ВЛИЯНИЕ ЖЕВАТЕЛЬНОЙ РЕЗИНКИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ЖЕВАТЕЛЬНОЙ РЕЗИНКИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

ӨЗБЕК Т.Р. 1
1школа-гимназия № 15 г. Алматы, Казахстан
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1 Основная часть

4

2 Исследовательская часть

4

2.1 Информация с упаковок жевательных резинок

4

2.2 Обсуждение результатов

5

Заключение

7

Список использованной литературы

9

Приложения

10

ВВЕДЕНИЕ

Исследование посвящено изучению состава жевательных резинок, так называемых жвачек.

Актуальность исследования. Без малого полтора века человечество жует продажные жевательные резинки. Встречающиеся в литературе данные об их пользе и вреде противоречивы и разрозненны. При этом количество жующих жвачки благодаря рекламе постоянно растет. В связи с этим существует необходимость объективной информации дойти до большинства пользователей [1].

Цель работы: определить место жевательной резинки в современном обществе, поднять вопрос о повсеместном и всеобщем жевании жвачек.

Задача:

- собрать материал о составе жвачек, влиянии их на организм человека и среду его обитания;

Объект исследования: наиболее распространенные виды жвачек.

Использованные методы: поисковый, сравнительно-аналитический.

Научная новизна: проанализированы, систематизированы и обобщены данные о составе жевательной резинки и влиянии на организм человека.

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В настоящее время жуют все — и дети, и взрослые. У многих людей наблюдается повальное увлечение жевательной резинкой. Жующих людей можно встретить везде — в школе, в институте, дома, в детском саду и других местах. Потребители жвачки не задумываются о том, полезно ли жевать вообще. Люди не разбирают ни времени, ни места, жуют во время разговора. Согласно социологическим опросам, до 84% школьников употребляют жевательную резинку, покупая продукт любой или со сладким вкусом (79% из жующих), при этом 65% учеников не интересуются тем, что они жуют, и 76% родителей не интересуются, что жуют их дети. До 51% учеников уже попали в зависимость от компонентов жевательной резинки [2].

2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

Нами была разработана анкета для проведения опроса. Всего было опрошено 24 ученика 4 «Е» класса (13 девочек и 11 мальчиков). Из них больше половины (13 человек - 52 %) постоянно используют жевательные резинки. Чаще жуют девочки (8 – 61,5 %), меньше мальчики (5 – 38,5 %). Средняя продолжительность жевания составила 1 час, не зависит от времени суток, времени года. Только лишь 8 школьников (34 %) используют жвачку после еды и выбрасывают ее после исчезновения сладкого вкуса. 2 ученика (8,3 %) отметили потребность в жевании в связи с волнением. В 90 % школьники отметили жевание не менее 4-х жвачек в течение дня: Orbit, Dirol, Trident, Orbit без сахара.

Затем для определения состава жевательной резинки были взяты и изучены упаковки продукта и снята информация с них (приложение 1).

2.1 Информация с упаковок жевательных резинок

Состав жевательной резинки Orbit: сорбит E420, мальтит E965, резиновая основа, загуститель E414, стабилизатор E422, натуральные, идентичные натуральным и искусственные ароматизаторы, манит E421, эмульгатор соевый лецитин, краситель E171, подсластители аспартам E951, ацесульфам К E950, гидрокарбонат натрия E500ii, глазурь E903, антиоксидант E320. Состав жевательной резинки Dirol: изомальт, сорбит, манит, ксилит, мальтитный сироп, аспартам, ацесульфам-К, резиновая основа, карбонат кальция 4%, ароматизаторы натуральные: мята, ментол, иденчиный натуральному ванилин, искусственный освежающий, загуститель E414, стабилизатор E422, гидрогенизированное рапсовое масло, эмульгатор E322, краситель E171, глазирователь E903, антиоксидант E321, текстуратор E341. Жевательная резинка «Trident» без сахара со вкусом мяты. Ингредиенты: Sorbitol, Manitol, Xilitol, Goma base, Аntioxidante: E321, Estabilizante: E 422, Aromas Emulgente E322, Acesulfamo K, Aspartamo, Estabilizante: E 472a. Orbit без сахара. Состав: сорбит Е420, изомаль Е953, резиновая основа, манит Е421, мальтитный сироп Е965, натуральные и идентичные натуральным ароматизаторы, загуститель Е414, эмульгатор соевый лецитин, стабилизатор Е422, краситель Е171, подсластитель аспартам Е951, ацесульфам К Е950, кислота лимонная, гидрокарбонат натрия Е500ii, глазурь Е903, антиоксидант Е320 [3].

Таким образом, при изучении информации с упаковок четырех наиболее популярных жевательных резинок было выяснено наличие в составе каждой порядка двадцати синтетических компонентов, каждый из которых в определенной степени несет опасность для здоровья жующего (приложение 2).

2.2 Результаты исследования

После проведения анкетирования в классе по результатам нашего исследования совместно с классным руководителем был проведен классный час на тему «О вреде жевательных резинок». Дети внимательно слушали, изучали таблицу, содержащую сведения о составе жевательной резинки. В течение последующего месяца дети самостоятельно изучали состав жевательных резинок, приносили упаковки и читали названия на них. Дети с каждым разом все больше убеждались о вреде компонентов жевательных резинок и пришли к единодушному мнению, что жевать жевательные резинки вредно!

Через 1 месяц после классного часа мы повторно провели анкетирование. Все ученики моего класса полностью перестали жевать резинки, мы думаем, что это большое достижение как для учителей, так и для них самих. Ведь одноклассники перестали отвлекаться на уроках из-за жевания; мебель не портится и немаловажно то, что они тратят деньги не на покупку жевательных резинок, а по другому назначению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В некоторые наименования современной жевательной резинки добавляют компоненты для профилактики кариеса и гигиены полости рта и зубов. Но данные компоненты с этой точки зрения малоэффективны. Жевательная резинка содержит большое количество синтетических веществ, которые отрицательно влияют на здоровье человека, являются опасными и вредными.

Дети и школьники не способны контролировать длительность жевания резинки, что может привести к серьезным заболеваниям. Жевательная резинка притупляет внимание, снижает умственную работоспособность. Постоянное жевание резинок является причиной тяжелых заболеваний, таких как язвы полости рта, периоральный дерматит, аллергическая крапивница. Жевательные резинки могут спровоцировать болезни пищеварительной системы, приступ астмы. Истощаются компоненты слюны, отсутствие которых приводит к таким заболеваниям, как кариес, пародонтоз, гингивиты и т. д. [4].

2. Опытным путем было доказано, что школьники часто привержены жеванию жвачки, которая является смесью синтетических веществ. Проведенное анкетирование среди учеников 4 «Е» класса выявило частое жевание детьми жевательной резинки. При этом преобладают девочки, что возможно связано с большей лабильностью их нервной системы и более привычным для них способом преодолевать путем жевания различные стрессовые ситуации. Продолжительность жевания достаточно длительная и не зависит от времени суток, времени года. По прямому назначению (после еды) жевательную резинку использует треть учеников класса. Единственным положительным моментом явился тот факт, что незначительное количество учеников используют жевательную резинку при волнении, что косвенно может свидетельствовать о низком уровне стресса в классе и благоприятном психологическом климате среди учеников.

На основе обобщения и систематизации литературных данных, изучения информации с упаковок жевательных резинок было определено, что жвачка является забавой, представляющей опасность для здоровья человечества и природы. Действие резинки на организм человека сопоставимо с действием сигарет [5].

Полученные результаты свидетельствуют о широком использовании жевательных резинок среди учеников начального класса. Однако необходимо отметить значительное влияние классного часа, проведенного на тему «О вреде жевательных резинок». Был получен положительный эффект в виде отказа детей от жевания резинок. В связи с этим мы считаем нужным продолжать широкое распространение результатов данного исследования среди детей разного возраста, предпочтительно – дошкольного и младшего школьного возраста.

Учитывая наличие в составе жевательной резинки вредных для организма детей веществ мы предлагаем следующие рекомендации:

1. Использовать жевательную резинку только после еды и не более пяти минут в день.

2. Детям до 7 лет ограничивать использование жевательной резинки.

3. Во время урока нельзя жевать жевательную резинку, особенно – во время проведения урока физической культуры.

4. Одну и ту же жевательную резинку нельзя передавать друг другу для жевания.

5. Нельзя надувать пузыри из жевательной резинки.

6. При волнении (на уроке, перед экзаменом) не жевать жевательную резинку, использовать методы самовнушения, аутотренинга. При наличии каких-то проблем не скрывать их, а обратиться к школьному психологу.

Список использованной литературы:

  1. Елисеева В. Вся правда и ложь о жевательной резинке: от кариеса до гастрита // Здоровье, сентябрь 2001.

  2. Крупина Т.С. «Пищевые добавки». Изд. «Сиринъ према» 2006 г.

3. Энциклопедический словарь юного химика М. Изд. «Педагогика» 1990 г.

4. Эрлихман В. Жевать всегда, жевать везде // Gala Биография. — М.: 2009. — № 5. — С. 71-80.

5. Информация с сайта www.evolutsia.com

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ВЗЯТЫЕ ДЛЯ ОПЫТА ОБРАЗЦЫ ЖВАЧЕК

Приложение 2

СБОР ИНФОРМАЦИИ С УПАКОВОК ЖЕВАТЕЛЬНЫХ РЕЗИНОК

 

10

 

Просмотров работы: 1174