1.Показать негативное влияние шума на организм.
2. Больше внимания уделять охране здоровья обучающихся на уроке и во внеурочное время.
3. Проведения исследований и анализ вредного влияния шума на организм человека и растений.
4.Применять прибор с целью исследования влияния шума на организм человека.
5. Изучение уровней восприятия шума.
6. Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оглавление
Введение.
• Актуальность проблемы.
Основная часть.
• Влияние шума на организм человека
• Влияние «школьного шума» на работоспособность обучающихся
• Результаты опроса учителей и учеников
• Типология шумов школьного урока
• Влияние шума на растительные организмы
Вывод.
Литература
Введение. Актуальность проблемы.
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека.
Шум – один из наиболее распространенных неблагоприятных физических факторов, который смертельно опасен не только для здоровья человека, но и других живых организмов!
С ростом урбанизации шум стал постоянной частью человеческой жизни, одним из существенных загрязнителей городской среды. Усиление шумового фона свыше предельно допустимых величин (80 дБ), характерное для современной жизни, опасно не только с позиций профессиональной вредности: оно представляет собой опасность для физического и психического здоровья населения.
Под термином «шум» понимается всякий неприятный и нежелательный звук (или совокупность звуков), мешающий восприятию полезных сигналов, оказывающий раздражающее или вредное воздействие на организм человека, снижающий его работоспособность.
Воздействие шума на человека зависит от уровня шума, его характеристик и спектра, времени воздействия, резонансных явлений. Оно также зависит от состояния здоровья, приспособляемости организма, индивидуальных особенностей человека и других факторов.
Вредное воздействие шума вызывает патологические изменения органа слуха, ухудшает состояние нервной системы и всего организма в целом. Оно отрицательно сказывается на некоторых видах деятельности человека, требующих напряжения и внимания.
Длительный шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения, накапливаясь в организме, всё сильнее угнетают нервную систему.
Шумы вызывают функциональные расстройства сердечнососудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.
II. Основная часть.
Влияние шума на организм человека. Человеческое ухо — очень чувствительный прибор. Воспринимать звук мы начинаем уже тогда, когда амплитуда колебаний частиц воздуха в волне оказывается равной всего лишь радиусу атома. Как известно, ухо человека способно воспринимать звуковые волны с частотой от 16 Гц до 20 кГц. Звуковая палитра мира, окружающего человека, включает в себя довольно широкий спектр шумов. Одним из таких шумов является так называемый «школьный шум», под влиянием которого у учащихся проявляются изменения функционального состояния центральной нервной системы.
В зависимости от уровня интенсивности и спектра шума различаются несколько ступеней воздействия шума на человека:• шум, вызывающий механические повреждения органов слуха; • шум, вызывающий необратимые изменения в органах слуха и приводящий к общему болезненному состоянию организма человека; • шум, затрудняющий разборчивое восприятие речи и оказывающий, таким образом, значительное воздействие на нервную систему человека, повышающий утомление;
• шум более низких уровней, оказывающий вредное воздействие на нервную систему человека, мешающий его умственному труду и отдыху.
2. Влияние «школьного шума» на работоспособность обучающихся.
От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с большой наполняемостью классов, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается лишь к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников младших классов - основного «источника» шума. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не отдохнуть - устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых может болеть голова.
Как же бороться с этой проблемой?
Нужно объяснять ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах. Конечно, требовать абсолютной тишины во время перемен неразумно, но относительного спокойствия все же можно добиться. А вот отсутствие шума на уроках - явление крайне необходимое. Так учителю легче работать, да и сами ученики могут лучше сосредоточиться.
3. Результаты опроса учителей и учеников.
Учителям и ученикам были заданы следующие вопросы:
- Испытываете дискомфорт от шума во время перемены? - Какова на ваш взгляд оптимальная наполняемость класса? - Мешает ли вам работать шум на уроке?
Как видно из опроса (приложение 1) большинство учителей испытывают дискомфорт от шума. Несомненно, это отражается на их самочувствии, и на учебном процессе. А вот к другому виду шума — «школьному» - некоторые за годы практики в школе привыкли. И, наконец, наполняемость класса на наш взгляд, главный фактор в формировании уровня шума на уроке. В среднем для учителей идеальным количеством является 15-16 человек, все зависит от устойчивости нервной системы.
Следующий опрос (приложение 1) был проведен среди обучающихся нашего класса, результаты опроса влияния шума практически совпали с учителями, за исключением наполняемости классов, обучающиеся видят количество учеников в одном классе - 19-20 человек.
Учитель на уроке требует тишины. Основной труд ребенка в школе - умственный, в котором принимают активное участие внимание, а также высшие психические функции: восприятие, память, мышление, воображение.
Отрицательное действие шума на их функционирование бесспорно. Многочисленные отечественные и зарубежные исследования убедительно доказали это. Чем сложнее и выше зоны центральной нервной системы, принимающие участие в трудовой и умственной деятельности, тем больше они страдают от воздействия шума. Для умственного труда вреден даже тихий шум. Данные изучения действия шума различных уровней на организм в экспериментальных условиях, а также наблюдения, проводившиеся в школах, показывают, что на центральную нервную систему может влиять шум даже сравнительно небольших интенсивностей, порядка 60—70 дБ. Все зависит от характера деятельности.
По общепринятым стандартам –
основной шум, который возникает на уроке,— это шум человеческой речи. Интенсивность речевого шума измеряется в дБ: тихий шепот — 10 дБ, умеренный шепот — 20 дБ, громкий шепот — 30 дБ, нормальная громкая речь - 50-60 дБ. Эти уровни не мешают умственному труду, если этот шум кратковременный. Но надо запомнить , что шум обладает способностью складываться и увеличиваться по мере увеличения источников шума. И если двадцать маленьких школьников, радуясь чему-то, разом закричат: «Ура-а!», то учитель либо недовольно поморщится, либо улыбнется, но закроет ушируками: интенсивность шума превышает нормы, допустимые для слухового анализатора. А если несколько детей в классе заговорят шепотом или вполголоса, кто-то повернется к соседу, кто-то полезет в портфель за книжкой, кто-то, уронив ручку, загремит партой, какой же интенсивности будет сложенный из этих источников шум? Правомерно ли говорить о его вредности?
Для этого мы сопоставили уровень шума на уроке и на перемене и реакцию организма (давление, пульс) у учителей, получили следующий результат (приложение 2).
Анализируя результаты можно прийти к выводу, что наше самочувствие напрямую зависят от уровня шума вокруг нас. В технической и медицинской литературе по вопросам акустики имеются данные о влиянии шума на внимание, умственный труд, работоспособность, разборчивость речи, центральную нервную систему с указанием порога интенсивности шума, превышение которого, оказывает отрицательный эффект:
Шум, интенсивностью выше 55 дБ, мешает умственному труду - ощущение при умственной работе неприятное, раздражающее.
Шум, интенсивностью выше 58 дБ, заглушает нормальную речь учителя, делает ее неразборчивой.
Шум, превышающий 60 дБ, снижает внимание и работоспособность.
Шум, интенсивностью выше 65 дБ, оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, снижает работоспособность, развивает утомление, может вызвать раздражение, подавленное настроение, тревогу.
4. Типология шумов школьного урока Исходя из интенсивности шума, характера его влияния на умственный труд, внимание, работоспособность, центральную нервную систему, эмоции, исследователь В. А. Рахматшаева предлагает следующую типологию шумов школьного урока.Незаметный шум (40 - 45 дБ) создает ощущение полной тишины, благоприятной для умственного труда. Этот шум не утомляет.
Тихий рабочий шум (45 - 59 дБ) Это шум умеренного разговора. Он сам по себе также не утомляет. Его можно сравнить с шумом спокойной улицы днем. Он в два раза громче незаметного шума. Тихий рабочий приятный шум не превышает допустимых норм для умственного труда, не снижает внимания, умственной работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций.
Громкий рабочий неприятный шум (59 - 65 дБ) ощущается неприятным, мешающим умственному труду, раздражающим. Это шум громкого разговора. Он заметно утомляет. Его можно сравнить с громкой речью по радио, с шумной улицей (без трамвая). Он в два - два с половиной раза громче тихого приятного рабочего шума, в четыре раза громче незаметного шума. Громкий рабочий неприятный шум превышает санитарные допустимые нормы для умственного труда, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на центральную нервную систему, вызывает неприятные эмоции.Интенсивный анормативный шум (65 -75 дБ) — это шум, неприемлемый для умственного труда. Заглушает повышенный голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет. Его можно сравнить с громкой музыкой по радио, с шумом очень оживленной городской улицы. Он в полтора-два раза больше громкого рабочего неприятного шума. Интенсивный анормативный шум значительно превышает санитарные нормы для умственного труда, нормы допустимых уровней речевого шума, снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции.
5. Влияние шума на растительные организмы
Растения, как и люди, остро реагируют на различного рода шумы, и воспринимают их как целостный живой организм. После множества исследований ученые бесспорно доказали влияние шума на растительные организмы. Например, растения возле аэродрома, с которого непрерывно стартуют разные реактивные самолеты, растут очень плохо, а отдельные виды даже исчезают.
Поэтому целью нашего исследования была проверка воздействия шума на рост и развитие живых организмов на примере растения (фасоль).
Метод исследования:
Поместили три растения (фасоль) в одинаковые условия (грунт, температурный и солнечный режимы, уход). Эти растения были помещены в помещения с различным уровнем шума: №1 – библиотека (практическая тишина 10-20 дБ на перемене), №2 –лаборантская физики (средний уровень шума 30-40 дБ), №3 – школьный коридор (повышенный уровень шума на перемене 60-70 дБ)
В результате эксперимента, проходящего в течение 1,5 месяца, были обнаружены следующие результаты:
Библиотека является самым тихим местом, куда поместили 1 растение. На фотографии видно, как тишина влияет на рост растения. Размер стебля 13 см.
Лаборантская физики наблюдается менее интенсивный рост растения. Даже небольшой шум повлиял на развитие растения. Растение достигло в росте 5 см.
Школьный коридор характеризуется высоким уровнем шума. На фотографии видно, что растение не выросло, не видно никакого прогресса. Растение погибло.
Итак, шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека и растений. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны, на воздействие шумов защитной реакции у человека нет.
III. Вывод.
Длительное воздействие шума с уровнем более 80-90 дБ может привести к частичной или полной потере слуха. Так же, при этом могут произойти патологические изменения в сердечнососудистой и нервной системе. Безопасны только звуки громкостью до 35 дБ. В ходе проведения исследования и эксперимента проблемы воздействия шума на организм человека и растений заинтересовались многие учащиеся нашей школы. Были проведены классные часы на темы: «Как сохранить свой слух», «Шум и стресс», «Влияние музыки на организм человека» «Влияние шума и музыки на живые организмы». В результате ребята приняли решение следить за уровнем шума на уроках и переменах, стараться меньше кричать, не включать громкую музыку, меньше пользоваться плеером. По итогам работы предложены памятки «Последствия воздействия шума на организм человека и растений» (приложение 3); «Чтобы уберечь слух» (приложение 4).
IV. Литература:
1. В.Г.Артамонова, Н.Н.Шаталов "Профессиональные болезни", Медицина, 1996.
2. Е.Ц. Андреева-Галанина и др. "Шум и шумовая болезнь", Ленинград, 1972.
3. Г.А.Суворов, А.М. Лихницкий "Импульсный шум и его влияние на организм человека", Ленинград, 1975
4.Аничин В, Павлов В. Профилактика вредного влияния шума на слух. М., Знание 1983.
5. Зиятдинов Ш. Шум как экологический фактор. -Научно- методический журнал «Физика в школе», №7 2003.
6. Материалы научной конференции СГА - Г.И. Евсеевой «Проблема влияния шума на организм человека в исследовательских работах учащихся» 2003.
7. Тейлор Р. Шум. – М. Мир, 1978.
8. Человек и природа. Шумовое загрязнение окружающей среды.-М.,Мир,1980. 9. Санитарные нормы 9-86 РБ 98 «Шума на рабочих местах. Предельно допустимые уровни».
Приложение 1.
Результаты опроса учителей:
Учителя |
Вопрос 1 |
Вопрос 2 |
Вопрос 3 |
1 |
да |
16 |
да |
2 |
да |
15 |
нет |
3 |
да |
20 |
да |
4 |
да |
15 |
да |
5 |
да |
15 |
да |
да |
16 |
да |
Результаты опроса обучающихся:
Учащиеся |
Вопрос 1 |
Вопрос 2 |
Вопрос 3 |
Сергей |
нет |
20 |
нет |
Дмитрий |
да |
18 |
да |
Диана |
нет |
25 |
да |
Дарья |
да |
20 |
да |
Виктория |
да |
20 |
да |
Кристина |
да |
25 |
да |
Маргарита |
да |
18 |
да |
Захар |
нет |
25 |
нет |
да |
19 |
да |
Приложение 2.
Результаты исследования реакции организма учителей на шум на уроке и перемене:
Учитель |
Уровень шума урок/перемена |
Давление (SYS) |
Пульс |
1 |
45/70 |
135/150 |
76/96 |
2 |
45/70 |
110/145 |
87/97 |
3 |
45/70 |
110/135 |
75/96 |
4 |
45/70 |
125/150 |
79/90 |
5 |
45/70 |
135/150 |
81/93 |
Результаты исследования реакции организма учащихся на шум на уроке и перемене:
Учащиеся |
Уровень шума урок/перемена |
Давление (SYS) |
Пульс |
Сергей |
45/70 |
100/125 |
77/86 |
Дмитрий |
45/70 |
110/135 |
78/97 |
Диана |
45/70 |
99/111 |
70/83 |
Дарья |
45/70 |
120/130 |
79/97 |
Виктория |
45/70 |
99/110 |
78/90 |
Кристина |
45/70 |
112/125 |
75/90 |
Маргарита |
45/70 |
109/112 |
79/101 |
Захар |
45/70 |
95/120 |
77/100 |
Приложение 3.
ПАМЯТКА
Последствия воздействия шума на организм человека и растений
Шум становится причиной преждевременного старения
2. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдает неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.
3. Достаточно сильный шум уже через 1 мин может вызывать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у больных эпилепсией.
4. Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка - профессиональное заболевание.
5. Шум угнетает нервную систему, особенно при повторяющемся действии.
Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. Иногда появляется аритмия сердца, гипертония.
Под влиянием шума изменяются углеводный, жировой. белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови.
Действия шума на растения проявляется в значительном уменьшении интенсивности роста листьев растений, это прежде всего, касается молодых растений.
Приложение 4.
ПАМЯТКА
Чтобы уберечь слух
• не увеличивать громкость звука в наушниках плеера, пытаясь заглушить внешний шум (в метро или на улице). При этом увеличивается и электромагнитное излучение на мозг от динамика наушника; • в шумном месте использовать противошумовые мягкие "беруши" или наушники-вкладыши. Их надо "подгонять" индивидуально под ухо; • в помещениях применять шумоизолирующие экологические материалы для снижения шума;
• с простудой и насморком, когда заложен нос и гайморовы пазухи, недопустимы резкие перепады давления.• давать своим ушам отдыхать от громкого шума