Следить за своими мыслями трудно, но еще труднее пытаться привести их в должный порядок в письменном виде, выстроив их логически. Мысль приходит нам в голову неосознанно, и мы не успеваем ее вычислить, «поймать». Сразу же вылетает из головы первопричина, исток мысли, то, почему мы так подумали.
Такая же схема вырисовывается в воспоминаниях. Я имею в виду не те картины из твоего прошлого, которые можно вызвать, сосредоточившись, а те воспоминания, которые неожиданно приходят в голову. Часто вы выкрикиваете, вспомнив важный, давно тревоживший вас момент: «О да, я вспомнил(-а)! Это же... Как я раньше не догадывался(-ась)!». Восклицание это выражает подсознательное восхищение нашим пока еще не до конца изученным механизмом - мозгом, а именно тем его участком, который отвечает за память. Даже сами нейробиологи не смогут определить точные сроки, когда, в каком возрасте у того или иного маленького человека (ребенка) просыпается, начинает работать память.
Зачастую мы забываем, почему мы так подумали, каким образом эта мысль посетила нашу голову. Думается, так срабатывает своеобразный защитный механизм, чтобы предотвратить путаницу в голове. Некоторые для тренировки своей памяти прибегают к методу записывания своих мыслей. Довольно интересное это занятие: вербализация мысли и изложение своих мыслей на бумаге. Читая их некоторое время спустя, недоумеваешь: как эта мысль могла прийти тебе в голову? Поэтому неудивительно, что этот метод также помогает поддерживать себя в приподнятом настроении, ведь, прочитывая свои сохраненные мысли, порой смеешься над ними, вспоминая себя в прошлом, либо, наоборот, переполняешься гордостью, что такая мысль могла зародиться именно в твоей голове. А что будет, если, вопреки этому защитному механизму, все-таки искать источник мысли, потратить, возможно, всю жизнь на одну гениальную, пусть и безрассудную, идею? Если вы любитель фантастических произведений и фильмов с аналогичным сюжетом, то, думаю, вы поймете, что я хотела сказать, используя свой не очень богатый словарный арсенал.
Есть еще один момент, на котором хотелось бы остановиться. Не задумывались ли вы когда-нибудь, почему по соседству с нами живут те, про кого мы говорим: «Он не дружит со своей головой»? Я говорю не о тех титанах мысли, непонятых обществом, по предубеждению и узости мышления которого они в свое время несправедливо вынуждены были терпеть отчуждение, одиночество. Вы не потеряли нить моих размышлений? Это действительно нелегко - пытаться донести свои мысли так, чтобы тебя правильно поняли. Недаром великий русский поэт Ф. И. Тютчев писал в одном из стихотворений: «Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется». Она, мысль, сначала должна адекватно выразиться автором, а потом так же адекватно должна быть воспринята другими. На таком длинном пути потери и искажения неизбежны. Отсюда - непонимание, конфликты, дисгармония в обществе.
Но вернемся к предмету нашего разговора. Проверим, какие у вас возникнут мысли, если я напишу: «психически нестабильный» или «психотерапевт». У каждого возникнут определенные ассоциации, и, скорее всего, определенного рода, что связано с привычным образом мышления. Считаю, что у достаточно любопытных людей просто обязаны возникнуть вопросы по поводу неразгаданной человеческой природы и даже желание их разгадать и стать автором важных открытий. Вы не задумывались над профессией психолога или психотерапевта как о своей будущей профессии? Для конкретизации этой мысли, которая невольно может перенаправить ваш поток мыслей в другую сторону, подумаем о непонятых обществом людях, мысливших, скажем так, неординарно. Что приводит человека в состояние, достойное жалости, когда он вынужден лечиться в психиатрических лечебницах? Какова роль мысли здесь? Чем отличается их процесс мышления от того же процесса обычного человека? Ведь в свое время пациенты этих лечебниц были вполне обычными людьми с самыми обычными мыслями. Какой резкий жизненный поворот мог привести к такому результату? Не стоит отклоняться в сторону и задумываться над теорией, что причина кроется в стрессе и глубокой депрессии. Думаю, это лишь симптомы, вызванные негативными мыслями, причем в такой степени негативными, что были способны буквально заполонить разум человека, не оставляя никакого просвета. Из этого следует, что необходимо держать свои мысли в чистоте, контролировать их, не позволяя им управлять ситуацией. Поскольку мысль порождает эмоции, порой настолько сильные, что могут заставить вас совершить необъяснимые действия, например, развернуться и уйти от предстоящего разговора с человеком, который вызывает у вас одни лишь негативные мысли. Стоит упомянуть, что в этом случае не помешал бы контроль над своими мыслями. Контроль над мыслями означает и контроль над эмоциями. Мысли могут измениться, вследствие чего, разглядев что-либо положительное в человеке, к которому испытываете негатив, вы уже начинаете уважать его, а значит - перестаете так болезненно воспринимать его присутствие. Но я не собираюсь навязывать вам свои мысли, так как это довольно скверный поступок, начальная фаза манипуляции. У души должно быть свое пространственное поле, в которое не всякому есть доступ. Как говорил другой замечательный поэт, В. Высоцкий: «Я не люблю, когда мне лезут в душу...».
Изменение мысли человека можно понять по его поведению, а изменение образа мышления - по его жизни. Несмотря на эту довольно банальную истину, людям свойственно ошибаться в своих ожиданиях по отношению к другим, оставаться в блаженном заблуждении, не замечая изменения в отношении других к себе. Внутренняя жизнь человека и его психические способности являются наиболее загадочной сферой, а значит и наиболее притягательной, привлекающей большое внимание ученых, людей достаточно любопытных.
Если же мои своеобразные, непонятные, временами запутанные размышления заставили вас задуматься о природе возникновения мысли со всевозможных, на ваше усмотрение, сторон, то большей награды мне, как автору, и не надо. Именно в связи с этими нерешенными вопросами о механизмах действия головного мозга (ведь вопрос о возникновении мысли - лишь одна его часть) я и собираюсь стать нейрохирургом. Попробовать найти решение интересующих меня теоретических вопросов о природе мысли с помощью практики, так сказать.
Озвучить свои мысли, а тем более, доверить их бумаге - довольно нелегкое дело, и, думаю, Вы в этом убедились, как и убедились в том, что следовать потоку чужих мыслей - тоже нелегко. А, может быть, и не нужно? Говорил же тот же Тютчев: «Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мысли свои». Может, это и так, поскольку, «оформляя» свои мысли в письменном виде, мы как будто впечатываем туда часть души, а этого делать нам не так уж и хочется.