ВЫЯВЛЕНИЕ ВИДА ШКОЛЬНОГО МЕЛА, НАИБОЛЕЕ ПРИГОДНОГО ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКАХ

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЫЯВЛЕНИЕ ВИДА ШКОЛЬНОГО МЕЛА, НАИБОЛЕЕ ПРИГОДНОГО ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКАХ

Кобзев Глеб Андреевич 1Чекмарева Анжелика Валерьевна 1
1
Макашина О.Л. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

 

Стр.

1

Актуализация

3

2

Цель и задачи исследования

4

3

План исследования

4

4

Описание исследования

4.1. Результаты осмотра школьных кабинетов

4.2. Описание выбранных образцов мела

4.3. Результаты изучения химического состава мела

5

5

7

5

Выводы

9

6

Список литературы

10

1. Актуализация

Мел – слабо сцементированная, мажущаяся разновидность карбонатных пород, состоящая, в основном, из карбоната кальция (СаСО3) природного происхождения или полученного искусственным путем.

Основными составными частями мела являются известняк, гипс, красители (в случае, если мел цветной).

Мел

Твердый

(содержит большое количество гипса)

Мягкий

(полученный при очень высоких температурах или при длительной сушке)

Предназначен для выполнения рисунков на асфальте

Предназначен для использования на школьных досках или при работе с тканью

Самостоятельно можно определить качество мела следующим образом:

  • При письме мел не должен сильно крошиться

  • Мел не должен при письме сильно пачкать руки

  • Мел белый должен быть чистым по цвету

  • Мел не должен содержать никаких твердых вкраплений, царапающих доску

Даже в 21 веке в большинстве школ основным школьным атрибутом остаются доска и мел. Мел применяется в каждой школе, на каждом уроке, каждым учителем. Мелом пользуются и ученики, выполняя работу у доски.

Однако использование мела оказывает негативное влияние на кожу рук.

Мы опросили учителей и учеников о том, чем их может не устраивать мел.

Количество опрошенных – всего 94 человека, из них 40 человек – учителя, 54 человека – учащиеся 7 - 11 классов. Основными ответами были:

  • Не устраивает, когда мел плохо пишет (80% опрошенных)

  • Не устраивает, когда мел пачкает руки (90% опрошенных)

  • Не устраивает, что мел сушит пальцы рук (92% опрошенных)

  • Предложенные учащимися варианты ответов были следующими:

- не люблю ходить к доске,

- интерактивная доска удобнее и т.п.

Результаты этого опроса и послужили для нас темой для проведения представленного ниже исследования.

2. Цель и задачи исследования:

Цель работы:

Изучить влияние различных сортов мела на коже рук.

Задачи:

  1. Выяснить, какие сорта мела используются в школе.

  2. Исследовать состав образцов мела, наиболее часто используемого в школе учителями и учащимися.

  3. Определить те сорта мела, которые будут являться наиболее безвредными для кожи рук.

  4. План исследования:

  1. Провести осмотр школьных кабинетов с целью выявления наиболее часто используемых сортов мела, а также осмотра школьных досок, на которых мел эксплуатируется.

  2. Описать образцы мела, взятые для исследования (некоторые физические свойства)

  3. Изучить химический состав мела (взаимодействие с уксусной кислотой).

  1. Описание исследования:

  1. Проведен осмотр школьных кабинетов с целью выявления наиболее часто используемых сортов мела, а также осмотр школьных досок, на которых мел эксплуатируется.

Результат исследования:

В нашей школе – 40 учебных кабинетов. В 8 кабинетах – деревянные доски (20% от общего числа досок); в 32 кабинетах – металлические доски (80% от общего числа досок).

В нашей школе на уроках используются несколько сортов мела. Не будем останавливаться на названиях фирм – производителей, а просто присвоим каждой коробочке порядковый номер и укажем страну, где мел производят.

№1 - «Мел белый школьный», страна – производитель – Китай (страна происхождения – Германия),

№2 - «Мел высококачественный непыльный», страна – производитель – Китай (страна происхождения – Германия),

  • №3 - «Белый мел», страна – производитель – Россия,

(страна происхождения – Россия),

  • №4 - «Мелки школьные», страна – производитель – Россия,

(страна происхождения – Россия),

  • №5 «Мелки школьные», страна - изготовитель – Испания, –

(страна происхождения – Испания)

  1. Проведено описание образцов мела, взятых для исследования (некоторые физические свойства)

Результат исследования:

образ-ца

Внешнее описание

Проверка написания на доске

Пачкает ли руки?

Измельчение в фарфоровой ступке пестиком

Цвет

Форма

Деревянная доска

Метали -ческая

доска

1

Белый

Цилиндр

Пишет плохо, полоса бледная, не крошится

Пишет хорошо,

полоса яркая, не крошится

Нет, покрыт специальным составом

Образец плотный, размельчать трудно. Сначала размельчается на крупные куски

2

Желто-ватый

Цилиндр

Пишет плохо, полоса бледная, крошится

Пишет хорошо,

полоса яркая, крошится

Да, сильно

Образец неплотный, размельчать легко. Размельча-ется на мелкие пластинки

3

Желто-ватый

Прямоугольный параллелепипед

Пишет хорошо,

полоса яркая, крошится

Пишет хорошо,

полоса яркая, крошится

Да, сильно

Образец плотный, размельчать трудно. Сначала размельчается на крупные куски

4

Желто-ватый

Прямоугольный параллелепипед

Пишет хорошо,

полоса яркая, крошится

Пишет хорошо,

полоса яркая, крошится

Да, но не сильно

Образец плотный, размельчать трудно. Сначала размельчается на крупные куски

5

Белый

Цилиндр

Пишет плохо, полоса бледная, не крошится

Пишет хорошо,

полоса яркая, не крошится

Нет, покрыт специальным составом

Образец неплотный, размельчать легко. Размельча-ется в пыль

  1. Изучен химический состав мела (взаимодействие с уксусной кислотой).

Результат исследования:

образца

Масса мела до взаимодействия с кислотой

Взаимодействие с уксусной кислотой

Масса не растворившегося остатка

Вывод

1

~1,75 г

Мутный раствор, порошок осел на дно. Видимого выделения газа нет. Стенки пробирки чистые.

~ 0,52г

Практически весь мел растворился. Следовательно, он в основном содержит карбонат кальция (известняк) и очень незначительное количество сульфата кальция (гипса)

2

~ 3,12 г

Выделяется газ. Так как мел измельчен, то появляется пена. Содержимое пробирки напоминает по виду кефир. Реакция продолжительная.

~ 1,88г

В составе мела мало карбоната кальция (известняка) и основной составной частью является сульфат кальция (гипс).

3

~3,85 г

На стенках осели крупные частицы. Жидкость мутная. Реакция бурная и продолжительная.

~ 1,9г

В составе мела мало карбоната кальция (известняка) и основной составной частью является сульфат кальция (гипс).

4

~ 2,75 г

Порошок осел на дно. Газ выделяется несильно, особых видимых изменений нет. Стенки пробирки чистые. Но реакция достаточно продолжительная

~ 1,25г

В составе мела меньше карбоната кальция (известняка), чем сульфата кальция (гипса).

5

~ 5,35 г

Выделяется газ. Так как мел измельчен, то появляется пена. Не растворившаяся часть оседает на дно пробирки. Реакция продолжительная.

~ 1,6 г

Большая часть мела растворилась. Следовательно, он содержит карбонат кальция (известняк) в большем количестве, чем сульфат кальция (гипс)

Общий вывод по исследованию мела уксусной кислотой:

  • Уравнение химической реакции:

СаСО3 + 2СН3СООН → Са(СН3СОО)2 + СО2↑ + Н2О

уксусная кислота ацетат кальция

  • В кислоте растворяется составная часть мела СаСО3– карбонат кальция (известняк).

  • В кислоте не растворяется составная часть мела – СаSO4сульфат кальция (гипс).

Выводы:

Различные сорта мела имеют различный качественный и количественный состав компонентов и по-разному влияют на состояние кожи рук тех лиц, которые часто используют мел.

Так как основными составными частями мела являются два вещества: известняк (CaCO3) и гипс (CaSO4), то сделаем выводы о влиянии именно этих веществ на кожу: гипс имеет свойство впитывать влагу, следовательно, именно составная часть мела – гипс будет оказывать неблагоприятное воздействие на кожу рук. Гипс поглощает влагу с поверхности кожи рук, что приводит к сухости рук и раздражению.

Таким образом, наиболее безопасными для частого использования являются образцы №1, №4 и №5. Именно эти сорта мела оказывают на руки наиболее щадящее воздействие

Неблагоприятными для кожи рук являются образцы №2 и №3, так как они состоят в основном из гипса и содержат мало известняка.

В то же время, необходимо отметить, образец №4 при щадящем по отношению к рукам химическом составе имеет рыхлую структуру, но сильно крошится.

Так что теперь, когда учитель просит нас пройти к доске, мы интересуемся, какой мел нам предлагают для работы.

Список литературы:

  1. Габриелян О.С. Химия, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва «Дрофа», 2013 г.

  2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия – 9. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2012 г.

  3. Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы. Под ред. Ю.Н. Кукушкина. Москва «Высшая школа», 1993 г.

Просмотров работы: 1215