ЖАРГОНИЗМЫ В РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ МКОУ ГАЗ-САЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЖАРГОНИЗМЫ В РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ МКОУ ГАЗ-САЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Плехно Н.Н. 1
1
Кутнаева Л. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление
  1. Введение --------------------------------------------------------------------------------3

  2. Понятие жаргонизмов в современном русском языке ------------------------4

  3. Молодежный жаргон школьников МКОУ ГАЗ-Салинская СОШ-------5-9

  4. Заключение----------------------------------------------------------------------------10

  5. Литература-------------------------------------------------------------------------11-12

  1. Введение

В последнее время в обществе происходит резкое изменение ранее принятых взглядов на историю нашего государства, литературу, искусство, науку. Сейчас стало возможным изучать то, о чем не могло быть и речи. Практически ежедневно мы сталкиваемся с непонятными, на первый взгляд, словами и выражениями. Этих слов не так уж и мало, имя им – молодежный жаргон. Молодежный жаргон – часть русского языка, вызывающий определенную негативную реакцию. Многие школьники в своих научно-исследовательских работах на тему жаргонизмов изначально нацеливаются на борьбу с этим «социальным злом», не понимая, что это – часть языка, часть культуры. Естественно, как и в любом пласте лексики, в молодежном жаргоне присутствуют негативные элементы, употребление которых недопустимо. Мы не ставим целью изучение вульгаризмов, лексем молодых преступников, наркоманов. В ряде молодежных жаргонов почти нет грубых и нескромных слов.

Собирание и изучение молодежных жаргонных слов играет немаловажную роль в общественно-историческом, культурно-познавательном и лингвистическом отношении.

Цель исследования: познакомиться с жаргонной лексикой школьников МКОУ ГСОШ.

Объект исследования: речь молодежи МКОУ ГСОШ.

Предмет исследования: жаргонизмы в речи школьников МКОУ ГСОШ.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме, определить круг понятий, объединенных термином «жаргонизмы».

  2. Проанализировать речь школьников МКОУ ГСОШ с токи зрения употребления жаргонизмов.

  3. Популяризировать результаты исследования.

2. Понятие жаргонизмов в современном русском языке

Существует множество взглядов на классификацию и терминологию данного речевого явления. Мы рассмотрели некоторые подходы к изучению этого пласта лексики.

Многие лингвисты, среди которых Баранникова Л.И., Е.А.Земская, Д.Н.Шмелев, Крысин Л.П. (1, 4, 7, 9) относят жаргонизмы к одному из видов просторечной лексики.

Жаргонизмы - это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые несут тайный, непонятный для всех смысл. (Словарь лингвистических терминов / под ред. О.С.Ахмановой. - М., 1964.(3)) .

Слова, употребление которых свойственно людям, образующим обособленные социальные группы, составляют лексику жаргонную. Жаргоны бывают классово-прослоечные, производственные, молодежные, жаргоны группировок людей по интересам и увлечениям (Федосюк М. Д. Ладыженская Т. А.,. Михайлова О. А., Николина Н. А. Русский язык. М.: Наука, 2001 (18)).

В учебнике «Современный русский язык» под редакцией П.А. Леканта (16) мы встречаем следующее определение данного пласта речи. Жаргонная лексика (или жаргонизмы) – это слова и выражения, встречающиеся в речи людей, связанных родом деятельности, времяпрепровождением и т.п.

Введенская Л.А. (2, стр. 96-97) называет жаргон совокупностью особенностей разговорной речи, возникающей среди людей, находящихся в сходных профессиональных и бытовых условиях, объединенных общностью интересов, совместным времяпрепровождением.

Таким образом, мы видим, что большинство авторов относит арго, жаргоны и сленг к нелитературной лексике и считают эти речевые явления средством общения определенных социальных групп.

  1. Молодежный жаргон школьников МКОУ ГСОШ

Внимательное, вдумчивое отношение к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе – независимо от среды общения каждого ребенка. Путь к изучению речи молодежи мы решили начать с опроса и наблюдения за речью школьников. Результат отслеживания показал, что в лексическом запасе молодых людей достаточно велик объем жаргонизмов. Причем, количество слов, употребляемых во время учебных занятий, заметно отличается от их количества во внеучебное время:

  • В школе, другом учебном заведении: до 40-60% от общей лексики;

  • Вне учебы: до 80% от общей лексики.

Следующим этапом работы стало составление анкеты по теме. Анкетирование имело следующие цели:

  • Выяснить, знают ли школьники о данном речевом явлении.

  • Установить, используют ли они в своей речи жаргонизмы.

  • Выявить мотивы использования жаргонизмов в речи школьников.

  • Определить круг наиболее часто встречающихся лексем.

  • Выявить наличие или стремление обойтись без жаргонизмов.

В анкетировании принимало участие 78 человек из 5-8 классов.

Анкета содержала следующие вопросы:

  •  
    1. Знаете ли Вы, что такое жаргонизмы?

    2. Используете ли Вы в своей речи жаргонную лексику?

    3. Для чего Вы употребляете в речи жаргонные слова и выражения?

    4. Назовите наиболее распространенные жаргонизмы в Вашей речи?

    5. Считаете ли Вы необходимым избавить речь школьников от жаргонных слов и выражений? Аргументируйте свой ответ.

Опрашиваемым предлагалось отметить готовые варианты ответа, либо ответить самим в разделе «другое». По первому вопросу респонденты ответили следующим образом:

45 человек изучали жаргонизмы в школе;

11 – что-то о них слышали;

10 – читали о жаргонизмах в дополнительной литературе;

3 – не уверены;

5 – не знают, что такое жаргонизмы;

3 – не ответили на этот вопрос.

На вопрос об употреблении жаргонизмов в своей речи 14 человек ответили, что употребляют жаргонизмы даже в школе;

15 – стараются не употреблять их в школе;

32 – употребляют жаргонизмы редко;

8 – никогда;

8 – не ответили на данный вопрос.

Мотивация использования жаргонных лексем различна:

  • 7 человек считают, что они нужны для связи слов в речи;

  • 8 человек считают, что это модно и современно;

  • 17 – что жаргонизмы делают речь понятной для окружающих;

  • 14 – что помогают преодолеть недостаток слов в речи;

  • 32 – ответили «другое», не пояснив ответ.

В ответе на 4 вопрос анкеты школьники назвали около 250 жаргонизмов (238). Анализ анкет позволил выделить наиболее распространенные жаргонизмы в речи школьников. Многие из них, строго говоря, не являются молодежными жаргонизмам и, а относятся к просторечию, общему жаргону.

Какие же фрагменты действительности отражает лексика жаргона? Анализ данных лексем позволяет сделать вывод: общий молодежный жаргон полностью сосредоточен на человеке – сферах его бытия, отношениях с другими людьми. При этом он довольно ограничен: в нем нет названий природных объектов – пространства, растений, животных.

Приведем примеры лексем, входящих в основные тематические группы жаргона:

  • Криминальный мир: малина, лох, братва, фраер, мент, мусор, стрелка, ксива, общак и др. Таких слов не так много и они употребляются в речи не в первоначальном значении (которым обладали в воровском арго), а скорее имеют ироничную, насмешливую эмоционально-экспрессивную окраску.

  • Бизнес, деньги: капуста, отстегнуть, отслюнить, лаве, лавандесы, бабки, деньги, баксы, лимон, штука, кусок.

  • Пьянство, алкоголизм: водяра, сэм, синька, в хлам, насинячиться, надудониться, набраться, назюзькаться и др.

  • Армия: армейка, дед, дембель, дембельнуться, косить от армии, дедовщина, слон и др.

  • Развлечения, музыка, кино: мыло, попса, сольник, сбацать, фанера, тусить, дрыгалка, балдеть, фанатеть и др.

  • Бытовая и электротехника, компьютерные жаргонизмы: симка, флэшка, мать, дрова, мобила, дюшник, дюша, аська, винда, комп и др.

  • Отношения между людьми в различных сферах деятельности: достать, заколебать, заложить, сдать, запасть, наезжать, купиться и др.

  • Человек и мир вокруг него:

- психические и физические состояния, ментальные действия: кайф, депрессуха, тащиться, вырубиться, отключиться, обломаться, усечь, въехать;

- удачи и неудачи: везуха – невезуха, пруха – непруха, облом;

- транспорт: тачка, колеса;

- одежда и ее детали: прикид, прибамбасы, упаковка и другие.

  • Оценка кого или чего-либо:

- положительная: улет, отпад;

- отрицательная: жлоб, халявщик, шестерка, козел, чмо, фуфло, с прибабахом, пришибленный пыльным мешком.

В общем жаргоне школьников МКОУ ГСОШ мы попытались выделить и группы лексем, объединенных общностью морфологической структуры, признаков:

  1. Существительные (56 лексем): лох, падик, найки, музон, пазик, телек, автик, кайф, литра, клава, хата, сотик, компит, баблосик, видюха, фейк, хата, контра, стрелка, калечь, домашка, фотик, махачка, чувак, базар, боты, бабло, бубен, грабли, зенки, копыта, костыли, хавчик, флэшка, кирпич, комп, лафа, мобила, моська, тыква, тачка, рамсы, фанера, репа, зелень, симка, шнобель, чирик, облом, косяк, ноут и другие.

Среди имен существительных мы выделили следующие подгруппы, связанные с человеком:

  1.  
    1.  
      • слова, называющие людей: кореш, братан, чувак, кент, стрелочник, синяк, нарик, телка, училка, детка, красава и др.;

      • оскорбительные наименования человека: лох, козел, бивень, гонза, тупень, пень, кирики, корова, негр, чмо и др.;

      • пренебрежительные именования младших: салага, шелупонь, мелюзга, мелочевка, соплячество, пупсик и др.;

      • слова, называющие части тела: ласты, локаторы, зенки, пасть, хавка, форточка, копыта, костыли, грабли и др.;

      • слова, связанные с учебным процессом: училка, домашка, шпора;

      • слова, связанные с компьютерной и другой техникой: комп, пристава, видюха, фотик, планшет, ноут, клава, компит, сотик, мобила, мобильник;

  2. Глаголы и глагольные формы: офигеть, махаться, обалдеть, достал, задолбал, отвянь, задрал,гасить, шмалять, бухать, побрить, свалить, гнать, учесать, хавать, сечь, офанареть, париться, попутать, тусить, прикинь, смойся, заткнись и др.

  3. Слова, близкие к наречию: прикольно, классно, зашибись, стремно, мрак, жесть, хрень, по-любому, фигово, круто, супер, нафиг, ништяк, ваще, супер, четко,короче, зашибись и др.

  4. Имена прилагательные: клевый, беспонтовый, прикольный, дельный, угарный, офигенный, кайфовый, стремный, няшный и др.

  5. Слова, по форме напоминающие числительные: ковырнадцать, пупырнадцать, эндцать.

  6. Междометия: блин, фигася, копец, пипец, пофиг, нафиг, е-мое, хай, бай, йоу, вау и др;

  7. Местоимения – че? (произносительная форма просторечия);

  8. Устойчивые выражения: фильтровать базар, залепить уши воском, шевелить колготками (булками, помидорами), успокоить печень, осадить чувства, осадить ходули, в натуре, бочку катить, батон крошить.

Следующим этапом нашей работы явилось выяснение мнения респондентов по вопросу: «Считаете ли вы необходимым избавить вашу речь от жаргонизмов?». Анализ ответов выявил следующую тенденцию:

  • Да – 41% опрошенных;

  • Нет – 17%;

  • Не знаю - 42%.

Таким образом, 32 человека считают необходимым избавить речь от жаргонизмов, 13 учащихся наоборот не видят в них угрозы для языка, 33 школьника затрудняются дать ответ на этот вопрос. Большинство ребят, ответивших положительно, так мотивировали свой ответ: «надо избавить речь от жаргонизмов, потому что это некрасиво и неприятно», «да, но это невозможно». Сторонники употребления жаргонизмов в речи объясняли свою позицию так: «нет желания», «это прикольно», «нет необходимости». Сомневающиеся считают: «наверно это пока нам не нужно». На вопрос о том, как избавить нашу речь от жаргонизмов, респонденты предлагали следующие варианты: мониторинги, игры, викторины; запрет, административные наказания, памятки, статьи. Но тех, кто уверен в успехе этого, слишком мало. Большинство считает, что избавиться от нелитературных элементов в речи невозможно.

Заключение

Нельзя забывать, что многие жаргонизмы из социально обособленных переходят в разряд общеупотребительных, что свидетельствует о взаимопроникновении и взаимовлиянии пластов общенародного языка. Поэтому нельзя отрицать объективного существования жаргона, т.к. это часть языка, которую невозможно исключать из общей системы. Но при этом не должно быть перенасыщения жаргонизмов в общенародном языке, т.к. их избыток ведет к нарушению коммуникативной функции языка, к его порче и бескультурью, а также навязыванию обществу определенной морали.

Авторами работы исследованы причины употребления жаргонизмов в речи и отмечено, что учащиеся используют жаргонизмы как экспрессивное средство выразительности, считая его модным. Установлено также, что многие респонденты относятся к сленгу как к временному явлению в их речи, но, к сожалению, немалая часть опрошенных считает жаргонизмы необходимыми словами. Отмечено то, что чем старше становятся школьники, тем осознанней они относятся к своей речи. Предложенные нами примеры, направленные на повышение уровня культуры молодых людей, - это лишь малая часть системы разнообразных форм работы. Но, хочется надеяться, что наша работа поможет воспитать уважение к родной речи и к себе хотя бы какому-то количеству представителей молодого поколения нашей школы.

Список литературы

Научные источники

  1. Баранникова Л.И. Просторечие как особый социальный компонент языка./ Языки общество. Выпуск 3. – Саратов, 1974.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов, «Феникс», 2002. – 544 с.

  3. Голуб И.Б. – Лексика и фразеология; М.А. Теленкова – Фонетика. Морфология; Д.Э. Розенталь– Введение. Лексикография.Орфоэпия. – М.: Дрофа, 2000.

  4. Городское просторечие. Проблемы изучения / Отв. ред. Е.А.Земская, Д.Н.Шмелев. – М., 1984.

  5. Грачев М.А. Русское арго. Монография. Н. Новгород, 1997

  6. Грачев М.А., Кожевников А.Ю. К вопросу о социальной диалектологии русского языка // Филологические науки. №5. 1996

  7. Земская Е. А.Активные процессы в русском языке последнего десятилетия ХХ века //Русская речь 1998, №7

  8. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л.: Лениздат, 1988.

  9. Крысин Л.П. Просторечие / В кн.: Л.П. Крысин. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. – М., 1989.

  10. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Отв. Ред. Д.ф.н., проф. Е.Н. Ширяев.

  11. Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

  12. Литературная норма и просторечие. / Под ред. Скворцова Л.И. - М.: Наука, 1977.

  13. Розенталь Д.Э.Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – 5-е издание., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.

  14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Рольф, 2001.

  15. Русский язык конца XX столетия. М., 1996.

  16. Современный русский литературный язык: Учебник/ П.А. Лекант, Н.Г. КГольцова, В.П. Жуков и др. Под ред. П.А. Леканта. – 6-е изд., стер. – М.: Высш.Шк., 2004.

  17. Современный русский язык:Учебник./ Под ред Л.А. Новикова. – СПб: издательство «Лань», 2003.

  18. Федосюк М. Д. Лодыженская Т. А.,. Михайлова О. А., Николина Н. А. Русский язык. М.: Наука, 2001.

Справочная литература

  1. Грачев М.А. Словарь современного молодежного жаргона. – М.: Издательство Эксмо, 2006.

  2. Ермакова О.П., Земская Е.А., Розина Р.И. Толковый словарь русского общего жаргона: Ок 450 слов/ Под общим руководством Р.И. Розиной.:М., Азбуковник,1999.

  3. Словарь лингвистических терминов / под ред. О.С.Ахмановой. - М., 1964.)

14

Просмотров работы: 2744