ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ

Иванов, И.С. 1Тарасенко В.Б. 1Чунихин И.В. 1
1МБОУ "Карповская средняя школа" Городищенского района Волгоградской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Гипотеза исследования:

Может ли музыка существовать без литературы?

Цели и задачи исследования:

1. Выяснить могут ли вокальные произведения обойтись без литературы?

2. Выяснить значение музыки и литературы в жизни людей?

3.Изучить значение литературы при создании опер и балетов?

4.Выяснить может ли вокально-инструментальная и симфоническая музыка обойтись без литературы?

План исследовательской работы:

1.Подобрать и изучить материалы по теме исследования.

2.Доказать, что музыка и литература взаимосвязаны между собой.

3.Выяснить велико ли значение музыки и литературы в жизни людей (Анкетирование).

4.Результаты исследования.

Работая над проектом, мы поняли, что человека окружают разные виды искусства. Музыка часто вступает в союз с другими видами искусств, она окружает человека. В разных жизненных ситуациях звучит разная по характеру музыка. Своё исследование мы начали с вокально-хоровой музыки, а именно с песни и романса.

На уроках музыки и занятиях вокальной группы мы выучили и прослушали песни:

М. Тавривердиева «Маленький принц»,

В. Баснера «С чего начинается Родина?»,

В. Алеева «Гвоздь и подкова», Г. Струве «Музыка», Е. Крылатова

«Где музыка берёт начало»,

М. Глинка «Жаворонок»,

П. И. Чайковского «Неаполитанская песенка», «Вальс цветов»,

Народные песни: «Веснянка», «Весёлый мельник».

Мы пришли к выводу, что когда в песне или романсе исчезают слова - теряется содержание. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратились бы в сплошной вокализ. Без стихов С. Есенина не появилось бы произведение Г, В, Свиридова «Поёт зима , аукает», не было бы романса «Жаворонок» М. И. Глинки и пьесы-фантазии на неё М. Балакириева.

Прослушали кантату С.С. Прокофьева «Александр Невский, посмотрели балет А. Хачатуряна «Чипполино», балет И. Стравинского «Петрушка», оперу Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Узнали, что такое опера и балет, историю их создания и выяснили, что для их появления так же нужны литературные источники. Убедились, что творчество композиторов – классиков неразрывно связано с народной песней. Так как в своём творчестве композиторы часто обращаются к известным мелодиям песен, используют литературные сюжеты. Мы пришли к выводу, что утверждение: для инструментальной и симфонической музыке литература не нужна – ошибочно. Без литературы (без поэтического текста) не появились бы оперы, балеты, кантаты и оратории и многие музыкальные произведения. Вокальные произведения превратились бы в вокализы. Единственный жанр вокально-хоровой музыки в котором не используется литература – это песни без слов. Единственный жанр вокально-хоровой музыки в котором не используется литература – это песни без слов.

Мы провели анкетирование среди учащихся и педагогов нашей школы с целью выяснить значение литературы и музыки в их жизни.

Результаты исследования показали, что на вопросы

1. «Литература важна в жизни человека» ответили 83 % опрошенных;

2. «Музыка необходима человеку ответили» 89% опрошенных.

Выводы:

Музыка без литературы существовать может, но она бы обеднела. Не появилось бы множество жанров вокально-хоровой музыки. Опера, балет, симфонические картины самым тесным образом связаны с литературой. Литература является первоисточником многих музыкальных произведений.

Информационные источники

  1. Владимиров В., Лагутин А., «Музыкальная литература» Москва, «Музыка»,1988

  2. Назарова Л., «В мире звуков, слов и красок», издат. центр «Добродея»,1998

  3. Прохорова И., Скудина Г. «Советская музыкальная литература» издат. «Музыка», Москва,1976

  4. Третьякова Л.С. «Русская музыка 19 века», Москва, «Просвещение»,1976

Просмотров работы: 3367