Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………..4
Заключение ………………………………………………………………..7
Список литературы
Введение
Любовная лирика занимает в творчестве Сергея Есенина огромное место. Да это и понятно, ведь чувству любви подвластен каждый человек, это чувство дает силу и надежду на преодоление всех трудностей в жизни.
Не всегда в стихотворениях поэта мы видим лишь восторг и восхищение, мечту и надежду, красоту и гармонию. Многие его произведения проникнуты трагическими противоречиями и болью. В них звучат мотивы тоски, потерянности, ненужности, безысходности. Но даже в такие моменты человека спасает любовь. Она дает ему силы жить, помогает преодолеть отчаяние.
Святая святых есенинской лирики – изображение им всего многоцветного и многосложного ореола отношений к женщине. Любовная лирика Сергея Есенина… Это вечная тема мирового искусства. Поэзия Есенина, будучи изображением индивидуальных ситуаций и частных отношений, обладает поразительной всеобщностью…
Целью настоящего исследования является освещение творчества Есенина в связи с его жизненными переживаниями, судьбой; определить, какое влияние оказали женщины, с которыми Есенин пытался связать свою судьбу на его поэтическое творчество.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть мотивы любовной лирики С. А. Есенина и выявить стилистические особенности его поэзии;
2) определить новые подходы к анализу произведений Есенина, к изучению его жизненных и философских ориентаций.
Объектом исследования послужила поэзия С. А. Есенина, воспоминания современников о нем, литературоведческие работы о творчестве поэта.
Предмет исследования – образы есенинских женщин. В его судьбе, в его характере, как и в любом другом мужском, именно они служат своего рода лакмусовой бумажкой и «моментом истины». Будем вглядываться лишь в тех, кто был с ним рядом сравнительно долго и значил много. Анализ произведений посвящённых женщинам, с которыми Есенин пытался связать свою судьбу, но не нашёл покоя, так сильно желаемого им, содержится в работе.
Основная часть
«Адресаты любовной лирики С.А. Есенина»
В стихах о любви, относящихся к 1918 – 1919 годам, обозначились уже чисто есенинские мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие высокую одухотворённость чувства и его целомудренность. [1] Таково стихотворение «Зелёная причёска…», построение на сравнении девушки с тонкой, заглядывающей в пруд берёзкой, её кос – с ветвями, пронизанными лунным гребешком; далее следует рассказ самой берёзки о том, как однажды, звёздной ночью, к ней подошёл пастух:
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
«Низкий дом с голубыми ставнями
Не забыть мне тебя никогда…»
Дом священника Ивана Яковлевича Смирнова стал вторым родным домом Есенина. В Смирновском доме постоянно собиралась молодёжь, затевались игры, ставились спектакли, звенела гитара, звучали песни, стихи.[4] А там, где молодёжь, там, конечно же влюблённость, романы, и поиски, порывы, споры. Именно в этом доме он встретил Анюту Сардановскую…
В пятнадцать лет
Взлюбил я до печёнок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
достигнув возраста, женюсь.
Но проходит совсем немного времени, и отношения Сардановской и Есенина резко меняются. Все мысли Анны заняты только Владимиром Алексеевичем Олоновским.[5] Есенин пишет: «За горами, за жёлтыми долами…» посвящённое А. Сардановской…
Это стихотворение на наш взгляд вобрало в себя и есенинское поэтическое мировосприятие (звучат характерные есенинские «напевы»): «протянулась тропа деревень», «голубеет небесный песок», «дорога мне зелёная ширь.
Пейзаж Есенина - это всегда нравственный итог: исповедь, восторг до опьянения от полноты жизни, покаяние до самобичевания, наставление (урок) и завещание.[1]
В этом стихотворении звучит мотив покаяния, без предваряющего и сопровождающего его раскаяния:
Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом спасителя
За погибшую душу мою.
За этим стихотворением по грустной печальной тональности, мотивам одиночества, покорности судьбе, невесёлым думам о родном крае, о земном и вечном во многом созвучен ряд других стихотворений, созданных поэтом в 1916 году. «Я снова здесь, в семье родной…».
За то, что девочкой неловкой предстала ты мне на пути моём» (Зинаида Николаевна Райх)
Существует версия, что Зинаиду Николаевну познакомил с Есениным его друг и тогдашний соратник по «крестьянской купнице» поэт Алексей Ганин (1893- 1925).[2] В эти немногие счастливые месяцы, проведённые под общим кровом с Райх, Есенин жил в состоянии непрерывного созидания, творческого взлёта. Одна за другой рождались поэмы, вызванные к жизни революцией. Живя поэтическим умом, который поглощал все его силы и помыслы:
…Засосал меня песенный плен.
Осуждён я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм
Cам, тяготясь повседневной службой, Есенин настоял на уходе Райх с работы. Но поэзия кормила скудно, времена были тяжелые: война, разруха, да и Зинаида Николаевна по своей натуре могла долго мириться с бездействием. Трудно сказать, почему и когда именно произошёл разрыв. Можно только предполагать, каковы были причины, побудившие их разойтись. В известной мере виновато бурное время, разруха, лишения, неустроенность быта, частые разлуки, виновато окружение Есенина, сложившееся вскоре после переезда из Петербурга в Москву, в пору его увлечения имажинизмом.
Даже в 1924 году, когда, казалось бы, всё уже улеглось, когда им владели иные чувства и страсти, Есенин вложил в стихотворение «Письмо от матери» такие вот горькие упрёки самому себе:
Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой
Ушёл в кабацкий омут.
«Девушка в белой накидке…» (Лидия Ивановна Кашина)
Известный на всю Москву поэт вошёл в «дом с мезонином» по приглашению самой Лидии Кашиной – она интересовалась его творчеством, просила почитать стихи. [2 ] Есенин рассказал об этом в поэме: Есенин рассказал об этом в поэме иначе:
Был скромный
такой мальчишка,
А нынче…
Поди ж ты…
Вот…
Писатель…
Известная шишка…
Без просьбы уж к нам не придёт.
В 1918 году Есенин пишет в Константинове стихотворение «Зелёная прическа», посвященное его Л. Кашиной. В нём образ берёзки сливается (как это вообще свойственно очеловечивающему природу поэту) с образом девушки:
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
Августа Леонидовна Миклашевская
Этот любовный роман – наиболее романтический и возвышенный в жизни Есенина. Исходные мотивы этого цикла – сожаление о растраченных днях, отречение от кабацкого прошлого, очищение через любовь. Он клялся и обещал этой женщине то, что никогда и никому не обещал:
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонкой касаться руки
«Я искал в этой женщине счастья…» (Айседора Дункан)
Результатом знакомства Есенина с А. Дункан и их путешествия по Европе стал цикл «Москва кабацкая». Можно взять из него любое стихотворение, например «Сыпь, гармоника. Скука… скука…». В нём сразу ощущается резкая смена интонаций, словаря, самого стиля обращения к женщине (не говоря уже о создаваемом женском образе), всей структуры и мелодии стиха:
Сыпь, гармоника… Скука… Скука…
Гармонист пальцы льёт волной.
Пей со мною, паршивая сука,
Пей со мной…
Как будто перед нами строки другого поэта. Дергающийся ритм, речитативный язык, вульгарная лексика, озлобленный цинизм – всё это ничем не напоминает той нежности, поэтичности, временами даже сказочности, которые звучали в его прежних стихах о любви. Здесь любовь попрана, низведена до плотского чувства, женщина обезображена, сам герой деморализован, и его прерываемая буйством тоска лишь в самом конце сменяется ноткой жалостливого раскаяния.
Это трагическое чувство в сочетании с природной задушевностью, с исповедальной откровенностью, с неоценимым богатством таящихся в сердце «снов золотых» и рождает ни с чем несравнимый, чисто есенинский лиризм.
Заключение
Стихотворения Есенина о любви, обращённые к женщинам с которыми он пытался связать свою судьбу, различны по степени художественного совершенства. Есть среди них и произведения невыдающиеся, а в раннем творчестве – и не самостоятельные. Но они безгранично искренни, предельно чисты, и большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную поэзию.
Стихи эти обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание. В нём раскрывается личность поэта, вбирающая в себя большой мир социальных и нравственных ценностей. Этим в конечном счёте определяется общезначимость лирической поэзии, её способность вызвать у читателя сопереживание, заставить его применить к себе лирическую ситуацию, лирический сюжет. Есенин обладал этой способностью в громадной мере, когда разговаривал с современниками, и обладает ею теперь, когда разговаривает с людьми другой эпохи.
Поэт Н. Рыленков очень тонко подметил те обстоятельства социального быта, те исторические условия, которые придавали особое звучание любовной лирике Есенина в двадцатые годы. Он писал: «Безошибочным чутьём поэта Есенин угадывал, какая жажда человеческой нежности накопилась в душе его современников, прошедших по суровым дорогам войны и революции. Эту жажду утоляли лучшие пейзажные и любовные стихи Есенина ». [3]
Но «жажда человеческой нежности» была присуща и самому поэту. Мы проследили этапы смятения и скорби поэта. Всё это он выразил в своих стихах. Есенин писал о том, что никогда не врёт в своих произведениях. Все его стихи посвященные любимым женщинам – это исповедь перед ними, раскрытие самых заветных и сокровенных тайн души поэта. Он так и не нашёл той единственной, любимой женщины с которой мог бы связать свою судьбу. Поэтому то и звучит любовная лирика так печально, так безысходно. В этом то и заключается его трагедия.[5]
Список литературы
1) Автобиографии // Есенин С. А. собр. Сочинений в 5 тт. том 5 – М.: 1968.
2) Базанов о Есенине // Русская литература 1974 №4.
3) Наумов Е. И. С. Есенин. Жизнь и творчество М – Л.: Просвещение 1965.
4) Неизвестные воспоминания о Есенине // Знамя 1999 №12.
5) Панфилов А. Есенин без тайны – М.: Народная книга 1994.
9