ЛЮБЯТ ЛИ ДЕТИ ЧИТАТЬ?

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЛЮБЯТ ЛИ ДЕТИ ЧИТАТЬ?

Хабибуллин Р.Р. 1
1
Климина Т.И. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

I.

Введение……………………………………………………………………………2

II. Теоретическая часть

1. Мои любимые книги..............................................................................................3

1.1.Обзор литературы …………………….…………………………………….…..3

1.2.Литературные жанры…………………………………………………….…......4

III. Практическая часть

1. Какие книги читают мои сверстники ……………………………………….…..7

1.1.Результаты анкетирования учащихся МОБУ СОШ с. Чесноковка …………8

1.2.Советы. Предложения……………………………………………………........10

1.3.Эксперимент…………………………………………………………………....10

IV.Заключение……………………………………………………………………..11

V.Список использованной литературы…………………………………………..12

VI. Приложение 1. Анкета………………………………………………………...13

2. Графики……………………………………………………….14

3. Фото………………………………………………………..…..17

Введение

Я часто слышу от своих сверстников, что чтение – очень скучное занятие. Но согласиться с этим утверждением никак не могу, так как сам очень много читаю и убежден, что чтение не только способствует общему развитию учеников, но и является очень увлекательным занятием.

Особенно актуальна тема моего исследования для учеников начальных классов. Ведь именно в этом возрасте, на мой взгляд, важно научиться любить чтение и книги и определиться, какие книги наиболее интересны.

Цель исследования: исследовать читательские интересы учащихся начальных классов.

Задачи: подготовить обзор литературы;

-узнать больше о жанрах литературы;

-выяснить причину того, почему дети мало читают;

- предложить пути решения этой проблемы

Провести анкетирование среди учащихся по данной теме.

Предмет исследования: читательский интерес учащихся 2-4 классов

Гипотеза: большинствоучащихся начальных классов любят читать книги

Методы исследования: метод поиска информации,

анкетирование, опрос,

сравнительный анализ.

Базу исследования составили учащиеся младших классов.

Практическая значимость: привлечь внимание к этой проблеме, можно использовать на классных часах и родительских собраниях.

В настоящее время люди все меньше уделяют времени такому полезному занятию, как чтение книг. Ввиду того что каждый день мы загружены делами и заботами, основное время уходит на их разрешение, а ценные минуты досуга посвящаются просмотру телевизора или «посиделкам» у компьютера или планшета.

Чтение книг человеком воспринимается как нечто скучное и утомительное. На самом деле это мнение ошибочно, и люди, которые вовсе не читают или делают это редко, теряют массу полезных навыков и качеств.

Мои любимые книги

Прежде чем приступить к исследованию, я хотел бы немного остановиться на обзоре литературы, которая пригодна для чтения в начальных классах и рассказать о своих предпочтениях в выборе книг.

Для простоты нашего дальнейшего исследования, прежде всего, на мой взгляд, нужно отметить, что все произведения можно разделить на зарубежные и отечественные.

Для малышей, я считаю, наиболее интересны будут такие произведения зарубежных авторов, как А. Милн, А. Линдгрен, Х.-К. Андерсен, Братья Гримм, Ш. Перро и многие другие. Мне лично все эти произведения близки и интересны. Кто, например, не знает таких любимых сказочных героев, как Карлсон, Винни Пух, Дюймовочка или Золушка?

Среди отечественных авторов стоит почитать произведения Н. Носова, В.Ю. Драгунского, Бориса Заходера, В.Д. Берестова, А. С. Пушкина и т.д. Особенно нравятся мне рассказы Н. Носова и В.Ю. Драгунского. Они очень смешные, поучительные и интересные. В ближайшем будущем я планирую прочесть повести о Незнайке и А. Волкова «Волшебник изумрудного города».

Литературные жанры

Все произведения делятся на жанры. Жанр -вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Можно выделить следующие жанры:

Сказка- повествовательное народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических лиц.

Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность.

- Сказки бывают: о животных, бытовые(в их основе лежат события каждодневной жизни, здесь нет чудес и фантастических образов, отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия), волшебные(герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный, он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича). Мне лично больше нравятся волшебные сказки. Любая сказка, на мой взгляд, имеет свой подтекст и учит людей чем-либо, прививает такие качества, как доброта, любовь к окружающим, взаимовыручка и т.д. [4]

По принадлежности к авторству сказки бывают народные и авторские.

Следующий жанр – басня.

Басня- иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ имеющий мораль.

Мне нравятся басни Ивана Андреевича Крылова. Это русский поэт, баснописец, переводчик. В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

Мама покупала мне много разных книжек; я очень люблю читать, и многие стихи знаю наизусть. А басни Крылова стали самыми любимыми. До сих пор многие из них сохранились в памяти. Хорошо помню, как мы с мамой читали вдвоём басню “Зеркало и Обезьяна”. Как незатейливо и вместе с тем умно высмеивал Крылов людские пороки, которым нет числа. Вот та же Обезьяна перед зеркалом. Не видим ли мы на каждом шагу и сегодня таких Обезьян – людей, которым хочется сказать: “Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?” А какова Мартышка, которая “к старости слаба глазами стала”!

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак. [3]

В предисловии к сборнику говорится, что Крылов писал не для, но большинство басен Крылова написано очень образно и понятно даже нам.

Следующий литературный жанр малые фольклорные формы (загадки, заклички , скороговорки, потешки, пословицы, считалочки).

Закличкипредставляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Потешка— элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию.

Пословицы – это краткое народное изречение с назидательным содержанием.

Следующий литературный жанр –рассказ (небольшое повествовательному прозаическому литературному произведению с реалистической окраской, содержащему развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде).

Например рассказ В.Ю. Драгунского «Смерть шпиона Гадюкина», в котором рассказывается о мальчике Дениске, который долго болел и наконец вернулся в школу. За это время его класс подготовил постановку для спектакля. Так сложилось, что Дениске неожиданно пришлось заменить одного актёра, но всё пошло совсем не по плану. Это очень смешной рассказ, как, впрочем, и другие рассказы этого автора.

Мне очень близок такой жанр как стихи для детей. Нравятся такие поэты как Корней Чуковский, Агния Барто, Григорий Остер, и другие авторы. Однако по настроению я обращаюсь и к русским классикам — А.С. Пушкину, Ф. И.Тютчеву, А. А. Фету. Мне нравятся их стихи о природе.

К примеру, мы знаем множество стихотворений авторства известной детской поэтессы Агнии Барто. Однако мало кто знает, что интересные и увлекательные стихи созданы не только для того, чтобы дети научились читать и весело проводили время.

Они учат нас мудрости, честности, умения не отступать перед неприятностями и быть добрыми людьми. Ведь то, что мы вынесем из детства, останется с нами на всю жизнь. В стихотворениях Агнии Барто мы можем наблюдать за самыми разными героями: добрыми, честными, непослушными, веселыми, заносчивыми, послушными детьми.

Наша задача – перенять хорошие качества добрых героев, и не поступать так, как делают невоспитанные дети из стихотворений Барто. Ведь все мы хотим, чтобы дети были умными, добрыми и честными.

Так, в своем стихотворении «Лешенька, Лешенька», Агния Барто рассказывает детям о маленьком мальчике Лешеньке, который не хочет учиться. Мама просит мальчика хотя бы выучить таблицу умножения, но маленький двоечник отказывается. Все учителя бегают за Лешенькой и просят его хотя бы что- то выучить, на что мальчик даже им отвечает отказом.

Неужели Лешенька такой ленивый? Нет, ему просто нравятся, что на него обращают внимания и учителя, и родители. Ведь они не ругают его за плохие оценки, а наоборот, лаской и вниманием хотят заставить учиться в школе.

Лешенька бездельничает совсем не от лени, а от того, что хочет получать еще больше внимания. Но как не просили учителя и родители, Лешенька так и остался двоечником и самым отстающим мальчиком в классе.

Наверняка вы встречали таких детей, как мальчик Лешенька. А может быть, такие дети учатся у вас в классе? Или сами вы не прочь пользоваться вниманием взрослых, и для этого делаете нехорошие поступки? Лешенька поступает очень некрасиво – ведь он использует внимание учителей и родителей, и ничего не делает для того чтобы их порадовать успехами в учебе.

Перу знаменитой детской поэтессы А. Барто принадлежит серия детских стихотворений, главным героем которых является мальчик по имени Вовка. Вовку знали и любили все жители улицы – он имел добрый нрав, был воспитанным, честным всегда спешил на выручку людям. [1]

Очень интересный литературный жанр — повесть. Нельзя не вспомнить повести, показывающие жизнь детей (Л. Н. Толстой, А. М. Горький, А.Н. Толстой, А.П.Гайдар, Л. Кассиль, М.Твен и другие).

Недавно я познакомился с былинами. Былина — это жанр устного народного творчества. Былина - от слова быль. Это повествование о событиях, которые были давно. На мой взгляд, былины весьма поучительны и интересны. Так, былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» основана на исторических событиях. Читая ее, я представлял, как люди жили в далекие времена правления Князя Владимира.

У меня дома большая библиотека. В новом учебном году я планирую познакомиться с новыми литературными жанрами. Не терпится прочитать романы, фэнтези.

Какие книги читают мои сверстники

Приложение 1

Чтобы ответить на вопрос «Какие книги читают мои сверстники?», я решил провести исследование, в котором приняли участие мои друзья, одноклассники.

Я предложил ребятам ответить на ряд вопросов, с которыми можно ознакомиться в приложении.

Всего в исследовании приняло участие 125 человек, среди которых 65 мальчиков и 60 девочек. Исследование проводилось сразу после летних каникул, на которых ребята наверняка прочитали массу новых произведений.

Результаты анкетирования учащихся МОБУ СОШ с. Чесноковка

На первый вопрос: «Любите ли вы читать?» положительно ответили 70 человека, 26 человек относятся к чтению нейтрально, а 29 человек заявили, что читать не любят. (Приложение 2. График 1)

Однако на вопрос: «Что вы предпочитаете делать в свободное время?» 68 человек ответило — гулять, 36 — ребят предпочитают сидеть за компьютером, и лишь 42 — читают книги. (Приложение 2. График 2)

25 человек предпочитают читать электронные книги, и 100 — на бумажном носителе. (Приложение 2. График 3)

На вопрос «Сколько времени вы уделяете чтению в день?» все мои сверстники отвечали по-разному. Большинство ребят в среднем за книгами проводят от половины до одного часа в день. 15 человек ответили, что читают 2-3 часа в сутки.

На вопрос «Вам нравятся современные или исторические книги?» ребята затруднились ответить. Исторические книги нравятся десяти опрошенных, остальные ответили, что особых предпочтений нет.

На вопрос о литературных жанрах 68 учащимся нравятся сказки, 13 – былины, 40 – стихи, 15 человек предпочитают читать повести – 9 и рассказы - 50 ученикам. (Приложение 2. График 4)

25 опрашиваемых ответили, что особых предпочтений по поводу национальности авторов не имеют. Ребята не особо обращают внимание на то, каких авторов они читают –зарубежных или отечественных. 25 учеников предпочитают зарубежную литературу, 75 – отечественную. (Приложение 2. График 5)

11 человек ответило, что не читают ничего, кроме произведений, которые задают в школе. Они аргументировали это тем, что не хватает времени на прочтение иных книг. 93 человек читают книги, помимо школьной программы. Двое опрашиваемых признались, что даже школьную программу не осиливают, 19 учеников не ответили на вопрос. (Приложение 2. График 6)

Самым интересным, на мой взгляд, был на девятый вопрос: «Ваше любимое произведение?». Здесь я открыл для себя несколько произведений, которые хочу прочитать в ближайшем будущем.

Пять человек на летних каникулах читали детские энциклопедии. Ребята из них узнали много интересного о динозаврах, о средневековых рыцарях, о животных и многое другое.

Два человека сказали, что летом прочитали повести Э. Успенского о Дяде Федоре.

Еще двое прочитали произведения А. Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне", "Мио, мой Мио".

Семь человек ответило, что им также, как и мне, нравятся «Денискины рассказы» В. Драгунского.

Практически всем опрашиваемым знакомы русские народные сказки, а еще шестерым интересно было почитать зарубежные народные сказки из различных сборников.

Одна девочка ответила, что ей понравилось произведение П. Ершова "Конек-горбунок".

Я взял себе на заметку произведение, понравившееся одному из опрашиваемых. Это повесть Д. Родари "Путешествие Голубой стрелы".

Другие дети отмечали отдельные произведения различных авторов, особенно им понравившиеся. Среди них произведения В. Осеевой, Б. Житкова, В Бианки, Н. Сладкова, сказки и стихи А.С. Пушкина, С.В. Михалкова.

Я открыл для себя во время опроса и неизвестных до сих пор мне авторов. Это Х.Д. Чандлер.

Советы и предложения

1. Для того, чтобы дети больше читали я считаю необходимым, чтобы учителя и родители целенаправленно приучали детей к чтению, заинтересовывали их различными литературными произведениями. Надо чаще проводить викторины по произведениям различных авторов или по темам с призами.

2. В каждой школе должны быть читальные залы, чтобы в переменку мы могли туда забежать. У нас, например, вообще нет зала. Приезжает, конечно, библиобус, но это не выход.

3. Родители должны стать для нас примером. А то не все наши мамы и папы в свободное время читают.

4. Возможно, родителям нужно ограничить нахождение ребенка около компьютеров и телевизоров. А самим ребятам надо поставить цель читать хотя бы по пять страниц в день.

Эксперимент

Мне удалось осуществить эксперимент с призами.

В классе мы провели викторину по народным сказкам. Команда-победитель получила призы. В результате у многих появился интерес к чтению сказок. Ребята разобрали сказки из классной библиотечки, а также попробовали себя в сочинении сказок и в их иллюстрировании.

Своими результатами я поделился с ребятами начальных классов на классных часах, а также выступил на родительском собрании.

После моих выступлений я встретился со школьным библиотекарем Симоновой Ириной Николаевной. Она сказала, что ученики начальных классов чаще стали заглядывать в библиотеку.

Если в сентябре посетило библиотеку 75 учеников, то в ноябре 123.

Значить, можно заинтересовать чтением.

Заключение

Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:

Несмотря на то, что многие говорят, что школьники не любят читать, я убедился, что это мнение ошибочно. Мои сверстники любят читать самые различные книги - от научных до сказок. По результатам исследования мы видим, что самыми популярными литературными жанрами являются сказки и стихи. Однако, а начальном классе читают и стихи, басни, классическую литературу. Самыми популярными книгами среди знакомых мне первоклассников являются книги таких авторов, как В. Драгунский, Э. Успенский, А. Линдгрен и т.д.

Однако среди опрошенных есть дети, которые относятся к чтению нейтрально, или вовсе не любят читать. На мой взгляд, так быть не должно. Ведь впереди еще долгие школьные года. Когда как не в начальных классах нужно прививать любовь к книге?

В мире очень много интересных книг. Я уверен, что каждый человек найдет для себя книгу по душе. И если в первое время таким учащимся будет тяжело читать ежедневно заданное количество страниц, то постепенно ребенок увлечется и будет получать от чтения истинное удовольствие.

Список использованной литературы
  1. Барто А.Л. «Любимые стихи» Издательство: "Проф-Пресс" (2012)

  2. Драгунский В.Ю. «Избранное. Повести и рассказы»: «Планета детства», «Издательство Астрель», «АСТ»; Москва; 2000

  3. Крылов И. А. Басни. – М.: Художественная литература, 1963;

Толстой Л.Н. «Рассказы», Мир «Искателя», 2013.

  1. Интернет – ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/

Приложение 1

Анкета

1.Любите ли вы читать?

2. Что вы предпочитаете делать в свободное время:

а) гулять;

б) читать книги;

в) сидеть в интернете;

г) другое

3.Вы предпочитаете читать книги:

а) на бумажном носителе;

б) электронные книги;

4. Сколько времени вы уделяете чтению в день?

5.Вам нравятся современные или исторические книги?

6. Книги каких литературных жанров вы предпочитаете?

а) сказки;

б) былины;

в) стихи;

г) повести;

д) рассказы;

е) иное.

7.Какие произведения вам нравятся больше: зарубежных или отечественных авторов?

8. Читаете ли вы книги помимо школьной программы?

9. Ваше любимое произведение?

Приложение 2 График 1

График 2

График 3

График 4

График 5

График 6

Приложение 3

Фото 1

Фото 2

18

Просмотров работы: 1151