ДОБРО И ЗЛО В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМАХ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДОБРО И ЗЛО В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМАХ

Сиверская С.С. 1
1
Гюльназарян Н.Е. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Многие дети с раннего детства любят смотреть мультипликационные фильмы. Они погружаются в волшебный мир, полный разнообразных впечатлений. Мультфильмы воспитывают, расширяют кругозор, влияют на чувства и формируют словарный запас.

В связи с тем, что просмотр мультфильмов влияет на формирование у школьников ключевых для отечественной культуры ценностей, мы решили провести исследование анимационного текста мультфильмов «Приключение поросенка Фунтика» и «Князь Владимир».

Добро и Зло являются базовыми, центральными категориями в определении ценностей человеческой жизни, через них человек понимает, для чего живет, оценивает свои поступки, они являются мерилом всего положительного и отрицательного. Понятия «добро» и «зло» сегодня формируются у школьников в большей степени под влиянием текста мультипликационных фильмов (речи героев мультипликационного фильма и слов повествователя)

Нами был проведён лингвистический анализ текста анимационных фильмов «Приключение поросенка Фунтика» и «Князь Владимир», которые показали чёткую ориентацию речи героев фильма и слов повествователя на традиционные для отечественной культуры ценности.

Мне кажется, необходимо пристально изучать лексический и стилистический состав анимационного текста, чтобы понять его положительное или отрицательное воздействие на школьника, как формируются категории добра и зла под влиянием речи героев на сознание детей.

Речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной, красивой. Чем правильнее и точнее речь, тем она доступнее для понимания, чем она красочней и выразительней, тем сильнее она воздействует на слушателя. Чтобы говорить правильно и красиво, нужно соблюдать законы логики и нормы литературного языка.

Анимационные фильмы становятся одним из факторов развития языковой личности детей. Но для того, чтобы оценить соразмерность экранной речи героев задачам воспитания подрастающего поколения, привития школьнику жизненных ценностей, правильного формирования у него понятий Добро и Зло, необходимо провести анализ этой речи и оценить ее.

Современные зарубежные анимационные фильмы часто имеют низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова часто не соответствуют возрасту детей и уровню их развития, обсуждаются «запретные» для маленьких детей и непонятные им темы. Это не способствует развитию речи ребенка, а наоборот - обедняет ее. Часто такие слова и выражения используются главными, положительными героями, с которых дети стремятся брать пример. В российской мультипликации таких слов практически не выявлено, а в фильмах советского периода их вовсе нет.

Наша задача – выяснить, как звучащая речь актёров, лексический строй текста, влияют на формирование понятий «Добро» и «Зло». Для исследования были выбраны мультипликационные фильмы «Приключение поросенка Фунтика» (студия «Экран», СССР, 1986-1988) и «Князь Владимир» (2006 г.) Если в первом мультфильме противопоставление добра и зла строится на взаимоотношениях главного героя – поросёнка Фунтика – с другими персонажами, то в историческом мультипликационном фильме сюжет построен так, что Добро и Зло являются главными героями.

Мной был проанализирован мультфильм «Приключение поросенка Фунтика» (студия «Экран», СССР, 1986-1988) с точки зрения лингвистического рассмотрения составлен частотный словарь, проанализированы слова представителей сил добра и зла.

Первым этапом нашей работы явилось составление частотного словаря по мультфильму, в который вошли имена существительные, личные местоимения, замещающие их, и глаголы.

В связи с чем, были образованы следующие тематические группы слов:

Обман – обманывать, обманщик, деньги, выманивал, клянчить, Госпожа Белладонна, вредная, противная, магазин.

Честность – дети, они, мальчиков, девочек, ребят, бедные, стыжусь, дядюшка Мокус, поросята, доброта, доверчивей, талант.

«Честность» представляет собой описание основных понятий, ассоциирующихся у Фунтика с порядочностью и добротой, а «Обман» – с хитростью и злом.

Мы видим, что внутренний мир главного героя в данном мультфильме представлен при помощи двух понятий – добра и зла, честности и обмана.

Обман для него – это зло. Он не хочет больше заниматься мошенничеством, понимает истинные ценности, которые заключаются в доброте:

Анализ перечисленных слов и предложений привел к следующим выводам, которые может сделать ребенок при просмотре данного мультфильма:

1. Честные люди - добрые.

2. Если ты честный, у тебя будут друзья.

3. Честных людей любят.

4. Добро и честность побеждают Зло и обман.

В мультипликационном фильме «Князь Владимир», в первую очередь, нужно отметить такие качества человека, как патриотизм, мысль об объединении народов и земель русских, чтобы Русь стала сильнее, взаимосвязь поколений, братство и раздоры, любовь и ненависть, дружба и предательство, которые выразились в фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом языковом многообразии текста.

События, происходящие на экране, позволяют развивать мышление и воображение, формировать взгляды на жизнь. Центральное место в фильме «Князь Владимир» занимает борьба Добра и Зла. Расстановка сил очень логична и строго симметрична. Это подтверждает сделанный нами анализ частотного словаря.

В связи с этим были образованы тематические группы слов мультфильма:

- добро: правда, брат, любовь, Русь, князь, русич, Бог, дружина, природа, Правжа, мир, согласие, земля;

- зло: Кривжа, оборотень, жрец Перуна, печенеги, предательство, измена, враг, жертва.

Зло в мультипликационном фильме представлено ярко – это главный злодей Кривжа, чёрный колдун, оборотень, жрец Перуна. Его логово – Чёрное Мёртвое Дерево.

В речи Кривжи преобладают местоименияя, мой, указывающие на то, что Кривжа не считается с мнением людей, стремится подчинить себе любой ценой всё и вся:

Кровожадность жреца не знает границ:

- Отдай мальчишку, я принесу его в жертву!

В его устах часто звучит угроза:

- Смотри, как бы всех вас не сжег огонь Перунов!

Его цель: посеять вражду между князьями и захватить власть:

Кривже покровительствуют силы тьмы:

- Ночь – моё время.

Он не гнушается прибегнуть к колдовству:

- Мр, мр, мр, мр.

Князь, падай в грязь.

Князь, кручу, верчу, погубить хочу.

Копытами печенежскими порву, пожгу.

От меня не уйдёшь, на рога попадёшь.

Я – закон! Я – власть! Я выше Перуна! Я…

В результате истолкования данного анимационного текста мы обнаруживаем следующий смысл:

  1. Зло, эгоизм и жестокость – это пороки.

  2. С помощью измены, обмана, подлога злые силы в мультфильме стремятся достигнуть цели.

  3. Злым силам покровительствует тьма как образное выражение «темных сил», противостоящих Свету.

В противовес этому представлено Добро: Бог добра – языческий Бог Род, благословляющий всё живое. Его служитель живёт возле Золотого Цветущего Дерева. Это добрый старичок – волшебник Баян.

Его мудрость проявляется в речи. Она пестрит пословицами и поговорками, которые содержат глубокий смыслВ речи старика мы видим характерные признаки языка народа. Он часто употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Такие слова обладают особой окраской. В них звучит некоторая субъективная оценка ласкательности, сочувствия, иронии: сынки, молочко, хлебушек, силушка, князюшка, разбойнички, мальчонка, дружиннички.

Так же волшебником употребляются частицы с глаголами и существительными: не спишь-то, возьмём ли, глянь-ка, варягов-то, любить-то.

Встречаются в речи старика и усечённые слова: «те поможем» вместо «тебе поможем», «чёт не пойму я» вместо «чего - то не пойму я».

Он использует разговорную лексику: тоды ,небось, вона, аль, а также слова с неверными окончаниями: укусют.

Богатый лексический запас языка старого волшебника подтверждает использование устойчивых сочетаний, например, «гляди в оба»

Старик верит в Бога Рода и в трудную минуту молит его о помощи:

И Бог ему помогает. А человек, которого поддерживает Баян своей мощью, – князь Владимир.

Речь князя отличается от языка Кривжи. Он не единоличник. Это подтверждает употребление в его речи местоимений мы, с нами:

Видно, что князь близок к людям, стремится к объединению народов и земель. Он живёт, придерживаясь законов, и не мирится с их нарушением:

- Не по закону это!

В речи Владимира много обращений. Забота и внимание проявляются в словах

Князь испытывает чувство любви не только к своему народу. Он искренне любит родную землю, Русь, поэтому не отдаёт на поругание врагам. Смело вступает в поединок с Курей и побеждает в честном бою.

Анализ перечисленных особенностей анимационного теста приводит к выводам, важным для формирования внутреннего мира детей: мудрый правитель защищает интересы народа, в единении – сила, закон необходимо соблюдать, добрым силам покровительствует Свет, Добро побеждает Зло, Свет одолевает Тьму.

Персонажи мультипликационных фильмов «Князь Владимир» и «Приключения поросенка Фунтика»показывают самые разные отношения с окружающим миром, чем и формируют представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Они созданы в разные эпохи, но ценностно ориентированы на одинаковое понимание добра и зла. Такие фильмы нужны нашим детям.

ЛИТЕРАТУРА:

1Каганов Л. «О фильме "Князь Владимир" http://lleo.me/dnevnik/2006/04/06.html

2 Курашов В.И. Прогрессирующие тенденции современной культуры с точки зрения принципов антропологической соразмерности /В.И.Курашов. // Антропологическая соразмерность: материалы 2 Всероссийская научная конференция: тезисы докладов – Казань: КГТУ, 2010

Просмотров работы: 2162