ЛИЧНЫЕ ИМЕНА ЖИТЕЛЕЙ ААЛА КАТАНОВ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЛИЧНЫЕ ИМЕНА ЖИТЕЛЕЙ ААЛА КАТАНОВ

Челтыгмашева Е.О. 1
1МБОУ Катановская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оглавление

Введение ………………………………………………………………с. 3

  1. Теоретическая часть……………………………………….……...с. 4

  2. Практическая часть…………………………………..……………с. 5

2.1.Количественный и качественный состав личных имен учащихся школы и жителей аала Катанов ……………………………………...с.5

2.2. Факторы, влияющие на выбор имени …………………………с.7

Заключение …………………………………………………………….с.9

Библиография ………………………………………………………….с. 10

Приложение …………………………………………………………….с.11

Введение

Собственные имена (антропонимы) всегда привлекали внимание не только учёных, но и каждого из нас. Их возникновение, историю, различные преобразования, распространение, назначение, изучают историки, литературоведы, психологи, этнографы, географы, но больше всех языковеды. Этим и определяется актуальность исследования: личные имена местных жителей, в частности коренной национальности Хакасии изучены недостаточно.

В данной работе рассматриваются личные имена не только учащихся Катановской школы, но и жителей аала Катанов.

Целью исследовательской работы является изучение этимологии, количественного и качественного состава личных имен учащихся нашей школы и жителей аала Катанов.

Цель данного исследования реализуется в решении следующих задач:

- провести семантический, этимологический анализ личных имен учащихся школы и жителей аала Катанов;

- выявить наиболее распространенные имена;

- выявить факторы, влияющие на выбор имени.

Методы исследования: анализ, синтез, описательный метод, сравнительный метод,

Практическая значимость: данный материал может быть использован в школьной практике при подготовке к урокам русского и хакасского языка как региональный компонент, на уроках краеведения, во внеклассной работе и др.

I. Теоретическая часть

1. Особенности личных имен

Собственные имена, относящиеся к человеку, называются антропонимами, а наука, которая занимается их изучением – антропонимикой (от греч. anthropos «человек» и onyma «имя»).

Исследуя антропонимы, можно наблюдать связь с личными именами других народов, отражение бытового уклада и общественного строя, мировоззрения народа.

Личные имена вместе с другими собственными именами составляют особый раздел в лексике языка (ономастику) и противопоставляются простым словам, т.е. всему остальному лексическому составу языка. В грамматиках личные имена противополагаются нарицательным именам, но только в классе существительных. Главная особенность личных имен заключена в своеобразии их содержания.

В предложениях личные имена ведут себя в как существительные. Так, личное имя, являясь обозначением лишь одного предмета, не употребляется во множественном числе. Личные имена, будучи обозначением единичного предмета, по содержанию всегда конкретны, поэтому в притяжательных и винительных падежах они, в отличие от нарицательных слов, характеризуются обязательными окончаниями.

Выделяются следующие специфические особенности личных имен, которые отличают их от других слов:

1) личные имена предназначены для различения людей друг от друга;

2) личное имя не обозначает понятие, оно воспринимается в соотнесенности с тем субъектом, который им обозначается;

3) личные имена не переводятся на другие языки, поэтому они относятся к международной лексике;

4) при заимствовании из других языков у личных имен может изменяться фонетическое и орфографическое оформление в соответствии с языковыми нормами заимствующего языка;

5) личные имена не имеют множественного числа.

Характер личных имен определяется многими факторами: культурой народа и религией, историей народа, социальной средой и ее изменениями (мода на имена, изменение их состава, появление новых имен и моделей).

II. Практическая часть

2.1. Количественный и качественный состав личных имен учащихся школы и жителей аала Катанов

Было проведено анкетирование среди жителей аала Катанов и учащихся школы (см. Приложение № 1). Взрослого населения было опрошено 64 человека, учащиеся школы – 138 человек.

Среди мужских имен учащихся школы распространены – Кирилл «Господин, владыка», Андрей «Мужественный», Вячеслав «Наиславнейший», Иван «Милость Божия», Виктор «Победитель», Дмитрий «принадлежащий Деметре».

Среди женских имен учащихся школы преобладают: Виктория «Победная», Анастасия «Воскресение», Юлия «от др. римского полководца Юла Аскания», Дарья «Сильная, побеждающая», Ангелина «Вестница», Алина «Чужая» или «Величественная».

Тем не менее, большинство имен учащихся школы в последнее время встречается в единичном случае. Выбор имени возможно обусловлен велениям моды на необычные имена. Можно отметить такие имена, как Ванесса, Лилиана, Ипполит, Эдвард, Даяна, Богдан, Матвей, Арсений, Камилла, Руслана, Ярослав, Ева, Давид и др.

Следует отметить, что некоторые личные имена учащихся школы обусловлены принадлежностью к той или иной народности. Например, можно выделить имена Идрис (татарин), Руслан (таджик), Нодирбек, Элбек, Абдурахман (узбек), Эламан (киргиз), Эрика (немка).

В Катановской школе большинство обучающихся коренной национальности - хакасы. Поэтому среди учащихся Катановской СОШ встречаются учащиеся с хакасскими именами:

Айас (1): ясный, рожденный в ясный день;

Аймир (1): сокращенное от Ай Мирген, в переводе с хакасского «лунный стрелок».

Азарика (1): производное от Азаар «побеждающая».

Имя Айана у учащихся школы встречается в двух вариантах: Айана (хак.), Аяна (киргиз.). В исконно хакасских именах не было деления на мужские и женские имена, так как в хакасском языке, как и в других тюркских языках нет категории рода. Данное имя звучало как Айан. Под влиянием русского языка к имени прибавили окончание –а, и вариант Айана теперь используется как сугубо женское имя. Этим же можно объяснить имя Саяна (1) произошло от мужского имени Соян, т.е. «тувинец».

Айнур (1) – имя тюркского происхождения, в переводе означает «лунный свет»

Среди взрослого населения наиболее распространены мужские имена: Виктор «Победитель», Александр «Защитник», Петр «Камень». Среди женских имен: Татьяна «Устроительница», Ирина «Мир, покой», Людмила «Милая», Галина «Спокойная, тихая», Наталья «Родная».

В большинстве случаев взрослое население носит самые распространенные имена: Екатерина, Елена, Лариса, Николай, Николай, Андрей, Александр и др. Из редких имен встречаются Нэлла, Эльвира, Лилия, Иосиф.

Хакасское имя встретилось только 1 раз – Саяна – и то в возрасте 21 год. Это объясняется тем, что большинство опрошенных из взрослого населения родилось еще в советский период нашей страны.

По результатам анкетирования было выявлено, что 75 % обучающихся не знают, что обозначает его имя; 67 % считают, что имя им выбрали родители, 13% - выбрали бабушки/дедушки, 11 % - братья/сестры, 9% - не знают, кто назвал.

Среди взрослого населения 62 % опрошенных знают, что обозначает их имя, и лишь 42%, знают, что обозначает личные имена их детей.

  1.  
    1. Факторы, влияющие на выбор имени

В результате анкетирования мы выявили основные факторы, влияющие на выбор имени. Результаты представлены в следующей диаграмме:

Диаграмма №1

Наибольшее количество выбирают имя, потому что оно нравится. Чуть меньше людей называют своих детей в честь своих ближайших родственников. Кроме того, часто выбирают имена по лексическому значению, по сочетаемости с отчеством и фамилией, в честь друга/подруги.

Среди обозначенных в анкете вариантов были еще выбраны:

- это имя было популярным (2 чел)

- имя выбрано по святцам (2 чел)

- имя соответствует знаку зодиака (2 чел)

- имя хорошо сочетается с именами его братьев и сестер (2 чел)

- назвали в честь известного героя (1 чел)

- в честь известного человека (политический деятель) (3 чел)

- героя фильма (1 чел).

Были предложены свои варианты:

- в честь врача-акушера, принимавшего роды (3 чел)

- в честь медсестры, которую дед встретил на войне (1 чел)

- в честь известных спортсменов (2 чел)

- в честь главы сельского совета (1 чел)

- потому что такого имени нет в роду (1 чел)

- традиция в семье (1 чел)

- данное имя успешное (1 чел)

Таким образом, факторы, влияющие на выбор имени, весьма разнообразны, они могут быть связаны с обстоятельствами рождения, с жизненным опытом человека, актуальности имени в наше время, национальной принадлежностью, благозвучием.

Можно сделать вывод, что состав личных имен жителей аала Катанов неоднороден. Времена меняются, а мода на необычные имена остается.

Можно отметить, что в последнее время среди коренного населения, возрождение роли хакасского языка повлияло на то, что все чаще детей называют исконно хакасскими именами.

Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:

1. Личные имена – это особые слова со своей особой судьбой. Исторически каждое имя представляло собой слово или фразу какого-либо языка. Но с течением времени, становясь обозначением лица, слово (фраза) начинало употребляться совершенно по-новому, в ином применении, и первоначальный смысл его забывался; основным для имени становится звучание.

2. У личных имен есть свои специфические особенности, которые отличают их от других слов.

3. В данное время родители выбирают имена по благозвучию, им нравится как оно звучит. Традиция называть по имени предков уходит на второй план. Кроме того, выбор имени может быть обусловлен велениям моды на необычные имена.

4. Состав личных имен жителей аала Катанов неоднороден. Они представлены именами греческого, латинского, скандинавского, славянского, русского еврейского, тюркского, персидского происхождения. Возрождение роли хакасского языка отмечено тем, что чаще детей называют исконно хакасскими именами, например, Айас, Аймир, Айана, Саяна и др.

Библиография

  •  
    1. Бутанаев В.Я. Хоорай аттары – личные имена хакасов. – Абакан, 1994, с. 108.

    2. Никонов В.А. Имя и общество. – М., 1974, с. 278.

    3. Подольская Н.В. Собственные имена // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., 1990, с. 473 – 474.

    4. Хакасско-русский словарь / под ред. Н.А. Баскакова. – М., 1953, с. 348 – 356.

Приложение

Анкета

Просим вас оказать помощь в написании исследовательской работы «Личные имена». Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

  1. Напишите свое имя ___________________

  2. Укажите свой возраст _________________

  3. Знаете ли Вы, что обозначает ваше имя? ________________________________________________________________________________________________________________

  4. Почему Вас так назвали? ________________________________________________________________________________________________________________

  5. Если у Вас есть дети, запишите их имена ________________________________________________________

  6. Знаете ли Вы, что означают их имена ________________________________________________________________________________________________________________

  7. Почему Вы выбрали именно это имя? (нужное подчеркнуть)

- это имя нравится

- это имя было популярным

- имя выбрано по святцам

- имя соответствует знаку зодиака

- имя хорошо сочетается с отчеством и фамилией

- имя хорошо сочетается с именами его братьев и сестер

- имя выбрано по его значению

- имя выбрал ближайший родственник (брат/сестра, бабушка, дедушка и др.)

- назвали в честь ближайших родственников (указать кого)____________________________________________________

- назвали в честь друга, известного героя, человека, героя фильма, книги ___________________________________________________

Другое _________________________________________________

 

11

 

Просмотров работы: 707