Может ли музыка существовать без литературы?
Цели и задачи исследования:
1. Выяснить могут ли вокальные произведения обойтись без литературы?
2. Выяснить значение музыки и литературы в жизни людей?
3.Изучить значение литературы при создании опер и балетов?
4.Выяснить может ли вокально-инструментальная и симфоническая музыка обойтись без литературы?
План исследовательской работы:
1.Подобрать и изучить материалы по теме исследования.
2.Доказать, что музыка и литература взаимосвязаны между собой.
3.Выяснить велико ли значение музыки и литературы в жизни людей (Анкетирование).
4.Результаты исследования.
Работая над проектом, мы поняли, что человека окружают разные виды искусства. Музыка часто вступает в союз с другими видами искусств, она окружает человека. В разных жизненных ситуациях звучит разная по характеру музыка. Своё исследование мы начали с вокально-хоровой музыки, а именно с песни и романса.
На уроках музыки и занятиях вокальной группы мы выучили и прослушали песни:
М. Тавривердиева «Маленький принц»,
В. Баснера «С чего начинается Родина?»,
В. Алеева «Гвоздь и подкова», Г. Струве «Музыка», Е. Крылатова
«Где музыка берёт начало»,
М. Глинка «Жаворонок»,
П. И. Чайковского «Неаполитанская песенка», «Вальс цветов»,
Народные песни: «Веснянка», «Весёлый мельник».
Мы пришли к выводу, что когда в песне или романсе исчезают слова - теряется содержание. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратились бы в сплошной вокализ. Без стихов С. Есенина не появилось бы произведение Г, В, Свиридова «Поёт зима , аукает», не было бы романса «Жаворонок» М. И. Глинки и пьесы-фантазии на неё М. Балакириева.
Прослушали кантату С.С. Прокофьева «Александр Невский, посмотрели балет А. Хачатуряна «Чипполино», балет И. Стравинского «Петрушка», оперу Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Узнали, что такое опера и балет, историю их создания и выяснили, что для их появления так же нужны литературные источники. Убедились, что творчество композиторов – классиков неразрывно связано с народной песней. Так как в своём творчестве композиторы часто обращаются к известным мелодиям песен, используют литературные сюжеты. Мы пришли к выводу, что утверждение: для инструментальной и симфонической музыке литература не нужна – ошибочно. Без литературы (без поэтического текста) не появились бы оперы, балеты, кантаты и оратории и многие музыкальные произведения. Вокальные произведения превратились бы в вокализы. Единственный жанр вокально-хоровой музыки в котором не используется литература – это песни без слов. Единственный жанр вокально-хоровой музыки в котором не используется литература – это песни без слов.
Мы провели анкетирование среди учащихся и педагогов нашей школы с целью выяснить значение литературы и музыки в их жизни.
Результаты исследования показали, что на вопросы
1. «Литература важна в жизни человека» ответили 83 % опрошенных;
2. «Музыка необходима человеку ответили» 89% опрошенных.
Выводы:
Музыка без литературы существовать может, но она бы обеднела. Не появилось бы множество жанров вокально-хоровой музыки. Опера, балет, симфонические картины самым тесным образом связаны с литературой. Литература является первоисточником многих музыкальных произведений.
Информационные источники
Владимиров В., Лагутин А., «Музыкальная литература» Москва, «Музыка»,1988
Назарова Л., «В мире звуков, слов и красок», издат. центр «Добродея»,1998
Прохорова И., Скудина Г. «Советская музыкальная литература» издат. «Музыка», Москва,1976
Третьякова Л.С. «Русская музыка 19 века», Москва, «Просвещение»,1976