ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА

I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА

Колосов Д.И. 1
1Школа №3 г. Новочеркасска Ростовской области 9 класс
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Московское государство окончательно сложилось тогда, когда мос­ковские князья собрали под своей властью всю Северо-Восточную Русь и решили проблемы с татарским игом (что относится примерно к концу XV в.). До этого времени земельные отношения и землеустройство про­должали оставаться зависимыми от исторических событий, которые происходили в период татаро-монгольского нашествия.

Попав под власть Золотой Орды, русские были вынуждены пла­тить татарам дань; для ее сбора фискальные агенты Орды (баскаки) производили перепись населения, земель и всех доходов. Через не­сколько десятилетий из-за упорного сопротивления народа сбор и доставка дани были переданы русским князьям, которые, используя собственную администрацию, учитывали земли и доходы.

Описания земель, проведенные в период татаро-монгольского ига, еще долгое время служили земельно-учетными данными для московских князей.

Вместе с тем на княжеских землях происходило движение (обо­рот) земель. Земли перераспределялись между жителями, отходили по наследству, делились, возникали земельные споры.

Для разрешения земельных вопросов применялись местные (кня­жеские) законы. Известны некоторые из таких законодательств: Московское, Новгородское, Псковское.

Выполняя требования законодательства, повеления князя или духовных властей, решения судов, собраний горожан (вече), кня­жеские служители делили и обмеряли землю, отводили и изымали земельные участки, устанавливали границы (межи) княжеских зе­мель (между селениями и внутри них), отдельных участков. Эти упол­номоченные князем люди (как правило, писцы) были, по сути, пер­выми землемерами. Они должны были хорошо знать грамоту, уметь считать, ориентироваться в княжеских законах и владеть простей­шими методами измерения.

С момента образования Русского государства в нем преобладало вотчинное землевладение.

Вотчина представляла собой территорию (совокупность участ­ков земли), которой ее владелец мог беспрепятственно распоряжать­ся: продавать, дарить, завещать, то есть владеть на праве полной собственности.

На Руси было три вида вотчин: наследственные (родовые) — переходящие из поколения в поколение в княжеских и боярских фа­милиях; выслужные — полученные от князя (впоследствии от госу­даря) за военные и иные заслуги; купленные — приобретенные феодалом у других феодалов за деньги.

Содержание уставных и судных грамот, "купчих", "вкладных", "межевых" и других юридических документов свидетельствует о том, что границы вотчины устанавливались в основном по взаимному со­гласию землевладельцев или по указанию властей в присутствии их представителя и проходили, главным образом, по естественным ру­бежам (рекам, ручьям, дорогам, опушкам леса и т. д.).

После освобождения от власти татар начинается быстрое объе­динение русских земель и образование единого государства. Присое­динение удельных княжеств к Великому княжеству Московскому, централизация власти привели к усложнению функций управления земельными ресурсами. Нужно было произвести новую раскладку податей в казну, вследствие чего возобновились переписи и началось перераспределение земель. Переписи проводили особые чиновники, называвшиеся "численниками", "пошлинниками" или писцами. Они описывали и исчисляли не только территорию княжеств, воеводств, но и земельные владения каждого частного лица.

С царствования Ивана III (1462-1505 гг.) начинается новый этап в организации межевания, связанный с введением поместной системы землевладения. Государство предоставляло служивым людям, преиму­щественно военным, поместья на срок их службы и на определенных условиях.

Порядок предоставления поместий в то время существовал сле­дующий.

До 15 лет каждый человек из дворянского сословия считался "недорослем". Когда он достигал 15 лет, его "верстали в службу", и он числился уже "новиком", но земли еще не получал. Обычно про­ходило 2-3 года, и "новика наделяли окладом", т. е. ему давалось право на получение земельного участка в качестве поместья.

Если у такого человека уже было известное количество зем­ли в вотчинном владении, то его поместный оклад соответственно уменьшался.

Размер участка определялся исходя из чина и происхождения: городовые чины получали меньше московских, а московские — меньше думных. В общем, поместные оклады были крайне разнообразны: от нескольких десятков десятин до нескольких сотен. Для отдельных местностей эти оклады с течением времени повышались. Так, в XVII столетии средний размер был выше, чем в XVI.

Оклад представлял собой предел, выше которого служивый че­ловек не мог получить землю. Обычно установленный размер оклада никогда не достигался. Служивому человеку нужно было самому отыс­кать пустую землю в размере, не превышавшем его оклад, при том непременно в том уезде, где он должен был служить. После этого он подавал челобитную, и только по утверждении за ним поместья ста­новился его владельцем.

Участок, которым в действительности владел помещик, носил название "дачи". За служебное отличие ему давали прибавки к ок­ладу, соответственно увеличивалась и дача.

Большой удельный вес в Московском государстве занимало мо­настырское и церковное землевладение. С развитием центральной власти выделились дворцовые и государственные земли.

Дворцовые земли находились в феодальной собственности кня­жеской семьи, соответствующие доходы шли на содержание двора великого князя (царя). Напротив, доходы от государственных земель шли в общегосударственную казну. На дворцовых землях велось боль­шое хозяйство.

Наиболее освоенными и распаханными в то время являлись двор­цовые земли. Это объяснялось тем, что дворцовые земли, как прави­ло, управлялись более предприимчивыми людьми, и имели в своем составе наиболее трудоспособную часть населения и лучшие участ­ки земель.

Эффективное же использование "черных" земель было обуслов­лено интересами черносошного крестьянства, стремящегося обеспе­чить себя продовольствием как можно лучше.

Уже к середине XVI в. землевладение, землепользование и зе­мельные отношения в России оказались сильно запутанными. Отсут­ствовала ясность в количестве и качестве земель поместий и вотчин, дворцовых, государственных, монастырских, церковных, крестьянс­ких земель; не были описаны и распределены обширные земли, при­соединенные к России в первой половине XVI в. Необходимо было установить, кто какими землями и на каком основании владеет, ка­кие площади можно предоставить служивым людям, как пополнять казну за счет перераспределения земель.

Этим определилась насущная потребность в осуществлении го­сударственной властью специального вида землеустроительных и земельно- учетных работ, которые в истории России были названы пис­цовыми межеваниями.

Таким образом, писцовые межевания (описания) — это первый и основной вид землеустроительной деятельности, который был орга­низован государством, финансировался из государственной казны и отражал земельную политику России в области укрепления помест­ного землевладения.

Список используемых источников.

  1. Волков С.Н., Косинский В.В., Папаскири Т.В. История земельно-имущественных отношенийи землеустройства : метод. указ. по изучению дисциплины.- М: ГУЗ, 2012

  2. Лукьянченко Е.П., Петрова И.А., Исакова А.В., История земельных отношений: курс лекций.-Новочеркасск,2003

  3. Дьяченко А.В. История земельно-имущественных отношений и землеустройства: курс лекций.-Новочеркасск,2010

  4. История земельных отношений и землеустройства: учеб. пос./под ред А.А Варламова.- М.:Колос, 2000.- 335с.

Чешев, А.С.История земельных отношений: учеб.пос./ Чешев А.С., Фесенко И.П..- Новочеркасск,2001.-282с.

Просмотров работы: 562