"СЛОВО-СИМВОЛ "РОДИНА" И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ ШКОЛЬНИКА"

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"СЛОВО-СИМВОЛ "РОДИНА" И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ ШКОЛЬНИКА"

Цатурян А.А. 1
1МОБУ СОШ № 27 г.Сочи, 6 "В" класс
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ..................................................................................................4

1. Лексическое значение слова «родина»...........................................................4

2. Этимология слова «родина».........................................................................4

3. Семантические группы слова «родина».......................................................5

4. «Слова-родственники»................................................................................. 5

5. Эпитеты к слову «родина»...........................................................................7

6. Патриотизм как любовь к Родине...............................................................7

8. Проявление патриотического содержания слова-символа «родина»

а) во фразеологических оборотах ................................................................ 8

б) в загадках о Родине.....................................................................................8

в) в фольклоре .................................................................................................8

г) в названиях произведений искусства............................................................8

д) в названиях СМИ ..........................................................................................9

е) в названиях партий, общественных организаций........................................9

ж)в названиях учреждений культуры и спорта............................................9

з)в качестве топонима...................................................................................9

и) в качестве антропонима............................................................................9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................10

Список использованной литературы................................................................11

Приложение 1 (Результаты анкетирования).....................................................13

ВВЕДЕНИЕ.

Сейчас часто говорят о патриотизме, о любви к родине. Я задумалась, а что значит "любить родину", что значит само слово "Родина" для каждого из нас?

Россия – многонациональное государство, но всех граждан России, таких разных по происхождению, вероисповеданию, языку, обычаям и традициям, объединяет одно - любовь к Родине, к родному дому. «Из любви к родному очагу вырастает любовь к родине,» - так считал Чарлз Диккенс. Он прав, любовь к Родине начинается на пороге своего дома. Мы любим свой город, свое село, родной край, как свою маму, а ведь Родина – мать своего народа и, как мать, она гордится своими «детьми», заботится о них, придает им силы. А «дети», в свою очередь, испытывают чувство любви к своей Родине.

Размышляя об этом, я заинтересовалась словом-понятием, словом-символом «Родина»: его рождением, значением, родственниками и друзьями, а также его ролью в истории страны и жизни народа.

Цель моей работы: исследовать жизнь слова-понятия «Родина», прорастающего корнями в историю развития русского народа, отражающего особенности национального сознания и характера.

В ходе работы я определила ряд задач:

1. изучить историю слова, его происхождение, значения и лексико- семантические связи;

2. понаблюдать, как живет слово «Родина» в искусстве и реальном мире (используя в качестве иллюстраций фрагменты из литературных произведений и фольклорных источников);

3.провести анкету-опрос среди учеников начальной школы для выявления особенностей представлений о Родине в сознании учащихся 1-4 классов СОШ №27 г. Сочи с помощью методов анкетного опроса и ассоциативного эксперимента (Приложение1);

4. исследовать понятие «патриотизм» как любовь к Родине.

Исследуя эту тему, я посещала библиотеку, работала с различными видами словарей, справочной и энциклопедической литературой, знакомилась с работами известных лингвистов, проводила анкетный опрос среди учащихся нашей школы.

Актуальность работы обусловлена тем, что анализ слова «Родина», в котором заключена общенациональная патриотическая идея, позволит раскрыть в некоторой степени особенности русского характера.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Лексическое значение слова «родина».

В русской лексикографии у слова «родина» выделяются два основных значения 1) родина как родная страна – «Родина», «большая родина», родина2;

2) родина как родная сторона – место рождения, «малая родина», родина1.

Родина1 — это личностное восприятие „своего" пространства, противопоставленное „чужому" месту, чужбине.

Родина2 в значении «отечество, отчизна» выражает пространство общее, принадлежащее всему народу, живущему на этой территории.

Этимологически значение слова «родина1» первично, т.е. возникло раньше, чем «родина2», можно сравнить: укр.- роди́на, блр.- родзіна, слвц.- rodina, польск.- rodzina = «семья».

А в словарях Д.Ушакова и С.Ожегова понятия «родина», «отчизна» и «отечество» трактуются как «страна, в которой человек родился и гражданином которой является».

2. Этимология слова «родина».

Проследим этимологию слова «родина». Происходит оно от праславянской основы «родъ», это отразилось и в славянской мифологии.

Оказывается, Род – это древнейшее верховное мужское божество у славян, это был бог неба, грозы, плодородия. Уже в христианских поучениях против язычества ХII-ХIII вв. о Роде пишут как о боге, который был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом, которому поклонялись все народы. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Спутницами Рода были Рожаницы - женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага.

В славянских языках корень «род» означает родство, рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как народ и родина. Именно от основы род- произошли и древнерусские, старославянские корни с лексическим значением «поколение, происхождение, семья» (ср.: русский - род, украинский - рід, белорусский - род, болгарский - род, сербохорватский - ро̑д.

Я считаю, что такое разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.

3. Семантические группы слова «родина».

Синонимы слова «родина2»: отечество, отчизна, родная страна, для россиян, естественно, еще этнонимы «Россия» и «Русь». Может, поэтому слова «патриотической троицы» пишутся с большой буквы: «Родина», «Отчизна», «Отечество»:

- «Здесь Родину не меряют страной» (Фатьянов);

- «Я заново открыл тебя, Отчизна» (Афанасьев);

- «И дым Отечества нам сладок и приятен» (Грибоедов).

Синонимы слова «родина1»: родная/родимая страна, сторона (сторонка), колыбель, земля; родной/родимый край, дом, очаг, родное пепелище, родные/родимые места, пределы, палестины и пр.

Антонимы: «чужбина», «чужая, чуждая, чужедальняя страна/сторона»: «Все те же мы: нам целый мир чужбина; / Отечество нам - Царское село» (Пушкин).

4. «Слова-родственники».

Роясь в лингвистической литературе, я сделала открытие (для себя!), что слова природа, родина, народ, родник - слова одного корня.

Начав перебирать однокоренные слова, я обнаружила, что их ответвления такие же значительные по смыслу – род, родник, родной, родимый, рождение. Еще похожие слова – порождение, природный… Все эти слова и родственны, и единородны. Родник принадлежит одновременно и природе, и родине. Его порождает тело земли, а сам он рождаетводу, которая питает все живое. В общем, - не просто игра слов, а их родственность.

Что такое родв русском языке? Это предки и потомки вместе, по нисходящим ступеням, но в единстве: предки порождают потомков, а роды – поколения, меняющиеся во времени.

Родственники, сродники, родичи... В русском языке так называют урожденных совместно, в общем роду, имеющих кровную связь. Нарушением главных жизненных норм считалось убийство внутри рода. Тот, кто разрушает род, становится отродьем

При роде всегда были животные – домашние и дикие, род окружал растительный мир – озера, реки, леса, горы, луга, поля. Это и было при-родой – совокупностью всего живого, окружающего и поддерживающего жизнь, существование рода.

На-род – это то, что народилось, собралось в роде и является совокупностью всех живущих родов. Родина – место рождения, родинка – примета рождения. Родимый или родной – милый, сердечный, желанный.

Также я узнала значение таких слов , как не-род , у-род, за-род, по-род.

Так что «родственников» у слова «родина» хватает, причем, среди разных частей речи. Вот только некоторые из них:

- существительные: Богородица, выродок, зародыш, народ, отродье, порода, прародитель, природа, родинка, рождение, Рождество, родословная, родственник, родня, родина, роженица, родник, самородок, сородич, урод, урожай и др;

- прилагательные: всенародный, врождённый, природный, породистый, родной, родимый, родительский, родившийся, родниковый, самородный, урождённый, урожайный и др;

- глаголы: зародиться, народиться, переродиться, порождать, породниться, разродиться, родить, рождаться, родиться, уродить и др;

- наречия: всенародно, по-родственному, отродясь, принародно, по-родительски и др.

5. Эпитеты к слову «родина».

Для лексемы «родина» существует большой выбор качественных определений. Так какой же бывает родина?

Исторической, новой, второй, малой, далекой, истинной, великой, святой, настоящей, единственной, прекрасной, любимой, свободной, священной, необъятной, многострадальной, единой, покинутой, забытой, большой и т.д.

Появление «имен» родины, как правило, сопровождается в поэтической речи эпитетами, которые мы используем, обращаясь к самым близким и любимым существам, - родная, дорогая, любимая, милая и пр. (в качестве иллюстраций – строки из поэтических текстов):

- «Нам легко / И нелегко с тобою, / Дорогая родина моя!» (Федоров);

- «Дайте мне на родине любимой, / Все любя, спокойно умереть» (Есенин);

После многочисленных «любовных имен» (милая, дорогая, любимая, родная) наиболее частым эпитетом Родины выступает прилагательное «святая»:

- «О, родина святая, / какое сердце не дрожит, / Тебя благославляя?» (Жуковский).

Совершенно естественно для русского языка обращение к родине как к живому и разумному существу – использование олицетворений:

«За каплю крови, общую с народом, / Прости меня, о родина! Прости!» (Некрасов).

7. Патриотизм как любовь к Родине.

Потребность в любви к Родине существует, как существует потребность в любви вообще, ведь «патриотизм прежде всего начинается с любви к своему городу, к своей местности» (Д. Лихачев), где живут родные и близкие, с которыми нас объединяет единство отличий от других. Именно она, любовь к Родине, создает для человека смысл его жизни, а счастье родной страны составляет его собственное счастье: «Даже птице / Не годится / Жить без родины своей» (Л. Ошанин); Ведь нам без Отчизны, без Родины милой / На свете никак не прожить» (Фатьянов).

Устойчивое приложение «мать» к слову «Родина» в русском языке говорит о сознательном «родственном» отношении граждан к родной стране, подобном теплому, трогательному отношению к родной матери, основанном на любви, заботе и желании оберегать и защищать. Родина-мать как женщина, дающая жизнь и наполняющая теплотой и заботой детство, воспевается в стихах и песнях: «Как невесту, Родину мы любим, / Бережем, как ласковую мать!» (Лебедев- Кумач).

Разлука с Родиной («любимым существом») порождает специфическое «патриотическое чувство» («сладкое и скорбное чувство родины» – Бунин) –ностальгию: «Тоска по родине! Давно / Разоблаченная морока!» (Цветаева); «С неразлучным своим автоматом / Не в одной побывал я стране, / Но повсюду, скажу вам, ребята, / Я скучал по родной стороне» (Михалков).

8. Проявление патриотического содержания слова-символа «родина»

а) Во фразеологических оборотах: без родины, без флага; крылья Родины; закрома Родины; стоять на страже Родины; Родина-мать зовет и пр., что говорит о значимости понятия «Родина» для русского национального сознания.

б) В загадках о Родине: их немного, н-р: Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

в) В фольклоре: в словарях приводится приблизительно семьдесят пословиц и поговорок на патриотическую тему: «жить - Родине служить»; «человек без Родины - что земля без семени»; «нет земли краше, чем Родина наша» и пр.

г) В названиях произведений искусств:.

Слово «родина» в названиях произведений художественной литературы российских авторов имеет высокую частотность ввиду значимости слова-символа : М.А. Шолохов «Они сражались за Родину», З.Александрова «Родина», К.Симонов «Родина», С. Есенин «Родина», М.Лермонтов «Родина», В.Степанов «Что мы Родиной зовем и др.

Слово «родина» в названиях живописных полотен: А.М.Васнецов «Родина», В.Фельдман «Родина», Н. Дубовской «Родина», А. Афонин «Ой ты, Русь, моя родина кроткая…» и др.

Создано достаточно кинематографических работ, в названиях которых встречается слово-символ «РОДИНА»: «Родина» (1930) — фильм К. Мидзогути; «Родина» (1939) — фильм Н.Шенгелая; «Они сражались за Родину» - фильм С.Бондарчука, «Они играли за Родину» - фильм К.Оганесяна, «Крым. Путь на родину» (2015) – документальный фильм, Россия и др.

В названиях песен слово «РОДИНА» встречается часто, что говорит о неувядающем чувстве любви и благодарности к Родине её граждан. Вот некоторые из них: «За тебя, Родина-мать!» - песня гр.«Любэ», «Родина моя» - песня на стихи Р.Рождественского, «Родина моя» -песня на стихи Е.Евтушенко, «С чего начинается Родина» - песня на стихи М. Матусовского и др. д) В названиях СМИ: ежемесячный российский исторический иллюстрированный журнал «Родина». е) В названиях партий, общественных организаций: «Родина» - российская левая национально-консервативная политическая партия; «Родина: здравый смысл» - российское общественное объединение и др. ж) В названиях учреждений культуры и спорта: а) «Родина» -кинотеатры в г. Сочи, г. Москва, г. Воронеж, г. Казань, г. Уфа, г. Санкт-Петербург и др.; б)«Родина» - гранд-отель (г. Сочи); в) «Родина» - спортклуб по хоккею с мячом (г. Киров), стадионы в г. Москва (Химки), г. Кирове и др.

з) В качестве топонима: Родина - название сел, поселков и деревень в Кировской, Орловской, Псковской, Тверской, Тюменской, Самарской, Московской и других областях.

и) В качестве антропонима(Родина - женская форма русской фамилии Родин): Родина Ирина Викторовна (род. 1973) - заслуженный мастер спорта России, обладательница 5-го дана по дзюдо; Родина, Тамара Фёдоровна (1927—2011) - Герой Социалистического Труда, Заслуженный учитель школы РСФСР и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В процессе моего исследования я установила, что слово «родина» произошло от основы род-, имеет глубокие корни, связанные с верой наших предков, - язычеством. А это значит, что слова «родители», «родные», «народ», «природа», «родник», «родина» - однокоренные, исторически и эмоционально дорогие нам.

Слово-символ «родина» в определенном смысле можно назвать «матрешечным»: в большой родине содержится и родина малая, родной город/деревня, и родной дом, и родной очаг и родная колыбель, а «родина1» воспринимается как часть «родины2».

Исследуя семантику слова-понятия, я узнала о существовании в русском языке «патриотической троицы»: «Родина», «Отечество» и «Отчизна», на долю которых выпадает основная нагрузка идеи патриотизма.

Исследовав патриотическое сознание учащихся 1-4-х классов, я сделала вывод, что в сознании учащихся 1-х классов больше эмоциональной оценки окружающего пространства. В восприятии понятия «Родина» школьниками 2-4-х классов появляются новые, по сравнению с учащимися 1-х классов, черты: больше географических ориентиров, наблюдается осознание уникальности Родины, восприятие Родины как государства и понимание долга перед ней.

Эти изменения свидетельствуют о возрастании ценности большой Родины в сознании учащихся. Я думаю, что при грамотной организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников в сознании учащихся может сложиться образ великой, прекрасной, бескрайней, сильной и, конечно, любимой Родины.

Таким образом, возможно и необходимо формирование личности-носителя патриотического сознания, осознающей ценность родной культуры, родного языка, личную гражданскую ответственность перед Отечеством, для которой понятие «Родина» сливается со словом «мать» в слово-символ «Родина-мать», наполненное чувством любви и благодарности к Отчизне, гордостью за её славное прошлое, верой в её великое будущее.

Список использованной литературы

1.Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М., 1999

2.Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1986.

3.Аникин В. П. Русские пословицы и поговорки.- М., 1988.

4.Берков В. П., Мокиенко В. М., Шулежкова С. Г. Большой словарь крылатых слов русского языка: Около 4000 единиц.- М., 2000.

5. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: жемчужины мысли. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003

6.БТСРЯ – Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998.

7.Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959.

8.Воркачев С. Г. Слово «Родина»: значимостная составляющая лингвоконцепта // Язык, коммуникация и социальная среда. Вып. 4. Воронеж, 2006. С. 26–36.

9.Воркачев С. Г. Слово «родина» // Лингвокультурный концепт: типология и области бытования / Под общ. ред. С. Г. Воркачева. Волгоград, 2007в. С. 35–70.

10.Воркачев С. Г. Идея патриотизма в жанре русской гражданской лирики // Жанры речи. Вып. 5: Жанр и культура. Саратов, 2007г. С. 311–320.

11.Воркачев С. Г. «Славься, Отечество…»: идея патриотизма в русской лингвокультуре // Язык и национальное сознание: проблемы сопоставительной лингвоконцептологии. Вып. 2. Армавир, 2007д. С. 16–23.

12.Даль В. И. Пословицы русского народа: В 3 т. СПб., 1996.

13. Дмитренко С. Энциклопедия ума. М.: ОЛМА, 2007

14.Евгеньева А. П. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. М., 2001.

15.Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 2000.

16.Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь. М., 2005.

17.Ильин И. А. Почему мы верим в Россию. М., 2007.

18.Колесов В. В. «Жизнь происходит от слова…». СПб., 1999.

19.Лихачев Д. С. Земля родная. М., 1983.

20.Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1987.

21.Попов А. И. Развитие образа родины у школьников: АКД. Волгоград, 2005.

22.РАС 2002 – Русский ассоциативный словарь: В 2 т. М., 2002.

23. Ситникова А. Этимологический словарь русского языка. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005

24.СЭС – Советский энциклопедический словарь. М., 1983.

25.Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. М., 2000.

26.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 2003.

27.Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. М., 2000.

Приложение 1.

Результаты анкетирования

В качестве приложения мне хочется представить результаты анкетирования, которое я провела среди учащихся 1-4 классов нашей школы. Всего участников анкетирования было 250 чел.

Ответы на вопрос «Что такое Родина?»

Ответ

Ответы %

Кол-во ответов

Место рождения

63

158

Место проживания

21

53

Сочи (или родной город)

41

102

Россия

14

35

Место, где говорят по-русски

12

30

Родина – мать

13

32

Комментарий: наиболее важной в сознании школьников смысловой группой понятия «Родина» является «место рождения и проживания/родной город/», она выражает словарное значение родины, как «места рождения кого-либо» (в этом смысле схожа с понятием «малая родина»), а также значение «Родина-мать». Местом рождения и проживания для анкетируемых чаще всего становится родной город (н-р, Сочи).

Ответы на вопрос «Что значит для тебя «Большая Родина»?»

Ответ

Ответы %

Кол-во ответов

Страна, в которой мы живем

63

158

Россия

42

104

Место, где все говорят на одном языке

12

30

Отчизна

9

23

Москва

6

15

Флаг

1

2

Из ответов на этот вопрос видно, что в понятие «Большая Родина» опрошенные включают в первую очередь такие слова как «страна/ Россия», отмечают важность государственной символики и столицы, встречаются ответы типа: флаг – это символ нашей страны; Москва – это столица нашей Родины. Итак, большая Родина в сознании младших школьников обладает некоторыми чертами государственности, однако эти характеристики не являются для них самыми значимыми. Важно, что многие испытуемые (12%) для обозначения своего понимания большой Родины называют единый язык, что доказывает осознание учащимися объединяющей роли языка. Хотя это отмечается учащимися 3-4-х классов, что говорит о большей сформированности гражданственного сознания у этих детей по сравнению с учениками 1-2-х классов.

Ответы на вопрос «Какая она, твоя Родина?»

Ответ

Ответы %

Кол-во ответов

Красивая

54

135

Большая

33

82

Богатая

12

30

Великая

19

47

Надежная

16

40

Святая

3

7

Самым распространенным признаком Родины (54%) для учащихся младшей школы стала красота Родины, которая описывается с помощью таких слов, которые указывают на её природное своеобразие: «поле/лес/ река/ озеро/ берёза». Дополняет содержание этой группы и указание на богатство родины (12%), на пространства: «большая / родные просторы» и др. – 33%. Эта качественная характеристика может быть дополнена и категорией «великая» (19%), что одновременно подчёркивает и широту пространства России, и её высокий статус. Восприятие Родины как дома, где спокойно и надежно, подчеркивается определением «надежная» (16%).

Ответы на вопрос «За что ты любишь свою Родину?»

Ответ

Ответы %

Кол-во ответов

Просто люблю

83

207

На родине хорошо и спокойно

12

30

За то, что она красивая

5

13

Мы видим, что этот вопрос раскрывается младшими школьниками через чувство бескорыстной любви (83%), чувство уверенности и спокойствия (12%), через личностное восприятие её «лугов, полей и рек»(5%).

Ответы на вопрос «Что нужно делать, чтобы помочь своей Родине?»

Ответ

Ответы %

Кол-во ответов

Любить Родину

57

142

Беречь Родину

38

95

Защищать Родину

24

60

Много работать

8

20

Хорошо учиться

5

13

Ответы на этот вопрос показывают, что младшие школьники понимают необходимость что-то делать для блага Родины. Большинство ответов на этот вопрос пересекаются с предыдущим вопросом о личностных чувствах, т.е. большинство (57%) считают, что, прежде всего, Родину нужно любить и ценить, чуть меньше (38%) опрошенных говорят о необходимости беречь Родину, указывая при этом: «Родина – это наш дом, который нужно беречь», и защищать ее (24%). Некоторое количество опрошенных отмечают важность работы (8%) и учебы (5%) для блага Родины: «Нужно хорошо учиться, чтобы потом помогать Родине» и т.п.

Ответы на вопрос

«У каждого человека есть своя Родина. Что особенного в твоей Родине?»

Ответ

Ответы %

Кол-во ответов

Родина самая любимая

84

210

Наша Родина самая большая

80

200

Наша Родина самая красивая

67

167

Родина единственная

45

112

Самая великая страна

34

85

Из таблицы видно, что осознание уникальности Родины и гордости за нее мы видим в таких характеристиках как «любимая / большая/ красивая/ единственная / великая», выражаемых в превосходной степени. Абсолютное большинство опрошенных (84%), описывая особенность Родины, эмоционально смешали понятие «Родина» с группой «любовь к Родине». Другой характеристикой уникальности Родины в восприятии учащихся 1 – 4 классов является указание на ее размеры (80%), а красота Родины снова подчеркивается немалым количеством подобных ответов (67%). О неповторимости Родины говорит эпитет «единственная» (45%). Кроме названных выше существенных качеств, опрошенные называют и такую характеристику как «самая великая страна» (32%).

Цатурян Алина

Просмотров работы: 8605