ИЗУЧЕНИЕ ОКИСЛИТЕЛЬНО – ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ, РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ А-38

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗУЧЕНИЕ ОКИСЛИТЕЛЬНО – ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ, РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ А-38

Фролова Я.Г. 1Золотухина Ю.Д. 1
1
Божедомова Н.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………............ 3

Основная часть …………………………………………………………………...... 6

Алкены…………………………………………………………………………….. 7

Алкины……………………………………………………………………………. 8

Гомологи бензола ……………………………………………………………….. 9

Спирты ………………………………………………………………………….... 10

Альдегиды ………………………………………………………………………. 11

Заключение ………………………………………………………………………. 12

Список использованной литературы ………………………………………..… 13

Приложение ……………………………………………………………………... 14

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: Единый государственный экзамен (далее-ЕГЭ) выпускников 11-х классов в новой форме проводится в Российской Федерации с 2000 года. Основным отличием новой формы аттестации от традиционных экзаменов является то, что она предполагает в качестве итога получение независимой «внешней» оценки качества подготовки выпускников 11-х классов.

В ЕГЭ, так же, как и в ГИА-9, заложена идея дифференциации выпускников по уровню подготовки с целью формирования профильных классов и определения других вариантов получения основного общего образования, в том числе и в системе профессионального образования.

При проведении аттестации используются задания стандартизированной формы, включающие в себя задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом. Выполнение этих заданий позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта среднего общего образования выпускниками 11 классов.

Для результативной подготовки к сдаче ЕГЭ выпускникам средней общей образовательной школы необходимо знать структуру и содержание экзаменационной работы. Выпускнику необходимо повторить изученный материал, систематизировать знания, а также точно ориентироваться в огромном потоке информации. Поэтому возникает необходимость создания пособия, которое позволит выполнить эту работу систематично и последовательно.

В нашей работе предпринята попытка создания систематизированного комплекта аналитического материала по подготовке к государственной итоговой аттестации по химии части А-38. Одной из сложных тем школьного курса химии является составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ. Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ, встречаются в заданиях ЕГЭ А-38, олимпиадных заданиях. У большинства учащихся при составлении окислительно-восстановительных реакций, вызывает затруднение в прогнозировании продуктов реакции, составление уравнения электронного баланса и расстановка коэффициентов в уравнениях. На изучение окислительно-восстановительных реакций в школьном курсе отводится совсем мало времени. Лабораторных опытов всего несколько, и все они демонстрируют совсем простые окислительно-восстановительные реакции. При этом требовании к знаниям по химии окислительно-восстановительных реакций предъявляются высокие. И это правильно, т.к. именно эта тема не терпит формального заучивания, а требует понимания. Иначе невозможно подобрать правильно продукты в окислительно-восстановительных реакциях, учитывая наиболее устойчивую для элемента степень окисления, среду протекания реакции.

Создание данного комплекта обусловлено и тем, что задания части А-38 наиболее сложные в экзаменационной работе и вызывают затруднения, как правило, у большинства сдающих ЕГЭ.

Согласно анализу ЕГЭ по химии части А-38 в 2014-2015 году в г. Лесосибирске (МБОУ «СОШ №9») из 12 учащихся участвующих в сдаче ЕГЭ по химии допустили ошибки 3 учащихся -25 %, 1 учащийся не справился с заданием - 8%, 8-учащихся выполнили задание на высший балл. Проведенное предварительное тестирование в ноябре 2015 года, показало, что из 15 учащихся сдающих ЕГЭ по химии в МБОУ «СОШ №9» затруднения в решении задачи А-38 испытывало 6-учеников. Проанализированные решения и проведенный опрос учащихся 10-11 классов профильных групп показал, что большинство из них имеют затруднения при прогнозировании продуктов реакции. Вместе с тем, анализ литературы по данной проблеме исследования показал, что в настоящее время существует разнообразные методические сборники по подготовке к ЕГЭ по химии. Так, по сборникам Доронькина В.Н., Бережной А.Г., Сажневой Т.В., Февралевой В.А. и других авторов [19:5-11], безусловно, можно подготовиться к решению задач части А-38, однако, в названных сборниках, на наш взгляд, отсутствует целостная система решения данных задач.

В своей работе мы проанализировали примеры уравнений окислительно-восстановительных реакций органических веществ в разных школьных учебниках. Обратили внимание, что в учебниках: Егорова А.С. «Пособие по химии. Домашний репетитор», Кузнецова Н.Е, Гара Н.Н. «Химия 10 класс, для учащихся общеобразовательных школ», Габриеляна О.С. «Химия 10 класс. Профильный уровень» - уравнения окислительно-восстановительных реакций даны в общем виде или как отдельный пример.

В заданиях ЕГЭ данные уравнения химических реакций требуется писать в развернутом виде.

Выше названные противоречия обусловили выбор темы исследовательской работы, проблема которой сформулирована следующим образом: отсутствие полноценного комплекта аналитического материала для подготовки к ЕГЭ части А-38.Решение данной проблемы и составило цель исследования: систематизировать комплект аналитического материала для подготовки к ЕГЭ части А-38.

Объектом исследования выступает подготовка к государственной итоговой аттестации, а его предметом - систематизированный комплект аналитического материала для подготовки к ЕГЭ части А-38.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

  1. Проанализировать содержание ЕГЭ части А-38 с целью получения представления об уровне требований к знаниям по теме «Окислительно-восстановительные реакции».

  2. Проанализировать затруднения испытываемые учащимися 10-11-х классов при подготовке к ЕГЭ по химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции».

  3. Составить логико-смысловые схемы, раскрывающие окислительно-восстановительные процессы органических веществ.

  4. Составить систематизированный комплект аналитического материала для подготовки к ЕГЭ части С3(А-38).

Для решения поставленных задач использовались методы исследования: анализ базовых понятий, моделирование, конструирование, обобщение.

В работе использовались следующие этапы реализации:

1. Организационный: подбор научной литературы, изучение выбранной темы.

2. Практический: проведение эксперимента, анализ интернет статей.

3. Диагностический: подведение итогов анкетирования, просмотр результата эксперимента.

Для подготовки к ЕГЭ учащиеся могут использовать различный материал, сборники различных авторов. [4-13] Решив выбранный тест, ученик, сможет разобрать свои ошибки, так как к задачам идет пояснение. Так, в обучающей системе Гущина Д.Д. «Решу ЕГЭ», к уравнениям окислительно-восстановительным реакций идет ответ, без подробного пояснения. К сожалению, в этих сборниках не всегда предлагаемые задания совпадают с заданиями КИМов. Проанализированные решения и проведенный опрос учащихся 10-11 классов показал, что большинство из них имеют затруднения при определении степени окисления и прогнозирования продукта реакции. В методических пособиях указаны различные подходы при определении степени окисления в органических веществах. Мы считаем, что легче определять степень окисления у каждой группы атомов в молекуле органического вещества. Рассмотрим пример на примере бутена-2: CH3 – CH=CH – CH3.

Определяем степень окисления у каждой групп атомов. Степень окисления водорода равна +1, у углерода -3. У атомов углерода лежащих при двойной связи степень окисления равна -1. В окислительно-восстановительном процессе будут участвовать атомы углерода, лежащие при двойной связи.

При составлении окислительно-восстановительных реакций необходимо не только правильно определять степень окисления элемента, но и уметь исходя из степени окисления, предсказывать продукты химической реакции в зависимости от условий среды. Для более удобного прогнозирования продуктов реакции органических веществ нами составлены опорные схемы, которые на наш взгляд помогут учащимся правильно определить продукты, которые получатся при окислении.

Перманганат калия и дихромат калия могут менять свою степень окисления в зависимости от среды:

KMn+7O4 → кислая среда – Mn+2, KMn+7O4 → нейтральная среда – MnO2+4

KMn+7O4 → щелочная среда – K2Mn+6O4

K2Cr2+6O7(K2Cr2+6O4) → кислая среда – Cr+3

K2Cr2+6O7(K2Cr2+6O4) → нейтральная среда – Cr+3(Cr(OH)3)

K2Cr2+6O7(K2Cr2+6O4) → щелочная среда – K3[Cr(OH)6]

Нами было замечено, что углерод со степенью окисления -1 переходит в углерод со степенью окисления +3(кислота) или в углерод +1 (альдегид). Углерод со степенью окисления 0 переходит в углерод со степенью окисления +2 (кетон). Углерод со степенью окисления -2, переходит в углерод со степенью +4 (углекислый газ).

Алкены

При мягком окислении алкены в нейтральной среде превращаются в гликоли (двухатомные спирты). Атомы-восстановители в этих реакциях – атомы углерода, связанные двойной связью.

1. Алкен + KMnO4 + H2O =диолы+ MnO2 +KOH

3СH2=CH2 + 2KMnO4 + 4H2O = 3C2H4(OH)2 + 2MnO2 + 2KOH

2. Алкен(симметричный) + Н2SO4+ KMnO4 → R-COOH + K2SO4 +MnSO4 + H2O

СН3-СН=СН-СН3 + 2KMnO4 + 3H2SO4 → 2CH3COOH + 2MnSO4 + K2SO4 + 4H2O

3. Алкен(несимметричный, = связьнеукрайнего) + KMnO4 + Н2SO4→смесь R-COOH+ +K2SO4 +MnSO4 + H2O

5CH3-CH=CH-CH2-CH3 + 8KMnO4 + 12H2SO4 → 5CH3COOH + 5C2H5COOH + 8MnSO4 + +4K2SO4 + 17H2O

4. Алкен (= связьукрайнего)KMnO4 + H2O→CO2+R-COOH+MnO2 +KOH

3CH3-CH=CH2+2KMnO4+4H2O =2MnO2+3CH3-CH(OH)-CH2(OH) +2KOH

5. Алкен(уСпри=связи→R) + KMnO4 + H2SO4 → R-COOH + R-CO-R+ +K2SO4+MnSO4 +H2O

6. Алкен(уСпри=связи)+KMnO4+H2SO4→R-CO-R+R-CO-R+MnSO4+K2SO4+

+H2O

Алкадиены. Диены + KMnO4 + H2O → многоатомные спирты

СH3-CH=CH-CH=CH-CH3+KMnO4+H2O→СH3-CH(OH)-CH(OH)-CH(OH)-CH(OH)-CH3

Алкины

Алкины окисляются в несколько более жестких условиях, чем алкены, поэтому они обычно окисляются с разрывом углеродной цепи по тройной связи. Как и в случае алкенов, атомы-восстановители здесь – атомы углерода, связанные кратной связью. В результате реакций образуются кислоты и диоксид углерода. Окисление может быть проведено перманганатом или дихроматом калия в кислотной среде, например:

1. Этин + KMnO4 + H2SO4→ OOHC-COOH (щавелевая кислота или этандиовая кислота)

C2H2+ 2KMnO4+3H2SO4→ 2CO2+ 2MnSO4+ 4H2O + K2SO4

2. Этин + OH- → OOKC–COOK

+ Н2ОOOKC–COOK(оксалаткалия)

3C2H2+ 8KMnO4+2H2O → 3K2C2O4+ 8MnO2+ 2KOH

3CH≡CH +8KMnO4+2Н2О → 3KOOC –COOK +8MnO2+2КОН

3. Симметричныйалкин + KMnO4 + H2SO4 → R-COOH

алкин + KMnO4 + Н2О → R-COOК

алкин + KMnO4 + ОН- → R-COOК

4. Несимметричный алкин + KMnO4 +H2SO4→ смесь кислот

5CH≡CH+8KMnO4+12H2SO4→5HOOC–COOH+8MnSO4+4К2SO4+12Н2О +ОН- ┐ соли этих кислот

2О ┘

5. Алкин ≡ связь у крайнего + KMnO4 + H2SO4 → CO2 + R-COOH

CH≡CH + 2KMnO4+3H2SO4→ 2CO2+ CH3-COOH+2MnSO4+ 4H2O + K2SO4

+ ОН- или + Н2О = СО2 + соль

Гомологи бензола

Бензол не окисляется даже в довольно жестких условиях. Гомологи бензола могут быть окислены раствором перманганата калия в нейтральной среде до бензоата калия.

Арены:

1. C-СН3

+ KMnO4 + H2SO4→ C6H5 – COOH

+ OH- или + H2O → C6H5 – COOH

C6H5

6Н5СН3+6КMnO4+9 H2SO4→ 5С6Н5СООН+6MnSO4+3K2SO4+ 14H2O

C6H5CH3+2KMnO4+ H2O → C6H5COOK + 2MnO2+ KOH

2 . CH2- CH3 CO2 ↑+ C6H5- COOH

+ OH- ┐ K2CO3 + C6H5-COOH

+ H2O┘

5C6H5–C2H5+12KMnO4+18H2SO4→5C6H5COOH+5CO2+12MnSO4+6K2SO4+28H2O

C6H5CH2CH3+ 4KMnO4→ C6H5COOK+K2CO3+ 2H2O+4MnO2+ KOH

3.CH3 COOH

CH3+ KMnO4 COOH

4. CH3 COOH

CH3 + KMnO4 COOК │соль

Окисление спиртов

Непосредственным продуктом окисления первичных спиртов являются альдегиды, а вторичных – кетоны. С избытком окислителя (KMnO4, K2Cr2O7) в любой среде первичные спирты окисляются до карбоновых кислот или их солей, а вторичные – до кетонов.

3C2H5OH + K2Cr2O7+ 4H2SO4→ 3CH3CHO + K2SO4+ Cr2(SO4)3+ 7H2O

Первичныйспирт. R-OH + KMnO4 + H2SO4→кислота+MnSO4+H2O+K2SO4

Надо иметь в виду, что при окислении спиртов могут получаться при слабом окислении альдегиды, при сильном окислении кислоты.

5CH3-CH2OH+2 KMnO4+3H2SO4→5CH3COH + 2MnSO4+8H2O+K2SO4

5C2H5OH + 4KMnO4+ 6H2SO4→ 5CH3COOH + 4MnSO4+2K2SO4+11H2O

При окислении спиртов дихроматом калия могут получаться в зависимости от условий разные продукты.

4.R-OH+K2Cr2O7+H2SO4R-COОH+Cr2(SO4)3+K2SO4+CH3COH+H2OR-COH

3C2H5OH + K2Cr2O7+ 4H2SO4→ 3CH3CHO + K2SO4+ Cr2(SO4)3+ 7H2O

3CH3–CH2OH+2K2Cr2O7+8H2SO4→3CH3–COOH + 2K2SO4+2Cr2(SO4)3+11H2O

Вторичный спирт+ KMnO4 → кетон + MnO2 + KOH +H2O

+ КMnO4 + H2SO4→ кетон + MnSO4 + H2SO4

+ KMnO4 + H2SO4→ разрывцепи

Третичный спирт+ Cr2O3 + H2SO4→ кетон + спирт

5СН3-СНОН-СН2-СН3+2KMnO4+3H2SO4 →5CH3-CO-CH2-CH3+K2SO4+2MnSO4+8H2O

Необходимо помнить, что при окислении метанола могут получаться следующие продукты:

CH3OH + KMnO4 → K2CO3 + MnO2 + H2O

+ H2SO4→ CO2

+ OH- ; H2O → K2CO3

При окислении многоатомных спиртов могут получаться следующие продукты:

Этандиол + KMnO4 + KOH → оксалат

5СН2(ОН)–СН2(ОН)+8КMnO4+12H2SO4→5HOOC–COOH+8MnSO4+4К2SO4+22Н2О

3СН2(ОН)–СН2(ОН) + 8КMnO4→ 3KOOC –COOK +8MnO2+2КОН +8Н2О

Окисление альдегидов и кетонов

Альдегиды – довольно сильные восстановители, и поэтому легко окисляются различными окислителями, например: KMnO4, K2Cr2O7, [Ag(NH3)2]OH, Cu(OH)2. Все реакции идут при нагревании:

1. Альдегид + KMnO4+ H2SO4→ R-COOH+MnSO4+K2SO4+ H2O

5CH3-COH+ 2KMnO4+3 H2SO4→ 5CH3COOH+2MnSO4+K2SO4+ 3H2O

2. Альдегид+ KMnO4 + OH- → R-COOMe (соль)

2 CH3COOH +2KOH = 2CH3COOK + 2 H2O

3. Альдегид+KMnO4+H2O = CH3COOH+ MnO2 +H2O

3CH3CHO + 2KMnO4→ CH3COOH + 2CH3COOK + 2MnO2+ H2O

4. Альдегид + K2Cr2O7 + H2SO4→ R- COOH+ Cr2(SO4)3+K2SO4+H2O

3CH3CHO + K2Cr2O7+ 4H2SO4→ 3CH3COOH + Cr2(SO4)3+ 7H2O

5. Метаналь + K2Cr2O7+ H2SO4→ СО2

3C2H5OH+2K2Cr2O7+ 8H2SO4→ 3CH3COOH +2Cr2(SO4)3 +2K2SO4+ 11H2O.

Кетоны:

Окислению подвергаются циклические соединения:

Циклоалканы окисляются в кислой среде до двухосновных дикарбоновых кислот.

Циклобутен + KMnO4 + H2SO4 → бутандиовая кислота (янтарная).

Циклгексен + KMnO4 + H2SO4 → гександиовая кислота (адипиновая).

Разберем пример тренировочного теста 2016 года.

5 + 8KMnO4+12H2SO4 8MnSO4+4K2SO4+12H2O+5НООС- (СН2-СН2)2СООН

-1 +3 – окисление. Mn+2 Mn+7 – восстановление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, нами проанализировано содержание ЕГЭ части С3 (А-38) с целью получения представления об уровне требований к знаниям по теме «Окислительно-восстановительные реакции». Выявлены затруднения испытываемые учащимися 10-11-х классов при подготовке к ЕГЭ по химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции». Составлены опорные схемы, раскрывающие окислительно-восстановительные процессы органических веществ. Составлен систематизированный комплект аналитического материала для подготовки к ЕГЭ части С3 (А-38).

Данная работа на наш взгляд имеет общеобразовательный характер и предназначена для углубленного изучения химических процессов, способствует расширению предметных знаний по химии, лучшему усвоению материала на профильном уровне.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК

1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М.: Высшая школа, 1988.446 с.

2. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н. Учебник для образовательных учреждений. Дрофа. Москва, 2005.

3. Глинка Н.Л. Общая химия. М.: Химия, 1985. 740 с.

4. Дзудцова Д.Д, Бестаева Л.Б. Окислительно-восстановительные реакции. Дрофа. Москва, 2005 г.

5. Егоров А.С. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Ростов-на-Дону «Феникс»2010.

6. Иванцова В.И., Кондратюк Л.Г. Окислительно-восстановительные реакции (методическое пособие) красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования. Красноярск, 2007г.

7. Карцова А.А, Левкин А. Н. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии // Химия в школе. 2004, №2, 55-61 с.

8. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2006.

9. Матч Дж. Органическая химия. Реакции, механизмы и структура: В 4т./ Пер. с англ.- М.: Мир, 1987-1988.

10. Молчанова Е.Р., Кондратюк Л.Г. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии (методическое пособие). Главное управление образования администрации г. Красноярска. Красноярский городской научно-информационно-методический центр, г. Красноярск, 2006 г.

11. Потапова С.А. Окислительно-восстановительные реакции: – учебное пособие по химии для слушателей факультета до вузовской подготовки. Саратов: изд-во СГТУ, 1997, 23 с.

12. Степин Б.Д. Органическая химия. М.: Высшая школа, 1994, 608 с.

13. Хомченко Г.П., Савостьянова К.И. Окислительно-восстановительные реакции: Пособие для учащихся. М.-: Просвещение , 1980.

Приложение 1

Изменение степени окисления атомов углерода в молекулах органических соединений

Класс органических соединений

Степень окисления атома углерода

-4/-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

Алканы

CH4

CH3–CH3

CH3–CH2–CH3

CH3|C H3—C H—CH3

CH3|C H3—C —CH3| CH3

-

-

-

-

Алкены

-

CH2=CH2

CH3–CH=CH2

 

-

-

-

-

Алкины

-

-

CH=CH

CH3–C=CH

-

-

-

-

Спирты

_

_

H3C–CH2=ОН

H3C–C H–CH3|

OH

CH3|H3C—C —CH3|OH

-

-

-

Галогеналканы

-

-

H3C–CH2–CI

H3C–C H–CH3|

CI

CH3|H3C—C —CH3|CI

-

-

-

Альдегиды и кетоны

-

-

-

-

H3C–CH=O

H3C–COCH3

-

-

Карбоновые кислоты

-

-

-

-

-

-

H3C–COOH

-

Производные карбоновых кислот

Сложные эфиры

-

-

-

-

-

-

H3C–COOC2H

-

Амиды

-

-

-

-

-

-

H3C–CONH2

-

Продукты полного окисления

-

-

-

-

-

-

-

CO2

14

Просмотров работы: 4038