ПРИНОСЯТ ЛИ ЗМЕИ ПОЛЬЗУ?

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРИНОСЯТ ЛИ ЗМЕИ ПОЛЬЗУ?

Старкова Т.С. 1
1ГБОУ Школа №1391», Школьное отделение №4, 1 "Ж" класс.
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская

проблемно-реферативная работа на тему:

«ПРИНОСЯТ ЛИ ЗМЕИ ПОЛЬЗУ?»

Выполнила:

Старкова Тамара Сергеевна,

обучающаяся 1 «Ж» класса

ГБОУ г. Москвы, Школы № 1391, ШО 4

Руководитель:

Подкопаева Валентина Иосифовна,

учитель начальных классов ГБОУ г. Москвы, Школы № 1391, ШО 4

Консультант:

Старков Владислав Геннадьевич,

старший научный сотрудник

Института биоорганической химии.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1. Введение

1.1. Люди боятся змей…………………………………………………………..стр. 4

1.2. Цель проекта………………………………………………………………..стр. 4

1.3.Задачи проекта………………………………………………………………стр. 4

1.4. Краткий обзор используемой литературы и источников……………стр. 4-5

1.5. Личный вклад в решение проблемы……………………………………стр. 5

2. Основная часть

2.1. Краткая информация о змеях……………………………………………стр. 5-6

2.2. Органы чувств……………………………………………………………...стр. 6

2.3.Правила безопасности при встрече со змеёй…………………………...стр. 6-7

2.4. Как работают герпетологи…………………………………………...........стр. 7

2.5. Польза змей…………………………………………………………............стр. 8

2.6. Мифы о змеях……………………………………………………….........стр. 8-9

2.7. Серпентарий дедушки……………………………………………………..стр. 9

2.8. Моя работа со змеями. Научное исследование на тему: «Комфортная температура содержания змей в серпентарии»……………………………стр. 9-10

2.9. Выступление с докладом в классе. Исследование на тему: «Изменение отношения одноклассников к змеям после моего доклада.»……………стр. 10-11

3. Заключение………………………………………………………...........стр. 11

4. Список литературы………………………………………………..........стр. 11

5. Приложение № 1 «Как работают герпетологи»……………….............стр. 12

Приложение № 2 «Как добывают змеиный яд»………………..............стр.13

Приложение № 3 «Серпентарий дедушки (Старкова Владислава Геннадьевича)»……………………………………………………...стр. 14-16

Приложение № 4 «Исследование на тему «Комфортная температура содержания змей»»………………………………………………….стр. 17-18

Приложение № 5 «Доклад в классе. Исследование на тему «Как поменялось отношение одноклассников к змеям после моего выступления»»………………………………………………………стр. 19-20

Приложение № 6 «Вопросы к одноклассникам после доклада»…стр. 21-22

  1. Введение.

1.1.Люди боятся змей.

На уроке окружающего мира мы представляли проекты «Моя семья». Из презентации одноклассники узнали, что мой дедушка - герпетолог. Многие из ребят впервые услышали это слово. Я объяснила, что герпетология – это наука , изучающая земноводных ( лягушек, крокодилов) и пресмыкающихся (змей). Дедушка – специалист по змеям. Мои одноклассники начали говорить, что змеи ядовитые и очень опасные, и вообще, лучше держаться от них подальше.

«Приносят ли змеи пользу?» - подумала я.

Объектом моего исследования стали змеи.

1.2 Цель проекта.

Цель проекта: узнать о важной роли змей в природе.

    1. Задачи проекта.

  1. Изменить отрицательное отношение одноклассников к этим животным.

  2. Найти информацию в интернете и литературе о том, как полезны змеи.

  3. Узнать о правилах поведения при встрече со змеёй.

  4. Посетить серпентарий, посмотреть, как дедушка (Старков В.Г.) работает со змеями и поучаствовать в его работе.

  5. Отобрать фотографии из семейного архива для создания презентации и выступления в классе.

  6. Выступить с докладом на тему: «Приносят ли змеи пользу» в своем классе, 1 «Ж» школа № 1391.

  7. Провести исследование на тему: «Изменение отношения одноклассников к змеям после прослушанного доклада ». На основе проведенных исследований сделать собственные выводы.

    1. Краткий обзор используемой литературы и источников.

В своем исследовании я опиралась на те знания, которые уже получила в походах с дедушкой. Однако, этого не было достаточно. При подготовке к выступлению в классе, я посмотрела видео ролики сервиса You Tube «Моя планета. Профессия: змеелов», показывающие, как герпетологи работают в лабораториях. Мой дедушка посоветовал мне детскую энциклопедию «Змеи» автор Барбара Тейлор. Эта книга рассказала о многообразии змей в природе. Много информации об исчезающих видах змей я получила, когда папа читал мне Красную Книгу Российской Федерации.

    1. Личный вклад в решение проблемы.

Размышляя над проблемой проекта, я все время думала, каким образом можно поменять отношение моих одноклассников к змеям. Я поняла, что их отрицательное отношение к этим животным связано с тем, что они мало знают о змеях. Я приняла активное участие в подготовке доклада и презентации с фотографиями из семейного архива. На уроке я постаралась показать ребятам, что змеи – это часть природы, к ним необходимо бережно относиться. Также я нашла информацию о ложных представлениях людей о змеях, о мифах, и постаралась объяснить, почему эти мифы не имеют научного подтверждения.

  1. Основная часть.

Человек- часть природы. Змеи- тоже часть природы. Они – важное звено экологической цепи. Так зачем нужны змеи?

2.1 Краткая информация о змеях.

Змеи — это пресмыкающиеся, они близкие родственники ящерицам, черепахам и крокодилам.

Наука о змеях, герпетология, очень молодая наука. Ей всего 100 лет. Люди раньше не придавали значение изучению вопроса о змеях, так как считали змей только вредными, ненужными животными. Первый серпентарий появился в Бразилии в 1901. А серьезно змеями начали заниматься только в 50-х годах прошлого века.

Змеи могут жить практически везде, кроме Антарктиды и северных районов, так как там все время холодно. Эти животные предпочитают территории с жарким климатом, так как они не могут сами производить достаточно тепла для своего тела, потому что они холоднокровные. Чтобы активно жить, ползать, питаться, им нужно, чтобы было тепло, а когда холодно, они просто впадают в спячку.

2.2. Органы чувств.

Змеи – удивительные животные!! Некоторые из них видят носом, так как около носа у них инфракрасные термические датчики. С их помощью змеи определяют температуру объектов вокруг. А глаза у змей видят плохо, так как глаза закрыты чешуей. Получается, что змеи все время с закрытыми глазами, именно поэтому во время линьки кожа у змей сходит и с глаз в том числе. Змеи глухие, у них нет ушей. Животом они чувствуют вибрации земли, поэтому можно сказать, что они «слышат животом». Когда змея высовывает язык, она нюхает!

    1. Правила безопасности при встрече со змеёй.

На самом деле змеи вполне мирные животные. Так как человек намного больше, то он не может быть их добычей. Ведь змея не умеет откусывать, она глотает целиком. Змея укусит только в целях самообороны, если на нее наступить или помешать чем-то. Когда вы случайно увидите змею, просто дайте ей спокойно уползти. Не дразните змею и не пытайтесь её убить. Если вы гуляете по дороге, то вряд ли встретите змею. В таких случаях достаточно просто смотреть под ноги.

Если вас укусила змея, то обязательно вызовите скорую помощь и старайтесь не двигаться и больше пить. Необходимо по возможности отсосать яд из ранки и продезинфицировать её.

Жители московской области редко могут видеть живую змею, потому что здесь обитает всего два вида: уж и гадюка. И только гадюка - ядовитая змея! Всего в мире около 2500 видов змей, 400 из них ядовитые.

2.4 Как работают герпетологи.

Герпетологи занимаются отловом и изучением змей. Они уезжают на природу в те места, где водятся змеи. Там нет практически никаких удобств. Герпетологи живут в палатках и готовят пищу на костре. Я часто езжу в походы со своим дедушкой, это интересно! Когда идешь на отлов змей летом, нужно встать очень рано, в 5 утра. Мы обуваем высокие сапоги, дедушка берет крюк и сачок, и мы идем. Высокие сапоги обязательны, потому что если случайно наступишь на змею, она не сможет укусить тебя за ногу. Дедушка говорит, что с первыми лучами солнца змеи выползают погреться. Идти днем уже поздно, потому что змеи не любят, чтобы было очень жарко. Дедушка аккуратно прижимает змею сапогом, подхватывает её крюком и засовывает в сачок. Змеи шипят, но дедушка все делает быстро и ловко (Приложение № 1). Он ловит змей для Института биоорганической химии. Количество пойманных змей каждый раз разное: то 5 штук, то 100 штук.

Дальше герпетологи везут змей в лабораторию, где добывают яд змей. Для этого берется специальное блюдечко, чашка Петри, крючком выбирается гадюка, нужно постараться поймать змею за голову (чтобы она не укусила), гадюка, как правило, раскрывает рот, герпетолог подставляет чашку Петри под ядовитые зубы и аккуратно надавливает (Приложение № 2).Выдавливается яд, не больше двух трех капель. Нужно около 75 гадюк, чтобы набрать хотя бы 1 грамм. Мой дедушка всегда очень внимателен к животным. Если гадюке плохо, или она беременна, он не будет её доить. Мой дедушка всегда выпускает змей спустя некоторое время, чтобы не вредить экологическому равновесию.

2.5 Польза змей.

В Институте биоорганической химии гадючий яд используют в разных научных экспериментах. Яд змей также используется для приготовления лекарств.

Не случайно на эмблеме аптек изображены змея и чаша. Змеиный яд используется медиками с древних времен. Легендарный греческий врач Асклепий всегда изображался со змеей, поскольку благодаря змеям он стал не просто великим врачом, а даже врачом-богом, покровителем медицины. Уже будучи весьма известным, Асклепий был приглашен критским царем Миносом, чтоб воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, как вдруг посох обвила ядовитая змея. В страхе, Асклепий ударом посоха убил ее, но появилась вторая змея, несшая во рту траву. Трава воскресила убитую змею. Асклепий разыскал траву, которую принесла змея, и воскресил ею сына царя Миноса. Змеиный яд издревле использовалась людьми для лечения. Для ряда стран из яда змей изготавливается сыворотка, помогающая при укусах ядовитых змей.

Помимо этого, змеи – хищники, они поедают грызунов, больших вредителей полей.

2.6. Мифы о змеях.

Люди охотно верят небылицам о змеях и еще больше их боятся. Вот некоторые мифы.

Змеи обязательно кусаются, и люди умирают. Это не совсем правда! Зависит от змеи и силы яда, от здоровья человека. Вспомним, что змеи – мирные животные, они вообще не будут нападать, если их не потревожить. Вот несколько примеров из опыта работы дедушки. Однажды у него из лаборатории сбежало несколько змей. Никто из людей других лабораторий не был укушен. Змей постепенно нашли в разных местах, а некоторые так и пропали. Моего папу, когда ему было 13 лет, укусила гадюка. Он два дня был в очень тяжелом состоянии, а потом выздоровел. Дедушку кусали ядовитые змеи не один раз! Гадюки кусали даже мою собаку Оззи. Мы, конечно, очень испугались, но собака выжила. Змеи кусаются, потому что защищают себя. Нужно быть осторожнее.

Если у змеи вырвать ядовитые зубы – то она станет безопасной. Это миф! Вскоре у змеи опять вырастут новые ядовитые зубы!!

В рассказе «Пестрая лента» о Шерлоке Холмсе преступник хотел совершить убийство с помощью ядовитой змеи. Для этого он приучил её возвращаться на свист к блюдечку с молоком. Однако, Шерлок Холмс разоблачил замысел преступника, и когда змея вползла в комнату по шнуру, сыщик хлестнул змею тростью – она бросилась назад и укусила своего хозяина. Рассказ интересный, но Конан Дойль допусти две ошибки: змеи не пьют молоко, и они не могли бы услышать свист!

Змеи абсолютно глухие. Когда факир играет на дудочке, то кобра раздувает капюшон не потому, что она слышит музыку, а потому что она реагирует на движения дудочки и встает в устрашающую позу.

2.7 Серпентарий дедушки.

В серпентарии дедушки в основном только ядовитые змеи. При посещении я увидела щитомордников, мадагаскорофисов, тайландских кобр, индийских кобр, африканских гадюк, болгарских носатых гадюк. Самые злые и опасные змеи - африканские гадюки. Они недлинные, но имеют очень сильный яд. А вот щитомордники уссурийские, когда злятся, трясут хвостом как гремучая змея. Из неядовитых змей у дедушки есть зеленые вьетнамские полозы, они любят лежать в воде (Приложение № 3).

2.8 Моя работа со змеями. Научное исследование на тему: «Комфортная температура содержания змей в серпентарии».

Когда я пришла в серпентарий к дедушке, то он решил на примере показать, как нужно работать со змеями. Он, конечно, не доверил мне доить их яд, но поручил измерить температуру тела змей в своем серпентарии. Цель исследования заключалась в выявлении условий комфортного содержания змей. Мы открывали боксы со змеями и с помощью инфракрасного термометра, пирометра, измеряли температуру их тела (Приложение № 4). Получили следующие результаты:

Комфортная температура содержания разных видов змей.

Название змеи

Температура содержания в градусах цельсия.

Тайландские кобры

Индийские кобры

Щитомордники

Носатые болгарские гадюки

Дети африканской гадюки

Мадагаскорофисы

Зеленые вьетнамские полозы

24-26

26-28

25-27

26-27

28-30

22-23

Около 22

При этих значениях змеи чувствуют себя хорошо, они активно кушают, хорошо спят. Так как температура змеи зависит от температуры воздуха, она сама выискивает места в боксе с более высокой и более низкой температурой. Я соблюдала все правила безопасности и успешно закончила работу.

2.9. Выступление с докладом в классе. Исследование на тему: « Изменение отношения моих одноклассников к змеям после моего выступления».

После проведенной работы в серпентарии дедушки я поняла, что при умелом обращении со змеёй, герпетолог не подвергается большой опасности. Своими знаниями о змеях я хотела поделиться с одноклассниками. Для этого была приготовлена презентация с фотографиями (Приложение № 5). В начале выступления перед классом я задала вопрос: «Ребята, а вы боитесь змей?». Почти все сказали, что очень сильно их боятся и практически ничего о них не знают. После моего выступления я провела опрос по содержанию своего доклада (Приложение № 6), и в конце еще раз спросила одноклассников: «Вы по-прежнему боитесь змей?». 20 из 26 человек сказали, что уже не так сильно боятся. Почти все стали уверенными в том, что встреча со змеёй не будет опасна для жизни, если правильно себя вести.

Результаты исследования показали, что чем больше люди знают о змеях, тем меньше они их боятся.

  1. Заключение.

В своей работе я рассказывала о змеях. Также я провела два исследования. В первом исследовании я училась работать со змеями. Мое исследование показало, что для каждого вида змеи существует своя комфортная температура содержания. Во втором исследовании, в ходе урока я рассказывала одноклассникам о змеях. Я показала, что змеи незлые животные, они не вредят просто так, а защищают себя. Так делают все живые существа. Змеи - часть природы, также как и человек.

  1. Список литературы.

  1. Красная книга Российской Федерации (животные)/РАН.: Гл. редкол.: В. И. Данилов-Данильян и др. — М.: АСТ: Астрель, 2001. — 862 с.

  2. Банников, А.Г. Мир животных и его охрана/ А.Г. Банников - Изд-во Педагогика, 1978. – 128 с.

  3. Брем, А.С. Жизнь животных. Рептилии/ А.С. Брем – М.: АСТ, 2000-664с.

  4. Тейлор, Б Змеи/ Б Тейлор- М.: АСТ, 2002- 63 с.

  5. Клуб Моя планета. Профессия: змеелов [ Электронный ресурс]- Режим доступа: http://project.moya-planeta.ru/professiya_zmeelov/.

  6. Рассказы дедушки (Старков Владислав Геннадьевич- научный сотрудник Института биоорганической химии).

Приложение № 1. « Герпетолог на работе».

Приложение № 2 «Как добывают змеиный яд?»

Приложение № 3 «Серпентарий дедушки (Старкова Владислава Геннадьевича)».

Приложение № 4 «Исследование на тему: Комфортная температура содержания змей».

Приложение № 4 «Доклад в классе. Исследование на тему: «Изменение отношения одноклассников к змеям после моего выступления»».

Приложение № 5. «Вопросы к ученикам после доклада».

1.Что змеи пьют ?

2. Змеи могут напасть на человека из укрытия?

3.Могут ли змеи видеть?

4. Могут ли змеи слышать?

5. Почему змея раздувает капюшон, когда факир играет на дудочке?

6. Как называется специалист по змеям?

7. Все ли змеи ядовитые?

8. Какие виды змей встречаются в Московской области?

9. Где находится змеиный яд?

10. Что змеи едят?

11. Что изображено на эмблеме аптек?

12. Что изображено на эмблеме Всемирной организации здравоохранения?

14. Как называется место, где содержатся змеи?

15. Зачем в каждом боксе в серпентарии есть лампа?

16. Что случится, если лампу в боксе выключить?

17. Почему герпетологи обувают высокие сапоги, когда идут на отлов змей?

18. Сколько яда может дать одна змея?

19. Сколько примерно нужно змей, чтобы добыть 1 грамм яда?

20. Какие названия змей вы запомнили?

13. Какую пользу приносят змеи?

21. Если змея укусила, то человек обязательно умрет?

22. Что нужно делать, если змея укусила?

23. Какие правила безопасности нужно соблюдать при встрече со змеёй?

21

Просмотров работы: 6400