Введение
Классификация никнеймов
§ 1. Семантика никнеймов
§ 2. Функции никнеймов
§ 3. Анализ никнеймов по словообразовательному признаку
Заключение
Библиография
Введение.
Проблема собственных имен на протяжении многих десятилетий относится к числу тех, которые привлекают внимание лингвистов. В настоящее время влияние имен уже никем не оспаривается. Неважно, что мы нарекаем именем: вещь, дом, фирму или, что куда важнее, человека. Имя всегда оказывает воздействие на своего владельца. Безусловно, также принимается во внимание такой факт: от имени частично зависит личность человека, его сознание. Но в нынешний век, век компьютерных технологий, имя, полученное при рождении – не последняя инстанция.
Всемирная сеть Интернет играет значительную роль в организации электронного общения, помогает установить социальное взаимодействие между людьми. Интернет-чат (ICQ) – служба мгновенного обмена сообщениями в сети Интернет, а также такие порталы, как vc.com, mail.ru требуют представления личности, и в качестве самопрезентации признано считать никнейм.
Актуальность исследования определяется интересом к никнейму как перспективному объекту многоаспектного анализа, потребностью описания сетевого имени как новой ономастической единицы в виртуальной реальности (в чате, блоге, форуме, игре), недостаточной обоснованностью номенклатур разновидностей никнейма, также необходимостью изучения функциональных особенностей сетевого имени как малоизученного явления в виртуальной коммуникативной среде.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем представлен новый взгляд на статус никнейма как особой группы имен собственных, проведено полиаспектное функциональное исследование рассматриваемых языковых единиц, выявлены их фонетические, графические, орфографические, словообразовательные, морфологические, лексические, эмоционально-экспрессивные особенности.
Объектом исследования является сетевое имя (синонимы: «никнейм», «ник», «виртуальное имя»), используемое пользователями Интернет в процессе общения в портале «Вконтакте».
Предметом исследования послужили обусловленные спецификой Интернет-коммуникации лингвистические особенности никнеймов и их функциональные свойства, выявляемые в условиях свободного ассоциативного эксперимента.
Материалом для исследования послужила сплошная выборка 400 никнеймов, извлеченных из портала «Вконтакте», преимущественно выбирали учащихся школ города Новокуйбышевска
Цель научной работы – рассмотреть специфики никнейма как основного средства самопрезентации виртуальной языковой личности в портале «Вконтакте».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) изучить литературу, посвященную виртуальным именам;
2) выявить семантические группы рассматриваемых языковых единиц;
3) уточнить структурно-графические, орфографические, словообразова-тельные, морфологические, лексические, эмоционально- экспрессивные, особенности никнеймов;
4) выделить функции никнеймов.
Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшем развитии методики изучения новых языковых явлений в сфере виртуальной коммуникации, а также в рассмотрении проблемы функционирования сетевых имен в контексте компьютерно-опосредованного общения.
Практическая ценность настоящего исследования определяется возможностью использования его результатов в курсах языкознания, культуре речи, стилистики, лексикологии, а также на уроках русского языка и риторики.
Классификация никнеймов.
§ 1. Семантика никнеймов.
Всего было проанализировано более 400 различных никнеймов в социальной сети ВКонтакте. Данное количество ников приходится на 1768 жителей Новокуйбышевска (многие ники повторяются). Мы выяснили, что более всего используются псевдонимы, обозначающие живые существа:
26% занимают ники-аллонимы (реальные фамилии)
Примеры: Полина Маенкова, Маша Борисова, Валерия Копылова;
19% чужие антропонимы (чаще всего знаменитых людей)
Примеры: Оксана Миллер, Виктория Высоцкая, Владимир Путин ;
10% ники-френонимы (черты характера и т.п.)
Примеры: Анюта Лучезарная, Дмитрий Счастливый, Ангелина Безумная;
12% никнеймы, обозначающие неодушевленные предметы
Примеры: Ева Солнце, Илья Шторм, Буйный Ветер;
14% ники-латинизмы
Примеры: PavelVolgin, DenisSchran, Dashul’kaLebakina;
2% ники, обозначающие комплексные и групповые объекты
Примеры: Ириша Хогвартс, Ната Голливуд, Жека Универ;
4% шуточные ники
Примеры: Ошибка Природы, Партизанка Федя, Ночной мститель;
2% ники-титлонимы (род занятий, звание и т.д.)
Примеры: Натяжок Потолкович, Ольга Модный-Дом, Детская ИзСША;
3% ники-патронимы (отчества)
Примеры: Сеня Владимирович, Альбина Дмитриевна;
8% ники-зоонизмы (именования животных)
Примеры: Дашка Лис, Олень Общажный, Кот Кот-Я.
Таковы основные группы никнеймов, используемых школьниками для общения в сети ВКонтакте. При этом следует отметить, что существует достаточно обширное количество никнеймов, которые невозможно понять и проанализировать без разъяснений самого владельца такого имени, объяснения истории и факторов, которые повлияли на создание антропонима пользователем Интернета.
§ 2 Функции никнеймов
Любое имя несет в себе некий смысл и значение, никнеймы не являются исключением. Их функциональная особенность, заключающаяся в самонаименовании, создает отграничение от прозвищного лексикона, но, несмотря на это, и то и другое характеризуют и индивидуализируют объект (лицо) по определенному, чаще всего, оценочному признаку и обладают свойством открытого ряда, т.е. неисчерпаемостью материала для их образования.
Анализ никнеймов, которые используются школьниками, предполагает исследование происхождения этих слов.
Проанализировав исследуемый материал, мы выделили следующие функции:
Номинативная 46% (использование настоящего имени и фамилии):
Примеры: Полина Маенкова, Борисова Маша, Бедин Никита;
Качественно-эмоциоальная 24% (передача с помощью никнейма каких-либо характеристик владельца – внешние признаки, черты характера):
Примеры: ЛуЧеЗаРнАя-ПрЕкРаСнАя, Влад Нежный, Милый Мальчик;
Сохранение таинства личного имени 12% (использование ненастоящего имени, во избежание проникновения в частную жизнь пользователя):
Примеры: Супер Покер, Виктория Свобода, Рита Борщ;
Функция, иллюстрирующая творческую активность номинанта 8% (в данном случае использование ников-титлонимов позволяет сделать акцент на роде занятий пользователя, должности, звании и т.п.):
Примеры: Натяжок Потолкович, Ольга Модный-Дом, Детская ИзСША;
Никнеймы, предоставляющие возможность для общения с представителями иностранных государств, 10% (для более удобного общения в сети между пользователями различных стран, обычно используют ники-латинизмы, поскольку, таким образом каждый иностранец имеет возможность правильно прочитать имя собеседника):
Примеры: Pavel Volgin, Denis Schran, Abraam Levonyan.
Таким образом, мое исследование подтверждает, что имя вызывает определенные ассоциации и не остается пустым знаком, во всяком случае, в условиях общения в чате. В сети Интернет коммуникативная функция, как контактоустанавливающая является важнейшей. В мире современных технологий коммуникативные потребности выражаются желанием произвести впечатление, формированием собственной индивидуальности, акцентированием внимания на творческих особенностях и их реализации и т.п.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о многообразии функций сетевого имени. Основная масса никнеймов выполняет номинативную функцию, значительную группу составляют ники, дающие качественно-эмоциональную оценку.
Характерна также для сетевого имени функция, которая дает представление о творческой деятельности номинанта, встречаются интересующие нас элементы, предоставляющие возможность их носителю общаться с иностранцами.
§ 3 Анализ никнеймов по словообразовательному признаку
Было проанализировано 189 ников. Из них 58% образованы суффиксальным способом (чаще всего используются суффиксы: -к- ,-ик-). В основном это имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением, обычно с оттенком положительной оценки (Клубничка, Киска). Кроме этого используются сочетания с оценочными прилагательными (Дмитрий Счастливый, Ангелина Безумная). Их явное большинство.
34% никнеймов образованы бессуффиксным способом (Илья Шум, Леша Лис). Среди безаффиксных образований преобладают усеченные формы: Oksi (Оксана), greg (Григорий).
Уступают имена, образованные приставочным способом (Неизвестный Исполнитель) – 8%.
Анализ словообразовательных моделей показал не только традиционные способы (суффиксальный, бессуффиксный, приставочный) создания виртуального имени вебличности, но и творческий подход к изобретению новых слов. Основной чертой Интернет-коммуникации является свобода индивидуального словотворчества. К креативному словообразованию прибегают с целью привлечь к себе внимание новых собеседников (Слава Матата, ЛллллФфф, Акжол Маматсамы, Принцесса Пупырка). Разговорную, просторечную окраску словообразовательным формам никнеймов придает многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки эмоционально-экспрессивной оценки и подчеркнуть функционально-стилевую особенность никнейма как языковой единицы. Также в проанализированных виртуальных именах мы встретили орфографические ошибки (Елизавета Французкая, Маер Пейн, Дабро Мае, Ника Барзая). О цели создания таких ников приходится лишь догадываться, возможно, респондент хотел таким способом привлечь внимание к своей персоне, но, может быть, участник виртуального пространства просто не знает норм правописания.
С точки зрения происхождения встречаются русские слова и заимствованные из английского, французского, латинского, немецкого и других языков. Стилевой закрепленности слова способствует его тематическая отнесенность (в том числе связь с научным языком, официально-деловой, разговорной, просторечной лексикой).
Заключение.
Исследовав различные классификации никнеймов в социальной сети «Вконтакте», мы пришли к выводу, что каждый пользователь имеет возможность выразить свои определенные качества, как внутренние, так и внешние, посредством создания уникального никнейма. Большинство пользователей используют свои настоящие имена и фамилии, но все же нестандартные ники остаются популярными и составляют весомый процент от всех имен пользователей «Вконтакте». Основная масса никнеймов образованы суффиксальным способом, наименьшее количество респондентов в образовании своих виртуальных имен использовали приставочный способ словообразования. Что касается неординарности – мы, проанализировав статистику никнеймов, нашли большое количество имен, в состав которых входят неологизмы и окказионализмы: Лллллффф, Акжол Маматсамы, Абвгдеж Понивиль и др.
Проведенная работа позволила нам углубиться в историю создания различных никнеймов, разобраться в их классификации, выявить наиболее популярные виртуальные имена. Мы почерпнули немало знаний в ходе работы, которые в дальнейшем помогут нам свободно «плыть по волнам» виртуальной реальности.
Библиография
Аникина Т.В. Политизированные никнеймы в ономастическом пространстве чатов. Нижний Тагил/ ж-л «Политическая лингвистика», 2011
Морошкин М.Я. Славянский именослов, или Собрание славянских личных имен в алфавитном порядке. - Спб., 1967.
Москальчук А.А. Никнейм - виртуальное имя человека // Записки горного института.- Спб., 2009. Т. 182. С. 246-248.
Хигир Б.Ю. Имена России. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. С. 7.
Шейко Н.И. Русские имена и фамилии. – М.:Вече, 2006. С.8.
Эстрин А. Магия имени. Космические коды открытия. М.: АСТ:
Астрель, 2012. С.12.