ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ РАЗМЕРОВ И ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА НАХОДЯЩЕГОСЯ В «ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ»

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ РАЗМЕРОВ И ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА НАХОДЯЩЕГОСЯ В «ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ»

Габова Екатерина Николаевна 1
1
Габова А.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение. 4

Глава №1 Теоретическая часть

§1 Физические и математические законы используемые в работе. 5

§2 Метод решения поставленной цели. 6

Глава №2 Практическая часть исследовательской деятельности

§3 Модели исследуемых установок. 7

§4 Исследовательская деятельность 7

Задача №1 Черный ящик в «Весёлом молочнике». 8

Задача №2 Черный ящик в цилиндре «Кrass». 12

Задача №3 Черный ящик в игрушке «Пирамида» 15

Заключение 17

Литература: 18

Приложение 19

Введение.

Эта работа интересна тем, что рассматривая олимпиадные задания по физике, приходится решать задачи различной степени трудности от почти стандартных до сравнительно сложных, требующих смекалку, глубокие знания, умения ориентироваться в непривычной или усложненной ситуации.

При подготовке к «Всесибирской открытой олимпиаде по физике », её организаторами были предложены экспериментальные задачи, одна из них нас заинтересовала, её решение потребовало создать модели установок, выполнить экспериментальные измерения, проанализировать результаты, сделать заключительные выводы.

"РАБОТА 18. Черный ящик

Задание. Известно, что внутри «черного ящика» находится несколько вставок с вертикальными вырезами квадратного сечения (см. рисунок). Найдите длину стороны выреза а, и высоту h, каждой вставки, начиная с уровня, на котором в коробку вставлена трубочка. Предложите метод её решения. Проделайте измерения повторно. Оцените точность измерения.

Оборудование. «Черный ящик со вставками», сосуд с водой, соломинка из под коктейля, миллиметровка, шприц. [5 ст 22]

Цель исследовательской деятельности: экспериментальным методом выяснить геометрические размеры и формы физических тел, находящихся в «черном ящике».

Задачи:

  • Изучить теорию используемых законов из физики и математики;

  • Освоить метод решения поставленной цели;

  • Создать модели исследуемых установок;

  • Проделать измерения, построить графики процессов, проанализировать их;

  • Провести алгебраическое и арифметическое решение задач;

  • Определить геометрические размеры и формы физических тел находящегося в «черном ящике»

  • Заключение: провести сравнительный анализ и сделать выводы.

В работе применяю эмпирические методы исследования процессов: эксперимент, наблюдение, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Гипотеза исследования: если применить «Метод чёрного ящика» к выбранным моделям, то можно определить геометрические размеры и формы физических тел находящегося в ящике, без визуального их восприятия.

Глава №1 Теоретическая часть

§1 Физические и математические законы используемые в работе.

Закон сообщающихся сосудов: свободный уровень однородной жидкости во всех коленах сообщающихся сосудов одинаковый относительно поверхности земли.

Закон Архимеда : Тело полностью погруженное в жидкость вытесняет жидкость такого же объёма и вес этой жидкости равен силе Архимеда

Vт=Vж

Математические законы :

Объём параллелепипеда :V= Объём куба :V=

Объем шара: Диаметр :

Тангенс угла наклона : сtgn β= а c

β

 

Погрешности при прямых измерениях физической величины

Точность результата прямого однократного измерения значения физической величины невелика вследствие двух погрешностей, которые невозможно полностью исключить в процессе опыта, — это случайная и грубая погрешности.

Случайная погрешность— погрешность, изменяющаяся случайным образом при повторных измерениях. Она вызывается непостоянством внешних условий и несовершенными действиями экспериментатора.

Грубая погрешность(промах) — погрешность, существенно превышающая ожидаемую при данных условиях. Грубая погрешность обусловлена ошибочным отсчетом или временной неисправностью измерительного прибора.

Для уменьшения влияния случайных факторов проводят многократные измерения данной физической величины alta2, ..., ап. При этом результаты измерений, содержащих промахи, исключаются из дальнейшей обработки результатов.

В качестве действительного значения физической величины прини­мают среднее арифметическое значение измеряемой величины

где п — число измерений.

Рассмотрим один из возможных вариантов измерений, когда проводят пять измерений случайной величины (п = 5).

Случайную погрешность асл (или погрешность среднего арифметического) оценивают как средний модуль отклонения результатов измерений от среднего арифметического значения аср:

Результирующая абсолютная погрешность при прямых измерениях физической величины а учитывает как приборную апр, так и случайную асл погрешность и находится как их сумма:

Значение физической величины, полученное в результате прямого измерения, записывают в виде

Относительная погрешность при прямых измерениях — безразмерная физическая величина, равная отношению абсолютной погрешности к среднему арифметическому значению измеряемой величины: [1ст 5]

§2 Метод решения поставленной цели.

Чёрный ящик — термин, используемый для обозначения системы, внутреннее устройство и механизм работы которой очень сложны, неизвестны или неважны в рамках данной задачи. «Метод чёрного ящика»— метод исследования таких систем, когда вместо свойств и взаимосвязей составных частей системы, изучается реакция системы, как целого, на изменяющиеся условия и полное описание его функций. Подход чёрного ящика сформировался в точных науках. Система, которую представляют как «черный ящик», рассматривается как имеющая некий «вход» для ввода информации и «выход» для отображения результатов работы, при этом происходящие в ходе работы системы процессы наблюдателю неизвестны или частично неизвестны. Предполагается, что состояние выходов функционально зависит от состояния входов.[6]

Краткое решение для достижения цели: будем по два (четыре или пять, шесть) кубика через крышку установки наполнять коробку водой и записывать в таблицу высоту столба жидкости в трубочке. На миллиметровке построим график высоты столба воды в коробке от количества налитой воды. Проведу объяснение полученный график. Используя полученные результаты, определите размеры вставок и создам геометрические образы вставок. Оценю точность измерения.

Глава №2 Практическая часть исследовательской деятельности

§3 Модели исследуемых установок.

Фото № 1 Экспериментальные установки

Подручные материалы: коробка из под молока, цилиндры из под герметика и газировки, игрушки пластиковые трубки, миллиметровая бумага, шприц, вставки вырезаны из пенопласта, универсальный клей, теннисные шарики. Собрала установки которые изображены на фотографии №1

Вставки вклеены во внутрь цилиндров и коробки. Сверху все установки закрыты, там имеется отверстие для вливания воды.

§4 Исследовательская деятельность

Исследовательскую деятельность провела по следующему плану:

  1. Наполнять коробку водой по два (четыре или пять, шесть) кубика через крышку установки и записывать в таблицу высоту столба жидкости в трубочке.

  2. На миллиметровке построить график высоты столба воды в коробке от количества налитой воды.

  3. Анализировать полученные графики.

  4. Используя полученные результаты, провести алгебраическое и арифметическое решение задач; определить размеры вставок.

  5. Определить геометрические размеры и формы физических тел находящегося в «черном ящике»

  6. Оценить точность измерения.

Примечание: чтобы понять механизм физических и математических зависимостей, исследование провожу со всеми сосудами, а в данном реферате представлю отчет по коробке «Весёлый молочник», цилиндру «Krass», игрушка – конус.

Задача №1 Черный ящик с«Весёлым молочником»

Фото №2 рабочий момент

Дано:

Коробка с вставками. Вставки прямоугольные параллелепипеды в двух нижних вырезки с квадратной формой у основания.

Вопросы: Сколько вставок? Каковы размеры и объёмы этих вставок? Каковы размеры и объёмы вырезки в каждой вставке? Представить рисунок вставки с вырезкой. Оценить точность измерений.

Рабочая таблица №1:

v (см3)

h(мм)

v (см3)

h(мм)

v (см3)

h(мм)

v (см3)

h(мм)

v (см3)

h(мм)

v (см3)

h(мм)

0

0

75

35

145

51

220

97

295

115

370

135

5

1

80

39

150

61

225

98

300

117

375

136

10

2

85

41

155

69

230

99

305

118

380

136,5

15

3

90

42

160

77

235

100

310

120

385

137

20

3,5

95

43

165

85

240

100

315

121

390

138,5

25

4

100

44

170

86,5

245

104

320

122

395

139

30

4

105

44

175

87

250

104

325

123

400

141

35

5

110

46

180

88

255

105

330

124

405

142

40

10

115

47

185

89

260

107

335

127

Всего 83 измерения в точках

Опыты повторила три раза.

45

15

120

47,5

190

90

265

107

340

128

50

17

125

48

195

91,5

270

108,5

345

129

55

21

130

48,5

200

93,5

275

110,5

350

130

60

24

135

49

205

94

280

111

355

132

65

27

140

50

210

94,5

285

113

360

133

70

31

   

215

96,5

290

114

365

134

Рисунок №1: Рабочий график

Примечание: График программой Excel сильно сглажен, анализировать его сложно, для анализа воспользуемся графиками на миллиметровой бумаге.

Приложение №1: График зависимости подъёма жидкости по капилляре от объёма вливаемой воды в сосуд «Весёлый молочник» (Опыт повторила трижды. Анализирую красный график процесса, остальные рассуждения и таблицы аналогичны). (Смотри приложение № 1 )

Анализ красного графика: Первый способ рассуждений

  1. Нижний график показывает зависимость высоты подъема жидкости в капилляре от объёма вливаемой жидкости в сосуд – эта зависимость прямая. Изломы верхнего графика говорят о том, что с этих точек начинается и заканчивается вставка и её вырезка. Таким образом в данном сосуде три вставки. (Смотрите приложение №1)

  2. Так как это сообщающиеся сосуды то высота излома и есть высота вставки и «вырезки»:

H1 = 40мм – 5мм = 35мм H2 = 85мм – 50мм = 35мм H3 =130мм – 100мм = 30мм

  1. Найдём объём вырезанной части, которую заполнила вода для нижнего среднего и верхнего участка:

V1= 80мл- 35мл = 45мл V2= 165мл- 145мл = 20мл V3= 350мл- 245мл = 105мл

  1. Зная высоту и то, что в основании квадрат найдём сторону квадрата «вырезки»:

  2. Найдём площадь основания коробки:

Sос = A2= 7см*7см =49см2

  1. Найдём объём вставки:

Vвст = Sос* H - Vвырезки

Vвст1 = 49см2* 3,5см - 45см3 = 147см3-45см3 = 102см3

Vвст2 = 49см2* 3,5см - 20см3 = 147см3-20см3 = 127см3

Vвст3 = 49см2* 3,5см - 105см3 = 147см3-105см3 = 32см3

7 Для верхней вставки найдём площадь свободной воды так как вставка маленькая:

S3= S вставки 3 = Sосн – S3 = 49см2 – 35см2 = 14см2

  1. Найдём сторону верхней вставки: a3=

  2. На какой высоте от основания находится каждая вставка:

h1 = 5мм h2 = 50мм h3 = 100мм

Анализ графика: Второй способ рассуждений

Рассмотрим геометрическую интерпретацию графика: [2 и 4]

β = угол наклона графика β = площади вырезанной части

это следует из математической аналогии:

Дальнейшее решение аналогично первому.

Расчет погрешностей: прямых измеряемых величин

 

Опыт 1

Опыт 2

Опыт 3

Hср

ΔHслуч

ΔHабсол

ε относит

H1

3,4см

3,5см

3,5см

3,45см

0,05см

0,15см

0,04=4%

H2

3,3см

3,7см

3,5см

3,5см

0,13см

0,23см

0.06=6%

H3

3,3см

3,2см

3,0см

3,16см

0,11см

0,21см

0,06=6%

Расчет погрешностей: косвенных расчетных величин

 

Опыт 1

Опыт 2

Опыт 3

аср

Δаслуч

Δаабсол

ε относит

а1

3,3см

3,5см

3,59см

3,46см

0,11см

0,21см

0,06=6%

а2

2,3см

2,4см

2,39см

2,36см

0,04см

0,14см

0.06=6%

а3

5,8см

5,9см

5,92см

5,87см

0,05см

0,15см

0,03=3%

Выводы из решения задачи:

а)Параметры вставок:

Нижняя вставка: Vвст1 = 102см3

Высота: H1 =35мм

Сторона вырезанного квадрата: a1 = 3,46см (реально 3см)

Геометрический вид вставки

рис .№ 2:

рис .№ 2:

Средняя вставка:Vвст2 = 127см3

Высота: H2 =35мм

Сторона вырезанного квадрата:

a2 = 2,36см (реально 2см)

Геометрический вид вставки

рис .№ 3:

рис .№ 3:

Верхняя вставка:Vвст3 = 32см3

Высота: H3 =30мм

Сторона прямоугольника:

a3 = 5,87см (реально 5,0см)

Геометрический вид вставки

рис .№ 4:

рис .№ 4:

Задача №2 Черный ящик в цилиндре «Кrass».

Дано:

Цилиндр с вставками. Вставки шары .

Вопросы: Сколько вставок? Каковы размеры и объёмы этих вставок? Представить рисунок вставки. Оценить точность измерений.

Рабочая таблица №2:

v(см3)

h(мм)

v (см3)

h(мм)

v (см3)

h(мм)

v (см3)

h(мм)

v (см3)

h(мм)

v (см3)

h(мм)

0

0

28

34

58

74

88

112

118

146

148

166

2

1

30

35

60

75

90

113

120

148

150

168

4

2

32

37

62

76

92

114

122

150

152

170

6

6

34

38

64

77

94

116

124

152

154

172

8

9

36

40

66

78

96

118

126

153

156

175

10

12

38

42

68

80

98

118,5

128

154

158

179

12

19

40

45

70

82

100

120

130

156

160

179

14

22

42

49

72

84

102

122

132

158

162

180

16

24

44

53

74

86

104

123

134

159

Произведено 83 измерения. Опыт провели 3 раза

18

26

46

59

76

91

106

126

136

160

20

28

48

63

78

96

108

129

138

161

22

30

50

66

80

102

110

133

140

162

24

31,5

52

68

82

106

112

135

142

163

26

33

54

71

84

109

114

141

144

164

28

34

56

73

86

111

116

143

146

165

Рисунок №5: Рабочий график

Примечание: График программой Excel сильно сглажен, анализировать его сложно, для анализа воспользуемся графиками на миллиметровой бумаге.

Приложение №2: График зависимости подъёма жидкости по капилляре от объёма вливаемой воды в сосуд «Krass» (Опыт повторила трижды. Анализирую красный график процесса, остальные рассуждения и таблицы аналогичны). На нижнем графике ΔV – объём вливаемой воды одинаковый, высота воды в капилляре от объёма зависит линейно.

(Смотри приложение № 2

Анализ красного графика

  1. Вид верхнего графика, зависимости высоты воды в капилляре, меняется от формы тела Вижу периодичность – цикличность (похожа на синусоиду) процесса изменения высоты воды в капилляре. Изломов в графике не наблюдается. Это говорит о том, что там действительно шары, а не прямоугольные параллелепипеды. Таким образом, в данном сосуде четыре шара касаются друг друга. (Смотрите приложение №2)

  2. Так как это сообщающиеся сосуды то высота max и min верхней функции есть радиус и диаметр шара:

D1 = 43мм – 1мм = 42мм D2 = 84мм – 43мм = 41мм

D3 =127мм – 84мм =43мм D4=167мм – 127мм =40мм

Таким образом, шары примерно равных диаметров.

  1. Рассчитаю погрешности прямых измеряемых величин:

D1

D2

D3

D4

Dср

ΔDслуч

ΔDабсол

ε относит

42мм

43мм

41мм

40мм

   

2,0мм

 

Dср ===

ΔDабсол =Δ Dслуч+ Dприбора==2,0мм

ε относит=

  1. Первый способ расчета объема шара - физический:

Капилляра и цилиндр - сообщающиеся сосуды поэтому уровень воды в них одинаков.

Из графика видно ,что общая высота вставленных шаров равна:

H = 16,7 см

Найду длину внешней окружности при помощи ленты миллиметровки:

С =15,4см С=

Внутренний диаметр окружности цилиндра равняется:

dвнутр = 4.9см – 0,1см = 4,8 см Rвнутр = 2,4см

Найду площадь внутренней окружности цилиндра:

Sвнут =πR2 Sвнут = 3,14*5,76см2 =18см2

Найду внутренней объём цилиндра:

Vвнутр = H* Sвнут Vвнутр = 16,7 *18см3=300,6 см3

Vшаров = Vвнутр – Vводы Vшаров = 300,6 см3 - 158см3 = 142,6см3

V1 шара = =

5. Второй способ расчета объема шара математический:

Выводы из решения задачи:

Параметры вставок: диаметр Dср = каждого из 4 шаров

= это соответствует действительности (определила объём шара при помощи мензурки).

Задача №3 Черный ящик в игрушке «Конус».

Дано:

Игрушка «Конус»:

  1. В начале эксперимента установка пустая.

  2. Во второй части эксперимента в установку вставлены куб и шар.

Вопросы: Каковы размеры и объёмы этих вставок?

Рабочая таблица №3:

ΔV(см3)

h (см)эталон

h (см)опыт

ΔV(см3)

h (см)эталон

h (см)опыт

ΔV(см3)

h (см)эталон

h (см)опыт

ΔV(см3)

h (см)эталон

h (см)опыт

ΔV(см3)

h (см)эталон

h (см)опыт

ΔV(см3)

h (см)эталон

ΔV(см3)

h (см)эталон

0

0,2

0,2

28

0,7

1,1

58

1,45

2,3

88

2,4

3,9

118

3,45

7

148

4,82

178

6,5

2

0,3

0,3

30

0,7

1,2

60

1,5

2,4

90

2,45

4

120

3,5

7,5

150

4,9

180

6,7

4

0,35

0,35

32

0,75

1,25

62

1,55

2,55

92

2,5

4,1

122

3,6

7,5

152

4,95

182

6,85

6

0,35

0,45

34

0,8

1,3

64

1,6

2,65

94

2,6

4,25

124

3,65

8

154

5

184

7,05

8

0,35

0,5

36

0,85

1,4

66

1,7

2,7

96

2,65

4,3

126

3,7

8,1

156

5,15

186

7,2

10

0,35

0,6

38

0,9

1,5

68

1,8

2,8

98

2,7

4,3

128

3,8

8,3

158

5,25

188

7,35

12

0,35

0,65

40

1

1,6

70

1,85

3

100

2,8

4,5

130

3,9

8,4

160

5,4

190

7,55

14

0,35

0,7

42

1,05

1,65

72

1,9

3,1

102

2,85

4,65

132

4

8,8

162

5,5

192

7,7

16

0,4

0,75

44

1,1

1,7

74

1,95

3,2

104

2,9

4,8

134

4,1

9,4

164

5,6

194

7,95

18

0,45

0,85

46

1,1

1,8

76

2

3,35

106

3

5

136

4,2

9,7

166

5,75

196

8,25

20

0,45

0,9

48

1,2

1,9

78

2,1

3,42

108

3,05

5,25

138

4,3

10,3

168

5,9

198

8,45

22

0,5

0,95

50

1,25

1,95

80

2,15

3,6

110

3,1

5,5

140

4,4

10,5

170

6

200

8,7

24

0,6

1

52

1,3

2

82

2,2

3,65

112

3,2

5,75

142

4,45

10,9

172

6,15

202

9

26

0,65

1,05

54

1,35

2,1

84

2,25

3,75

114

3,3

6,05

144

4,5

12

174

6,28

204

9,3

28

0,7

1,1

56

1,4

2,2

86

2,35

3,85

116

3,4

6,5

146

4,65

12,8

176

6,4

206

9,7

Рисунок №6:Рабочий график

Примечание: График программой Excel сильно сглажен, анализировать его сложно, для анализа воспользуемся графиками на миллиметровой бумаге.

Приложение №3: График зависимости подъёма жидкости по капилляре от объёма вливаемой воды в сосуд игрушки «Конус» (Опыт повторила трижды. Анализирую красный график процесса, остальные рассуждения и таблицы аналогичны). На нижнем черном графике ΔV – объём вливаемой воды одинаковый, высота воды в капилляре от объёма зависит по параболе.

(Смотри приложение № 3 ( Продолжение )

Анализ красного графика

  1. Построены два графика зависимости высоты воды в капилляре от объема вливаемой жидкости в сосуд.

Черный график – эталон, построена зависимость, когда сосуд пустой.

Красный график - построена зависимость, когда в сосуде имеются вставки.

От 0 до 6 см3 точки совпадают – значит там вставок нет.

В зоне «А» графики параллельны – значит там вставок нет.

Вставки находятся от точки а до точки в и до точки с – так как вижу изломы на графике.

  1. Отрезок (ав) в графике описывает шар – так как похож на параболу. Отрезок (вс) описывает куб – так как резкий подъём.(Смотрите приложение №3)

  2. Расчеты параметров шара и куба: капилляра и конус - сообщающиеся сосуды поэтому уровень воды в них одинаков.

Dшара = 4,3см – 0,3см = 4см Hкуба = 7,4см – 44,3см = 3,1см

Выводы к главе: Анализируя графики, построенные при исследовательской деятельности, можно определить размеры вставок и их количество. Вид графиков усложняются если меняется форма сосуда от простой к сложной.

Заключение

Практическая значимость выполненной работы:

Считаю, что с поставленной целью работы справилась успешно. Определила геометрические размеры и формы физических тел находящегося в «черном ящике», оценила точность измерения физических величин. Данную исследовательскую работу можно провести в домашних условиях без специального лабораторного оборудования.

При помощи данного метода я научилась определять форму и параметры тел скрытых от наших глаз .Эта методика позволяет определить геометрические размеры физических тел, когда тела нельзя наблюдать визуально. Эти тела могут находиться в трубах водопроводов, в нефтепроводах, в скважинах буровых установок. Этот метод полезно знать полиции и таможенникам, когда от их глаз прячут контрабанду в бензобаки, шины колёс, при условии, что нельзя воспользоваться рентгеном.

Физика, как наука, даёт теоретические знания и формирует практические навыки исследовательской деятельности. На протяжении всей работы имела возможность провести несколько опытов и понять много интересных фактов из раздела физики и математики.

Работа меня заинтересовала настолько, что я бы хотела продолжить изучение экспериментальной части физики в дальнейшем, и продолжать экспериментировать дома при подготовке к олимпиадам по физике и к итоговой аттестации.

«Опыт же не только учит: он увлекает, заставляет лучше понимать то явление, которое он демонстрирует. Ведь известно, что человек, заинтересованный в конечном результате, обязательно добивается успеха. Чем более простыми средствами будет ставиться эксперимент, тем он ценнее». П.Л.Капица академик [4]

Литература:

  1. Касьянов В.А.Тетрадь для лабораторных работ по физике 10 класс Дрофа 2004

  1. Никитин А.А. Геометрия 8-9 классы НГУ Новосибирск 2000

  1. Перышкин А.В. Физика 7-9 Дрофа 2014

  1. Савченко О.Я. Физика в задачах НГУ СУНЦ НГУ Новосибирск 2013

  1. Федотович Г.В. Экспериментальные работы по физике Социализированный учебно-научный центр НГУ Новосибирск 2014год

  1. Интернет. Википедия. Черный ящик.

Приложения

Чёрный ящик

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см.Чёрный ящик (значения).

Не следует путать сбортовым самописцем.

Чёрный ящик, вход и выход.

Чёрный я́щик — термин, используемый для обозначения системы, внутреннее устройство и механизм работы которой очень сложны, неизвестны или неважны в рамках данной задачи. «Метод чёрного ящика» — метод исследования таких систем, когда вместо свойств и взаимосвязей составных частей системы, изучается реакция системы, как целого, на изменяющиеся условия. Подход чёрного ящика сформировался в точных науках (в кибернетике, системотехнике и физике) в 20-40 годах XX века и был заимствован другими науками (прежде всего, бихевиористической психологией).

Модель чёрного ящика[править | править вики-текст]

Система, которую представляют как «черный ящик», рассматривается как имеющая некий «вход» для ввода информации и «выход» для отображения результатов работы, при этом происходящие в ходе работы системы процессы наблюдателю неизвестны. Предполагается, что состояние выходов функционально зависит от состояния входов.

Каноническое представление чёрного ящика — это полное описание его функций. Два черных ящика с одинаковыми каноническими представлениями считаются эквивалентными.[1]

Изучение системы по методу чёрного ящика сводится к наблюдениям за ней и проведению экспериментов по изменению входных данных, при этом в ходе наблюдения над реакциями системы на внешние воздействия достигается определённый уровень знаний об исследуемом объекте, позволяющий осуществлять прогнозирование поведения «чёрного ящика» при любых заданных условиях.

Применимость метода[править | править вики-текст]

Примером применения метода чёрного ящика является исследование многополюсника, устройство которого неизвестно[2] или бихевиористический подход к эксперименту и его интерпретация в психологии[3].

Знания, полученные об объекте по методу чёрного ящика, не позволяют получить информацию о его внутреннем строении.

Данный метод применяется для решения задач моделирования управляемых систем[2], в инженерной психологии — для формального описания деятельности оператора и построения её математических моделей[3].

2

Просмотров работы: 821