ОТ МГНОВЕНИЙ К ВЕЧНОСТИ.

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОТ МГНОВЕНИЙ К ВЕЧНОСТИ.

Гуськов А.А. 1
1
Перченко О.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление.

1.Введение ------------------------------------------------ стр. 2

2.Основная часть ---------------------------------------- стр. 3 - 9

2.1. Родовое древо писателя ------------------------- стр. 3-5

2.2. Жизнь и творчество писателя ----------------- стр. 5 - 9

2.3. Из воспоминаний Натальи Калининой ----- стр. 10

3. Заключение ------------------------------------------- стр. 11

4. Список источников ---------------------------------- стр. 12

  1. Введение

И вдыхать на дорогу длинную

Про запас, навсегда, до конца

Не угар городской, а полынную

Горечь с сладостью чабреца...

А когда захлебнусь без отдачи

Я последним глотком на заре,

Отвезли меня, чтоб не иначе

Как туда, где курганы казачьи

В сибирьковом стоят серебре.

А.В. Калинин

Главное достояние Донского края – люди, проживающие на берегах Тихого Дона!

Рассказать о великом донском писателе довольно непросто. Посетив Пухляковский музей, представилась возможность познакомиться с рукописями, изучить письма, публикации, проанализировать фотографии - чтобы осветить полную картину жизни и творчества Анатолия Вениаминовича Калинина!

Лаконичные и отстраненные строчки автобиографии А.В. Калинина говорят совсем мало. Любил он слушать других. Внимательно, не отвлекаясь ни на что постороннее, чаще всего сопереживая рассказчику. О себе он редко рассказывал, главным образом по просьбе журналистов. Но вольно или невольно подверглось влиянию его личности все его окружавшее - и хутор Пухляковский, и весь казачий край, который он любил особенной пламенной и действенной любовью. Не просто любил - вдали не мог жить [3, стр 4].

  1. Основная часть.

2.1. Родовое древо писателя.

Из воспоминаний А.В. Калинина о своей семье, хранящихся в фондах ГБУК РО «Раздорский этнографический музей-заповедник».

«Некоторые факты нашей родословной:

Папины родители: Александр Александрович и Наталья Петровна Калинины

Мамины родители: Иван Павлович и Аксинья Павловна Чеботаревы.

Девичья фамилия Аксиньи Павловны - Автономова.

Среди родни - Александр Исидорович Автономов (командующий Кавказской Красной Армией)

Исидор Павлович Автономов - его и Нины Исидоровны, а также Екатерины Исидоровны, двоюродных сестер моей мамы, отец.

Михаил Божидарович Сербич, сын Нины Исидоровны и племянник Александра Исидоровича Автономова, артиллерийского офицера и командующего Кавказской Армией, который лично стал к орудию и своим выстрелом поразил штаб Корнилова, в котором находился и сам Корнилов.

Михаил Сербич (его дед был сербом) с отцом Божидаром Михайловичем и матерью Ниной Исидоровной жили в Старой Ставшуе, Михаил унаследовал от дяди артиллерийскую жилку, дошел с батареей (комбат) до Берлина, ранен, награжден орденом Красного знамени и другими орденами. Живет теперь в Новочеркасске.

Родные сестры мамы Меланья (тетя Миля) и Прасковья (тетя Паша) учительствовали в Новочеркасске, в Тарасовской, в Миллерово, в Москве — каждая на своем месте.

Мой двоюродный брат по тете Миле Плешаковой-Чеботаревой, был контужен на войне, умер после тяжелой болезни в Москве.

Мои двоюродные братья по тете Паше Тимофеевой-Чеботаревой: Митя, Дмитрий Михайлович, офицер. Валерий тоже жил в Новочеркасске.

Дядя Петя Калинин, брат папы, был крупным ученым в Новочеркасске, преподавал математику (м. б. был профессором).

Дядя Аркадий был священником. Тетя Маня была замужем за священником.

Александр Александрович — для меня только по детским воспоминаниям — еще один папин брат (м. б. еще более старший, чем Аркадий) в тридцатые годы как-то таинственно (в френче и с длинными усами) приезжал к нам в Миллерово, никуда не выходил из дома, сидел у окна и смотрел на улицу и потом так же внезапно уехал — как будто скрывался…

Калерия Александровна, тетя Каля, сестра папы, учительница, жила в Ростове. Красивая, высокая, сохранила любовь и верность мужу (или жениху), говорили, офицеру белой армии.

Старший сын дяди Аркадия, Володя, военнослужащий, майор, умер в Ростове в дни войны.

Сын дяди Аркадия (младший) Виталий — капитан, командовал танкером «Туапсе», захваченном в пятидесятые чанкайшистами.

У дяди Аркадия была дочь Елена, Лёка, умерла.

Мой папа похоронен в Ростове на Армянском кладбище в 1962 году. Урна с прахом мамы захоронена на кладбище Донского монастыря. Она умерла через 12 лет после папы.

Мои дети:

Старшая, Любаша, 1937 г., родилась в Ереване, живет в Москве, закончила институт имени Гнесиных, пианистка, концертмейстер Московской филармонии, заслуженная артистка России, замужем за педагогом английского языка, обрусевшем немцем Георгием Игоревичем Шейдеманом, дед которого был генералом царской армии.

Сын Сергей, 1939 г.. Окончил Высшее артиллерийское училище во Владикавказе (Орджоникидзе), служил в ракетных и пограничных войсках, живет (на пенсии) в Таллине. У него две дочери.

Дочь, Наташа, 1944 г. родилась в Ростове, закончила институт Иностранных языков им. Мориса Тореза в Москве, член Союза писателей России, автор многих романов (своих) и переводов (романов, рассказов) с английского.

С любимой женой Александрой Юлиановной живем с 1941 года, ее отец был оклеветан, репрессирован, погиб в ГУЛАГе (проводник на ж. д.)

Мать Александры Юлиановны, Анна Михайловна Веракс (Захарова в девичестве)

Жила с нами в Ростове и в Пухляковском вплоть до самой смерти в июле 1965 года. Здесь и похоронена на старом кладбище[1.1].

[1.2]

  1.  
    1. Жизнь и творчество писателя.

Калинин Анатолий Вениаминович - известный русский и советский писатель, прозаик, публицист, критик, поэт и сценарист; выдающийся донской писатель, общественный деятель и гражданин, родился 22 августа 1916 года, в станице Каменской, ныне город Каменск-Шахтинский Ростовской области.

Детство и юность писателя прошли на Дону. Отец у Калинина - сельский учитель, был Новочеркасским казаком, мать - Каменской казачкой. Дед пел в соборе в казачьем войсковом хоре, у него был редкий бас - профундо…

[1.2]

С раннего детства писатель помнил, что вокруг все пели. «Я помню время, когда слово «казак» не произносилось», - вспоминал Калинин. Он считал, что возрождение казачества, его традиций, его уклада жизни началось еще на полях Великой Отечественной. Уже в 1943 году Калинин опубликовал статью «Донские казаки». Именно с подписания указа Сталина о создании Донского казачьего корпуса, по словам писателя, были забыты все распри и казаки пошли на защиту Отчизны. «Казачество во все времена было хребтиной России, - говорил писатель, - И я бы не сказал, что у нас в стране не любят казаков. Народ разбирается… А в том, что сегодня на Дону тихо, есть немалая заслуга и казачества».

Еще пионером начал А.В. Калинин писать в газеты «Ленинские внучата» и «Пионерская правда» заметки о сельской жизни, о первых колхозах на Дону. В 1930 году, подростком, он ездил по хуторам и станицам Дона с рабочей колонной, проводившей коллективизацию. В 1931 году вступил в комсомол и начал работать в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии. С 1935 года – собственный корреспондент «Комсомольской правды» в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, снова на Дону.

В качестве военного корреспондента этой газеты Анатолий Калинин ушел на фронт в 1941 году: находился в основном на фронтах южного направления. Первая книга А. Калинина вышла в 1940 году. Это был роман «Курганы», посвященный колхозной нови в казачьем крае. Он пришел в литературу, хорошо зная то, о чем пишет: крестьянский труд, казачий быт, народный язык. Крестьяне, колхозники-казаки, надевшие по призыву Родины солдатские шинели, стали главными героями произведений А. Калинина в годы Отечественной войны. Он писал и посылал в газеты очерки из-под Ростова, Моздока, Сталинграда.

В 1943 году в Ростове вышла очерковая книжка А. Калинина «Казаки идут на Запад». В журнале «Новый мир» в 1944 году была напечатана повесть «На Юге», в 1945 – повесть «Товарищи». На основе этих повестей о героизме советских солдат писателем был создан роман «Красное знамя», изданный в Ростове в 1951 году. После войны А. Калинин поселился на хуторе Пухляковском на Дону. Очерки Калинина о людях донских станиц («Неумирающие корни», «В тылу отстающего колхоза», «Лунные ночи») начинали галерею героев, которые прошли потом через большинство произведений писателя. В 1953 году в «Правде» увидел свет очерк «На среднем уровне». Это был смелый, злободневный разговор писателя о развитии деревни, о стиле партийного руководства. Сам писатель говорил об этом так: «С очерка «На среднем уровне» и последовавшего за ним очерка «Лучные ночи» и начинаюсь я, в чем совершенно твердо уверен как писатель... Эти очерки укрепили меня в сознании важности и необходимости того, о чем пишу. Был огромный поток читательских писем, обязывающих, но окрыляющих...».

В 1962 году вышел в свет роман А. Калинина «Запретная зона» (книга первая), посвященный строительству Волго-Донского канала. В этом произведении поставлены проблемы формирования нового человека, вскрыты и осуждены явления, которые нельзя примирить с коммунистической совестью. Главный герой романа Греков – один из тех партийных работников, которые характеризуют и выражают нашу эпоху. Но не роман «На юге» и другие произведения на казачью тему принесли Анатолию Калинину

[1.2]

всенародную известность. Она пришла к нему с публикацией «Цыгана». «Образ Будулая появился у меня в тот момент, когда командир казачьего корпуса Селиванов привел меня в госпиталь, где вручали орден Красной Звезды цыгану-разведчику Ищенко. Тогда я еще не знал, что буду писать роман «Цыган»… А до этого, когда мы отступали под Малой Белозеркой, я видел цыганскую раздавленную кибитку. Мне рассказали, что какая-то украинская женщина взяла оставшегося в живых младенца… Потом, когда я переехал в Пухляковку, через некоторое время здесь поселился кузнец-цыган. Звали его Иваном Васильевичем, жену Галей, а младшего брата – Будулаем», - вспоминал об истории написания романа сам автор.

В романах «Суровое поле» (1958 год), «Цыган» (1960-1974 годы), в повестях «Эхо войны» (1963 год), «Возврата нет» (1971 год) писатель, возвращаясь к событиям минувшей войны, раскрывает связь, которая существует между прошлым и сегодняшними делами современников. Идейно-философская концепция творчества А. Калинина выражена в системе образов его героев: с одной стороны, герои, рожденные советской действительностью, – секретарь райкома партии Еремин, писатель Михайлов, колхозники Дарья и Андрей Сошниковы, Клавдия Пухлякова и Будулай; с другой – люди, души которых искалечены накопительством, властью собственности – Варвара Табунщикова, Стефан Демин, Лущилины и другие. Роман «Гремите, колокола!», вышедший в 1967 году, посвящен проблемам нравственного и эстетического воспитания молодежи в семье и, как другие произведения А. Калинина, привлекает анализом духовного мира героев.

Анатолий Калинин – один из последователей шолоховских традиций в литературе. В 1964 году была издана книга очерков писателя о Шолохове – «Вешенское лето», которая много раз переиздавалась. В 1975 году вышла в свет книга А. В. Калинина «Время «Тихого Дона»», опубликованная сначала в «Известиях». В 1982-1983 годах вышло собрание сочинений Анатолия Калинина в четырех томах. В это издание, помимо прозаических произведений

[1.2]

писателя, включены его стихи и поэма. Некоторые калининские герои обрели вторую жизнь на киноэкране; по роману «Цыган» создан многосерийный телефильм, получивший всенародную признательность и любовь к главным героям.

Ряд произведений А. Калинина переведен на языки народов бывшего СССР, а также на английский, арабский, болгарский, вьетнамский, французский, хинди и другие. Проходит время, но творчество Анатолия Калинина остается бессмертным среди читателей не только нашей страны, но и многих стран мира.

В 1973 году он удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького за повести «Эхо войны» и «Возврата нет»; более 20 лет был депутатом Верховного Совета России; награжден несколькими орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

Многие произведения А. Калинина экранизированы. Особенный успех выпал на долю телевизионной версии романа «Цыган». На радио в 1983, 1985 годах режиссером Э. Верником была осуществлена радиопостановка по мотивам романа «Цыган» с участием артистов: К. Лучко, Л. Маркова, А. Джигарханяна, Т. Пельтцер, А. Покровской, Л. Дурова, Р. Суховерко и других артистов московских театров.

В коллекции радиофонда музея есть также запись радиокомпозиции спектакля «Суровое поле» А. Калинина в исполнении артистов Театра-студии киноактера. [1.2]

В 1983 году корреспондентом радио была записана беседа с писателем - это был серьезный разговор о его творчестве, о замысле романа «Цыган», о войне, донских песнях, оказавших сильное влияние на творчество писателя.

А. Калинин читает свои стихотворения: «В стужу лютую…», «Твое ли это детство было…», «На тризне памяти военной».

Не стало писателя 12 июня 2008 года [2].

  1.  
    1. Из воспоминаний Натальи Калининой.

О родителях вспоминает дочь Калинина А.В.: «Они счастливы, эта красивая, без памяти влюбленная пара. А ведь война совсем рядом…1942 год. Встретились они... благодаря этой страшной войне. Судьба? Случай? А ведь жили какое-то время в одном городе – в Ростове. Правда, Калинина «Комсомолка» посылала то на Кавказ, то на Украину, а то и на финскую войну. Встретились в самое трагичное для нашей Родины время – Красная армия отступала под напором фашистского железа и нахрапистого «арийского» натиска врага. В безнадежно хмуром, ноябрьском Батайске. «Увидев ее, я сказал себе: «Это мой ангел-хранитель...» – вспоминал А. Калинин. Мама, Саша Веракс, работала в прифронтовой газете «За нашу Родину», которая была вроде пресс-центра для военных корреспондентов. Правда, многие из них, Калинин в том числе, выезжали на передовую, чтобы увидеть кровь, муки поражений и радости побед своими глазами, душевно побеседовать с бойцами. Саша нет-нет подкармливала Толю пряниками из мешка, который поставил ей под стол главный редактор газеты. «Он был всегда голодный и такой худющий...» –вспоминает она.– надеюсь, до конца своих дней буду жить – в нашем старом доме, стены которого хранят память о былом[3, стр 5].

Мезонин, где Отец работал и где они с Мамой спали на старой кровати с железными спинками, был для меня чем-то вроде святилища. Оттуда днем, часто и по ночам, раздавался пулеметный треск «ундервуда», трофейной пишущей машинки, которую Отец обессмертил в стихах, посвященных Маме. «Я свободен только когда поднимаюсь к себе в мезонин. Иногда мне кажется -оторвусь от земли и взлечу, как птица…», – сказал как-то Отец.

У Калинина был прекрасный слух и красивый – лирический тенор. Я выросла под песню о казаке на далекой чужбине и я, уже совсем большая, не могла заснуть без этой песни. Отец знал много казачьих песен, пел их часто, отдаваясь пению без остатка. Но эта по сей день не отпускает меня, слившись воедино с образом Отца, отважного молодого казака, который все-таки вернулся с далекой чужбины на свой родной Тихий Дон [3, стр. 7]

  1. Заключение

Проходит время, но творчество Анатолия Калинина остается бессмертным среди читателей не только нашей страны, но и многих стран мира.

А А.В. Калинин, как поэт долгое время оставался неизвестным широкому кругу читателей. Начал писать стихи в десять лет и никогда не останавливался.

Я не хитрый,

Я не мудрый

И уже не чернокудрый –

Я седой

И утомленный,

Но еще в тебя влюбленный.

Я все тот же,

Как когда-то:

И смешной, и неумелый.

Это жизнь другая чья-то

Мимо окон пролетела.

Мечтаю я, под небом звездным,

Свернув с дороги столбовой,

По колее на стан колхозный

Успеть на ужин полевой

Опять услышать речь родную

Со стуком ложек вперебой,

А после песню фронтовую

В степи, объятой тишиной;

В степи все той же, что и прежде,

С полынью, смоченной росой,

И не теряющей надежды

На гром с победною грозой.

Валентина Карпова, критик, публицист говорила: «У Анатолия Калинина завидная судьба – его любят читатели. Каждое его произведение вызывает поток читательских писем... Искусство Калинина – это искусство веры в Человека» [3, стр. 267].

Список источников:

  1. Фонды ГБУК РО «Раздорский этнографический музей-заповедник»

    1. Коллекция «Письменные источники»

    2. Коллекция «Фотографии»

  2. Экскурсия по экспозиции дома-музея в хуторе Пухляковский.

  3. Н. Калинина, От мгновений к вечности. – Ростов н/Д: Альтаир, 2015. – 276 с.

12

Просмотров работы: 206