АДРЕСАТЫ ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ С. А. ЕСЕНИНА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

АДРЕСАТЫ ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ С. А. ЕСЕНИНА

Доржиева А.Ц. 1
1
Будаева А.Г. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание
  1. Введение…………………………………………………………………….3

  2. Основная часть……………………………………………………………..4

  3. Заключение ………………………………………………………………..7

Список литературы

Введение

Любовная лирика занимает в творчестве Сергея Есенина огромное место. Да это и понятно, ведь чувству любви подвластен каждый человек, это чувство дает силу и надежду на преодоление всех трудностей в жизни.

Не всегда в стихотворениях поэта мы видим лишь восторг и восхищение, мечту и надежду, красоту и гармонию. Многие его произведения проникнуты трагическими противоречиями и болью. В них звучат мотивы тоски, потерянности, ненужности, безысходности. Но даже в такие моменты человека спасает любовь. Она дает ему силы жить, помогает преодолеть отчаяние.

Святая святых есенинской лирики – изображение им всего многоцветного и многосложного ореола отношений к женщине. Любовная лирика Сергея Есенина… Это вечная тема мирового искусства. Поэзия Есенина, будучи изображением индивидуальных ситуаций и частных отношений, обладает поразительной всеобщностью…

Целью настоящего исследования является освещение творчества Есенина в связи с его жизненными переживаниями, судьбой; определить, какое влияние оказали женщины, с которыми Есенин пытался связать свою судьбу на его поэтическое творчество.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть мотивы любовной лирики С. А. Есенина и выявить стилистические особенности его поэзии;

2) определить новые подходы к анализу произведений Есенина, к изучению его жизненных и философских ориентаций.

Объектом исследования послужила поэзия С. А. Есенина, воспоминания современников о нем, литературоведческие работы о творчестве поэта.

Предмет исследования – образы есенинских женщин. В его судьбе, в его характере, как и в любом другом мужском, именно они служат своего рода лакмусовой бумажкой и «моментом истины». Будем вглядываться лишь в тех, кто был с ним рядом сравнительно долго и значил много. Анализ произведений посвящённых женщинам, с которыми Есенин пытался связать свою судьбу, но не нашёл покоя, так сильно желаемого им, содержится в работе.

Основная часть

«Адресаты любовной лирики С.А. Есенина»

В стихах о любви, относящихся к 1918 – 1919 годам, обозначились уже чисто есенинские мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие высокую одухотворённость чувства и его целомудренность. [1] Таково стихотворение «Зелёная причёска…», построение на сравнении девушки с тонкой, заглядывающей в пруд берёзкой, её кос – с ветвями, пронизанными лунным гребешком; далее следует рассказ самой берёзки о том, как однажды, звёздной ночью, к ней подошёл пастух:

Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

«Низкий дом с голубыми ставнями

Не забыть мне тебя никогда…»

Дом священника Ивана Яковлевича Смирнова стал вторым родным домом Есенина. В Смирновском доме постоянно собиралась молодёжь, затевались игры, ставились спектакли, звенела гитара, звучали песни, стихи.[4] А там, где молодёжь, там, конечно же влюблённость, романы, и поиски, порывы, споры. Именно в этом доме он встретил Анюту Сардановскую…

В пятнадцать лет

Взлюбил я до печёнок

И сладко думал,

Лишь уединюсь,

Что я на этой

Лучшей из девчонок,

достигнув возраста, женюсь.

Но проходит совсем немного времени, и отношения Сардановской и Есенина резко меняются. Все мысли Анны заняты только Владимиром Алексеевичем Олоновским.[5] Есенин пишет: «За горами, за жёлтыми долами…» посвящённое А. Сардановской…

Это стихотворение на наш взгляд вобрало в себя и есенинское поэтическое мировосприятие (звучат характерные есенинские «напевы»): «протянулась тропа деревень», «голубеет небесный песок», «дорога мне зелёная ширь.

Пейзаж Есенина - это всегда нравственный итог: исповедь, восторг до опьянения от полноты жизни, покаяние до самобичевания, наставление (урок) и завещание.[1]

В этом стихотворении звучит мотив покаяния, без предваряющего и сопровождающего его раскаяния:

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом спасителя

За погибшую душу мою.

За этим стихотворением по грустной печальной тональности, мотивам одиночества, покорности судьбе, невесёлым думам о родном крае, о земном и вечном во многом созвучен ряд других стихотворений, созданных поэтом в 1916 году. «Я снова здесь, в семье родной…».

За то, что девочкой неловкой предстала ты мне на пути моём» (Зинаида Николаевна Райх)

Существует версия, что Зинаиду Николаевну познакомил с Есениным его друг и тогдашний соратник по «крестьянской купнице» поэт Алексей Ганин (1893- 1925).[2] В эти немногие счастливые месяцы, проведённые под общим кровом с Райх, Есенин жил в состоянии непрерывного созидания, творческого взлёта. Одна за другой рождались поэмы, вызванные к жизни революцией. Живя поэтическим умом, который поглощал все его силы и помыслы:

Засосал меня песенный плен.

Осуждён я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм

Cам, тяготясь повседневной службой, Есенин настоял на уходе Райх с работы. Но поэзия кормила скудно, времена были тяжелые: война, разруха, да и Зинаида Николаевна по своей натуре могла долго мириться с бездействием. Трудно сказать, почему и когда именно произошёл разрыв. Можно только предполагать, каковы были причины, побудившие их разойтись. В известной мере виновато бурное время, разруха, лишения, неустроенность быта, частые разлуки, виновато окружение Есенина, сложившееся вскоре после переезда из Петербурга в Москву, в пору его увлечения имажинизмом.

Даже в 1924 году, когда, казалось бы, всё уже улеглось, когда им владели иные чувства и страсти, Есенин вложил в стихотворение «Письмо от матери» такие вот горькие упрёки самому себе:

Но ты детей

По свету растерял,

Свою жену

Легко отдал другому,

И без семьи, без дружбы,

Без причал

Ты с головой

Ушёл в кабацкий омут.

«Девушка в белой накидке…» (Лидия Ивановна Кашина)

Известный на всю Москву поэт вошёл в «дом с мезонином» по приглашению самой Лидии Кашиной – она интересовалась его творчеством, просила почитать стихи. [2 ] Есенин рассказал об этом в поэме: Есенин рассказал об этом в поэме иначе:

Был скромный

такой мальчишка,

А нынче…

Поди ж ты…

Вот…

Писатель…

Известная шишка…

Без просьбы уж к нам не придёт.

В 1918 году Есенин пишет в Константинове стихотворение «Зелёная прическа», посвященное его Л. Кашиной. В нём образ берёзки сливается (как это вообще свойственно очеловечивающему природу поэту) с образом девушки:

Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

Августа Леонидовна Миклашевская

Этот любовный роман – наиболее романтический и возвышенный в жизни Есенина. Исходные мотивы этого цикла – сожаление о растраченных днях, отречение от кабацкого прошлого, очищение через любовь. Он клялся и обещал этой женщине то, что никогда и никому не обещал:

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонкой касаться руки

«Я искал в этой женщине счастья…» (Айседора Дункан)

Результатом знакомства Есенина с А. Дункан и их путешествия по Европе стал цикл «Москва кабацкая». Можно взять из него любое стихотворение, например «Сыпь, гармоника. Скука… скука…». В нём сразу ощущается резкая смена интонаций, словаря, самого стиля обращения к женщине (не говоря уже о создаваемом женском образе), всей структуры и мелодии стиха:

Сыпь, гармоника… Скука… Скука…

Гармонист пальцы льёт волной.

Пей со мною, паршивая сука,

Пей со мной…

Как будто перед нами строки другого поэта. Дергающийся ритм, речитативный язык, вульгарная лексика, озлобленный цинизм – всё это ничем не напоминает той нежности, поэтичности, временами даже сказочности, которые звучали в его прежних стихах о любви. Здесь любовь попрана, низведена до плотского чувства, женщина обезображена, сам герой деморализован, и его прерываемая буйством тоска лишь в самом конце сменяется ноткой жалостливого раскаяния.

Это трагическое чувство в сочетании с природной задушевностью, с исповедальной откровенностью, с неоценимым богатством таящихся в сердце «снов золотых» и рождает ни с чем несравнимый, чисто есенинский лиризм.

Заключение

Стихотворения Есенина о любви, обращённые к женщинам с которыми он пытался связать свою судьбу, различны по степени художественного совершенства. Есть среди них и произведения невыдающиеся, а в раннем творчестве – и не самостоятельные. Но они безгранично искренни, предельно чисты, и большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную поэзию.

Стихи эти обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание. В нём раскрывается личность поэта, вбирающая в себя большой мир социальных и нравственных ценностей. Этим в конечном счёте определяется общезначимость лирической поэзии, её способность вызвать у читателя сопереживание, заставить его применить к себе лирическую ситуацию, лирический сюжет. Есенин обладал этой способностью в громадной мере, когда разговаривал с современниками, и обладает ею теперь, когда разговаривает с людьми другой эпохи.

Поэт Н. Рыленков очень тонко подметил те обстоятельства социального быта, те исторические условия, которые придавали особое звучание любовной лирике Есенина в двадцатые годы. Он писал: «Безошибочным чутьём поэта Есенин угадывал, какая жажда человеческой нежности накопилась в душе его современников, прошедших по суровым дорогам войны и революции. Эту жажду утоляли лучшие пейзажные и любовные стихи Есенина ». [3]

Но «жажда человеческой нежности» была присуща и самому поэту. Мы проследили этапы смятения и скорби поэта. Всё это он выразил в своих стихах. Есенин писал о том, что никогда не врёт в своих произведениях. Все его стихи посвященные любимым женщинам – это исповедь перед ними, раскрытие самых заветных и сокровенных тайн души поэта. Он так и не нашёл той единственной, любимой женщины с которой мог бы связать свою судьбу. Поэтому то и звучит любовная лирика так печально, так безысходно. В этом то и заключается его трагедия.[5]

Список литературы

1) Автобиографии // Есенин С. А. собр. Сочинений в 5 тт. том 5 – М.: 1968.

2) Базанов о Есенине // Русская литература 1974 №4.

3) Наумов Е. И. С. Есенин. Жизнь и творчество М – Л.: Просвещение 1965.

4) Неизвестные воспоминания о Есенине // Знамя 1999 №12.

5) Панфилов А. Есенин без тайны – М.: Народная книга 1994.

9

Просмотров работы: 12649