ПРАВОСЛАВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРАВОСЛАВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА

Клементьева С.О. 1
1
Заикина С.Г. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оглавление.

  1. Введение. Тема и основная задача исследования. Обоснование темы исследования-------------------------------------------------------------- 3-4 стр.

  2. Основная часть------------------------------------------------------------5-11 стр.

  3. Заключение. Выводы по результатам исследования------------- 12стр.

  4. Список литературы------------------------------------------------------ 13стр.

Введение

Моя работа посвящена анализу сюжетного содержания сказок с точки зрения отражения в них христианских заповедей.

Задача исследования - произвести анализ выбранных мною сказок русского народа и сделать вывод, есть ли влияние христианской морали на содержание сказки, ее идейный смысл, создание характеров героев.

Цель: доказать, опираясь наданные анализа, что введение христианства на Руси оказало влияние на морально-нравственное содержание творчества народа, а конкретно на сказки.

Работая над темой, я обратилась к главам «Детской библии», посвященнымДесяти Заповедям, которые были написаны на каменных скрижалях, переданных Господом Моисею, и Заповедям Господа в Евангелие в Нагорной проповеди. Затем, анализируя содержание отобранных сказок, следила, как мораль библейских заповедей повлияла на мораль народноготворчества.

Актуальность темы моего исследования обосновывается тем, что словесный фольклор, главный и любимый жанр народного искусства, мало изучен на предмет влияния православного мировоззрения на него и отражения в нем христианской морали.

При исследовании использовались следующие методы:

- сравнительный анализ;

- комментирование.

Рассмотрим основные этапы работы.

Первый этап (подготовительный) включает решение следующих задач:

- выбор произведений для исследования;

- знакомство с литературоведческой литературой, посвященной проблеме исследования;

Второй этап включает решение следующих задач:

- аналитическое чтение глав «Библии» и отобранных сказок;

- сравнительный анализ;

- описание результатов исследования.

Третий этап включил описание вывода по результатам исследования.

Я знакомилась с литературой по теме исследования, используя информационные ресурсы Интернета. Мое внимание привлекли следующие работы.

Статья Чирука И. Г. «Христианские мотивы в фольклоре»[5]посвящена проблеме соединения языческой природы фольклора с христианской моралью.

В статье Е.И. Алещенко (Волгоград) «Сказочный текст как отражение христианской языковой картины мира» [4]рассматривается влияние христианского вероучения на изменение лексики.

Трубецкой Евгений в своей статье «Христианское в русской народной сказке» [9]рассматривает причины отражения христианских мировоззрений в русских народных сказках и утверждает, что «достоверно одно: русские сказочные образы как-то совершенно незаметно и естественно воспринимают в себя христианский смысл».

Татьяна Краюшкина в статье «Отражение семейных православных традиций в волшебной сказке» [10]рассказывает об отражении в русских народных сказках семейных традиций народа, отношений между мужем и женой, между детьми и родителями и приходит к выводу, что «в русских народных волшебных сказках семейные отношения между мужем и женой, между родителями и детьми подчиняются нормам православной морали

Основная часть

Анализ глав «Детской Библии», которые содержат

Заповеди Бога и Заповеди Иисуса Христа

Получение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. Выражены Десять Заповедей весьма кратко и ограничиваются самыми минимальными, но важнейшими требованиями к поступкам людей.

Перечислю их, процитировав главу «Десять Заповедей»(«Детская Библия»[1], и приведя их толкование, данное в статье «Комментарий к Десяти Заповедям» [6]:

  1. Я, Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Этой заповедью Господь Бог указывает на Самого Себя человеку и, следовательно, повелевает познавать Его и почитать.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что не небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли, - не преклоняйся им и не служи им…

Этой заповедью осуждаются идолопоклонники, т.е. поклоняющиеся какой бы то ни было твари как Истинному Богу. Это – измена Богу, подмена истинной цели ложной, подчинение целого частному и высшего низшему.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Третья заповедь охраняет основу нашего общения с Богом – молитву. Словом Своим Бог сотворил мир, Слово Божие, воплотившись, стало нашим Спасителем. Поэтому и наше слово (ведь мы – образ Божий) имеет великую силу. Нужно осмотрительно произносить каждое слово и в особенности имя Божие, открытое нам Самим Богом. Можно пользоваться им только для молитвы, благословения и проповеди.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу твоему.

Для сегодняшних христиан день Господень – это день воскресный; в воспоминание Воскресения Христова. Так же и праздники: красные дни церковного календаря – это дни молитв, чтения Слова Божия и Евхаристии.

5. Почитай отца твоего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Это призыв не только любить родителей, но и указание на любовь к каждому человеку. Чтобы научиться любить всех, надо сначала полюбить тех. кто нам всего ближе. Прообразом совершенной любви является Любовь Господа Иисуса Христа к Своему Небесному Отцу. Почитание родителей и внимание к их советам – основание культуры. Неуважение к ним (которое

олицетворил второй сын Ноя, Хам) – начало распада всякого человеческого общества и отпадение от Церкви.

6. Не убивай.

Убийство есть предельная противоположность любви. Любить – значит, желать полноты всякого блага любимому и, прежде всего, полноты жизни, следовательно, и вечного бытия. Убийство есть и самоубийство, так как оно уничтожает в сердце убивающего основу жизни – любовь.

7. Не прелюбодействуй.

Заповедь требует супружеской верности и чистоты.

8. Не кради.

Этой заповедью запрещается кража или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего и также всякая другая ложь, в том числе заочная клевета и несправедливое порицание, сплетничество.

10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его - ничего, что у ближнего твоего.

В предыдущих заповедях запрещалось вредить ближним делом или словом, а эта заповедь воспрещает даже всякую нечистую мысль против чести и собственности ближнего. Зависть – главный грех против этой заповеди.

С главой Библии, содержащей Десять Заповедей, тесно связан Главы из Нового Завета, содержащие Нагорную проповедь.

В Википедии [7] читаем:

«Наго́рнаяпро́поведь — собрание изречений Иисуса Христа. Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей.

Самая известная часть Нагорной проповеди — Заповеди Блаженства, помещённые в начале Нагорной проповеди. Также в Нагорную проповедь входят молитва Отче наш, заповедь «не противиться злому», «подставить другую щёку», а также Золотое правило, «не судите, да не судимы будете».

Многие христиане считают Нагорную проповедь комментарием к Десяти заповедям. Христос предстаёт истинным толкователем закона Моисеева. Также считается, что в Нагорной проповеди сосредоточено основное содержание христианского учения.»Обратимся, например, к поучению: «Не судите, да не судимы будете».

Иисус говорит, как просто избежать осуждения, и обличает тех, кто судит других прежде себя самих.

В заключение наставлений об отношении нашем к другим людям,

Господь изрекает правило, которое называют "золотым.

"Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними." В этом — "закон и пророки", ибо любовь к людям есть отражение любви к Богу, как любовь к братиям есть отражение любви к родителям.

Итак,мы видим, приняв христианство,Русь получила своднравственныхзаконов, необходимых в человеческом обществе для его морального развития.

Аналитическое чтение и комментарий к сказкам

Задача моей работы, как я уже отмечала,- проанализироватьсказки с точки зрения влияния на них христианского мировоззрения.

С приходом христианства в сказках отражается привычка призывать Божье благословение, обращаться за помощью к Богу.

Так, в сказке «Баба-яга»[2] , оставляя дочь у Бабы-яги, чтобы спасти ее от придирок злой мачехи, «перекрестил отец дочку» перед тем, как уехать. То же самое происходит в сказке «Морозко». Старик, привезя дочку Настеньку в лес, чтобы оставить там ее, «перекрестил». [2] Христианская Русь верит в животворящую силу Креста, верит в помощь Господа. Очень часто мы можем увидеть вот что: сказочный герой, отправляясь в путь, спрашивает благословения у родителей. Благословение естественным образом следует там, где его предваряет испрашивание разрешения на совершение какого-либо действия. «Василиса Премудрая: – Дай я пирог испеку. – Пеки с Богом».

В статьеЧирука И. Г. «Христианские мотивы в фольклоре» говорится о похожем сюжетном ходе. «Герой отправляется в путь и если встречает кого работающим, обязательно помолится, пожелает помощи Божьей. «А маладецпаехал дальше, ехал-ехал, подъехал к аднамудвару, вшол в избу: там сидит красна девица, ткет утирки. Он сказал: "Бог помачь тебе, красна девица!"» (Афанасьев, №177), то же самое говорится кузнецам.»

В сказке «Волшебное кольцо» герой советует ничего не понимающей матери: «Матушка, не удивляйся, а молись Богу: дом этот наш». [2] Здесь можно увидеть указание на необходимость поблагодарить Бога.После принятия крещения мы можем часто найти в сказках эпитет «святая», относящийся к слову Русь. Например, в сказке «Морской царь» мы читаем: «Захотелось ему (Ивану-царевичу) на святую Русь.»

Одной из важных Заповедей Бога-отца была заповедь о почитании родителей. Это нравственное поучение находит отражение в сюжете многих сказок. В сказке «Волшебное кольцо» главный герой Мартын живет вместе с матерью, заботится и утешает ее. После того, как он обретает волшебное кольцо от отца-царя спасенной им девушки, возвратился на родину, «стали они с матерью жить-поживать без всякой нужды и печали»[2]. Или такой эпизод. После сватовства мать испытывает тревогу из-засложности царского задания. Мартын успокаивает ее: «Полно горевать, матушка, авось живы останемся; ложись-ка почивать; утро мудренее вечера.» [2] И в конце сказки герой остается вместе с матушкой: «И до сих пор Мартын со своей матерью в своем дворце живет, хлеб жует» [2].

В «Кощее бессмертном» героиня-царица похищена злым Кощеем. Сначала «старший и средний сын отправились матушку свою искать», а потом и младший Иван после того, как братья пропали, «отправился матушку искать». [2]. Оставить матушку в беде русский человек не мог, в поступках героев отражается любовь и уважение к родителям.

Герой сказки «Морской царь», Иван-царевич, живет в подводном царстве в богатстве и почете, женился на красавице Василисе Премудрой, но все равно «стосковался … по своим родителям»,[2] В сюжетах сказок, как отмечает Е.И. Алещенко в статье «Сказочный текст как отражение христианской языковой картины мира» [3], прослеживаются христианская мораль и заповеди «Не убий», «Не укради» и др., проводится мысль о том, что слабого нельзя обижать, что униженные возвысятся, и т.д. Я согласна с этой мыслью исследовательницы.

Седьмая заповедь гласит «Не прелюбодействуй», которая требует супружеской верности, любви и отражает мысль о том, что семья – одна из основных ценностей человеческой жизни. В сказках даны счастливые семьи, живущие по законам Православия. Муж и жена в таких вариантах сказок мыслятся как одно целое, как один человек, одни и те же мысли и чувства приписываются им обоим. Например, в сказке “Орел и Иван-царевич” супруги “опечалились”, “промучились”, “Богу помолились”. Многие сказки заканчивается свадьбой героев. После чего они живут «долго и счастливо». Примером тому являются сказки «Кощей бессмертный», «Морозко», «Иван-царевич и серый волк».

Восьмая Заповедь содержит запрет: «Не кради!» Он многократно обыгран сказочной моралью. Так, в сказке «Двое из сумы» у бедной женщины и ее сына злой сосед крадет то конька-горбунка, который «копытцами постучит, а ты знай золотые монетки собирай», то скатерть-самобранку. В конце произведения вор получил по заслугам. Двое из ларца, украденного им, наказали его: «выскочили два мужика с дубинками и давай вороватого соседа уму-разуму учить:

- Не бери чужого никогда!» [2].

Также хочется обратить внимание на совпадение и близость некоторых библейских и сказочных сюжетов. Например, история об убийстве братом

(братьями) брата. В Библии это рассказ о Каине и Авеле. [8]. Эти два юноши - дети Адама и Евы. Один из них, Авель, пас овец, а брат его, Каин, был земледельцем. Однажды Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных овец своих жертву. И призрел Господь на Авеля на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. Тогда сказал Господь Каину: "Почемv ты огорчился и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним". Однако Каин не преодолел греха и продолжал завидовать брату. Однажды, когда оба брата были в поле, Каин напал на Авеля и убил его. Кровь первого умершего на земле человека обагрила землю. Господь наказал Каина за грех и сделал его изгнанником и скитальцем на земле. Во многих сказках мы можем встретить близкий сюжет. В «КащееБессмертном»[2], например, старшие братья убивают младшего, позавидовав тому, что тот победил Кащея, спас мать и даже обрел красавицу-жену.

Эти сюжеты призваны напомнить людям, что зависть – страшный грех, который приводит к злому делу. Как и всякий грех, этот грех наказуем. В наказание Господь проклинает Каина и обрекает его на вечные скитания по земле и на вечную отверженность. Он даже метит убийцу особой метой, которая именуется каиновой печатью, для того чтобы каждый встречный знал, кто перед ним, и не посмел отнять у него его презренную жизнь.А в сказке старшие братья посрамлены и выгнаны отцом из царства. Чтобы избежать греха, нужно бодрствовать, молиться и побеждать грех силой Господа.

Как видим, сказки, отражая библейские заповеди и поучения, становятся нравственными уроками для народа, несут огромное воспитательное воздействие.

Заключение

Задачей исследования было произвести анализ выбранных мною сказок русского народа и сделать вывод, есть ли влияние христианского мировоззрения на содержание сказки, ее идейный смысл, создание характеров героев.

Проанализировав сказки, мы увидели, что православные мотивы наложили неизгладимый отпечаток на сюжеты, описания поступков героев. Большинство заповедей Иисуса Христа нашли свое отражение в русских народных сказках. Таким образом, можно сделать вывод, что христианство сильно повлияло на произведения народного фольклора.

Список литературы и информационных ресурсов Интернета

  1. Арапович Б., Маттелмяки В.. Детская Библия (Библейские рассказы в картинках). М.: Российское библейское общество, 1992.

  2. Алещенко, Е.И. Сказочный текст как отражение христианской языковой картины мира / Е.И. Алещенко // Изв. Волгоград.гос. пед. ун-та. – Сер. «Филологические науки». – № 3 (16). – Волгоград: Перемена, 2006. – С. 47-52 (0,6 п.л.).http://www.bogoslov.ru/text/1447272.html

  3. Алещенко, Е.И. Некоторые черты христианской языковой картины мира в русской народной сказке / Е.И. Алещенко // Виноградовские чтения-2005: Сб. матер. Всерос. научн.-практ. конф. – Тобольск: ТГПИ

http://www.bogoslov.ru/text/1447272.html

  1. Краюшкина Т. «Отражение семейных православных традиций в волшебной сказке» http://www.stihi.ru/2003/08/11-187

  2. Трубецкой Е. «Христианское в русской народной сказке» http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=232

  3. Чирук И. Г. Христианские мотивы в фольклоре. http://www.bogoslov.ru/text/1447272.html

  4. Чудесные русские сказки (Русские народные сказки в пересказе Джаладян Г., Котовской И., Площанской Е., Ушинского К.). М.: Эксмо, 2002.

  5. Статья. Десять заповедей. http://www.vrau.net/2011/05/25/desyat-zapovedey/

  6. Статья о Нагорной проповеди в Википедии. https://ru.wikipedia.org

  7. Статья об Авеле и Каине.(http://fb.ru/article/189457/avel-i-kain-istoriya-chelovechestva-v-kratkom-pereskaze)

Просмотров работы: 1431