Самая сильная страсть в истории человечества, на наш взгляд, – это власть денег, золота, богатства и его накопительства. На протяжении многих веков в литературе отражалась всеобщая мечта о богатстве и изобилии, но безудержное стремление людей к обогащению всевозможными способами осуждалось писателями и демонстрировалось как нечто уродливое, как проявление самых низких человеческих пороков. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Венецианский купец» Шекспира, «Скупой» Мольера, «Гобсек» Бальзака. В русской литературе жажда обогащения, стяжательства нашла своё отражение в произведениях Д. Фонвизина («Недоросль»), Н. Гоголя («Мёртвые души»), Ф.Достоевского («Преступление и наказание»), Д. Мамина-Сибиряка («Приваловские миллионы», «Золото») и многих других писателей. Страстное желание героя возвыситься с помощью денег, чувствовать себя независимым, свободным оставалось незамеченным. В связи с этим хотелось бы обратиться к творчеству гениального А.С.Пушкина и его представлениям о роли богатства в судьбе человека.
В начале своего литературного пути поэт во многом следовал традиции в показе и осуждении таких пороков, как зависть, гнев, сладострастие, гордыня, скупость, алчность. В 1830 году, в знаменитую «болдинскую осень», был закончен драматический этюд, получивший название «Скупой рыцарь». Критики, историки литературы по сложившейся традиции (все-таки влияет кажущаяся композиционная и сюжетная простота произведения: три небольших сцены, пять действующих лиц, явный порок (один из смертных грехов) – скупость; конфликт между скупым отцом и нуждающимся сыном, совершение преступления – клевета отца на сына, и, как наказание - смерть порочного человека) видели нравоучительное произведение, осуждающее стяжательство и утверждающее, что всякий порок понесет заслуженное наказание. Не оставляли без внимания и другой порок Рыцаря – гордыню. Ведь он возомнил себя всемогущим, потому что обладал богатством:
Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу;
Я знаю мощь мою: с меня довольно
Сего сознанья...
Я царствую!.. Какой волшебный блеск!
Послушна мне, сильна моя держава;
В ней счастие, в ней честь моя и слава!
Что может быть иллюзорней такой власти над миром? И получалось, что Барон, который не мог из-за своей скупости привести в движение золото, оставался всего-навсего жалким мечтателем-бедняком. Поведение Скупого рыцаря можно объяснить словами французского теолога XII века Бернара Клервосского: «Скупость – это постоянная бедность в страхе перед нищетой».
Но что удивительно, А.С.Пушкин не мог не вложить в уста своего героя жалобы, в которой видна трагедия этого страшного и в то же время обделенного самим собой человека. Человеческое проглядывает в неожиданно вырвавшемся признании:
Иль скажет сын,
Что сердце у меня обросло мохом,
Что я не знал желаний, что меня
И совесть никогда не грызла, совесть,
Когтистый зверь, скребущий сердце…
И вот уже перед нами не демон, не всемогущий повелитель, а напуганный и жалкий маленький человек, который, имея огромное состояние, вынужден быть вассалом герцога-мальчишки, ровесника сына, преклонять пред ним колена и выслушивать его пожелания, не иметь власти не только над миром, но и над собственным сыном. Потрясенный зависимостью от обстоятельств, своей беспомощностью, Барон погибает.
Иная интерпретация власти денег дается поэтом в незавершенном драматическом произведении «Сцены из рыцарских времен». Мы знакомимся с богатым человеком Мартыном, который, как он сам говорит «…нажил … себе и дом, и деньги, и честное имя, а чем? бережливостию, терпением, трудолюбием». Он тоже, как и Барон, даёт деньги в долг, но не под проценты, как ростовщик, а под участие в результатах тех замыслов, в которые его пытаются вовлечь предприимчивые люди. Его деньги работают, они в движении (хотя и не всегда есть положительный результат, но он как настоящий деловой человек рискует). Мартын действительно бережлив, знает цену деньгам, но не позволяет им властвовать над собой. Его сын Франц, в отличие от отца, лишен деловой хватки: он поэт, мечтатель. Его цель жизни – порвать со своим мещанским происхождением и стать благородным рыцарем: «Виноват ли я в том, что не люблю своего состояния? что честь для меня дороже денег?» Казалось бы, есть много общего в желаниях Франца и Альбера: Францу нужно добиться жить жизнью рыцаря, Альберу – тоже. Франц от денег идет в рыцари за честью, а Альберу нужны деньги, чтобы поддерживать свою честь. Именно при сопоставлении взглядов и поступков этих героев читатель понимает, что только тот человек, который способен отказаться (причем добровольно) от денег, от богатства во имя чести (пусть вначале и иллюзорной), может быть независимым.
Таким образом, «Сцены из рыцарских времен» должны были дополнить трагедию «Скупой рыцарь» иным взглядом на могущество, на власть, но не власть богатства, а на реальную могучую власть честной жизни. Возможно, по замыслу А.С. Пушкина «Сцены из рыцарских времен» должны были стать гимном честному труду и победе человека над низменными страстями.
Как нам кажется, и это предположение нам помог высказать А.С.Пушкин, человек может решить дилемму: первое – это быть хозяином самого себя, позволить себе быть хозяином денег и заставить их работать на себя, то есть проявить полную независимость в своих поступках, или второе - попасть под обаяние иллюзии, что деньги, богатство просто своим наличием наделяют человека могуществом, а, значит, независимостью.
В современном мире достойно и независимо прожить жизнь без больших денег, без богатства, на наш взгляд, может позволить только сильный человек. Поэтому отношение человека к богатству и показывает, сильный это человек или слабый. Ведь деньги тогда действительно могущественны, когда попадают к человеку, для которого они не объект поклонения, а всего лишь средство к свершению больших дел. Власть денег может довести человека до полного отсутствия принятия реальности жизни, если он лишен внутренней независимости. Противоречивость человеческой природы легко рассмотреть через отношение к богатству, к деньгам. Только отношение к ним позволяет понять – силён или слаб человек, независим или порабощён.