Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие «пейзажа» в литературоведении
1.1. Определение понятия «пейзаж»…………………………………………….5
1.2. Виды и функции пейзажа …………………………………………………..6
Выводы по главе 1………………………………………………………………...7
Глава 2. Повествование или описание? Что важнее в художественном произведении для школьников?
2.1. Определение уровня знаний учащихся 5-7-х классов по изучаемому вопросу…………………………………………………………………………….8
2.2. Выявление читательских интересов учащихся 5-7-х на основе анализа библиотечных формуляров………………………………………………………8
Выводы по главе 2………………………………………………………………...9
Глава 3. Особенности пейзажных зарисовок в художественном произведении
3.1. Анализ главы «Обыкновенная земля»……………………………………..10
3.2. Особенности художественного слова в главах «Леса», «Луга»…………12
3.3. Бескорыстная любовь к обыкновенной земле…………………………….16
Выводы по главе 3……………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………20
Приложения ……………………………………………………………………..21
Приложение 1. Вопросы по выявлению отношения учащихся к пейзажным зарисовкам в художественном тексте
Приложение 2. Ответы учащихся 5-7 классов на вопросы по выявлению отношения к пейзажным зарисовкам в художественном тексте
Приложение 3. Анализ читательских формуляров учащихся 5-7 классов
Приложение 4. Художественный текст главы «Обыкновенная земля»
Приложение 5. Отрывки текста главы «Леса»
Приложение 6. Эпизоды текста главы «Луга»
Приложение 7. Художественный текст главы «Бескорыстие»
Приложение 8. Разнообразие животного и растительного мира, представленное в главах «Обыкновенная земля», «Леса», «Луга»
Введение
Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражаются в словах. К.Г. Паустовский, известный русский писатель, говорил: «Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
При знакомстве с творчеством К.Г. Паустовского, я поразилась необычайной способности автора использовать языковые средства выразительности, особенно при описании пейзажных зарисовок, так как ранее считала первостепенным в художественном произведении повествование о событиях, поступки героев, их взаимоотношения, речевые и портретные характеристики.
Целью нашей работы является изучение особенностей пейзажа на материале повести К.Г. Паустовского «Мещерская сторона».
Объектом нашего исследования выступает язык писателя как мастера словесной живописи.
Предмет исследования: пейзажные зарисовки в повести К.Г. Паустовского «Мещерская сторона».
Задачи нашего исследования:
изучить лексическое значение, этимологию слова «пейзаж»;
2) определить место пейзажа в структуре произведения К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»;
3) рассмотреть языковые особенности создания пейзажа, присущие такому уникальному мастеру слова, как К.Г. Паустовский;
4) определить уровень знаний учащихся 5-7-х классов по изучаемому вопросу;
5) выявить читательские интересы учащихся 5-7-х классов на основе анализа библиотечных формуляров.
Методы исследования: анализ научно-познавательной, публицистической, языковедческой литературы, материалов электронных ресурсов, читательских формуляров учащихся; обобщение материала, сравнение, систематизация и анализ полученных результатов; метод опроса, метод математической статистики.
Теоретическая значимость работы обусловлена ее целью и характером исследуемого материала, поскольку рассмотрение «пейзажа» как литературоведческого понятия дает возможность изучить структуру построения пейзажных зарисовок в художественном произведении на примере повести К.Г. Паустовского «Мещерская сторона».
Практическая значимость и актуальность исследования заключается в возможности использования его результатов не только в процессе изучения русского языка и литературы, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности, но и, прежде всего, при подготовке к итоговому сочинению (изложению) по литературе в 11 классе по теме «Человек и природа в отечественной и мировой культуре». А также при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в качестве аргументов к сочинению-рассуждению.
Мы предположили:
1) что учащиеся, читая художественное произведение, не обращают внимания на красоту пейзажных зарисовок, на язык писателя;
2) что в контексте художественного произведения К.Г. Паустовского «Мещерская сторона» пейзажные зарисовки - это не просто фон, на котором происходит действие, а один из особо значимых, ключевых эпизодов повести, ее композиционная и смысловая составляющая.
Глава 1. Понятие «пейзажа» в литературоведении
1.1.Определение понятия «пейзаж»
Понятие «пейзаж» заимствовано в 18 веке из французского языка, в переводе буквально обозначающее «сельская картина» [15, 228].
С.И. Ожегов слово «пейзаж» поясняет следующими значениями:
1. Вид какой-нибудь местности.
2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.
В словаре В.И. Даля слову «пейзаж» даётся лексическое значение: «Ландшафт, видопись, картина местности, вид природы, сельский вид».
Изучив словарь Т.Ф. Ефремовой, мы обнаружили следующие определения слова «пейзаж»:
1. Общий вид какой-либо местности.
2. Картина или рисунок, изображающие природу. // Вид природы в жанровых произведениях.
3. Жанр произведений в области живописи, темой которых являются виды природы; пейзажная живопись.
4. Описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.
Проанализировав определения, данные в изученных «Толковых словарях русского языка», мы обнаружили схожесть в выделенных лексических значениях. Однако, только С.И. Ожегов и Т.Ф. Ефремова указывают и на определение, связанное с литературным произведением.
В литературоведческом словаре [14, 114] понятие «пейзаж» определяется как «картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления (назначения), с которым он связан».
1.2. Функции пейзажа в эпическом, прозаическом, драматическом произведении
Основными предметами изображения в литературе являются человек и окружающий его мир, образы природы в произведениях не менее значимы, чем образы людей.
В литературе пейзажи могут приобретать несколько функций: в образах эпоса с помощью пейзажных описаний прерывают повествование непосредственно перед поворотами сюжета или его кульминационными моментами; в лирике пейзажи могут быть использованы для скрытого или явного сопоставления внутреннего состояния лирического героя с состоянием внешней среды [9].
В лирических стихотворениях поэтов XIX-XX вв. пейзаж, как правило, несет ощутимую психологическую нагрузку, даже если картины природы «предметны», насыщены разнообразными деталями, например, «Зимнее утро» А.С. Пушкина, «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчева.
В эпических произведениях природа часто является самостоятельным объектом изображения. Для эпического писателя мир природы – часть действительности, предметного мира, окружающих героев. Природа воздействует не только на поступки людей, но и на их психологическое состояние. В эпических произведениях широко используется психологический пейзаж. В отличие от обычного пейзажа, воссоздающего обстановку действия или раскрывающего авторское отношение к природе (в эпических произведениях), психологический пейзаж необходим для того, чтобы создать представление о душевном состоянии людей.
В драматическом произведении пейзаж используется как необходимый элемент повествования или как сценический фон, например, в трагедии А.Н. Островского «Гроза», драме А.П. Чехова «Вишневый сад».
Выводы по главе 1
В ходе изучения словарных статей мы акцентируем внимание на понятии «пейзаж» как литературоведческой категории, который в художественном произведении подчеркивает или передает душевное состояние персонажей, при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. В зависимости от предмета изображения, стиля и художественного метода пейзаж выполняет в произведении различные функции.
Глава 2. Повествование или описание? Что важнее в художественном произведении для школьников?
2.1. Определение уровня знаний учащихся 5-7-х классов по изучаемому вопросу
Для определения практической значимости нашей работы мы провели опрос 169 учащихся (42 – пятиклассники, 72 – шестиклассники, 55 – семиклассники) с целью выявления отношения к пейзажным зарисовкам в художественном тексте. В Приложении 1 представлены вопросы.
При ответе на первый вопрос 88 чел. (52%) определяют пейзаж как описание природы, но в то же время 38 чел. (23%) затруднились ответить (см. таблицу 1 в Приложении 2).
Пейзаж как средство художественной выразительности в произведении определяют 109 чел. (65%), при этом 30 чел. (18%) не смогли дать ответ на этот вопрос (см. таблицу 2 в Приложении 2).
Можно отметить, что большинство опрошенных – 110 чел. (65%) считают более важным рассказ о событиях, чем описание природы (см. таблицу 3 в Приложении 2).
При анализе ответов на 4 и 5 вопросы мы выяснили, что 93 ученикам (55%) чтение пейзажных зарисовок неинтересно и 89 человек (53%) при чтении опускают описание природы, считая его скучным (см. таблицы 4, 5 в Приложении 2).
Данные опроса показали, что большинство школьников средних классов первостепенным считают в тексте рассказ о событиях, а описание природы менее значимым.
2.2. Выявление читательских интересов учащихся 5-7-х на основе анализа библиотечных формуляров
Чтобы убедиться в объективности результатов опроса, мы обратились в школьную библиотеку за разрешением проанализировать формуляры с целью выявления читательских предпочтений школьников.
Нами было обработано 223 формуляра учащихся 5-7 классов с сентября 2013 по февраль 2015 годы.
Было выявлено, что 55 учащихся (25%) не посещают библиотеку.
Анализируя формуляры учащихся 5-7 классов, мы подсчитали количество выбранных книг и распределили их по группам в зависимости от категории.
Мы определили, что наибольшее количество экземпляров составили рассказы (862) и периодические издания (288) (см. таблицу 1 в Приложении 3).
Нами выяснено, что всего 13 книг о природе было взято за изучаемый период. Это полностью подтверждает, что мои сверстники не выделяют произведения, в которых есть пейзажные зарисовки.
Выводы по главе 2
На основе опроса учащихся 5-7 классов и анализа читательских формуляров, мы подтвердили наше предположение о том, что учащиеся, читая художественное произведение, не обращают внимания на красоту пейзажных зарисовок, на язык писателя.
В связи с этим, я решила изучить повесть К.Г. Паустовского «Мещерская сторона» и привлечь внимание школьников к красоте авторского слова и значимости пейзажных зарисовок в художественном произведении.
Глава 3. Особенности пейзажных зарисовок в художественном произведении
3.1. Анализ главы «Обыкновенная земля»
Рассмотрим, как через пейзажные зарисовки проявляется одна из ведущих тем повести – описание красоты природы средней полосы России.
Словесная завязка этой темы начинается ещё в 1 главе «Обыкновенная земля» (см. Приложение 4). Сразу возникает вопрос, зачем описывать землю, если она «обыкновенная»? Но сам автор, говоря о том, что «в Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств», все же выделяет – «кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха». К.Г. Паустовский сравнивает их «большую притягательную силу» со скромными картинами художника Левитана. И мы тоже можем говорить о Паустовском как о мастере словесной живописи, который словом «не пишет, а рисует». В это определение мы будем вкладывать умение писателя при помощи слов создавать зрительные, звуковые, слуховые образы, его удивительную способность вызывать у читателя художественное восприятие картин природы.
В главе «Обыкновенная земля» в описании пейзажа мы можем выделить несколько микротем. Первая начинается с вопроса: «Что можно увидеть в Мещерском крае?» Перед читателем предстают луга, боры, озера, стога, облака, болота, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей, широты звезд.
Используя конкретные существительные, точные эпитеты («сосновые боры», «цветущие или скошенные луга», «лесные озера», «стога, пахнущие сухим сеном», «обширные болота»), автор описывает реальную картину мира. Даже сравнительные обороты: «трава на рассвете покрывается инеем, как солью», «… спал в стогу, будто в запертой комнате» - создают точные образы. На первый взгляд, в этой микротеме для пейзажа характерна внутренняя статичность: природа проникнута тишиной и покоем: «… где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр», «… такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни». На самом деле эта тишина обманчива: «В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам».
Показывая силу ветра, автор использует не только сравнение с океаном («леса шумят великим океанским гулом»), но и гиперболу. Шум леса достигает невероятных масштабов. Эпитет «великий океанский гул» передает крайнюю степень признака. И вершины сосен гнутся до высоты облаков. Так писатель показывает нам предельную интенсивность действия.
Примечательна и позиция наблюдателя. Он постоянно перемещается в пространстве: от стога в поле до высоты «птичьего полета», с которой мы вместе с ним видим и сосновые боры, и лесные озера с темной водой, и одинокие избы лесников, и пески, и можжевельник, и вереск. И снова в небе – пролетающие облака и косяки журавлей. Наконец, картина мира расширяется до космического масштаба, до описания звездного неба: «… знакомые нам под всеми широтами звезды».
Значит, в первой микротеме пейзаж дан в перспективе, что говорит о расширении пространства.
Вторая микротема начинается с вопроса: «Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов?»
Так появляется звуковой ряд. Писатель намеренно соединяет звуки деревни (человеческого жилья) и леса: «крики перепелов и ястребов, свист иволги, стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое» и «вечерний плач гармоники», «разноголосое пение петухов», «колотушка деревенского сторожа». Этот способ позволяет автору показать общность человека и природы Мещерского края.
Поэтому К.Г. Паустовский обращает наше внимание и на запах сена, такой родной и знакомый для каждого из нас.
Говоря о синтаксисе I и II микротемы, мы можем отметить ряды однородных членов и параллельные синтаксические конструкции «В Мещерском крае можно увидеть…», «В Мещерском крае можно увидеть…», «Что можно увидеть в Мещерском крае?», «Что можно услышать в Мещерском крае?» При однородных членах почти нет союзов («цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, …, стога, пахнущие сухим и теплым сеном», «лесные озера с темной водой, обширные болота,…, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей...», «крики перепелов и ястребов, свист иволги, стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники»). Прием бессоюзия характерен для неторопливой, рассуждающей манеры повествования.
Два ключевых слова объединяют тематику всей главы. «Увидеть» и «услышать» - именно они становятся основой повествования.
В III микротеме автор употребляет их, уже ставя вместе: «увидеть и услышать». Оказывается все, о чем он говорил раньше, «увидеть и услышать» можно только в первые дни. По мере знакомства с Мещерой, край этот с каждым днем «делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу». И снова происходит сужение пространства до одного маленького образа – «ивы над заглохшей рекой». Но именно это неприметное дерево будет милым для сердца каждого, кто открыл для себя незаметную красоту Мещерского края.
3.2. Особенности художественного слова в главах «Леса», «Луга»
К.Г. Паустовский начинает главу «Леса» с упоминания о том, что «Мещера – остаток лесного океана» (см. Приложение 5). И это не случайно. Писатель в начале 30-х годов 20 века переживал за то, что исчезают сокровищницы заповедных мест нашей страны, уходит их нетронутость и целостность. Поэтому, описывая Мещеру, автор хотел показать не только девственность природы Мещерского края, но и призвать сохранить эти «остатки лесного океана».
Уже в первом предложении главы «Леса» мы словно погружаемся в лесной океан. Для создания этого образа писатель одновременно использует и сравнение, и эпитет: «Мещера как лесной океан». Присутствие огромного водного пространства мы ощущаем в течение всего произведения. Употребляя эпитеты: «мачтовые», «корабельные леса», автор отправляет читателя в плавание по просторам лесного богатства. Проплывая по нему, мы замечаем масштабность, величие живописного края.
Сравнивая леса с кафедральными соборами («Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы»), К.Г. Паустовский акцентирует наше внимание на том, что они являются главными персонажами Мещерского края. Эпитеты: «леса величественны», «могучие сосновые боры», «глубокий дорогой ковер» - помогают нам прочувствовать ценность каждой детали.
Написав один раз о кафедральных соборах, автор еще раз возвращается к этой теме, разворачивая ее в предложении: «Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой». Кроны деревьев как купола церквей. Цвет золота – цвет вечности. Писатель подчеркивает совершенство и бесконечность природы. Так, в основе пейзажа лежит философская тема величия, тема соборности, связанная с тишиной и умиротворенностью, а такое особое состояние души человек испытывает, общаясь с природой.
Автор посредством художественного слова открывает у читателя все каналы восприятия. Перед нами предстают зрительные образы: «сухие сосновые боры», «лиловые колокольчики», «прибрежные кувшинки», «липкие маслюки», «земляника», «осиновые листья», «светляки», «летучие мыши», «волчьи ягоды». Одновременно слышны звуки: «леса шумят», «бормочут журавли и котелок на костре», «свист и легкий шум стай птиц», «визгливое тявканье», «крик выпи и хриплые возгласы петуха», «звучание вечера», «жестяной свист уток». Вместе с тем над всем этим - «километры тишины» безграничного лесного простора: «бесшумно летают летучие мыши», «осторожное перепархивание птиц», «глухие леса», «зарождение рассвета в необыкновенной неслыханной тишине», «листва берёз висит не шелохнувшись», «совы летают медленно и бесшумно, как комья белого пуха». Ничто не нарушает этого спокойствия, безмятежности в природе. И даже люди притихли на фоне этого величия: «Мы почему-то говорим шепотом – боимся спугнуть рассвет».
Писатель вводит в контекст запахи. Мы наслаждаемся запахом можжевельника, морской воды, запахом брусники и дыма костра.
Кроме этого, читатель осязает и липкие маслюки, и мягкость сухого мха, сырость, которой тянет из мхов, холодные белые грибы.
Автор умело создает «эффект присутствия». В начале главы мы не видим описания людей, но именно человек скрывается за этими описаниями, потому что с первых строчек осознается присутствие человека. Именно он ощущает и сырость, и запахи, и «заглядывание в лицо летучих мышей». Человек растворяется в этой тишине, любуется красками естества.
Казалось бы, неприметная природа, но К.Г. Паустовскому удается по мере описания раскрашивать ее. Автор создает цветообразы: «торжественный свет», «небо зеленеет», «белое солнце».
При описании заката К.Г. Паустовский использует однокоренные слова: золотит, позолота, а у рассвета другая гамма: «небо зеленеет», «голубым хрусталем загорается Венера». Цвет воды каждого озера красив по-своему: черный, напоминающий блестящую тушь, фиолетовый. Употребляя суффиксы –оват-, -еват-, автор подчеркивает оттенки цветов: желтоватый, синеватый. Он даже берет относительное прилагательное - оловянный и в качестве цвета воды: «В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом озере – оловянного цвета, а в озерах за Прой – чуть синеватая». Мы можем предположить, что эта вода – мягкая, серебристо-белого цвета [11, 363].
Писатель умело включает в сравнение метафоры, что делает природу еще более живой. Каждое явление природы имеет свою окраску. К.Г. Паустовский очень умело употребляет цвет. Описывая цвет Венеры в предрассветном небе, автор использует сравнение – «хрусталем загорается Венера», то есть с особым блеском, сильно преломляющимся светом [11, 711]. В этот момент, как яркий мазок на фоне ночного неба, проявляется свежая зелень: «Небо на востоке зеленеет».
Автор «играет» цветом, используя контраст желтого, красного, белого на черном: «Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетаются желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн… оставляет за собой блестящую черную дорогу». А еще черный цвет хорош и летом: «…когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле». Цвет у К. Паустовского – средство изображения мира. Писателю важно, чтобы читатель, представляя картины природы, заинтересовался ими и восхитился, увидев в обычном необычное.
Константин Паустовский воплощает природу в образе живого существа при помощи олицетворения: «закат тяжело пылает», «ночь стоит и смотрит в тёмную воду», «зарождается рассвет», «спит вода, … кувшинки,… коряги», «котелок сердится и бормочет».
К. Паустовский, как мастер слова, для привлечения нашего внимания использует инверсию, изменяя нормативный порядок слов в предложении: «Ночь, полная звёзд».
Одним из средств создания пейзажа являются повторы: «спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы…». Усиливая эффект тишины и спокойствия, повторения воздействуют на читателя.
Автор использует в создании пейзажа эффект отражения. Озеро уже предстает перед нами «как косо поставленное зеркало», в темную воду которого смотрит ночь. В черной воде озера: «трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли – от их отражения в воде». И это отражение писатель называет: «великим свойством» воды. В главе «Луга»: «…высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей», отразившись в широком поясе заливных лугов.
Константин Георгиевич выступает не просто как мастер слова, он еще и философ. Он рассматривает не только земную природу, но его тянет и в Космос. Автор упоминает красавицу Венеру. В главе «Луга» (см. Приложение 6) наши взоры направлены в ночное звездное небо: мы видим созвездие Ориона, которое «называешь Стожарами», представляя группу звезд, видимых простым глазом, в осенние прохладные ночи «каждые два часа выходишь посмотреть на небо – узнать, не взошел ли Сириус». К. Паустовский подчеркивает тем самым, что человек, Земля – это часть Вселенной и наша задача – понимать целостность картины мира, ценить и сохранять эту ЦЕЛОСТНОСТЬ.
К.Г. Паустовский согласен со словами Сергея Аксакова, которые цитирует в своем произведении: «…Природа вступит в вечные права свои. Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе».
3.3. Бескорыстная любовь к обыкновенной земле
К. Паустовский не случайно называет последнюю главу повести «Бескорыстие» (см. Приложение 7). Он напоминает нам о том, что родные края ценны не только «обильными урожаями и природными силами», «лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами», их можно просто любить за то, что они прекрасны сами по себе, хотя «вся прелесть раскрывается не сразу, а очень медленно и постепенно». Видению и пониманию природы надо учиться, подмечать прекрасное, необычное в обычном, а научить этому может «…этот клочок земли», полюбив который, уже никогда его не забудешь, «как никогда не забывается первая любовь».
Выводы по главе 3
Проанализировав главы повести «Обыкновенная земля», «Леса», «Луга», «Бескорыстие», мы познакомились с удивительным, художественным языком автора.
Мы пришли к выводам, что
а) Пейзаж становится основной микротемой в главе «Обыкновенная земля».
б) В описании природы почти нет метафор. Но умелое включение в сравнение их, делает природу еще более живой. Отсутствие ярких цветов, однотипность синтаксических конструкций, точные эпитеты – эти выразительные средства, характерные для стиля очерка, нужны писателю, чтобы показать простоту и неприметность русской природы.
в) Но, говоря об «обыкновенности» Мещерской земли, автор доказывает обратное: речь идет о необыкновенной русской природе. Стоит только присмотреться и прислушаться к ней, и тогда для тебя откроются вся ее прелесть и разнообразие.
г) На протяжении всего произведения писатель создает незабываемый художественный образ Мещерской стороны. Погружаясь в пейзажные зарисовки, читатель «рисует» картины неброской цветовой гаммы. Мещерский край «шумит», «звенит», «поет» на разные голоса, мы ощущаем запахи леса и воды.
д) Для описания предметов используются в большей степени оттеночные эпитеты, что способствует медленному, вдумчивому созерцанию природы.
е) Выразительность очерку придают сравнения, при помощи которых читатель может представить изображаемое. Чаще встречаются сравнительные обороты с союзами как, словно, будто. Реже автор использует форму творительного падежа имени существительного.
ж) Проанализировав представленное автором разнообразие растительного и животного мира, мы убеждаемся, что природа Мещерского края – это природа средней полосы России (см. Приложение 8).
з) Писатель отмечает, что Мещерский край - это особый мир. Автор учит читателя поэтическому видению этого мира, воспитывает в нем чувство прекрасного и любви к Родине.
Заключение
Историк изучает прошлое, заглядывая в будущее. Ботаник исследует строение и жизнь растений, ихтиолог – рыб и среду их обитания, языковед – строение и жизнь слов. Человек исследует – значит, наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, в том числе – и тайны языка, узнаёт связь явлений, закономерности.
Слово - важнейшая единица языка, самая многообразная и объёмная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Чем лучше, чем глубже человек знает язык, тем богаче, глубже и точнее будут собственные его мысли.
Изучив научно-познавательную, публицистическую литературу, мы выяснили, что Мещерский период творчества К.Г. Паустовского не только связан с краем творчески. Здесь он «почувствовал себя русским до последней прожилки», здесь ощутил свою давнюю родину. Он понял, что нет ничего прекраснее на свете, чем русская земля, которую он не хотел променять ни на какие потрясающие красоты мира.
В результате анализа глав повести «Обыкновенная земля», «Леса», «Луга» и «Бескорыстие» мы выявили, что пейзаж - это не только фон, на котором разворачивается повествование, но и, самое главное, он входит в структуру повести и играет очень важную композиционную и смысловую роль. С точки зрения композиции, пейзаж является «центром» повествования, он объединяет все события, происходящие в главах. С точки зрения смысловой роли, можно утверждать, что через пейзаж реализуется главная идея повести – показать первозданность, нетронутость, необыкновенность Мещерского края, а также происходит раскрытие чувств автора.
В связи с изучением особенностей пейзажа у нас возникла возможность говорить об особой манере писателя, о своеобразии авторского стиля. Мы определили, как по-своему воспринимает мир К.Г. Паустовский, как он ощущает явления природы и описывает их в своем произведении.
Мы пришли к выводу, что К.Г. Паустовский на своем примере показывает нам, как нужно любить природу, ведь именно в ней заложены те истоки духовных ценностей, которые делают человека внутренне богатым.
Список литературы
1. Геймбух Е.Ю. Крупинки золотой россыпи/ Е.Ю. Геймбух// Русский язык в школе.- 1997.- №2.- с.59-65.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль.- М.: Русский язык, 1980.
3. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка/ Т.Ф. Ефремова.- М.: АСТ: Астрель, 2006.
4. Измайлов А. Куда впадает Лимпопо?/ А. Измайлов// Костер.- 1984.- №8.- с.37.
5. Интернет-источники: http://www.litra.ru; http://chtoby-pomnili.com; http://www.vinograd.su; http://russkay-literatura.ru; http://paustovskiy.niv.ru.
6. Кременцов Л. Певец прекрасного (К. Паустовский-рассказчик)/ Л. Кременцов// Литература в школе.- 1982.- №3.- с. 4-10.
7. Литература. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.- М.: Дрофа, 2003.
8. Литература: Справочник абитуриента/ авт.-сост. В.Е. Красовский.- М.: АСТ, 2002.
9. Литературный энциклопедический словарь/ под. общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева.- М.: Сов. Энциклопедия, 1987.
10. Ожегов С.И. Толковый словарь русс.яз.: 800 сл. и фразеологич. выраж.- М.: Азбуковник, 1999.
11. Паустовский К.Г. Заячьи лапы.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.
12. Паустовский К.Г. Михайловские рощи: Повести и рассказы.- Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1982.
13. Паустовский К.Г. Наедине с осенью.- М.: Советский писатель, 1972.
14. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся сред. Школы. Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев.- М.: Просвещение, 1978.
15. Шанский Н.М. Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов.- М.: Дрофа, 2000.
Приложение 1
Вопросы по выявлению отношения учащихся
к пейзажным зарисовкам в художественном тексте
1. Пейзаж в художественном тексте – это….
2. Для чего автор использует описание природы?
3. Что вы считаете важнее: описание природы или рассказ о событиях? Почему?
4. Интересно ли вам читать в произведении описание природы?
5. При чтении произведения упускаете ли вы описание природы?
Приложение 2
Ответы учащихся 5-7 классов на вопросы по выявлению отношения
к пейзажным зарисовкам в художественном тексте
Классы |
||||
Пейзаж – это… |
5-ые |
6-ые |
7-ые |
Итого |
Изображение на картине |
- |
6 |
37 |
43 |
Описание природы в тексте |
21 |
49 |
18 |
88 |
Не дали ответа |
21 |
17 |
- |
38 |
Таблица 1. Определение понятия «пейзаж» в художественном произведении учащимися 5-7 классов
Классы |
||||
5-ые |
6-ые |
7-ые |
Итого |
|
Для выразительности |
27 |
40 |
42 |
109 |
Чтобы понять содержание |
10 |
- |
- |
10 |
Передать настроение |
- |
10 |
10 |
20 |
Для описания погоды |
- |
- |
10 |
10 |
Не дали ответ |
5 |
22 |
3 |
30 |
Таблица 2. Необходимость использования автором описания природы в художественном произведении по мнению учащихся 5-7 классов
Классы |
||||
5-ые |
6-ые |
7-ые |
Итого |
|
Рассказ о событиях |
28 |
51 |
31 |
110 |
Описание природы |
7 |
8 |
10 |
25 |
И рассказ о событиях, и описание природы |
4 |
10 |
14 |
28 |
Не дали ответ |
3 |
3 |
- |
6 |
Таблица 3. Определение значимости описания природы или рассказа о событиях в художественном произведении по мнению учащихся 5-7 классов
Классы |
||||
5-ые |
6-ые |
7-ые |
Итого |
|
Интересно |
20 |
26 |
17 |
63 |
Неинтересно |
19 |
39 |
35 |
93 |
Иногда интересно |
3 |
7 |
3 |
13 |
Таблица 4. Определение интереса учащихся 5-7 классов к чтению описания природы в художественном произведении
Классы |
||||
5-ые |
6-ые |
7-ые |
Итого |
|
Да |
20 |
39 |
30 |
89 |
Нет |
11 |
14 |
10 |
35 |
Иногда |
11 |
19 |
15 |
45 |
Таблица 5. Определение количества учащихся 5-7 классов, упускающих описание природы в художественном произведении
Приложение 3
Анализ читательских формуляров учащихся 5-7 классов
Классы |
||||
Категории |
5-ые |
6-ые |
7-ые |
Итого |
Произведения школьной программы |
32 |
56 |
59 |
147 |
Справочная литература |
38 |
24 |
35 |
97 |
Учебные пособия |
18 |
22 |
67 |
107 |
Рассказы |
295 |
287 |
280 |
862 |
Книги о природе |
9 |
2 |
2 |
13 |
Басни |
22 |
3 |
- |
25 |
Не читают |
29 |
11 |
15 |
55 |
Таблица 1. Выявление читательских интересов учащихся 5-7 классов на основе библиотечных формуляров
Приложение 4
ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ
В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.
Что можно увидеть в Мещерском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.
Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.
В Мещерском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-"болтун" заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
В Мещерском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.
Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.
Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории.
Я нарушил обычай географов. Почти все географические книги начинаются одной и той же фразой: "Край этот лежит между такими-то градусами восточной долготы и северной широты и граничит на юге с такой-то областью, а на севере - с такой-то". Я не буду называть широт и долгот Мещерского края. Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком "великого пояса хвойных лесов". Он тянулся некогда от Полесья до Урала. В него входили леса: Черниговские, Брянские, Калужские, Мещерские, Мордовские и Керженские. В этих лесах отсиживалась от татарских набегов древняя Русь.
Приложение 5
ЛЕСА
Мещера - остаток лесного океана. Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал в исследовании о Мещёрском крае такие слова: "Здесь в могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу".
По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру,- на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет. Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны.
В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны. Одинокий самолет, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря.
Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они подымаются от земли к небу. Облака тают, стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолетов.
Кроме сосновых лесов, мачтовых и корабельных, есть леса еловые, березовые и редкие пятна широколиственных лип, вязов и дубов. В дубовых перелесках нет дорог. Они непроезжи и опасны из-за муравьев. В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно: через минуту все тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями. В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца.
Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.
Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня.
А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду,- ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.
Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко - кажется, за краем земли - хрипло кричит старый петух в избе лесника.
В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шепотом - боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжелые утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце - солнце бесконечного летнего дня.
Так мы живем в палатке на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой - этот запах не исчезает неделями.
˂…˃
Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная.
В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Черном, совершенно прозрачная.
Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу.
Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли - от их отражения в воде.
В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене - желтоватая, в Великом озере - оловянного цвета, а в озерах за Прой - чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.
Но большинство озер все же - черные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озер устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва дает темный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озер - чем старее торф, тем темнее вода.
Приложение 6
ЛУГА
˂…˃… на Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнет разгораться багровое зарево и мрачная луна взойдет над просторами вечерней земли. И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь - луна подымается в насторожен-ной тишине. Она появляется, как владетель этих темных вод, столетних ив, таинственных длинных ночей.
Шатры черных ив нависают над головой. Глядя на них, начинаешь понимать значение старых слов. Очевидно, такие шатры в прежние времена назывались "сенью". Под сенью ив...
И почему-то в такие ночи созвездие Ориона называешь Стожарами, а слово "полночь", которое в городе звучит, пожалуй, как литературное понятие, приобретает здесь настоящий смысл. Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звезд, и горечь воздуха, и далекий костер в лугах, где мальчишки сторожат коней, согнанных в ночное,- все это полночь. Где-то далеко сторож отбивает на сельской колокольне часы. Он бьет долго, мерно - двенадцать ударов. Потом снова темная тишина. Только изредка на Оке закричит заспанным голосом буксирный пароход.
Ночь тянется медленно; кажется, ей не будет конца. Сон в осенние ночи в палатке крепкий, свежий, несмотря на то что просыпаешься через каждые два часа и выходишь посмотреть на небо - узнать, не взошел ли Сириус, не видно ли на востоке полосы рассвета.
˂…˃
К этим дням, проведенным на Прорве, целиком относятся слова Аксакова:
"На зеленом цветущем берегу, над темной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды. Природа вступит в вечные права свои. Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе".
Приложение 7
БЕСКОРЫСТИЕ
Можно еще много писать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния!
Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.
На первый взгляд - это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.
Приложение 8
Разнообразие животного и растительного мира
животные |
растения |
журавли перепел ястреб иволга дятел волки светляки рыжие муравьи медведи-муравьятники летучие мыши совы утки щука червяки-подлистники коростель выпь лещ окунь |
сосна ольха осина можжевельник вереск ель ива земляника колокольчики волчьи ягоды кувшинки брусника липа вяз дуб ель береза белые лилии ива шиповник ежевика репейник медуница щавель силки осока ольха |
Грибы: маслята, белые, дождевики