Введение |
3 |
Основная часть: |
|
1. Из истории |
4 |
2. Крёстные и крестники |
6 |
Описание исследования и его результаты |
8 |
Заключение |
11 |
Список источников |
12 |
Приложения |
14 |
Введение
Родился ребёнок. Наверное, нет семьи, где рано или поздно не поднимался бы вопрос: крестить или не крестить малыша? Некоторые родители считают, что крестить вроде бы и ни к чему, другие принимают решение, что крестить надо обязательно - столько веков крестили… вроде бы некрещеные дети болеют чаще… да и родственники настаивают…
Актуальность. Таинство Крещения всегда занимало в христианстве исключительное положение. Для огромного числа людей на протяжении двух тысяч лет важность этого таинства продолжает сохранять свою актуальность. И сейчас многие родители стараются окрестить своих детей как можно раньше. Но часто религиозная безграмотность порождает неправильное отношение, как к Таинству Крещения, так и к институту крестных родителей.
Многих из нас крестили в младенчестве, и мы уже не помним, как это происходило. Перед родителями, желающими крестить детей, часто встаёт вопрос: кого позвать в крестные (восприемники)? Как сделать этот выбор правильным? А те, кому выпала честь самому стать крестным, не редко задумываются: что нужно делать с будущим крестником? Чему учить, как воспитывать? Крещение – это дань моде или всё же сохранение вековых традиций? Мы решили найти ответы на эти и другие вопросы.
Цель работы: изучить отношение жителей ЗАТО Александровск к таинству крещения и к институту крестных родителей.
В работе решаются следующие задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Пообщаться с настоятелем храма Георгия Победоносца, г. Снежногорск протоиереем Дионисием.
Провести анкетирование по теме исследования среди школьников и взрослого населения.
Разработать памятки для будущих крестных родителей.
Гипотеза – предполагаем, что бОльшая часть населения ЗАТО Александровск правильно понимает обряд крещения и соблюдает обязанности по отношению к своим крестникам.
Объект исследования – таинство крещения.
Предмет исследования – обязанности крестных родителей.
Методы исследования – анализ литературы, анкетирование, интервьюирование, обобщение материала.
Практическая значимость работы. Данная работа может быть использована на уроках Основы религиозной Светской этики. Практические рекомендации (памятки) могут быть использованы в храме Георгия Победоносца, г. Снежногорск, Мурманской обл., для просвещения будущих крестных родителей.
Основная часть.
Из истории.
Крещение появилось у христиан в начале первого тысячелетия. Этому обряду должен был подвергаться каждый, кто желал стать христианином. Массовая христианизация византийцев привела к необходимости крестить своих детей. Действительно, было бы весьма странно, если бы родители-христиане имели у себя детей-нехристиан. Однако, необходимыми условиями для принятия крещения были следующие действия во время этого обряда: исповедование веры, отречение от дьявола, сочетание со Христом. Естественно, что младенец делать этого не мог. Церковь решила переложить эти функции на восприемников (крестных родителей).
В русских семьях старались крестить детей на другой, третий, восьмой, в крайнем случае – на сороковой день. Главным обрядом, отмечавшим начало жизни ребёнка, было его имянаречение. При нём ребёнок получал, так сказать, в дополнительные родители – крёстных. Пока малыш некрещёный, его боялись оставлять одного в доме, опасались, чтобы никакая нечистая сила не взяла ребёнка, боялись, чтобы никакая болезнь не пристала.
Кум и кума – крестные родители одного крестника (крестницы) по отношению друг к другу и по отношению к родителям крестника. Кумом и кумой выбирали человека с лёгкой рукой. У такого, что ни сделает, любое дело удачно выходит. Считалось, что дитя, принятое из купели таким человеком долго живёт, потому и подбирали в кумовья человека лёгкого, доброго. Крестных чаще всего старались выбирать из ближайших родственников. В бедных семьях крестными иногда становились более состоятельные соседи. Незамужних женщин не брали крестить детей.
При крещении крёстная мать дарила ребенку-крестнику «ризки» (ткань или материю, в которую завертывался младенец, вынутый из купели), крестильную рубашку и чепчик. Крестный отец, кроме подарка по своему усмотрению, покупал и дарил своему крестнику крестик и оплачивал крестины.
Таинство крещения происходило следующим образом: посреди церкви ставили купель, наливали в неё воду, опускали серебряный крест. Батюшка читал молитвы. Ребёнка кума обязательно держала на левой руке. Батюшка брал ребёнка и окунал его в купель три раза. Потом отдавал куму, а кум передавал младенца куме. Кума давала батюшке новое, чистое полотенце – руки вытирать, и оно уже оставалось в церкви. Дальше батюшка читал молитвы, водил всех вокруг купели, мазал ребёночка миром и выстригал волосики. Эти волосики он закатывал, скручивал с воском и бросал в купель. Потом батюшка опять читал молитву и миром мазал пяточки, ручки, головку, грудь. Ребёночка одевали во всё чистое. Кума надевала рубашку, а кум вешал крестик. Домой ребёнка несли кум с кумой, не родители. Кум и кума, после крещения новорождённого много ходили. Считалось, что чем больше пройдут кум и кума, тем быстрее малыш встанет на ножки.
Раньше имя новорождённому давали в церкви, при крещении. Имя нарекали чаще всего по имени святого, в какой день ребёнок родился или ближе к этому дню. Родился в Егорьев день – значит, Егор, а в Петров день – Пётр. А часто было и так, что своему ребёнку давали имя любимого или особенно счастливого родственника, чтобы младенец таким же богатым и счастливым был. Могли дать имя и в память деда или бабки, называлось это: «по обычаю имя давать».
Крёстные и крестники.
Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Крещение – это духовное рождение человека.
С какого возраста можно стать крестным? Однозначного ответа на этот вопрос мы не нашли. Некоторые источники говорят о том, что крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Другие источники утверждают, что крестным можно стать, начиная с 14 лет. В этом возрасте Церковь считает ребенка уже достаточно взрослым для принятия важных решений. Верхнего ограничения возраста не существует, если, конечно, у потенциального крестного нет каких-то тяжелых болезней1. По моему мнению, соглашаться быть крестным нужно только тогда, когда чувствуешь и осознаешь всю тяжесть взятой на себя ответственности, и готов добросовестно исполнять свои обязанности по отношению к крестнику.
Кто может быть крестным? Вопрос интересный, которым задаются родители, решившие крестить своих детей. Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками (крестными) своих маленьких родственников. Родители не могут быть крестными собственных детей. Муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.
Можно, чтобы у человека был только один крестный родитель. Только важно, чтобы он был того же пола, что и крестник.
Собравшись крестить ребенка, современные родители часто не задумываются о том, кого выбрать крестными. Они не ожидают от крестных серьезного участия в его воспитании и приглашают быть восприемниками людей, которые не могут в полной мере выполнять обязанности крестных родителей. Чаще всего на роль крестных приглашают близких друзей или родственников, которые, выполнив нехитрые действия во время совершения Таинства, редко вспоминают о своих обязанностях, как впрочем, забывая иногда и о самих крестниках.
Как же правильно выбрать крестных для своего ребенка? В первую очередь, крестные обязательно должны быть крещеными, православными христианами. Подумайте, сможет ли выбранный вами человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании вашего ребенка. И, конечно, важным критерием должна быть степень вашего знакомства, человек должен быть вам приятен. На крестных родителях лежит нравственный долг дать детям христианской воспитание. Родители должны быть уверены, что в крестных для своего ребенка они не ошибутся. Следует помнить о том, что менять крестных и перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды.
Я соглашусь с мнением отца Андрея Кураева о крестных. Он говорит: «Крестный – это такой человек, который ненавязчиво присутствует в жизни ребенка. Он появляется, как солнышко, согревает, радуется, общаясь с крестником и родителями. Но когда ребенок входит в подростковый возраст и начинает оспаривать родительский авторитет, протестовать, крестный и должен стать тем авторитетным взрослым, с которым можно обсудить жизненно важные вопросы. Таким образом, крестный становится и для крестника, и для родителей дополнительной опорой. Но это в теории, а на практике… трудно вспомнить пример какого-нибудь крестного, который привел бы своего крестника к святости2».
Описание исследования и его результаты:
Для того чтобы выяснить, что жителям нашего города известно о крестных родителях мы решили провести анкетирование среди школьников 5 - 10 классов (194 человека) и взрослого населения (96 человек). Всем участникам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 1). Результаты представлены в диаграмме (Приложение 2).
Анализ анкетирования школьниковпоказал следующее:
У 78% респондентов есть крестные родители. 4% детей – крещёные, но своих крестных не знают. 18% - не крещёные.
35% школьников довольно часто общаются со своими крестниками. 49% - общаются, но редко. И 16% опрашиваемых говорят о том, что не общаются со своими крёстными родителями.
При ответе на вопрос: «Какие функции должны выполнять крестные родители?» большинство респондентов отвечают – оберегать, воспитывать, заботиться, помогать, давать советы, дарить подарки. Реже встречались такие ответы, как: любить, баловать, чаще приезжать, проводить время с крестниками. И один человек ответил – водить в церковь, отвечать за духовное воспитание крестника.
Мы спросили «Что для Вас делают ваши крестные родители». Ответы распределились следующим образом: 8% детей говорят, что крестные для них ничего не делают. 50% - дарят подарки к праздникам. 40% респондентов отвечают, что крестные им помогают в решении каких-либо проблем, дают советы. И только 2% крестных выполняют свою непосредственную функцию – водят крестников в церковь, занимаются духовным воспитанием. Были такие ответы: они меня хвалят, балуют, мне с ними весело. Один респондент написал: «Я просто люблю своего крестного, не за то, что он дарит мне подарки и проводит со мной много времени. Я люблю его как человека с добрым сердцем!»
83% школьников сказали, что в будущем всё же планируют крестить своих детей. 14% - затруднились ответить на этот вопрос, что не удивительно. В подростковом возрасте мы мало задумываемся над такими вещами.
Среди людей 28 – 46 лет ответы распределились следующим образом:
65% опрошенных считают, что детей обязательно нужно крестить и чем раньше, тем лучше. 35% респондентов говорят о том, что в принципе крестить рано не обязательно, ребёнок вырастет и сам решит, нужно ли ему это.
При ответе на вопрос «Зачем, по Вашему мнению, крестят детей» большинство респондентов (58%) говорят о том, что чаще всего крестят по традиции, потому что родственники настояли. Все крестят, и я крещу. Потому что так «нужно». При этом не вникают в вопросы духовного воспитания и церкви. 34% людей считают, что после крещения ребёнок находится под защитой Бога, у него появляется ангел-хранитель. Чтобы можно было причащать в церкви. 8% утверждают, что крещение необходимо для духовного рождения, для очищения. С Таинством Крещения рождается воин Христов.
Мы решили узнать, какие функции, по мнению респондентов, должны выполнять крестные родители. Выяснилось, что опрашиваемые, в большинстве своём, всё же понимают роль крестных в жизни ребенка. 47% говорят о том, что крестные должны помогать ребенку осознавать значение веры в Бога, заниматься духовным и религиозным воспитанием, водить в церковь. 32% опрашиваемых считают, что должны заботиться о крестниках, участвовать в воспитании. В некоторых случаях – «заменять» родителей, оказывать помощь в сложных ситуациях. 16 % респондентов считают, что крестные должны давать советы и дарить подарки ребёнку. 5% - молиться за ребёнка в церкви.
Мы выяснили, что 74% опрашиваемых – сами являются крестными родителями. Из них 20% - редко общаются со своими крестниками. 52% - ограничиваются покупкой подарков к праздникам. 25% - дают советы, помогают решать возникающие проблемы. И только 2% опрошенных нами людей занимается духовным развитием своих крестников – водят в храм, в церковь. Один респондент сказал, что «записывает крестника в церкви, ставит свечи за здравие».
Изучая эту тему, у меня возникли вопросы, касающиеся крещения, и мы решили поговорить с настоятелем храма Георгия Победоносца протоиереем Дионисием:
- Часто ли крестят детей в нашем храме?
- Обряд Крещения проводятся раз в неделю по субботам, практически каждую неделю. Перед крещением мы проводим беседы с самими родителями, объясняем, кто может быть восприемником, а кто – нет.
- Для чего нужно крестить?
- Крещение – одно из семи Таинств Православной церкви. Во время этого Таинства, человек заново рождается для духовной жизни, в которой может достичь Царствия Небесного. С момента Крещения человек может приступать к остальным церковным таинствам. Некрещеный ребенок к таинствам приступать не может, за него нельзя написать записочку за здравие, причастить, заказать церковный молебен.
- Когда крестят, для чего срезают волосики младенца и бросают в купель?
- Во время крещения младенцу состригают волосики, потому что ребенок ничего больше не может отдать, принести в жертву.
- Можно ли некрещёному человеку ходить в церковь?
- Можно, но совершать православные обряды нельзя.
Заключение:
Креститься или остаться не крещеным – каждый решает сам. Крестить или не крестить детей – это дело родителей. Чтобы решить этот вопрос для себя или за своего ребёнка, необходимо хотя бы относительно представлять себе, что означает это таинство.
Проведя исследование, мы пришли к не очень утешительным результатам. Выяснили, что для большинства людей в моём городе крещение – это всё же больше дань моде, нежели соблюдение христианских традиций. К сожалению, не многие восприемники стараются воспитывать крестников «в любви и вере», а ограничиваются только подарками к праздникам.
Мы не призываем сейчас срочно всем уходить с головой в религию – в конце концов, это личное дело каждого – но если вы решили взять на себя ответственность и стать крестным, то стоит уделить внимание этому вопросу изучив его до конца. Крестные родители должны понимать, какую ответственность они на себя берут. Поэтому не стоит бездумно соглашаться на приглашение стать восприемником. Если человек чувствует внутреннюю неготовность или опасается, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка. В этом нет греха. И это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.
Моя гипотеза подтвердилась частично – люди в основном правильно понимают обряд крещения, знают, в чём заключается роль крестных родителей. Но лишь единицы соблюдают христианские обязанности по отношению к своим крестникам. Большая часть ограничивается подарками к праздникам.
Надеемся, что данная работа поможет крестным родителям (и тем, кто собирается ими стать) более ответственно взглянуть на свои обязанности и осмыслить их.
Список источников:
Калинина В. Д. По старому русскому обычаю. / В. Д. Калинина Информационное агентство «Контакт» 1991 г. – Стр. 51-62
Круг жизни. Составители Н. Будур и И. Панкеев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 528 с.
Науменко Г. М. «Этнография детства» / Г. М. Науменко. – М.: «Беловодье», 1998. С. 72–112
Православный этикет / Под ред. О. Голосова. – М.: Яуза-пресс, Лепта Книга, Эксмо, 2008. – С. 89-90
Рогозянский А. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей / А. Рогозянский – М.: Лепте-Пресс, Эксмо, Якуза, 2005. – 272 с.
Юдин Г. Н. Аз, Буки, Веди: азбука православия для детей / Г. Н. Юдин. – М.: Белый город: Даръ. – 384 с.
Захарова А. «Крестные и родители должны научить ребенка жить по-христиански /А. Захарова, Иеродиакон Паисий (Шурухин), – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/smi/48414.htm 1 сентября 2011 г.
Кузьмичёва А. Крестные родители: кому можно, кому нельзя быть крестным, обязанности крестных/ А. Кузьмичёва, Протоиерей М. Козлов, - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/krestnye-roditeli-komu-mozhno/ 11 июня 2010 г.
Легойда В. «Быть или не быть… крёстным?»/ В. Легойда. - Режим доступа: http://ricolor.org/rus/rz/psm/hram/22/
«Мои вторые родители» / Православный вестник - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/smi/45942.htm 14 апреля 2011 г.
Что нужно знать о Святом Крещении: Как совершается Таинство Крещения. Что означает христианское имя. Обязанности крестных родителей. Первые молитвы. – М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1998. – 80 с.
Эмирханов В. М. Феномен института восприемников в Православной Церкви [Текст] / В. М. Эмирханов // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 47-50.
Приложение 1.
Анкета № 1. Здравствуйте. Я ученица 5 класса, пишу исследовательскую работу. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Этим Вы поможете мне в исследовании.
а. Да б. Есть, но я с ними не знаком в. Нет, я не крещёный
а. Да, довольно часто б. Да, но редко в. Нет
______________________________________________________________________________________________________________
а. Ничего б. Дарят подарки к праздникам в. Дают советы, помогают решать проблемы, когда я к ним обращаюсь г. Водят в церковь д. Свой вариант ответа ___________________________________ _______________________________________________________
а. Да б. Нет в. Затрудняюсь ответить |
Анкета № 2 (взрослые). Здравствуйте. Я ученица 5 класса, пишу исследовательскую работу. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Этим Вы поможете мне в исследовании. Укажите Ваш возраст ________
а. Да, чем раньше, тем лучше б. Не обязательно, вырастет сам решит, нужно ли ему это в. Нет, я против крещения
__________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
а. Да б. Нет
а. Мы редко общаемся / живем в разных городах б. Дарю подарки к праздникам в. Даю советы, помогают решать проблемы г. Вожу в церковь д. Свой вариант ответа ______________________________________ _____________________________________________________________ |
Приложение 2
Анализ результатов анкетирования школьников
Анализ результатов анкетирования родителей
1 Захарова А. «Крестные и родители должны научить ребенка жить по-христиански /А. Захарова, Иеродиакон Паисий (Шурухин), – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/smi/48414.htm 1 сентября 2011 г.
2 «Мои вторые родители» / Православный вестник - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/smi/45942.htm 14 апреля 2011 г.