ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ШКОЛА»

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ШКОЛА»

Данькова А.О. 1
1
Кветкина В.И. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
План

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1.

1.1Этимология слов…………………………………………………….. 4

1.2 Слова одной тематической группы………………………………... 5

Глава 2.

Происхождение слов тематической группы «Школа»………………...6

Заключение……………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………11

Этимология есть беседа с прошедшими, с

мыслию минувших поколений,

вычеканенною ими из звуков.

Хомяков А.С.

Введение.

Выбор темы исследования.

На уроках русского языка в 5 классе я впервые познакомилась с разделом науки о языке, который называется «Лексикология». Я по-настоящему увлеклась изучением лексики, каждый урок открывал для меня все новые и новые тайны слов. Знакомство же с этимологией, с этимологическим словарем, с понятием «тематическая группа слов» значительно расширило мое представление об этой увлекательной области знания. Я узнала, что в русском языке есть много заимствований, мне захотелось узнать больше об увлекательной науке, занимающейся изучением как отдельных слов, так и целых тем.

Исследование материала по данной теме поможет узнать историю происхождения слов, ближе познакомиться с языковой картиной мира. Это позволит связать лингвистические знания, полученные на уроках, с жизнью, местом и временем, повысит наблюдательность, научит нас находить интересное рядом с собой.

Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка, на мой взгляд, не- достаточно информации об этимологии. Это обусловило выбор темы моей научно-исследовательской работы « Этимология слов тематической группы «Школа».

Объект исследования – слова одной тематической группы «Школа».

Цель исследования -

изучить происхождение (этимологию) слов тематической группы «Школа», составить таблицу языковой принадлежности слов, используя математические методы при подсчете.

Гипотеза-

возникло предположение, что из слов одной тематической группы «Школа» большинство должны составить заимствования из латинского и греческого языков, так как это связано с историческим развитием человеческой цивилизации. Так ли это?

Задачи:

  • изучить научно-популярную литературу по данной теме;

  • сделать выборку слов одной тематической группы «Школа» из этимологического словаря;

  • сделать этимологический анализ слов одной тематической группы «Школа»;

  • составить таблицу частотности по отношению к языку заимствования;

Глава 1

Что такое этимология?

Этимоло́гия (от др.-греч. ἔτυμος — истинный, правильный, верный + др.-греч. λόγος суждение) — раздел лингвистики (конкретнее сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов. Первоначально, у древних — учение об «истинном» («первоначальном») значении слова.

1) происхождение слова или морфемы.

2) Раздел языкознания, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.

Термин зародился в среде древнегреческих стоиков, приписывается Хрисиппу (281/278 до н. э. — 208/205 до н. э.). Древнеримский грамматист Варрон (116 — 27 гг. до н. э.) определял этимологию как науку, которая устанавливает «почему и отчего появились слова».

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.Даля трактует этимологию как словопроизводство, корнесловие, ученье об образовании из одного слова другого, происхожденье слов.

Как мы видим, этимология имеет древние исторические корни.

Слова одной тематической группы.

Лексику нельзя представлять себе как беспорядочный набор слов. Отображая определённым образом те или иные отрезки действительности, слова, естественно, связаны между собой, как взаимосвязаны и отображаемые ими явления самой действительности. Благодаря этим «внеязыковым» связям слова объединяются в группы, которые называют тематическими. Тематическими оказываются группы слов, являющиеся, например, названиями деревьев (дуб, сосна, липа, ель), цветов (ромашка, василёк, гвоздика, незабудка), времён года (зима, весна, лето, осень).

Количество слов в разных тематических группах неодинаково, в одних может быть больше слов, в других меньше. Есть группы закрытые (названия времён года, дней недели, месяцев), а есть другие, которые могут пополняться новыми словами (названия профессий, машин, приборов).

Тематические группы объединяют, кроме слов, обозначающих названия предметов, также слова, обозначающие названия признаков и действий. Особые группы составляют, например, имена прилагательные со значением цвета, характеризующие внешность человека, его положительные или отрицательные качества, или глаголы, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы.

Например, чтобы выразить побуждение, человек выбирает подходящее слово из группы слов-глаголов: просить, упрашивать, умолять, советовать, рекомендовать, убеждать, требовать. В одну группу их объединяет общая тема — побуждение. Друг от друга эти слова отличаются прежде всего степенью категоричности. Существуют группы конкретной лексики: названия частей тела, времени суток, мебели, населённых пунктов.

Таким образом, слова в системе языка объединяются в тематические группы. Границы тематических групп пересекаются, здесь много общих и частных наименований. Богатство и разветвлённость тематических групп свидетельствует о богатстве языка и разнообразии предметов, явлений, признаков объективной действительности, получающих отражение в нашем сознании.

Глава 2

Происхождение слов тематической группы «Школа»

Для исследовательской работы было выбрано 90 слов из «Этимологического словаря» Н. М. Шанского, относящихся к одной тематической группе «Школа». В настоящем словаре в научно-популярной форме, доступной для самого широкого круга читателей, подробно толкуется происхождение наиболее употребительных слов современного русского языка, их родословная, источники поступления в нашу речь, исходный языковой материал и способ образования, первоначальное звучание и изменения значений. На их основе была составлена таблица древнерусских, старославянских слов и заимствований из других языков, относящихся к одной тематической группе «Школа».

Древнерусский

Старо-славянский

 

Латинский

Французский

Немецкий

Греческий

Буква

Соглас-ный

Библио-тека(15век-от склад, хранилище)

Биология (в первой трети 19 века)

Дефис

(19 век)

Геометрия(образовалось на базе «земля» и «мерить»)

Задача

Строка

География (в 17 веке)

Диктант

Кабинет(в начале 18 века)

Грамота

Книга

Урок

Гимназия( в 15 веке)

Дневник

Кальку-лятор( в конце 18 века)

История

Количество

Учить

Гипотенуза (в18 веке)

Класс(в конце 17 века)

Кнопка(в начале 19 века)

Подлежащее

Линейка

 

Гласный звук(в 17 веке)

Лексика(в 19 веке)

Конспект(в первой половине 19 века)

Предлог

Местоимение

 

Глобус(в 17 веке)

Логарифм(в 18 веке)

Лабора-тория(в 18 веке)

Синтак-сис(в 18 веке)

Наизусть

 

Грамматика(в 17 веке)

Микроскоп( в 18 веке)

Папка

Слово

Наречие

 

Двоеточие

Молекула (в первой половине 19 века)

Пенал(в 20 веке)

Теория(в Петровскую эпоху)

Наука(с 18 века)

 

Квадрат(в 17 веке)

Морфема(в 20 веке)

Плакат

Тетрадь

Однокашник

 

Конкурс

Нота(в 18 веке)

План( в Петровскую эпоху)

Школа

Ответ

 

Корень(матем.)(в 17 веке)

Палитра

План(в Петровскую эпоху)

Шпаргалка(в 18 веке)

Падеж

 

Лите-ратура (в 18 веке)

Параграф(в начале 18 века)

Реферат(во второй половине 19 века)

Этимоло-гия(в 17 веке)

Повесть

 

Мате-матика(в начале 18 века)

Педагог(в 18 веке)

Текст(в 18 веке)

Каталог

Правило

 

Междометие

Поэзия (в 18 веке)

Универ-ситет(в первой половине 18 века)

Алфавит

Правописание

 

Нарица-тельное(имя)(в 18 веке)

Синоним(в18 веке)

Шрифт(в 18 веке)

Антология

Слог

 

Предмет(в 18 веке)

Тире(в 19 веке)

 

Фонетика

Способ

 

Репетитор(в к. 19 века)

   

Пунктуация

   

Точка

   

Морфология

   

Угол

   

Морфемика

   

Физика(в Петровскую эпоху)

   

Эпоха

   

Химия( в Петровскую эпоху)

   

Диалог

   

Циркуль(в первой трети 18 века)

   

Хресто-матия(в 18 веке)

   

Цифра(в первой трети 18 века)

     

17слов

4 слова

23 слова

16 слов

 

15 слов

22 слова

Латинские слова, или латинизмы, проникали в русский язык разными путями и в разное время: в X-XV вв. - через греческий язык, в XV-XVI вв. - через польский и украинский языки, а с XVII вв. - как непосредственно из латинского, так и через западноевропейские языки (немецкий, французский), поскольку латинский язык в течение многих веков был литературным языком почти всей Западной Европы. Основная масса латинизмов пришла к нам в XVII-XVIII вв.

Французские слова стали появляться в русском языке в допетровские и петровские времена, но особенно много пришло их в русский язык в конце XVIII - начале XIX в.

Заимствования из английского языка начались еще в петровскую эпоху, но большинство английских слов появилось в русском языке в Х1Х-ХХ вв.

Немецкие слова стали проникать в русский язык с Х111 в. Процесс этот усилился в XVI в. Но особенно много слов из немецкого языка попало в русский язык в XVII --XVIII вв. как устным, так и письменным путем, а также через посредство других языков.

Заимствования из греческого языка начались в древний период (1Х-Х1 вв.), как устным путем, так и через посредство старославянского языка. Новые заимствования из греческого языка проникли к нам через латинский и европейские языки.

Заключение.

Проделав данную работу, я выяснила, что новые слова вливались в русский язык из других языков в результате экономических, политических и культурных связей русского народа с другими народами.

Моя гипотеза о том, что основу слов тематической группы «Школа» составляют слова-заимствования из греческого и латинского языков, полностью подтвердилась. Из 90 слов 45 имеют греческое или латинское происхождение (23 и 22 слова соответственно). Я считаю, что цель работы достигнута.

В процессе работы было отмечено, что по цифровому соотношению к этим заимствованиям приближаются и древнерусские слова (17 слов). А это говорит о том, что принятие Русью христианства явилось мощным толчком в развитии и распространении письменности, просвещения, оно обеспечило приток византийской книжности, составной частью которой были элементы античной культуры и науки.

Список использованной литературы :

Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398, [2] с.

2

Просмотров работы: 2489