СЛОВА – ПАРАЗИТЫ В РЕЧИ МОИХ ОДНОКЛАССНИКОВ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СЛОВА – ПАРАЗИТЫ В РЕЧИ МОИХ ОДНОКЛАССНИКОВ

Сачкова Елизавета Евгениевна 1
1
Смирнова Л.Ф. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

І. Введение__________________________________________________3 – 4

ІІ. Основная часть____________________________________________4 – 10

  1. Теоретическое содержание исследования

  1. Определение термина _____________________­_________4-5

  2. Причины употребления ______________________________5

  3. Список литературных слов- паразитов ________________6

4)Как слова-паразиты характеризуют человека_____________6

5)Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы_________________________________________________6

6)Слова-паразиты в художественной литературе____________7

2. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся

6 класса МБОУ СОШ с. Максютово ____________________7-8

3.Способы избавления от слов-паразитов __________________9

4. Вывод______________________________________________9-10

ІІІ. Заключение _____________________________________________10

Литература__________________________________________________ 10

Введение

Сегодня все чаще в речи детей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова-паразиты. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Классические паразиты — те, которые в организме или в природе живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, проникая в нашу речь, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. Мозг человека, который слушает «обогащенную» паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему так происходит? Отчего это все зависит? Как бороться с этим? В своем исследовании я попыталась ответить на эти вопросы.

По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Слова, которые не несут определённого значения, называются паразитами (сорняками), их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются словами-паразитами, а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте. Этот класс слов мало изучен.

Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что «нашпрекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Неслучайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются. Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.

Объект исследования: речь учащихся 6 класса МБОУ СОШ с.Максютово

Предмет исследования: употребление слов-паразитов

Цель исследования: доказать, что учащиеся моего класса достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.

Задачи исследования:

  1. Определить, что такое слова-паразиты;

  2. Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;

  3. Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;

  4. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

  5. Выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов;

Методы исследования:

1.Изучение теоретического материала о словах-паразитах;

2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;

3.Анкетирование;

4. Анализ полученных результатов

Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять слова-«паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам.

Новизна работы заключается в представлении некоторыхрекомендаций для снижения риска появления слов-паразитов в речи

Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи

II. Основная часть

1.Теоретическое содержание исследования

  1. Определение термина

Красивая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточной речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль.

В качестве слов-паразитов чаще всего выступают частицы.

2) Причины употребления

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время» .Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Есть и звуки-паразиты.

Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся 6 класса, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.

Причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:

  1. Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

  2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

  3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

  4. Мода на некоторые слова

3) Список литературных слов-паразитов

и так далее

Блин

прямо

собственно говоря

как бы

скажем

 

как говорится

можешь/ете представить

Ведь

как его

 

видишь / видите (ли)

как сказать

так

в натуре

Короче

так вот

в некотором роде

можешь/ете вообразить

так сказать

в общем (-то)

 

там

  1. Как слова-паразиты характеризуют человека

Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто. Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни. «Короче» – человек не расположен к общению.Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.

5)Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы

80-е годы

90-е годы

2000-е годы

Да?

Как бы

Ну, ну ваще

Типа

На самом деле

Короче

Так сказать

Блин

Прикинь

  1. Слова – паразиты в художественной литературе

В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. Приведем примеры:

1. Одной из отличительных черт рассказов А.П.Чехова являются яркие, разнообразные характеры героев. Чаще всего объекты насмешек – малограмотные чиновники. Чтобы ярче показать их характеры, в речи отрицательных героев автор часто использует слова-паразиты. Пример тому образ Ивана Прохорыча Гауптвахтова в рассказе «Забыл!!».

2. В речи генералов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина встречается много слов-паразитов как одно из средств речевой характеристики героев. Слова-паразиты: «вот», «эдак», «гм..», «да», «кабы», «тьфу» - подчёркивают никчёмность генералов, их стремление жить за счёт труда крестьянина, паразитизм.

2.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся

6 класса МБОУ СОШ с.Максютово

На уроках литературы, истории, географии в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся 6 класса приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Шестиклассникам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают ученики об употреблении этих слов?

Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов-паразитов» и исследование «Употребление слов-паразитов обучающимися разных возрастных групп». В анкетировании принимали участие 15 учащихся 6 класса МБОУ СОШ с.Максютово

Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:

1из опрошенных учащихся не знают, что такое слова-паразиты

14 учащихся знают, что такое слова-паразиты.

Из 14 опрошенных учащихся, которые знают, что такое слова-паразиты только 3 человека написали в анкете, что они не употребляют слова-паразиты в речи .

На основании наблюдений на уроках и внеурочное время (с сентября 2015 г. по декабрь 2015 г) я составила частотный словарь слов-паразитов.

Самым распространенными и общеупотребляемыми из слов-паразитов в 6 классе является такие слова-«паразиты» как «блин», «короче», «ну», «как бы», «это самое», «типа», «это», «ваще», «чё…».Из них самые распространенные «ну (78 раз), «вот» (60 раз), «короче» (79 раз).

Я проанализировала слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведу некоторые из них.

1.

Короче

Резкость, желание быстрее закончить речь

Короче, дело было так...

2.

Как бы

Неуверенность в том, что говорит; приблизительность

Мы уже как бы читали эту книгу

3

Типа

Желание выделиться

Заменитель паузы

Типа, ты кто такой?

4

Это

Пауза во время говорения или употребления каких-то слов

Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений...

5

Факт

Уверенность в своих словах

Так всё и было, факт.

6.

Как его, ну как его, как это

Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить

Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это ... вымерли.

3.Способы избавления от слов-паразитов

В литературе я нашла несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. Вот некоторые из них.

1.Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом.

2. Не нужно бояться тишины.

3.Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-«паразиты».

4.Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема. 5. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной.

6. Обретайте спокойствие. Слова-«паразиты» – результат волнения. Но вы просто представьте, насколько портят речь в кульминационных моментах такие слова.

7.Потренируйтесь ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли.

8.Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать.

9.Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов-«паразитов» вы начинаете произносить.

4. Вывод

Изучая употребление слов-«паразитов» учащимися моего класса, я:

  1. изучила лингвистическую литературу по теме исследования,

  2. изучила распространенность слов-«паразитов» среди учащихся 6 класса нашей школы,

  3. нашла способы снижения употребления слов-«паразитов» в речи

4) результате анкетирования, наблюдения и эксперимента проанализировал наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты и составил частотный словарь.

5) Выпущен буклет-памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов»

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью

В ходе исследовательской работы я убедилась, что среди одноклассников существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов».

III.Заключение

Самыми распространенными словами-«паразитами» стали слова «ну», « блин» «короче»

Данная исследовательская работа поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев.

IV. Литература

1.Дараган. Ю. В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи, М. [email protected]..

2.Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев - Одесса, 1984

3 Левонтина И.Б. «О словах-паразитах» журнал «РЯШ» №15, 2004

4.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка», М. 2004г.

5.«Словарь по общественным наукам» http:// www/ i-u / biblio / archive / kuitura %5Irehti / 07/ aspx.

  1. Энциклопедия «Википедия» – электронный носитель.

7.«Энциклопедический словарь юного филолога», М. «Педагогика», 1984г.

8.www.gramo

 

10

 

Просмотров работы: 7351