г., Киев, 1875; Статисти­ческие сведения о жителях г. Москвы по переписи 12 декабря 4871 г., Мо­сква, 1874; Новочеркасск по переписи 15 декабря 1872 г., Новочеркасск, 1874; Материалы по истории и статистике Омска, извлеченные из отдельной переписи 1877 г., Омск, 1878; Тифлис по однодневной переписи 25 марта 1875; Сборник сведений о Кавказе, т. VI, Тифлис, 1880; Главнейшие итоги переписи г. Харькова 8 декабря 1912 г., Харьков, 1914; Материалы для стати­стики Костромской губернии, вып. I и III, Кострома, 1870 и 1875; Результаты однодневной переписи, произведенной 26 марта 1873 г. (материалы для ста­тистики г. Екатеринбурга), Екатеринбург, 1873; Николаев с его пригородами и хуторами по переписи, произведенной 27 апреля 1875 г., Николаев, 1877; Перепись населения г. Одессы, произведенная 11 сентября 1873 г., Одесса, 1873; Опыт разработки результатов народных переписей в городах Казанской губернии, Казань, 1871.

  21. Таблица составлена на основании данных, опубликованных в издании Общий свод по империи результатов разработки данных пер­вой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г., СПБ, 1905

  22. Таблица составлена на основании опубликованных материалов разработки всеобщей переписи населения 1897 г. и переписей городского населения 1910-1916 гг.

  23. Город Баку и промыслово-заводский район.

  24. Статистический атлас г. Москвы и Московской губернии, вып. I, 1924, стр. 20

  25. Материалы по статистике Петрограда, вып. IV, Пг., 1921, стр. 20

  26. Без пригородов

  27. Петроград по переписи 15 декабря 1910 г., под редакцией В.В. Степанова

  28. С пригородами

  29. По данным переписи населения Петербуга 15 декабря 1910 года.

  30. Известия Московской городской думы, март. 1904

  31. Там же, стр. 16

  32. Там же, стр. 17

  33. Уровень грамотности в Харькове увеличился с 36,9% в 1866 г. до 66,6% в 1912 г., причем показатель грамотности среди жен­ского населения повышался в более интенсивном темпе. Не­смотря на эти различия в темпах, все же в 1912 г. грамотных насчитывалось в Харькове среди мужчин 74,2%, а среди жен­щин-58,6%.

  34. Военно-статистический сборник, вып. IV, СПБ, отд. II, стр. 35-36

  35. За более ранний период по Ардатовскому уезду Симбирской губернии, В.В. Трубниковым были опубликованы следующие данные: грамотных на 100 рекрутов по наборам 1840-1949 гг.-2,33, а по наборам 1851-1955 гг., -3,83. (Результаты народных переписей в Ардатовском уезде Симбирской губернии в Сборнике Статистических сведений о России, изд. Статистическое отделение Русского географического общества, кн.3, СПБ, 1858)

  36. Таблица составлена па основании данных, опубликованных в следующих изданиях: Статистический временник Российской империи, сер. Ш, вып. III; Всеобщая воинская повинность в Российской империи за первое десятилетие 1874-1883 гг., СПВ, 1886; Сборник сведений по России 1896 г., СПБ, 1897; В л. Ф а р м а к о в с к и й, Начальная школа Министерства на­родного просвещения, СПБ, 1900; Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи, вып. III, IV, 1902 и 1903; Грамотность в России к X съезду Советов, изд. ЦСУ, М., 1920. Данные в скобках выве­дены па основании данных за смежные годы.

  37. Народное образование в Курской губернии, составил И. Н. Белоконский, изд. II, Курск, 1897, стр. 46-49.

  38. Таблица составлена на основании данных, опубликованных в следующих изданиях: Всеобщая воинская повинность в Российской империи за первое десятилетие 1874-1883 гг., СПБ, 1886; Сборник сведений по России 1896 г., СПБ, 1897; Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи, вып. VI (данные 1904г.), Одесса, 1907

  39. Губернии размещены в убывающем порядке по проценту грамотных в 1894 г.

  40. Военный сборник №3, 1902, стр. 32-35

  41. Общий свод по империи результатов разработки данных первой переписи населения, произведенной 28 января 1897 г., СПБ, 1905, т. II, стр. 174-175

  42. Настоящая таблица и следующие о грамотности 1897 г. составлены на основании данных, опубликованных в издании Общий свод по империи результатов разработки первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г., СПБ, 1905

  43. Включая Польшу.

  44. Нередко при характеристике состояния грамотности населения России за этот период приводили данные первой всеобщей переписи населения 1897 г. Показательным в этом отношении являются Ежегодники Централь­ного статистического комитета, в которых в течение ряда лет мы встречаем одни и те же данные о грамотности населения России, полученные па ос­новании разработки материалов переписи 1897 г. Между тем за 16-17 лет, протекших а момента указанной переписи до 1913-1914 гг., произошли опре­деленные сдвиги в развитии школьного дела и в уровне грамотности насе­ления

  45. Статистический временник Российской империи, вып.1, раздел Сведения по статистике народного образования? СПБ, 1866

  46. Отчет деятельности Министерства народного просвещения и подведомственных ему учреждений в 1862, 1863 и 1864 гг., СПБ, 1855, стр. 205

  47. Настоящая таблица составлена на основании данных, опубликованных в издании Начальные народные училища и участие в них православного духовного ведомства, СПБ, 1865, Сведения о низших учебных заведениях, кроме церковно-приходских училищ, были сообщены Центральным статистическим комитетом, а о церковно-приходских школах были собраны епархиями.

  48. Г. Фальборг и В. Чарнолусский, Народное образование в России, СПБ, 1899, стр. 122-124

  49. Извлечение из отчета министра народного просвещения за 1872 г., стр. 61

  50. Вып. III, ред. В. И. Фармаковского, СПБ, 1902, стр. 170-193.

  51. В. И. Ленин, Соч., т. 19, стр. 114

  52. С. В. Рождественский, Исторический обзор деятельности Ми­нистерства народного образования, 1802-1902 гг., СПБ, 1902, стр. 649.

  53. Таблица составлена на основании работ: Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884-1909), изд. Училищного Совета при святейшем синоде, СПБ, 1909 и Церковные школы Российской империи в 1908 г., СПБ, 1915

  54. Н.В. Чехов, Народное образование в России с 60-х годов XIX века, М., 1912, стр. 101

  55. См. А. С. Пругавин, Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания, СПБ, 1905, стр. 48

  56. Однодневная перепись начальных школ Российской империи, произве­денная 18 января 1911 г., вып. 16, Пг., 1916, стр. 115.

  57. А.В. Захаров, Доступность школы и грамотность населения в Костромской губернии, Кострома, 1913, стр. 37

  58. См. приложение к изданию Начальные училища ведомства Министерства народного просвещения в 1914 г., Пг., 1916

  59. Итоги по империи, В.И. Покровского, Пг., 1916, стр. 110

  60. См. Одновненая перепись начальных школ Российской империи, произведенная 18 января 1911 г., вып. 16, стр. 110

  61. В.И. Ленин, Соч. т. 19, стр. 117

  62. Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 18 января 1897 г., СПБ, т. I, стр. XVII

  63. См. Народное хозяйство СССР, М., Госстатиздат, 1956, стр. 221-227

Просмотров работы: 829