ШКАТУЛКА МОИХ МЫСЛЕЙ – ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ШКАТУЛКА МОИХ МЫСЛЕЙ – ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Богданова М.Д. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новолялинского городского округа "Средняя общеобразовательная школа №4"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание работы

Введение ………….…………………………………….……….…….….……..…...3

Теоретическая часть работы………….………………………….……….........……4

Практическая часть работы…………….. .………………………….………….......5

Разнообразие дневников…………….………………………………….………...…5

Читательский дневник………………………………………………….…………...6

Чтобы заполнить читательский дневник, нужно стать настоящим читателем…7

Вид и оформление читательского дневника………………………………………7

Практические эксперименты……………………….……………………………….9

Заключение ……………………………………….…..………………………........10

Список литературы………………………….…………..………………………….11

Введение

Любите книгу, она облегчит вам жизнь,

дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей,

чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя,

она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Максим Горький.

Летом 2013 года я ездила к моей бабушке, которая живет в деревне. Она показала мне удивительную вещь – свою шкатулку. Бабушка сказала, что в ней хранится все самое ценное и дорогое ее сердцу.

Когда я осенью пошла в школу, то вспомнила разговор с бабушкой и задала себе вопрос: а что для меня сейчас самое главное? А главное получать знания, чтобы потом применять их в жизни. Пока мы школьники, мы узнаем много информации из литературных произведений, и у нас возникают свои мысли о происходящих событиях, мы полны разных эмоций. Я решила, что нужно, «складывать» все свои мысли в шкатулку, как моя бабушка, ведь потом это обязательно пригодится в жизни. Такой шкатулкой для меня стал читательский дневник.

Тема актуальна для младшего школьника, так как именно сейчас мы учимся наблюдать за героями, быть внимательными и наблюдательными. Формулировать основную мысль (выискивать главное), учимся записывать это.

Объект исследования: читательский дневник.

Предмет исследования: разные виды читательских дневников, которые может вести школьник.

Гипотеза. Я предположила, если вести читательский дневник (делать периодически свои записи), то можно привыкнуть наблюдать за героями книг, разбираться в их плохих и хороших побуждениях и поступках, анализировать и, как следствие, изменить свой характер в лучшую сторону; а также лучше учиться: быстрее читать, писать без ошибок

Цель – найти помощника – завести читательский дневник и определить для себя пользу.

Задачи:

  1. Узнать, что такое дневник.

  2. Рассмотреть, какие виды дневников бывают.

  3. Изучить литературу и узнать, вели ли дневники великие люди и как это им помогло.

  4. Провести опросы и эксперименты со своими одноклассниками.

  5. Описать практические эксперименты.

  6. Предложить свой способ ведения читательского дневника.

  7. Проанализировать полученные результаты.

Теоретическая часть работы

Из словаря Д.Н. Ушакова я узнала, что дневник это: 1. Записки личного характера, ведущиеся изо дня в день. 2. Ежедневные записи научных наблюдений, производимых во время экспедиций и исследований. 3. Книга, в которую записываются служебные операции, производимые в течение дня. 4. Ученическая тетрадь для записи задаваемых уроков и для отметок об успехах.

 

Изучив литературу я узнала, что Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой вел свой дневник шестьдесят три года, с юности и до самой старости. Чтобы стать лучше, чем ты есть, надо, думал Толстой, узнать свои недостатки и их побороть. Недостатков в самом себе он видел много, но для борьбы с ними у него не хватало воли. Вот он и решил записывать в дневнике все свои слабости и дурные поступки, чтобы не забывать о них, а постараться от них поскорее избавиться. Дневник помог молодому Толстому не только сделаться великим тружеником, но и стать писателем. Перечитывая дневник, Толстой видел, как постепенно изменяется его характер, следил за развитием своих стремлений, за исполнением своих собственных хороших намерений. Дневник, как зеркало, отражал внутреннюю жизнь Толстого, его душевный рост. Так, дневник Толстого помог ему воспитать в самом себе силу воли, научил его не только следить за внутренними переживаниями человека, но и описывать их. А ведь в этом и состоит главная задача писателя.

Ученый также не может обойтись без дневника. Ему важно помнить всю жизнь, где, когда, при каких обстоятельствах делал он свои наблюдения и опыты. Ему все нужно записывать. Например, Чарльз Дарвин во время кругосветного путешествия писал в свой дневник новые, интересные сведения о флоре и фауне тропических стран для ученых и любителей естествознания.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изученной литературы я выявила, что дневники могут сыграть большую роль в жизни человека и подняла этот вопрос в своем классе. Возможно, одноклассники обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями.

Практическая часть работы

В январе 2015 года я спросила у ребят в классе, ведут ли они дневники? 100% опрошенных ответили, что ведут дневник школьника, потому что это обязательно, только 6% опрошенных ведут личный дневник, читательский дневник не ведет никто. Причины, по которым не ведут дневник: не интересно – 18%; не знают, с чего начать – 44%; не знают, для чего их нужно вести – 20%; никогда не слышали о таких дневниках – 16%.

Разнообразие дневников

В современном мире большинство взрослых людей ведут дневники. Деловые люди ведут ежедневники. Это необходимо, чтобы четко спланировать свой день и записать важные дела. Такой ежедневник есть у каждого школьника. Это дневник. В своем дневнике я не только записываю расписание уроков, домашнее задание, но и ставлю самооценку своей работе, анализирую успехи в конце недели, записываю важные дела. Если, еще учась в школе, научиться правильно пользоваться своим дневником, то в будущем это непременно поможет добиться успехов.

Дневник наблюдений и исследований. Ученые, проводя исследования или опыты, непременно фиксируют результаты своих действий, чтобы его можно было повторить или проделать вновь, не совершив ошибок. Когда я была еще в детском саду, то наблюдала за ростом и развитием огурцов и дынь в огороде. Полученные результаты зарисовывала в дневник наблюдений. В первом классе наблюдала за погодой на улице и записывала, анализировала результаты. При ведении такого дневника развивается наблюдательность и внимание.

Личный дневник. Помогает узнать человеку самого себя. Писать то, что происходит каждый день, особенно когда не с кем поделиться…. Мой личный дневник называется Моя счастливая жизнь. Там я записываю, что со мной произошло за день. Но самое главное, в конце я обязательно указываю пять причин, которые сделали меня счастливой в этот день.

Самый значимый дневник, который может вести младший школьник – это дневник читателя. Ведь больше всего информации мы получаем из книг. Чтобы лучше запомнить и понять произведение, разобраться в поступках героев, вынести из произведения какую-то мысль, школьник нуждается в помощи. Помощником для него будет дневник читателя. Он поможет тренировать память, научит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли.

Читательский дневник

Чтение делает человека знающим,

беседа – находчивым,

а привычка записывать – точным.

Френсис Бекон

Я провела эксперимент.

Мои одноклассницы Соня и Лена прочитали рассказ. Соня делала записи о прочитанном, Лена - нет. Через две недели с ними провели беседу. Результат: Соня принимала активное участие в разговоре, с интересом отвечала на вопросы, Лена вспомнила только имена главных героев, с трудом могла пересказать сюжет рассказа.

Я убедила одноклассников, что вести дневник читателя полезно.

Чтобы заполнить читательский дневник,

нужно стать настоящим читателем

Когда я впервые села заполнять дневник читателя, то не знала, с чего начать писать. Казалось бы, книга прочитана, мыслей много, но в дневнике записано только два слова «Все понравилось!». А что конкретно меня впечатлило, написать было сложно. После проведенного опроса в классе я узнала, что многие ученики столкнулись с такой проблемой. Расскажу, как я с ней справлялась.

Мой научный руководитель Елена Афанасьевна познакомила меня с технологией продуктивного чтения. Продуктивное чтение - это чтение, результатом которого является глубокое восприятие и понимание текста.

Технология – это последовательность этапов работы (шагов). Сноска

Итак, получилось, что технология продуктивного чтения включает три шага.

Шаг первый «Чтение до чтения» Такое чтение даже называется по-особому: просмотровое, ознакомительное.

Шаг второй «Чтение во время чтения». Читать – значит понимать текст, в процессе самого чтения надо: видеть незнакомые слова и уточнять их смысл, обращать внимание на знаки препинания, обращать внимание на вопросы в тексте, чувствовать, переживать за героев. Чтобы чтение было продуктивным, надо «включить» разум, чувства, воображение.

Шаг третий «Чтение после чтения». Наверно у каждого читателя был такой момент, когда прочитывая последние страницы книги, хочется что-то перечитать, обсудить, помечтать, задать вопросы, придумать продолжение, познакомиться с жизнью автора, историей создания книги. Это и есть чтение после чтения.

Вид и оформление читательского дневника

Нужно решить, как хранить дневник, на бумаге или в электронном виде.

Существует следующие виды электронных читательских дневников:

  1. Дневник на вики-странице.

  2. Дневник читателя в формате книжки.

  3. Дневник в виде путешествий литературных персонажей на Гугл-карте.

  4. Дневник читателя в виде рекламных плакатов к прочитанным книгам.

  5. Дневник судеб персонажей прочитанных книг в виде Ленты времени.

  6. Аудиодневник читателя.

  7. Видеодневник читателя на YouTube.

Я для себя решила вести читательский дневник в тетради в клетку формата А4. В этой тетради съемные листы. Это удобно, т.к. в любой момент можно вложить дополнительный блок листов. Также я веду читательский дневник в алфавитном порядке по фамилии автора, то есть пишу о произведении на отдельном листе и вкладываю его в нужное место. Можно вставить рисунок к любому произведению. Считаю этот вариант наиболее удобным.

Следующий момент - оформление дневника читателя.

Единых требований ведения дневника не существует.

Я веду читательский дневник читателя в произвольной форме. В нем по порядку идут разделы:

- название произведения, жанр, год написания;

- сроки чтения;

- автор, его годы жизни, род деятельности;

- главные герои, их краткое описание;

- краткое содержание книги;

- мои мысли о книге (здесь я анализирую поступки героев);

- раздел книга меня научила (в этом разделе записываю цитаты, мудрые мысли и слова героев книги, которые стали для меня правилами в жизни);

- дата заполнения.

Хочу отметить, что в свой читательский дневник я записываю не все произведения, которые я прочитала, а только те, которые произвели на меня особое впечатление, которые чему-либо научили или заставили задуматься.

Практические эксперименты

Ребята из класса заинтересовались темой моего исследование еще больше и приняли участие в следующих экспериментах.

На лето всем ученикам класса дали задание читать понравившиеся книги и сделать записи в читательский дневник.

Из 25 учащихся

14 чел. – выполнили задание, завели дневник читателя;

7 чел. – не выполнили, т.к. отдыхали.

Эксперимент №1. Беседа по прочитанным книгам.

Описание эксперимента. С классом провели беседу по прочитанным за лето книгам.

Итог эксперимента. Ребята, которые прочитали больше книг и сделали подробные записи в дневниках, более активно принимали участие в беседе, подробно пересказывали сюжет, анализировали поступки героев, высказывали и отстаивали свою точку зрения, четко формулировали свои мысли, а значит, меняли что-то в себе, своем характере. Остальные сбивчиво говорили или просто молчали.

Эксперимент №2 Проверка техники чтения.

Описание эксперимента. Учащиеся читали текст за 1 минуту и показали следующие результаты: более 120 слов в минуту читают 4 человека; от 100 до 120 слов – 9 человек; от 70 до 100 слов – 9 человек; от 50 до 70 слов – 2 человека; до 50 – 1 человек.

Итог. Самую высокую скорость чтения показали учащиеся, которые ведут читательские дневники.

Эксперимент №3. Написание диктанта.

Описание эксперимента: Учащиеся написали диктант и показали следующие результаты: не допустили ошибок в диктанте – 7 человек; допустили 1 ошибку – 6 человек; допустили 2 ошибки – 3 человек; допустили 3 ошибки – 4 человека; допустили 4 ошибки – 3 человека; допустили 5 ошибок – 1 человек; допустили 6 ошибок – 1 человек.

Итог. Не сделали ошибок в диктанте либо допустили 1 ошибку учащиеся, которые ведут читательские дневники. Остальные допустили 3,4 и более ошибок.

Заключение

В течение целого года я проводила исследовательскую работу. В январе 2016 года вновь провела опрос одноклассников и получила следующие результаты. 100% опрошенных продолжают вести дневник школьника, 74% - опрошенных периодически делают записи в дневнике читателя, 24% - попробовали вести дневник наблюдений, 6% опрошенных продолжают вести личный дневник.

Проанализировав проведенное мною исследование, я пришла к выводу, что ведение дневников это очень важно, они могут сыграть большую роль в судьбе человека. В период, когда большую часть информации, мы получаем из книг, важно вести дневник читателя – это хороший помощник школьнику.

Во-первых, Читательский дневник помогает тренировать память, лучше учиться. Грамотно и красиво писать, развить читательские навыки, четко формулировать и высказывать свои мысли – это все то, чему должен научится каждый в школе. Дневник будет помощником и при подготовке к литературным конкурсам, викторинам, и самое главное к Единому государственному экзамену.

Во-вторых, дневник читателя помогает формировать личностные качества, такие как дисциплина, наблюдательность, умение разбираться в своих плохих и хороших побуждениях и поступках, анализировать себя. Формирование этих качеств каждому пригодится в жизни, ведь как писал Лев Николаевич Толстой «самая главная цель человека в жизни не слава, не богатство и успех, а работа над самим собой, стремление к самоусовершенствованию». Я согласна с этими словами. И уверена, что те учащиеся, у которых есть такая шкатулка мыслей, обязательно вырастут хорошими и добрыми людьми.

Список литературы

  1. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. «Буду настоящим читателем», часть 1, БАЛАСС, 2014г.

  2. Большой энциклопедический словарь, Астрель, 2011г.

  3. Дарвин Чарльз «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль», Москва, «Мысль», 1976г.

  4. Мастерская Электронный читательский дневник: Новые формы и методы работы с детьми-читателями http://wiki-sibiriada.ru/index.php.

  5. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах. Том 21 Избранные дневники 1947-1894гг., Москва, Художественная литература, 1984г.

  6. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка, Москва, «Альта-Принт», 2005г.

Рассказ из книги «Заметки на полях школьной тетради».

Шкатулка моих мыслей

Сергей Светлов и Василий Темкин возвращались из школы и увидели соседку бабушку Варвару, которая стояла возле подъезда с большими сумками. Ребята подбежали к ней и закричали:

- Бабушка Варвара, мы поможем донести сумки до квартиры. И не дожидаясь ответа, схватили каждый по сумке.

Когда друзья, пыхтя от тяжести своих школьных рюкзаков и покупок бабушки Варвары, забрались на четвертый этаж, то она пригласила их к себе пить чай с конфетами. Они не отказались. У порога их встречал кот Ошибка, то есть Рыжик. С того момента, как познакомил и подружил Сережу и Васю, он стал большим и пушистым.

Мальчики стали ходить по квартире бабушки Варвары, пока она кипятила чайник. Все вокруг казалось необычным. Здесь не было ни большого телевизора, ни компьютера, ни микроволной печи. Зато по середине комнаты стоял большой стол, накрытый белоснежной скатертью, в углу - швейная машинка, вдоль стены - старинный сервант, где стояли фотографии, некоторые даже черно-белые. Особое внимание мальчишек привлекла необычная шкатулка. Уж очень им захотелось узнать, что лежит внутри. Они стояли и смотрели на нее, пока в комнату не зашла бабушка Варвара.

- Что понравилась шкатулка? – спросила она своих помощников. – Действительно, необычная. Садитесь скорей за стол, я вам сейчас покажу.

Разлив в чашки мальчиков ароматный чай, она аккуратно, с какой-то особой заботой взяла шкатулку из серванта и поставила на стол.

- Знаете ребятки, - начала она. – У каждого человека есть свое тайно место, где он хранит все самое ценное и дорогое. Вот, посмотрите… И бабушка Варвара начала доставать из шкатулки различные «ценности»: серьги с большими разноцветными камнями, значки и медали, открытки, вырезки из газет, письма, некоторые из которых были свернуты треугольником.

- Неужели это дорого стоит, - удивленно спросил Темкин. – Ничего особенного.

- Молчи, Вася, - громко шепнул ему Сергей.

Бабушка Варвара ничего не ответила. Она долго и внимательно рассматривал свои вещи, а по щека у нее текла слеза… Наконец, она начала говорить:

- Да, Вася, никто за это ни даст и монеты, но дороже этого у меня ничего нет. Здесь спрятаны мои воспоминания, мои чувства, мои мысли…

Темкину, наверно, стало стыдно, потому что он покраснел.

- А знаете, бабушка Варвара, - вдруг начал говорить Сергей. – У меня тоже есть такая шкатулка.

- Какая шкатулка, Светлов? - почти засмеялся Темкин, - ведь ты еще школьник.

- Да Вася, мы школьники, и самое главное для нас сейчас получать знания, чтобы потом применять их в жизни. Мы узнаем много информации из книг, и у нас возникают свои мысли о прочитанном, мы полны разных эмоций. Я записываю свои мысли в читательский дневник. Это и есть шкатулка моих мыслей.

- Правильно ты, Сергей, рассуждаешь, - поддержала соседка. – самое главное в жизни – это работа над собой. И твоя шкатулка обязательно пригодится тебе в жизни.

Василий Темкин сидел и смотрел то на бабушку Варвару и ее шкатулку, то на своего друга Сергея Светлова. Может быть, в его голову пришла правильная мысль, которую нужно непременно положить в свою шкатулку…

Просмотров работы: 3816