Введение |
3 |
1. Из истории Воспитательного общества благородных девиц (Екатерининская эпоха) |
4 |
2. Идея гуманности в условиях Воспитательного общества благородных девиц |
6 |
3. Анализ переписка Екатерины II с благородными девицами Воспитательного общества |
8 |
Заключение |
12 |
Список использованной литературы |
13 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Обращенность к идее развития начал гуманности в отношениях между людьми в условиях Воспитательного общества благородных девиц XVIII века обусловлена потребностью личностного подхода в прочтении истории России. Назрела необходимость перенесения внимания на уровень человеческого бытия – исторически конкретную личность, во всем богатстве ее внутреннего мира и связей с существующей эпохи.
Выбор хронологического периода – вторая половина XVIII века – обусловлен тем, что это время изменений социально-психологической, социально-культурной, политико-экономической обстановки, зарождения системы образования.
Создание учебного заведения для благородных девиц, по замыслу Екатерины II и ее сподвижника И.И. Бецкого, должно было способствовать облагораживанию нравов, не блещущего хорошими манерами общества, вносить в отношения между людьми начала гуманности. Время показало, что большинство выпускниц Воспитательного общества благородных девиц, выполнили задуманное императрицей. Получив хорошее образование, они становились не только прекрасными матерями и наставницами своих детей, но и оставили значительный след в истории России.
Данные позиции обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы идеи развития начал гуманности в отношениях между людьми в условиях Воспитательного общества благородных девиц XVIII века? Решение названной проблемы и составило цель исследования.
Объектом исследования выступает история Воспитательного общества благородных девиц в Екатерининскую эпоху, а его предметом – переписка Екатерины II с благородными девицами Воспитательного общества как способ развития идеи гуманности в отношениях между людьми в рассматриваемый период.
Исходя из темы и проблемы исследования, его объекта и предмета нами сформулированы задачи исследования:
1. Изучить историю Воспитательного общества благородных девиц в Екатерининскую эпоху.
2. Охарактеризовать идею гуманности в условиях Воспитательного общества благородных девиц XVIII века.
3. Проанализировать переписку Екатерины II с благородными девицами Воспитательного общества как способ развития идеи гуманности в отношениях между людьми.
Методами исследования являются анализ базовых понятий, историко-хронологический и сравнительный метод.
Исследовательская работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы, который насчитывает 7 источников.
Из истории воспитательного общества благородных девиц (екатерининская эпоха)
Вопрос о месте женщины в обществе неизменно связывался с отношением к ее образованию. Знание традиционно считалось привилегией мужчин – образование женщин обернулось проблемой ее места в обществе, созданном мужчинами. По мнению Ю.М. Лотмана, на первых порах инициатором приобщения женщины к просвещению стало государство. [4]
Вступив летом 1762 года на русский престол, императрица Екатерина принялась осуществлять планы по обновлению русской жизни. Ею был издан указ о создании Воспитательного общества благородных девиц, согласно которому в учебное заведение девочек принимали совсем маленькими (5-6 лет). Обучение длилось 12 лет. Родители обязались до истечения срока «ни под каким видом» не требовать вернуть им детей. Лишь в редких случаях, в особо назначенные дни, они могли навещать дочерей, но и эти встречи проходили только с разрешения начальницы института и в присутствии воспитателей. Екатерина II хотела таким образом ограничить девочек от дурного влияния невежественной домашней обстановки, т.к. она была невысокого мнения о степени развития современного ей общества.
Согласно уставу, двенадцатилетний курс делился на четыре возраста. В первом, самом младшем, где девочки находились до 9 лет, преподавали Закон Божий, русский и иностранные языки, арифметику, рисование, танцы, музыку, рукоделие. Иностранным языкам (французскому, немецкому, итальянскому) воспитанниц обучали, возможно, не всем сразу. Во втором возрасте – с 9 до 12 лет – в программу добавлялись история и география, но объем знаний по этим предметам был не очень обширен. Воспитанниц начинали знакомить с умением вести домашнее хозяйство. В третьем возрасте – с 12 до 15 лет – одновременно с преподавание тех же предметов, вводились «словесные науки, к коим принадлежит чтение исторических и нравоучительных книг», и опытная физика. Учили стихотворству, началам архитектуры, которая считалась полезной при обучении рисованию. Знакомили с геральдикой, однако, ограничиваясь ознакомлением с гербами титулованных дворянских фамилий. Кроме того, обучали «шитью всякого рода», а с ведением домашнего хозяйства девушки начинали знакомиться на практике.
Курс последнего возраста – с 15 до 18 лет – состоял в углубленном повторении всего пройденного, однако, акцент сделан на Закон Божий, развитие религиозного чувства и христианского благочестия. Домашняя экономика изучалась подробно. Воспитанницы должны были по очереди присутствовать на кухне, учиться выбирать продукты, договариваться с поставщиками, «при себе платеж производить, определять цену всякому товару по качеству оного», «вести записку расходам», «смотреть, чтоб по всем наблюдаем был совершенный порядок и чистота». Кроме того, поочередно, по две каждый день, воспитанницы должны были помогать учительницам и обучать в двух первых классах маленьких девочек – для получения педагогических навыков, чтобы, «будучи матерями, обучать детей своих и в собственном своем воспитании найти себе великое вспоможение».
Екатерина II, создавая систему воспитания для «юношества обоего пола», вовсе не собиралась умножать в России число «ученых женщин». Одной из основных ее целей, особенно при воспитании и образовании, было способствовать развитию гуманности в отношениях между людьми. А для этого у девочек, попавших в институт из семей, где по большей части, царили тогдашние грубые нравы, следовало с «самого нежного возраста» облагораживать характеры, развивать благожелательность, изящество в поведении. Поэтому устав Воспитательного общества благородных девиц предписывал персоналу относиться к воспитанницам с «кротостью, благопристойностью, учтивостью, справедливостью и также непритворной веселостью и отсутствием лишней важности в обращении». Прививать эти качества детям наставники должны были, подавая личный пример. От классных дам требовалось всегда быть в ровном настроении, скрывать огорчения, не допускать уныния и грусти, «не обнаруживать» суровости, досады и гнева. О наказании за нерадивость в учении не могло быть и речи. Предписывалось искать причины плохих успехов и ограничиваться лишь увещеваниями. Самым строгим порицанием считалось «пристыжение» перед всем классом, например за нарушение благонравного поведения во время молитвы. Благожелательность, приветливость в обращении, уважение к личности другого, как полагала Екатерина II, «сближает людей, придает вид пристойной и благородной скромности в повелении, в осанках приятных, в разговорах вежливых и разумных».
Идея гуманности в условиях воспитательного общества благородных девиц
Для нашего исследования существенным является осмысление понятия «гуманность» в русле гуманистической традиции, принятой в отечественной философско-педагогической мысли. Анализ литературы о гуманности позволил нам определить основные позиции, которые способствуют выстраиванию гуманных отношений с людьми: равенство мира детства и мира взрослости, диалог, сосуществование мира детства и мира взрослых, свобода, соразвитие, единство, принятие,
Названные позиции представлены в деятельности Воспитательного общества благородных девиц. Покажем на примере занятий воспитанниц в любительском театре. Воспитанницы ставили на школьной сцене пьесы, которые демонстрировались не только внутри института, но и делались составной частью придворных празднеств. Спектакли начались в 1771 году. В этом же году воспитанницы поставили трагедию Вольтера «Заира», а в 1772 году – трагедию А.П. Сумарокова «Семира».
Увлечение театром Екатерина II считала не только приятным развлечением девиц, а придавала ему воспитательное значение. Императрица считала, что разучивание ролей развивает у девочек литературный вкус, память, приучает выступать перед публикой и оказывать на юных актрис полезное действие. Выбор произведений для театральных представлений был предметом постоянных забот императрицы. По этому поводу она переписывалась с Гримом, который не только рекомендовал, но и посылал ей лучшие пьесы того времени. Об этом же Екатерина II советовалась с Д. Дидро, когда он по ее приглашению приезжал в Петербург. Не раз она подробно и с видимым удовольствием сообщала о сценических успехах воспитанниц и Вольтеру: «Я должна признаться, что эти девушки превосходят наши ожидания: они делают удивительные успехи, и все согласны с тем, что они становятся настолько же любезны, насколько напитаны полезными для общества познаниями…». [2;32]
О том, какие спектакли давались в Воспитательном обществе, известно из газет того времени. В июне 1774 г. «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «…играли «la Rosiere de Salence» в присутствии приглашенных к тому знатных особ обоего пола». [2;36] В декабре того же год газета сообщила: «… играли комедию славного Детуша «l Ambitiense et lindiscrete» при торжественном собрании по случаю тезоименитства императрицы». [2;36-37] В начале 1776 года «комическая опера «Ninette a la cour» окончилась балетом из девиц белого цвета, кои, можно сказать, составлены были из Грациев». В феврале следующего года «играли комическую оперу «Рыболов» с балетом»… Двадцать четвертого августа 1777 г., в день именин И.И. Бецкого, в Воспитательном обществе давали театральное представление, на котором присутствовали Екатерина II и шведский король Густав III.
Анализ переписки Екатерины II с благородными девицами воспитательного общества
Наряду с обширной деловой перепиской с разными «служебными людьми», а также со знаменитыми корреспондентами, такими как Вольтер, Дидро, Гримм, у императрицы находилось время для ответов юной воспитаннице по прозвищу Черномазая Левушка (Александра Левшина), дочь небогатого армейского майора.
Переписка Екатерины II и Александры Левшиной началась, когда девочка находилась в третьем, «сером возрасте» (12 лет). Анализ писем Екатерины II Левшиной позволяет ознакомиться с внутренней жизнью Воспитательного общества благородных девиц. Например, о том, как в 1773 г., по мере готовности помещений Мещанского училища, воспитанницы стали перебираться туда: «У нас идет полная переборка половины нашего здания. Девицы мещанского отделения переезжают; одна переносит вещи, другая кричит, третья бродит, четвертая не знает более, что делать и где находится; все пытаются немного приноровиться, потому что здесь – сущий лабиринт: раз попав, не знаем, как выйти…» [2;53-54]
Из писем Черномазой Левушки императрице стало известно и о других подробностях из жизни воспитанниц: «В воскресенье мы были в саду, но не знаю, каким образом мы не превратились в уток, так как нас отлично полил дождь; по крайней мере Ваше Величество при приезде к нам увидите, как мы выросли, потому что говорят. Что от дождя растут. Как было забавно, сели бы все в Обществе обратились в уток – было бы тогда над чем посмеяться…» [2;54]
Послания воспитанницы Воспитательного общества Левшиной для Екатерины II передавал И.И. Бецкой. Несмотря на закрытость учебного заведения, благородные девицы имели возможность участвовать в различных развлечениях, например, катание в экипажах, на лодках, посещения дворцов. Об этом стало известно из писем Левшиной. В июне 1771 г. она вместе с воспитанницами посетила императорский дворец (предположительно Царское Село). Она писала: «Вот еще представившийся случай, чтобы иметь честь писать Вам, принося Вашему Величеству благодарность за оказанную нам милость, - дозволение съездить в тот прекрасный дворец, где обитает столь прекрасная Особа. Сколько вдели мы там прелестных вещей; я сделаю вам подробное описание всего, потому что, вероятно, Вашему Величеству неизвестно все, чем Вы обладаете…» [2;55] Далее Левшина непринужденно, в шутливом тоне рассказывает о своих впечатлениях.
Весной 1773г. Екатерина II устроила торжественный перевод воспитанниц среднего класса в старший. Для этого она устроила прогулку по Летнему саду. Вот как Черномазая Левушка, в свойственной ей шутливой манере, благодарила за прогулку императрицу:«... Перейдем к описанию Летнего сада. Если бы Ваше Величество могли скрытно видеть нас, Вы бы увидели, какой мы вызвали восторг. Уверяю Вас, казалось, будто ведут на прогулку пятьдесят обезьян – до того народ толпился за нами со всех сторон, и с боков, и сзади; одним словом, мне кажется, что весь Петербург был в саду… вот что значит принадлежать Вам: все на нас смотрят с удовольствием, а нам очень приятно видеть публику, так как она осыпала нас любезностями…»[2;56-57]
Из письма императрицы, написанного в 1773 г. Левшиной, известно, что у Екатерины имелся «ваш портрет, нарисованный госпожой Молчановой; это моя любимая вещь, которая не покинет своего места, которое я ей отвела». Позднее, в 1775 г. Левицкий стал писать портрет Левшиной, представившей ее уже взрослой светской дамой (Левшиной в этот год было 16 лет). Художник предполагал, что Левшина была предназначена для жизни при дворе.
В 1776г. Воспитательное общество готовилось к первому выпуску. Об атмосфере, которая царила в учебном заведении перед выпуском, переживаниях его воспитанниц, можно судить по одному из последних писем Левшиной: «Если бы Ваше Величество только знали, какое я испытала удовольствие, узнав, что я включена в число четырех девиц для получения столь почетной награды. Признаюсь откровенно, что в течение восьми дней я почти не могла говорить, а госпожа де Лафон говорила мне, что у меня поврежден рассудок. Но, получив эту награду, я пришла в себя. Скажу больше – я молила бога о получении награды…». [2;61] Это было последнее письмо, подписанное: «Черномазая Левушка».
К сожалению, неизвестно, что послужило причиной «остуды» Екатерины II. Не вносят ясности и письма Левшиной, которые стали отличаться отсутствием доверительности, но наличием просьбы объяснить причину охлаждения в отношениях. Вот как она обратилась к императрице: «Что же я сделала, чтоб заслужить удручающее меня несчастие? Я всего теперь лишаюсь. Моя божественная императрица лишила меня своей любви, обещав мне прежде всегда считать меня своим ребенком. Могу ли я кинуть взор на прошедшее, не сделав печальных сравнений? Эти дорогие и лестные для меня воспоминания вливают в сое сердце самый горький яд; Левушка более не любима Вами… Я читаю теперь на лице моей дорогой Государыни только одно самое холодное равнодушие… Если бы мое перо было столько же красноречиво, сколь чувствительно мое сердце, оно могло бы описать самыми яркими красками печальное состояние моей души…Что я такое? Сирота без друзей, без родителей, без советников, молодая и неопытная, подверженная всем бурям, порождаемым завистью, покинутая всеми, безо всякого покровительства. Что станет со мною, если моя нежная мать, моя Государыня, меня покинет?» [2;63]
Но Екатерина II не отвечала на ее письма. Возникает вопрос: почему императрица резко изменила свое отношение к Левшиной? Можно предположить, что это было следствием дворцовых интриг, возможно, завистью тех, кто видел, каким расположением пользовалась выпускница Воспитательного общества. Возможно, Екатерине казалось излишним проявления Левшиной, которое было простительно девочке-подростку, но неискренним и утомительным для взрослой девушки. Не исключено, что императрица стала тяготиться ролью заботливой матери, которую она взяла на себя, когда принимала девочку-сироту в Воспитательное общество благородных девиц. Наступило время установления дистанции между монархиней и ее подданной.
Последнее письмо Левшина написала в 1780 г., в год, когда она решила выйти замуж за князя Черкасского. Она писала: «Осмеливаюсь сообщить Вам, что князь Черкасский ищет моей руки. Этот человек одарен всеми прекрасными качествами, как сердца, так и ума, что склонит меня в его пользу, если Вашему Величеству угодно будет изъявить на это свое согласие… Я умоляю Вас единственно о доброте, о человеколюбии к сироте, которая кроме Вашей доброты, не имеет другого права на Вашу доброту. Будьте уверены, Ваше Величество, что мой выбор мой – не результат увлечения молодости и недостаточного обсуждения… О, Вы, мать сирот, покровительница несчастных.. удостойте иметь сожаление о той, которая сделается жертвой несчастья, если Вы ее покинете. Мое сердце, моя судьба, вся моя жизнь зависят от вашего человеколюбия. Дерзаю еще умолять Ваше Величество быть уверенною, что я в последний раз осмеливаюсь утруждать Вас моими просьбами…» [2;64]
Историки утверждают, что Александра уже никогда не напоминала императрице о себе. Жизнь ее оказалась довольно короткой. Она скончалась в возрасте двадцати четырех лет. Похоронили А.П. Левшину-Черкасскую в Донском монастыре в Москве. Детей после Александры не осталось. Екатерина II никак не отреагировала на смерть своей фрейлины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ дошедших до сегодняшнего дня писем императрицы и воспитанницы Воспитательного общества показал, что идея развития гуманных отношений между людьми, на наш взгляд, реализовалась в Воспитательном обществе благородных девиц в следующих позициях:
Во-первых, через монаршеское внимание к деятельности Воспитательного общества благородных девиц. Мы считаем, что монаршеское внимание выступало мерой общественного образования девушек.
Во-вторых, через выполнение предписаний Устава Воспитательного общества благородных девиц наставницами в части их отношения к воспитанницам с «кротостью, благопристойностью, учтивостью, справедливостью и также непритворной веселостью и отсутствием лишней важности в обращении». Важным методом воспитания выступал личный пример наставницы.
В-третьих, длительная переписка Екатерины II с Александрой Левшиной прекратилась в период назначения последней фрейлиной при дворе. На наш взгляд, императрице казалось излишним проявления Левшиной, которое было простительно девочке-подростку, но неискренним и утомительным для взрослой девушки. Не исключено, что императрица стала тяготиться ролью заботливой матери, которую она взяла на себя, когда принимала девочку-сироту в Воспитательное общество благородных девиц. Наступило время установления дистанции между монархиней и ее подданной.
Список использованной литературы
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1: А-З.- 1989. – 699 с.
Данилова А. Благородные девицы. Воспитанницы Смольного института. Биографические хроники / Альбина Данилова. – М.: Эксмо, 2008. – 464 с.
Детков Ю. Императрица. Исторический роман. - СПб, 2003. – 944 с.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). – СПБ.: Искусство – СПБ, 1994. – 399 с.
Словарь Ожегова Толковый словарь русского языка http://www.ozhegov.org/words/6427.shtml
Соловьев С.М. Общедоступные чтения о русской истории / Авт. Очерка и коммент. И.В. Волкова. – М.: Республика, 1992. – 350 с.
Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957. – 367 с.
Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т.1 / Под ред. проф. Д. Ушакова. – М.: ТЕРРА, 1996. – 824 с.
Шкуринов П.С. Философия России XVIII века: Учеб. пособие для вузов. – М: Высшая школа, 1992. – 256 с.