ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА

Курганов Фёдор Сергеевич 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение…………………………………………………………………………. 2
  1. Мониторинг состояния вопроса…………………………………………. 3

  2. Проведение анкетирования и анализ результатов опроса школьников……………………………………………………………….. 5

  3. Анализ влияния излучения мобильного телефона

2.1. Влияние на мозг…………………………………………………….... 8

2.2. Влияние на слух. ………………………………………………………8

  1.  
    1. Влияние на зрение. …………………………………………………..9

  1. Рекомендации по безопасному использованию сотового телефона…9

Заключение………………………………………………………………………10

Список использованных источников и литературы. ………………………...11

Приложение 1. Анкета по теме: «Значение сотового аппарата в жизни школьника МОУ СОШ №5» ……………………………………………………..12

Приложение 2. Результаты измерения силы звука на модульной системе экспериментов PROLog……………………………………………………………13

Приложение 3. Буклет «Рекомендации по безопасному использованию сотового телефона» …………………………………………………………………………14

Введение

Актуальность темы. Все больше людей поднимают вопрос о том, излучают ли мобильные телефоны радиацию, которая может пагубно отразиться на здоровье человека. Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, поскольку доказательства поддерживают обе стороны этого аргумента.

Трудно представить, как люди раньше обходились без такой замечательной вещи. Компании, создающие мобильные телефоны, осваивают новые функции, новые возможности сотового аппарата, представляя новые модели телефонов. Но мало кто знает, что новые функции далеко не всегда приносят пользу, а возможно даже наносят вред организму человека. Споры о влиянии мобильных телефонов на здоровье человека весьма активны и неоднозначны.

Цель работы: изучить влияние воздействия мобильного телефона на организм ребенка и разработать практические рекомендации его по эксплуатации.

Для достижения обозначенной цели сформулированы следующие задачи:

  • Выяснить влияние мобильных телефонов на организм подростка.

  • Провести анкетирование учащихся нашей школы по теме: «Значение сотового аппарата в жизни школьника МОУ СОШ № 5».

  • Исследовать влияние уровня звука на восприятие ухом подростка с использованием модуля для измерения силы звука модульной системы экспериментов PROLog.

Для решения поставленных задач использовали следующие методы исследования:

  • сбор и анализ литературы по теме проекта;

  • наблюдение за тем, как пользуются телефоном одноклассники;

  • анкетирование;

  • проведение экспериментов;

  • обобщение информации, формулировка выводов.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные советы о правилах использования мобильных телефонов могут быть полезны для сохранения здоровья.

Личный вклад заключается в литературном обзоре, непосредственном проведении экспериментальной части, разработке вопросов анкеты и проведении анкетирования, наблюдении за окружающими с целью фиксирования особенностей эксплуатации телефонов у разных людей, обобщении информации.

Автор и руководитель работы благодарят одноклассников и всех приобщенных к участию.

  1. Мониторинг состояния вопроса

Роль мобильного телефона в жизни человека сложно переоценить. Современные сотовые телефоны маленькие, но имеют много функций. Одной из самых главных причин, по которой обычно родители покупают своим детям сотовые телефоны – безопасность. Но как известно, все мобильные телефоны излучают некоторое количество электромагнитной радиации. Электромагнитные волны похожи на обычные волны. Они движутся с большой скоростью и каждый горб или впадина волны в секунду проходит около трехсот тысяч километров (точно, 299 792 458 метров в секунду). Расстояние между двумя впадинами называют длиной волны. Сколько таких впадин в секунду пролетело мимо данного места называют частотой. Одно колебание в секунду называют герцем (сокращенно — Гц), в честь немецкого физика Германа Герца). Учитывая непосредственную близость телефона к голове, существует риск того, что радиация может причинить вред. Мозг, является органическим компьютером внутри которого «бегают» электрические заряды. В технических данных на любой сотовый телефон есть подобная запись — 900/1800 МГц. Это означает, что мобильник работает на частотах электромагнитного излучения близких к 900 миллионам герц или 1 миллиарду 800 миллионов герц. Удобнее пользоваться не частотой, а длиной волны излучения, т.к. получаются понятные цифры. Так для 900 МГц длина волны близка к 33 сантиметрам, а для 1800 МГц - 16 см. При этом мощность излучения для связи на частоте 900 МГц -0,25 Вт, а для 1800 МГц -0,125 Вт.

В марте 2010 года в Европе стартовал большой исследовательский проект, известный под названием COSMOS. В течение 20-30 лет 250 000 добровольцев будут находиться под пристальным вниманием ученых и врачей. Ученые надеются, что результаты этого проекта раз и навсегда смогут подтвердить или опровергнуть теорию о вреде электромагнитного излучения.

Результаты опроса

В ходе исследования разработали анкету по теме: «Значение сотового аппарата в жизни школьника МОУ СОШ №5» (Приложение 1) и провели анкетирование учащихся нашей школы. Всего на наши вопросы ответило 345 человек (ученики 1-4 классов). В ходе исследования мы выявили следующее:

  • На вопрос «Есть ли у Вас мобильный телефон

89% опрошенных учеников 1-4 классов нашей школы ответили «да».

Вывод: почти все опрошенные учащиеся 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов нашей школы имеют мобильный телефон.

На вопрос «Функции мобильного телефона, которые Вы чаще всего используете?» учащиеся ответили следующим образом:

  • связь с родителями - 89 %

  • связь с друзьями – 68%

  • игры – 58%

  • Мр3 (прослушивание) – 45%

  • сообщения – 36%

  • фото, видеосъемка – 35 %

  • Интернет – 17 %

Вывод: большинство учеников используют телефон для быстрой связи с родителями и друзьями, отправки сообщений, т.е. используя основные функции телефона. Более трети опрошенных использует его и для досуговых целей: игры, фото-, видеосъемка, прослушивание аудиозаписей.

  • На вопрос «Где носите телефон?» учащиеся ответили следующим образом:

- в сумке – 42%

- в кармане одежды – 58%

Вывод: больше половины детей носят телефоны в областях расположения жизненно важных систем человека.

  • 70% учеников разговаривают более 30 минут за один разговор;

  • 10% имеют по 2 сотовых и регулярно их используют;

  • 40% учеников на ночь кладет телефон на расстояние менее 50 см от головы, а ведь даже не звонящий аппарат постоянно связывается с базовой станцией;

  • только 45 % учеников знают, что влияние мобильного телефона на человека может быть вредным организму человека.

  • На вопрос «Сколько времени в сутки Вы проводите с мобильным телефоном?»

до 1 часа - 7 человек

2 – 3 часа - 45 человек

4 – 5 часа - 105 человек

6 – 8 часов - 90 человек

9 – 12 часов - 73 человека

более12 часов – 25 человек

Вывод: большинство учащихся указали на продолжительность «активного общения» с мобильным телефоном от 4 до 5 часов. Скорее всего, это время включает телефонные звонки, отправку сообщений, прослушивание аудиозаписей, фото. Весьма продолжительное «общение» от 6 -12 часов – результат увлечения некоторых детей играми и общение в социальных сетях.

На вопрос «Чувствуете ли дискомфорт после «общения» с телефоном?» ученики отметили:

  • Не замечаю изменений –83%

  • Головные боли – 3%

  • Нарушение зрения – 4%

  • Частая утомляемость –10%

Вывод: свыше83 % учеников не отметили чувства дискомфорта после «общения» с телефоном, скорее всего это часть учащихся, указавших на непродолжительный контакт с мобильным. Но нам кажется, что многие из них своё плохое самочувствие просто даже не связывают с возможным отрицательным воздействием сотового телефона. И только около 17 % опрошенных ощущают различные проявления чувства дискомфорта.

  • На вопрос «В каком классе у Вас появился первый мобильный телефон?»

В 1 классе - 75 человек

2 классе – 130 человек

3 класс – 102 человека

4 класс – 10 человек

Вывод: таким образом, мы видим, что мобильный телефон стал неотъемлемой частью нашей жизни – не только взрослых, но и детей. Однако, чтобы он не стал нашим врагом, ученики, а также родители должны соблюдать некоторые меры безопасности при использовании этих технических средств.

3. Анализ влияния излучения мобильного телефона на организм

  1.  
    1. Влияние на мозг.

Электромагнитные волны невидимы, поэтому судить об их существовании сложно. В ходе исследования проведен следующий опыт: собрали из конструктора радио-приёмник. Настроили его на приём одной из радиопрограмм. Затем поднесли к динамику телефон и набрали номер. Через несколько секунд мы услышали гудение и потрескивание, которые заглушили приём радиопередачи.

Вывод: сотовый телефон действительно излучает электромагнитные волны, которые создают помехи в работе электроприборов.

Ученые предупреждают, что дети, пользующиеся мобильными телефонами, подвергаются повышенному риску расстройства памяти и сна. Основная причина расстройств заключается в электромагнитном излучении малой интенсивности, которое способно проникать более тонкий череп ребенка. Это излучение влияет на мозговые ритмы, может нанести вред иммунной системе ребенка, которая находится в процессе развития, нарушает работу нервной системы, вызывая головные боли, потерю памяти и расстройства сна. Даже самый обыкновенный неработающий мобильный телефон, если он просто лежит рядом с вашей кроватью, может помешать вам выспаться. Дело в том, что электромагнитное излучение мобильного телефона даже в режиме ожидания негативно воздействует на центральную нервную систему, нарушая нормальное чередование фаз сна.

3.2.Влияние на слух.

Подключив к нескольким сотовым телефонам наушники и поднося их к модулю для измерения силы звука модульной системы экспериментов PROLog, контролировали на графиках с какой силой музыка действует на уши. Выяснили, что максимальное звучание соответствует шуму, издаваемому поездом в метро, мотоциклом и вызывает утомление, головную боль, чувство раздражения. Со временем это приведёт к ухудшению слуха.

Результаты демонстрируются Приложением 2.

Вывод: человек, который несколько лет пользуется наушниками регулярно, ускоряет процесс старения слуха в два-три раза. Появляется эффект ложных сигналов. Шума, которого, на самом деле нет, путаются окружающие звуки.

3.3.Влияние на зрение.

Исследования показали, что достаточно двухчасового общения (подряд) в день с вашим мобильным другом, чтобы через год зрение упало на 12-14%. По количеству экранного излучения мобильные телефоны стоят на последнем месте, всё дело в маленьких размерах экрана. Наш глаз устроен таким образом, что ему чрезвычайно сложно фокусировать свой взгляд на минимальном по размерам объекте.

Так как мы теперь уже не можем полностью отказаться от использования сотовых телефонов, и чтобы он не стал нашим врагом, ученики, а также родители должны соблюдать некоторые меры безопасности при использовании этих технических средств.

  1. Рекомендации по безопасному использованию сотового телефона.

  • Говорите по телефону не более 2-3 минут за один вызов и 10-15 минут в день. Можно использовать беспроводную гарнитуру, находясь на расстоянии от телефона, или громкую связь.

  • Не прикладывайте мобильный телефон к уху в тот момент, когда он находится в процессе поиска оператора сети, так как в это время излучение электромагнитных волн сильнее всего.

  • Носите телефон в отдельном кармашке сумки или портфеля; не носите мобильный телефон на шее, в карманах пиджаков, курток, джинсов.

  • Слушайте музыку через наушники не более 10 – 15 минут.

  • Смотрите на дисплей телефона не более 15 минут.

  • Не спите рядом с сотовым телефоном. Электромагнитное излучение мобильного телефона даже в режиме ожидания негативно воздействует на центральную нервную систему, нарушая нормальное чередование фаз сна.

  • Находясь дома, кладите телефон на расстоянии не менее 70 см от себя.

  • Контролируйте уровень заряда аккумулятора, при слабой зарядке – уровень излучения сотового аппарата возрастает.

  • Не оставляйте включенной функцию Bluetooth более 5 минут, это прибавляет мобильному телефону дополнительную силу излучения.

  • Старайтесь по возможности не использовать телефон в тех местах, где наблюдается плохой приём (лифт, подземные помещения, транспорт и т. д.), так как при плохом приёме мобильный телефон пытается найти антенну-передатчик, и из-за этого его излучение многократно усиливается.

  • Не используйте телефон в машине, самолете и других видах транспорта, так как это приводит к сбою приборов техники.

  • Реже используйте мобильный телефон в закрытых помещениях, так как излучаемые им волны могут отражаться стенами и покрытиями, что в несколько раз усиливает отрицательное воздействие.

  • При выборе телефона, учитывайте уровень излучения SAR (это уровень излучения мобильного телефона). Помните, чем меньше значение SAR, тем менее опасен мобильный телефон.

  • Не пользуйтесь сотовым телефоном без необходимости.

Если следовать этим элементарным правилам, то вред от сотового телефона сведётся к минимуму.

Заключение

Так как мы теперь уже не можем полностью отказаться от использования сотовых телефонов, и чтобы он не стал нашим врагом, ученики, а также родители должны соблюдать некоторые меры безопасности при использовании этих технических средств. Итогом работа стал буклет с рекомендациями (Приложение 3) и выступление перед ребятами школы и города.

Список использованных источников и литературы

  1. Ананьева П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания: Автореф.дис.- М.,2000.

  2. Баранов А.А. Здоровье российских детей // Педагогика.-1999,№8.

  3. Журнал «Домашний компьютер». 2010. №3

  4. Журнал «Здоровье детей». 2008. № 1,2

  5. Майер В.А. Мобильная связь и её воздействие. СПб.: знание, 1999

  6. Нечай О. Польза и вред мобильного телефона // Компьютера. 2007

  7. Сколотнев И. Сотовый телефон: «За» и «Против»// Биологи. 2002. №12

Интернет-ресурсы

  1. http://www.doctor-zdorovie.ru/zaschita/12

  2. http://www.info.com

  3. www.mednovosti.ru

  4. http://www.portal-slovo.ru/

  5. http://www.libma.ru/zdorove/mobilnik_ubiica/p2.php

  6. http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/14484.pdf

Приложение 1

Анкета

«Значение сотового аппарата в жизни школьника» ____класс

1. Есть ли у Вас мобильный телефон?

А) да Б) нет

2. Функции, для которых Вы чаще всего используете мобильный телефон?

А) связь с родителями (родственниками)

Б) связь с друзьями В) сообщения

Г) Мр3 (музыка, радио) Д) фото, видеосъемка

Е) Интернет Ж) игры

3. Сколько длиться в среднем один разговор по телефону?

А) 1 - 3 минуты

Б) 4 – 10 минуты

В) больше 20 минут

4. Сколько времени в сутки Вы проводите с мобильным телефоном?

А) до 1 часа Б) 2 – 3 часа В) 4 – 5 часа

Г) 5 – 8 часов Д) 9 – 12 часов Е) более 12 часов ______

5. Где носите телефон?

А) в сумке Б) в кармане одежды

В) иные места ___________________

6. Чувствуете ли дискомфорт после разговора по телефону?

А) Не замечаю изменений Б) Головные боли

В) Нарушение зрения Г) Частая утомляемость

Д) Сонливость днём

7. Какой марки у Вас мобильный телефон?

Nokia, Sony Erecsson, Samsung, I-phone, Simens

Motorola, LG , Asus, River com, _________________________

8. В каком классе у Вас появился первый мобильный телефон?

1класс 2 класс 3 класс 4 класс

Приложение 2. Результаты измерения силы звука на модульной системе экспериментов PROLog

Приложение 3

 

Сотовый телефон – это средство связи, которое в наше время есть практически у всех людей.

Однако, чтобы сотовый телефон не стал нашим врагом, ученики, а также родители должны соблюдать некоторые меры безопасности при использовании этих технических средств.

Помните, самое ценное,

что есть у человека –

это здоровье.

Берегите себя!

Если следовать этим элементарным правилам, то вред от сотового телефона сведётся к минимуму.

Рекомендации по безопасному использованию сотового телефона.

  • Говорите по телефону не более 2-3 минут за один вызов и 10-15 минут в день. Можно использовать беспроводную гарнитуру, находясь на расстоянии от телефона, или громкую связь.

  • Не прикладывайте мобильный телефон к уху в тот момент, когда он находится в процессе поиска оператора сети, так как в это время излучение электромагнитных волн сильнее всего.

  • Носите телефон в отдельном кармашке сумки или портфеля; не носите мобильный телефон на шее, в карманах пиджаков, курток, джинсов.

  • Слушайте музыку через наушники не более 10 – 15 минут.

  • Смотрите на дисплей телефона не более 15 минут.

  • Не спите рядом с сотовым телефоном. Электромагнитное излучение мобильного телефона даже в режиме ожидания негативно воздействует на центральную нервную систему, нарушая нормальное чередование фаз сна.

  • Находясь дома, кладите его на расстоянии не менее 50 см от себя.

  • Контролируйте уровень заряда аккумулятора, при слабой зарядке – уровень излучения сотового аппарата возрастает.

  • Не оставляйте включенной функцию Bluetooth более 5 минут, это прибавляет мобильному телефону дополнительную силу излучения.

  • Старайтесь по возможности не исполь-зовать телефон в тех местах, где наблюдается плохой приём (лифт, подземные помещения, транспорт и т. д.), так как при плохом приёме мобильный телефон пытается найти антенну-передатчик, и из-за этого его излучение многократно усиливается.

  • Не используйте телефон в машине, самолете и других видах транспорта, так как это приводит к сбою приборов техники.

  • Реже используйте мобильный телефон в закрытых помещениях, так как излучаемые им волны могут отражаться стенами и покрытиями, что в несколько раз усиливает отрицательное воздействие.

  • При выборе телефона, учитывайте уровень излучения SAR (это уровень излучения мобильного телефона). Помните, чем меньше значение SAR, тем менее опасен мобильный телефон.

  • В театре и кино отключайте телефон, это создает помехи для усилительных приборов, и уважайте игру актеров, которые играют «вживую».

  • Отключайте телефон в школе, так как он отвлекает от работы вас и окружающих.

  • Не пользуйтесь сотовым телефоном без необходимости.

 

Просмотров работы: 1106