Научно-исследовательская работа
Исследование взаимосвязи между площадью корональных дыр и уровнями магнитных бурь на Земле и другими проявлениями в околоземном космическом пространстве
Выполнила:
Хасаева Татьяна Тимуровна
учащаяся 11 класса
ГБОУ Московская гимназия На Юго-Западе № 1543
Департамента образования города Москвы
Руководитель:
Гомулина Наталия Николаевна
Заместитель директораГБОУ Московская гимназия На Юго-Западе № 1543
Департамента образования города Москвы,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры методики обучения физике
ГАОУ ВО города Москвы МИОО
ОглавлениеВведение 2
I. Основные экспериментальные данные - наблюдения Солнца с космических обсерваторий SOHO (приборы EIT 284), SDO, сайт ТЕСИС 4
II. Космическая погода и ОКП 4
III. Оценка солнечной активности по проявлению вспышечной активности и наличия корональных дыр 5
IV. Оценка потока электромагнитного излучения на волне 10.7 см и активности Солнца 8
V. Уровни магнитных бурь и индекс Кр в октябре 2015 года 8
Рис.7. индекс Кр в октябре 2015 года 8
Заключение 9
Литература 10
ВведениеВ октябре 2015 года наблюдалось аномальное покрытие корональными дырами поверхности Солнца. Полярная корональная дыра в октябре 2015 года – самая большая из всех зафиксированных в атмосфере Солнца за последние годы.
СМИ 21 октября 2015 г. сообщили, что «Корональная дыра на Солнце вызовет сильную магнитную бурю на Земле».
Гипотеза исследования: если проанализировать площадь корональных дыр Солнца в разные даты, частоту и мощность появления магнитных бурь на Земле, выявить другие проявления солнечно-земных связей, то можно выяснить корреляцию между этими явлениями и справедливость данного утверждения.
Задачи исследования.
Проанализировать информацию с научных сайтов космических обсерваторий SOHO и SDO, Центра анализа космической погоды НИИЯФ МГУ, ТЕСИС Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца, ФИАН о площади корональных дыр и проявления в ОКП (околоземное космическое пространство).
Проанализировать по данным прибора EIT 284 площадь покрытия поверхности Солнца корональными дырами за последние 5 лет (24 цикл солнечной активности) и выявить даты, в которых наблюдались аномально большие корональные дыры.
Проанализировать уровни магнитных бурь (с G1 – слабая до G5 – экстремально сильная буря) по данным ТЕСИС и сравнить с датами, в которых наблюдались аномально большие корональные дыры.
Проанализировать рентгеновское излучение Солнца, вспышечную активность Солнца по данным ТЕСИС (класс С – слабые вспышки, класс М – средние вспышки, класс Х – сильные вспышки) и величину индекса F10.7. и сравнение с датами, в которых наблюдались аномально большие корональные дыры.
Проанализировать мощность и особенности вспышек на Солнце и проявление в ОКП с сайта «Мониторинг солнечной активности» за весь 2015 год.
Методика получения данных – загрузка 500-2000 изображений на http://sohodata.nascom.nasa.gov/cgi-bin/data_query соответственно требуемому EIT с сайта космической обсерватории SOHO, и определение дат, в которые наблюдались максимальные площади корональных дыр. Затем получение информации о площади корональных дыр с сайта Центра анализа космической погоды НИИЯФ МГУ по данные даты, информации о рентгеновском излучении Солнца на данные даты, анализ мощности и особенностей вспышек на Солнце с сайта «Мониторинг солнечной активности», изучение проявлений ОКП.
Актуальность исследования. Корреляция площади корональных дыр со скоростью солнечного ветра известна 10 лет. Но подробно была изучена связь скорости солнечного ветра с площадью КД в относительно спокойный период с января по май 2005 г., при этом был получен высокий коэффициент корреляции 0,62 [7]. Определение корреляции между площадью корональных дыр и данными солнечно-земных связей (уровень магнитных бурь, мощность солнечных вспышек, величина индекса F10.7) в условиях повышенной солнечной активности в 2015 г. являются важными и актуальными.
I. Основные экспериментальные данные - наблюдения Солнца с космических обсерваторий SOHO (приборы EIT 284), SDO, сайт ТЕСИСЭкспериментальные данные по Солнцу поступают on-line с космических обсерваторий. Солнечная космическая обсерватория SOHO (Solar and Heliospheric Observatory), работает на околосолнечной орбите с 1995 года (более 20 лет).
Рис.1. Корональная дыра – область солнечной короны с низкой температурой Т = 106 К. Магнитное поле радиально направлено от Солнца. Рисунок с сайта http://spaceweather11.livejournal.com/
Методика получения данных – загрузка 500-2000 изображений на http://sohodata.nascom.nasa.gov/cgi-bin/data_query соответственно требуемому EIT. Солнечная космическая обсерватория SDO (Solar Dynamics Observatory), работает с 2010 года. Таким образом, наблюдения за корональными дырами систематически начали проводиться 20 лет назад. За это время было 2 максимума солнечной активности. В 24 цикле два максимума солнечной активности – в 2012 г. и в 2015 г.
Сайт ТЕСИС – сайт комплекса космических телескопов Физического института Российской Академии наук. Сайт Центра анализа космической погоды НИИЯФ МГУ http://swx.sinp.msu.ru/weather.php транслирует в режиме реального времени изображение Солнца, текущее расположение корональных дыр, относительную площадь корональных дыр, солнечный ветер на орбите около Земли.
II. Космическая погода и ОКПКосмическая погода - это совокупность явлений на Солнце, в верхней атмосфере, околоземном космическом пространстве и межпланетной среде, оказывающих воздействие на процессы в околоземном космическом пространстве. Ишков В.Н. так определяет космическую погоду: «В настоящее время понимается состояние околоземного космического пространства (ОКП) и верхних слоев атмосферы в любой заданный отрезок времени, которое определяется активными явлениями на Солнце».
Из всех проявлений солнечных явлений нас интересует корреляция «большие корональные дыры» - проявления ОКП.
III. Оценка солнечной активности по проявлению вспышечной активности и наличия корональных дырПервые наблюдения корональных дыр сделаны в 1973 году с помощью космического рентгеновского телескопа.
В начале можно предположить, что корональные дыры являются результатом высокой солнечной активности в августе 2015 года. На изображении видно, что 15 августа произошла сильная (G3) магнитная буря, сопровождавшаяся рядом умеренных и слабых. Однако мы видим, что уже в окрестности этой даты на Солнце наблюдались значительные площади корональных дыр. Это наводит на мысль о том, что коронарные дыры могут вызывать магнитные бури на Земле.
Магнитные бури на Земле в августе 2015г. | Корональная дыра 15 августа 2015г. |
Рис.3. Соответствие корональной дыры 15 августа 2015 г. и магнитных бурь
Это предположение подтверждает сильная магнитная буря в октябре 2015, в период, когда коронарные дыры были особенно большими.
Рис.4. Соответствие корональной дыры 8 октября 2015 г.
и средних и сильных магнитных бурь
Форма корональных дыр постоянно меняется, однако сами по себе корональные дыры могут существовать в течение 5 и более лет. На рентгеновских изображениях поверхность Солнца выглядит светлой из-за горячего плотного газа – его удерживает магнитное поле звезды. В местах, где магнитное поле соприкасается с космосом, возникает «утечка» газа, температура понижается, и на снимках это проявляется в виде темных пятен – корональных дыр.
Плазма, исходящая из корональных дыр, становится элементом «солнечного ветра». Если обычная скорость ветра на Солнце – около 400 км/сек, то в районе корональных дыр она увеличивается до 800 км/сек. В течение 1-3 суток частицы солнечного ветра достигают Земли и могут вызвать геомагнитные бури, которые влияют на многие области деятельности человека.
В.Н. Ишков [2] впервые показал, что появился намек на тенденцию, что «дефициту» числа активных областей сопутствует «избыток» корональных дыр: в цикле 21 их было более 136, в 22-ом 148, а в 23-ем уже 261.
2014-04-05 | 2015-08-30 | 2015-10-10 |
Рис.5. Изображения корональных дыр 2010-2015
В 2015 году утверждение Ишкова В.Н. наглядно доказано данной таблицей и наблюдениями: вспышек на Солнце практически не наблюдалось, когда наблюдались корональные дыры. Мониторинг солнечной активности и количества вспышек по сайту
http://www.solarmonitor.org/full_disk.php?date=20150514&type=hxrt_flter®ion=&indexnum=1. Мониторинг корональных дыр в гимназии проводился с февраля 2015 по февраль 2016 с периодом в 1 неделю, то есть за 1 год.
Никольская К.И. [6] показала, что максимуме 23 цикла и верхних частях ветвей роста и спада активности в гелиосфере наблюдался в основном медленный солнечный ветер (VСВ 500км/с) с вкраплением высокоскоростных струй со скоростями 500 - 800 км/с, исходящих из средне- и низкоширотных корональных дыр. Слабые замкнутые магнитные поля -быстрый СВ - слабая «холодная» корона (23 цикл солнечной активности).
Ишков В.Н. в [4] показал, что «площадь полярных корональных дыр существенно уменьшилась и магнитный поток на поверхности Солнца на полюсах на 40% слабее по сравнению с прошлым минимумом СА. Магнитные поля в солнечном ветре над полюсами уменьшились примерно втрое, также как и плотность (10 – 20%) и скорость (~3%) солнечного ветра. Последняя вспышка класса Х в 2015 году произошла 5 мая 2015 г, но в эту дату крупные корональные дыры не наблюдались». Но Ишков В.Н. не рассматривал площадь корональных дыр.
Таблица 2 «Общее количество активных областей на Солнце и количество корональных дыр»
Структура | 21 цикл | 22 цикл | 23 цикл | 24 цикл |
Активные области АО | 2107 | 1864 | 1371 | продолжается |
Корональные дыры КД | 168 | 226 | 430 | Наблюдаются аномально большие КД |
По-видимому, мы наблюдаем тенденцию уменьшения количества активных областей на Солнце и увеличения как количества, так и площади покрытия корональными дырами поверхности Солнца.
IV. Оценка потока электромагнитного излучения на волне 10.7 см и активности СолнцаДля оценки солнечной активности, связанной со вспышками, применяют специальные индексы, напрямую связанные с реальными потоками электромагнитного излучения. По величине потока радиоизлучения на волне 10.7 см (частота 2800 МГц) в 1963 г. введен индекс F10.7. Он измеряется в солнечных единицах потока (с.е.п.), причем 1 с.е.п. = 10-22 Вт/(м2Гц). Индекс F10.7 хорошо соответствует изменениям суммарной площади солнечных пятен и количеству вспышек во всех активных областях. Для статистических исследований в основном используются среднемесячные значения.
Выбросы F10.7 радио происходит высоко в хромосфере и низко в короне солнечной атмосферы. F10.7 хорошо коррелирует с числом солнечных пятен, а также ряда ультрафиолетового (УФ) и видимой солнечной записей освещенности.
Данный индекс практически повторяет число Вольфа. В 2015 году данный индекс резко не вырос, что говорит о том, что нет корреляции между площадью корональных дыр и увеличением индекса F10.7.
V. Уровни магнитных бурь и индекс Кр в октябре 2015 годаМаксимальная площадь корональных дыр наблюдалась в октябре 2015 года. Были проанализированы уровни магнитных бурь. Более подробно о наблюдениях – в приложении 1.
10 октября 2015 г | 12 октября 2015 г |
Сильных магнитных бурь не наблюдалось после 10 октября. Нет корреляции между появлением сильных магнитных бурь и большими корональными дырами, что опровергает утверждение СМИ 21 октября 2015 г. сообщили, что «Корональная дыра на Солнце вызовет сильную магнитную бурю на Земле».
ЗаключениеПолучена информация с научных сайтов о данной проблеме, проанализирована литература. Подробно о методике наблюдений, используемых приборах и сайтах космических обсерваторий – см. Приложение №1 «Данные о солнечной активности и влиянии на ОКП с космических обсерваторий SOHO, SDO, сайта ТЕСИС, сайта «Космическая погода» НИИЯФ МГУ».
В процессе работы проанализированы данные прибора EIT 284 площадь покрытия поверхности Солнца корональной дырой за последние 5 лет (24 цикл солнечной активности) и выявлены даты, в которых наблюдались аномально большие корональные дыры – около 10 октября 2015 года.
Утверждения СМИ о прогнозах магнитных бурь на Земле вследствие больших корональных дыр в конце октября были ошибочны. Проанализированы уровни магнитных бурь (с G1 – слабая до G5 – экстремально сильная буря) по данным ТЕСИС, корреляции с площадью покрытия Солнца корональными дырами не выявлено. Проанализировано рентгеновское излучение Солнца и графики вспышечной активности Солнца по данным ТЕСИС (класс С – слабые вспышки, класс М – средние вспышки, класс Х – сильные вспышки) за данный период, корреляции на эту дату не выявлено. Проанализирован индекс F10.7, корреляции с площадью покрытия Солнца корональными дырами не выявлено.
По-видимому, мы наблюдаем тенденцию уменьшения количества активных областей на Солнце и увеличения как количества, так и площади покрытия корональными дырами поверхности Солнца в связи с повышенной активностью Солнца в 24 цикле солнечной активности.
ЛитератураЗасов А.В., Кононович Э.В. Астрономия: Учебное пособие. – 2 изд., испр.. и доп. – М., ФИЗМАТЛИТ, 2015. – 260 с.
Ишков В.Н. Геоэффективная активность Солнца: от краткосрочного прогноза вспышечных явлений до долгосрочного прогноза солнечных циклов.
Ишков В.Н. Солнце в текущем 23-м цикле солнечной активности. http://crydee.sai.msu.ru/Universe_and_us/4num/v4pap15.htm
Ишков В.Н. Текущий XXIV цикл солнечной активности: развитие и основные свойства.
Мониторинг солнечной активности http://www.solarmonitor.org/
Никольская К.И. Стационарный солнечный ветер и корона могут формироваться в результате взаимодействия высокоскоростных извержений фотосферной плазмы с солнечными магнитными полями http://solar.crao.crimea.ua/rus/archive/conf/2010/Conferences/abs_text.htm
Обридко В.Н. Б. Д.Шельтинг Б.Д. и др. Связь контраста корональных дыр с характеристиками солнечного ветра. // Астрономический журнал, 2009, том 86, № 11, с. 1125–1132.
Сайт ТЕСИС http://www.tesis.lebedev.ru/
Сайт «Солнечная космическая жизнь» http://www.spaceweatherlive.com/en/solar-activity/solar-cycle-progression
Филиппов Б.П. Эруптивные процессы на Солнце. М.: ФИЗМАТЛИТ. 2007. – 216 с.
Центр анализа космической погоды НИИЯФ МГУ http://swx.sinp.msu.ru/weather.php