Введение …………………………………………………………………………...3
Основная часть:
Методика и результаты исследования ………………………………………5
Заключение ………………………………………………………………………..9
Библиографический список ……………………………………………………. 11
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: одной из главных проблем в век научно-технологического прогресса стала проблема сохранения здоровья. С каждым годом наука достигает всё новых открытий, появляются новые гаджеты, различные продукты питания, но здоровье населения страны всё хуже и хуже [2]. Сидячий образ жизни, неправильное питание приводят к различным сбоям в организме, которые в свою очередь вызывают развитие болезней. Например, из-за малой физической нагрузки и употребления продуктов питания с высокой энергетической ценностью, по данным РАМН, 60% женщин и 50% мужчин старше тридцати лет имеют избыточный вес, 30%- страдают ожирением. Ожирение далеко не единственная проблема, которая может возникнуть из-за неправильного образа жизни. Мы можем столкнуться с такими заболеваниями как: сколиоз, повышение артериального давления, диабет, высокий уровень холестерина, анемия, болезни желудочно-кишечного тракта, дистрофия мышц. Особенно тревожное положение складывается со здоровьем школьников. За период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 4 – 5 раз. В инновационных школах с усложнёнными учебными планами и программами, заболеваемость в 2 – 2,5 раза выше, чем в обычных школах [3].
Общее физическое развитие отражает уровень физического здоровья организма, так как обеспечивает нормальную жизнедеятельность, а это в свою очередь способствует улучшению мозговой деятельности, увеличивает жизненный объём лёгких, повышает интенсивность обмена веществ.
Цель работы: охарактеризовать физическое здоровье учеников 10 класса МБОУ «СОШ №9» г. Лесосибирска индивидуализирующим методом оценки антропометрических показателей.
Задачи:
Дать характеристику физического развития, как показателя физического здоровья.
Описать основные соматометрические, физиометрические и соматоскопические показатели десятиклассников.
Апробировать метод биоимпедансного анализа.
Составить профили физического развития десятиклассников.
Объект исследования: физическое здоровье старшеклассников.
Предмет исследования: основные антропометрические показатели как критерий физического развития.
Проблема: 90% детей, обучающиеся в школе, имеют проблемы со здоровьем, и только 6-8 % выпускников школ здоровы. Здоровье определяется слаженностью работы всех органов, а это в 50 % случаев зависит от образа жизни каждого человека.
Рабочая гипотеза: мы предположили, что, несмотря на эпохальную акселерацию лишь незначительное число десятиклассников школы МБОУ «СОШ №9» города Лесосибирска, могут считаться физически здоровыми.
Методы работы:
Индивидуализирующий метод изучения физического развития.
Сравнительный анализ.
Метод ориентировочных расчетов антропометрических данных.
Непараметрический метод (по центильным таблицам).
5. Анкетирование.
Методика и результаты исследования
В своей работе мы использовали результаты биоимпедансного анализа, проведённого в лаборатории «Центр здоровья» г. Лесосибирска, а так же измерения антропометрических данных на базе кафедры современного естествознания Лесосибирского педагогического института – филиала Сибирского федерального университета. В исследовании участвовали учащиеся 10 класса в количестве 12 человек. В результате диагностики установлен уровень основного обмена веществ, индекс массы тела, жировой массы, весоростовой индекс, индекс жизненной емкости легких и кистевой индекс, по которым были вычерчены профили индивидуального развития десятиклассников.
Для выявления уровня основного обмена веществ (ОО) сравнивали показатели реального основного обмена веществ к должному было установлено, что 92% респондентов (11 человек) имеют сниженный уровень обмена веществ и только у 1 человека (8%) этот показатель превышает должный уровень.
При расчёте соматометрических показателей десятиклассников, руководствовались формулой и коэффициентами, для определения допустимой массы тела. Были рассчитаны допустимый и адекватный вес для каждого респондента и по их соотношению с действительным весом были установлены недостаток или норма массы тела десятиклассников.
Характеристика весоростового индекса (ВРИ) десятиклассников показала, что данный критерий в норме у 50% обследуемых, тогда как у другой половины он ниже среднего.
Из физиометрических показателей были исследованы: с помощью спирометра жизненная ёмкость легких и кистевым динамометром сила мышц кистей рук, на основе которых были рассчитаны жизненны индекс (ЖИ) и кистевой индекс силы (КИС). Жизненный индекс обследуемых свидетельствует о средней и высокой степени развития внешнего дыхания: 25% - среднее развитие, 33% выше среднего, 25% высокое и только у 17% (2 человек) отмечается снижение ниже среднего. Кистевой индекс развит выше среднего у одного участника (8%), у 42% (5 человек) в пределах возрастной нормы, а у половины (50% - 6 человек) ниже среднего.
При помощи измерительной ленты проведено измерение запястья каждого из респондента. Определи тип телосложения по центильным таблицам: один респондент относится к узкокостным, семь человек относятся к нормокостным, и оставшиеся четыре человека относятся к ширококостному типу.
Профили физического здоровья десятиклассников «СОШ №9» г. Лесосибирска
ВРИ – весоростовой индекс, ЖИ – жизненный индекс, ИКС – кистевой индекс, ОО – основной обмен
ВРИ |
ЖИ |
ИКС |
ОО |
|
Высокий |
||||
Выше среднего |
||||
Средний |
||||
Ниже среднего |
||||
Низкий |
Профиль 1: Рост 170 см, вес 53кг
ВРИ===312 (ниже среднего)
ЖИ===59 ( выше среднего)
ИКС=*100=*100=45 (средний)
ОО===0.9(ниже среднего)
ВРИ |
ЖИ |
ИКС |
ОО |
|
Высокий |
||||
Выше среднего |
||||
Средний |
||||
Ниже среднего |
||||
Низкий |
ВРИ===294 (ниже среднего)
ЖИ===54 ( выше среднего)
ИКС=*100=*100=47 (средний)
ОО===0,9(ниже среднего)
ВРИ |
ЖИ |
ИКС |
ОО |
|
Высокий |
||||
Выше среднего |
||||
Средний |
||||
Ниже среднего |
||||
Низкий |
ВРИ===281 (ниже среднего)
ЖИ===64 (высокий)
ИКС=*100=*100=62 (высокий)
ОО===0.9 (ниже среднего)
ВРИ |
ЖИ |
ИКС |
ОО |
|
Высокий |
||||
Выше среднего |
||||
Средний |
||||
Ниже среднего |
||||
Низкий |
ВРИ===373 (средний)
ЖИ===68 (высокий)
ИКС=*100=*100=44 ( средний)
ОО===1 (средний)
ВРИ |
ЖИ |
ИКС |
ОО |
|
Высокий |
||||
Выше среднего |
||||
Средний |
||||
Ниже среднего |
||||
Низкий |
ВРИ===305 (ниже среднего)
ЖИ===54 (средний)
ИКС=*100=*100=32 (ниже среднего)
ОО===0.9 (ниже среднего)
ВРИ |
ЖИ |
ИКС |
ОО |
|
Высокий |
||||
Выше среднего |
||||
Средний |
||||
Ниже среднего |
||||
Низкий |
ВРИ===375 (средний)
ЖИ===61 (средний)
ИКС=*100=*100=56 (ниже среднего)
ОО===0.9(ниже среднего)
ВРИ |
ЖИ |
ИКС |
ОО |
|
Высокий |
||||
Выше среднего |
||||
Средний |
||||
Ниже среднего |
||||
Низкий |
ВРИ===295 (ниже среднего)
ЖИ===64 (высокий)
ИКС=*100=*100=45 (средний)
ОО===0.9 (ниже среднего)
ВРИ |
ЖИ |
ИКС |
ОО |
|
Высокий |
||||
Выше среднего |
||||
Средний |
||||
Ниже среднего |
||||
Низкий |
ВРИ===388 (выше среднего)
ЖИ===42 (ниже среднего)
ИКС=*100=*100=42 (средний)
ОО===1(средний)
ВРИ |
ЖИ |
ИКС |
ОО |
|
Высокий |
||||
Выше среднего |
||||
Средний |
||||
Ниже среднего |
||||
Низкий |
ВРИ===364 (средний)
ЖИ===69 (выше среднего)
ИКС=*100=*100=58 (ниже среднего)
ОО===0.9(ниже среднего)
ВРИ |
ЖИ |
ИКС |
ОО |
|
Высокий |
||||
Выше среднего |
||||
Средний |
||||
Ниже среднего |
||||
Низкий |
Профиль 10: Рост 169см, вес 53кг
ВРИ===314 (ниже среднего)
ЖИ===60 (выше среднего)
ИКС=*100=*100=34 (ниже среднего)
ОО===0.9(ниже среднего)
ВРИ |
ЖИ |
ИКС |
ОО |
|
Высокий |
||||
Выше среднего |
||||
Средний |
||||
Ниже среднего |
||||
Низкий |
ВРИ===323 (средний)
ЖИ===66 ( высокий)
ИКС=*100=*100=39 (ниже среднего)
ОО===0.9(ниже среднего)
ВРИ |
ЖИ |
ИКС |
ОО |
|
Высокий |
||||
Выше среднего |
||||
Средний |
||||
Ниже среднего |
||||
Низкий |
ВРИ===349 (средний)
ЖИ===50 (средний)
ИКС=*100=*100=49 (средний)
ОО===1(средний)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведущие антропометрические параметры физического развития объективно отражают уровень физического здоровья. Согласно расчетам по формуле Кетле половина участников имеют средний весоростовой индекс, у второй половины участников ВРИ меньше среднего, что, вероятно, свидетельствует о незавершенности ростовых процессов у респондентов, а не об истинном истощении.
Исследование жизненной ёмкости легких показало, что у четверых (33%) обследуемых десятиклассников аппарат внешнего дыхания хорошо развит.
У троих (25%) функциональные возможности лёгких превышают средний уровень. Ещё у троих (25%) жизненный индекс средненормативный, тогда как только у двоих (17%) аппарат внешнего дыхания имеет функциональные возможности ниже среднего.
Показатели динамометрических измерений свидетельствуют о недостаточной физической нагрузки на руки у шести десятиклассников (50% случаев) - силовые возможности кистей рук ниже среднего, тогда как у пяти участников (42%) обследования он соответствует норме, и только у одного человека (8%) кистевой индекс высокий, что свидетельствует о хорошо развитой мускулатуре кистей.
Непараметрическим методом изучения типа телосложения установили, что один человек (8%) относится к астеникам, семь человек (58%) являются нормастениками и четыре человека (34%) - гиперстениками.
Анализ основного обмена участников обследования установил следующее: половина участников (6 человек) имеют сниженный уровень общего обмена по отношению к должному, 34% участников (4 человека) имеют низкий уровень общего обмена и по одному человеку основной обмен соответствует среднему и высокому показателю.
Анализ профилей физического развития десятиклассников свидетельствует о том, что 11 участников обследования на сегодняшний день имеют дисгармоничное физическое развитие, то есть имеют индексы развития ниже среднего.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Айзман Р.И., В.Б. Рубанович, Суботялов М.А. Рабочая тетрадь для практических занятий по основам медицинских знаний и здоровому образу жизни: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Айзман и др. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство 2010.
Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии.- М.,2009.
Вайнер Э.Н. Валеология. – М.,2001. 17с.
Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебное пособие/ О.С. Васильева. Ф.Р. Филатова. – М.: Академия, 2001.
Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.И. Дубровский. – М.: RETORIKA, 2001.
Марков В.В. Основы здорового образ жизни и профилактика болезней: Учебное пособие для студентов высших заведений. – М.: 2002.:
Мисюк, М.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни бакалавриата / М.Н. Мисюк. – 2-е изд. испр.и доп. – М.: Издательство Юрайт. 2016. – 413 с.
Казин Э.М. и др. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Казин. – М.: Владос, 2000.
Туманян, Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование : учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / Г.С. Туманян. - М.: Академия, 2009.