Попав под власть Золотой Орды, русские были вынуждены платить татарам дань; для ее сбора фискальные агенты Орды (баскаки) производили перепись населения, земель и всех доходов. Через несколько десятилетий из-за упорного сопротивления народа сбор и доставка дани были переданы русским князьям, которые, используя собственную администрацию, учитывали земли и доходы.
Описания земель, проведенные в период татаро-монгольского ига, еще долгое время служили земельно-учетными данными для московских князей.
Вместе с тем на княжеских землях происходило движение (оборот) земель. Земли перераспределялись между жителями, отходили по наследству, делились, возникали земельные споры.
Для разрешения земельных вопросов применялись местные (княжеские) законы. Известны некоторые из таких законодательств: Московское, Новгородское, Псковское.
Выполняя требования законодательства, повеления князя или духовных властей, решения судов, собраний горожан (вече), княжеские служители делили и обмеряли землю, отводили и изымали земельные участки, устанавливали границы (межи) княжеских земель (между селениями и внутри них), отдельных участков. Эти уполномоченные князем люди (как правило, писцы) были, по сути, первыми землемерами. Они должны были хорошо знать грамоту, уметь считать, ориентироваться в княжеских законах и владеть простейшими методами измерения.
С момента образования Русского государства в нем преобладало вотчинное землевладение.
Вотчина представляла собой территорию (совокупность участков земли), которой ее владелец мог беспрепятственно распоряжаться: продавать, дарить, завещать, то есть владеть на праве полной собственности.
На Руси было три вида вотчин: наследственные (родовые) — переходящие из поколения в поколение в княжеских и боярских фамилиях; выслужные — полученные от князя (впоследствии от государя) за военные и иные заслуги; купленные — приобретенные феодалом у других феодалов за деньги.
Содержание уставных и судных грамот, "купчих", "вкладных", "межевых" и других юридических документов свидетельствует о том, что границы вотчины устанавливались в основном по взаимному согласию землевладельцев или по указанию властей в присутствии их представителя и проходили, главным образом, по естественным рубежам (рекам, ручьям, дорогам, опушкам леса и т. д.).
После освобождения от власти татар начинается быстрое объединение русских земель и образование единого государства. Присоединение удельных княжеств к Великому княжеству Московскому, централизация власти привели к усложнению функций управления земельными ресурсами. Нужно было произвести новую раскладку податей в казну, вследствие чего возобновились переписи и началось перераспределение земель. Переписи проводили особые чиновники, называвшиеся "численниками", "пошлинниками" или писцами. Они описывали и исчисляли не только территорию княжеств, воеводств, но и земельные владения каждого частного лица.
С царствования Ивана III (1462-1505 гг.) начинается новый этап в организации межевания, связанный с введением поместной системы землевладения. Государство предоставляло служивым людям, преимущественно военным, поместья на срок их службы и на определенных условиях.
Порядок предоставления поместий в то время существовал следующий.
До 15 лет каждый человек из дворянского сословия считался "недорослем". Когда он достигал 15 лет, его "верстали в службу", и он числился уже "новиком", но земли еще не получал. Обычно проходило 2-3 года, и "новика наделяли окладом", т. е. ему давалось право на получение земельного участка в качестве поместья.
Если у такого человека уже было известное количество земли в вотчинном владении, то его поместный оклад соответственно уменьшался.
Размер участка определялся исходя из чина и происхождения: городовые чины получали меньше московских, а московские — меньше думных. В общем, поместные оклады были крайне разнообразны: от нескольких десятков десятин до нескольких сотен. Для отдельных местностей эти оклады с течением времени повышались. Так, в XVII столетии средний размер был выше, чем в XVI.
Оклад представлял собой предел, выше которого служивый человек не мог получить землю. Обычно установленный размер оклада никогда не достигался. Служивому человеку нужно было самому отыскать пустую землю в размере, не превышавшем его оклад, при том непременно в том уезде, где он должен был служить. После этого он подавал челобитную, и только по утверждении за ним поместья становился его владельцем.
Участок, которым в действительности владел помещик, носил название "дачи". За служебное отличие ему давали прибавки к окладу, соответственно увеличивалась и дача.
Большой удельный вес в Московском государстве занимало монастырское и церковное землевладение. С развитием центральной власти выделились дворцовые и государственные земли.
Дворцовые земли находились в феодальной собственности княжеской семьи, соответствующие доходы шли на содержание двора великого князя (царя). Напротив, доходы от государственных земель шли в общегосударственную казну. На дворцовых землях велось большое хозяйство.
Наиболее освоенными и распаханными в то время являлись дворцовые земли. Это объяснялось тем, что дворцовые земли, как правило, управлялись более предприимчивыми людьми, и имели в своем составе наиболее трудоспособную часть населения и лучшие участки земель.
Эффективное же использование "черных" земель было обусловлено интересами черносошного крестьянства, стремящегося обеспечить себя продовольствием как можно лучше.
Уже к середине XVI в. землевладение, землепользование и земельные отношения в России оказались сильно запутанными. Отсутствовала ясность в количестве и качестве земель поместий и вотчин, дворцовых, государственных, монастырских, церковных, крестьянских земель; не были описаны и распределены обширные земли, присоединенные к России в первой половине XVI в. Необходимо было установить, кто какими землями и на каком основании владеет, какие площади можно предоставить служивым людям, как пополнять казну за счет перераспределения земель.
Этим определилась насущная потребность в осуществлении государственной властью специального вида землеустроительных и земельно- учетных работ, которые в истории России были названы писцовыми межеваниями.
Таким образом, писцовые межевания (описания) — это первый и основной вид землеустроительной деятельности, который был организован государством, финансировался из государственной казны и отражал земельную политику России в области укрепления поместного землевладения.
Список используемых источников.
Волков С.Н., Косинский В.В., Папаскири Т.В. История земельно-имущественных отношенийи землеустройства : метод. указ. по изучению дисциплины.- М: ГУЗ, 2012
Лукьянченко Е.П., Петрова И.А., Исакова А.В., История земельных отношений: курс лекций.-Новочеркасск,2003
Дьяченко А.В. История земельно-имущественных отношений и землеустройства: курс лекций.-Новочеркасск,2010
История земельных отношений и землеустройства: учеб. пос./под ред А.А Варламова.- М.:Колос, 2000.- 335с.
Чешев, А.С.История земельных отношений: учеб.пос./ Чешев А.С., Фесенко И.П..- Новочеркасск,2001.-282с.