Вступление……………………………………………………………….3
Основная часть:
2.1Место рождения, детство, юность, замужество. Взрослая жизнь……………………………………………………………………...3
2.2 Творчество Зинаиды Николаевны………………………………....52.3 Последние годы жизни З. Н. Гиппиус…………………...................7
3. Заключение……………………………………………………………....8
4. Список литературы……………………………………………………...95. Приложение……………………………………………………………..10
Вступление
[Приложение 1] Эти строки стихотворения Зинаиды Гиппиус «Имя» я взяла в качестве эпиграфа к своему выступлению. Темой моего выступления является «Зеленоглазая Наяда», о такой личности, как Зинаида Николаевна Гиппиус. Так ее называл Александр Блок не только за зеленые «русалочьи» глаза, но и за ее удивительную натуру. Так почему же она Наяда? Наяды в греческой мифологии – дочери Зевса, нимфы водной стихии. Они мудры и знают много о жизни. Их называют «духами истины», потому что они помогают разобраться в различных вопросах, которые интересуют людей. В то время, когда жила Зинаида Гиппиус, общество интересовали философские и религиозные проблемы. И большую часть своей жизни она посвятила именно им.
Творчество Зинаиды Гиппиус, «декадентской мадонны», меня привлекло своей необычностью, открытостью, искренностью и резкостью. И цель моей работы – привлечение людей к поистине интересному творчеству Зинаиды Гиппиус. Актуальность темы вижу в возрождении культурного наследия России 20 – х годов XX столетия.
Проза Гиппиус должна быть интересна современному читателю с точки зрения более близкого знакомства с автором и воссозданием полной картины литературного процесса эпохи. Поэтому мы и через сотню лет с интересом приобщаемся к этому миру, который обогащает наши чувства и наше понимание действительности и человека.
Основная часть
2.1. Место рождения, детство, юность, замужество. Взрослая жизнь.
Она родилась 8 ноября 1869 года в провинциальном городке Белеве Тульской губернии. Маленькая Зиночка не получила из-за болезни должного систематического образования, домашнее обучение велось от случая к случаю, и Зинаида Николаевна справедливо называет свои знания в 16 лет «бессмысленными». Уже в Тифлисе молодежь звала ее «поэтессой», писала она «под Надсона». Словом, детство и юность у Зинаиды Николаевны протекали обыкновенно. За исключением писания «стихов и прочего», что подготавливает будущую судьбу «декадентской мадонны».
В ней рано проявились литературные наклонности, она пыталась писать стихи, вела дневник. Стихи были ученическими, подражательными, дневник был интересен самой себе. В Боржоми она познакомилась с Дмитрием Мережковским [Приложение 2], которые привлек ее внимание своей серьезностью, эрудированностью и умением говорить «интересно об интересном». Мережковские прожили вместе 52 года.
После свадьбы семья поселилась в Петербурге, в доме Музури. Здесь собиралась самая культурная элита города. А царила здесь она – «декадентская мадонна». Зинаида Николаевна была очень красивая. Высокая, тонкая, как юноша, гибкая [Приложение 3].
При всем этом она любила одеваться в мужское [Приложение 4]. В стихах, статьях говорила о себе в мужском роде, подписывалась мужскими псевдонимами «Антон Крайний», «Лев Пущин», «Товарищ Герман». Многих это раздражало, некоторых пугало, третьих отталкивало. А она была единственно такой, какой могла быть: внешне спокойной и женственной, привлекающей внимание мужчин и женщин, внутренне – мятущейся, увлекающейся мистикой «Пола», размышляющей о Христе, церкви, живущей в современности и современностью – для будущего.
Современники называли ее многими именами: «Зиночка» (В. Брюсов), «Зинаида Прекрасная» (А. Блок), «Зеленоглазая Наяда (А. Блок), «Белая дьяволица» (участники религиозно-философских собраний), «декадентская мадонна», «дама с лорнетом», «общероссийская классная дама» и другие.
Сама Гиппиус называла себя Мисс Тификация. И действительно, мистицизм был частью ее внутреннего мира. Гиппиус стремилась исполнить некое жизненное предназначение, определенную миссию в литературной жизни, эпохи и самим фактом своего столько разнообразного по жанрам литературного творчества и фактом жизненного поведения, самоутверждения женщины и по преимуществу мужском мире искусства. Создавая свой образ «декадентской мадонны», Зинаида Николаевна как женщина литератор сознательно стремилась к завоеванию права выражать свою индивидуальность во всех, в том числе бытовой, сферах нетрадиционно, личностно.
2.2. Творчество Зинаиды Николаевны.
Профессиональная литературная жизнь Зинаиды Гиппиус началась тогда, когда в 12-й книжке журнала «Северный вестник» за 1888 год, появилась первая поэтическая публикация – два стихотворения, подписанные инициалами З.Г. . Но это был еще «не поэт Зинаида Гиппиус», это был «Надсон в юбке».
Цитируя это стихотворение [Приложение 5], Иннокентий Анненский, русский поэт и драматург, приходит к окончательному выводу: « Среди всех типов нашего лиризма я не знаю более смелого, даже дерзкого, чем у З. Гиппиус. Но ее мысли, чувства до того серьезны, лирические отражения ее так безусловно верны, и так чужда ей эта разъедающая и тлетворная ирония нашей старой души, что мужская личина этой замечательной лирики «З. Н. Гиппиус пишет про себя в стихах не иначе, как в мужском роде» едва ли когда-нибудь обманула хоть одного внимательного читателя».
Первый сборник ее рассказов – «Новые люди» - появился в 1896 году и не выходил из привычного ряда. Очевидно, Гиппиус нужна была новая форма для самовыражения, в стиховых рамках ей было узко – проза давала простор для высказывания томивших ей идей, чувств, мыслей.
Лучшей формой для литературного высказывания стала для Гиппиус форма дневника. На протяжении 1899 – 1907 годов ее литературно – критические статьи появлялись в журнале «Новый путь», направление которого – неохристианское возрождение России, вера в Третий Завет или религию Духа – разрабатывалось Мережковскими. Собранные вместе, она составили единое целое – «Литературный дневник», который увидел свет в 1908 году.
Но «Дневник» представлял перед читателем и как своеобразная летопись духовной жизни Гиппиус, где личное тесно сплетается с «общественным». «Дневник» позволял свободно говорить обо всем – и о литературе, и о театре, и о философии, и о религии. Отпадала необходимость скрываться – как говорили раньше – под маской «лирического героя».
Гиппиус не только критиковала, но и утверждала то, во что верила, чем жила. А думала она прежде всего о главном – о Боге, и путях, ведущих к нему. Размышляла она и об «искусстве для искусства», высказывая мысль, что это «змея, кусающая свой хвост». Она говорила о самых важных для человека вещах – о Жизни и Смерти, о вере и безверии, о том, что «человеческое в человеке живуче».
На основе этого у З. Гиппиус возникла идея о «Тройственном устройстве мира». Как всегда, она поделилась ею с мужем. Он «преобразил ее в самой глубине сердца и ума, сделав из нее религиозную идею всей своей жизни и веры – идею Троицы, пришествия Духа и третьего Царства или Завета».
В начале века образовался так называемый «Тройственный союз», в который входили она, Мережковский и ближайший сотрудник «Нового пути», критик, публицист, Дмитрий Философов. Идея «тройственного устроения мира», должного прийти на смену традиционному христианскому мироустройству.
Новым содержанием наполняется лирика Гиппиус в связи с ее религиозно-философскими исканиями. Переосмысляется тема любви. Предпринимается попытка выразить новые взгляды в новом жанре – молитве. В «молитвах» Гиппиус можно отметить страстность молящегося [Приложение 6].
И еще у нее было то, что спасало – стихи, проза, религиозные поиски, Дмитрий Сергеевич Мережковский. И Россия, которую она любила. Революция 1905 года уже была не ее. Октябрьский переворот 1917 года – тем более. Все перевернулось – бытие, быт, старая жизнь с ее поисками добра, гармонии, идеала. Когда-то в 1904 году в стихотворении «Все кругом» она писала [Приложение 7].
Она ошиблась. Действительность оказалась пострашнее стихов. «Декадентская мадонна» становится летописцем страшных дней революции и гражданской войны.
Октябрьские события 1917 года Гиппиус восприняла как контрреволюцию, преступление политических авантюристов и одновременно как общий грех народа, подчинившегося их воле. Именно к народу она обращает свое обвинение [Приложение 8].
И поэтому она не хотела быть с теми, кто умертвил февральскую Россию. Мережковские готовились к отъезду, навстречу свободе, но без России. Туда, где не было большевиков. Туда, где не ограничивали свободу думать, свободу говорить, свободу писать. Туда, где у них была своя квартира. Мережковские тайно собирались в Париж.
Они покидали царство «Антихриста». В декабре 1919 года Мережковские, Философов и Злобин выехали из Петрограда в Гомель – в январе 1920 года нелегально перешли границу. С собой они уносили свою Россию. Темперамент Зинаиды Николаевны требовал общественного выхода. Она основали газету «Свобода», печатали политические статьи, направленные против Советской власти, читали лекции о положении дел Советской России. Гиппиус была остроумна и зла, высмеивала своих идейных врагов, не щадя никого.
В Париже их литературная и общественная деятельность продолжилась. Вокруг Мережковских всегда собирались люди. Так было в Петербурге, так продолжилось и в Париже – и здесь они стали одним из средоточий русской интеллектуальной жизни. В феврале 1927 года они создали общество «Зеленая лампа» - нечто вроде «инкубатора идей», род тайного общества, где все были бы между собой в заговоре в отношении важнейших вопросов «воскресений» и постепенно развить внешний круг «воскресений». Цвет «русского Парижа» можно было увидеть на этих ставших традиционными встречах.
2.3. Последние годы жизни З. Н. Гиппиус.
Общество просуществовало до 1939 года. Дмитрию Сергеевичу останется жить чуть больше года, Зинаиде Николаевне – пять лет. Но что это были за годы. Многие русские успели выехать из Франции. Мережковский остались. Они боролись с навалившейся старостью, с болезнями, с голодом, с холодом, с безденежьем.
После смерти мужа она замкнулась в себе, и даже помышляла о самоубийстве. Последняя книга «Сияние» - это возвращение к философской лирике, постоянная обращенность к «вечным вопросам». Часто в этих стихах прорывается интонация молитвы [Приложение 9].
Общественные вопросы рассматриваются Гиппиус теперь как глубоко личные. Именно так, от лица лирического «я» говорит она о России, о любви к ней и вере в ее будущее. Одна из последних ее «молитв» об этом [Приложение 10].
В первом своем стихотворении, написанном в семилетнем возрасте, она писала [11]. В последнем [12].
Она умерла сухой парижской осенью 9 сентября 1945 года и была похоронена на русском кладбище, где покоилось тело ее мужа.
Заключение
Новизна моей работы заключается в нестандартности выбора темы, а значимость – в необходимости узнать как много больше о неординарной личности, практически забытой на сегодняшний день. Также хочу добавить, что свою работу я делала и с точки зрения ИКТ [Приложения 14 - 15]. Именно информационные технологии позволили мне необычно оформить работу.
Могу сделать несколько выводов к моей работе.
Во-первых, Зинаида Гиппиус – неординарная личность и замечательный поэт.
Во-вторых, ее творческая деятельность, полная искренним негодованием, раздражением по отношению к событиям, происходящим в России, показывает нам то, что было на самом деле.
И в- третьих, литературное наследие Зинаиды Гиппиус есть мысли и чувства, созвучные нам, потому что она «всегда была подлинной русской патриоткой, глубоко любящей свою Родину».
[Приложение 13] Это было последнее предсказание Зеленоглазой Наяды. Оно созвучно нам, людям XXI века, потому что мы верим в возрождение России!
Список литературы
Полукарова Л.В «Надо всякую чашу пить до дна» (О личности и творчестве З. Н. Гиппиус)
Гиппиус З. Н. Стихотворения. Живые лица.
Гиппиус З. Н. Петербургские дневники.
Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Энциклопедический биографический словарь.
http://to-name.ru/biography/work/gippius-zinaida/gippius-merezhkovskij-tomb.htm
Приложение
Приложение 1
Безумные годы совьются во прах,
Утонут в забвенье и дыме.
И только одно сохранится в веках
Святое и гордое имя.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Я в себе, от себя, не боюсь ничего,
Ни забвенья, ни страсти.
Не боюсь ни унынья, ни сна моего —
Ибо все в моей власти.
Не боюсь ничего и в других, от других;
К ним нейду за наградой;
Ибо в людях люблю не себя... И от них
Ничего мне не надо.
О Господь мой и Бог! Пожалей, успокой,
Мы так слабы и наги.
Дай мне сил перед Ней, чистоты пред Тобой
И пред жизнью — отваги...
Приложение 6
Господь. Отец. Мое начало. Мой конец. Тебя, в Ком Сын, Тебя, Кто в Сыне, Во имя Сына прошу я ныне И зажигаю пред Тобой Мою свечу. Господь. Отец. Спаси, укрой — Кого хочу. Тобою дух мой воскресает. Я не о всех прошу, о Боже, Но лишь о том, Кто предо мною погибает, Чье мне спасение дороже, О нем, — одном. Прими, Господь, мое хотенье! О, жги меня, как я — свечу, Но ниспошли освобожденье, Твою любовь, Твое спасенье — Кому хочу.
Приложение 7
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, черное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное!
Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.
Приложение 8
Блевотина войны — октябрьское веселье!От этого зловонного вина Как было омерзительно твое похмелье, О бедная, о грешная страна!Какому дьяволу, какому псу в угоду, Каким кошмарным обуянный сном, Народ, безумствуя, убил свою свободу, И даже не убил — засек кнутом?Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой, Смеются пушки, разевая рты... И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой, Народ, не уважающий святынь!
«Веселье» 1917г.
Приложение 9
Господи! Иду в неизвестное,
но пусть оно будет родное.
Пусть мне будет небесное
такое же, как земное…
«Когда»
Приложение 10
Я от дверей не отойду,
Пусть длится ночь, пусть злится ветер.
Стучу, пока не упаду.
Стучу, пока Ты не ответишь.
Не отступлю, не отступлю,
Стучу, зову Тебя без страха:
Отдай мне ту, кого люблю,
Восстанови ее из праха!
Верни ее под отчий кров,
Пускай виновна - отпусти ей!
Твой очистительный покров
Простри над грешною Россией!
И мне, упрямому рабу,
Увидеть дай ее, живую...
Открой!
Пока она в гробу,
От двери Отчей не уйду я.
Неугасим огонь души,
Стучу - дрожат дверные петли,
Зову Тебя - о, поспеши!
Кричу к Тебе - о, не замедли!
«Неотступное»
Приложение 11
Давно печали я не знаю, И слез давно уже не лью. Я никому не помогаю, Да никого и не люблю.
Любить людей — сам будешь в горе. Всех не утешишь всё равно. Мир — не бездонное ли море? О мире я забыл давно.
Приложение 12
Я на единой мысли сужен,
Смотрю в сверкающую тьму.
И мне давно никто не нужен,
Как я не нужен никому.
Приложение 13
Она не погибнет, - знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, - верьте!
Поля ее золотые.
И мы не погибнем, - верьте!
Но что нам наше спасенье:
Россия спасется, - знайте!
И близко ее воскресенье.
Приложение 14
Содержание работы, выполненное в Glogster.
Ссылка: http://katerinka1819.edu.glogster.com/zinaida-gippius/
Приложение 15.
Презентация, выполненная в prezi.
И несколько слайдов оттуда:
1.
2.
3.
Ссылка: https://prezi.com/plpiwkns3kbo/presentation/?utm_campaign=share&utm_medium=copy
21